Балет «ярославна». вступление «стон русской земли»

«ярославна» — краткое содержание балета б.и. тищенко

Краткое содержание балета

Тищенко создал балет на основе известного литературного произведения, которое называется «Слово о полку Игореве». Русичи испокон веков сталкивались с различными угрозами на родине. Князья постоянно вели войны друг с другом, которые приводили к ослаблению разобщенного государства. Беспощадные кочевники все время совершали набеги. При этом они убивали и брали местное население в плен. Страдания неизменно сопровождали русских людей. Женщины все время оплакивали погибших мужчин.

Тогда киевский князь Святослав Всеволодович обратился к князьям с просьбой остановить войны и направить общие усилия на борьбу с половцами. Но князь Игорь Святославович проигнорировал мудрый призыв Святослава. Он стремился к власти и искушался Дивом. Потому Игорь сговорился со своим братом Всеволодом и собрался в поход. Князь поспешно попрощался со своей женой Ярославной, которая просила мужа отказаться от этого опасного мероприятия. Несмотря на плохой знак в виде затмения солнца, Игорь все же не отказался от похода.

В пути дружину настигла ночь. С утра состоялось первое сражение с половцами. Русичи быстро одержали победу. После битвы они повеселились с половчанками и уснули. После пробуждения воины столкнулись с войском кочевников. За ночь враги накопили силы и взяли лагерь русичей в кольцо. Затем началось второе сражение, которое продолжалось в течение 3 дней. По истечении указанного времени полки Игоря потерпели поражение. Степь покрылась телами погибших воинов. При этом сам князь попал к половцам в плен.

Продолжительность актов

Общая длительность спектакля составила 2 часа 10 минут. При этом в нем был предусмотрен только один антракт. При этом произведение включало 3 части. Первый акт длился 40 минут, второй – 25, а третий – 30. Первая часть получила название «Раздрай». Второй акт был самым кратким и назывался «Черный акт», а третий озаглавили как «Спасение».

История постановки балета

История создания балета «Ярославна» берет свое начало с 70-х лет XX века, когда знаменитый советский хореограф Олег Михайлович Виноградов, живший и работавший в Ленинграде, задумал постановку по-настоящему русского танца, буквально пропитанного славянским духом. Долго размышляя над тем, какая сюжетная линия может стать основой спектакля, балетмейстер пришел к выводу, что лучшим вариантом является великое древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», предположительно написанное в конце XII столетия и освещающее военные события тех лет.

Основной сюжет писания разворачивался вокруг неудачного похода, который русские князья попытались совершить против половцев, будучи разгромленными в итоге. Однако постановка на тему в исполнении Виноградова в значительной мере отличалась от знаменитой оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, так как автор рассматривал события и персонажи тех лет с совершенно другой позиции, попытавшись продемонстрировать эти образы зрителю с непривычной стороны.

Также сегодня известны следующие интересные факты о балете «Ярославна»:

  • Главной героиней спектакля автор решил сделать Ефросинью Ярославну, известную как жена новгород-северского князя Игоря, а также как дочь галицкого князя Ярослава, и в дальнейшем все события и действия представлены, как отражение ее чувств и переживаний. Собирательница земель, женщина, жена, мать — именно так, по мнению Виноградова, нужно формировать образ того самого русского духа со всем его величием, трагизмом, жертвенностью и подлинностью.
  • Автором музыки к спектаклю стал Борис Иванович Тищенко, известный советский, а позже и российский композитор и народный артист, который обучался искусству у легендарного Дмитрия Шостаковича. Именно он предложил сопровождать музыкальный ряд оригинальным текстом из древнего сказания, не представляя композиции без него. Кроме того, автор добавил хоровое исполнение и сложные вокальные сцены, максимально отойдя от балетных постановок в их классическом понимании и сразу же отказавшись от сохранения точного хронометража по известному принципу Петипа-Чайковского. Позже Виноградов вспоминал, что полностью подчинился воле Тищенко и ни разу не пожалел об этом, искренне восхищаясь каждой его идеей, используемой для написания гениальных мелодий.
  • Сценографом балета стал Юрий Любимов, легендарный режиссёр «Театра на Таганке», оперный постановщик, актер и педагог, которому балет обязан своей неформальностью и новизной, став своеобразным перформансом того времени. Сам Виноградов считал, что благодаря талантливому художественному руководителю, спектакль буквально ожил с момента его первого появления в зале.
  • Для того чтобы отображать события великого наступления с максимальной исторической точностью, Виноградов обратился за помощью к академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, вполне справедливо считавшемуся одним из лучших специалистов, исследовавших «Слово о полку Игореве» в СССР.
  • Спектакль заслужил всеобщее признание, получив многочисленные положительные отзывы как со стороны театральных критиков, так и от зрителей. Свою лепту в составление положительных рецензий внес и Дмитрий Шостакович, учеником которого был Борис Тищенко. Позже он признавался, что смотрел балет трижды, каждый раз вдохновляясь не только хореографией, но и ее талантливым музыкальным сопровождением, считая его очень русским по духу.

Громкий успех постановки послужил поводом для того, что ее разрешили к вывозу в гастрольные туры за рубеж, где в 1976 году состоялась громкая премьера во французском Авиньоне.

Доклад №2

Впервые балет был поставлен в Ленинградском академическом оперном театре в 1974 году. Балетмейстером выступил хореограф О. М. Виноградов, он же составил либретто ко всему балету и продумал костюмы. По его задумке спектакль должен был быть пронизан русским духом от начала и до конца, воплощать в себе традиции русского народа, отражать истинно русские ценности. Постановка состояла из трех актов и кардинально отличалась от традиционного академического русского балета. Спектакль сочетал в себе хореографию, пантомиму и хоровое пение, что в то время было воспринято как новаторство в этом виде искусства.

Композитором выступил Борис Тищенко — ученик известного Дмитрия Шостаковича. Он самостоятельно установил длительность каждого музыкального отрывка и не стал следовать традиционным балетным установкам.

В основу спектакля легло знаменитое произведение “Слово о полку Игореве”. Сценография была возложена на знаменитого режиссера и художественного руководителя Юрия Любимова, особую роль которого отметил Б. Тищенко. Стоит отметить, что в написании сценария участвовал лучший специалист по данной летописи — Д.С. Лихачев.

Вопреки опасениям создателей, спектакль был хорошо встречен зрителями и даже разрешен к вывозу на гастроли, где был успешно показан на Авиньонском фестивале во Франции

Критики обратили особое внимание не только на русскую атмосферу, которую так стремились создать авторы, но и на историческую достоверность спектакля

Действующие лица:

  • Княгиня Новгород-Северская (Ефросиния Ярославна);
  • Князь Новгород-Северский (Игорь);
  • Половецкий хан Кончак;
  • Сын князя Игоря Владимир;
  • Князь Киевский Святослав Великий;
  • Другие действующие лица — Плакальщицы, Князья, Русские и Половецкие воины.

Сюжет:

  • 1 действие: экспозиция, завязка сюжетных линий. Междоусобицы. На Руси, угроза извне, намерение князей совершить поход, интриги в их рядах. Хор в песне «Стоне Русской земли» повествует о разногласиях князей: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». Терзаемая междоусобицами провоцирует своей слабостью набеги половцев. «Усобица» показывает зрителю ужас этих нападений, смерть и пленение мирного населения. Мощная сцена «Затмение» в конце первого акта давит на зрителей, показывает безысходность сложившегося положения. Звук всех инструментов оркестра резко обрывается, наступает генеральная пауза.
  • 2 действие: первое сражение войска Игоря с половцами, где последние терпят поражение. Вечером победители пируют и развлекаются, не зная, что в это время их окружают вновь прибывшие силы половцев.
  • 3 действие: поражение и пленение князя Игоря. Его жена Ярославна скорбит о поражении его войска. Князь совершает побег, действие завершается его призывом к мести половцам.

Балет «Ярославна» по-прежнему является образцом русского искусства и находит отклик в сердцах зрителей и критиков.

7 класс краткое содержание

Популярные темы сообщений

  • Электронная почта Электронная почта представляет собой информацию, хранящуюся на компьютере, которая передается между двумя пользователями посредством телекоммуникаций. Проще говоря, электронная почта – это сообщение, которое может содержать текст, файлы,
  • Малая медведица-созвездие Ночное ясное небо прекрасно своим звездным разнообразием. Еще с давних времен люди, любуясь небосклоном, присваивали определенным группам звезд разные названия, искали в их очертаниях сходство с предметами или животными.
  • Достопримечательности Китая Территория Китая занимает достаточную часть суши. Именно здесь зародилась богатая культура и уникальные природные достопримечательности. Мы знаем о Китае не только благодаря возникшему конфуцианству, изобретению пороха,

«Балет «Ярославна»

На экране — несколько вариантов определений «балета».

Балет — от итальянского «танцевать»

Балет — сложный жанр.

Балет — музыкально-театральный жанр, который возник из простого жанра «танец».

Балет — музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы.

По тематике балеты бывают разные (слайд):

Попробуйте определить, к какому типу балета относится балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»? (балет-сказка)

с каким понятием мы не встречались на уроках? (опера-балет)

Любой балет не может обойтись без:

балетмейстера, дирижера

Типы танцев в балете: характерные, классические.

Танец маленьких лебедей — это какой танец? Почему?

Кроме того, в современном балете выделяют танцы — ритмопластический, современный.

На экране — виды танцев: (15 слайд)

Соедините стрелкой нужное определение танца.

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире: (16 слайд)

  • Анна Павлова
  • Галина Уланова
  • Раиса Стручкова
  • Майя Плисецкая
  • Вацлав Нижинский
  • Михаил Барышников
  • Рудольф Нуреев.

Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что и мы — их потомки — можем найти ответы на волнующие нас вопросы. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве».

В связи с изучением какой темы мы вспоминали данное произведение?

Вспомним действующих лиц:

  • Князь Игорь
  • Ярославна — его жена
  • хан Кончак

Современную интерпретацию этой древнерусской повести предложил Борис Иванович Тищенко, сочинивший балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве») Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности.

Балет «Ярославна» — одно из самых известных произведений композитора.

Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления? Звучит вступление.

Какой инструмент солирует?

  • Приём скольжения звуков флейты роднит этот инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?
  • Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты.
  • С каким символом древнерусской церковной музыки связано число голосов во вступлении — три?

После вступления звучит хор. «Стон Русской земли»

  • С какой целью Б. И.Тишенко вводит в балет хоровой коллектив?
  • Определим тип хора: женский, мужской, детский, смешанный.
  • Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли».

Композитор Б. И. Тищенко сделал свою интерпретацию произведения, причем не совпадающую с мнением композитора А. П. Бородина. Вы согласны?

История создания

Создание произведения имеет интересную историю. Написание балета началось с изучения «Слова о полку Игореве».

Изучение темы

Идея создания балета посетила известного балетмейстера Олега Виноградова. Предположительно она появилась при работе над хореографическими номерами оперы «Князь Игорь». Именно тогда мужчина решил воспользоваться древним сюжетом с тем, чтобы реализовать его в хореографии. В течение 6 лет он занимался сбором и изучением материалов, а также составлял различные версии либретто для балета.

В итоге был сделан вывод, что для этой работы нужны совершенно иные приемы, а не обычный классический танец. Балет нуждался в новых хореографических элементах и пластике. Также требовалась своеобразная режиссура и необычное художественное оформление.

При подготовке к следующей встрече с хореографом композитор внимательно прочитал «Слово о полку Игореве». В результате он сделал вывод, что описанные события являются не героической эпопеей, а настоящей трагедией русского народа.

Как следствие, композитор решил, что образ князя Игоря в балете должен значительно отличаться от того, что используется в опере Александра Бородина. К тому же Тищенко и Виноградов пришли к выводу, что спектакль нужно сделать новаторским. Потому они добавили в свой балет хор. В важных моментах он должен был исполнять текст оригинала древнего литературного произведения.

Написание музыки

Тищенко написал музыку для балета за несколько месяцев. Спектакль планировалось показать в Малом театре оперы и балета. Именно там Олег Виноградов занимал пост главного балетмейстера, начиная с 1973 года. На сценографическую работу пригласили режиссера Юрия Любимова, который прославился своими революционными приемами в театральном искусстве.

Подготовка сцены

Оформление спектакля планировалось сделать максимально лаконичным. Однако оно обязательно должно было пронизываться различными символами. Для украшения сцены использовались страницы древних летописей. К тому же на ней соорудили курган из тел, а сверху водрузили фигуру, напоминающую крест.

Премьера балета

Балет был представлен в 1974 году. Дирижером выступил Александр Дмитриев. Впоследствии он говорил о том, что балет «Ярославна» стал одной из наиболее интересных и впечатляющих работ. Первая же постановка балета прошла с большим успехом. Не менее популярными были и следующие сто двадцать спектаклей.

Популярные темы сообщений

  • Способы добывания пищи животными

    Что такое питание для любого живого организма, в том числе, для животных? Это процесс поглощения пищи для поддержания их жизнедеятельности.

  • Плещеев Алексей Николаевич

    Плещеев Алексей Николаевич – русский писатель и поэт, родился в 1825г. в Костроме, но прожил свои детские годы в Нижнем Новгороде и был единственным ребенком. Несмотря на свое дворянское происхождение, его семья была бедной.

  • Жуки

    Жуки — это насекомые, которых относят к типу членистоногих и царству животных. Слово жук посвилось в следствии совмещения двух латинских слов – ножны и крылья. На Руси слово появилось благодаря подражанию звука, во время полета жук.

  • Подготовка к ВПР

    Всероссийская проверочная работа, это, конечно, не экзамен и бояться этого не стоит. ВПР проводятся исключительно для отслеживания уровня знаний в школах.

  • Город Иваново

    Первое документальное упоминание о месте, где сейчас стоит город Иваново, приходится на 1609 год. На этом месте беглые крестьяне основали острог. В Смутное время этот острог был опорным пунктом для сторонников Лжедмитрия II.

Интересные факты

Создание балета связано со множеством любопытных деталей:

  1. Борис Тищенко родился в 1939 году в Ленинграде. После окончания школы юноша поступил в консерваторию. Там молодой человек учился композиции у Шостаковича.
  2. «Слово о полку Игореве» повествовало о событиях 1185 года. Неизвестный автор решил написать работу спустя 2 года после этого. Летопись нашли в монастыре. Это случилось в восемнадцатом веке. После этого работу переписали и отправили в издательство. К сожалению, оригинал рукописи не сохранился. Он сгорел во время известного пожара в Москве в 1812 году. Однако сохранившаяся переписанная копия и печатные экземпляры дали возможность современным людям познакомиться с этим уникальным литературным произведением.
  3. Тищенко – известный композитор, который удостоился звания Народного артиста РСФСР. После себя мужчина оставил много произведений. Его наследие включает оперетту, оперу, ряд симфоний и балетов. Также Тищенко написал множество пьес для оркестра, 2 реквиема, музыку к фильмам и театральным спектаклям.
  4. Создателями балета «Ярославна» являются Борис Тищенко и Олег Виноградов. Изначально они хотели дать своему произведению заголовок «Затмение». Этим они стремились не только обозначить астрономическое явление, которое стало предзнаменованием гибели русичей, но и затмение, настигшее душу Игоря. Несмотря на все знаки, князь отправил свое войско в бессмысленный поход, который имел трагическое завершение.
  5. Шостаковича так поразила музыка балета, которая была насквозь пропитана русским духом, что он трижды приходил на этот спектакль. Известный композитор так восхитился работой своего ученика, что однажды на репетиции нарек его гением.
  6. Спустя 2 года после создания балета дали разрешение на его вывоз за границу. В 1976 году «Ярославну» презентовали на фестивале, который проходил во французском городе Авиньон. Премьера балета была весьма успешной. После этого глава одной из молодежных организаций сказал, что теперь ему понятны причины победы СССР во Второй мировой войне.
  7. Тищенко особо не увлекался новыми техниками построения композиции. Однако для реализации своей задумки при написании балета «Ярославна» композитор стал детально изучать сонорику и алеаторику.
  8. После длительной паузы балет снова поставили. Это произошло 30 июня 2017 года во время проведения фестиваля «Звезды белых ночей». Балетмейстером стал Владимир Варнава, а дирижером – Валерий Гериев.
  9. В 1974 году балет считался в СССР полудиссидентским.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: