Доклад №2
Все начинается с основного сюжета когда принц праздновал своё 18 летие, он побежал за лебедями в сторону озера. И именно на этом озере он узнал всю горькую правду о них, оказывается эти лебеди были прекрасными девушками, которые тоже мечтали о принце, свадьбе и счастливой жизни, но их заколдовал злой волшебник. И должен был убить того волшебника. Принц выполнил обещание и победил злого волшебника. И одна из лебедей превратилась в красивую принцессу Одетту на котрой о н вскоре женился.
Интересная история о настоящих чувствах парня и девушки-птицы стала основой балета «Лебединое озеро», который помнят, и будут помнить много лет. Однажды знаменитый всеми композитор Чайковский написал мелодию к этому замечательному балету. Этот человек написал много замечательных симфоний, опер, и концертов для фортепьяно с оркестром известные нам как щелкунчик, Евгений Онегин, спящая красавица и многое другое. Этот человек искал мелодию во всём его окружении. Он частенько приезжал к своей сестре Александре Давыдовой, которая жила возле озера и наверное это самое озеро было образом для его балета. Много сил, воображения, уроков над балетом, дали окончательное завершение, ближе к зиме.
С музыкантами он определился. Потом они приехали в Москву, и там начали завершающие репетиции. Аранжировка была отрепетирована пианистом весной. В Москве началась репетиция к спектаклю на сцене Большого театра. Первую постановку балета, публика оценила без интереса. Обновившаяся премьера балета, впоследствии ставшая песнопением осуществление шедевра, и музыкальной античности, состоялась на сцене театра в Санкт Петербурге. Сценарий осуществил Хариус Петип, который немного изменил сценарий и танцевальный коллектив, при участии брата композитора. И вскоре через 20 лет, этот спектакль возобновили в новой версии, который был из 2 актов., вызвала восторг у людей и сделали успех.
Прошло больше 100 лет, в этот спектакль добавили немного ярких красок. Ведь балет-это искусство, которое несёт в себе хореографические и музыкальные образы. Исходя из вышесказанного хочется сказать что давайте не будем забывать классическую музыку, а вместе будем её ценить и передавать поколение в поколение
7 класс (история балета)
Другие интересные факты
- «Лебединое озеро» для Чайковского стало дебютной работе в жанре балетной музыки. Прежде композитор работал только с операми. Несмотря на сложность задачи и свою неосведомлённость, он тщательно изучил предмет и подошёл к заданию со всей ответственностью.
- Бюджет дебютной премьеры балета составлял всего 6800 рублей.
- Во время первых постановок балерины, изображавшие лебедей, были вынуждены носить за спиной крылья. От этого их избавил Лев Иванов, не без основания считавший, что бутафорские крылья мешают свободному движению рук.
- Вокруг балета крутится сюжет картины «Чёрный лебедь» Даррена Аронофски с Натали Портман, Милой Кунис и Венсаном Касселем в главных ролях.
- Роли Одетты и Одиллии, чёрного и белого лебедя, всегда исполняются одной балериной.
- Профессионализм «десятый лебедь в пятом ряду», присущий театральной сфере, обозначает актёра или сотрудника театральной группы, так и не добившегося успеха.
- Несмотря на провальную премьеру, балету удалось хорошо закрепиться на сцене «Большого театра» настолько, что два этих имени неразрывно связаны между собой. Балет считается одной из главных постановок «Большого», и здешняя постановка по праву считается эталонной.
- «Лебединое озеро» обладает собственным сортом белой розы, выведенном в 1968 году.
«Лебединое озеро» — история создания
«Лебединое озеро» Петр Чайковский написал к 1877 году. Чайковсковеды полагают, что композитора вдохновило на создание балета посещение Баварии. В Германии музыкальный гений любовался замком Нойванштайн – «лебединым замком» монарха Людвига II.
За написание балета Чайковский взялся в 1875-м. Композитор отмечал, что начал работу по двум причинам: деньги и давнее желание испытать мастерство в данном направлении.
В основу Петр Ильич положил фрагменты частично сохранившейся «Ундины». Исследователи подчеркивают, что «Озеро» произвело настоящую революцию в балете.
Произведение характеризуется с точки зрения хореографии ритмическим удобством. Однако на место тривиальных мелодий и незамысловатых дивертисментов пришли высокие поэтические обобщения, прошитые лирическими темами. В результате балетмейстеры изменили подход к созданию хореографических номеров.
Начальное либретто построено на немецком колорите. Исследователи указывают, что сюжетная завязка содержит иронический посыл, ориентированный на балетные штампы. Создание либретто проходило при участии драматурга Владимира Бегичева и артиста балета Василия Гельцера.
Канонический сюжет рассказывает о принце Зигфриде, который отмечает достижение совершеннолетия. Друг наследника престола замечает лебедей и приглашает товарища на охоту. Молодой человек оказывается в горной местности с озером. Лунный свет падает на лебедей, которые сбрасывают крылья и превращаются в прекрасных дев.
Во главе прелестниц девушка по имени Одетта, в которую влюбляется принц. Затем член монаршей семьи оказывается на балу, где собрались потенциальные невесты, но Зигфрид вспоминает о встрече на озере. Далее появляется злодей фон Ротбарт с наследницей Одиллией, которая превращается в Одетту и обольщает принца.
Зигфрид клянется в верности девушке и тем самым предает Одетту. В этот момент колдун превращается в демона, а его дочь злорадно хохочет. В окне появляется лебедь с короной на голове, а принц в ужасе хватается за сердце и мчится вон из замка.
Содержание последней сцены дошло до наших дней без изменений. Главные персонажи противостоят козням злодея, но гибнут в водах озера.
Петр Ильич считал, что его смерть будет также связана с водой. Если гипотеза с некипяченой водой, содержащей бактерии, вызывающие холеру, является правдивой, то Чайковского предчувствие не подвело.
Исследователи полагают, что композитора мог вдохновить и Шильонский замок в Швейцарии, которым в свое время восхищался лорд Байрон и воспевал его в «Узнике Шильонского замка».
Чайковский много ездил по Европе, посещал музеи, любовался частными коллекциями. Европейская культура к тому моменту успешно переосмыслила античное творчество, в том числе мифы
Так, внимание композитора привлек сюжет, в котором Зевс, превратившись в лебедя, обольстил прекрасную Леду – жену спартанского царя Тиндарея
Существует теория, что у Чайковского лебеди – это не прекрасные девушки, а представители противоположного пола. Исследователи предполагают, что российские ценители искусства XIX века догадывались об этом, поэтому холодно приняли премьеру балета.
Лебеди русские? Или немецкие?
Любой стране будет приятно думать, что именно её озера вдохновили композитора на создание прекрасного произведения. Поэтому в Каменке можно услышать версию, что вдохновением для балета послужила именно местность в Черкасской области, в которой водились лебеди – там Чайковский отдыхал несколько дней.
В Германии же уверены, что героями балета должны были стать птицы, обитающие на озере в окрестностях Фоссена. В этих же краях ходит старинная легенда, отдалённо напоминающая пьесу русского композитора. Литературоведы отмечают сказку «Лебединый пруд» и «Похищенную вуаль», которые также могли послужить Чайковскому вдохновением.
Культурное значение произведения
Исследователи подчеркивали, что произведение Петра Ильича прочертило своеобразную грань между эпохами данного сценического искусства. «Озеро» закрыло период романтического большого балета и открыло дорогу для симфонизации жанра. Произведения начали насыщать сквозным музыкально-сюжетным развитием. Чайковского считают преобразователем дивертисментного балета.
Петип и Иванов переосмыслили хореографическое наполнение. Деятели сберегли черты романтического балета, но придали ему обновленный вид. Балетоведы считают, что «Лебединое озеро» впитало в себя лучшие традиции сценического искусства XIX века и повлияло на курс развития направления в XX столетии.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДВОЙНИК ГРИГОРОВИЧА
Идея полностью переделать «Лебединое озеро» пришла к Григоровичу не сразу. Изначально перед ним стояла задача лишь немного освежить тот спектакль, который уже шёл на сцене Большого театра.
В планах у хореографа было сохранение pas de deux Одиллии и Зигфрида и Ивановской «лебединой» картины, но, как и перед Вагановой, стояла проблема соотнести это с новыми замыслами. Григорович искал выход в музыке Чайковского, опираясь на неё он искал пути к новой хореографии и сценической драматургии. Он уходит от конфликта «быт-мечта». Первое действие делает намеренно излишне пышным, создавая контраст внутреннего мира героя, который, однако, не вступает с ним в прямой конфликт. Он старался избежать героя меланхоличного, рефлексирующего и сентиментального.
Изначально хореограф задумывал почти триллер. Сцена Дня рождения — центральное событие сюжета, здесь впервые герой ощущает разлад с самим собой, ощущая скорую встречу с судьбой и находясь на границе раздвоения личности в образе чёрного двойника, рыцаря зла Ротбарта.Григорович постоянно искал ответ на вопрос, кто такой Ротбарт. Его не устраивала версия абстрактного волшебника, который по непонятным причинам преследует лебедей. Так в его изначальных замыслах Ротбарт появлялся достаточно эффектно: в один момент Зигфрид вдруг обнаруживает напротив него за пиршественным столом человека.
Одетта и Одиллия сливаются в некий единый женский мир, который противостоит мужскому миру Зигфрида. Это олицетворение душевного раскола героя, стремящегося к идеальной любви, но оказывающегося в плену житейской страсти.
По другой первоначальной задумке хореографа Ротбарт также не предстаёт абстрактным носителем зла. Это именно он ведёт Зигфрида на озеро, он открывает ему Одетту, и он же препятствует их счастью, представляя ему оборотную сторону идеала — Одиллию. Но в итоге, образ Ротбарта остался неизменным.
Главного героя выявляла не лирическая интродукция, а бравурная музыка — вступление к празднику. Принц больше не предстаёт романтическим героем, его не терзают тайные думы и сомнения, он активно принимает участие в празднике, проходит обряд посвящения в рыцари. Только с угасанием праздника в герое начинает назревать тревога.
Во второй картине Григорович сочинил мужской дуэт Зигфрида и Ротбарта. Танец Зигфрида дублировал танец своего двойника. В пластике Ротбарта прослеживаются «лебединые» движения, они не имитируют взмахи крыльев, но приобретают «колдовское» звучание. Этот танец создаёт образ бегства на озеро в объятия чёрной зловещей тени судьбы, указывающей путь в лебединое царство.
Конфликт Зигфрида и Ротбарта продолжается на озере. Ротбарт оставляет героев наедине, но появляется к концу рассказа Одетты, препятствуя тому, чтобы они были вместе. Ротбарт отступает назад и притягивает принца. Руки Зигфрида тянутся к Одетте, а тело подчиняется двойнику.Танцы невест у Григоровича лишены национального колорита и переведены в классику. Они построены как сольные женские вариации с активным аккомпанементом кордебалета-свиты каждой принцессы.
Выход Ротбарта и Одиллии вносит в действие ноту таинственности, танец становится началом колдовства. Ротбарт руководит движениями Одиллии, постоянно всматриваясь в реакцию принца, который тянется к женщине, поражённый и её схожестью с Одеттой, и её красотой.
В финале у Григоровича умирает только Одетта, а раскаявшийся Зигфрид встаёт на одно колено в знак вечной верности своему идеалу
Хореографу было важно показать именно момент душевного раскаяния героя
Спектакль в таком варианте был показан всего два раза в 1969 году. Расхождение с канонической версией Петипа-Иванова вызвало острую критику. От неё не спасло даже то, что Григорович максимально вернулся к первоначальному замыслу самого композитора. До «Лебединого озера» он уже ставил несколько других балетов на музыку Чайковского, и отлично понимал его музыку. В итоге, пришлось идти на компромиссы и подстраиваться под желаемую публикой трактовку. Постоянные изменения в балете привели к финалу со счастливым концом, где любовь побеждает смерть. Именно такое окончание истории мы и видим сегодня на сценах большинства мировых театров.
Сцена 2
Затем проходит сцена неудавшейся охоты. На сцену входят Зигфрид и злой гений Ротбарт, играющий роль альтер-эго принца. Зигфрид прицелился, но не выстрелил. Стая птиц улетела, осталась только Одетта, превращённая в лебедя.
Одетта выходит с лебедями. Это такие же заколдованные девушки, как и она сама. Подруги назвали её королевой, поэтому она увенчана короной. Лебеди исполняют несколько танцев: втроём, затем соло Одетты и вновь массовый вальс. После идёт самая известная в мире балетная постановка — танец маленьких лебедей (вчетвером).
Следующая важная сцена — Белое адажио. Между Зигфридом и Одеттой вспыхивает любовь. Пара исполняет длинный танец, позади них танцуют все лебеди. Одетта открывает свою тайну Зигфриду: из-за злых чар она только при свете луны принимает облик девушки. Только искренняя любовь может разбить эти чары.
Мелодия Белого адажио ускоряется, общий танец исполняется немного иначе.
Кода, ещё один коллективный танец лебедей. Затем они отходят на второй план, пропуская вперёд двух влюблённых.
Одетта и Зигфрид исполняют ещё один парный танец. Принц обещает расколдовать и спасти возлюбленную. Одетта тревожится: на завтрашнем балу Злой гений помешает спасению. Его чары слишком сильны. Если ему удастся навредить, то Одетта и её подруги навсегда останутся на заколдованном озере во власти Ротбарта.
Описание балета
Танцевальная история повествует о принце Зигфриде и заколдованной принцессе Одетте. Девушка обречена жить в облике лебедя. Чары разрушит только клятва в любви. Музыку к балету написал Петр Ильич Чайковский. Более 140 лет постановка не сходит со сцен театров по всему миру.
Балет «Лебединое озеро» впервые показали в 1877 году на сцене Большого театра в Москве. Его хореография имела множество недочетов. Балет был подобен неограненному бриллианту и попал в руки к мастеру лишь через двадцать лет.
В 1895 году за танцевальную постановку взялись Мариус Петипа и Лев Иванов. Из нее исчезла лишняя бутафория вроде птичьих крыльев, появился знаменитый танец маленьких лебедей и глубокий психологизм персонажей.
Премьера с успехом прошла в Петербурге. Декорации, музыка и хореография соединились в единую композицию. Петербургская версия балета была признана во всем мире и ознаменовала гениальный прорыв в искусстве XX века. Партии главных героев в разные годы исполняли лучшие балетные танцовщики:
Период | Зигфрид | Одетта /Одиллия | Театр |
1920-1969 год | Михаил Габович
Николай Фадеечев |
Марина Семенова
Наталья Бессмертнова |
Большой |
1933-1945 | Константин Сергеев | Галина Уланова/Ольга Иордан
Наталья Дудинская |
Мариинский |
1935-1970 | Юрий Жданов
Владимир Преображенский |
Софья Головкина | Музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского |
Марис Лиепа с ранней юности мечтал о роли Зигфрида. Партия Одетты прославила Анну Павлову и в течение тридцати лет была закреплена за Майей Плисецкой. Лучшей исполнительницей роли принцессы-лебедя также называли итальянскую балерину Пьерину Леньяни.
Сюжет
Балет «Лебединое озеро» состоит из двух актов. Каждый акт разделяется на два действия. В ранних либретто был прописан пролог, повествующий о встрече колдуна Ротбарта и принцессы Одетты. Принцесса отказалась выйти замуж за Ротбарта. Мстительный колдун превратил девушку в лебедя.
Развитие сюжета по действиям:
- первое — в замке проходит праздник по случаю совершеннолетия принца Зигфрида. Юношу посвятили в рыцари и он должен выбрать невесту, но ни одна знатная девушка не приглянулась принцу. Зигфрид размечтался о настоящей любви и не заметил, как ушел от замка и оказался на берегу озера;
- второе — принц наблюдает за лебедями. Самый красивый из них — заколдованная принцесса Одетта. Зигфрид узнал ее историю и готов признаться в любви. Клятва его верности разрушит чары;
- третье — в замке снова бал. Принц вновь не выбрал себе невесту, ведь его сердце принадлежит Одетте. Среди гостей появился колдун Ротбарт. Он обернулся рыцарем и прибыл с дочерью Одиллией. Зигфрид удивлен ее сходством с Одеттой. Принц поддался очарованию Одиллии и сделал ей предложение, но потом понял, что его обманули. Зигфрид торопится к озеру, ведь из-за нарушенной им клятвы Одетта погибнет;
- четвертое — принц нашел Одетту на берегу. Девушка-лебедь простила вероломного возлюбленного, но прощение не снимет проклятия. Над озером поднялась буря. С первыми проблесками зари волны улеглись, оставив Зигфрида наедине с восходящим солнцем.
После создания либретто «Лебединого озера» несколько раз менялось. В некоторых версиях балет заканчивается счастливо, Одетта не погибает, а избавляется от облика лебедя. В постановке 1953 года Владимира Бурмейстера был пролог о том, как Ротбард явился из скалы и заколдовал принцессу, а в финале Зигфрид ее расколдовал.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДВОЙНИК ГРИГОРОВИЧА
Идея полностью переделать «Лебединое озеро» пришла к Григоровичу не сразу. Изначально перед ним стояла задача лишь немного освежить тот спектакль, который уже шёл на сцене Большого театра.
В планах у хореографа было сохранение pas de deux Одиллии и Зигфрида и Ивановской «лебединой» картины, но, как и перед Вагановой, стояла проблема соотнести это с новыми замыслами. Григорович искал выход в музыке Чайковского, опираясь на неё он искал пути к новой хореографии и сценической драматургии. Он уходит от конфликта «быт-мечта». Первое действие делает намеренно излишне пышным, создавая контраст внутреннего мира героя, который, однако, не вступает с ним в прямой конфликт. Он старался избежать героя меланхоличного, рефлексирующего и сентиментального.
Изначально хореограф задумывал почти триллер. Сцена Дня рождения — центральное событие сюжета, здесь впервые герой ощущает разлад с самим собой, ощущая скорую встречу с судьбой и находясь на границе раздвоения личности в образе чёрного двойника, рыцаря зла Ротбарта.Григорович постоянно искал ответ на вопрос, кто такой Ротбарт. Его не устраивала версия абстрактного волшебника, который по непонятным причинам преследует лебедей. Так в его изначальных замыслах Ротбарт появлялся достаточно эффектно: в один момент Зигфрид вдруг обнаруживает напротив него за пиршественным столом человека.
Одетта и Одиллия сливаются в некий единый женский мир, который противостоит мужскому миру Зигфрида. Это олицетворение душевного раскола героя, стремящегося к идеальной любви, но оказывающегося в плену житейской страсти.
По другой первоначальной задумке хореографа Ротбарт также не предстаёт абстрактным носителем зла. Это именно он ведёт Зигфрида на озеро, он открывает ему Одетту, и он же препятствует их счастью, представляя ему оборотную сторону идеала — Одиллию. Но в итоге, образ Ротбарта остался неизменным.
Главного героя выявляла не лирическая интродукция, а бравурная музыка — вступление к празднику. Принц больше не предстаёт романтическим героем, его не терзают тайные думы и сомнения, он активно принимает участие в празднике, проходит обряд посвящения в рыцари. Только с угасанием праздника в герое начинает назревать тревога.
Во второй картине Григорович сочинил мужской дуэт Зигфрида и Ротбарта. Танец Зигфрида дублировал танец своего двойника. В пластике Ротбарта прослеживаются «лебединые» движения, они не имитируют взмахи крыльев, но приобретают «колдовское» звучание. Этот танец создаёт образ бегства на озеро в объятия чёрной зловещей тени судьбы, указывающей путь в лебединое царство.
Конфликт Зигфрида и Ротбарта продолжается на озере. Ротбарт оставляет героев наедине, но появляется к концу рассказа Одетты, препятствуя тому, чтобы они были вместе. Ротбарт отступает назад и притягивает принца. Руки Зигфрида тянутся к Одетте, а тело подчиняется двойнику.Танцы невест у Григоровича лишены национального колорита и переведены в классику. Они построены как сольные женские вариации с активным аккомпанементом кордебалета-свиты каждой принцессы.
Выход Ротбарта и Одиллии вносит в действие ноту таинственности, танец становится началом колдовства. Ротбарт руководит движениями Одиллии, постоянно всматриваясь в реакцию принца, который тянется к женщине, поражённый и её схожестью с Одеттой, и её красотой.
В финале у Григоровича умирает только Одетта, а раскаявшийся Зигфрид встаёт на одно колено в знак вечной верности своему идеалу
Хореографу было важно показать именно момент душевного раскаяния героя
Спектакль в таком варианте был показан всего два раза в 1969 году. Расхождение с канонической версией Петипа-Иванова вызвало острую критику. От неё не спасло даже то, что Григорович максимально вернулся к первоначальному замыслу самого композитора. До «Лебединого озера» он уже ставил несколько других балетов на музыку Чайковского, и отлично понимал его музыку. В итоге, пришлось идти на компромиссы и подстраиваться под желаемую публикой трактовку. Постоянные изменения в балете привели к финалу со счастливым концом, где любовь побеждает смерть. Именно такое окончание истории мы и видим сегодня на сценах большинства мировых театров.
Слайд 14ХореографияЛебединое озеро славится своими требованиями к технике исполнения, и всё
из-за одной чрезвычайно одаренной балерины – Перины Леньяни. Она выступала
с высочайшим изяществом и дисциплиной. Поэтому, каждую балерину, которая танцевала партию Одетты/Одиллии после неё обязательно сравнивали с исполнением Леньяни. Тем не менее, балет “Лебединое озеро” остается любимым для многих девушек именно из-за его крайней трудности – технической и эмоциональной. «Белый балет возник из великого напряжения поэтических сил, сопротивляющихся натиску бездуховности и прозаического быта. В «Лебедином озере» он очеловечен и приоткрывает завесу над бездной неосуществленного», — говорил Вадим Гаевский (балетный и театральный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств Российской Федерации).
ДРУГИЕ РЕАДКЦИИ
Все версии, поставленные уже в 20 веке, опирались на редакцию 1895 года. Он стал не просто годом возрождения, но годом появления именно того «Лебединого озера», которое мы знаем сегодня.
В 1901 году балет вернулся на московскую сцену в редакции Александра Горского. Сначала он практически полностью повторял версию Петипа-Иванова. Однако в 1920 году хореограф предпринял попытку создать оригинальную сценическую версию балета, усилив драматическое и социальное начала, заострив конфликт мечты и быта. Он также значительно изменил трактовку сюжета и танцевальную пластику. Эта постановка оказалась не по душе ни зрителям, ни артистам, поэтому в 1922 он вернул свою изначальную версию. Тем не менее, этот его эксперимент стал основой для последующих редакций Вагановой и Григоровича.
Одной из главных ошибок Горского стало игнорирование музыки, которую он воспринимал лишь как приложение к балету. Но Горскому удалось структурно перестроить первый акт так, что он смотрелся куда более органично, чем у Петипа. Много внимания он уделил воссозданию исторической эпохи, создав не волшебную сказочную страну, а мир средневековой легенды, в котором присутствовали шут, танец масок и факельное шествие. Позднее бал в средневековом духе появится в постановке Вагановой, Лопухов усилит рыцарские черты в образе Ротбарта, а Григорович и вовсе повернётся в сторону средневековой легенды.
Наиболее интересные интерпретации «Лебединого озера» в 20 веке можно условно разделить на те, которые следовали драматургической и идейной концепции 1895 года (Лопухов, Сергеев, Бельский), и те, которые с ней порывали (Ваганова, Бурмейстер, Григорович).