Список произведений камерной музыки иоганна себастьяна баха — list of chamber music works by johann sebastian bach

Бах. органное творчество

Жанры инструментальной камерной музыки

Современные жанры камерной музыки были сформированы под влиянием творчества таких великих композиторов, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гайдн. Именно этими мастерами были созданы непревзойденные по отточенности содержания и эмоциональной глубине произведения. Сонатам, дуэтам, трио, квартетам и квинтетам в свое время отдали дань самые известные романтики XIX века: Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Ф. Шопен. Кроме того, огромную популярность в это время получил и жанр инструментальной миниатюры (ноктюрны, интермеццо).

Существуют еще камерные концерты, сюиты, фуги, кантаты. Еще в XVIII веке жанры камерной музыки отличались огромным разнообразием. Кроме того, они вбирали в себя стилистические черты других направлений и стилей. Например, у Л. Бетховена настолько четко прослеживается стремление раздвинуть границы такого явления, как камерная музыка, что такое его произведение, как «Крейцерова соната», по своему монументализму и эмоциональному накалу ничуть не уступает симфоническим творениям.

Kammermusik

Композитор
Иоганн Себастьян Бах
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Германия

Широкий круг произведений для камерного ансамбля различных составов, который создан был в кётенский период, лишь отчасти связан с теми формами музицирования, где Бах участвовал в качестве исполнителя и писать для которых располагали окружавшая музыкальная жизнь и его амплуа. Но, вероятно, здесь действовали и более глубокие импульсы. Мастер обратился к жанрам, где всего интенсивнее происходило накопление и развитие элементов новой музыки XVIII века. Всегда творчески беспокойный, ищущий, устремленный в будущее, он, отчасти подобно Вивальди — с меньшим размахом, но большей глубиной и методичностью, экспериментировал с составами, тембрами, приемами изложения, композиции, развития. Так возникли циклические инвенции для скрипки с сопровождением клавира (их сохранилось четыре), три Трио-сонаты: C-dur для двух скрипок и continuo; G-dur для флейты, скрипки и continuo; G-dur для двух флейт и continuo

К этой группе сочинений можно отнести и три сонаты для флейты с basso continuo: C-dur, e-moll, E-dur (среди духовых Бах к этому инструменту проявил преимущественное внимание)

Мы не будем останавливаться здесь на других произведениях этого рода, а также на тех, которые написаны для флейты и для лютни соло. В них заключено немало музыкальных красот. Но центральное место среди камерных жанров для ансамбля занимают три сонаты для облигатного клавира и флейты, три — для клавира и гамбы, а в особенности — шесть сонат для облигатного клавира и скрипки. По композиционной схеме эти циклы, на первый взгляд, мало отличаются от других сонат. Правда, флейтовые трехчастны, а последняя из шести скрипичных написана в пяти частях. В остальных — то же чередование медленных и быстрых движений, гомофонного и полифонного письма, та же контрастная тональность второй медленной части. Но сходство это скорее внешне: трактовка жанра тут совсем иная. Сухая формула — облигатный или концертирующий (concertato) клавир — выражает целый переворот, произведенный Бахом в камерной музыке. Впервые скромное чембало, с его неизменным узкоподчиненным назначением basso continuo, появилось в небывалой роли не только равноправного, но главного участника ансамбля. Отсюда — черты баховского концертного стиля в партиях обоих инструментов, по крайней мере в Allegro фугированного склада.

Самый характер полифонии претерпел глубокие изменения. Здесь еще было имитационное многоголосие, однако уже не было законченных фуг как самостоятельных частей сонатного цикла. Мелодическая же сфера как у скрипки, так и у клавира, с исчезновением чистой монодии, стала много беднее скрытыми полифоническими голосами. Границы фактуры раздвинулись — и тотчас, как только возникло реальное многоголосие, целый волшебный мир мнимых линий, по необходимости созданный искусством и фантазией художника, побледнел и ушел на второй план. Природа этого явления — не в недостаточности, но в новом качестве стиля. То, что эпизодически обозначалось в гавотах и бурре сольных партит, — то в циклах с облигатным клавиром получило более сильное и цельное развитие. Область фантазийной мелодии свободного метра «мягкого» ритма, неуловимых возникновений, переходов, исчезновений — сузилась; сфера акцентной метрики, периодической повторности и четкой группировки ритмических мотивов стала шире. Это относится не только к тем частям сонаты, где яснее всего выражены танцевальные жанровые связи, тематизм и ритмические фигуры. Пафос сонат с облигатным клавиром — в их несказанно-прекрасных медленных частях — лирических излияниях, могущих поспорить с лучшими патетическими ариями «Страстей».

Вопреки тому, что в этих Adagio и Largo клавирная партия всего меньше концертно развита и больше сопровождает скрипичную мелодию, эти страницы, глубоко субъективные по экспрессии, возможно, послужили источником для Бетховена в Adagio его поздних квартетов и фортепианных сонат. Здесь, особенно в сонатах h-moll, c-moll, f-moll, заключены вдохновеннейшие кульминации баховских сонатных композиций. Возвышаясь в начале цикла как его драматичный пролог, они становятся «вершинами-источниками», интонационными токами которых питается последующее развитие. Выразительность этих сонат, особенно флейтовых, более эмоционально открыта, непосредственна, общительна; в ней меньше самоуглубленного размышления, чем в сольных циклах, а соответственно и тип мелодии иной. Слышится Бах, заглядывающий в «эпоху чувствительности» с сонатами его сына Филиппа Эммануила и «Минной Барнхельм» Лессинга.

К. Розеншильд

Скрипичное творчество Баха →

Werke für Violine

Композитор
Иоганн Себастьян Бах
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Германия

По сравнению с огромным размахом органного и клавирного творчества, другие инструментальные жанры Баха могут показаться скудными. Художественное же их значение огромно: прошли столетия, а они более чем когда-либо раньше в центре концертного репертуара; некоторые из них, например, виолончельные сюиты, лишь в XX веке нашли исполнителей, в полной мере раскрывших их красоты (Пабло Казальс, Мстислав Ростропович).

Известно, что сам Бах в ранней юности начинал концертную деятельность в качестве скрипача. Еще в 1703 году он играл в Веймаре, а переехав туда надолго с 1708, занимал некоторое время должность скрипача в герцогской капелле. В Кётене и Лейпциге он проявлял особенный интерес к альту, чтобы, как говорит Альбер Швейцер, «находиться в самом центре струнных». В начале зрелого периода в Веймаре написаны были клавирные транскрипции скрипичных концертов Вивальди, Бенедетто Марчелло и фуги на темы Корелли, Легренци, Альбинони. Последние переложения собственных скрипичных концертов сделаны в Лейпциге, последние оригинальные произведения для скрипки — канон и Трио-соната c-moll созданы за три года до смерти — они вошли в «Музыкальное приношение».

О той выразительно-поэтической роли, какую смычковые и, в частности, их концертирующие soli играют в кантатах, ораториях, мессе, уже говорилось не раз. Наконец, в Кётене около 1720 Бах написал скрипичные партиты, сонаты и концерты, составившие кульминацию в этой области творчества. Таким образом, интерес к скрипке не угасал никогда. Сами же произведения, их стиль, фактура, техника свидетельствуют не только о глубоком знании инструмента, драгоценных традиций его профессиональной и народной, в частности, немецкой, культуры, но, как это было и с клавиром, — о мудром провидении его дальнейшей эволюции.

Эта широта жанровых связей скрипичного творчества эстетически закономерна. Музыкальная натура Баха была слишком лиричной, чтобы не испытать артистического влечения к скрипке. «Драгоценная способность к связному последованию звуков и вибрации зажатых струн, — справедливо замечает Н. А. Римский-Корсаков в «Основах оркестровки», — делает смычковую группу представительницей певучести и выразительности по преимуществу перед остальными оркестровыми группами, чему способствуют упомянутые выше качества: теплота, мягкость и благородство тембра».

Правда, отсутствие у скрипки низкого регистра до некоторой степени ограничивало композитора, но он, как всегда, восполнял этот недостаток, реализуя другие возможности инструмента. Нельзя не согласиться с А. Швейцером, что для Баха скрипичный стиль — это стиль универсальный. Он сочинял не столько для скрипки, сколько для некоего идеального инструмента, обладающего мощным тоном органа, гибкой фразировкой скрипки, трепетной теплотой и экспрессией человеческого голоса. «Универсализм» баховского скрипичного стиля отнюдь не означает его обезличения. Наоборот, сохраняя почти всегда в той или иной степени свойственную ему «органность» инструментального мышления, Бах выработал для скрипки особую, своеобразную сферу выразительности, фактуру и сосредоточился главным образом на одном жанре, придав ему доминирующее значение. Это — соната.

К. Розеншильд

  • Сонаты и партиты для скрипки соло →
  • Скрипичные концерты →
  • Камерно-инструментальное творчество →

Сочинения:

Сонаты и партиты для скрипки соло:
g-moll, h-moll, a-moll, d-moll, C-dur, E-dur
Соната для двух скрипок с цифрованным басом C-durЧетыре сонаты («инвенции») для скрипки и чембало:
g-moll, G-dur, F-dur, c-moll
Трио для двух скрипок и чембало d-mollСонаты для клавесина и скрипки:
h-moll, A-dur, E-dur, c-moll, f-moll, G-dur
Сюита для клавесина и скрипки A-durСоната для флейты и скрипки с цифрованным басом G-dur

Концерты:
Концерты для скрипки с сопровождением оркестра:
№ 1, a-moll; № 2, E-dur; № 3, d-moll
Концерт для двух скрипок с сопровождением оркестра d-moll
Тройной концерт для клавесина, флейты и скрипки с сопровождением оркестра a-moll
Концерт для скрипки с оркестром D-dur (отрывок)

Образы камерной музыки

Изначально камерная музыка предназначалась для исполнения перед небольшим кругом людей, являющихся ее ценителями и знатоками. А размеры помещения, где проходил концерт, позволяли исполнителям и слушателям тесно контактировать друг с другом. Все это создавало неповторимую атмосферу сопричастности. Возможно, именно поэтому для такого искусства характерна высокая способность открывать лирические эмоции и различные нюансы человеческих переживаний.

Жанры камерной музыки как нельзя более точно рассчитаны на передачу с помощью лаконичных, но в то же время детально выверенных средств. В отличие от где партии исполняются группами инструментов, в таких произведениях для каждого инструмента пишется своя партия, и все они практически равноправны между собой.

Chamber and instrumental music

Композитор
Иоганнес Брамс
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Германия

Иоганнес Брамс много работал в камерно-инструментальном жанре. Характерная для него склонность к тонкой художественной детализации образа обусловила этот интерес. Причем интенсивность работы повышалась в переломные годы, когда Брамс ощущал необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании своих творческих принципов. Так было в конце 50-х и начале 60-х годов и позже — на рубеже 80—90-х годов: в эти периоды создано большинство его камерных сочинений. Всего же Брамс оставил двадцать четыре крупных, преимущественно четырехчастных, цикла. В шестнадцати из них использовано фортепиано.

Разнообразным, богатым содержанием наделены сонаты — две для виолончели и три для скрипки с фортепиано (В поздний период творчества написаны еще две сонаты — для кларнета с фортепиано.).

От страстной элегии первой части (особо отметим замечательную 32-тактную мелодию главной партии!) к печальному, венскому по своим оборотам вальсу второй части и мужественной энергии финала — таков основной круг образов Первой виолончельной сонаты e-moll ор. 38. Духом мятежной романтики проникнута Вторая соната F-dur ор. 99. И хотя это произведение в художественной цельности уступает предшествующему, но превосходит его по глубине чувств и волнующему драматизму.

Живое свидетельство неистощимой творческой фантазии Брамса содержится в скрипичных сонатах. Каждая из них неповторимо индивидуальна. Первая G-dur ор. 78 привлекает поэтичностью, широким, текучим и плавным развитием; в ней есть и пейзажные моменты — словно весеннее солнце прорывается сквозь сумрачные, дождевые облака… Вторая соната A-dur ор. 100 песенная, светлая и бодрая, изложена лаконично и собранно. Вторая часть обнаруживает родство с Григом. Вообще, некоторая «сонатинность» — отсутствие большого развития — выделяет ее среди других камерных сочинений Брамса.

Третья соната d-moll ор. 108 наиболее драматична, в ней с большим совершенством развиты мятежно-романтические образы Второй виолончельной сонаты. Они приобрели здесь страстно мятущийся характер. Показательна в этом плане первая часть. Несмотря на контрастность содержания, ее главная и побочная партии близки друг другу: вторая тема дает обращение основных мотивов первой, но в иных соотношениях длительностей:

Обе темы нервно возбужденные, что далее приводит к остродраматичной разработке, особенно в эпизоде длительно выдержанного органного пункта на доминанте (сорок шесть тактов). Напряжение усиливается благодаря ложной репризе (отклонение в fis-moll, затем в D-dur). Лишь вслед за бурным взрывом чувств возникает первоначальный облик главной партии. Выразительный штрих в коде — просветление в мажоре после заключительного органного пункта на тонике (двадцать два такта).

Если музыка второй части, где чудесная по напевной щедрости главная тема дополняется другой, более страстной, полна тепла и человечности, то в следующей части преобладают образы жутких видений. Как неотвязная мысль, как напоминание о каком-то кошмаре, звучит краткий мотив:

В финале с новой силой прорывается бурно протестующее начало. На ритмическом движении тарантеллы возникают образы то горделивого утверждения, то безудержного падения — так создается действенная атмосфера борьбы. Этот финал может быть причислен к лучшим героико-драматическим страницам музыки Брамса (ср. с Третьей симфонией).

Среди трех фортепианных трио особенно выделяется последнее — c-moll ор. 101. Глубоко впечатляют мужественная сила, сочность и полнокровие музыки этого произведения. Эпической мощью проникнута первая часть, где железная, неуклонная поступь темы главной партии дополняется вдохновенной гимнической мелодией побочной:

Начальное зерно их интонаций совпадает. Этот оборот пронизывает дальнейшее развитие. Образы скерцо, весь его причудливый склад контрастируют с третьей частью, где главенствует простой волнующий напев в народном духе. Финал дает органическое завершение цикла, утверждающего идею созидательной воли человека, прославляющего его дерзновенные подвиги.

Одним из наиболее сильных и значительных произведений Брамса является фортепианный квинтет f-moll ор. 34.

Помимо того, Брамс написал одно трио с валторной и одно с кларнетом, три фортепианных квартета, квинтет с кларнетом и для струнного состава — три квартета, два квинтета и два секстета.

М. Друскин

Два или более инструментов

Шесть сонат для скрипки и клавесина (BWV 1014–1019)

  • BWV 1014 — Соната си минор для скрипки и клавесина
  • BWV 1015 — Соната ля мажор для скрипки и клавесина
  • BWV 1016 — Соната ми мажор для скрипки и клавесина
  • BWV 1017 — Соната до минор для скрипки и клавесина
  • BWV 1018 — Соната фа минор для скрипки и клавесина
  • BWV 1019 — Соната соль мажор для скрипки и клавесина

Другие произведения для скрипки с аккомпанементом (BWV 1020–1026)

  • BWV 1020 — Соната соль минор для скрипки (или флейты / блокфлейты ) и клавесина (теперь приписывается Карлу Филиппу Эмануэлю Баху — H 542.5)
  • BWV 1021 — Соната соль мажор для скрипки и бассо континуо
  • BWV 1022 — Соната фа мажор для скрипки и клавесина (сомнительно, возможно CPE Баха)
  • BWV 1023 — Соната ми минор для скрипки и бассо континуо
  • BWV 1024 — Соната до минор для скрипки и бассо континуо (сомнительно)
  • BWV 1025 — Сюита ля мажор для скрипки и клавесина (по сонате Сильвия Леопольда Вайса ) (сомнительно, возможно К.П. Баха)
  • BWV 1026 — Фуга соль минор для скрипки и бассо континуо (сомнительно)

Сонаты для аккомпанирующей флейты (BWV 1030–1035)

  • BWV 1030 — Соната си минор для флейты и клавесина

    BWV 1030a — Соната соль минор для клавесина и неизвестного инструмента ( предположительно гобой или альт да гамба ) — более ранняя версия BWV 1030, из которой сохранилась только партия клавесина

  • BWV 1031 — Соната ми-бемоль мажор для флейты и клавесина (сомнительно, возможно Карла Филиппа Эмануэля Баха как H 545)
  • BWV 1032 — Соната ля мажор для флейты и клавесина
  • BWV 1033 — Соната до мажор для флейты и бассо континуо (сомнительно, возможно К.П. Баха)
  • BWV 1034 — Соната ми минор для флейты и бассо континуо
  • BWV 1035 — Соната ми мажор для флейты и бассо континуо

Трио-сонаты (BWV 1036–1040)

  • BWV 1036 — Соната ре минор для 2-х скрипок и бассо континуо (теперь приписывается Карлу Филиппу Эмануэлю Баху )
  • BWV 1037 — Соната до мажор для 2-х скрипок и бассо континуо (теперь приписывается Иоганну Готлибу Гольдбергу )
  • BWV 1038 — Соната соль мажор для флейты, скрипки и бассо континуо (сомнительно, возможно CPE Баха)
  • BWV 1039 — Соната соль мажор для 2-х флейт и бассо континуо
  • BWV 1040 — Каноническая соната фа мажор для гобоя, скрипки и бассо континуо

использованная литература

  1. (BWV 2a ) Альфред Дюрр , Йошитаке Кобаяши (ред.), Кирстен Бейсвенгер. Bach Werke Verzeichnis: Kleine Ausgabe, nach der von Wolfgang Schmieder vorgelegten 2. Ausgabe . Предисловие на английском и немецком языках. Висбаден: Breitkopf & Härtel, 1998. ISBN   — ISBN  978-3765102493 , стр. 411–423
  2. ^ Бассо, Альберто   . 1979. Frau Musika: la vita e le opere di JS Bach , EDT. ISBN  978-88-7063-011-4 , стр. 702.
  3. Bach-Gesellschaft Ausgabe , … / Предисловия , … / Тематический каталог : документация и факсимиле в проекте International Music Score Library Project
  4. Neue Bach-Ausgabe : документация в Международном музыкальном проекте библиотеки партитуры

Камерная музыка — сообщение доклад

Названия музыкального жанра происходит от латинского слова, переводимого как «комната». Это сразу указывает на его особенность – исполнение небольшими группами музыкантов в ограниченном пространстве.

Само наименование должно было подчеркнуть отличие от церковной музыки в то время, когда исполняемая в храмах была очень широко распространена.

При этом любая отдельная партия исполняется одним голосом или играется одним инструментом.

Камерная музыка включает в себя много жанров. Основными являются: оперы, миниатюры, романсы, прелюдии, инструментальные сонаты. Темы, свойственные камерной музыки очень разнообразны. Ей присущи стремление к детализации ритма и мелодии, а также равноправию в голосах. В целом же, ее характеризует эмоциональность и лирика.

В конце ХХ века произошло демократизация жанра, и произведения для него пишутся не для узкого круга любителей. В наше время музыкальный коллектив, исполняющий ее, именуется камерным ансамблем, который может насчитывать от 2 до 10 человек. Однако в отдельных случаях музыкантов может быть больше.

Существует несколько распространенных разновидностей подобного ансамбля. Фортепианный дуэт, при котором могут быть задействованы один или два музыканта (они могут играть в четыре руки на одном инструменте или каждый на своем). В наше время популярностью пользуется и струнное трио, состоящее из виолончели, а также альта и обычной скрипки.

То же трио может включать в себя и пианино с тем же составом, что и при предыдущем варианте, но альта в него не входит. Скрипка, виолончель и альт, дополненные фортепиано именуются фортепианным квартетом. То же пианино вместе со струнным квартетом дает фортепианный квинтет.

Камерную музыку писали многие известные композиторы. К числу них относится Равель, Дебюсси, Брамс, Шуман.

Существует также и такой поджанр как камерная опера. Наиболее известный ее пример – произведение  «Ариадна на Наксосе», написанная Шубертом.

Для камерных оркестров часто пишутся произведения в стиле инструментальных сонат и романсов.

Вариант 2

Сам термин «камерная музыка» происходит от латинского слова «camera», что означает «комната». Произведения камерной музыки поначалу исполнялись только в небольших помещениях (отсюда и название) перед не слишком большим количеством зрителей – в основном ценителей искусства.

Партии инструментов здесь пишутся и исполняются отдельно, в отличие от симфонической музыки. В ней все партии исполняются с помощью групп инструментов, а не по отдельности.

Состав инструментов в камерном ансамбле может быть максимально разнообразным. Всё зависит исключительно от фантазии композитора. Единственное ограничение – камерный оркестр не может состоять из более, чем 25 музыкантов.

Свои истоки данный вид музыки берёт, как считается, ещё в Средневековье – около 16 – 17 века. Тогда под понятием «камерная музыка» подразумевалась так называемая светская музыка (не театральная и не церковная). Исполняли её, как правило, либо в домашней обстановке, либо при дворе монарха.

Поскольку позднее камерную музыку начали исполнять и на публичных мероприятиях, термин несколько изменил своё значение.

Примерно с середины 1700х годов под понятием «камерная музыка» подразумеваются произведения, в которых каждый исполнитель имеет свою, отдельную, партию.

В своём первоначальном значении термин уже почти не употребляется, хотя всё ещё бытует мнение, что камерная музыка лучше всего воспринимается именно в небольших помещениях.

Классификация ансамблей, исполняющих камерную музыку:

  • Дуэты (2 участника)
  • Трио (3 участника)
  • Квартеты (4 участника)
  • Квинтеты (5 участников)
  • Секстеты (6 участников)
  • Септеты (7 участников)
  • Октеты (8 участников)
  • Нонеты (9 участников)
  • Дециметы (10 участников)

Вклад русских композиторов в развитие камерной музыки неоценим. Примерно в 70х годах 18 века появилась мода на камерное музицирование. Оно стало очень быстро завоёвывать известность и остаётся популярным по сей день, хотя и в несколько изменённом виде, приближенном к реалиям современного мира.

Хотя сейчас уже крайне сложно найти такой дом, в котором играют камерные ансамбли и собираются поклонники этого вида искусства, различные залы камерной музыки по всему миру до сих пор привлекают огромное количество посетителей, которое год от года отнюдь не уменьшается.

Не стоит также забывать и о различных фестивалях, на которых постоянно собираются как опытные, так и начинающие исполнители.

4, 7 класс. Кратко

Kammermusik

Композитор
Людвиг ван Бетховен
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Германия

Список сочинений Бетховена →

Камерно-инструментальное творчество Людвига ван Бетховена не исчерпывается струнными квинтетами и квартетами, фортепианными и струнными трио – композитор создал немало ансамблей для различных составов с участием струнных, духовых и фортепиано в разнообразных сочетаниях. Это было связано с практикой любительского музицирования той эпохи – исполнители-любители могли собираться в многообразных комбинациях, иной раз весьма неожиданных.

Так, в 1794 г. Бетховен создает Трио для двух гобоев и английского рожка, прекрасно подходящее для любительского исполнения – несложное в техническом отношении, но мелодичное, приятное и требующее от музыкантов не столько виртуозности, сколько хорошего чувства ансамбля. Для подобного состава написаны Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон-Жуан», впервые представленные публике в 1797 г. в Вене в рамках благотворительного концерта в пользу вдов и сирот. В этом произведении композитор изменил тональность темы, учитывая особенности английского рожка, но в целом тема остается узнаваемой в процессе варьирования, обрастая декоративными деталями.

Выбор того или иного исполнительского состава мог диктоваться музыкальными вкусами знатных музыкантов-любителей. Например, в 1796 г. во время концертной поездки Бетховен был представлен в Праге княгине Жозефине фон Клари-Алдринген. Эта аристократка играла на мандолине, и композитор создал четыре произведения для ее любимого инструмента в сопровождении фортепиано или клавесина: две сонатины, Andante с вариациями и Adagio.

Одним из самых успешных опытов начинающего композитора в области сонатной формы стал Октет для двух гобоев, кларнетов, валторн и фаготов, который создан был в 1792 г. в Бонне (вероятно, по заказу курфюрста). В 1793 г., обучаясь у Йозефа Гайдна, композитор переработал произведение (своему наставнику он представил его как новое сочинение). Два года спустя октет был переработан в струнный квинтет, а оригинальная версия была издана только после смерти композитора, в 1830 г.

В Квинтете для духовых инструментов и фортепиано ми-бемоль мажор Op. 16, созданном в 1796 г., определенно ощущается влияние Гайдна и Моцарта, но примечательной чертой выглядит противопоставление партий фортепиано и четырех духовых инструментов. Так, во вступлении к первой части – Grave – Allegro ma non troppo – духовые «отвечают на призыв» фортепиано, а затем повторяют за ним главную партию. Стиль квинтета близок к серенадам Моцарта, но в партии фортепиано уже прорывается «грохочущее» бетховенское звучание. Впоследствии этот квинтет был переработан автором в трио.

Секстет для двух кларнетов, двух валторн и двух фаготов написан в 1796 г., но опубликован намного позднее – в 1810 г., при этом композитор сообщил издателю, что написал секстет за одну ночь. Это не похоже на Бетховена, который всегда очень тщательно отделывал каждую тему – но тот факт, что ни одного эскиза к этому произведению так и не было обнаружено, кажется подтверждением слов Бетховена. Четырехчастный цикл следует традиционной модели венского классицизма – сонатное allegro с медленным вступлением, медленная часть, менуэт, рондо – но чувствуется «почерк» молодого композитора, ищущего новые пути. Например, в первой части Бетховен «исследует» крайние регистры инструментов.

Немалой популярностью пользовался при жизни автора Септет для фагота, кларнета, валторны, скрипки, виолончели, альта и контрабаса Op. 20. Это произведение, созданное в 1800 г., близко к дивертисментам. Позднее композитор переработал его в трио.

С 1806 г. Бетховен сотрудничал с эдинбургским издателем Джорджем Томсоном, для которого создавал обработки народных песен. По его заказу в 1818 г. были написаны Шесть вариаций для фортепиано и флейты или скрипки на темы пяти народных шотландских мелодий и одной австрийской. В последующие два года для этого издателя композитор создает Десять вариаций для такого же инструментального состава, в котором используются две тирольские народные песни, шесть шотландских, а также русская и украинская.

Камерно-ансамблевые сочинения для различных составов являлись для Бетховена своеобразной «творческой лабораторией», в которой композитор «исследовал» возможности музыкальных форм, и самих инструментов, в особенности это относится к раннему периоду творчества.

Камерно-инструментальное творчество Бетховена →

Камерная музыка — основные понятия, Музыкальный класс

Современная камерная музыка почти всегда состоит из трехчастного или четырехчастного сонатного цикла. На сегодняшний день основой камерно-инструментального репертуара являются сочинений классиков: квартеты и струнные трио Моцарта и Гайдна, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини и, конечно же, квартеты Бетховена и Шуберта.

В послеклассический период большое количество известных композиторов, которые принадлежали к разным направлениям, предпочитали писать камерную музыку, но в распространенном репертуаре смогли закрепиться только некоторые ее образцы: к примеру, струнные квартеты Равеля и Дебюсси, а также фортепианный квартет, написан Шуманом.

Понятие «камерная музыка» подразумевает под собой дуэты, квартеты, септеты, трио, секстеты, октеты, нонеты, а также дециметы, при довольно разных инструментальных составах. К камерной музыке относятся некоторые жанры для сольного исполнения с аккомпанементом. Это романсы или инструментальные сонаты. «Камерная опера» подразумевает камерную атмосферу и небольшое количество исполнителей.

Понятие «камерный оркестр» относится к оркестру, в составе которого не более 25 исполнителей. В камерном оркестре для каждого исполнителя есть своя партия.

Струнная камерная музыка достигла пика своего развития, в частности, при Бетховене. После него камерную музыку начали писать Мендельсон, Брамс, Шуберт и многие другие известные композиторы. Среди русских композиторов в этом направлении работали Чайковский, Глинка, Глазунов, Направник.

Чтобы поддержать этот вид искусства в Санкт-Петербурге, Русское Музыкальное Сообщество, а также сообщество камерной музыки, проводили разные конкурсы. К данной области можно отнести романсы для пения, сонаты для струнного инструмента и фортепиано, а также небольшие фортепианные пьесы. Исполнять камерную музыку нужно с большой тонкостью и детальностью.

У настоящей камерной музыки довольно углубленный и сосредоточенный характер.

По этой причине, камерные жанры лучше воспринимаются в помещениях небольшого размера и в вольной обстановке, нежели в обыкновенных концертных залах.

Такой вид музыкального искусства требует тонкого знания и понимания форм и гармонии, а контрапункта была выработана немного позже, под влиянием великих гениев музыкального искусства.

Концерт камерной музыки — Москва

Произведения артистов

Hans-Martin Linde,
Johannes Koch,
Hugo Ruf
Anastasia Injushina,
The Hamburger Camerata
Akademie für Alte Musik Berlin (Baroque Orchestra)

Bach C. P. E., Graun J. G., Friederich II »Der Grosse», Nichelmann — Music for the Berlin Court — Akademie fur Alte Musik Berlin

Мстислав Ростропович,
The Saint Paul Chamber Orchestra

Rostropovich Plays Cello Works — Vivaldi, Tartini, C.P.E.Bach

Мстислав Ростропович,
The Saint Paul Chamber Orchestra

Mstislav Rostropovich Plays Cello Works — CD2 Vivaldi, Tartini, C.P.E.Bach

Leonhardt-Consort,
Густав Леонхардт
Андре Исуар,
Michael Giboureau
Cyprien Katsaris,
Orchestre de Chambre du Festival d’Echternach, Luxembourg
Ingrid Dingfelder,
English Chamber Orchestra

Karl Richter Edition — C.P.E.Bach, J.C.Bach, W.A.Mozart — Symphonies

Milos Jurkovic,
Slovak Chamber Orchestra
George Malcolm,
Academy of St.Martin-in-the-Fields
Мстислав Ростропович,
The Saint Paul Chamber Orchestra
Matt Haimovitz,
English Chamber Orchestra
Iestyn Davies,
Arcangelo
Marie-Claire Alain,
Bournemouth Sinfonietta Orchestra,
Orchestre de Chambre Jean-Francois Paillard

Жанры вокальной камерной музыки

В XIX веке огромную популярность завоевала вокальная камерная музыка. Появившимся новым жанрам художественной песни и романсу отдали дань такие как Р. Шуман, Ф. Шуберт, И. Брамс. Неоценимый вклад в мировую коллекцию произведений камерной музыки сделали русские композиторы. Великолепные романсы М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, М. А. Римского-Корсакова и сегодня не оставляют равнодушными никого. Помимо небольших произведений, существует еще и жанр камерной оперы. Он подразумевает наличие небольшого числа исполнителей и не требует для постановки большого помещения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: