Тарас бульба (балет)

Опера лысенко «тарас бульба»

Сценическая жизнь

Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова

Премьера прошла 12 декабря 1940 года

Балетмейстер-постановщик Фёдор Лопухов, режиссёр И. Ковтунов, художник-постановщик Вадим Рындин, дирижёр-постановщик Евгений Дубовской

Действующие лица
  • Тарас Бульба — Михаил Дудко
  • Остап — Сергей Корень
  • Андрий — Вахтанг Чабукиани
  • Панночка — Наталия Дудинская, (затем Ольга Иордан)
  • Оксана — Алла Шелест, (затем Татьяна Вечеслова)

Новая редакция 23 июня 1955 года

В четырёх актах 10 картинах, балетмейстер-постановщик Борис Фенстер, консультант по нар. танцам Б. В. Степаненко, художник-постановщик Александр Константиновский, дирижёр-постановщик Павел Фельдт

Действующие лица
  • Тарас Бульба — Михаил Михайлов, затем Игорь Бельский
  • Остап — Аскольд Макаров, (затем Александр Грибов)
  • Андрий — Константин Сергеев, (затем Святослав Кузнецов)
  • Панночка — Наталия Дудинская, (затем Алла Осипенко)
  • Оксана — Алла Шелест
  • Иезуит — Борис Шавров
  • Петро — Игорь Бельский, (затем Юрий Григорович)

Возобновление 21 декабря 1962 года

Балетмейстер-постановщик Борис Фенстер, художник-постановщик Александр Константиновский, дирижёр-постановщик Виктор Широков

Действующие лица
  • Тарас Бульба — Ю. С. Мальцев
  • Остап — Александр Грибов
  • Андрий — Святослав Кузнецов
  • Панночка — Алла Осипенко
  • Оксана — Алла Шелест

Большой театр

Премьера 26 марта 1941 года

Новая постановка в четырёх актах, оркестровка Дмитрия Рогаль-Левицкого, либретто Каплана в редакции Ростислава Захарова, балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров, художник-постановщик Анатолий Петрицкий, дирижёр-постановщик Юрий Файер

Действующие лица
  • Тарас Бульба — Лев Лащилин
  • Остап — Константин Сергеев, (затем Владимир Голубин)
  • Андрий — Михаил Габович, (затем Анатолий Кузнецов)
  • Оксана — Ольга Лепешинская, (затем Галина Петрова)
  • Панночка — Марина Семёнова, (затем Ирина Тихомирнова)
  • Ганна — Валентина Галецкая, (затем Надежда Капустина)
  • Атаман Шило — Георгий Фарманянц

Спектакль прошёл 4 раза, последнее представление 15 апреля 1941 года

Постановки в других театрах

1960 — Новосибирский театр оперы и балета, балетмейстер Н. М. Уланова (по Фенстеру), худ. А. В. Крюков, дирижёр И. Г. Чудновский.

Taras Bulba

12.01.2011 в 19:22.

Страна

Россия

ТАРАС БУЛЬБА — историческая опера Н. Лысенко в 5 д. (7 к.), либретто М. Старицкого но одноименной повести Н. Гоголя. Первые постановки (в инструментовке Л. Штейнберга): Харьков, 1924 г., под управлением Л. Штейнберга (премьера — 4 октября); Одесса (1929), Тифлис (1932). Премьера редакции Л. Ревуцкого (оркестровка Б. Лятошинского, литературная редакция М. Рыльского): Киев, 27 апреля 1937 г.; 2-го варианта той же редакции — Киев, 28 апреля 1939 г.; 3-го варианта (с новым финалом) — Киев, 7 ноября 1946 г.; с дополнительными поправками — Киев, 23 марта 1955 г.

Лысенко работал над «Тарасом Бульбой» с 1880 по 1890 г.; произведение не было полностью завершено и осталось неоркестрованным. Автор 1-й редакции оперы Л. Штейнберг ограничился инструментовкой. Другая редакция, осуществленная Л. Ревуцким, Б. Лятошинским и поэтом М. Рыльским, привела к обогащению замечательной оперы. В первоначальной версии одной из центральных фигур был Андрий, его гибель оказывалась кульминацией произведения; ария Остапа, оплакивающего гибель брата («Что ты свершил»), подчеркивала значение катастрофы. Все это и другие причины вызвали необходимость внесения изменений, улучшивших драматургию. Была переработана увертюра, в которую вошла тема народной песни «Засвистали козаченьки», получившая в III д. хоровое воплощение, введена вторая песня Кобзаря, заново написаны две картины: после казни Остапа и финал — сожжение Тараса (в авторской версии опера завершалась штурмом польской крепости).

Произведение Лысенко — вершина развития классической украинской оперы, впитавшей огромный опыт русской музыки, прежде всего Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова. В музыке передан драматизм событий, героический пафос освободительной борьбы. Автор — непревзойденный знаток, исследователь украинского фольклора — щедро использовал в музыке народную песню. В драматургии большое место занимают хоровые сцены, монументальные, мощные.

Среди исполнителей основных партий особо выделялись М. Донец — художник, кровно связанный с традицией украинского классического театра, И. Паторжинский, Б. Гмыря, М. Гришко, А. Иванов, М. Литвиненко-Вольгемут, Л. Руденко, Д. Гнатюк, А. Кривченя.

На сюжет «Тараса Бульбы» написано несколько опер. К сожалению, большинство их неудачно (исключение — «Осада Дубно» П. Сокальского). В 1880 г. на сцене Мариинского театра была поставлена опера В. Кюнера, в 1887 г. в Большом театре — В. Кашперова, в 1914 г. в Москве — С. Траилина. На Западе на этот сюжет созданы оперы А. Берутти (либретто Г. Бодио, премьера — Турин, 9 марта 1895 г.), М. Руссо (Париж, 1919). В других жанрах самое значительное музыкальное воплощение темы — одноименная симфоническая рапсодия Л. Яначека. На тему «Тараса Бульбы» написаны балеты Р. Глиэра и В. Соловьева-Седого.

А. Гозенпуд

Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет

Лысенко. Опера «Тарас Бульба»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: