Спящая красавица (балет)

Спящая красавица (балет)

Действие 2

Уходят в прошлое ещё десятки лет.

Принц Дезире под трубный глас охотницких рожков охотится в лесу.

Придворные изо всех сил стараются развеселить грустного принца. Для него играет музыка, устраиваются балы, танцуют прекрасные дамы, но Дезире предпочитает одиночество, ещё ни одна из окружающих дам не тронула его сердце. Его покой тревожит лишь видение прекрасной незнакомки, навеянный невидимыми силами.

Фея Сирени чудесным образом очаровывает принца грезой о блистательной Авроре. Дезире покорен прекрасным видением, он заклинает фею Сирени направить его к Авроре.

Темные силы Карабос и ее прислужников рассыпаются в бессилии перед феей, и Дезире получил возможность войти во дворец, куда стремилась его душа. Наконец — то перед глазами Дезире его ненаглядная мечта — восхитительная Аврора.

Счастливый принц, спустившись на колено, с нежностью целует принцессу. Аврора распахивает глаза, и все королевство приходит в движение.

Злые чары опали.

Принц предлагает руку и сердце Авроре, принцесса не против этого.

Во дворце короля Флорестана — пышный бал. На свадьбу Авроры и Дезире съехались гости со всего королевства, в их числе прекрасные волшебницы.

Добро всегда побеждает зло.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Рекомендации

  1. Роджер Фиск (1973): издание Эйленберга, предисловие к партитуре балета: «2 февраля 1939 года Сэдлерс Уэллс представил балет в Лондоне с Марго Фонтейн в главной роли … Это была первая успешная постановка за пределами России, которая привела к Спящая красавица становится чрезвычайно популярным во всех странах, где культивируется классический балет. . . Способ, которым он развивал свои темы, и щедрая оригинальность, с которой он писал музыку, подняли его балеты намного выше тех, что сочиняли его предшественники ».
  2. Лоуренс и Элизабет Хэнсон, Чайковский, стр. 269, Касселл, Лондон, 1965.
  3. Брилларелли, Ливия (1995). Чеккетти Балетная династия. Торонто: танцевальная коллекция образовательных изданий Danse. п. 31. ISBN  .
  4. Ходел, Эмилия (5 апреля 1945 г.). «Нина Юшкевич выделяется в балете» Спящая красавица «. Хроники Сан-Франциско.
  5. Франкенштейн, Альфред (5 апреля 1945 г.). «Балет впервые исполнен». Новости Сан-Франциско.
  6. Киссельгоф, Анна (30 июня 1999 г.). «4-часовая кировская« Спящая красавица »для 90-х (то есть 1890-х)». Нью-Йорк Таймс.
  7. Крайний срок Голливуд / Ники Финке, 1 мая 2009 г.

Действие 1

Дворец короля Флорестана.

У короля Флорестана во дворце большой праздник — родилась дочь Аврора. Отовсюду на торжество прибывают гости. Распорядитель бала Каталабют отмечают список гостей. Как будто, приглашены все.

Именитые гости собрались у кроватки малышки. Волшебницы наделяют новорожденную своими подарками. Неожиданно слышится какой — то грохот: в карете, которые везут впряженные в неё безобразные карлы и мерзкие крысы, на праздник к девочке прикатила самая злобная и мстительная колдунья Карабос. Оказывается, Каталабют не отправил ей приглашение.

Король с королевой и вельможи стараются разжалобить злую фею, чтобы она не навредила наследнице престола. Но месть Карабос страшна: она предрекает принцессе неминуемую смерть от укола в палец.

Окружающие ошеломлены мстительным предсказанием.

Из тени показывается юная фея Сирени, которая ещё не поздравляла малышку.

Фея подтверждает пророчество злой Карабос, но своим пожеланием успокаивает помертвевших от горя короля с королевой. Фея дарует принцессе жизнь от поцелуя принца, покоренного ее красотой. Фея обещает, что принцесса уколет палец, и просто уснёт. Наступит время, и в Аврору влюбится прекрасный принц. Перед принцем расступится дремучий лес, и принц вступит во дворец. Принц поцелует девушку, и принцесса проснётся.

Взбешенная Карабос садится в свою карету и уезжает прочь. Король провозглашает указ о запрете использования в его королевстве острых колющих предметов.

Минуло два десятилетия.

Авроре двадцать лет, в ее честь во дворе феерический бал.

Дворцовая зала полна принцев, мечтающих взять в жены Аврору, но ни на кого из них не пал ее выбор. Юная принцесса весела и беззаботна.

Кружась в танце, Аврора увидела старушку с предметом в руках, никогда не виданным Авророй. Она берет из рук незнакомки странный предмет, и продолжает танцевать.

Уколовшись предметом, который оказался веретеном, принцесса останавливается и падает в обморок. Исполняется ужасное предначертание, дарованное ей в день её появления на свет мстительной безжалостной колдуньей Карабос. Именно колдунья скрывалась под накидкой старухи, подавшей веретено прекрасной принцессе.

Старуху хотят схватить, но со зловещим хохотом Карабос рассыпается в огненном облаке.

Тут же возникшая фея Сирени погружает все королевство в сон, огораживая его дремучим лесом.

История создания[]

До Чайковского к тому же сюжету обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинив балет с таким же названием (буквально: Красавица в спящем лесу — La Belle au bois dormant) по либретто Эжена Скриба. Этот балет впервые прошёл на сцене Парижской Оперы 27 апреля 1829 в постановке балетмейстера Ж.-П.Омера с участием Марии Тальони, Лиз Нобле и др.

Новая версия Чайковского и Петипа была признана выдающейся и балет занял место среди мировых шедевров балетного искусства.

Главные действующие лица балета: король Флорестан, королева, принцесса Аврора; семь фей: Сирень, Кандид (Искренность), Флёр-де-Фарин (Цветущие колосья), Хлебная Крошка, Канарейка, Виолант (Страсть) и Карабос; принц Дезире.

Дальнейшие постановки[править]

В 1896 году постановку Мариуса Петипа перенес в миланский театр «Ла Скала» балетмейстер Giorgio Saracco, в партии Авроры — Карлотта Брианца, исполнительница той же партии на премьере в Петербурге.

Анна Павлова в роли Авроры в балете «Спящая красавица»

Через девять лет после постановки в Петербургской императорской труппе к балету обратилась и Московская императорская труппа. На сцене московского Большого театра премьера состоялась 17 января 1899 года. Это было возобновление хореографии Мариуса Петипа, постановку осуществил Александр Алексеевич Горский; художники А. Ф. Гельцер, К. Ф. Вальц, дирижёр А. Ф. Арендс; Аврора — Л. А. Рославлева (во втором составе А. А. Джури), принц Дезире — И. Н. Хлюстин, фея Сирени — M. И. Грачевская, фея Карабос — В. Ф. Гельцер.

Р.Нуреев (Rudolf Nureyev Solo Debut on American TV 1963). He danced the male solos from Tchaikovsky’s Sleeping Beauty and from Katchaturian’s Gayne.

Alexandra Ansanelli as Princess Aurora («Спящая красавица»). Королевский балет (The Royal Ballet) Ковент-Гарден, Лондон, 2008 г.

https://youtube.com/watch?v=dotNyKT4pvs

Disney Classic – мультфильм на основе балета

Весной 1910 года этот балет очень выручил в Париже С.Дягилева: он готовил балет «Жар-птица», но к объявленному сроку не поспевал, и тогда показал французам pas de deux принцессы Флорины и Голубой птицы из балета «Спящая красавица», неизвестное парижанам и переименованное им по этому случаю в «Жар-птицу», в ориентальных костюмах Льва Бакста и с теми же исполнителями, которые должны были исполнять главные партии и в настоящем балете «Жар-птица»: Тамарой Карсавиной и Михаилом Фокиным. Парижане, судя по всему, остались вполне довольны.

В 1914 году балет вновь вернулся в Мариинский театр, хореографию по Петипа возобновил балетмейстер Николай Григорьевич Сергеев — по записям специальной системы, разработанной его педагогом В. И. Степановым.

В 1921 году в Лондоне труппа С. П. Дягилева показала постановку Н. Сергеева в оформлении художника Л. Бакста.

В 1922 в том же Мариинском театре, где балет появился впервые, но уже с его новым советским названием — Петроградский театр оперы и балета, постановку повторил балетмейстер Фёдор Васильевич Лопухов.

Это были первые постановки.

В дальнейшем балет неоднократно ставился на многих мировых сценах.

Балет «Спящая красавица» признан мировым шедевром и вот уже более ста лет его постановки осуществляются в различных театрах всего мира.

Только московский Большой театр на своей сцене знает семь различных постановок этого неумирающего балета.

Когда после ремонта московский Большой театр осенью 2011 года вновь распахнул двери, первым балетом на его сцене стала «Спящая красавица». Автором новой хореографической редакции знаменитого балета стал народный артист СССР Юрий Григорович. Сценографию для «Спящей красавицы»-2011 составил итальянский художник Эцио Фриджерио (лауреат премии «Оскар» за работу в фильме «Сирано де Бержерак»). В премьерном спектакле исполнители главных партий: Принцесса Аврора — Светлана Захарова, Принц Дезире — американский танцор Дэвид Холберг; эти же партии исполняют Анна Никулина (Аврора) и Артем Овчаренко (Дезире).

Балет продолжает свою сценическую жизнь в разных музыкальных театрах, в новых хореографиях и с новыми поколениями исполнителей.

Кроме того, существуют модернистские постановки, то есть — использующие музыку для совсем иной, не классической, хореографии. Примером может быть балет в хореографии британского балетмейстера Мэтью Борна (Matthew Bourne).

Музыка[править]

Музыкальная разработка поставлена как борьба добра и зла и их противопоставление. Эти две силы олицетворяются двумя персонажами: фея Сирени и фея Карабос, на роль феи Карабос М. Петипа сразу назначил мужчину — первым исполнителем партии стал Энрико Чеккетти.

Чайковский в некоторых сценах использовал стилистику классицистского танца, что придает всему балету некий экскурс в прошлое, но стилизованность не дает забыть, что это лишь взгляд в прошлое. Вся музыка соответствует сказочному настрою: мотив сна, поиски красоты, пробуждения жизни.

Однако в процессе хореографической работы наметились музыкальные перестановки, а какие-то фрагменты подверглись сокращению.

Очень скоро выяснилась немалая оркестровая проблема. Дело в том, что балетные оркестранты не могли справиться с симфонизмом; оркестр для балетных спектаклей был уменьшенный по сравнению с оперным. Балет вообще считался в музыкальном плане более легковестным и несерьезным искусством по сравнению, скажем, с оперой. И «серьезным» музыкантам, по понятиям времени, вообще не пристало заниматься балетами. Э. Ф. Направник впоследствии записал в своей «Памятной книге»: «„Спящая красавица“ Чайковского. По общим понятиям, очень много хорошей музыки для балета, но для балетных танцев мало удобна. Благодаря популярности автора и роскошной обстановке балет имел блестящий успех» (ЛГИГМК, ф. 21, кн. 1). Почему-то в то время считалось, что усложненная музыка мешает танцевальному мастерству артистов балета.

И композитору в конце концов пришлось с этим смириться. Но потом, при издании партитуры, он писал П. И. Юргенсону 28 февраля/12 марта 1890 г.: «Менять не нужно ни одной ноты. Ведь балет та же симфония!» (Полн. собр. соч., т. 15-Б, с. 81—82).

Но в процессе работы приходилось заменять какие-то фрагменты, с которыми оркестр не мог справиться. В результате не все вошло в первую постановку, а какие-то музыкальные куски оказались в разных вариантах.

Лишь спустя годы, когда музыка к балетам была «реабилитирована», музыкальная критика заговорила о значении балетов П.Чайковского для мировой музыкальной культуры: «…балет „Спящая красавица“ имел то же значение, что и „Руслан и Людмила“ в опере — Пётр Ильич Чайковский возвёл балетную музыку в высочайший ранг. Об этом говорит и тот факт, что знаменитая музыка „Спящей красавицы“ исполняется на концертах симфонической музыки многих всемирно известных дирижеров и оркестров. А сам композитор считал своё произведение „едва ли не лучшим из всех сочинений“».

Постановщики следующих поколений, основываясь на хореографии Мариуса Петипа, много раз, каждый по-своему, варьировали танцевальные сцены, что-то убирая или возвращая. Музыка Чайковского дает возможности для создания отдельной партитуры для каждой хореографии.

Другие постановки[]

Саратов (1941, балетмейстер К. И. Сальникова; 1962, балетмейстер В. Т. Адашевский), Свердловск (1952, балетмейстер M. Л. Сатуновский; 1966, балетмейстер С. М. Тулубьева; 1989, редакция К. М. Сергеева, балетмейстер Т. Соболева), Новосибирск (1952, балетмейстеры В. И. Вайнонен; 1967, балетмейстеры К. М. Сергеев и Н. М. Дудинская; 1987, балетмейстер Г. Т. Комлева), Горький (1953, балетмейстер Г. И. Язвинский; 1973, балетмейстер Ю. Я. Дружинин), Пермь (1953, балетмейстер Ю. П. Ковалёв; 1968, балетмейстер Н. С. Маркарьянц), Куйбышев (1955, балетмейстер Н. В. Данилова; 1970, балетмейстер Э. X. Танн, 1977, возобновление И. А. Чернышёв), Воронеж (1983, балетмейстер К. М. Тер-Степанова), Самара (2011, балетмейстер Г. Т. Комлева).

Роли

Королевский двор

  • Король Флорестан XXIV
  • Королева
  • Принцесса Аврора или Спящая красавица
  • Каталабутте (Ведущий церемонии)
  • Придворные, фрейлины, пажи и лакеи

Феи

  • Кандид (Искренность), или Фея Хрустального фонтана
  • Coulante, Fleur de farine (Пшеничная мука) или Зачарованная садовая фея
  • Miettes qui tombent (Падающие панировочные сухари), или фея Лесной поляны.
  • Canari qui chante (Поющая канарейка), или Фея певчих птиц.
  • Виоленте (Сила), или Фея Золотой Лозы.
  • Фея Сирени
  • Карабос, злая фея
  • Золотые, серебряные, сапфировые и алмазные феи

Четыре жениха

  • Принц Шери
  • Принц очарование
  • Принц Фортуне
  • Принц Флер де Пуа

Охотничий отряд принца

  • Принц Дезире (Флоримунд)
  • Галлифрон, наставник принца Дезире
  • Друзья принца, герцогини, баронессы, графини и маркизы

Сказочные персонажи

  • Кот в сапогах
  • Белая Кошка
  • Золушка
  • Прекрасный принц
  • Принцесса Флорина
  • Синяя птица
  • Красная Шапочка
  • Серый волк
  • Hop-o’-My-Thumb, его братья и Огр

Спящая красавица

Балет в трех действияхМузыка: Петр ЧайковскийЛибретто: Иван Всеволожский, Мариус Петипа по одноимённой сказке Шарля ПерроХореография: Мариус ПетипаСценическая редакция заслуженного работника культуры РФ Татьяны ЕрохинойВозрастное ограничение: 6+Продолжительность спектакля: 3 часа (с двумя антрактами)Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 24 ноября 2018 года

История создания

Французский сказочник Шарль Перро опубликовал сказку «Спящая красавица» в 1697 году. Ещё через сотню лет эта же сказка появилась в варианте братьев Гримм. С тех пор простой сюжет о феях добра и зла вдохновлял многих музыкантов, художников, литераторов. Тему для нового балета Чайковскому предложил директор императорских театров Иван Всеволожский, высоко оценивший балет «Лебединое озеро». Перед композитором была поставлена задача создать музыку для роскошного спектакля по сказкам Шарля Перро. В грандиозном сказочном представлении должна была звучать музыка, в которой композитор воплотит свои фантазии и обогатит балетный репертуар настоящей феерией. Композитор увлечённо принялся за работу в тесном сотрудничестве с великим хореографом Мариусом Петипа. Премьера состоялась в январе 1890 года в Санкт-Петербурге в Мариинском театре. Зрители увидели совершенно новый по музыкальному воплощению тип балета, ставший настоящей музыкально-хореографической симфонией, где были слиты воедино музыка и танец. «Спящая красавица» – по праву считается выдающимся произведением в истории мировой хореографии. Балет занял одну из главных позиций среди шедевров русского балетного наследия.

О спектакле

В театре «Царицынская опера» постановка балета стала возможной благодаря Гранту губернатора Волгоградской области, присуждаемому ежегодно для поддержки творческих проектов в сфере театрального искусства. Премьерные спектакли состоялись 24 и 25 ноября 2018 года. Благодаря художникам театра, лауреатам Государственной премии Волгоградской области, членам Союза художников России – Елене Павловской и Георгию Матевосяну, репертуар театра обогатился роскошной балетной феерией с пышными декорациями и богатыми костюмами. Дирижер-постановщик балета – главный дирижер театра, Лауреат международных конкурсов Сергей Гринев и балетмейстер-постановщик – главный балетмейстер театра, Заслуженный работник культуры РФ Татьяна Ерохина создали полномасштабное балетное полотно в лучших традициях русской классической хореографии. Теперь театр «Царицынская опера» может предложить своим зрителям все три великолепных балета Чайковского: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица».

Краткое содержание

Принцесса Аврора, дочь Короля, засыпает вечным сном, уколовшись о вязальную спицу в день празднеств по случаю своего совершеннолетия. Такова месть злой феи Карабос, которую много лет назад королевский церемониймейстер Каталабют забыл пригласить на крестины принцессы. Сто лет спустя, благодаря доброй фее Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит спящую Аврору. Поцелуй влюбленного принца пробуждает красавицу и разрушает злые чары феи Карабос. Балет заканчивается торжеством в честь свадьбы принцессы Авроры и принца Дезире.

Действующие лица и исполнители:

  • Принцесса Аврора – Виктория Иржигитова, Маргарита Тараканова, Ольга Туаева, Светлана Яковлева
  • Принц Дезире – Дмитрий Агафонов, Рамиль Багманов
  • Фея Сирени – Анна Крюкова, Ольга Туаева
  • Фея Карабос – Олег Вачевских
  • Король – Валерий Белявицер
  • Королева – Лариса Любомирская
  • Каталабют –Константин Костин
  • Фея Нежности – Ирина Мищенко
  • Фея Резвости – Екатерина Антонова
  • Фея Щедрости – Ольга Одуд
  • Фея Беззаботности – Светлана Яковлева
  • Женихи-принцы – Дмитрий Агафонов, Григорий Глинский, Антон Иванчук, Дмитрий Косихин, , Сергей Круглов, Александр Чупраков
  • Золото – Анна Крюкова, Ольга Туаева
  • Сапфир – Екатерина Антонова, Ольга Одуд
  • Бриллиант – Светлана Яковлева
  • Серебро – Ирина Мищенко, Ольга Туаева
  • Принцесса Флорина – Виктория Иржигитова, Лада Лунева, Ольга Одуд
  • Синяя Птица – Дмитрий Агафонов, Дмитрий Мамычев, Ростислав Мельников
  • Кошечка – Елизавета Банникова, Наталия Вачевских, Анна Иванова, Ирина Мищенко
  • Кот в сапогах – Константин Костин, Данис Файзуллин
  • Красная шапочка – Ирина Мищенко, Ирина Ярова
  • Серый волк – Антон Иванчук, Дмитрий Косихин
  • Людоед – Семен Морогов
  • Дамы, кавалеры, фрейлины, вальс, пажи, охотники, слуги, свиты фей и др. – артисты балета и учащиеся хореографической студии

Соло в оркестре – Е. Исханиди (скрипка)

История создания[править]

Идею постановки балета высказал директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский (1835—1909) — помимо занимаемого высокого поста, он был известен и как литератор, сценарист, художник, театральный деятель. Он сам и взялся за разработку либретто вместе с балетмейстером Мариусом Петипа. Всеволожский писал по поводу своего видения балетного спектакля: «Я задумал написать либретто на „La Belle an bois dormant“ по сказке Перро. Хочу mise en scene сделать в духе Louis XIV — тут может разыграться фантазия — сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. В последнем действии непременно нужна кадриль всех сказок Перро — тут должен быть и Кот в сапогах, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя борода и др.». Кроме того, Всеволожский сам стал создавать эскизы костюмов для балета.

В качестве композитора для будущей постановки решено было пригласить Петра Ильича Чайковского, к которому Всеволожский обратился в мае 1888 года. В ноябре того же года и феврале 1889 года Мариус Петипа переслал Чайковскому подробный план пролога и двух актов, в котором с точностью до числа тактов была прописана желаемая музыка. Брат композитора, Модест Ильич Чайковский свидетельствовал, что Петр Ильич очень внимательно отнесся к разработкам Петипа и в точности следовал им, ничего не меняя.

Сохранились документы, что Чайковский с огромным удовольствием взялся за сочинение музыки и писал одному из чиновников конторы Императорских театров: «Относительно балета скажу Вам, что сюжет его мне очень нравится и я с величайшим удовольствием займусь им».

Музыка сочинялась с большими перерывами — Чайковский уезжал за границу, где тоже продолжал работать над балетом, и на некоторых фрагментах рукописи сохранились авторские указания на Средиземное море, во время плавания по которому композитор записывал музыку. Балет был готов в августе 1889 г..

Так появилась новая версия балета.

Дирекция императорской труппы к постановке отнеслась весьма серьезно и выделила на нее значительные средства.

            «Спящая красавица» оказалась одной из самых помпезных и дорогих балетных премьер Мариинского театра: «гардероб, декорации, машины и реквизит „Спящей красавицы“ обошлись около 42 000 рублей, то есть несколько более четвертой части всего годового бюджета монтировочной (то есть обстановочной) части петербургских театров».

Абсолютный слух о балете «Спящая красавица»

Работа П. Чайковского и М. Петипа была заслуженно признана выдающейся и балет занял видное место среди мировых шедевров балетного искусства.

Оперы. Все пересказы

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Перечень номеров (в соответствии с клавиром П. И. Чайковского)[]

Интродукция

Пролог

  • Марш
  • Сцена с танцами
  • Pas de six
  1. Интродукция
  2. Адажио
  3. Фея искренности
  4. Фея цветущих колосьев
  5. Фея, рассыпающая хлебные крошки
  6. Фея — щебечущая канарейка
  7. Фея пылких страстей
  8. Фея Сирени
  9. Кода

Финал

Действие первое

  • Сцена
  • Вальс
  • Сцена
  • Pas d’action
  1. Адажио
  2. Танец фрейлин и пажей
  3. Вариация принцессы Авроры
  4. Кода

Финал

Действие второе

  • Антракт и сцена
  • Жмурки
  • Сцена
  1. Танец Герцогинь
  2. Танец Баронесс
  3. Танец Графинь
  4. Танец Маркиз

Фарандола

  1. Сцена
  2. Танец
  • Сцена
  • Pas d’action
  1. Сцена принцессы Авроры и принца Дезире
  2. Вариация принцессы Авроры
  3. Кода
  • Сцена
  • Панорама
  • Антракт
  • Симфонический антракт (Сон) и сцена
  • Финал

Действие третье

  • Марш
  • Полонез
  • Pas de quatre
  1. Антре
  2. Фея золота
  3. Фея серебра
  4. Фея сапфиров
  5. Фея бриллиантов
  6. Кода

Pas de caractere

  1. Кот в сапогах и Белая Кошечка

Pas de quatre

  1. Сцена
  2. Золушка и принц Фортюне
  3. Синяя птица и принцесса Флорина
  4. Кода

Pas de caractere

  1. Красная Шапочка и Волк
  2. Золушка и принц Фортюне

Pas berrichon

  1. Мальчик-с-пальчик, его братья и Людоед
  2. Кода

Pas de deux

  1. Интродукция
  2. Выход
  3. Адажио
  4. Принц Дезире
  5. Вариация принцессы Авроры
  6. Кода
  • Сарабанда
  • Финал
  • Апофеоз

Премьера[править]

Еще до премьеры на генеральной репетиции присутствовала императорская семья и осталась очень довольна увиденным. По другим сведениям, царская семья отнюдь не была в восторге от нового балета, но вежливо приняла работу своего прославленого балетмейстера.

Премьера прошла 3 января 1890 года на сцене императорского Мариинского театра. Исполнители: Аврора — Карлотта Брианца, Дезире — П. А. Гердт, фея Сирени — М. М. Петипа, фея Карабос и Голубая птица — Энрико Чеккетти, фея Бриллиантов — Анна Иогансон, фея Золота — Клавдия Куличевская, фея Серебра — Елизавета Крюгер, фея Сапфиров — Мария Тистрова, Кот в сапогах — А. Ф. Беке́фи, Принц Фортюне — П. К. Карсавин, принцесса Флорина — В. А. Никитина, Ослиная кожа — Ольга Касаткина, принц Шарман — Антон Пантелеев, Красавица — Ольга Заседателева, Флорестан — Феликс Кшесинский, Зверь — Сергей Константинов, Людоед — Алексей Булгаков, фея Флёр де Фарин и Белая кошечка — Мария Андерсон; роли Мальчика-с-пальчик и его братьев исполняли воспитанники Петербургского театрального училища, среди них будущий выдающийся балетмейстер М. М. Фокин.

Зрительский успех балета был безоговорочный.

В одном из писем Модест Ильич сообщал брату Петру, что теперь, встречаясь, люди не говорят — «здравствуйте!» — а: «Вы были на „Спящей красавице“?».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: