Образы
Развитие творчества Улановой напоминает систематическое движение от лиризма к трагизму. Со временем её Мария становится всё более непреклонной. Даже в нежный образ Джульетты танцовщица сумела вдохнуть страсть и волю. Она стала первой исполнительницей данной роли на подмостках Кировского театра. Пожалуй, образ Джульетты стал самым ярким и запоминающимся во всём творчестве танцовщицы.
Галина Уланова, биография которой является примером подражания для начинающих балерин, имеет весьма многообразный репертуар. Впечатлительная, доверчивая, юная Золушка – живой, настоящий человеческий портрет, образец беззаветного чувства; поэтичная Тао Хоа – героиня китайского народа, партия которой насыщена подлинным драматизмом; Параша – скромная, простая русская девушка, искренняя и преданная в своём чувстве. Джульетта, Корали, Мария – сложные психологические типажи, живые и одухотворённые характеры.
В творчестве балерины прослеживается определённая закономерность. Её наиболее удачные роли приходились на неблагополучные дни, когда девушка боролась с волнением или страхом, заставляла себя забыть текущие жизненные проблемы, а иногда даже превозмогала невыносимую физическую боль.
Частная жизнь
У Галины Сергеевны была масса поклонников, но официально замуж она вышла лишь однажды. Личная жизнь Улановой связана еще с двумя мужчинами, с которыми балерина пережила головокружительные романы. Первые серьезные отношения у нее завязались с режиссером Юрием Завадским (1894-1977 годы жизни). Он был старше девушки на 16 лет, но это не помешало развитию чувств. Они поженились накануне войны в 1940 году. Затем Уланову отправили в эвакуацию в Пермский край, куда переехал весь Мариинский театр, а Завадского вместе с театром им. Моссовета, где он работал главным режиссером, увезли в Алма-Ату. В 1943 году Уланова приехала в Казахстан к мужу, но через год вернулась обратно. В их отношениях наступил спад. Они фактически не жили вместе с конца 40-х годов, но оформлять развод не спешили. Друзья и близкие знакомые говорили, что супруги были скорее друзьями и единомышленниками, чем любовниками.
С Юрием Завадским
Интересный факт! Несмотря на то что Завадский жил у мамы, а Уланова занимала квартиру на Котельнической набережной, муж мчался помогать жене по первому ее зову. После его смерти в 1977 году Галина Сергеевна постоянно посещала театральные события, связанные с его памятью.
Еще до Завадского у балерины были другие мужчины. Первым ее увлечением стал концертмейстер Исаак Меликовский
Через год она обратила внимание на дирижера оркестра Евгений Дубовской. Эти отношения также долго не продлились
Причиной расставания с Юрием Завадским стал режиссер Иван Берсенев. Он был на 20 лет старше Улановой, к тому же женатым на звезде советского театра Софье Гиацинтовой. Ради балерины Берсенев ушел из семьи, но в 1951 году он умер. В последний путь его провожали и жена, и любовница.
Галина Сергеевна решилась еще раз построить семейное счастье с главным художником Большого театра Вадимом Рындиным (1902-1974 годы жизни). Это был талантливый человек, но очень любивший выпить. Улановой, которая каждое утро начинала с часовой разминки и соблюдала строгую диету, вскоре надоели его пьяные выходки. Она выгнала Рындина из дома и заперла на ключ не только дверь, но и свое сердце. Мужчин туда она больше не впускала.
С балериной Татьяной Вечесловой (1910-1991 годы жизни) Уланова дружила с детских лет
В 70-х годах у Галины Сергеевны появилась компаньонка. Это была журналистка «Комсомольской правды» Татьяна Агафонова. Они познакомились во время концерта. Журналистка специализировалась на написании статей об известных людях. Она вошла в ложу, откуда смотрела концерт Уланова. Они общались весь антракт, и балерина пригласила новую знакомую в гости. На следующий день Татьяна пришла с домашней едой, так как Уланова предупредила, что готовить не умеет и угощения не будет. Войдя в квартиру, Агафонова осталась в ней на ближайшие 20 лет вплоть до собственной смерти.
Интересный факт! Уланова, которая любила тишину и покой, поселила у себя не только Таню, но и ее маму.
Память о великой балерине увековечена во многих произведениях искусства
Когда Татьяна умерла, Галина Сергеевна лично омывала ее тело. Она всем представляла девушку, как свою приемную дочь. Своих детей у балерины не было. С детства ей вбивали в голову, что, живя в искусстве, нужно думать только о карьере и детям здесь не место. Уланова винила родителей в своей бездетности. Татьяна Агафонова стала для нее отдушиной, в которую она вложила всю нерастраченную любовь.
После смерти Татьяны Уланова год провела в психиатрической больнице. Через три года не стало и ее самой.
Интересные факты
Далеко не все знают, что любила Галина Уланова, было ли у нее хобби. Существует список интересных фактов, который поможет вам лучше узнать балерину:
- Первый факт. У Галины практически не было увлечений, она полностью отдавалась балету. Но были пристрастия, к примеру, она очень любила музыку.
- Второй факт. Самое комфортное состояние для танцовщицы – одиночество. Обычно она не подходила ни к кому первая.
- Третий факт. Уланова обожала животных.
- Четвертый факт. Старалась держать себя в форме. Утро начиналось с зарядки, в которую были включены и балетные па. И в старости её вес оставался тем же, что в молодости – 49 кг. Она всегда была элегантна, отличалась изяществом.
- Пятый факт. Она не считала себя домашним человеком и винила родителей в этом.
Самые яркие чувства
Радостью и настоящим счастьем для Галины стал режиссер Иван Берсенев. Этот молодой человек подарил артистке 2 ярких года совместной жизни. Любил Иван двух дам – Уланову и жену. Именно они вдвоем и плакали из-за смерти Ивана Берсенева, который скончался в сравнительно молодом возрасте.
После этого сердце Галины захватил Вадим Рындин. Он, как и другие мужчины артистки, восхищался ей. Но Вадим очень любил выпить, смириться с этим девушка так и не смогла. Также мужчина был очень ревнив, что поначалу даже льстило.
Однажды танцовщицу в уже зрелом возрасте журналисты спросили, о чем она жалеет в своей личной жизни. Галина ответила, что всегда хотела иметь крепкую семью, одного мужчину на всю жизнь, которому бы отдалась полностью. Также звезда призналась, что вообще не умеет готовить, но мечтает исправить это недоразумение после окончания карьеры.
Коррективы, которые внесла работа в столице
Послевоенные годы серьезно сказывались на жизни Галины. Для девушки переезд в Москву стал ударом. Ведь она должна была не только забыть о любимом месте работы, но и о своем молодом человеке.
Родственников в столице у артистки не было, поэтому жить приходилась ей в гостиницах
Галине в городе жилось хорошо, ведь ее баловали вниманием, прекрасным отношением, наградами и званиями. Уланова осознавала, что в Москве из нее желают сделать «столбовую дворянку»
Это ее пугало, но больше смущало то, что государство хотело связать ее любовь к творчеству с политикой. Однажды секретарь парткома Большого Театра попросил балерину поблагодарить руководство государственной власти от имени артистов за содействие в вопросах творчества. Уланова наотрез отказалась, сказав напоследок, что она занимается балетом, а не политикой.
ЖИЗНЬ БАЛЕРИНЫ ГАЛИНЫ УЛАНОВОЙ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ КАРЬЕРЫ
В 1960 году Галина Сергеевна начала свою деятельность в качестве педагога-репетитора. Ее ученики — Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова. Каждая из них — яркая индивидуальность. «Я не хочу повторения себя в учениках, — рассуждала Галина Уланова, — это в любой области искусства порочный метод. Учитель, да не повтори себя в ученике, сумей раскрыть его природные данные, его индивидуальность». Эти слова — заповедь Улановой-педагога, которой она следовала свято.
«Она добра, бесконечно терпелива, но так же бесконечно требовательна к себе и к другим. Ничем не может быть нарушена ее строжайшая принципиальность. Она никогда и ничего не сделает против своего убеждения. Когда она входит в класс, мне кажется, что становится светлее. И стены и самый воздух — все становится другим», — так отзывается об Улановой одна из ее учениц, Нина Тимофеева.
«Не только когда я танцую, я знаю: она смотрит на меня из ложи, и я танцую на пределе возможного: я живу, чувствуя на себе ее взгляд», — делится своими впечатлениями Екатерина Максимова.
Заслуги Галины Улановой в балете настолько велики, что в честь нее выпустили почтовую марку
Никто и никогда не видел Галину Уланову вялой, раздражительной. Ни один человек не засвидетельствовал ее небрежности или безответственности. Ее жизнь — это напряженный труд, а талант всегда являлся для нее лишь подспорьем в работе
В жизни она всегда покоряла людей своей открытостью, добротой, вниманием и сердечностью. Уланова — живая легенда балета, единственная балерина, которой еще при жизни установили памятники — в Стокгольме и в Санкт-Петербурге
Одиночество
Галина Уланова тяжело переживала смерть Татьяны и сильно сдала. Почти год артистка провела в больнице, а потом вернулась в свою пустую квартиру. Многие люди предлагали ей помощь, но Галина Сергеевна благодарила и вежливо отказывалась. Она сама занималась уборкой, ходила в магазин, готовила. Причём блюда были самые простые – бутерброды и тушёные овощи. Уланова очень радовалась, когда в гости приходили друзья и приносили ей творог или фрукты. Галина Сергеевна много не понимала из того, что происходило в окружающем мире. Она перестала читать газеты и смотреть телевизор. Артистка вновь привыкала к одиночеству. На получении премии «Золотая маска» в 1995 году балерина была на удивление коммуникабельной – говорила о смысле искусства и рассказывала о собственной жизни. Но артистку никто не услышал. В чём действительно Улановой было не отказать, так это в искренности. Прочитав стих Беллы Ахмадуллиной, посвящённый Майе Плисецкой, она с ироничной улыбкой заявила поэтессе: «Я перечитала текст четыре раза, но ничего не смогла понять. Жалко, что обо мне такое никто не напишет».
Первые успехи
Галина Уланова продолжила заниматься балетом, поражая окружающих собственным упорством в достижении целей. После окончания первого года обучения воспитанницы имели право выступать на сценах некоторых академических театров. К тому времени Галина ещё не полюбила балет, но уже понимала, что такое успех. В классе девочка была второй по результатам. Мария Фёдоровна занималась с дочерью на протяжении четырёх лет, и всё это время сомневалась в правильности совместного с мужем решения сделать Галю балериной. Но вскоре был поставлен выпускной спектакль училища – «Шопениана». В нём задействовали всех старшеклассниц. Среди танцующих Уланова-старшая выделила одну балерину, которая была особенно одухотворённой, выразительной и пластичной. Присмотревшись, она узнала в ней Галину. С этого момента Мария Фёдоровна больше не сомневалась в правильности жизненного пути своей дочери.
Балетная карьера
В 1928 году после окончания учебного заведения Галину Уланову приняли в труппу Ленинградского театра оперы и балеты (Мариинку). Здесь она проработала до 1944 года. За этот период с ней случилось много событий. Негласный статус первой балерины Ленинграда она получила после премьеры балета «Бахчисарайский фонтан». Ее стали приглашать на главные роли в других спектаклях.
Иосиф Сталин впервые увидел ее в балете «Эсмеральда». Он восхитился талантом молодой балерины, ведь по сценарию ей пришлось целиться из лука в «Королевскую ложу», откуда генсек смотрел представление. Уланова замерла лишь на миг, затем спокойно продолжила действо. Она прекрасно понимала, что чекисты могут обвинить ее в покушении на вождя. Но Сталин был восхищен постановкой и даже пригласил всю труппу в Кремль на банкет. Улановой тогда было 25 лет, и она испытывала неловкость, сидя рядом со Сталиным. Он был для страны всем, а она только начинала становиться легендой.
Интересный факт! Галина Уланова четырежды становилась лауреатом Сталинской премии. Кремль сотворил из нее идеологическую икону советского балета.
К счастью, Галина Сергеевна не обращала внимание на повышенный интерес к своей персоне со стороны правящих органов. Она полностью жила в искусстве и не планировала окружать себя обыденностью
С 1944 по 1960 годы Уланова была Примой Большого театра в Москве. Ее долгой карьере на сцене могли только завидовать. Но и она прекрасно понимала, что вечно танцевать и радовать публику она не сможет. В 1960 году она исполнила свой последний балет, а в 1962 году официально заявила об окончании артистической карьеры.
Она восхищала своим искусством весь мир
Подробнее о балете
С первого выхода на сцену Галина Уланова привлекла внимание людей. Уже через год она впервые станцевала ведущую партию
Довольно быстро Галина стала незаменимой балериной, а ее работа с Константином Сергеевым, прославившаяся на весь мир в тридцатых годах, до сих пор является образцовой. В «Мариинке» танцовщица трудилась до 1944 года.
Она танцевала основные партии в таких известных постановках, как «Жизель», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан» и так далее. Но самым важным достижением девушки в те годы считается образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она сформировала в 1940-ом году. Знатоки балетного искусства из самых разных уголков планеты все еще называют ее танцы эталоном.
Во время ВОВ и ленинградской блокады балерина часто выступала перед солдатами в больницах Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она работала и на сцене Алма-Атинского государственного театра, за это в 1943 году она получила звание Народной артистки. Через год танцовщица уходит в московский Большой театр. По этому поводу Галя позже сказала, что она ни за что не покинула бы любимую сцену Ленинграда, но все решили за нее люди «сверху» – из Центрального комитета. Все было довольно строго: или девушка танцует на главной сцене России, или не танцует вообще.
Несмотря на трудности, в Большом театре талант Гали засиял новыми красками. Шоу с ее участием становились жемчужинами театра, а сцена сумасшествия Жизели в балете была признана вершиной трагедии. Именно с Большим театром танцовщица впервые отправилась на гастроли за рубеж.
В зале Венского театра оперы ей рукоплескали стоя, а в Лондоне девушка и вовсе произвела фурор. Британские СМИ на следующий день писали, что такого успеха не имела ни одна прима со времен великой Анны Павловой. Причем необходимо выделить, что Галине на тот момент было 46 лет.
Через 4 года балерина в последний раз выступила на сцене. Она представила фанатам балет «Шопениана» и завершила балетную карьеру. Но в Большом театре она продолжила работать. До конца своей жизни лучшая балерина страны оставалась там на должности преподавателя. Среди ее учеников были такие известные звезды, как Н. Цискаридзе, Н. Семизорова, И. Прокофьева и много других артистов. Еще женщина взаимодействовала с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.
Кроме того, прима в качестве председателя жюри судила Международного типа конкурсы, причем не только в Московской области, но и в болгарской Варне. Кстати, на одном из официальных фестивалей она оценила выступление еще одного великого артиста – Мариса Лиепу.
Многие Галину Уланову называли богиней, хотите узнать почему? Посмотрите следующий видеоролик:
Поддержка наставника
Большую роль в становлении танцовщицы сыграл Фёдор Васильевич Лопухов, занимавший должность руководителя балетной труппы в Кировском театре. Первые несколько лет карьеры Уланова считала свои выступления неудачными – разочарования, досада, усталость и беспомощность были её постоянными спутниками. Действительно, плохих партий хватало, но Фёдор Васильевич продолжал верить в свою молодую ученицу. Он поручал Улановой наиболее сложные и разнообразные в техническом плане танцы.
Когда Лопухов встретился с Галей впервые, он увидел «бледненькую девочку с бесцветным лицом, которая не отличалась внешней красотой и темпераментом». Но потом наставник сумел почувствовать исходившую от балерины притягательную силу. Прелесть Галины как раз и заключалась в её замкнутости и стеснительности. Со временем девушка поняла, что для удачного воплощения на сцене того или иного образа нужно искренне в него вжиться. Причём не только внешне, но и внутренне. Уланова осознала это после очередной репетиции «Жизели». Переодевшись, она отправилась на автобусную остановку, чтобы уехать в Царское Село. Галина испытывала растерянность и отчаяние оттого, что никак не может понять репетируемую роль. Потом она села в подошедший транспорт и продолжила свои размышления в полном одиночестве. Внезапно на Уланову снизошло озарение. С этого момента череда её неудач закончилась.
Детство, семья, становление
Биография Галины Улановой началась в дореволюционной России. Она родилась в 1910 году в семье балетных артистов Мариинского театра. Ее отец Сергей Николаевич долгое время работал с Мариусом Петипа. Впоследствии он стал главным режиссером родного театра. Его жена Мария Федоровна Уланова (в девичестве Романова) после ухода со сцены стала педагогом-хореографом. Она начала обучать талантливую дочь азам балетного искусства. Девочке едва исполнилось 9 лет, когда она была принята в Петроградское театральное училище. Галина Уланова закончила обучение в 1928 году. Последние три курса ее основным педагогом была Агриппина Ваганова.
Интересный факт! Галина Сергеевна начала и закончила карьеру спектаклем «Шопениана».
В детстве будущая звезда мирового балета была настоящим сорванцом. Отец хотел сына, но родилась дочь. Поэтому ей достались все мальчишеские увлечения. Вместе с отцом они ходили на рыбалку, стреляли из лука, играм с куклами девочка предпочитала исследования местных территорий и лазанье по деревьям. В своих мечтах она надевала матроску и отправлялась бороздить необъятные просторы океана. Детство закончилось с момента поступления в училище. У девочки не осталось времени на шалости. Началась тяжелая работа над техникой танца и собственным характером.
С мамой
Жить девочке пришлось в интернате. Каждое утро начиналось с изнурительной разминки в огромном холодном зале. После станка ученицы переходили к разучиванию бесконечных Па, па-де-де, фуэте и других танцевальных движений. Обмороки среди учащихся посреди занятия были нередким явлением. Их приучали жить в тяжелых условиях и при этом творить искусство.
В то время партнером Улановой стал известный в будущем балетмейстер, а пока такой же ученик, как и она сама, Слава Захаров. Их успешный дебют на публике состоялся в 1923 году. Их мазурки из «Пахиты» вызвала шквал аплодисментов. Так зрители отметили мастерство двух неопытных танцоров.
Родители Галины Улановой
«Лебединое озеро»
В 1929 году выступление танцовщицы в этом балете прошло с большим успехом. Но сама девушка вновь не получила чувства удовлетворённости от проделанной работы. Образ Одетты-Одиллии улучшался от спектакля к спектаклю благодаря неустанному и кропотливому труду самой Улановой. В этом танцовщице помогали не только регулярные упражнения. Галина много размышляла над образами, импровизировала и читала. Это уже были зачатки собственной системы Улановой, в основе которой лежало данное себе обещание сделать то-то и то-то. Сама балерина считает, что именно благодаря такому подходу ей удалось достичь успеха.
Галина Уланова биография, начало жизни
Галина Сергеевна Уланова была рождена 8 января 1910 года в Петербурге — скончалась в марте 1998 года в Московской области. Галина – известная артистка, балетмейстер, преподаватель и самая титулованная балерина за всю историю советского балета. Отец – С.Н. Уланов, режиссёр балета.
Мама – М.Ф. Романова, балерина, преподаватель классического танца, работала в театральном училище. Родственники выступали в антрепризе А. Павловой. Галина с детства знала, что такое балет, и как сложно добиться зрительской симпатии, а также получить ведущую партию. Наверное, изначально Галине Улановой было предначертано стать танцовщицей, ведь она появилась на свет в семье артистов балета.
Детство и юность девочка провела в культурной столице. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее шоу на сцене, хотя бы в записи, смог бы предположить, что эта милая изящная девушка была настоящим сорванцом.
Дело в том, что родители хотели, чтобы родился сын, поэтому папа, так и не настроившийся на жизнь с девочкой, прививал дочке мужские увлечения. Они вместе отправлялись на рыбалку, искали червяков, делали сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачный участок и соседские девчонки звали ее поиграть в куклы или полепить куличики в песочнице, она с гордостью отвечала, что лучше будет стрелять из лука и лазить по деревьям.
После революции родственники решили отправить ее в балетное училище — прежде всего, из-за финансовых проблем семьи: в отличие от остальных школ, это был интернат, Галя была бы на обеспечении государства, нормально одета и сыта. Ей было тогда всего 9 лет.
Сначала Уланова никак не могла привыкнуть к новому дому: в первое же утро она пыталась убежать. Мама навещала ее регулярно, а девочка рыдала, уткнувшись ей в колени. Но именно в тот период жизни она запомнила слово «должна». Галина говорила: «Я должна… Эта формула в моей голове появилась куда раньше, чем стремление к творческой деятельности и чем желание работать на балетной сцене».
Итак, в возрасте 9 лет девочка смогла попасть в Петроградское театральное училище (позже — хореографический техникум), где главными её учителями стали — Мария Романова (у неё Галя училась первые 6 лет), а потом Агриппина Ваганова. Женщина прохладно относилась к своей новой ученице, которая сначала явно не входила в список лучших. Однако ближе к выпуску Ваганова поняла, что всё это время обучала талантливую балерину.
В 18 лет Уланова окончила хореографического типа училище и в том же 1928 году, практически сразу после выпускного спектакля, попала в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета.
Первое время юной балерине было трудно выходить на сцену, она очень боялась зрителей, но позднее страх отступил. Галина всегда была очень недовольна своей работой, особенно в начале карьеры, и это стало стимулом для многочасовых репетиций, после которых вещи девушки можно было отжимать, настолько сильно все было пропитано трудовым потом.
В 19 лет балерина получила уже свою первую ведущую партию — Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», и потом именно ее танцевала до конца жизни.
Если вы хотите посмотреть на балерину глазами ее фанатов, запустите следующее видео: