Разум — в Америке, сердце — на родине
В 1892 году Дворжак принял должность директора недавно основанной Государственной Консерватории Музыки в Нью-Йорке. Там он познакомился с одним из афроамериканских композиторов – Харли Берли, который познакомил Дворжака с новым для него музыкальным стилем – спиричуэлс. Результатом этого знакомства стало сочинение его знаменитой симфонии №9 «Из Нового света». В ней композитор сумел сочетать национальное своеобразие своей музыки с негритянскими и индейскими мелодическими и ритмическими оборотами.
Во время пребывания в Соединённых Штатах он часто путешествовал на запад, до Айовы, где посещал чешскую диаспору. Несмотря на то, что Дворжак восхищался окружающей его средой Нового Мира, между тем он тосковал по родине. В 1895 году композитор вернулся в Богемию.
Последние годы своей жизни посвятил сочинению струнных квартетов, симфонических поэм и опер.
Бедржих Сметана за 17 лет до Дворжака заложил основы чешского национального движения в музыке. Дворжаку же досталась участь развить и расширить эти начинания впечатляющим рядом работ. Причины популярности лежат в мелодическом таланте Дворжака и в восхитительно свежей чешской природе его музыки, которая предлагала долгожданный контраст с тяжеловесностью некоторых из его современников.
Жанровое разнообразие творческого наследия композитора
Великолепное обладание техникой и богатое мелодическое вдохновение помогли ему создать множество разнообразных произведений. Он писал во всех музыкальных жанрах и оставил произведения, которые считаются классикой во всех из них. Все его симфонии зрелого периода отличаются высоким качеством, но только в мрачной Симфонии № 7 (ре-минор) соблюдена структура классической симфонии.
[peckplayer id=»2″ sound=»https://propianino.ru/wp-content/uploads/2015/05/Dvorzhak-Simfoniya-7-adagio.lite_.mp3″]
Симфония № 9 «Из Нового света» (ми-минор) остается самой известной работой Дворжака. Частично потому что она считается основанной на афро-американских спиричуэлсах и других влияниях продолжительного пребывания в Соединенных Штатах. Однако, Симфония № 9 ни в коей мере не превосходит Симфонию № 6 (ре-мажор) или Симфонию № 8 (соль-мажор) и, в действительности, менее характерна для композитора, нежели эти произведения.
Из четырех концертов, написанных Дворжаком, только Концерт для виолончели (си-минор) можно смело назвать классикой.
Хоровые произведения, столь популярные в момент своего появления, разделили судьбу большинства образцов хоровой музыки конца 19-го века, но «Stabat Mater» и «Te Deum» являются одними из лучших примеров в своем роде.
Опера осталась единственным жанром, не покорившимся гению композитора, хотя он написал 10 из них, в частности «Русалку».
Некоторые критики считают главными ошибками Дворжака несколько неразборчивую и повторяющуюся манеру, бессистемные стилистические промахи и слабость оформления крупных сочинений. Недостатки, однако, выглядят незначительными в свете удивительной плодовитости его мелодий, простоты и прямолинейности, с которыми он достигал своих целей. В музыке Дворжака яркое национальное своеобразие чешского фольклора сочетается с эмоциональным богатством, жизнерадостностью, ясностью музыкального мышления и стройностью формы. Музыка Дворжака рассказывает нам о том, что он был привлекательной личностью – скромным, глубоко религиозным семейным человеком, обладавшим хорошим и простым вкусом, — а также большим знатоком родной природы.
Становление композитора А. Дворжака. Ранние работы, спрятанные в бездне стола
Дворжак был старшим из девяти детей. Родился в селении Нелагозевес, стоящем на реке Влтава, к северу от Праги.
Антонин Дворжак с семьей
Он рано начал обучаться музыке у своего отца. Еще мальчишкой стал скрипачом, участвовал в любительских ансамблях, которые сопровождали местные танцы. Хотя предполагалось, что Антонин станет мясником и трактирщиком, как его отец (который к тому же играл на цитре), мальчик проявил недюжинный талант к музыке, который был признан и поощрялся. Когда ему было около 12 лет, он переехал к своим родственникам (дяде и тете) в Злоник и начал изучать гармонию, фортепиано и орган.
Антонин Дворжак. Фотография 1868 года
За три года, проведенные в Злонике, он написал свои первые произведения — польки. В 1857 году проницательный учитель музыки, понимая, что Антонин вышел за пределы его скромных возможностей, и что сам он больше ничему не научит, убедил отца Дворжака зачислить одаренного юношу в Органную школу в Праге. Там мальчик завершил двухлетний курс обучения, но знаний, полученных в школе, было недостаточно для воплощения больших и серьезных замыслов Дворжака. Он это понимал, и поэтому решил любой ценой остаться в Праге, чтобы иметь возможность продолжить свое образование. Жил он тогда впроголодь, зарабатывая на жизнь игрой на виоле в различных кафе и с театральными труппами, дополняя свой небольшой заработок занятиями с несколькими частными учениками.
1860-е годы были сложными для Дворжака, который с огромным трудом изыскивал время и деньги на нотную бумагу и фортепиано, чтобы иметь возможность сочинять. В последующие годы он говорил, что мало помнит о том, что писал в те дни. К 1864 году две симфонии, опера, камерные произведения и многочисленные песни лежали в его столе, никем прежде не услышанные. Разнообразные произведения этого периода показывают, что его ранняя склонность к музыке Людвига ван Бетховена и Франца Шуберта все больше окрашивается оттенками влияния Рихарда Вагнера и Ференца Листа.
Влияние семьи и друзей на творчество Дворжака
Дворжак преподавал фортепиано сестрам Жозефине и Анне Чермяковым
Среди студентов, с которыми занимался Дворжак, были сестры Жозефина и Анна Чермяковы. Музыкант влюбился в старшую, Жозефину, но она не ответила взаимностью на его чувства. Говорят, что боль его безответной любви была выражена в вокальном цикле «Кипарисы» (1865) и некотором количестве песен на тексты Густава Пфлегер-Моравского.
В ноябре 1873 года он женился на младшей сестре, Анне, пианистке и певице. Первые несколько лет брака были омрачены финансовой нестабильностью и отмечены трагедией. Анна родила трех детей до 1876 года, но к 1877 молодожены похоронили всех их.
Антонин Дворжак с супругой Анной
Однако, в 1878 году она родила первого из шести здоровых детей, которых пара вырастила вместе. Дворжаки поддерживали тесные отношения с Жозефиной и мужчиной, за которого она, в конце концов, вышла замуж — графом Вацлавом Коуник.
После нескольких лет регулярных визитов они купили летний домик в небольшом поселке Высока, где поселились Жозефина и граф, и проводили там каждое лето. В этом доме Дворжак сочинил некоторые из своих самых известных произведений.
В 1875 году австрийским правительством композитору был присуждён государственный грант, и эта награда приблизила контакт с Иоганнесом Брамсом, с которым у него сложилась тесная и продуктивная дружба. Брамс не только дал ценные технические советы, но также нашёл влиятельного издателя в лице Фрица Симрока, фирма которого опубликовала «Моравские Дуэты» для сопрано и контральто, а также «Славянские Танцы» для фортепиано в четыре руки.
В 1875 году Дворжаку был присуждён государственный грант
Это стало началом привлечения мирового внимания как к самому Дворжаку, так и к музыке его страны. Восхищение ведущих критиков, музыкантов и дирижеров того времени способствовало распространению его славы за рубежом, что привело, естественно, к еще большим успехам на родине.
В 1884 году он совершил 10 поездок в Англию, где с большим успехом выступал в качестве дирижера своих произведений. Особенной популярностью в Лондоне пользовались его хоровые произведения, в том числе «Stabat Mater» и «Te Deum», они то и принесли первый значительный успех композитора в этой стране. В 1890 году Дворжак лично наслаждался триумфом в Москве, в которой его друг, Петр Ильич Чайковский, организовал два концерта. В следующем году он получил от Кембриджского университета звание почетного доктора музыки.
Начало творческой карьеры
Окончив школу, Дворжак не стал дожидаться места органиста в сельской церкви, а решил остаться в Праге. Чтобы как-то заработать себе на жизнь, Антонину в 1859 году пришлось устроиться альтистом в капеллу Карела Комзака. Однако в 1862 году он начал работать в оркестре вновь построенного пражского «Временного театра», музыкальный коллектив которого в 1866 году возглавил выдающийся Берджих Сметана. Это была хорошая школа для начинающего композитора, так как в репертуаре оркестра были симфонические произведения Вагнера, Берлиоза, Листа, а также оперы Вебера, Монюшко, Глинки, Сметаны, Мейербера. Работа в оркестре много денег не приносила, и молодому человеку постоянно приходилось искать какую-либо подработку. Он давал частные уроки, а иногда заменял органиста в лечебнице для душевнобольных.
В этот период Дворжак очень много сочинял, пробуя себя во многих жанрах. Однако требовательный автор, неудовлетворённый написанными произведениями, очень часто их просто уничтожал. Тем не менее, в начале лета 1871 года жители Праги в одной из газет прочитали заметку о том, что театр намерен осуществить постановку оперы «Король и угольщик», которую написал многообещающий молодой композитор-музыкант оркестра чешского театра – Антонин Дворжак. Автором этой статьи был Л. Прохазки – известный музыкальный деятель, активно поддерживающий возрождение национального чешского искусства, и в дальнейшем покровительствующий Дворжаку на протяжении многих лет, продвигая его произведения, а затем отмечая их успешное исполнение в хвалебных статьях. Окрылённый таким сообщением, Дворжак немедленно пошел в администрацию оркестра и написал заявление об увольнении, в намерении свою дальнейшую жизнь посвятить только музыкальному сочинительству. Ожидая постановки своей оперы в театре, композитор по совету Л. Прохазки, написал несколько песен на стихи чешских поэтов, успешное исполнение которых принесло Дворжаку только большую известность, но не финансовое благополучие. Денег, которые он получал от частных уроков, еле-еле хватало, чтобы сводить концы с концами. С постановкой оперы в театре тоже ничего не получилось, он даже впал в творческое уныние, но зато у композитора налаживалась личная жизнь.
В конце 1873 года Антонин женился на дочери ювелира Анне Чермаковой и чтобы хоть как-то обеспечить быстро разрастающуюся семью, Дворжаку пришлось устроиться органистом в церковь святого Войтеха. Однако финансовое положение, которое всё равно было очень плачевным, заставило композитора обратиться к государственным властям с прошением о назначении ему стипендии, выдаваемой для поддержки бедных, но талантливых поэтов, художников и музыкантов. На суд комиссии, в состав которой входил выдающийся немецкий композитор И. Брамс, Дворжак предоставил две симфонии (№3 и №4), а также некоторые свои камерные произведения. Члены жюри единогласно одобрили кандидатуру Дворжака на получение пособия, которое он затем заслуженно получал в течение пяти лет. Оно давало ему возможность плодотворно творить в трудные для него годы.
Chamber and instrumental music
Композитор
Антонин Дворжак
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Чехия
Наряду с симфонической важное значение в наследии Дворжака имеет камерно-инструментальная музыка. Конечно, во многом близки друг другу эти две сферы
Однако в связи с особенностями жанра камерно-инструментальные сочинения наделены более тонким рисунком, разнообразной отделкой психологических нюансов.
Всего к этому жанру принадлежит тридцать одно произведение Дворжака, с обычной для классического цикла четырехчастной структурой (лишь четыре цикла трехчастны и по одному — пятичастны и шестичастны).
Очень характерен для лирического дарования Дворжака его рано пробудившийся интерес к камерной музыке: он обратился к ней еще в 60-х годах, на заре своей творческой биографии. Это, казалось бы, удивительно, ибо первый чешский профессиональный квартет дебютировал в Праге лишь в 1873 году. Но если вспомнить, что в чешской народно-музыкальной практике инструментальные ансамбли были широко популярны еще с XVII века, тогда придется признать не только влияние Гайдна и Бетховена, Моцарта и Шуберта на первые юношеские годы Дворжака, но и прочно утвердившейся национальной традиции.
Так или иначе, к 1879 году, то есть в тридцативосьмилетнем возрасте, Дворжак уже являлся автором десяти струнных квартетов. Десятый квартет Es-dur op. 51 — относится к лучшим у Дворжака. Чарующей поэзией простых, радостных чувств проникнуты все части цикла. Незадолго до того композитор закончил первую тетрадь «Славянских танцев». Славянским колоритом отмечен и этот квартет, в первой части которого передано веселое, с оттенком юмора, настроение; вторую часть образует «думка» (по форме это рондо с двумя контрастирующими разделами), третью — безыскусный «романс»; четвертая же часть (как и первая — в сонатной форме) выдержана в духе оживленной, истинно чешской скочны.
К числу наиболее известных сочинений Дворжака принадлежит также фортепианный квинтет A-dur op. 81 (второй по счету, 1887 год). И здесь преобладает светлое, радостное приятие жизни. Слушая квинтет начиная с первой его части, не знаешь чему больше поражаться — мелодической щедрости композитора или его совершенному, в том числе и полифоническому, мастерству! Отметим попутно, что вторая часть квинтета вновь обозначена как «думка» (в концентрической форме: abcaba), а третья — как «фуриант». Музыка же финала увлекает зажигательным весельем.
Наконец, выделим еще одно сочинение Дворжака, опять обнаруживающее славянские симпатии автора. Это — «Думки» для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 90 (1890—1891), содержащие тесно связанные друг с другом шесть пьес. Здесь Дворжак отошел от обычной структуры сонатного цикла
Вначале, как эпический запев, звучит тема у скрипки, приобретающая затем важное значение. В следующем разделе первой «Думки» та же тема идет в дважды убыстренном движении, тогда как в верхнем регистре фортепиано проходят контрапунктирующие подголоски танцевального склада
Подобное сочетание распевности и танцевальности пронизывает все пьесы. Однако в четвертой «Думке» русская по духу протяжная песня неожиданно приобретает героически-балладный облик.
Взволнованная патетика слышится и в начальных жалобных интонациях шестой «Думки», а весь цикл завершается порывистым движением, звучащим как мятежный призыв.
Самобытное содержание, совершенство выражения, демократизм музыки Дворжака находят в данном цикле замечательное воплощение.
М. Друскин
Список сочинений:
Сонаты
Скрипичная соната F-dur ор. 57 (1880)
Скрипичная сонатина G-dur ор. 100 (1893)
Фортепианные триоТрио B-dur ор. 21 (1875)
Трио g-moll ор. 26 (1876)
Трио f-moll ор. 65 (1883)
«Думки» ор. 90 (1891)
Фортепианные квартеты
Квартет D-dur ор. 23 (1875)
Квартет Es-dur ор. 87 (1889)
Струнные квартеты
Квартет a-moll ор. 16 (1874)
Квартет d-moll ор. 34 (1877)
Квартет Es-dur ор. 51 (1879)
Квартет C-dur ор. 61 (1881)
Квартет E-dur ор. 80 (1876, ранее был помечен ор. 27)
Квартет F-dur ор. 96 (1893)
Квартет As-dur ор. 105 (1895)
Квартет G-dur ор. 106 (1895)
Фортепианный квинтетКвинтет A-dur ор. 81 (1887)
Струнные квинтеты
Квинтет G-dur ор. 77 (1875, ранее был помечен ор. 18)
Квинтет Es-dur ор. 97 (1893)
Струнный секстет
Секстет A-dur ор. 48 (1878)
AN IMMORTAL LEGACY OF STRONG CONVICTION AND AFFIRMATION OF LIFE
Dvořák suffered plenty during his life, mainly during his difficult first thirty-six years of poverty and professional frustration capped by the deaths of his first three children, and his psyche had its share of foibles. In his music we find no lack of passages that are emotionally complex and sometimes deeply painful. Yet at root he appears to have been a man of strong mental disposition and great optimism, with a positive attitude toward life, strengthened by his firm religious conviction – as a Roman Catholic or perhaps, as his son Otakar asserted, a man of a broader religious outlook almost akin to pantheism; certainly he can be said to have virtually worshipped the beauty of nature. And one of his special talents was to write music that ‘snatches victory from the jaws of defeat’ – that leaves one with the feeling that, whatever pain and tragedy one might experience, in the last analysis the world is a wonderful place.
Dvořák’s death on 1 May 1904 – of somewhat unclear causes, though apparently from a stroke due to complications of influenza and a kidney ailment – came as a shock to the musical world. But his rich legacy lived on and still lives today, provoking ever-new interpretations and insights.
Биография
Ранние годы
Дом, в котором родился А. Дворжак
Родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес близ Праги, первым из восьми детей. В Нелагозевесе он прожил большую часть жизни. Его отец Франтишек Дворжак был мясником, трактирщиком и профессиональным исполнителем на цитре. Родители рано распознали музыкальное дарование ребёнка и решили как можно раньше начать развитие его таланта. С 6 лет Дворжак начал посещать деревенскую музыкальную школу. Его учителем был местный церковный органист. В 1854—1857 годах обучался в Злонице теории музыки, игре на альте, фортепиано и органе. С 1857 по 1858 годы Дворжак учится в Пражской школе органистов, где постепенно становится виртуозным исполнителем на скрипке и альте.
Портрет А. Дворжака, сделанный в 1868 году
В течение 1860-х Дворжак служит альтистом в оркестре Чешского провизионного театра. С 1866 года этот оркестр принимает под управление Бедржих Сметана. Постоянная необходимость в дополнительном заработке оставляла молодому музыканту мало времени, и в 1871 году он покидает оркестр ради написания музыки.
В это время Дворжак влюбляется в одну из своих учениц — Жозефину Чермякову, которой посвящает один из своих вокальных сборников «Кипарисы». После того, как она вышла замуж за другого претендента, Антонин делает предложение её сестре Анне. Антонин и Анна Дворжакова (1854—1931) поженились в 1873 году и прожили в браке 31 год. У них было 9 детей: Отокар (1874—1877), Йозефа (1875; умерла во младенчестве), Ружена (1876—1877), Отилия (1878—1905), Анна (1880—1923), Магдалена (1881—1952), Антонин (1883—1956), Отакар (1885—1961) и Алоизия (1888—1967).
В эти годы получает широкое признание композиторский талант Дворжака. Став органистом в церкви св. Адальберта в Праге, он с головой погружается в плодотворную композиторскую работу. В 1875 году он заканчивает работу над вторым струнным квинтетом
В 1877 году критик Эдуард Ганслик сообщил Дворжаку, что его работы привлекли внимание Брамса, с которым они позднее стали друзьями. Именно Брамс решил дать толчок развитию творчества Дворжака, связавшись с музыкальным издателем Ф
Зимроком, который заказал Дворжаку первый сборник «Славянских танцев». Опубликованный в 1878 году, он сразу же стал пользоваться популярностью. Первое произведение Дворжака, исполненное за границей — Stabat Mater (1880 год).
А. Дворжак с женой Анной в Лондоне, 1886 год.
После успеха этого произведения у британских слушателей в 1883 году Дворжак был приглашён в Лондон, где в 1884 году выступил с большим успехом. Его симфония № 7 была написана специально для британской столицы, где состоялась её премьера в 1885 году. В общей сложности Дворжак посещал Великобританию девять раз, зачастую он лично дирижировал оркестрами, исполнявшими его произведения. Под влиянием П. И. Чайковского он посещает Санкт-Петербурге он дирижирует оркестрами, исполняющими его музыку.
В 1891 году Дворжак получает почётное звание от Кембриджского университета. В этом же году состоялась премьера его Реквиема на музыкальном триеннале в Бирмингеме.
Америка
С 1892 по 1895 гг. Дворжак является директором Национальной консерватории в Нью-Йорке. Здесь он встречает одного из первых афроамериканских композиторов — Харли Берли, который знакомит Дворжака с американской музыкой в стиле спиричуэл.
Портрет А. Дворжака, 1901 г.
В течение зимы и весны 1893 года Дворжак создаёт свою знаменитую Симфонию № 9 «Из Нового света». Летом того же года он посещает чешскую диаспору в Спиллвилле, штат Айова. Здесь, будучи окружённым эмигрировавшими родственниками и земляками, он создаёт 2 струнных квартета и сонатину для фортепиано со скрипкой. В течение трёх месяцев 1895-го года он работает над виолончельным концертом в си-бемоль миноре.
Материальная неопределённость, наряду с растущей популярностью в Европе и тоской по дому, подвигли Дворжака вернуться в Чехию.
Дальнейшая деятельность
В последние годы жизни Дворжак сконцентрировался на написании оперной и камерной музыки. В 1896 году он в последний раз посетил Лондон, где присутствовал на премьере своего скрипичного концерта в си-бемоль миноре.
Дворжак сменил Антонина Бенневица на посту директора Пражской консерватории, который и занимал до самой смерти. Член Чешской академии наук и искусства.
Шестидесятилетие композитора отмечалось с размахом национального праздника.
Антонин Дворжак скончался в Праге 1 мая 1904 года от сердечного приступа. Похоронен на Вышеградском кладбище.
Дворжак оставил множество незаконченных произведений, в том числе концерт для скрипки в Ля мажоре.
AGORAPHOBIA, RELATIVE INACTIVITY IN FINAL YEARS
Many of those who knew Dvořák well recalled that during the last decades of his life he suffered from certain symptoms of neurosis; his close friend Jindřich Kàan (1852-1926) identified the disorder, accurately enough it seems, as agoraphobia – the experience of unreasonable anxiety in situations perceived as dangerous or uncomfortable, often in association with crowds. This condition may have first arisen in 1885-86 when he was composing St. Ludmila on commission for the English: he felt himself to be under almost unbearable pressure and, as he himself recalled, was nearly driven to insanity. In the last few years before his death in 1904, four months short of his sixty-third birthday, we observe a rather drastic and unexplained slowdown in all his activities. After Rusalka, completed in November 1900, his only work composed during the more than three years he had remaining was Armida ♫.
He virtually ceased travelling. After conducting the world premiere of the Cello Concerto during his ninth and last visit to London in 1896 he never left continental Europe. After attending a concert in Berlin in 1899 he never left the Austro-Hungarian Empire. After appearances as conductor in Prague in the spring of 1900 he never again took up the baton in public. And after visits to Vienna in 1901, then possibly in May 1902, he never left Bohemia. Even his known correspondence becomes ever more sparse during his last few years. However his close friend Leoš Janáček, who saw him during the final months of his life, recalled that he was searching for a new opera libretto and predicted that had he lived he would have embarked on a new style.
Подробности личной жизни композитора
В 1873 году композитор узаконил отношения с женщиной по имени Анна Чермакова. У неё была прекрасная родословная. Анна была дочерью знатного ювелира.
Личная жизнь маэстро складывалась очень удачно. Единственный нюанс заключался в том, что Антонин долго не мог наладить материальное положение. В семье быстро рождались дети, и, разумеется, вместе с этим траты увеличивались.
Когда семья оказалась фактически на мели, маэстро был вынужден подать прошение о стипендии для малоимущих творческих деятелей. Позже его вызвали в государственное учреждение, где он, для подтверждения творческой деятельности, сыграл несколько мелодий.
В конечном результате ему выдали помощь, и она оказалась очень даже кстати, поскольку в этот период времени один за другим умирали дети. Благо, со временем финансовое положение семьи наладилось, и они могли позволить себе нормальное существование.
1887-89: DVOŘÁK TAKES A LOOK BACK AT EARLIER WORKS; HIS OWN NEW PROJECTS, AND REQUESTS FROM FRIENDS AT HOME
In 1887 Dvořák quite abruptly ceased accepting commissions from abroad, and through the end of 1889 he composed mainly to satisfy his own inner urgings – e.g. the famous Piano Quintet ♫ (his second, B. 155, in A major as was also the first, B. 28 from 1872), the opera The Jacobin ♫ (B. 159), and the Eighth Symphony (B. 163) – or at the request of personal friends as in the case of the Mass in D ♫ with organ accompaniment for the architect, builder, and philanthropist Josef Hlávka and his wife Zdenka (B. 153, later orchestral version B. 175).
During this same period he took a nostalgic look back at the many works from his early adulthood that lay unpublished and were performed only rarely if at all, several of which he now resuscitated in revised form and added to the canon of his works, most notably his magnificent Fifth Symphony ♫ from 1875 (B. 54).
Gypsy Songs, Op. 55
Композитор
Антонин Дворжак
Год создания
1880
Дата премьеры
04.01.1881
Жанр
вокальные
Страна
Чехия
История создания
На одном из концертов в Вене в ноябре 1879 года произошло
знакомство Дворжака с известным столичным тенором,
солистом Придворной оперы Густавом Вальтером, уроженцем Чехии. Он
славился трактовкой не только оперных партий, но и камерной музыки.
38-летний Дворжак тогда только добился широкого признания:
известный берлинский нотоиздатель Фриц Зимрок заказал композитору
«Славянские танцы», и их I тетрадь быстро разлетелась по всей
Европе. Когда Зимрок в начале 1879 года выпустил очередной сборник
песен Дворжака, Вальтер поспешил с ними познакомиться, и они ему
весьма понравились.
На концерте, где певец оказался свидетелем
большого успеха 3-й Славянской рапсодии Дворжака, Вальтер сделал
композитору лестное предложение — написать для него новые песни.
Дворжак выбрал 7 стихотворений современного чешского поэта Адольфа
Гейдука (1835—1923) и в феврале 1880 года закончил «Цыганские
мелодии». Вальтер стал их первым исполнителем, выступив 4 января
следующего года в Вене. «Цыганские мелодии» быстро завоевали
европейское признание, сам композитор во время гастролей в Англии в
марте 1884 года аккомпанировал английскому певцу, спевшему
несколько песен в гигантском Альберт-холле в Лондоне.
Музыка
«Цыганские мелодии» воспевают свободолюбивых и гордых людей
загадочного племени, бродящего по землям Австро-Венгерской империи
со своими странными песнями и плясками в сопровождении цимбал —
любимого инструмента цыган. В пестрой череде сменяют одна другую
зарисовки природы, песни и пляски, не образуя единой линии
развития. Фортепианное сопровождение подражает то звону
треугольника, то переборам цимбал, то пассажам скрипки. Певучие
вокальные темы в народном духе заключены в простые строфические
формы, расцвеченные мастерским варьированием фактуры и гармонии.
№4, «Помню, мать, бывало, песню напевала», — самый популярный из
всех, известный в различных переложениях, — пленяет одной из лучших
дворжаковских мелодий с характерной синкопой и оригинальным
«мерцанием» мажора и минора. Заключительный №7, «В небе ясный
сокол», — настоящий гимн цыганской вольности, с удалой мелодией
горделивого, даже героического склада; начинаясь в унисон с
фортепиано, она заканчивается великолепной кульминацией с эффектной
высокой нотой.
А. Кенигсберг
Вокальное творчество Дворжака →
1878-86: GRAND PROJECTS OF A MAJOR PLAYER ON THE INTERNATIONAL SCENE
Over the course of the next few years after 1878, Dvořák’s biggest single project by far was the grand opera Dmitry ♫ (B. 127), to a story that is a sequel to Boris Godunov.
Premiered in 1882, this work was given sixty-six performances during his lifetime. But he also composed numerous works on a more modest scale including many requested by well-known musicians outside the Czech lands, such as the Sixth Symphony in D major ♫ (B. 112) for Hans Richter, conductor of the Vienna Philharmonic, and the Gypsy Melodies ♫ (or Gypsy Songs, B. 104, including as No. 4 the famous ”Songs My Mother Taught Me”) for the Viennese tenor Gustav Walter.
BREAKTHROUGH IN 1878
In December 1877 Brahms took the crucial step that opened the way to Dvořák’s international fame when he recommended to his own publisher, Fritz Simrock in Berlin, one of the works Dvořák had submitted with his grant application: a set of duets for soprano and alto with piano accompaniment to texts of Moravian folk songs (B. 60 and 62), composed at the request of a successful Moravian merchant in Prague, Jan Neff, whose children were Dvořák’s piano pupils.
Simrock issued them under the somewhat misleading but attractive title of Klänge aus Mähren(Sounds from Moravia, later known in English as Moravian Duets) ♫, and Germans were enchanted by their fresh, spontaneous-sounding music, relatively simple yet highly imaginative. Even more successful was a work Dvořák then wrote early in 1878 at Simrock’s behest: the first of his two sets of Slavonic Dances ♫ for piano four-hands (B. 78), which he orchestrated later the same year (B. 83).
By October 1879 the orchestral version had been performed in Dresden, Hamburg, Berlin, Nice, London, and New York, assuring Dvořák an international reputation that has never dwindled to this day. Now more and more of his works, mostly new but also some from earlier years, were published not only by Simrock but by other publishers in Germany then, starting in 1884, by Novello in London. And for the first time he received payment from publishers. After decades of living in tight financial straights he now saw a marked and permanent improvement in his financial situation.
Worth noting is that Dvořák’s first two publications outside Prague both marketed him as a Slavic composer and displayed the traits Germans most admired in music of the Slavs: something fresh, spontaneous-sounding, and a bit exotic, with lively dance rhythms. The same was true of many more works that helped to establish his reputation. This was felt to be Dvořák’s niche – the type of music for which he supposedly had the greatest talent and felt the greatest affinity. It is also important to note, however, that almost all these works were composed not on his own initiative but at the request of somebody else, that their Czech or Slavic titles were usually not his own, and that they almost never use actual folk melodies: in the case of the Moravian Duets Dvořák explicitly rejected Neff’s request that he arrange the melodies of Moravian folk songs – he took only their texts. Dvořák proved to be extremely skilled at writing this kind of music, but it is certainly not hisonly style nor even the style to which he felt the greatest natural inclination. All the while he also composed, in fact mainly composed, works in a cosmopolitan style often of great sophistication and profundity, comparable in some cases with the works of the greatest German masters.
Another fact generally overlooked is that Dvořák’s international stardom launched by the Moravian Duets and Slavonic Dances came simultaneously with his first really penetrating and long-lasting success on the domestic front, which he achieved in the genre of opera: premiered in February 1878, The Peasant a Rogue ♫ (B. 67, Šelma sedlák, translated by Burghauser as The Cunning Peasant) was given fourteen times by the end of that year and more than eighty times within the composer’s lifetime.
This work, too, made a contribution to his international reputation to some extent, with performances in Dresden, Hamburg, and Vienna during the 1880s.
To make the turnabout in Dvořák’s fortunes in 1878 complete, Anna gave birth to the first of the couple’s remaining six children, all of whom outlived the composer. This was Otilie, who in 1898 would marry Dvořák’s composition pupil Josef Suk.
ANTONÍN DVOŘÁK: HIS LIFE, HIS MUSIC, HIS LEGACY
By David R. Beveridge
During the last years of his life the Czech composer Antonín Dvořák (1841-1904) was considered by many throughout the Western world to be the greatest of all living composers. And his popularity has never waned: his music still speaks to us today and occupies a conspicuous position in performance repertoire.
In part this merely reflects the fact that his oeuvre is extraordinarily large and varied. He was one of the most prolific of all great composers of the nineteenth and twentieth centuries, and left substantial outputs in practically all major genres from short piano pieces to operas. Even within genres, moreover, we find an astonishingly broad range of style – in string quartets ♫, for instance, from the mind-boggling chromatic intensity of some passages in early and middle-period works to the Finale of the “American” Quartet ♫ with its down-home, rollicking barn dance.
However, the quantity and diversity of Dvořák’s output are complemented by its generally very high quality, with many of his works holding a place among the greatest musical achievements of their time – or perhaps any time. His music probes the depths and all the nooks and crannies of our emotions, making us cringe in agony and weep with sorrow, but also laugh and smile through tears of rapture. Further adding to his appeal is his life’s story as a ”self-made” man who, through talent, hard work, and indefatigable determination overcame poverty and low social standing to become an artist admired (and well compensated financially) all over the Western world.