Балет «тщетная предосторожность»

Тщетная предосторожность

Действующие лица и сюжет

Действующие лица и сюжет даются по версии композитора Фердинана Герольда в переводе на русский язык, запись Л.Энтелиса. Первоначально, по замыслу Ж.Доберваля, имена персонажей несколько отличались от более поздних редакций. Так, главных героев звали не Лиза (фр.: Lise) и Колен (фр.: Colin), а Лизон (Lison) и Кола (Colas). А современная Марцелина звалась вдовой Раготтой (Ragotte) или в более поздних версиях — Симоной (Simone), при этом партия всегда исполнялась мужчинами.

Действующие лица

  • Марцелина, зажиточная крестьянка (в другой редакции Симона).
  • Лиза, её дочь.
  • Колен, бедный крестьянин.
  • Мишо, откупщик.
  • Никез, его сын (по другим редакциям Ален).
  • Нотариус.

Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.

Сюжет

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.

Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 21 апреля 2011.
  2. ↑ . Дата обращения: 21 апреля 2011.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 апреля 2011.
  4. Д. М. Трускиновская. «100 великих мастеров балета», лист 4, Издательство: Вече, 2010 г., ISBN 978-5-9533-4373-2
  5. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 апреля 2011.
  6. ↑ . Дата обращения: 21 апреля 2011.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 апреля 2011.
  8. . Дата обращения: 21 апреля 2011.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 августа 2011.
  10. . Дата обращения: 11 августа 2011.
  11. . Дата обращения: 21 апреля 2011.
  12. . Дата обращения: 29 марта 2014.
  13. . Дата обращения: 29 марта 2014.
  14. . Дата обращения: 29 марта 2014.
  15. . Дата обращения: 29 марта 2014.
  16. . Дата обращения: 29 марта 2014.

История создания

Жан Доберваль — ученик Новерра и продолжатель его хореографических идей в создании действенного балета (ballet d’action) — является основателем комедийного балета. Персонажами его постановок стали не боги и древние герои, а представители народа, так называемого третьего сословия, самые простые люди с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью и без глобальных интересов и притязаний. Эта эстетика в конце XVIII столетия стала новаторством, впервые представители самых низов общества заняли места на балетной сцене.

После смещения Ж.Новерра с поста директора балетной труппы Парижской Королевской академии музыки этот пост в 1781—1783 гг. занимал Жан Доберваль, но долго там не продержался, смещенный дирекцией в 1783 году, и большую часть своих постановок осуществил в балетной труппе музыкального театра Бордо, куда вскоре перебрался и где провинциальная публика благожелательно встречала его балеты о таких же простых людях, постоянно попадавших в комические ситуации и выходивших из них не при помощи высших сил или великих героев, а собственной находчивостью и веселостью, смекалкой и хитроватостью.

Одним из таких его балетов стал двухактный Le Ballet de la paille ou Il n’y a qu’un pas du mal au bien («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг») — именно так назвал сам автор своё произведение, покорившее в дальнейшем все мировые балетные сцены и более известное под названием La Fille mal gardée, а в России — «Тщетная предосторожность».

Литография Шоффара по картине Бодуена. 1789 г.

В театральном мире существуют разные легенды о зарождении сюжетной фабулы балета. Есть мнение, что Ж.Доберваль не сам придумал сюжет балета, а однажды подсмотрел эту вполне реальную, фактически произошедшую, историю в какой-то деревне. Балетмейстер, посмеявшись забавному случаю, решил воплотить его на сцене.

По другой версии, его вдохновил офорт работы Шоффара (Pierre-Philippe Choffard) (1730—1809) по картине Бодуена с изображением комической бытовой сценки: пожилая дама распекает юную девушку, а по лестнице чердака со всех ног улепетывает её любовник с панталонами в руках.

А есть версия, что в образе красавца Колена Жан Доберваль намекал на себя и собственные амурные похождения.

Постановки

Ж.Доберваль ещё повторял свой неизменно пользующийся зрительским успехом балет на других сценах. Затем постановки стали возобновляться другими балетмейстерами. Музыка поначалу использовалась любая по вкусу постановщиков. В 1796 году П.Гаво написал музыку для переделки балета в комическую оперу, и эту музыку использовал Омер для своей постановки балета. Однако музыка Пьера Гаво продержалась недолго. В 1828 году композитор Л. Герольд одарил балет наконец постоянной музыкой. А в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор — П.Гертель. Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры. Балет прошёл чуть ли не во всех мировых музыкальных театрах .

Сам балет был полон фривольного юмора и неоднозначных намеков. Эти любовные сценки ставились по-разному в разное время, в зависимости от общепринятых норм морали, которые быстро менялись: стог сена то ставился на середину сцены как главное место действия, то целомудренно убирался за декорации подальше от глаз, а на первом плане трудолюбивая Лиза — в зависимости от фантазии и знаний постановщика в области крестьянского быта и его колорита — кормила настоящих кур, занималась стиркой и глажкой, пряла или, горестно вздыхая, живо представляла себе счастливую семейную жизнь с любимом Коленом и рождение их детей — словом, занималась чем угодно, но не предназначенным по сценарию на сеновале в объятиях любимого.

Некоторые постановки:

С этого времени балет Ж.Доберваля победно пошёл по европейским сценам.

В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797) .

15 сентября 1837 — Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление постановки с музыкой Луи Герольда, но с добавлением па-де-дё , написанное Э. Леборном для Ф. Эльслер . Первые исполнители: Лиза
— Ф. Эльслер ; Колен
— Ж. Мазилье.

В версии музыки Луи Герольда балет неоднократно ставился на европейских сценах, в том числе в России: в Петербурге в Большом Каменном театре : 20 ноября 1848 (по редакции Ш. Дидло, Лиза
— Ф. Эльслер ; Колен
— Х. П. Иогансон ; Марцелина
— Ж. Перро) и 28 октября 1854 (балетмейстер Ж. Перро, Лиза
— Анна Прихунова) и в московском Большом театре : 12 февраля 1845 (балетмейстер И. Н. Никитин по редакции Ш. Дидло, Лиза
— Е. А. Санковская; Колен
— И. Н. Никитин) и 11 мая 1850 (Лиза
— Ф. Эльслер) .

Натали Бок в балете «Тщетная предосторожность». 1987

За время своего существования с 1789 года этот балет привлекал внимание многих выдающихся хореографов, а исполнителями партий были звезды балета мировой величины. Но все эти созданные спектакли, с разной музыкой, прочно опираются на самую первую постановку Жана Доберваля

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: