СЕМЬЯ И ДЕТСТВО МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ
Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной еврейской семье. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф.
У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом.
Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино»
Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин
Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей.
А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой.
В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.
Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.
В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. Ее вместе с новорожденным ребенком (младшим сыном Азарием) поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву.
Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее.
https://youtube.com/watch?v=SC0XLmowi2o
Умерла Майя Плисецкая
В Германии скончалась балерина Майя Плисецкая. Как рассказал ТАСС гендиректор Большого театра Владимир Урин, узнавший о кончине 89-летней примы от ее супруга Родиона Щедрина, она умерла от сердечного приступа.
Наиболее известными считаются исполненные ею партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Авроры в «Спящей красавице», Хозяйки Медной горы в «Каменном цветке» и Кармен в «Кармен-сюите» Щедрина.
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Уже в 8 лет ее отдали в Московское хореографическое училище. На сцене она в итоге осталась практически на 60 лет, из них полвека — в Большом. Только в «Лебедином озере», по ее собственным подсчетам, она станцевала более 800 раз.
После новаторской «Кармен-сюиты» ею начинают активно интересоваться зарубежные хореографы. В результате Ролан Пети ставит для нее «Гибель розы», а Морис Бежар — «Болеро» и «Айседору».
Плисецкая — народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, обладательница премий «Триумф» и «Российский Национальный Олимп», полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», а также орденов многих стран.
И еще несколько редких фотографий великой и гениальной балерины Майи Плесецкой…
Нью-Йорк, 1966 год
Разминка перед «Умирающим лебедем», 1962 г.
В классе Асафа Мессерера: твердые носки балетных туфель приходилось смягчать с помощью молотка, 1963 г.
На постановке «Больной розы» французского хореографа Ролана Пети, 1973 г.
Начало работы над «Кармен». Репетиция дуэта с Тореро (Сергей Радченко), 1967 г.
С министром культуры СССР Екатериной Фурцевой, 1964 г.
С Владимиром Путиным в Кремле после вручения ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, 2005 г.
Первая встреча Одетты с принцем Зигфридом (Николай Фадеечев)
На фуршете по случаю открытия фестиваля советской музыки в Бостоне, 1988 г.
С Галиной Улановой в репетиционном зале Большого театра, 1970 г.
И еще несколько фотографий Майи Плесецкой…
И еще раз: заслуги Майи Плисецкой неоднократно были отмечены на родине и за рубежом.
В 1956 году ей присвоено звание народной артистки РСФСР, в 1959-м — народной артистки СССР, в 1985 году — звание Героя Социалистического Труда. Майя Плисецкая награждена орденом Ленина, орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II и I степени.
Лауреат Ленинской премии (1964), Премии Анны Павловой (1962, Париж), профессионального балетного приза «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009). Награждена французскими орденами Командора литературы и искусства (1984) и Почетного легиона (1986, 2012), золотой медалью изящных искусств Испании (1991), Большим крестом Командора ордена «За заслуги перед Литвой» (2003). Удостоена Международной Императорской премии Японии (2006).
В 1985 году Плисецкой присвоено звание доктора Сорбонны, в 1993 году — почетного профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Большой театр:
- 1943 — Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского
- 1943 — Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
- 1944 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
- 1944 — Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского
- 1944 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса
- 1944 — Жизель, «Жизель» А. Адана
- 1945 — Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова
- 1945 — Фея Осени, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров
- 1947 — Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского
- 1948 — Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева
- 1948 — Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
- 1949 — Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
- 1949 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина
- 1950 — Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского
- 1950 — Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский
- 1952 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
- 1954 — Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский
- 1955 (на сцене филиала) — Сюимбике, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (Батыр — Ю. Кондратов)
- 1956 — Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани
- 1958 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев
- 1959 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (Данила — Н. Фадеечев)
- 1960 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (Иванушка — В. Васильев, Царь — А. Радунский)
- 1961 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
- 1962 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон
- 1963 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
- 1964 — Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину)
- 1965 — Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (Ферхад — М. Лиепа, Визирь — А. Лавренюк, Ширин — Н. Бессмертнова)
- 1967 — Солистка, «Прелюдии и фуги» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
- 1967 — Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (Хозе — Н. Фадеечев, Тореро — С. Радченко, Рок — Н. Касаткина)
- 1971 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна
- 1972 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (Вронский — М. Лиепа, Каренин — Н. Фадеечев)
- 1980 — Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев — А. Богатырёв)
- 1985 — Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (Гуров — Б. Ефимов)
На других сценах:
- 1973 — Роза, «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет
- 1974 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)
- 1974 — «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
- 1976 — Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
- 1978 — «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
- 1978 — Леда, «Леда» (партнёр — Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»
- 1983 — Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг)
- 1984 — Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)
- 1990 — «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
- 1991 — «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро
- 1992 — главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж
- 1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр — П. Дюпон)
Видео
https://youtube.com/watch?v=VTGXqAATHlQ
Источники
-
https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-mayya-pliseckaya.htmlhttps://24smi.org/celebrity/363-majya-pliseckaya.htmlhttps://biographe.ru/znamenitosti/maiya-plisetskaya/https://star-magazine.ru/majya-plisetskaya/https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/3372/
«Балет – это каторга»
Обладательница огромного числа наград, орденов и премий разных государств, будучи балериной самого высокого ранга, Майя сумела создать собственный стиль даже в этом классическом виде искусства, и приемы Плисецкой стали перенимать все молодые балерины. Майя не боялась экспериментов, и всегда достигала максимальной гармоничности в своей тяжелейшей работе, каковой и был для нее балет — несмотря на то, что она не мыслила без него своей жизни.
Балет – это не только искусство. Это — добровольная каторга, на которую балерины отправляются ежедневно. Известно, что даже 3 дня без занятий губительны для балерины, а неделя – это и вовсе катастрофа. Классы – ежедневно, потом репетиции и спектакли. Тяжелейшая, монотонная и обязательная работа, после которой Майя всегда никогда не выходила уставшей и некрасивой – она всегда порхала, у нее никогда ничего не болело, даже после тяжелых съемок и 14-часового рабочего дня она выходила свежей, красивой и Богиней.
Майя не позволяла себе раскисать – она всегда была в форме, всегда в тонусе и собрана, всегда ко всем внимательна, требовательна к себе и другим. Эти ее качества и удивительная сила духа восхищали всех, от поклонников и режиссеров — до близких друзей.
Личная жизнь
В 1956 году Майя вышла замуж за латвийского артиста балета Мариса Лиепу. У них было одно общее дело – балет, благодаря ему они познакомились, страстно влюбились в друг друга и быстро поженились. Однако уже через три месяца поняли, что совершили ошибку и развелись.
В 1958 году в гостях у общей знакомой, возлюбленной Маяковского Лили Брик, произошло судьбоносное событие – встреча Майи с композитором Родионом Щедриным. С этого дня в её жизни были только две величайших любви, которые она ни разу не предала – балет и Родион. Они подарили всему миру потрясающе красивую историю любви.
А началось всё с того, что после знакомства он просто попросил билеты на балет с участием Майи. Она оставила их для своего нового знакомого. После балета на утро Родион позвонил Майе, высказал свои восхищения её талантом и попросил возможности присутствовать на репетиции, чтобы посмотреть святая святых – где рождается такая красота. Она репетировала в эластичном обтягивающем купальнике. Мужчину это сильно впечатлило, и он пригласил после репетиции Майю на прогулку по Москве. Она согласилась…
Ей было 33 года, ему 26. Начался удивительной красоты бурный и стремительно развивающийся роман. Ни разница в возрасте, ни злобные сплетни и завистники, ни испытания временем и долгие расставания не смогли одолеть эту любовь. Их чувства друг к другу оказались непобедимыми.
На том, чтобы официально зарегистрировать брак, настояла Майя. Тогда было такое время, что без штампа в паспортах их не селили вместе в гостиницы. Первое после знакомства лето они провели в Карелии, а потом поехали на машине в Сочи. Так как они не были мужем и женой, им не давали гостиничные номера, и приходилось ночевать прямо в машине. Это лето было в их жизни самым первым всплеском безудержного счастья.
Она обожала слушать музыку Родиона, всегда считала его очень талантливым и великим композитором. А он дарил ей свои балеты:
- «Конёк-Горбунок. Майе Плисецкой»;
- «Анна Каренина. Майе Плисецкой неизменно»;
- «Чайка. Майе Плисецкой всегда»;
- «Дама с собачкой. Майе Плисецкой вечно».
У пары не было детей. Когда нужно было сделать выбор, Майя отдала предпочтение балету. Родион не был в восторге от такого решения, но он понимал, что значит балет для его любимой женщины, и уступил.
Они прожили вместе 57 лет. Когда у Майи Плисецкой спрашивали, как им удалось так долго прожить вместе в любви, она отвечала:
«57 лет – долго? Разве это долго. Это так мало. Я очень хотела прожить с ним хотя бы ещё столько же».
После распада Советского Союза Майя и Родион в основном проживали в немецком городе Мюнхене. Также у них была квартира в Москве, где они останавливались, приезжая на Родину с концертами и гастролями. А отдыхать пара любила на даче в литовском городе Тракай.
Когда-то давным-давно женщина, которая в Киевском районе города Москвы зарегистрировала брак Майи Плисецкой и Родиона Щедрина, пожелала им состариться на одной подушке. Пожелание это сбылось.
Но 2 мая 2015 года перестало битья сердце Майи Михайловны. Ей так хотелось и потом быть вместе со своим Родионом. Она завещала после его смерти прах обоих развеять над Россией.
Балет
Еще в Свердловске Майя Плисецкая впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети. Ходят слухи будто девушка часами наблюдала за грациозными лебедями, стремясь максимально точно сымитировать их движения.
В скором времени после возвращения в Москву, Майя окончила училище и была приглашена в труппу Большого театра. С каждым годом она заметно прогрессировала, вследствие чего ей начали предоставлять сольные партии. Первый настоящий успех пришел к ней, когда она показала «Умирающего лебедя».
Майя Плисецкая в юности
Плисецкая стала примой-балериной в театре, продолжая удивлять коллег и зрителей своей игрой на сцене. Она исполняла первые роли в ряде балетных постановок: «Ромео и Джульетта», «Анна Каренина», «Кармен-сюита», «Раймонда», «Жар-птица», «Спящая красавица» и многие другие.
Когда Майе едва исполнилось 25 лет она уже имела мировую известность, вследствие чего начала выступать на крупнейших сценах мира. Ее выступления прошли с большим успехом в Великобритании, США, Франции Италии и прочих государствах.
В 1959 г. в биографии Майи Плисецкой произошло знаковое событие – она удостоилась звания Народной артистки СССР. Балерина обладала фантастической пластикой и прыжком, а также легким шагом и тонкой музыкальностью. Интересен факт, что она ввела в балетную лексику такой вид прыжка, как – «кольцо».
Плисецкая основала свой уникальный стиль, которому были присущи изящность, четкость и законченность движения, позы и всей композиции в целом. Во всех ее телодвижениях присутствовала гармония. Стоит заметить, что она достигла больших высот в качестве трагедийной актрисы.
Русская балерина не боялась экспериментировать, проявляя живой интерес ко всему новому. Балет был для ее не работой, а способом самовыражения. Возможно именно поэтому она выходила на сцену даже в 70-летнем возрасте. Специально для нее ставились балеты, миниатюры и танцевальные спектакли.
В 1966 г. Плисецкая поставила свою подпись в письме 25 деятелей культуры и науки против реабилитации Сталина. Она не забыла того, по чьей вине расстреляли ее отца, а также с чем пришлось столкнуться ее матери.
Майя Плисецкая блестяще себя проявила и как балетмейстер, поставив балеты «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985). Во всех этих постановках она исполнила ключевые женские партии. Любопытно, что она никогда не считала себя хореографом.
В 80-х годах Майя часто находилась за рубежом, работая художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета. В 1990 г. Юрий Григорович уволил ее и некоторых других артистов из Большого театра, что вызвало бурю негодования в обществе.
Пьер Карден с Майей Плисецкой
Однако Плисецкая не опустила рук, продолжив участвовать в концертах и давать показательные уроки мастерства. В середине 90-х она стала председателем международного балетного конкурса «Майя», который начал проходить каждый год.
Также Майя Михайловна снялась во многих кинолентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера. О ее творческой и личной биографии были сняты десятки кинофильмов
Примечательно, что Плисецкая была одной из «муз» французского модельера Пьера Кардена. Специально для русской балерины он пошил десятки сценических костюмов, вечерних платьев, аксессуаров и прочих вещей, не беря за это никакой платы. Однако, когда Майя начала хорошо зарабатывать, она по собственному желанию оплатила Кардену все его подарки.
Личная жизнь
Биография Майи Плисецкой будет неполной без сведений о личной жизни. Как известно, через призму взаимоотношений с окружающими людьми, проще понять глубину личности. Как известная балерина, Майя всю жизнь была окружена мужчинами. Она писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Балерина дважды была замужем.
С первым мужем, танцовщиком Марисом Лиепой, они поженились в 1956 г., но расторгли брак, не прожив и четырех месяцев. Через некоторое время, в гостях, Майя познакомилась со своим вторым мужем, который был младше на целых 7 лет. Говорить о любви с первого взгляда будет преувеличением, потому что встречаться они начали спустя 3 года с того вечера у Лили Брик, а поженились много позже – в 1958 году.
Родион Щедрин во всем поддерживал супругу и отстаивал её интересы. Именно благодаря нему Майя смогла посещать лучшие театральные подмостки Европы. Счастливое супружество не ознаменовалось рождением детей, что, во многом, обусловлено прихотью Щедрина, утверждавшего, что «балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется».
Биография
Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.
Майя Плисецкая | Глазами женщины
Девочка родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.
Майя Плисецкая с родителями | Комсомольская правда
В 1932 году семья перебралась на Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем — консулом СССР. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка». По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 году Плисецкую записали в Московскую хореографическую школу. Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению. Однако страшный 1937 год перечеркнул все надежды.
Майя Плисецкая в детстве | Комсомольская правда
1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом.
Майя Плисецкая в юности | LiveInternet
Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.
Закулисье: неизвестная сторона Майи Плисецкой – 10 неизвестных фактов о жизни Неумирающего лебедя
Одна из величайших балерин России прожила 89 лет счастливой жизни, став профессиональной и успешной танцовщицей, любимой и любящей женщиной, примером для многих артистов и просто для молодежи.
До конца жизни она оставалась стройной, гибкой, в отличной форме и в бодрости духа.
- Лучшая диета, как считала балерина, более всего любившая хлеб с маслом и селедку – это «меньше жрать».
- Одним из увлечений Майи было коллекционирование смешных фамилий. Едва наткнувшись на подобную в одном из журналов или газет, балерина сразу ее вырезала и добавляла в коллекцию.
- Плисецкая всегда выглядела «на все сто» и одевалась с иголочки. Вопреки тому, что в советское время делать это было сложновато, наряды Майи всегда были заметны. Так заметны, что даже Хрущев однажды поинтересовался на приеме – не слишком ли богато живет Плисецкая для балерины.
- Балерина тепло дружила с Робертом Кеннеди, познакомившись с ним во время тура. У них был один день рождения на двоих, и политик, не скрывавший своих симпатий, часто поздравлял Майю с праздником и дарил дорогие подарки.
- Майя жизни своей не представляла без жирных питательных кремов. Густо намазав крем на лицо, она раскладывала пасьянсы на кухне – иногда до глубокой ночи, страдая от постоянной бессонницы. Майя часто не могла обойтись без снотворного.
- Несмотря на нежную и крепкую любовь к Родиону, Майя не спешила замуж. Данная идея пришла к ней вместе с мыслью, что власти наконец-то выпустят ее за рубеж, если она свяжет себя со Щедриным узами брака. За границу Плисецкую не выпускали до 1959-го года.
- Чтобы пуанты крепче сидели на ногах, Майя перед каждым выступлением наливала в пятки туфель теплую воду. И страшно боялась забыть о своем отражении в зеркале перед выходом на сцену, ведь плохо накрашенная балерина – это «бесцветная моль».
- Плисецкая обожала футбол и яростно болела за любимую команду — ЦСКА.
- Майя никогда не курила, не любила самих курильщиков и с алкоголем особой дружбы тоже не водила.
- Балерина танцевала аж до 65-ти лет! И после еще раз снова вышла на сцену, уже в 70 лет, да к тому же в качестве исполнительницы главной балетной партии! К этому юбилею, специально для Майи Морис Бежар создал волнительный номер с названием «Аве Майя».
Легенда 20-го и даже 21-го века, легендарная Майя, хрупкая и загадочная, добилась невероятных успехов. Чего не случилось бы без сильной воли, стремления к совершенству и фантастического трудолюбия.
Рекомендуем также 15 лучших фильмов про величайших женщин мира
Майя и Щедрин
Лилия Брик, имя которой известно почитателям творчества Маяковского, как музы и возлюбленной поэта, стала человеком, которая познакомила тогда уже известную балерину с молодым композитором. Необходимо отметить, что в свою первую встречу особого интереса они друг у друга не вызвали. Возможно, из-за разницы в возрасте, она старше его на семь лет. По прошествии трех лет они уже вместе проводили в Карелии свой отпуск. А поженились – в 1958 году. Наверное, это могло произойти и позже, если бы штамп в паспорте не давал для балерины шансов выезжать на заграничные гастроли и избавиться от преследований властей.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин в браке прожили 57 лет. Муж всегда сопровождал ее на гастролях. Даже для помады своей она использовала карман его пиджака, потому что он находился рядом постоянно.
По ее мнению, Щедрин по меньшей мере на четверть века продлил ее жизнь в балете, он посвятил ей много произведений. Всем известно, насколько короток век балерины, а великая Плисецкая покинула сцену лишь в 65 и солисткой Большого театра! Но она не перестала выходить на сцену. В 70 лет это стал балет «Курозука», в 75 – «Аве, Майя!», в 78 – «Послеполуденный отдых фавна».
Она не завела ребенка. Победил балет!
Майя и Коко Шанель
На гастролях в Париже ей случилось познакомиться с тогда уже восьмидесятилетней легендарной Коко Шанель. Они встретились в ее новом бутике и специально для известной балерины манекенщицы демонстрировали новую коллекцию дизайнера. Эта женщина поражала. Когда она поднималась на сцену, чтобы лично продемонстрировать очередной девушке, как носить надетую на нее вещь, Коко никто не мог дать больше двадцати. Во время этой встречи Плисецкая услышала от Шанель: «Характер – это и есть судьба». Эти слова стали для нее знаковыми. Майя Плисецкая умерла в 2015 году. Мир потерял великую балерину.
https://youtube.com/watch?v=5ELdHJa4b4E