“Щелкунчик” в Большом театре
Большой поставил балет через 27 лет после Мариинки — уже в стране, разрушенной революцией и войной, — но даже тогда постановка была сделана с размахом. В первой версии 1919 года сцена была оформлена в виде огромного стола, на котором стоял кофейный сервиз, а из него по ходу разворачивания сюжета выпархивали танцоры. Декорации были нарисованы художником Константином Коровиным, хореографию тогда ставил Александр Горский.
Московской же версии балета выпал самый громкий успех — именно “Щелкунчик” в постановке Юрия Григоровича триумфально объехал весь мир — с 1966 года этот балет не покидает репертуар ГАБТа.
Резон Петипа
Петипа в конечном итоге отказался от постановки, отдав ее второму балетмейстеру Императорского балета, Льву Иванову, — его мы знаем в качестве автора «белых» картин «Лебединого озера» (да и то условно: за 120 лет от ивановской хореографии остались одни контуры).
Общепринятая версия: 74-летний Петипа хворал, а накануне постановки потерял 15-летнюю дочь и воспитанницу Евгению, подававшую большие надежды на танцевальном поприще.
Спектакль Иванова прошел со скромным успехом, удостоившись от балетоманской прессы характеристик вроде «балет для тех, кто любит пряники и не боится мышей». Сколь ни обещал Петипа вернуться к «Щелкунчику», сколь ни интриговали на страницах газет петербургские балетоманы, призывая дирекцию Императорских театров к переделке «Щелкунчика», ничего не случилось.
Очевидно, главным аргументом для отказа честолюбивого Петипа от работы была музыка.
Чайковского и Петипа с советских времен принято воображать эдакими Рабочим и Колхозницей, что вывели русский балет, косный и обстрелянный всей прогрессивной русской мыслью от Некрасова до Толстого, к подлинным высотам духа. Но, судя по всему, музыка Чайковского была для Петипа слишком затейливо устроена. Классический балет, как его мыслил Петипа и каким его привел к концу XIX века, требовал стандартных музыкальных и пластических форм — не в косности дело, а в незыблемых законах композиции и восприятия.
Проще и грубее: не требовалось сквозного симфонического развития, контрапунктических ухищрений, изысканной инструментовки. Идеалом Петипа была музыка Людвига Минкуса (блистательного профессионала и редкого мелодиста, почем зря растоптанного советскими искусствоведами), а позже — Риккардо Дриго.
В «Спящей красавице» Чайковский следовал плану-сценарию Петипа и соблюдал традиционную разбивку по номерам. В «Щелкунчике» план-сценарий вновь исполнен с безупречной точностью, но заданные номера спрессованы, почти весь первый акт идет без пауз — и все закручено в тугую спираль, так что хореографы до сих пор ломают головы и ноги об эту музыку.
Спектакль Иванова несколько раз возобновлялся, последний раз уже в 1920-е годы. Потребовалось два десятка лет, чтобы в этом слабом, как считалось, балете обнаружил себя шедевр — «Вальс снежных хлопьев», которому балетный критик и искусствовед Аким Волынский посвятил отдельное эссе.
История создания балета
Либретто к балету создано Мариусом Петипа по мотивам сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 год; в основу либретто легло переложение сказки, сделанное в 1844 году Александром Дюма-отцом), однако Театральная энциклопедия ошибочно называет автором переложения Дюма-сына.
Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища, которое оба закончили лишь через несколько лет в 1899 году. Партию Клары исполнила Станислава Белинская, Фрица — Василий Стуколкин. Другие исполнители: Щелкунчик — С. Легат, фея Драже — А. Дель-Эра, принц Коклюш — П. Гердт, Дроссельмейер — Т. Стуколкин, племянница Марианна — Л. Рубцова; балетмейстер Л. Иванов, дирижёр Р. Дриго, художники М. Бочаров и К. Иванов, костюмы — И. Всеволожский и Е. Пономарев.
Действующие лица:
- Штальбаум
- Его жена
- Клара и Фриц — их дети
- Дроссельмейер — крестный Клары
- Бабушка
- Дедушка
- Няня
- Щелкунчик
- Щелкунчик-принц
- Клара-принцесса
- Фея Драже
- Принц Коклюш
- Мажордом
- Куколка
- Негр
- Паяц
- Мышиный король
- Феи
Некоторые интересные факты, связанные с этим балетом:
- за кулисами в общей сложности работает 57 человек — для установки декораций и смены костюмов во время всего спектакля;
- во время каждого показа спектакля на сцене происходит показ 150 различных костюмов;
- для освещения спектакля используется от 600 до 700 осветительных приборов;
- пачка исполнительницы Феи Драже содержит 7 слоев тюля;
- елка на сцене имеет высоту 16,4 метра и весит 1 тонну;
- костюм Росинки украшен 65 кристаллами «росы»;
- оркестр состоит из 62 музыкантов;
- музыка «кофейного танца» основана на грузинской колыбельной мелодии;
- во время спектакля в танце снежинок на сцену высыпается около 20 кг конфетти;
- оркестр состоит из 62 музыкантов.
Действие II
На этот раз при атаке мышей Принц наносит им сокрушительный удар. Зал наполняет ощущение праздника. Арабская, а также привезенные из Испании, России и Китая куклы несказанно благодарят героиню за спасение их жизней.
Вокруг в задорной пляске отмечают успех завораживающие феи и пажи. Дроссельмейер в который раз совершает перемены. Все готово к свадьбе Мари и Принца. Пробудившись, девочка обнаруживает в собственных руках Щелкунчика. Находясь в знакомой комнате, она осознает, что увиденное ни иное, как сказочный сон…
Повествование заставляет задуматься о происходящих вокруг вещах, о том, как иногда приятно и полезно оказаться в добром, увлекательном мире сновидений.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Певец природы
Любовью и восхищением к жизни и природе наполнена музыка одного из самых популярных произведений Чайковского «Времена года», состоящее из 12 пьес, по числу месяцев в году. В этом цикле словно оживают картины родной природы и сцены народного быта. Музыка этого альбома потрясает своей выразительностью, напевностью и простотой. При издании «Времён года» в журнале «Нувеллист» пьесы получили поэтические эпиграфы известных русских писателей.
П.И. Чайковский «Ноябрь. На тройке» из альбома «Времена года»
«Не гляди же с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши, и тоскливою в сердце тревогу поскорей навсегда затуши» (Н .Некрасов)
Началом творческого пути Петра Ильича было связано с симфонической сферой. Первой его работой после окончания консерватории стала симфония «Зимние грёзы» Апогеем его творчества стала Шестая симфония «Патетическая» «В симфонию эту я вложил, без преувеличения, всю мою душу».
П.И. Чайковский. Финал 6 симфонии
Эта музыка – постижение тайны жизни и смерти, это тоска по уходящей жизни, которую испытывал Чайковский в последние месяцы жизни, предчувствуя близкий конец.
Симфония впервые была исполнена в Петербурге под управлением автора. Буквально через несколько дней Чайковский тяжело заболел, и в ночь с 25 на 26 октября его не стало. Жизнь великого композитора оборвалась в то время, когда его творчество было в полном расцвете и с множеством творческих замыслов. Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки. Его музыка и сегодня волнует миллионы людей своей искренностью, выразительностью, душевностью, необычайной нежностью и сердечностью.
Музей-Усадьба П.И. Чайковского в Воткинске
За более, чем столетнюю историю музеев, миллионы людей посетили его, имея возможность окунуться в атмосферу того времени, в мир П.И. Чайковского. Здесь часто проходят концерты и торжественные мероприятия в День рождения композитора и в День памяти гениального композитора.
А сейчас я предлагаю почитать интересные факты о П.И.Чайковском.
Популярные сегодня пересказы
- Хранитель огня — краткое содержание произведения Рытхэу Пожилой мужчина Кэвэн возвращался с охоты домой. Ноги совсем не слушались и оставляли на снегу кривую борозду следов. Он уже давно насобирал себе погребальные дрова, и, вспоминая свою молодость
- Повесть непогашенной луны — краткое содержание произведения Пильняка Многие заблуждаются, пытаясь отыскать в «Повести Непогашенной Луны» реальные факты, знакомые лица из действительности писателя. Пильняк подчеркивает, что произведение также не связано со смертью М.В. Фрунзе.
- Царевна-лягушка — краткое содержание сказки «Царевна-лягушка» – это очень известная русская народная сказка. Жил один царь, у которого было трое сыновей. Когда они выросли, отец сказал им пойти в открытое поле, натянуть свои луки и выпустить по одной стреле.
- Первый учитель — краткое содержание рассказа Айтматова В небольшой киргизский аил приехали гости, здесь открывали новую школу. Среди почётных гостей, приглашённых на праздник, была академик Алтынай Сулайманова. Она была родом из этого аила. Когда-то на месте новой школы стоял старый сарай
Действие первое
Действие балета происходит в дома доктора Штальбаума. Все ждут Рождественских праздников. В доме будут гости. На кухне идет приготовление торжественных блюд. Родители выбирают детям нарядную одежду. В комнате наряжена елка.
Дети — дочь Маша и сын Фриц с нетерпением ждут подарков. Фриц — любимец родителей. Он получает больше сладостей и игрушек, чем скромная Маша.
Детей очень интересует, что на этот раз подарит их крестный Дроссельмейер. Он всегда балует Фрица и Машу необычными подарками. Среди игрушек, которые принес крестный — странный уродливый человечек с большими зубами. Она может разгрызать орехи, а зовут этого человечка Щелкунчик. Игрушка понравилась Марии, она берет ее себе. Несносный Фриц сломал Щелкунчику зуб, заставляя его разгрызать орехи, но Дроссельмейер починил игрушку и вернул ее Маше. Праздник заканчивается, гости разъезжаются по домам. Маша пробирается в комнату, чтобы еще раз взглянуть на покалеченного Щелкунчика.
С боем часов появляется Дроссельмейер. Он уже не просто крестный, он — добрый волшебник. По взмаху его волшебной палочки комната превращается в огромный зал, игрушки оживают и увеличиваются в размере.
В зал врывается Мышиный король в сопровождении огромной армии мышей. Горсткой елочных игрушек командует Щелкунчик. Начинается битва. Силы не равны. Мыши побеждают, но тут на помощь к игрушкам приходит Маша. Смелая девочка берет горящую свечу и швыряет ее в Мышиного короля. Воспользовавшись минутным замешательством противника, Щелкунчик вонзает в Мышиного короля свою саблю. Лишившись своего предводителя, мыши в панике бегут с поля боя, а торжествующие елочные игрушки празднуют победу. Добросердечной Маше жалко пораненного Мышиного короля, она перевязывает ему раны. После этого Король убегает. Игрушки поднимают Машу на руки и подносят ее к Щелкунчику. Но вместо уродливого Щелкунчика перед Машиными глазами — отважный и прекрасный Принц.
Маша и принц взялись за руки и полетели в окружении снежинок на прогулку по звездному небу. Их сопровождает Дроссельмейер. Злая Королева снежинок хочет заморозить Машу, но Щелкунчик и Дроссельмейер спасают девочку.
Знаете ли вы, что:
- На обеде в честь коронации Александра III (1883 г.) в Грановитой палате Кремля была исполнена кантата П. И. Чайковского «Москва»
- Одной из триумфальных была поездка в Прагу в 1888 году. Позднее композитор написал: «В общем, конечно, это один из знаменательнейших дней моей жизни. Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи!
Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России». - Творчество Чайковского получило высокую оценку: в 1892 году он был избран членом-корреспондентом Академии изящных наук во Франции.
- А в 1893 году в Англии Кембриджский университет присвоил Чайковскому
звание Почетного доктора, как гениальнейшему музыканту мира. - Весной 1891 года на открытии Карнеги-холла — одного из самых знаменитых концертных залов Америки был приглашен великий русский композитор. Под управлением Чайковского прозвучал «Торжественный коронационный марш», «Третья сюита», хоры «Отче наш» и «Легенда», «Первый концерт для фортепиано с оркестром».
- В 1876 году по заказу Дирекции Императорского русского музыкального общества он написал знаменитый «Славянский марш» специально для концерта в пользу общества Красного Креста.
- Чайковский по-разному относился к тем или иным политическим фигурам, их действиям, часто критиковал, оставаясь при этом человеком, верным Императору. «Люблю Государя всем сердцем, питаю большую симпатию к наследнику…Но как бы оживилась Россия, если б Государь закончил свое удивительное царствие дарованием нам политических прав! Пусть не говорят, что мы не дозрели до конституционных форм».
- Большую роль в творческом пути композитора сыграл император Александр III. В 1888 году он назначил Чайковскому пенсию в три тысячи рублей.
- Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Из ранней поэзии Чайковского стихотворение «Ландыши».
«… Я жду весны. И вот волшебница явилась, Свой саван сбросил лес и нам готовит тень, И реки потекли, и роща огласилась, И наконец настал давно желанный день! Скорее в лес! Бегу знакомою тропою Ужель сбылись мечты, осуществились сны?.. Вот он!
Склонясь к земле, я трепетной рукою Срываю чудный дар волшебницы весны О ландыш! Отчего так радуешь ты взоры? Другие есть цветы роскошней и пышней, И ярче краски в них, и веселей узоры, Но прелести в них нет таинственной твоей.
Вот такое у нас состоялось музыкальное путешествие.
Шадковска Лилия
Я благодарю Лилию за материал. Надеюсь, что вы наполнились музыкой П.И.Чайковского, вспомнили что-то из биографии композитора, прочитали интересные факты, словом, приятно провели и нами время.
[править] Сюжет
Существует несколько вариантов сюжета, близких друг другу, но тем не менее, с некоторыми отличиями. Это один из варинатов:
Файл:StampsRussia CPA50-53.jpg Почтовые марки России 1992 года, изданные к 100-летию балета «Щелкунчик»
Первый акт.
Детский рождественский праздник в семье Штальбаума. Среди гостей — кукольник Дроссельмейер, крестный детей Штальбаумов. Он принес свои подарки — как обычно, разных кукол-марионеток: Паяц, Балерина, Арап. А еще кукла-раскалыватель орехов, Щелкунчик — некрасивая и неуклюжая игрушка, но с улыбкой во весь рот. Мари (по другим редакциям Клара) сразу полюбила эту игрушку. Гости продолжали веселиться, а детей увели спать; вот только девочка всё не может расстаться с понравившейся игрушкой. Но вдруг все вокруг меняется: комната наполняется полчищем мышей, а оживший Щелкунчик, превратившись в прекрасного юношу, собирает армию солдатиков и ведет их на борьбу с мышами. Однако силы неравны. И чтобы спастись от мышей, Мари бросает в них свой башмачок. Не выдержав такого ответного удара, армия мышей исчезает. А Мари, придя в себя, увидела своего крестного Дроссельмейера, но уже не чудаковатого старика, а в образе прекрасного волшебника. Он открывает перед Мари и Щелкунчиком мир сказки и радости, но пройти в этот мир непросто — путь туда лежит через невзгоды, снежные бури и преодоление трудностей. Только добрая и смелая девочка сможет стать принцессой в той сказочной стране. Мари и Щелкунчик отправляются туда.
Второй акт.
Город Конфитюрнбург (иногда Конфетенбург) встречает гостей — Мари и Щелкунчика. Фея и Принц в окружении свиты открывают бал по случаю торжественного приема перенесшей все трудности пути Мари в принцессы. Это самый прекрасный бал в жизни Мари: тут танцуют Шоколад, Пряники, Чай, Кофе, Пастила… Но праздник торжественно заканчивается, и Дроссельмейер возвращает Мари из волшебного путешествия. Она вновь дома…
Другие интерпретации
Новый взгляд на балет Чайковского представили балетмейстер Александр Горский и художник Константин Коровин (1919, Большой театр). В их спектакле сцена представляла собой сервированный стол с огромным кофейным сервизом, из которого выходили танцоры. В финале Горский оставлял Клару в мистическом сне. Вместо Феи Драже и принца Коклюша Горский отдал Адажио маленьким героям — Кларе и принцу Щелкунчику. Эта идея оказалась настолько хороша, что прочно прижилась в России.
К.А. Коровин. Эскиз бутафории к балету «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Китайский домик. 1919, Третьяковская галерея
Ещё дальше пошёл Василий Вайнонен . Он откорректировал сюжет Петипа, заставив детей в финале первого акта повзрослеть, и выявил в балете историю девочки, полюбившей уродливую куклу (он назвал её Машей, и это имя надолго прижилось в отечественных постановках). Вслед за Горским Вайнонен убрал Коклюша с Феей Драже. Общая тональность спектакля была светлой; это был идеальный детский спектакль с фантастическими фокусами, яркими куклами и ёлкой, сверкающей праздничными огнями. Трагические мотивы балетмейстер оставил без внимания. В финале Щелкунчик и Маша, как и положено в сказке, превращались в Принца и Принцессу. Этот спектакль стал своего рода эмблемой Мариинского театра.
Юрий Григорович , отталкиваясь от музыки Чайковского, в очередной раз переписал либретто, заимствовав лучшие идеи у Горского и Вайнонена. Григорович первым в России создал из «Щелкунчика» философскую притчу о недостижимости идеального счастья. В этом спектакле Маша, простившаяся во сне со своим детством, в финале просыпалась в своей комнате — снова девочка и снова среди игрушек. Эта история изумительно точно и гармонично легла на музыку Чайковского, выявив её драматический потенциал.
Между тем традиции пышного дореволюционного «Щелкунчика» продолжил великий реформатор балета Джордж Баланчин, создатель бессюжетных хореографических постановок, который оказал значительное влияние на развитие хореографической школы в США (1954, Нью-Йорк Сити балет). Когда-то, ещё будучи учеником балетного училища в Петербурге, он участвовал в том самом спектакле, который разочаровал Чайковского. Спустя многие годы он решил оттолкнуться от идей Иванова и поставить пышный дивертисмент, в котором сам сюжет убрал на второй план. У Баланчина дети, попав в кондитерский рай, остаются детьми и смотрят на происходящие чудеса со стороны. Адажио танцуют Фея Драже и Кавалер (так Баланчин обозвал принца Коклюша). Хотя в философские смыслы музыки Чайковского хореограф не углублялся, его версия стала самой популярной в США: на неё до сих пор ориентируются многие американские постановщики «Щелкунчика».
В 1973 году балет «Щелкунчик» соединился с искусством анимации (режиссёр мультфильма — Борис Степанцев). Зрителей поразила — и поражает до сих пор — фантазия его авторов: в начальном эпизоде вместе с Машей танцует метла, а в Вальсе цветов Принц и Маша взлетают в небеса, подобно героям Шагала. И пусть главная героиня вопреки Гофману, Дюма и Петипа превратилась в девочку-служанку, эта версия «Щелкунчика» стала в России не менее классической, чем балет Григоровича.
Из версий XXI века отметим постановку «Щелкунчика» художником Михаилом Шемякиным и хореографом Кириллом Симоновым . Идеолог спектакля Шемякин вольно обошёлся с сюжетом, зато подспудно воскресил дух Гофмана, поставив балет как злой гротеск про мышиное царство. В финале крысы съедают Машу и Щелкунчика, превратившихся в засахаренных куколок.
П. Чайковский. «Щелкунчик». Мариинский театр. Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев, декорации, костюмы и постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова. Сцена из спектакля. Фото Н. Разиной
Память о том, что премьера «Щелкунчика» прошла в один вечер с премьерой «Иоланты», сподвигла режиссёра Сергея Женовача вновь соединить вместе эти два произведения. В 2015 году, поставив «Иоланту» в Большом театре, он предварил её сюитой из «Щелкунчика» и заставил слепую Иоланту вслушиваться в музыку балета и сопереживать ей.
Музыку из «Щелкунчика» мы можем слышать не только в оперных или концертных залах. Она звучит за кадром во многих фильмах («Один дома»), мультфильмах («Том и Джерри»), телесериалах («Друзья»).
Оперы. Все произведения
- Балет Ромео и Джульетта
- Беллини — Норма
- Бородин — Князь Игорь
- Вагнер — Валькирия
- Вагнер — Гибель богов
- Вагнер — Золото Рейна
- Вагнер — Летучий голландец
- Вагнер — Лоэнгрин
- Вагнер — Тангейзер
- Вебер — Вольный стрелок
- Верди — Аида
- Верди — Бал-маскарад
- Верди — Дон Карлос
- Верди — Зигфрид
- Верди — Луиза Миллер
- Верди — Макбет
- Верди — Набукко
- Верди — Риголетто
- Верди — Травиата
- Верди — Трубадур
- Верди — Фальстаф
- Гендель — Оттон
- Гершвин — Порги и бесс
- Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
- Глинка — Руслан и Людмила
- Глюк — Орфей и Эвридика
- Гуно — Фауст
- Даргомыжский — Русалка
- Доницетти — Дон Паскуале
- Доницетти — Любовный напиток
- Доницетти — Лючия ди Ламмермур
- Жизель
- Жорж Бизе — Кармен
- Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
- Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
- Корсар
- Лебединое озеро
- Леонкавалло — Паяцы
- Масканьи — Сельская честь
- Моцарт — Волшебная флейта
- Моцарт — Дон Жуан
- Моцарт — Похищение из сераля
- Моцарт — Свадьба Фигаро
- Мусоргский — Борис Годунов
- Мусоргский — Хованщина
- Мюзикл Кошки
- Пуччини — Богема
- Пуччини — Джанни Скикки
- Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
- Пуччини — Манон Леско
- Пуччини — Принцесса Турандот
- Пуччини — Тоска
- Рахманинов — Алеко
- Римский-Корсаков — Золотой петушок
- Римский-Корсаков — Псковитянка
- Римский-Корсаков — Садко
- Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
- Римский-Корсаков — Снегурочка
- Римский-Корсаков — Царская невеста
- Россини — Севильский цирюльник
- Рубинштейн — Демон
- Рыбников — Юнона и Авось
- Спящая красавица
- Тристан и Изольда
- Чайковский — Евгений Онегин
- Чайковский — Иоланта
- Чайковский — Пиковая дама
- Чайковский — Чародейка
- Чайковский — Щелкунчик
Примечания
- Лев Иванов на belcanto.ru
- «Histoire d’un casse-noisette» (фр.)
- ТЭ, 1967.
- Дюма, Александр. Сказки // Собрание сочинений. — М.: Арт-Бизнес-Центр, 2005. — Т. 61. — С. 621. — 636 с. — ISBN 5-7287-0254-6.
- Скворцова И. А. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»: опыт характеристики // Учебное пособие. — М.: Научно-издательский , 2011. — 68 с. — С. 10—14. ISBN 978-5-89598-264-8
- Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. Списки выпускников (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 марта 2010. Архивировано 22 ноября 2009 года.
- П. И. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. — М.: Музыка, 1978. — Т. XVI-A. — С. 313. — 376 с. — 6000 экз.
- https://dirigent.ru/o-proizvedenijah/336-chajkovskij-shelkunchik.html Архивная копия от 7 июня 2013 на Wayback Machine, https://www.belcanto.ru/ballet_nutcracker.html, https://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=19901 Архивная копия от 14 апреля 2012 на Wayback Machine,
- Энциклопедия: «заново сочинённый «Щелкунчик», (1934)
- Александр Сергеев