Бах. «крестьянская кантата»

Бах. «крестьянская кантата» (cantata bwv 212, peasant)

Существующие версии, реконструкции и записи

Полные записи светских кантат включают записи Питера Шрайера и Гельмута Риллинга. Также Масааки Судзуки посвятил серию записей светским кантатам.

Светские кантаты Баха: сохранившиеся версии, реконструкции и принятие в полных наборах записей
Дата BWV Название Текст Музыка Шрайер Риллинг Сузуки
c.Ранний 1708 Свадебный Quodlibet Неполный (не всегда сгруппированы с кантатами) 05 Том. 3 / IV
1708–1717? 1046a / 1 Симфония фа мажор н / д Сохранившееся (ссылка на светскую кантату не доказана) Vol. 2 / I
1713-02-27 0208.1 Охотничьи кантаты Существующие CD 4 / I 09 Vol. 2 / II
1716? 0208.2 Существующий = BWV 208.1
1742-08-03 0208.3 Существующий ≈BWV 208.1
1713-10-30 Строфическая ария Сохранившаяся (не обязательно сгруппированная с кантатами)
c.1714? 00 Schlage doch,… Сохранившийся (священный; приписывание Баху сомнительно) Vol. 6 / II
1718-12-10 0066.1 Der Himmel dacht… Существующий Частично реконструируемый (BWV 66.2 )
1718– 1719 Amore traditore Существующий CD 1 / III 03 Том 7 / III
1719-01-01 0134,1 Die Zeit, die Tag… Существующие 20 Том 2 / III
1720-01-01 Dich loben die… Сохранившиеся Утраченные
1717–1723? Weichet nur,… Сохранившиеся CD 3 / I 02 Vol. 3 / II
1720-12-10 Heut ist gewiss… Существующий Утраченный
1717–1723 0184,1 ? Утрачено ≈BWV 184.2 ?
1717–1723 ? Утрачено Незавершенное
1722-12-10 0173,1 Дурчлаухтстер… Сохранившееся 21 Vol. 3/I
1723-06-09 Anh. 195 Murmelt nur,… Extant Lost
1725- 02-23 0249.1 Shepherd Cantata Extant Partially reconstructible (BWV 249 )
1726-08-25 0249.2 Celebration of Genius Extant Partially reconstructible (BWV 249 )
1725-04–05 0036.1 Schwingt freudig… Extant CD 1/I 18 Vol. 3/III
1726-11-30 0036.2 Steigt freudig… Extant Partially reconstructible (BWV 36.1 )
1737–1738 0036.3 Die Freude reget… Extant Reconstructible (BWV 36.1 ) 19
1725-08-03 0205.1 Aeolus Placated Extant CD 5/I 22 Vol. 4/I
1734-02-19 0205.2 Blast Lärmen,… Extant Partially reconstructible (BWV 205.1 )
1725-11-27 Auf, süß-entzückende… Extant Partially reconstructible (BWV 11 )
1726-12-11 0207.1 Vereinigte Zwietracht Extant CD 5/II 08 Vol. 4/II
1735-08-03 0207.2 Auf, schmetternde Töne Extant 07 Vol. 9/II
1726–1727 On Contentedness Extant CD 4/II 04 Vol. 10/II
1727-05-12 Entfernet euch,… Extant Partially reconstructible (BWV 232 )
1727-08-03 0193.1 Ihr Häuser des Himmels Extant Partially reconstructible (BWV 193.2 )
1727-10-17 Mourning Ode Extant Vol. 6/I
1728-02-05 0216.1 Vergnügte Pleißenstadt Extant Incomplete
c.1728–1731 0216.2 Apollo and Mercurius Extant Partially reconstructible (BWV 216.1 )
1729-01-12 0210.1 O angenehme Melodei Extant Partially reconstructible (BWV 210.2 )
1741-09-19 0210.2 O holder Tag Extant CD 3/II 11 Vol. 1/I
Fall 1729 Phoebus and Pan Extant CD 2/I 01 Vol. 9/I
1731-08-25 So kämpfet nur,… Extant Partially reconstructible (BWV 248 )
1732-06-05 Froher Tag,… Extant Partially reconstructible (BWV 11 )
1732-08-03 Es lebe der König Extant Partially reconstructible (BWV 212 a.o.)
1733-08-03 Frohes Volk,… Extant Partially reconstructible (BWV 1162 )
1733-09-05 The Choice of Hercules Extant CD 8/I 14 Vol. 5/I
1733-12-08 Tönet, ihr Pauken! Extant CD 8/II 15 Vol. 5/II
Mid-1734 Coffee Cantata Extant CD 7/I 12 Vol. 1/II
1734-10-05 Preise dein Glücke Extant CD 6/II 16 Vol. 8/II
1734-11-21 Anh. 019 Thomana saß annoch… Extant Lost
1736-10-07 0206.1 Schleicht, spielende… Extant CD 6/I 06 Vol. 8/I
1740-08-03 0206.2
1737-09-28 0030.1 Angenehmes Wiederau Extant 17 Vol. 10/I
1738-04-28 Willkommen! Ihr… Extant Lost
1742-08-30 Peasant Cantata Extant CD 7/II 13 Vol. 7/I
1745–1746 Tilge, Höchster,… Extant (sacred; after Pergolesi ‘s Stabat Mater ) Vol. 6/III
Early 1747? Non sa che sia dolore Extant CD 1/II 10 Vol. 7/II

Cantata BWV 212, Peasant

Композитор
Иоганн Себастьян Бах
Год создания
1742
Дата премьеры
30.08.1742
Жанр
вокально-симфонические
Страна
Германия

История создания

В последнее десятилетие жизни Бах — признанный глава музыкальной
жизни Лейпцига. В связи с пошатнувшимся здоровьем он начинает
приводить в порядок свое наследие: редактирует ранее созданное,
издает сборники клавирных и органных сочинений, готовит к печати
«Искусство фуги». 25 мая 1742 года он составляет завещание на имя
жены, Анны Магдалены. Собственно творческая деятельность
сокращается. Он почти ничего не пишет для литургии, используя при
богослужениях в основном старые произведения. Однако именно в этом
году появляется его последнее сочинение в кантатном жанре —
светская «Крестьянская кантата», имеющая подзаголовок Cantate
burlesque — бурлескная, гротесковая. Текст для нее написал
многолетний сотрудник Баха плодовитый Христиан Фридрих Генрици
(1700—1764), местный поэт, известный под псевдонимом Пикандер.
Искусно составленный текст широко использует провинциальные
диалектизмы и содержит в себе крайне незатейливый сюжет: крестьяне
приходят к своему помещику с поздравлениями и добрыми пожеланиями,
а потом отправляются в кабачок, чтобы угоститься пивом.

Кантата
сочинена «по случаю»: ее первое исполнение 30 августа 1842 года
было приурочено к пожалованию имения камергеру Карлу Генриху фон
Дискау. Возможно, фон Дискау был одним из покровителей Баха.
Известно, что его супруга стала в 1752 году крестной матерью одного
из внуков Баха. Во всяком случае, композитор, несмотря на старость
и плохое здоровье, проявил незаурядное чувство юмора и с
удовольствием принял участие в музыкальной шутке, начинающейся
словами: «У нас новое начальство».

Музыка

«Крестьянская кантата» полна непритязательного веселья и
представляет собой крохотный музыкальный спектакль, предшественник
зингшпиля, состоящий из 24 номеров, в которых использованы
популярные мелодии, в том числе народные. Кантата, после увертюры,
открывается и завершается дуэтами (вместо последнего возможен хор,
если он участвует в исполнении); далее строго чередуются речитативы
и арии.

№1, увертюра, — своего рода попурри из танцев, заканчивающееся
вальсом. Комически важен №2, дуэт сопрано и баса «У нас новое
начальство». Ария сопрано «Ах, так вкусно» (№4) заразительно
весела. В арии баса «Получать каждый день десять тысяч дукатов»
(№16) в сопровождении прибавлена валторна и использована мелодия
популярной песенки. В арии сопрано «Дай, прелесть, много сыновей»
(№18) звучит мотив известной колыбельной. Самый развернутый номер
кантаты — ария баса «Твой рост будет радостен» (№20) — исполняется
на музыку песни Пана «С танцем, с прыжками» из кантаты «Феб и
Пан».

Л. Михеева

Кантаты Баха →

Конструкция и приборы

Кантата написана для небольшого ансамбля струнных, скрипки, альта и бассо континуо, к которому в каждой части добавляется вторая скрипка, поперечная флейта и валторна . В повести участвуют два солиста: крестьянин ( бас ) и крестьянин Мике ( сопрано ).

Всего двадцать четыре части:

  1. увертюра ля мажор
  2. ария (сопрано, бас): Mer hahn en neue Oberkeet
  3. речитатив (сопрано, бас): Nu, Miecke, gieb dein Guschel immer her
  4. ария (сопрано): Ach, es schmeckt doch gar zu gut
  5. речитатив (бас): Der Herr ist gut: Allein der Schosser
  6. ария (бас): Ach Herr Schosser, geht nicht gar zu schlimm
  7. речитатив (сопрано): Es bleibt dabei, dass unser Herr der beste sei
  8. ария (сопрано): Unser trefflicher, lieber Kammerherr
  9. речитатив (сопрано, бас): Er hilft uns allen, alt und jung
  10. ария (сопрано): Das ist galant, es spricht Niemand von den caducken Schocken
  11. речитатив (бас): Und unsre gnad’ge Frau ist nicht ein prinkel stolz
  12. ария (бас): Funfzig Taler baares Geld
  13. речитатив (сопрано): Im Ernst ein Wort!
  14. ария (сопрано): Klein-Zschocher musse so zart und susse
  15. речитатив (бас): Das ist zu klug vor dich
  16. ария (бас): Es nehme zehntausend Ducaten der Kammeherr
  17. речитатив (сопрано): Das klingt zu liederlich
  18. ария (сопрано): Гиб, Шоне, viel Sohne von art’ger Gestalt
  19. речитатив (бас): Du hast wohl recht
  20. ария (бас): Dein Wachstum sei feste und lache vor Luft
  21. речитатив (сопрано, бас): Und damit sei es auch genug
  22. ария (сопрано): Und dass ihr’s alle wisst
  23. речитатив (сопрано, бас): Mein Schatz, erraten!
  24. хорал (сопрано, бас): Wir gehn nun, wo der Tudelsack

Рассказ и буклет

Кристиан Фридрих Хенрици, Пикандер, написал текст кантаты для вечеринки с большим фейерверком, устроенной в четверг.30 августа 1742 г.в честь канцлера и курфюрста Саксонии Карла Генриха фон Диескау в его поместье в Кляйнцшохере  (де) недалеко от Лейпцига . Это было его 36 — летие, и он получил, как это было принято в то время, дань от крестьян его владений.

В качестве городского налогового менеджера по налогам на вино и напитки Диескау имел власть над сборщиком налогов на напитки Пикандера. Его текст отражает народный дух и иногда содержит иронические строки, когда он относится к местным жителям и событиям того времени (например, нарушения законов о рыболовстве) в районах Кнаутхайн и Коспуден.

Это праздник, в котором пиво льется рекой. Это повод для разговора между неназванным фермером (бас) и женой фермера Мике (сопрано), чей диалог после чисто инструментальных частей характеризует всю кантату. Они радуются вечеринке, обмениваясь едва ли не двусмысленными эротическими предложениями, а также обсуждают происки сборщика налогов; главная тема, однако, — восхваление лорда Диескау, чью экономность хвалят.

Возможно, Пикандер попросил Баха переложить свое стихотворение на музыку. Как бы то ни было, «крестьянская кантата» — последняя кантата Баха, дата написания которой засвидетельствована.

References

  1. ^Work at Bach Digital website.
  2. ^Works , and at Bach Digital website.
  3. ^Work at Bach Digital website.
  4. ^Work at Bach Digital website.
  5. ^Works and at Bach Digital website.
  6. ^Work at Bach Digital website.
  7. ^ Bach’s secular cantatas in BWV order, each followed by a link to the (BDW) page of the cantata at the Bach-Digital website:
    1. BWV 30a (BDW )
    2. BWV 36a (BDW )
    3. BWV 36b (BDW )
    4. BWV 36c (BDW )
    5. BWV 66a (BDW )
    6. BWV 134a (BDW )
    7. BWV 173a (BDW )
    8. BWV 184a (BDW )
    9. BWV 193a (BDW )
    10. (BDW )
    11. BWV 198 (BDW )
    12. BWV 201 (BDW )
    13. BWV 202 (BDW )
    14. BWV 203 (BDW )
    15. BWV 204 (BDW )
    16. BWV 205 (BDW )
    17. BWV 205a (BDW )
    18. BWV 206, first version (BDW )
    19. BWV 206, second version (BDW )
    20. BWV 207 (BDW )
    21. BWV 207a (BDW )
    22. BWV 208, first version (BDW )
    23. BWV 208, second version (BDW )
    24. BWV 208a (BDW )
    25. BWV 209 (BDW )
    26. BWV 210 (BDW )
    27. BWV 210a (BDW )
    28. BWV 211 (BDW )
    29. BWV 212 (BDW )
    30. BWV 213 (BDW )
    31. BWV 214 (BDW )
    32. BWV 215 (BDW )
    33. BWV 216 (BDW )
    34. BWV 216a (BDW )
    35. BWV 249a (BDW )
    36. BWV 249b (BDW )
    37. BWV Anh. 6 (BDW )
    38. BWV Anh. 7 (BDW )
    39. BWV Anh. 8 (BDW )
    40. BWV Anh. 9 (BDW )
    41. BWV Anh. 10 (BDW )
    42. BWV Anh. 11 (BDW )
    43. BWV Anh. 12 (BDW )
    44. BWV Anh. 13 (BDW )
    45. BWV Anh. 18 (BDW )
    46. BWV Anh. 19 (BDW )
    47. BWV Anh. 20 (BDW )
    48. BWV Anh. 195 (BDW )
    49. BWV Anh. 196 (BDW )
    50. (BDW )
  8. ^Secular Cantatas: Der zufriedengestellte Aeolus (BWV 205), Quodlibet (BWV 524). Hänssler Classics, Edition Bachakademie Vol. 63, Rilling. OCLC
  9. ^ Jones 2013, p. 10
  10. ^RISM No.
  11. ^Peter Schreier ‘s recordings date mostly from the early 1980s, but were in 2000 included as box set Vol. 7 in Brilliant Classics ‘ Bach Edition (complete recording):
  12. ^Issued by Hänssler Classic in 2001:
  13. ^Masaaki Suzuki and the Bach Collegium Japan, on BIS :
    1. EAN
    2. EAN
    3. EAN
    4. EAN
    5. EAN
    6. EAN
    7. EAN
    8. EAN
    9. EAN
    10. EAN

внешние ссылки

  • Mer hahn en neue Oberkeet, BWV 212 : партитуры в проекте International Music Score Library Project
  • Кантата BWV 212 Mer hahn en neue Oberkeet на бах -кантаты
  • Mer hahn en neue Oberkeet на сайте Баха (на немецком языке)
  • Заявки на BWV 212 на WorldCat
vтеСветские кантаты по Иоганна Себастьяна Баха
  • BWV 30a : Angenehmes Wiederau
  • BWV 36a : Steigt freudig in die Luft
  • BWV 36b : Die Freude reget sich
  • BWV 36c : Schwingt freudig euch empor
  • BWV 66a : Der Himmel dacht auf Anhalts Ruhm und Glück
  • BWV 134a : Die Zeit, die Tag und Jahre macht
  • BWV 173a : Дурчлаухтстер Леопольд
  • BWV 193a : Ihr Häuser des Himmels, ihr scheinenden Lichter
  • BWV 198 : Траурная ода
  • BWV 201 : Соревнование между Фебом и Паном
  • BWV 202 : Weichet nur, betrübte Schatten
  • BWV 203 : Любовь традиций
  • BWV 204 : О довольстве
  • BWV 205 : Покрытие Эола
  • BWV 205a : Blast Lärmen, ihr Feinde
  • BWV 206 : Schleicht, spielende Wellen
  • BWV 207 : Vereinigte Zwietracht der wechselnden Saiten
  • BWV 207a : Auf, schmetternde Töne der muntern Trompeten
  • BWV 208 : Охотничья кантата
  • BWV 208a : Was mir behavior, ist nur die muntre Jagd
  • BWV 209 : Non sa che sia dolore
  • BWV 210 : O-образный держатель, erwünschte Zeit
  • BWV 210a : O angenehme Melodei
  • BWV 211 : Кофейная кантата
  • BWV 212 : Крестьянская кантата
  • BWV 213 : Геркулес на распутье
  • BWV 214 : Tönet, ihr Pauken! Эршалле, Тромпетен!
  • BWV 215 : Preise dein Glücke, gesegnetes Sachsen
  • BWV 216 : Vergnügte Pleißenstadt
  • BWV 216a : Аполлон и Меркурий
  • BWV 249a : Кантата пастыря
  • BWV 249b : Праздник гения
  • BWV Anh. 9 : Entfernet euch, ihr heitern Sterne
  • BWV Anh. 11 : Es lebe der König, der Vater im Lande
  • BWV Anh. 18 : Froher Tag, verlangte Stunden
  • Кантата Баха
  • Список кантат Баха
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: