Юноша и смерть

Балет пети «юноша и смерть» (le jeune homme et la mort) | belcanto.ru

Сценическая жизнь

Балет Елисейских полей

Премьера прошла 25 июня 1946 года на сцене Театра Елисейских Полей

  • Юноша — Жан Бабиле
  • Смерть — Натали Филиппар, затем Зизи Жанмер, Клер Сомбер

Премьера прошла 9 апреля 1951 года на сцене Метрополитен-Опера

  • Юноша — Жан Бабиле
  • Смерть — Натали Филиппар

Премьера прошла в 1955 году

Новая постановка в 2006 году

  • Юноша — Роберто Болле
  • Смерть — Дарси Бассел

Премьера прошла в 1990 году

Юноша — Кадер Беларби

Мариинский театр

Премьера прошла 25 марта 1998 года

Дирижёр-постановщик — Г. Плисс-Стеренберг

  • Юноша — Фарух Рузиматов, затем Вячеслав Самодуров, Андриан Фадеев
  • Смерть — Ульяна Лопаткина, затем Диана Вишнёва, Юлия Махалина

Большой театр

Премьера прошла 4 июня 2010 года

Дирижёр-постановщик — Павел Клиничев, художник по свету — Жан-Мишель Дезире, ассистент хореографа-постановщика — Луиджи Бонино

  • Юноша — Иван Васильев
  • Смерть — Светлана Захарова, затем Светлана Лунькина

Музыка

В пору создания «Юноши и Смерти» Кокто искал новый принцип взаимодействия музыки и сцены, отличный от бытовавшего в традиционном балетном театре. Он предоставил Пети право использовать в работе любую музыку, впоследствии предполагая заменить её на другую.

Пети ставил под популярную джазовую песню «Фрэнки и Джонни». Перед премьерой Кокто решил, что спектакль должен идти в сопровождении классической музыки. В итоге к уже законченной постановке был подобран новый музыкальный ряд — «Пассакалия» Баха в оркестровке Респиги. Причем готовая хореография накладывалась на «Пассакалию» чисто механически, без синхронизации звуковых и пластических акцентов.

Существует легенда, согласно которой на премьере авторы балета неожиданно поняли, что сценическое действие может не уложиться в протяженность «Пассакалии» и стали торопить исполнителей. Этот миф опроверг Пети. Он указал, что одной из причин выбора Пассакалии явилось как раз то, что она идеально подходила по длительности.

Первоначально Кокто предполагал использовать в качестве музыки балета попеременно «Пассакалию» и увертюру к опере В. А. Моцарта «Волшебная флейта», но этот замысел осуществлен не был.

полная биография:

Ролан Пети был сыном Роз Репето, основательницы самой известной марки балетной одежды и обуви «Repetto» и владельца закусочной. Он рано проявил интерес к искусству и поступил в балетную школу Парижской оперы, где его педагогами стали Густав Рико и Серж Лифарь, который уже в 1943 году поручил ему сольную партию в своем балете «Любовь-волшебница» на музыку Мануэля де Фальи.

С 1945 года Ролан Пети создавал свои собственные постановки в театре Мариньи с балериной Зизи Жанмэр и в балетной труппе парижского Театра Сары Бернар, в котором он поставил балет «Комедианты» на музыку Анри Соге.

Вскоре он создал собственную труппу «Балет Елисейских полей», (которая просуществовала до 1947), в 1946 показал балет Юноша и смерть по сценарию Жана Кокто на музыку И. С. Баха, вошедший — как и более поздний балет Волк — в классику мирового балетного искусства.

В 1948 году создал новую труппу «Балет Парижа», в которой выступала прима-балерина Марго Фонтейн. В 1954 году женился на балетной звезде Зизи Жанмэр.

В 1972 году основал Марсельский балет, которым руководил в течение 26 лет. Оформляли спектакли Жан Карзу и Макс Эрнст

Ролан Пети автор более чем пятидесяти постановок балетов и номеров для танцовщиков всего мира. Его опусы отличались стилистическим и техническим разнообразием балетного языка. Интересным было сотрудничество как с авангардистами, так и с представителями нового реализма, среди которых Мартиал Райс и Жан Тэнгли. В 1946 году хореограф создаёт шедевр «Юноша и смерть», по Жану Кокто (фр. Le Jeune Homme et la Mort), балет, который увидел на видеозаписи и российский зритель в исполнении Михаила Барышникова. 

В 1949 году — свой знаменитый балет «Кармен» (фр. Carmen) и «Арлезианка» на музыку Жоржа Бизе. В 1965 году создал балет «Собор Парижской богоматери» (фр. Notre-Dame de Paris) на музыку Мориса Жарра. В 1971 году поставил номер на музыку Малера «Больная роза» (фр. La Rose Malade) для Майи Плисецкой. Рудольф Нуреев танцевал балет «Le Jeune Homme et la Mort» (музыка — Иоганн Себастьян Бах). В 2010 г. эта мимодрама была поставлена в Большом Театре для Ивана Васильева.

Работал в кино, сотрудничал с Ивом Сен-Лораном, Кристианом Диором, Сержем Генсбуром, Пикассо, Максом Эрнстом, Жаном Карзу, Жаном Тэнгли, Ники де Сен-Фалль. Ставил спектакли на лучших сценах мира Италии, Германии, Англии, Канады и Кубы. Либретто для Пети писали Сименон, Жак Превер, Жан Ануй, музыку — Анри Дютийё.

Скончался в возрасте 87 лет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: