Сценическая жизнь
Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова
Премьера прошла 12 декабря 1940 года
Балетмейстер-постановщик Фёдор Лопухов, режиссёр И. Ковтунов, художник-постановщик Вадим Рындин, дирижёр-постановщик Евгений Дубовской
- Действующие лица
- Тарас Бульба — Михаил Дудко
- Остап — Сергей Корень
- Андрий — Вахтанг Чабукиани
- Панночка — Наталия Дудинская, (затем Ольга Иордан)
- Оксана — Алла Шелест, (затем Татьяна Вечеслова)
Новая редакция 23 июня 1955 года
В четырёх актах 10 картинах, балетмейстер-постановщик Борис Фенстер, консультант по нар. танцам Б. В. Степаненко, художник-постановщик Александр Константиновский, дирижёр-постановщик Павел Фельдт
- Действующие лица
- Тарас Бульба — Михаил Михайлов, затем Игорь Бельский
- Остап — Аскольд Макаров, (затем Александр Грибов)
- Андрий — Константин Сергеев, (затем Святослав Кузнецов)
- Панночка — Наталия Дудинская, (затем Алла Осипенко)
- Оксана — Алла Шелест
- Иезуит — Борис Шавров
- Петро — Игорь Бельский, (затем Юрий Григорович)
Возобновление 21 декабря 1962 года
Балетмейстер-постановщик Борис Фенстер, художник-постановщик Александр Константиновский, дирижёр-постановщик Виктор Широков
- Действующие лица
- Тарас Бульба — Ю. С. Мальцев
- Остап — Александр Грибов
- Андрий — Святослав Кузнецов
- Панночка — Алла Осипенко
- Оксана — Алла Шелест
Большой театр
Премьера 26 марта 1941 года
Новая постановка в четырёх актах, оркестровка Дмитрия Рогаль-Левицкого, либретто Каплана в редакции Ростислава Захарова, балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров, художник-постановщик Анатолий Петрицкий, дирижёр-постановщик Юрий Файер
- Действующие лица
- Тарас Бульба — Лев Лащилин
- Остап — Константин Сергеев, (затем Владимир Голубин)
- Андрий — Михаил Габович, (затем Анатолий Кузнецов)
- Оксана — Ольга Лепешинская, (затем Галина Петрова)
- Панночка — Марина Семёнова, (затем Ирина Тихомирнова)
- Ганна — Валентина Галецкая, (затем Надежда Капустина)
- Атаман Шило — Георгий Фарманянц
Спектакль прошёл 4 раза, последнее представление 15 апреля 1941 года
Постановки в других театрах
1960 — Новосибирский театр оперы и балета, балетмейстер Н. М. Уланова (по Фенстеру), худ. А. В. Крюков, дирижёр И. Г. Чудновский.
Taras Bulba
12.01.2011 в 19:22.
Страна
Россия
ТАРАС БУЛЬБА — историческая опера Н. Лысенко в 5 д. (7 к.), либретто М. Старицкого но одноименной повести Н. Гоголя. Первые постановки (в инструментовке Л. Штейнберга): Харьков, 1924 г., под управлением Л. Штейнберга (премьера — 4 октября); Одесса (1929), Тифлис (1932). Премьера редакции Л. Ревуцкого (оркестровка Б. Лятошинского, литературная редакция М. Рыльского): Киев, 27 апреля 1937 г.; 2-го варианта той же редакции — Киев, 28 апреля 1939 г.; 3-го варианта (с новым финалом) — Киев, 7 ноября 1946 г.; с дополнительными поправками — Киев, 23 марта 1955 г.
Лысенко работал над «Тарасом Бульбой» с 1880 по 1890 г.; произведение не было полностью завершено и осталось неоркестрованным. Автор 1-й редакции оперы Л. Штейнберг ограничился инструментовкой. Другая редакция, осуществленная Л. Ревуцким, Б. Лятошинским и поэтом М. Рыльским, привела к обогащению замечательной оперы. В первоначальной версии одной из центральных фигур был Андрий, его гибель оказывалась кульминацией произведения; ария Остапа, оплакивающего гибель брата («Что ты свершил»), подчеркивала значение катастрофы. Все это и другие причины вызвали необходимость внесения изменений, улучшивших драматургию. Была переработана увертюра, в которую вошла тема народной песни «Засвистали козаченьки», получившая в III д. хоровое воплощение, введена вторая песня Кобзаря, заново написаны две картины: после казни Остапа и финал — сожжение Тараса (в авторской версии опера завершалась штурмом польской крепости).
Произведение Лысенко — вершина развития классической украинской оперы, впитавшей огромный опыт русской музыки, прежде всего Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова. В музыке передан драматизм событий, героический пафос освободительной борьбы. Автор — непревзойденный знаток, исследователь украинского фольклора — щедро использовал в музыке народную песню. В драматургии большое место занимают хоровые сцены, монументальные, мощные.
Среди исполнителей основных партий особо выделялись М. Донец — художник, кровно связанный с традицией украинского классического театра, И. Паторжинский, Б. Гмыря, М. Гришко, А. Иванов, М. Литвиненко-Вольгемут, Л. Руденко, Д. Гнатюк, А. Кривченя.
На сюжет «Тараса Бульбы» написано несколько опер. К сожалению, большинство их неудачно (исключение — «Осада Дубно» П. Сокальского). В 1880 г. на сцене Мариинского театра была поставлена опера В. Кюнера, в 1887 г. в Большом театре — В. Кашперова, в 1914 г. в Москве — С. Траилина. На Западе на этот сюжет созданы оперы А. Берутти (либретто Г. Бодио, премьера — Турин, 9 марта 1895 г.), М. Руссо (Париж, 1919). В других жанрах самое значительное музыкальное воплощение темы — одноименная симфоническая рапсодия Л. Яначека. На тему «Тараса Бульбы» написаны балеты Р. Глиэра и В. Соловьева-Седого.
А. Гозенпуд
Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет
Лысенко. Опера «Тарас Бульба»