Опера моцарта «дон жуан»

Опера моцарта «дон жуан»

Краткое содержание сюжета

Увертюра короткой формы сонаты Симфониетта , в котором повторяющийся мотив угрожающих труб играет заметную роль. Действие балета происходит в Мадриде . В первом акте дон Хуан поет серенаду Донне Эльвире под ее балконом. Ее отец, Командир, входит с обнаженным мечом, чтобы защитить свою дочь. В последующей дуэли Дон Хуан ранит Командующего, который сплачивается, атакует, затем теряет сознание и умирает. Во втором акте Дон Хуан приготовил банкет для своих друзей. Танцы для его гостей включают гавот , контрданс , менуэт и фанданго . Вдруг раздается ужасный стук в дверь. Слуга дона Хуана дает комическое облегчение, когда он суетится взад и вперед к двери. Дон Хуан наконец открывает дверь и обнаруживает мраморную статую мертвого Командующего. Он приглашает командира на обед, но статуя приглашает Хуана пообедать в его могиле, а затем уходит под звуки благородного менуэта. Финальный акт разворачивается на кладбище, куда врывается Дон Хуан в сопровождении оркестровой дрожи. Под аккомпанемент вздымающейся дыры ре-минор от тромбонов Командующий переходит из своей могилы в величественный менуэт и ругает Хуана, сопровождая его эхом приглашения на ужин. Хуан противостоит Командиру с легкомыслием, тщеславием и храбростью, но кульминация достигается, когда Хуану выносится бесповоротный приговор. Под звуки зловещей пассакалии над повторяющейся басовой партией могилы раскрываются, поднимается пламя, и Хуан погружается в ад.

Сюжет, основная проблематика оперы

Средневековая испанская легенда о «наказанном развратнике», обольстителе женщин Дон Жуане, является одним из самых популярных сюжетов в истории мирового театра. Она легла в основу множества театральных представлений – драматических, музыкальных, народных, кукольных, хореографических

В разное время этот герой привлекал внимание известных поэтов и драматургов самых разных стран. Среди них Тирсо де Молина, Шедуэл, Мольер, Гольдони, Пушкин

В год создания моцартовского шедевра только в Италии шло сразу несколько оперных спектаклей на тот же сюжет.

История Дон-Жуана дала Моцарту повод для постановки проблемы личности. Его Дон-Жуан – это воплощение безрассудной отваги, кипучей энергии, неистребимого оптимизма и любви к жизни. Именно в жизнелюбии заключен главный секрет обаяния этого героя. Однако его эгоизм, презрение к законам чести и морали становятся источником несчастья для всех, кого встречает Дон-Жуан на своем пути. Композитор подчеркнул двойственность, противоречивость Дон-Жуана. Это не просто «наказанный развратник», как в большинстве посвященных ему произведений, а сильная личность, живущая по своим собственным законам.

Еще песни Кристоф Глюк

    • слушать Кристоф Глюк — Мелодия из оперы «Орфей»
    • скачать Кристоф Глюк — Мелодия из оперы «Орфей»

    Кристоф Глюк — Мелодия из оперы «Орфей»

    • слушать Кристоф Глюк — Concerto pour flute et orchestre en sol majeur
    • скачать Кристоф Глюк — Concerto pour flute et orchestre en sol majeur

    Кристоф Глюк — Concerto pour flute et orchestre en sol majeur

    • слушать Кристоф Глюк — Ah, quando, o Dei, del lagrimar — Ifigenia in Tauride
    • скачать Кристоф Глюк — Ah, quando, o Dei, del lagrimar — Ifigenia in Tauride

    Кристоф Глюк — Ah, quando, o Dei, del lagrimar — Ifigenia in Tauride

    • слушать Кристоф Глюк — Pantomima — Ifigenia in Tauride
    • скачать Кристоф Глюк — Pantomima — Ifigenia in Tauride

    Кристоф Глюк — Pantomima — Ifigenia in Tauride

    • слушать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 3 действие,1 сцена, ария Орфея «Потерял я Эвридику»
    • скачать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 3 действие,1 сцена, ария Орфея «Потерял я Эвридику»

    Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 3 действие,1 сцена, ария Орфея «Потерял я Эвридику»

    • слушать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие,1 сцена, сцена Орфея с фуриями, ария Орфея «Заклинаю, умоляю»
    • скачать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие,1 сцена, сцена Орфея с фуриями, ария Орфея «Заклинаю, умоляю»

    Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие,1 сцена, сцена Орфея с фуриями, ария Орфея «Заклинаю, умоляю»

    • слушать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 1 действие, 3 сцена, ариетта Амура «Под маской молчания в груди затаил люб
    • скачать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 1 действие, 3 сцена, ариетта Амура «Под маской молчания в груди затаил люб

    Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 1 действие, 3 сцена, ариетта Амура «Под маской молчания в груди затаил люб

    • слушать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие, 1 сцена, пляска фурий
    • скачать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие, 1 сцена, пляска фурий

    Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие, 1 сцена, пляска фурий

    • слушать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие,1 сцена, сцена Орфея с фуриями, ария Орфея «Вашей скорби не сра
    • скачать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие,1 сцена, сцена Орфея с фуриями, ария Орфея «Вашей скорби не сра

    Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие,1 сцена, сцена Орфея с фуриями, ария Орфея «Вашей скорби не сра

    • слушать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие, 1 сцена, Хор фурий — Чей это дерзкий дух
    • скачать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие, 1 сцена, Хор фурий — Чей это дерзкий дух

    Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие, 1 сцена, Хор фурий — Чей это дерзкий дух

    • слушать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие, 1 сцена, сцена Орфея с фуриями,диалог. «О внемлите судьбе моей
    • скачать Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие, 1 сцена, сцена Орфея с фуриями,диалог. «О внемлите судьбе моей

    Кристоф Глюк — Опера «Орфей и Эвридика», 2 действие, 1 сцена, сцена Орфея с фуриями,диалог. «О внемлите судьбе моей

    • слушать Кристоф Глюк — Соло флейты, опера «Орфей и Эвридика»
    • скачать Кристоф Глюк — Соло флейты, опера «Орфей и Эвридика»

    Кристоф Глюк — Соло флейты, опера «Орфей и Эвридика»

    • слушать Кристоф Глюк — Пляска фурий («Орфей и Эвридика»)
    • скачать Кристоф Глюк — Пляска фурий («Орфей и Эвридика»)

    Кристоф Глюк — Пляска фурий («Орфей и Эвридика»)

    • слушать Кристоф Глюк — Мелодия из оперы От бессонницы
    • скачать Кристоф Глюк — Мелодия из оперы От бессонницы

    Кристоф Глюк — Мелодия из оперы От бессонницы

    • слушать Кристоф Глюк — Танец блаженных духов из оперы Орфей и Эвридика
    • скачать Кристоф Глюк — Танец блаженных духов из оперы Орфей и Эвридика

    Кристоф Глюк — Танец блаженных духов из оперы Орфей и Эвридика

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Фон

Балет Дон Жуан был основан на Мольер с Dom Juan ou le Festin de Pierre 1665 года. Партитура Глюка, пожалуй, самая значительная из написанных для балета восемнадцатого века. Понимание композитором танца как автономной формы искусства, полностью независимой от оперы, позволило ему сочинить партитуру, свободную от традиционной риторики или орнамента, и использовать структуру, построенную на захватывающей и драматически прямой кульминации.

Пока соперник хореографа Ангиолини Жан-Жорж Новерр сочинял балеты в Штутгарт, Лондон и Париж, основанные на героическом жесте, частично вдохновленном пластика из Дэвид Гаррик в Англии Анджолини Passi d’azione в Вене (на основе концепций, исследованных Франц Хильвердинг и Глюк) бывают танцами сама по себе. Анджолини и Новер никогда не договаривались о месте музыки в балете. Анджолини рассматривал музыку и танец как две отдельные составляющие, которые танцор должен был объединить в своем собственном теле. Новер не согласился и заявил, что музыкальная партитура будет заранее задавать и управлять действиями и движениями исполнителя. Главный герой переводил музыку в прозрачный жест.

Особенности жанра

В каталоге своих сочинений Моцарт назвал «Дон Жуана» «веселой драмой» (drama giocoso). Такое определение нередко встречалось в жанре buffa, к которому, действительно, приближается эта опера по целому ряду признаков:

  • 2х–актная композиция с большими финалами в конце каждого действия;
  • чередование музыкальных номеров с речитативами secco;
  • преобладание низких мужских голосов;
  • жанровый характер многих арий;
  • явный акцент на буффонаде в партии Лепорелло;
  • сцены переодеваний и потасовок, и т.д.

Однако ни в одной комической опере никогда не было такого накала страстей, таких резких столкновений смешного и возвышенного, балаганного и трагедийного, житейского и мистического, как в моцартовском «Дон Жуане».

Моцарт, по существу, открыл в «Дон Жуане» совершенно новый оперный жанр, который получил развитие в XIX веке – психологическую музыкальную драму. Каждый из персонажей оперы обрисован как неповторимая личность, не сводимая к одной идее. Среди них есть герои комедийного плана (трусоватый, но не покидающий господина даже в самую страшную минуту Лепорелло, лукавая простушка Церлина, «неотесанный», однако верный своей любви Мазетто); есть «борцы за идею» в духе героев Глюка – Донна Анна и Оттавио. Трогательная и по-христиански самоотверженная Донна Эльвира близка персонажам опер seria. Сам Дон Жуан в своих сольных выступлениях выступает как герой комедийной оперы, но противоречивость его натуры, как и трагическая смерть, никак не укладываются в комедийные рамки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: