Балет «Анна Каренина»
Композитор: Родион ЩедринМузыкальный руководитель: Валерий ГергиевХореография: Алексей Ратманский Художник-постановщик: Микаэль Мельбю
Даты показа
18 декабря (вс) 2022Начало в 12:00 и 19:00
Продолжительность ‒ 1 час 45 минут с одним антрактом. Премьера балета на сцене Мариинского театра прошла 15 апреля 2010 года.
18 декабря Мариинский театр приглашает зрителей на балет Родиона Щедрина «Анна Каренина» в постановке известного российского хореографа Алексея Ратманского. Показ балета состоится на Новой сцене в рамках Фестиваля «Щедрин – 90» к юбилею композитора. Сочинения Родиона Щедрина занимают особое и почётное место в репертуаре Мариинского театра – это симфонические произведения, оперы «Лолита», «Не только любовь», «Рождественская сказка», «Боярыня Морозова», «Левша», «Мертвые души», «Очарованный странник», балеты «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита» и «Анна Каренина».
Родион Щедрин: «Выбирая путь для музыкального решения, я склонился к мысли обратиться к партитурам композитора, чье творчество было ближе всего Толстому, который был вровень с ним по таланту и значению для всей истории культуры России. Чью музыку он любил, тонко чувствовал и от прослушивания которой даже плакал. Я имею в виду Петра Ильича Чайковского. Что писал он в годы замысла и создания Толстым романа «Анна Каренина»? Какие инструментальные сочинения, не связанные с определенной программой и с обращением к слову, создавались им в то время? Так я пришел к решению использовать в музыке балета некоторые тематические и тембровые элементы инструментальных сочинений Чайковского, совпадающих по времени написания с годами замысла и работы Толстого над «Анной Карениной» (Второй струнный квартет, Третья симфония)».
Премьера спектакля «Анна Каренина» в Санкт-Петербурге состоялась в 2010 году, мировая премьера – шестью годами раньше в Копенгагене. Каждая новая труппа вдохновляет постановщика на внесение свежих штрихов. В Мариинском театре сложилось так, что каждая прима, готовившая роль Анны, открывала в ней что-то свое – и это с радостью принималось постановщиком.
Решение главного образа в спектакле Ратманского, вольно или невольно, напоминает о первой Анне – великой Майе Плисецкой. Однако в целом этот спектакль задуман совершенно по-другому. Нельзя не согласиться с мнением критика Ларисы Барыкиной, откликнувшейся на премьеру 2010 года содержательной рецензией: «Ратманский словно специально отходит в сторону: никого не обличает и не оправдывает, пороки не бичует. Хореограф-интеллектуал <…> обнаженных эмоций избегает. Любой пафос его напрягает, он просто рассказывает историю, без подтекстов и аллюзий» («Российская газета»).
Алексей Ратманский – выдающийся хореограф, хорошо известный не только в России, но и далеко за ее пределами. Издание «New York Times» называет Ратманского «самым многообещающим из родившихся в России хореографов со времен Баланчина». Ратманский несколько лет был художественным руководителем балетной труппы Большого театра, а с 2009 года он занимает пост приглашенного хореографа в Американском театре балета. Хореограф не раз сотрудничал с всемирно известными артистами балета.
Музыкальным руководителем спектакля выступил художественный руководитель и директор Мариинского театра, маэстро Валерий Гергиев.
Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
ТАКЖЕ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.
История создания
Идея создания этого балета появилась у Майи Плисецкой ещё в 1967 году, когда она снималась в художественном фильме «Анна Каренина». Музыку к фильму написал Родион Щедрин. Балерина вспоминала:
Изначально балерина не планировала ставить балет сама. Первым хореографом, к которому она обратилась был Игорь Бельский. Следующими кандидатами стали Наталья Касаткина и Владимир Василёв, их интерпретация показалась Плисецкой слишком радикальной и она решила ставить балет сама. Она обратилась за советом к Валентину Плучеку, который порекомендовал привлечь в качестве либреттиста Бориса Львова-Анохина, в качестве художника — Валерия Левенталя. Ему же принадлежала идея разграничить постановочный процесс — самой Плисецкой сосредоточиться на линиях Анны, Вронского и Каренина, а массовые сцены отдать помощникам. Ими стали танцовщики Большого театра Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов, уже ярко заявившие о себе как постановщики нескольких телевизионных фильмов-балетов.
Осенью 1971 года в Бетховенском зале Большого театра Родион Щедрин играл для художественного совета музыку будущего балета, а Плисецкая и Львов-Анохин объясняли замысел постановки:
После первого оркестрового прогона на котором присутствовали чиновники из Министерства культуры СССР, по неофициальному распоряжению министра культуры Е. А. Фурцевой репетиции балета были приостановлены — фактически спектакль был закрыт. Но Плисецкая и Щедрин обратились за поддержкой к Секретарю ЦК КПСС П. Н. Демичеву и по его распоряжению работа над спектаклем была возобновлена.