История создания
В начале 1960-х годов балетмейстер Олег Виноградов работал в Новосибирском театре оперы и балета. Позже он вспоминал:
Либретто по повести Чингиза Айтматова «Тополёк мой в красной косынке» сочинили артисты балета Большого театра Борис Халиулов и Николай Харитонов. Владимир Власов, приехав в Москву и прочитав предложенное, предложил своё видение спектакля — балет в трёх воспоминаниях главных героев. После одобрения его замысла балетмейстер Олег Виноградов начал разрабатывать план балета для композитора — при этом большую помощь ему оказал Михаил Габович. После представления проделанной работы художественному совету Большого театра, Виноградова отправили в Киргизию «собирать фольклор».
Балетмейстер приступил к репетициям с солистами 1 октября года. На главные партии были выбраны Марина Кондратьева и Марис Лиепа — однако Кондратьева вскоре ушла в декрет, а Лиепа так и не станцевал этот спектакль. Виноградов начал работать с другими солистами, премьеру станцевали Нина Тимофеева (Асель) и Николай Фадеечев (Ильяс).
Waltz-Fantasia
Композитор
Михаил Глинка
Год создания
1839
Жанр
симфонические
Страна
Россия
Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, тромбон, литавры, треугольник, струнные.
История создания
В 1839 году Глинка, уже получивший известность в Петербурге как автор прекрасных романсов и инструментальных пьес, работал над своей первой оперой. Несчастливый в браке, он в доме одной из своих сестер, Марии Ивановны Стунеевой, встретился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Керн, которой Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». В отличие от матери, Екатерина Керн не была красавицей, но Глинка серьезно увлекся ею. Екатерине он посвятил романс, написанный на пушкинские стихи, посвященные ее матери, и тогда же стал работать над фортепианным «Вальсом-фантазией» — своего рода поэмой вальса, сочинением не программным формально, но вдохновленным образом Екатерины Ермолаевны, словно рисующим ее в обстановке бала. Ей он негласно и посвятил свое сочинение, однако сделать открыто этого не мог, опасаясь скомпрометировать любимую, и осуществил это завуалированно, посвятив «Вальс-фантазию» Д. Стунееву, мужу своей сестры. Любовь Глинки была взаимной, однако роман скоро кончился: оба были несвободны, к тому же Екатерина Ермолаевна скоро уехала по совету врачей на Кавказ. Все кончилось. В 1842 году Керн вернулась в Петербург, но встреча ее с Глинкой уже не имела для него прежнего значения. Вскоре он через общую знакомую вернул ей ее письма, а затем без сожалений уехал за границу.
Новое сочинение тем временем приобрело большую популярность. Известный в те годы дирижер Й. Герман сделал его оркестровку и часто исполнял в летних концертах Павловского вокзала. Вальс стали называть Меланхолическим, или Павловским. Глинка не был доволен оркестровкой, хотя Герман и пользовался его советами.
В 1845 году, будучи в Париже, Глинка сам оркестровал «Вальс-фантазию» для исполнения в симфоническом концерте. Он дал этому варианту название Скерцо в форме вальса. Парижская публика приняла произведение русского композитора восторженно. «Скерцо увлекательно, исполнено самого поразительного ритмического кокетства, истинно ново и превосходно развито», — писал Берлиоз после концерта. К сожалению, ноты этого оркестрового варианта были утеряны. В 1856 году композитор сделал новую оркестровку, легкую, прозрачную, подчеркивающую не танцевальность, а поэтичность музыки, в которой воплотились его мечты, волнения, тоска и любовь. Все это осталось давно позади, у композитора были другие увлечения. И окончательный вариант «Вальса-фантазии» Глинка посвятил своему другу К. Булгакову, написав при этом: «Эта музыка напомнит тебе дни любви и молодости».
Музыка
Вальс начинается настойчивыми взлетающими пассажами струнных и фаготов, словно призывающими к вниманию. После генеральной паузы у скрипок на фоне скупого аккомпанемента вступает обаятельная мелодия, полная поэзии. Ей отвечают флейта и кларнет в октаву. В перекличке струнных и деревянных духовых развивается вдохновенная поэма танца. Звучание то усиливается до фортиссимо, то снова затихает. Одна поэтичная тема сменяется другой, но неизменно, даже в эпизодах самой громкой звучности прозрачна и ясна оркестровка, в которой отсутствуют грузные басы, и медная группа представлена неполно. В отдельные моменты занята только струнная группа, исполняющая и аккомпанемент и полную изящества мелодию; затем ее оттеняют нежные тембры деревянных. Неожиданную краску привносит тромбон, со всей возможной для него выразительностью запевающий соло. Перед заключением партитуру расцвечивают характерные удары треугольника, подчеркивающие ритм. Перед слушателями проносятся то легкие, грациозные, то шутливые, то печальные, то мужественные образы. Решительный взлет скрипок на фортиссимо… Генеральная пауза. И легкие нисходящие пассажи завершают вдохновенную поэму танца.
Л. Михеева
Asel
Композитор
Владимир Власов
Дата премьеры
07.02.1967
Жанр
балеты
Страна
СССР
Балет Владимира Власова в трёх частях-воспоминаниях. Либретто Б. Халиулова и Н. Харитонова по повести Ч. Айтматова. Постановка О. Виноградова. Художник В. Левенталь.
Первое представление: Москва, Большой театр Союза ССР, 7 февраля 1967 г.
Часть первая. Пролог
Асель с Байтемиром и Саматом увлечены веселой игрой, прерванной внезапным появлением незнакомого человека. Прошло немало лет, но Асель узнала в нем своего мужа Ильяса.
Так встретились три участника жизненной драмы, и у каждого из них возникли воспоминания.
Воспоминания Ильяса
В его жизнь Асель вошла нежданно. Увидев эту девушку в красной косынке, Ильяс не смог уже забыть ее. И друзьям Ильяса, шоферам автобазы, понравилась стройная, как молодой тополек, девушка. И только Кадича, давно любившая Ильяса, почувствовала, какая опасность грозит ей, и возненавидела соперницу. Так возникает тема жизненной драмы, первые, еще отдаленные предвестники грозы.
Часть вторая. Воспоминания Асели
Прошел год. Абель подарила своему мужу, Ильясу, сына. В ночь, когда бушевал буран и Асель в тревоге ждала Ильяса из рейса, Кадича встретила своего бывшего возлюбленного. Встреча эта стала важным звеном в цепи трагических событий. Ильяс не нашел в себе силы оттолкнуть ее любовь. Догадываясь обо всем, что произошло, Асель пытается скрыть свое горе. Здесь впервые сказываются те стороны ее характера, которые помогут ей выстоять под ударами судьбы.
И товарищи Ильяса насторожились, встречая нередко его под хмельком в обществе Кадичи. Они потребовали объяснения, но Ильяс, может быть внутренне стыдясь своей слабости, предпочел порвать со старыми друзьями.
Тщетны попытки Асели помочь мужу. Своим признанием Кадича довершает драму. Казалось бы, все кончилось. Но никто еще не знает, что предстоит испытать в будущем.
Часть третья. Воспоминания Байтемира
Пришли радостный дни Победы. Солдаты возвращаются с войны домой. Семья Байтемира погибла, его уже никто не ждал. На месте родного дома он нашел лишь пепелище. В это трудное время он встретил Асель. И два человека, много испытавших, истосковавшихся по дружескому теплу, сочувствию, по любви, решили наново строить жизнь.
К Байтемиру пришли, светлые дни. Самыми близкими для него стали Асель и Самат.
Эпилог
Итак, встретились трое. Решение должна принять Асель. Она верит словам Ильяса, верит, что он не разлюбил, что ждал ее, мечтал о встрече. Но можно ли забыть, сколько горя он причинил ей и их сыну? А Байтемир? Для него вся жизнь в Асели. И Асель говорит Ильясу: «Нет!» Она остается с Байтемиром.
Л. Энтeлиc
Первая постановка
Премьера состоялась на сцене Большого театра 7 февраля года. Балетмейстер-постановщик Олег Виноградов, художник-постановщик Валерий Левенталь, дирижёр-постановщик Альгис Жюрайтис. Спектакль имел успех, особенной популярностью пользовался эпизод с шофёрами автобазы, где семь танцовщиков соревновались в сольных вариациях, украшенных эффектными трюками.
- Исполнители
- Асель — Нина Тимофеева (затем Нина Сорокина, Наталья Филиппова, Ирина Холина)
- Ильяс — Николай Фадеечев (затем Борис Акимов, Андрей Кондратов)
- Кадича — Елена Рябинкина (затем Римма Карельская, Людмила Власова, Елена Холина)
- Байтемир — Ярослав Сех (затем Юрий Владимиров)
- Самат — Тахир Камалетдинов (затем Владимир Распопов)
Спектакль прошёл 72 раза, последнее представление было дано 9 апреля года.