List of works by béla bartók

Опера бартока «замок герцога синяя борода» (a kékszakállú herceg vára) | belcanto.ru

Listed by DD Number

  • DD.1 — Walczer for Piano (1890)
  • DD.2 — Changing Piece (Változo darab) for Piano (1890)
  • DD.3 — Mazurka for Piano (1890)
  • DD.4 — Budapest Athletic Competition (A Budapesti tornaverseny) for Piano (1890)
  • DD.5 — Sonatina No. 1 for Piano (1890)
  • DD.6 — Wallachian Piece (Oláh darab) for Piano (1890)
  • DD.7 — Fast Polka (Gyorspolka) for Piano (1891)
  • DD.8 — ‘Béla’ Polka for Piano (1891)
  • DD.9 — ‘Katinka’ Polka for Piano (1891)
  • DD.10 — Voices of Spring (Tavaszi hangok) for Piano (1891)
  • DD.11 — ‘Jolán’ Polka for Piano (1891)
  • DD.12 — ‘Gabi’ Polka for Piano (1891)
  • DD.13 — Forget-me-not (Nefelejts) for Piano (1891)
  • DD.14 — Ländler No. 1 for Piano (1891)
  • DD.15 — ‘Irma’ Polka for Piano (1891)
  • DD.16 — Radegund Echo (Radegundi visszhang) for Piano (1891)
  • DD.17 — March (Indulo) for Piano (1891)
  • DD.18 — Ländler No. 2 for Piano (1891)
  • DD.19 — Circus Polka (Cirkusz polka) for Piano (1891)
  • DD.20 — The Course of the Danube (A Duna folyása) for Piano
  • DD.20b — The Course of the Danube (A Duna folyása) for Violin and Piano (1894)
  • DD.21 — Sonatina No. 2 for Piano (1891?)
  • DD.22 — Ländler No. 3 for Piano (1892)
  • DD.23 — Spring Song (Tavaszi dal) for Piano (1892)
  • DD.24 — Szöllos Piece (Szöllosi darab) for Piano (1892)
  • DD.25 — ‘Margit’ Polka for Piano (1893)
  • DD.26 — ‘Ilona’ Mazurka for Piano (1893)
  • DD.27 — ‘Loli’ Mazurka for Piano (1893)
  • DD.28 — ‘Lajos’ Waltz (‘Lajos’ valczer) for Piano (1893)
  • DD.29 — ‘Elza’ Polka for Piano (1894)
  • DD.30 — Andante con variazioni for Piano (1894)
  • DD.31 — X.Y. for Piano (1894)
  • DD.32 — Sonata No. 1 in G Minor for Piano (1894)
  • DD.33 — Scherzo in G Minor for Piano (1894)
  • DD.34 — Fantasie in A Minor for Piano (1895)
  • DD.35 — Sonata No. 2 in F Major for Piano (1895)
  • DD.36 — Capriccio in B Minor for Piano (1895)
  • DD.37 — Sonata in C Minor for Violin and Piano (1895)
  • DD.38 — Sonata No. 3 in C Major for Piano (1895, Lost)
  • DD.39 — Pieces for Violin (1895, Lost)
  • DD.40 — Fantasia for Violin (1896, Lost)
  • DD.41 — Fantasia for Violin (1896, Lost)
  • DD.42 — String Quartet No. 1 in B Major (1896, Lost)
  • DD.43 — String Quartet No. 2 in C Minor (1896, Lost)
  • DD.44 — Andante, Scherzo and Finale for Piano (1897, Lost)
  • DD.45 — 3 Klavierstücke (1897)
  • DD.46 — Piano Quintet in C Major (1897, Lost)
  • DD.47 — 2 Pieces for Piano (1897, Lost)
  • DD.48 — Great Fantasy for Piano (1897, Lost)
  • DD.49 — Sonata in A Major for Violin and Piano (1897)
  • DD.50 — Scherzo or Fantasie for Piano (1897)
  • DD.51 — Sonata for Piano (1897)
  • DD.52 — Piano Quartet in C minor (1898)
  • DD.53 — 3 Klavierstücke (1898)
  • DD.54 — 3 Lieder (1898)
  • DD.55 — Scherzo in B minor for Piano (1898)
  • DD.56 — String Quartet in F major (1898)
  • DD.57Tiefblaue Veilchen for Soprano and Orchestra (1899)
  • DD.58 — Scherzo in Sonata Form for String Quartet (1899-1900)
  • DD.59 — Scherzo in B♭ minor for Piano (1900?)
  • DD.60 — 6 Dances for Piano(1900)
  • DD.60b — Valcer for Orchestra (Orchestrations of No.1 & 2 from DD.60)
  • DD.61 — 3 Choruses (1900)
  • DD.62Liebeslieder (1899)
  • DD.63 — Scherzo in B♭ minor for Piano (1900)
  • DD.64 — Variations on a Theme by F.F. for Piano (1900-01)
  • DD.65 — Scherzo for Orchestra (1901)
  • DD.66 — Tempo di minuetto for Piano (1901)
  • DD.67 — 4 Lieder (1902)
  • DD.68 — Symphony in E♭ major (1902-03, unfinished — only Scherzo in C major orchestrated by composer. Has been completed by other hands and broadcast.)
  • DD.69 — Duo for 2 Violins (1902)
  • DD.70 — Albumblatt in A major for Violin and Piano (1902)
  • DD.71 — 4 Piano Pieces
  1. Study for the left hand (Tanulmány balkézre)
  2. Fantasy I. (I. Ábránd)
  3. Fantasy II. (II. Ábránd)
  4. Scherzo
  • DD.72 — Violin Sonata in E minor (1903)
  • DD.73 — Est (Evening) for Voice and Piano (1903)
  • DD.74 — Est (Evening) for Male Chorus (1903)
  • DD.75a — Kossuth, Symphonic Poem in 10 Tableaux (1903)
  • DD.75b — Marcia Funèbre for Piano (1903)
  • DD.76 — 4 Lieder (1903, Lost)
  • DD.77 — Piano Quintet (1903-04)
  • DD.B10 — Piano Quintet Fragments (1899)
  • DD.B12 — Piano Quintet Fragments (1899)
  • DD.B14 — Andante in F♯ minor for Violin and Piano (1903?)

Индивидуальные доказательства

  1. Эверетт Хельм : Бела Барток с свидетельствами самих себя и фотодокументами . Rowohlt Taschenbuch Verlag, Рейнбек 1986, ISBN 3-499-50107-4 , стр. 85.
  2. Эверетт Хельм: Бела Барток с свидетельствами самих себя и фотодокументами . Rowohlt Taschenbuch Verlag, Рейнбек 1986, с. 86.
  3. Анализ Лео Блэка, цитируется в: Тибор Таллиан: Бела Барток: Его жизнь и работа. Корвина, Будапешт, 1988, с. 131.
  4. Цитата Тибора Таллиана: Бела Барток: Его жизнь и работа. Корвина, Будапешт 1988, стр. 128–129.
  5. .
  6. Тибор Таллиан: Бела Барток: Его жизнь и работа. Corvina, Budapest 1988, pp. 132-133, со ссылкой на анализ Лео Блэка.
  7. Питер Петерсен, в: Приложение к компакт-диску со Schola Cantorum New York и New York Philharmonic под управлением Пьера Булеза , Sony 1971, стр. 11.
  8. Тибор Таллиан: Бела Барток: Его жизнь и работа. Корвина, Будапешт, 1988, с. 134.
  9. Хартмут Фладт, в: Дополнение к записи всего балета под руководством Клаудио Аббадо, DGG 410598-2, 1983.
  10. Тибор Таллиан: Бела Барток: Его жизнь и работа. Корвина, Будапешт, 1988, стр. 126–127.
  11. Цитата Тибора Таллиана: Бела Барток: Его жизнь и работа. Корвина, Будапешт, 1988, стр. 126.
  12. Тибор Таллиан: Бела Барток: Его жизнь и работа. Корвина, Будапешт, 1988, с. 128.
  13. Клаус Kieser и Катя Шнайдер: Reclams Ballettführer , Philipp Reclam младший, Stuttgart 2006, ISBN 978-3-15-010603-7 , С. 525-526..
  14. Тибор Таллиан: Бела Барток: Его жизнь и работа. Корвина, Будапешт, 1988, с. 128.
  15. Пол Гриффит в: Приложение к записи Георга Солтиса : Прекрасный мандарин (сюита) , CD Decca 430 352-2, 1990.
  16. Тибор Таллиан: Бела Барток: Его жизнь и работа. Корвина, Будапешт, 1988, с. 284.
  17. Эверетт Хельм: Бела Барток с свидетельствами самих себя и фотодокументами . Rowohlt Taschenbuch Verlag, Рейнбек 1986, с. 86.
  18. Hans Реннер: Reclams Konzertführer , Stuttgart 1959, издание 1961, стр 650..

Музыка

Занятие

Сценическое исполнение всего произведения требует помимо танцоров смешанного хора и большого оркестра со следующим составом:

  • Духовые : 3 флейты : 2-я и 3-я флейта, также пикколо; 3 гобоя , 3 и валторна ; 3 кларнета ; Бас-кларнет ; 3 фагота , из которых третий — тоже контрабас ; 4 рожка в фа (2-й и 4-й также теноровая туба ); 3 трубы до мажор; 3 трубы ; Басовая туба
  • Литавры ; Барабаны (6 игроков): ксилофон (плюс треугольник ), тарелки, там-там , малый барабан , перемешивающий барабан , большой барабан
  • Селеста , арфа , фортепиано , орган
  • Струны : первые скрипки , вторые скрипки, альты , виолончели , контрабасы

Спектакль танцевальной пантомимы длится около 30 минут.

Стилистически

Как и Sacre du printemps Стравинского , чудесный мандарин принадлежит к музыкальному экспрессионизму и считается самым бескомпромиссным произведением Бартока, которое является «безжалостно современным», без «душевной близости». В этой работе Барток демонстрирует мастерскую технику цветового тона . Он использует глиссанди на тромбоне и коллажи высоких сигналов. В финальной агонии и «преображении» мандарина, которого нет в концертной сюите, Барток использует вокализы смешанного хора, в некоторых местах даже четверть тона скрипки.

Барток характеризует головорезов, а вместе с ними и атмосферу большого города с громкими аккордами 6/8, девушку с интервалами квинты и соло на кларнете в начале трех «игр на приманку». Второй поклонник, застенчивый молодой человек, к которому девушка испытывает привязанность, имеет «позитивные» последовательности тонов в новой, дальновидной диатонике . Наконец, ведущий интервал мандарина — это второстепенная треть в сочетании с диссонирующими резкими аккордами.

Еще песни Барток Бела

    • слушать Барток Бела — Concerto for viol. and оrch. №1 — I. Allegro giocoso
    • скачать Барток Бела — Concerto for viol. and оrch. №1 — I. Allegro giocoso

    Барток Бела — Concerto for viol. and оrch. №1 — I. Allegro giocoso

    • слушать Барток Бела — Струнный квартет №6, BB.119
    • скачать Барток Бела — Струнный квартет №6, BB.119

    Барток Бела — Струнный квартет №6, BB.119

    • слушать Барток Бела — сюита из балета Чудесный Мандарин
    • скачать Барток Бела — сюита из балета Чудесный Мандарин

    Барток Бела — сюита из балета Чудесный Мандарин

    • слушать Барток, Бела — Румынские народные танцы
    • скачать Барток, Бела — Румынские народные танцы

    Барток, Бела — Румынские народные танцы

    • слушать Барток Бела — Dances of Transylvania — 1.Allegretto
    • скачать Барток Бела — Dances of Transylvania — 1.Allegretto

    Барток Бела — Dances of Transylvania — 1.Allegretto

    • слушать Барток Бела — Концерт для скр. с орк., 1 часть
    • скачать Барток Бела — Концерт для скр. с орк., 1 часть

    Барток Бела — Концерт для скр. с орк., 1 часть

    • слушать .Барток Бела — Allegro barbaro
    • скачать .Барток Бела — Allegro barbaro

    .Барток Бела — Allegro barbaro

    • слушать Барток Бела — 15 венгерских народных песен
    • скачать Барток Бела — 15 венгерских народных песен

    Барток Бела — 15 венгерских народных песен

    • слушать Барток, Бела — Румынские танцы (BB 68)
    • скачать Барток, Бела — Румынские танцы (BB 68)

    Барток, Бела — Румынские танцы (BB 68)

    • слушать Барток Бела — Romanian Dance, Op.8a — I. Allegro vivace (piano)
    • скачать Барток Бела — Romanian Dance, Op.8a — I. Allegro vivace (piano)

    Барток Бела — Romanian Dance, Op.8a — I. Allegro vivace (piano)

    • слушать Барток Бела — Piano concerto No.3, SZ 119: II.Adagio religioso
    • скачать Барток Бела — Piano concerto No.3, SZ 119: II.Adagio religioso

    Барток Бела — Piano concerto No.3, SZ 119: II.Adagio religioso

    • слушать Барток Бела — Roumanian Folk Dances — 6.Fast Dance From Nyagra
    • скачать Барток Бела — Roumanian Folk Dances — 6.Fast Dance From Nyagra

    Барток Бела — Roumanian Folk Dances — 6.Fast Dance From Nyagra

    • слушать Барток Бела — Дивертисмент для струнного оркестра:3 — Allegro assai
    • скачать Барток Бела — Дивертисмент для струнного оркестра:3 — Allegro assai

    Барток Бела — Дивертисмент для струнного оркестра:3 — Allegro assai

    • слушать Барток Бела — Дивертисмент — Allegro assai
    • скачать Барток Бела — Дивертисмент — Allegro assai

    Барток Бела — Дивертисмент — Allegro assai

    • слушать Барток, Бела — Румынские народные танцы
    • скачать Барток, Бела — Румынские народные танцы

    Барток, Бела — Румынские народные танцы

записи

Всего записей

В то время как сюита из чудесного мандарина доступна во многих записях, существует лишь несколько записей всего балета.

  • Schola Cantorum New York, Нью-Йоркский филармонический оркестр под управлением Пьера Булеза , Sony 1971
  • Амброзианские певцы , Лондонский симфонический оркестр под управлением Клаудио Аббадо , DGG 1983
  • Симфонический хор и оркестр Бирмингема под управлением Саймона Рэттла , запись 1992, EMI 1994
  • Бостонский симфонический оркестр под управлением Сейджи Одзавы , Ньютон 1994
  • Чикагский симфонический оркестр а . Чикагский симфонический хор под управлением Пьера Булеза, DGG 1994
  • Лондонский симфонический оркестр под управлением Кента Нагано , Эрато и Элатуса 1997
  • Будапештский фестивальный оркестр под управлением Ивана Фишера , Philips 1998
  • Хор и симфонический оркестр Борнмута под управлением Марина Олсопа , Наксос, 2004 г.

Версия для двух фортепиано также доступна на компакт-диске.

Listed by Opus Number

1st Set (1890-94)

  • Op.1 — Waltz for Piano (1890)
  • Op.2 — Changing Piece (Változo darab) for Piano (1890)
  • Op.3 — Mazurka for Piano (1890)
  • Op.4 — Budapest Athletic Competition (A Budapesti tornaverseny) for Piano (1890)
  • Op.5 — Sonatina No. 1 for Piano (1890)
  • Op.6 — Wallachian Piece (Oláh darab) for Piano (1890)
  • Op.7 — Fast Polka (Gyorspolka) for Piano (1891)
  • Op.8 — ‘Béla’ Polka for Piano (1891)
  • Op.9 — ‘Katinka’ Polka for Piano (1891)
  • Op.10 — Voices of Spring (Tavaszi hangok) for Piano (1891)
  • Op.11 — ‘Jolán’ Polka for Piano (1891)
  • Op.12 — ‘Gabi’ Polka for Piano (1891)
  • Op.13 — Forget-me-not (Nefelejts) for Piano (1891)
  • Op.14 — Ländler No. 1 for Piano (1891)
  • Op.15 — ‘Irma’ Polka for Piano (1891)
  • Op.16 — Radegund Echo (Radegundi visszhang) for Piano (1891)
  • Op.17 — March (Indulo) for Piano (1891)
  • Op.18 — Ländler No. 2 for Piano (1891)
  • Op.19 — Circus Polka (Cirkusz polka) for Piano (1891)
  • Op.20 — The Course of the Danube (A Duna folyása) for Piano
  • Op.20b — The Course of the Danube (A Duna folyása) for Violin and Piano (1894)
  • Op.21 — Sonatina No. 2 for Piano (1891?)
  • Op.22 — Ländler No. 3 for Piano (1892)
  • Op.23 — Spring Song (Tavaszi dal) for Piano (1892)
  • Op.24 — Szöllos Piece (Szöllosi darab) for Piano (1892)
  • Op.25 — ‘Margit’ Polka for Piano (1893)
  • Op.26 — ‘Ilona’ Mazurka for Piano (1893)
  • Op.27 — ‘Loli’ Mazurka for Piano (1893)
  • Op.28 — ‘Lajos’ Waltz (‘Lajos’ valczer) for Piano (1893)
  • Op.29 — ‘Elza’ Polka for Piano (1894)
  • Op.30 — Andante con variazioni for Piano (1894)
  • Op.31 — X.Y. for Piano (1894)

2nd Set (1894-98)

  • Op.1 — Sonata No. 1 in G minor for Piano (1894)
  • Op.2 — Fantasie in A minor for Piano (1895)
  • Op.3 — Sonata No. 2 in F major for Piano (1895)
  • Op.4 — Capriccio in B minor for Piano (1895)
  • Op.5 — Sonata in C minor for Violin and Piano (1895)
  • Op.6 — Sonata No. 3 in C major for Piano (1895, Lost)
  • Op.7 — Pieces for Violin (1895, Lost)
  • Op.8 — Fantasia for Violin (1896, Lost)
  • Op.9 — Fantasia for Violin (1896, Lost)
  • Op.10 — String Quartet No. 1 in B major (1896, Lost)
  • Op.11 — String Quartet No. 2 in C minor (1896, Lost)
  • Op.12 — Andante, Scherzo and Finale for Piano (1897, Lost)
  • Op.13 — 3 Klavierstücke (1897)
  1. Spring Song (Tavaszi dal)
  2. Valse (Valcer)
  3. In Wallachian Style (Oláhos)
  • Op.14 — Piano Quintet in C major (1897, Lost)
  • Op.15 — 2 Pieces for Piano (1897, Lost)
  • Op.16 — Great Fantasy for Piano (1897, Lost)
  • Op.17 — Sonata in A Major for Violin and Piano (1897)
  • Op.18 — Scherzo or Fantasie for Piano (1897)
  • Op.19 — Sonata for Piano (1898)
  • Op.20 — Piano Quartet in C minor (1898)
  • Op.21 — 3 Klavierstücke (1898)

3rd Set (1904-21)

  • Op.1Rhapsody for Piano (1904) (also arr. for Piano & Orchestra)
  • Op.2 — Scherzo (Burlesque) for Piano and Orchestra (1904)
  • Op.3 — Suite No.1 for Orchestra (1905, rev. 1920)
  • Op.4 — Suite No.2 for Small Orchestra (1905/07, rev. 1920 & 1943)
  • Op.5 — 2 Portraits (Két portré) for Orchestra (1907-08)
  • Op.614 Bagatelles for Piano (1908)
  • Op.7 — String Quartet No.1 (1908-09)
  • Op.8a — 2 Romanian Dances (Két román tánc) for Piano (1910)
  • Op.8b — 2 Elegies (Két elégia) for Piano (1908-09)
  • Op.8c — 3 Burlesques (Három burleszk) for Piano (1908/11)
  • Op.9a — 4 Dirges (Nágy siratóének, Quatre nénies) for Piano (1910)
  • Op.9b — 7 Sketches (Vázlatok) for Piano (1908-10)
  • Op.10 — 2 Images (Két kép) for Orchestra (1910)
  • Op.11 — Duke Bluebeard’s Castle (A Kékszakállu herceg vára), Opera (1911, rev. 1911/18)
  • Op.12 — 4 Pieces for Orchestra (1912/21)
  • Op.13The Wooden Prince (A fábol faragott királyfi), Ballet (1914-17)
  • Op.13bThe Wooden Prince Suite (1921-24)
  • Op.14 — Suite for Piano (1916)
  • Op.15 — 5 Songs for Voice & Piano (1915-16)
  • Op.16 — 5 Songs for Voice & Piano, Words by Andre Ady (1916)
  • Op.17 — String Quartet No.2 (1915-17)
  • Op.18 — 3 Etudes for Piano (1918)
  • Op.19The Miraculous Mandarin (A csondálatos mandarin), Pantomime (1918-19/23/24, rev. 1923-31)
  • Op.19bThe Miraculous Mandarin Suite (1919-27)
  • Op.20 — 8 Improvisations on Hungarian Peasant Songs (Rögtönzések magyar parasztdalokra) for Piano (1920)
  • Op.21 — Violin Sonata No.1 (1921)

прием

Старый Кельнский оперный театр на Габсбургерринге, место премьеры

Театральным скандалом стала кельнская премьера танцевальной пантомимы по опере Бартока «Замок герцога Синяя Борода» под управлением венгерского дирижера Ойгена Сенкара в хореографии Ганса Стробаха. По сообщениям прессы, во время исполнения мандарина многие зрители покинули зал с хлопающими дверями, другие, оставшиеся до конца, свистнули и кричали «Ух». Те немногие зрители, которые аплодировали, были описаны в прессе как «небольшая группа зеленых мальчиков », которые произвели « заказные аплодисменты ». В последующей клевете, которая варьировалась от чрезмерного национализма до антисемитских заявлений, музыке и постановке почти не уделялось внимания. Из-за якобы аморального поступка тогдашний мэр Кельна Конрад Аденауэр запретил все дальнейшие выступления танцевальной пантомимы.

Барток, который хотел сохранить произведение после кельнского фиаско и довольно скромного успеха в Праге, переработал его в примерно 18-минутную концертную сюиту в 1928 году, взяв на себя около двух третей музыки для всего произведения. Премьера этой сюиты, в которой не было заключительного апофеоза с сияющим мандарином и хором, состоялась 15 октября 1928 года в Будапеште под управлением Эрнста фон Донаньи .

Только после повторного исполнения танцевальной пантомимы в хореографии Ауреля фон Миллосса в 1942 году в Ла Скала в Милане и в конце Второй мировой войны произведение начало получать международное признание. Спектакль не исполнялся в Венгрии до 1946 года, но с тех пор несколько раз появлялся в программе Венгерской государственной оперы Будапешта .

Музыкальное качество произведения также стало общепризнанным самое позднее после окончания Второй мировой войны. В 1959 году, например, в концертном гиде Reclam Ганс Реннер описал концертную сюиту как « адскую фантазию Брейгеля », но также как «великолепную музыку бескомпромиссного новатора», в которой «грубые атональные группы звука среди импрессионистически колеблющихся цветовых смесей». Стилистически он поставил творчество Бартока «в плане звука между Дебюсси и Шенбергом».

В настоящее время произведение относится как к сценическому репертуару, так и, в основном, в версии сюиты, к концертному репертуару.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: