Краткое содержание сюжета
Le cygne (из Le Carnaval des Animaux ) Исполняет Джон Митчел | |
Проблемы с воспроизведением этот файл? См. . |
Балет сначала назывался «Лебедь», но затем получил свое нынешнее название после того, как Павлова интерпретировала драматическую арку произведения как конец жизни. Танец состоит в основном из движений верхней части тела и рук и крошечных шагов, называемых pas de bourrée suivi.
Французский критик Андре Левинсон писал:
Сложив руки на цыпочках, она мечтательно и медленно кружит по сцене. Ровными плавными движениями рук, возвращаясь к заднему плану, откуда она появилась, она, кажется, устремляется к горизонту, как будто еще мгновение и она взлетит, исследуя пределы космоса своей душой. Напряжение постепенно спадает, и она падает на землю, слабо размахивая руками, как от боли. Затем, неуверенными шагами приближаясь к краю сцены — кости ног дрожат, как струны арфы — одним быстрым скользящим движением правой ступни по земле она опускается на левое колено — воздушное существо борется с земными путями ; и там, охваченная болью, она умирает.
«Пушинка на ветру – она будет летать на сцене»
Анна Павлова
Характер Павловой – волевой, решительный и целеустремлённый – начал проявляться ещё в детстве. В возрасте восьми лет девочка, сидя на спектакле в Мариинском театре, категорично сказала своей материи:
Желание скоро стало претворяться в жизнь: девять лет Павлова провела в балетной школе, где уклад жизни был по-монастырски суров, а обучение – тяжёлым, но плодотворным. Здесь следовали традициям классического балета, великолепно ставили технику и не терпели лени. Однако на пути поступления в балетную школу Павлову встретили препятствия.
Первая попытка поступить сюда закончилась провалом: балетмейстеры сочли девочку слишком хрупкой и чересчур болезненной. Судьба её решилась во время второй попытки, когда знаменитый на весь мир солист балета и хореограф Мариус Петипа, увидев пробы юной Павловой, сказал:
После такого резюме Павлова была принята в школу.
После окончания Вагановского училища, в 1899 году Анна Павлова поступила в труппу Мариинского театра, где танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Железная воля и не терпящий поблажек характер, благодаря которому даже во время болезни она выходила на сцену и каждый раз выступала лучше, чем в предыдущий, помогли ей в 1906 году стать ведущей танцовщицей труппы.
Уже тогда критики балета выделили её уникальную и самобытную манеру танца, которая, не выходя за рамки классического балета, была оригинальной и превращала знакомые сюжеты в шедевральные динамические зарисовки, где было много драматичного, эмоционального и одновременно сдержанного.
Жизнь в балете
В 1907 году Михаил Фокин поставил балетный номер для Анны Павловой, и «Лебедь» стал знаменитым.
Премьера миниатюры «Лебедь» состоялась на благотворительном концерте в Мариинском театре 22 декабря 1907 года .
«Лебедь» проживает целую жизнь за две с половиной минуты и, в последующих редакциях, хореографическую зарисовку с драматургией целого балета, Фокин назвал «Умирающий лебедь» , хотя в финале музыкального произведения Сен-Санса не было такого трагического конца. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает, и музыка написана в мажорной тональности (G-dur).
Возможно, сам образ Анны Павловой , её печальный взгляд и пластика, которую она изучала, глядя на своего живого лебедя явились основой для драматургической линии номера, который не может исполнить балерина без духовного наполнения. Причём, в этой миниатюре важна актёрская индивидуальность, печальный «Лебедь» может бороться за жизнь или смиренно сложить свои крылья перед неизбежной кончиной.
Кантиленная мелодия виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а руки балерины, словно крылья, широким и пластичным взмахом пропевают эту мелодию. Pas de bourres suivi в ногах — это арпеджио фортепиано в размере 6/8, изображающие рябь воды на озере.
Для многих балерин «Умирающий лебедь» стал визитной карточкой в концертах, наиболее прекрасными исполнительницами были Иветт Шовире (фр. Yvette Chauviré) , которая выступала в балете Монте-Карло и Наталия Макарова (англ. Natalia Makarova)
В 1924 году в Голливуде был снят фильм о Анне Павловой, в котором есть кадры кинохроники, запечатлевшие её с дивными лебедями. Назывался фильм «Бессмертный Лебедь».
Наследие
Павлова запечатлела танец «Умирающего лебедя» в немом фильме 1925 года , к которому часто добавляют звук. Короткий балет повлиял на интерпретацию Одетты в «Лебедином озере» Чайковского, особенно во время разлуки влюбленных в первой сцене на берегу озера.
Танец почти сразу был адаптирован различными балеринами по всему миру. В результате Фокин опубликовал официальную версию хореографии в 1925 году, выделенную 36 фотографиями его жены Веры Фокиной, демонстрирующих последовательные позы балета. Позже Кировская обученная Наталья Макарова прокомментировала:
От оригинальной хореографии Фокина остались только разрозненные фрагменты он создал только бурре. для Павловой. Впоследствии каждая исполнительница использовала произведение на свой вкус и на свой страх и риск В России я танцевала версию Дудинской и испытала определенный дискомфорт от всех сентиментальных вещей — беготни по сцене, взмахов руками современному глазу, его условности выглядят почти смехотворными танец требует полного эмоционального отказа, передавая образ борьбы со смертью или подчинения ей В эмоциональном содержании мне помогла Павлова, фильм по произведению которой я видел. Ее «Лебедь» и сегодня поражает — безупречное чувство стиля, оживленное лицо, — хотя некоторые мелодраматические детали кажутся излишними.
Балет по-разному интерпретировали и адаптировали. 1917 русский фильм Умирающий Лебедь директор Евгений Бауэр история художника, который душит балерину. Майя Плисецкая интерпретировали лебедь, как пожилой и упорно сопротивляются эффекты старения, как и она сама. Со временем произведение стало одним из фирменных знаков Павловой. Совсем недавно Les Ballets Trockadero de Monte Carlo исполнили пародийную версию, в которой подчеркивается каждый лишний, спящий в хореографии. В 2000 году художница уличного театра Джудит Ланиган создала экранизацию хула-хупа, которая была показана на международных фестивалях уличных театров, комедийных и бурлескных мероприятиях, а также в традиционных и современных цирках.
нескольких Фигуристы исполнили «Умирающего лебедя» с хореографией на коньках, вдохновленной балетом. 1936 Олимпийский бронзовый призер Марибель Винсон написала отзыв о профессиональном дебюте Сони Хени в 1936 году для The New York Times, отметив:
Толпа быстро настроилась на известную интерпретацию Сони «Умирающего лебедя с Сен-Санса». С прожекторами, придающими льду эффект воды ночью, мисс Хени, обведенная голубым светом, исполнила танец, бессмертный благодаря Павловой. Согласитесь ли вы с тем, что такая поза подходит для льда, нет никаких сомнений в том, что исполнение мисс Хени — прекрасная вещь. Слишком большая работа пальцев ног вначале оставляет ощущение, что это не относится к катанию на коньках, но когда она без усилий скользит взад и вперед, она свободна, как бестелесный дух, и есть легкость движений, которую балет никогда не может произвести.
Некоторые балерины, в том числе Эшли Баудер из New York City Ballet и Нина Ананиашвили, ранее работавшая в American Ballet Theatre, использовали оружие «Умирающего лебедя». в «Лебедином озере» при выходе Одетты в конце второго акта (первая сцена на берегу озера).
Огден Нэш, в его «Стихах для Камиллы Сен-Санса» Карнавал животных ‘», — упоминает Павлова:
Лебедь может плыть сидя, За чистое самомнение берет корону, Снова и снова смотрит в зеркало, И утверждает, что никогда не слышал о Павловой.
В ответ на влияние пандемии коронавируса 2019–2020 годов на исполнительское искусство, Карлос Акоста, художественный руководитель Бирмингемского королевского балета, адаптировала хореографию Фокина с балериной, поднимающей голову в конце, и с Селин Гиттенс, солисткой труппы, и музыкантами, выступающими в своих домах. Мисти Коупленд, ведущий танцор Американского театра балета, пригласил 31 другого танцора танцевать Лебедь, чтобы собрать средства в фонд помощи участвующим труппам танцоров и другие связанные фонды.
«Пушинка на ветру – она будет летать на сцене»
Анна Павлова
Характер Павловой – волевой, решительный и целеустремлённый – начал проявляться ещё в детстве. В возрасте восьми лет девочка, сидя на спектакле в Мариинском театре, категорично сказала своей материи:
Желание скоро стало претворяться в жизнь: девять лет Павлова провела в балетной школе, где уклад жизни был по-монастырски суров, а обучение – тяжёлым, но плодотворным. Здесь следовали традициям классического балета, великолепно ставили технику и не терпели лени. Однако на пути поступления в балетную школу Павлову встретили препятствия.
Первая попытка поступить сюда закончилась провалом: балетмейстеры сочли девочку слишком хрупкой и чересчур болезненной. Судьба её решилась во время второй попытки, когда знаменитый на весь мир солист балета и хореограф Мариус Петипа, увидев пробы юной Павловой, сказал:
После такого резюме Павлова была принята в школу.
После окончания Вагановского училища, в 1899 году Анна Павлова поступила в труппу Мариинского театра, где танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Железная воля и не терпящий поблажек характер, благодаря которому даже во время болезни она выходила на сцену и каждый раз выступала лучше, чем в предыдущий, помогли ей в 1906 году стать ведущей танцовщицей труппы.
Уже тогда критики балета выделили её уникальную и самобытную манеру танца, которая, не выходя за рамки классического балета, была оригинальной и превращала знакомые сюжеты в шедевральные динамические зарисовки, где было много драматичного, эмоционального и одновременно сдержанного.
Друзья детства
Номер «Умирающий лебедь» был поставлен специально для Павловой ее коллегой Михаилом Фокиным. Они вместе учились в Императорском театральном училище, знали друг друга с детства и часто выступали в паре. Когда Фокин стал пробовать свои силы в качестве постановщика, он нашел в лице Павловой идеальную исполнительницу своих замыслов. Она легко соглашалась на перевоплощения, в результате которых ее иногда было просто не узнать на сцене, и не гналась за техническими трюками. Однажды для балета «Египетская ночь» Фокин попросил Анну нанести на тело специальную краску, чтобы походить на восточную девушку, затем удлинил ей разрез глаз и брови с помощью карандаша. Эти нехитрые манипуляции за несколько минут превратили Павлову в ее героиню Таор. Для того времени такие эксперименты были в новинку.
Удивительно, но и для Анны нельзя было найти более подходящего балетмейстера. Она крайне редко вносила какие-то изменения в первоначальный замысел постановок Фокина, в отличие от других, где принимала участие. Если Павлова не понимала логической связи движений и рисунка танца в целом, она без тени смущения корректировала его под себя.
«Умирающий лебедь» Русского балета. Судьба великой балерины Анны Павловой
Импровизация
В начале 1908 года хор Императорского оперного театра попросил Павлову принять участие в их благотворительном концерте, который должен был пройти в Дворянском собрании. К этому событию балерина планировала поставить небольшой номер и попросила Фокина помочь ей выбрать подходящую музыку. Хореограф в то время увлекался игрой на мандолине и старательно разучивал дома «Лебедя» Камиля Сен-Санса, поэтому предложил балерине именно эту композицию. К тому же хрупкий силуэт Павловой говорил, что она создана для этой роли. Анна идею поддержала, и снова обратилась к Фокину с просьбой — на этот раз выступить в качестве балетмейстера номера.
Для постановки танца, который даже спустя годы будет исполняться многими ведущими балеринами по всему миру, хореографу потребовалось всего несколько минут. Практически все от начала до конца было импровизацией. Михаил танцевал перед Анной, она — тут же, позади него. Затем Павлова начала пробовать исполнять номер одна, а Фокин подсказывал ей, как правильно держать руки. В итоге им удалось вложить в эти две с половиной минуты совершенную технику и выразительность, создав самый удачный номер Павловой. Кстати, Сен-Санс был крайне удивлён таким трагическим прочтением своего произведения, поскольку по его задумке лебедь в финале вовсе не умирал.
Анна Павлова в образе «Умирающего лебедя» Фото: Commons.wikimedia.org
Смерть лебедя
Исполнение Павловой «Умирающего лебедя» всегда вызывало восторг и бурные аплодисменты. Возможно, невероятный успех в данном образе состоялся еще и потому, что балерина очень любила этих птиц в реальной жизни. Обосновавшись в Лондоне, она купила просторный дом в типичном английском стиле с лужайкой и искусственным озером, в котором плавали знаменитые лебеди Павловой. С одним из них — любимчиком Джеком у балерины есть невероятно трогательная фотография — на снимке птица как бы обнимает свою хозяйку длиной шеей.
Внезапная смерть танцовщицы стала настоящим шоком для ее поклонников по всему миру. Особенно трогательно с Павловой простились в Лондоне во время концерта «Общества Камарго»: в перерыве между первым и вторым номером программы дирижер Константин Ламберт объявил зрителям, что в память об Анне Павловой оркестр исполнит «Смерть лебедя». Зазвучала музыка, на затемненной сцене появилось пятно света от прожектора, которое начало передвигаться так, как если бы танцевала сама балерина. Пока шел номер, весь зал стоял, отдавая дань невероятному таланту Павловой.
Прервавшийся полет «русского Лебедя». Как Анна Павлова покоряла мир
Ссылки [ править ]
Примечания
- ^ а б Баланчин и Мейсон 1975 , стр. 137.
- Перейти ↑ Balanchine & Mason 1975 , pp. 137–138.
- ^ a b , Баланчин и Мейсон 1975 , стр. 138.
- ^ a b Герскович 2005 , стр. 251.
- ^ Оксфордский словарь танца .
- ↑ a b McCauley 1997 , p. 156.
- ^ Gerskovic 2005 , стр. 62.
- Перейти ↑ Carter 2004 , p. 40.
- ^ Aloff 2006 , стр. 56-57.
- Перейти ↑ Youngblood 1999 , p. 99.
- ^ Garafola 2005 , стр. 155-156.
- ^ Les Ballets Трокадеро де Монте-Карло .
- ^ Джудит Лэниган .
- ^ Исторические изображения фигурного катания Skate Web .
- ^ Smodyrev биография .
- ^ Winship, Lyndsey (9 апреля 2020). «Лебедь: три минуты танца, чтобы успокоить душу взаперти» . Хранитель .
- ↑ Шталь, Дженнифер (6 мая 2020 г.). «32 балерины со всего мира исполняют« Умирающего лебедя »для борьбы с COVID-19» . Журнал танцев .
Рекомендации
- Алофф, Минди (2006). Танцевальные анекдоты: истории из мира балета, Бродвея, бальных танцев и современного танца . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-505411-8.
- Баланчин, Джордж; Мейсон, Фрэнсис (1975). 101 история великих балетов . Нью-Йорк: якорные книги. ISBN 978-0-385-03398-5.
- Картер, Александра (2004). Переосмысление истории танца: читатель . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-28746-3.
- Гарафола, Линн (2005). Наследие танца двадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Уэслианского университета. ISBN 978-0-8195-6674-4.
- Герскович, Роберт (2005) . Балет 101: Полное руководство по изучению и любви к балету . Помптон-Плейнс, Нью-Джерси: Limelight Editions. ISBN 978-0-87910-325-5.
- Макколи, Мартин (1997). Кто есть кто в России с 1900 года . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-13897-0.
- Янгблад, Дениз Жанна (1999). Волшебное зеркало: кино в России, 1908–1918 . Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press. ISBN 978-0-299-16230-6.
дальнейшее чтение
- «Умирающий лебедь» . Оксфордский танцевальный словарь . Издательство Оксфордского университета . Проверено 10 августа 2012 года .
- «Les Ballets Trockadero de Monte Carlo» . GLBTQ, Inc. 2002. Архивировано из оригинала на 1 июля 2012 года . Проверено 10 августа 2012 года .
- «Джудит Ланиган» . Джудит Ланиган. 2009 . Проверено 10 августа 2012 года .
- «Соня Хени делает лебедь» . Исторические изображения фигурного катания SkateWeb . SkateWeb. 1994–2009 гг . Проверено 10 августа 2012 года .
- Смодырев Михаил; Перевод Анны Корищ. «Биография и репертуар Нины Ананиашвили» . Проверено 10 августа 2012 года .
«Умирающий лебедь» Фокина и «Русские сезоны» Дягилева
Первым наиболее заметным скачком в карьере стало участие Павловой в 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре, где она исполнила специально поставленную для неё выдающимся хореографом Михаилом Фокиным миниатюру «Лебедь». Позже номер, ставший символом русского балета, получил название «Умирающий лебедь».
Балет Фокина стал новым этапом в формировании русского танца, который приверженцы классики восприняли как откровенное оскорбление и опошление традиций. Однако новый век требовал новых решений, и когда в 1908 году Александр Бенуа представил известному антрепренёру Сергею Дягилеву Фокина, тот пришёл в восторг и пригласил балетмейстера к себе в труппу, которая должна была отправиться в Европу с программой «Русские сезоны» и показать миру, что значит «танец по-русски».
В труппу, которая должна была отправиться в Париж, вошли также Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Анна Павлова – тройка самых мощных мастеров отечественного танца. Русские сезоны имели шумный успех, портрет кисти Серовой с изображением Павловой стал эмблемой программы, а выступление «Лебедя» – «доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, но должен проникать в душу».
Спектакль «Умирающие лебеди. Живой опыт»
Хореография: Эрик Готье Композиторы: Камиль Сен-Санс, Даниель Штеффен, Ганс Петер Пфамматер, Родерик Вандерштретен, Патрик Брейнер, Милко Лазар, Марк Штробель Спектакль будет показан на Новой сцене Театра им. Евг. Вахтангова/ Москва
Дни показа
2 октября (сб) 2021 – начало в 19.303 октября (вс) 2021 – начало в 15.00, 18.00
2 и 3 октября Танцевальная компания Готье Данс/Театр Штутгарта представит на фестивале DanceInversion спектакль «Умирающие лебеди. Живой опыт» в постановке известного хореографа Эрика Готье. Показ состоится на Новой сцене Театра им. Евг. Вахтангова.
Отправной точкой при создании проекта послужил культовый концертный номер Михаила Фокина на музыку Сен-Санса «Умирающий лебедь», вокруг которого строится все действо. Спектакль состоит из шести миниатюр – «Умирающий лебедь», «Безмолвный лебедь», «Нас было много», «Польщенный», «Капли», «Теория Талеба» – и отражает, по замыслу Готье, историю балета в современном прочтении.
Постановку сопровождают короткие видео-вставки: мировые звезды балета Диана Вишнева и Полина Семионова рассказывают зрителям о том, какое влияние на их творчество оказало наследие Фокина, также демонстрируются фрагменты репетиционного процесса перед премьерой. Эрик Готье берет на себя в спектакле роль ведущего, объясняя зрителям значение и смысл фокинского шедевра.
Танцевальная компания Готье Данс/ Театр Штутгарта (Gauthier Dance / Dance Company Theaterhaus Stuttgart) была создана в 2007 году на базе балетной труппы Штутгардского театра солистом балета Эриком Готье. Высочайшая техника танцовщиков и неординарные задумки хореографа обеспечили труппе мировое признание. В репертуар коллектива входят не только спектакли в постановке его руководителя Эрика Готье, но и работы выдающихся мастеров современной хореографии – Уильяма Форсайта, Иржи Килиана, Ицика Галили, Пола Лайтфута, Ханса Ван Манена и других. Труппа также известна благотворительными акциями: коллектив доносит свое творчество до тех, кто сам не может придти в театр: пациентам больниц, обитателям домов престарелых.
Михаил Фокин – гениальный русский танцовщик и хореограф, вошедший в историю как главный романтик балетной сцены. Благодаря постановкам Фокина, показанным в рамках легендарных дягилевских «Русских сезонов», обрели мировую известность Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина. В творческом наследии Михаила Фокина около 70 балетов. Одним из его выдающихся творений по праву считается хореографическая миниатюра на музыку К. Сен-Санса «Умирающий лебедь», созданная балетмейстером для Анны Павловой. Впервые танцовщица исполнила ее в декабре 1907 года на благотворительном вечере в Мариинском театре. В разное время к фокинскому шедевру обращались другие великие русские балерины: Вера Фокина, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Галина Мезенцева, Ульяна Лопаткина. Сегодня «Умирающий лебедь» – один из символов русского балета.
Международный фестиваль DanceInversion – одно из главных событий в области современного танца в России. Грандиозный танцевальный марафон ставит своей целью открывать публике новые имена и направления в этом актуальном виде театрального искусства. Почти за четверть века, что существует фестиваль, в нем приняли участие 78 компаний из 30 стран мира, и без малого 90 хореографов представили свои работы.
Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА! У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.
Рождение легенды
Известно, что Анна Павлова родилась в дачном посёлке Лигово, где находились фешенебельные особняки и куда предпочитала выбираться из города на лето петербургская знать. Своего отца, бывшего отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова, девочка не помнила, да и мало кто верил в то, что она была дочкой обычного служивого. Поговаривали, что её настоящим отцом являлся Лазарь Поляков, банкир и младший брат известного строителя железных дорог Самуила Полякова.
К тому же бедное детство будущей примы плохо увязывалось с летним отдыхом в двухэтажной дачей в Лигове, частые ее посещения Мариинского театра, где абонировались лучшие места, а также обучение в Императорской балетной школе, уроки в которой могли брать дети только очень обеспеченных родителей.
Спектакли и критические комментарии
Умирающий лебедь впервые был исполнен Павловой на гала-вечере в Дворянском зале г. Россия, Санкт-Петербург в пятницу, 22 декабря 1905 г. Впервые он был исполнен в Соединенные Штаты на Метрополитен Опера в Нью-Йорк 18 марта 1910 года. Американский танцевальный критик и фотограф. Карл Ван Вехтен отметила, что балет был «самым изысканным образцом искусства , которое она когда-либо дарила публике». Павлова исполнила произведение около 4000 раз., и на смертном одре в Гаага, как сообщается, воскликнул: «Приготовь мой костюм лебедя».
Внучка Фокина, Изабель, отмечает, что балет не предъявляет «огромных технических требований» к танцору, но он предъявляет «огромные художественные требования, потому что каждое движение и каждый жест должны означать другой опыт,» который «исходит от того, кто пытается чтобы избежать смерти «. Она отмечает, что современные представления значительно отличаются от первоначального замысла ее деда, и что современный танец часто представляется вариацией танца. Лебединое озеро, которую она описывает как «Одетту на пороге смерти». Изабель говорит, что балет не о том, как балерина может превратиться в лебедя, а о смерти с лебедем в качестве метафоры.
«Приготовьте мой костюм лебедя»
Последнее выступление Павловой в Мариинском театре состоялось в 1913 году, а в России — в 1914 году, после чего она безвозвратно уехала в Англию. На родину Павлова так никогда и не вернулась.
Возможно, если бы колесо истории России покатилось в иную от социализма сторону, она бы приезжала с гастролями и, может быть, даже переехала обратно, однако Павлова и её слишком свободный балет не вписывались в формальное искусство советской России. Балерина осталась в столице Англии.
Умерла Павлова в возрасте 49 лет, когда зимой 1931 года, переезжая в Голландии с одного концерта на другой, балерина попала в железнодорожную катастрофу. Она осталась жива, однако оказавшись в лютый мороз в одном лишь тонком платье, она простудилась и скончалась в последний день января в Гааге.
Ее похоронили в Лондоне. Поговаривают, что последними словами великой балерины были: «Приготовьте мой костюм лебедя…».
На эту тему:
Балаган и коррида
17 декабря — день рождения выдающегося трубача Вениамина Марголина
Родион Щедрин станет первым обладателем Медали Чайковского
Опера семи звезд: «Гугеноты» продолжают звучать в Мариинском
Предновогодняя премьера Мариинского театра — опера Моцарта «Волшебная флейта»
“К Золотому веку русского искусства”