Piano Variations
Композитор
Людвиг ван Бетховен
Жанр
фортепианные
Страна
Германия
Список сочинений Бетховена →
Фортепианное наследие Бетховена, помимо сонат, содержит более двадцати циклов вариаций, три сборника багателей, четыре рондо, около сорока мелких фортепианных пьес, в том числе множество бытовых танцев (вальсы, лендлеры, экосезы, менуэты). Первое место среди этих произведений занимают вариации.
Бетховен начинал свое фортепианное творчество с вариаций («9 вариаций на марш Дресслера») и ими же кончил его («33 вариации на вальс Диабелли»). После сонаты это была наиболее излюбленная им форма.
В детских и юношеских вариациях, сочинявшихся преимущественно на темы популярных арий, Бетховен еще подражал своим предшественникам; он почти не выходил за рамки орнаментирования темы. Но в дальнейшем, начиная с «15 вариации с фугой» Es-dur (op. 35, 1802) на тему контрданса из балета «Прометей», Бетховен дает новую, углубленную трактовку этого старинного инструментального жанра.
«32 вариации» (1806–1807) на собственную тему принадлежат к числу самых выдающихся фортепианных произведений Бетховена. Содержательность этого цикла во многом предопределена его замечательной темой, бетховенской по своему мощному и суровому трагизму и вместе с тем имеющей глубокие исторические корни. Она впитала в себя некоторые характернейшие выразительные средства, которые еще начиная с XVII столетия сложились для изображения трагических образов (прием хроматического нисходящего basso ostinato, типичного для пассакалии, чаконы или арии lamento, ритм сарабанды, см., например, «Crucifixus» из мессы h-moll Баха):
В процессе варьирования тема подвергается существенным изменениям. В композиции всего цикла нет и следа механического чередования эпизодов. В нем обнаруживается сонатная драматическая конфликтность, сонатное нагнетание и даже очертания сонатной формы (это произведение во многом предвосхитило пассакалию Четвертой симфонии Брамса).
Еще более монументальны «33 вариации на вальс Диабелли» (1823) — одно из наиболее выдающихся фортепианных произведений позднего бетховенского стиля. Это своеобразный цикл из тридцати трех миниатюр, резко контрастных между собой, но связанных определенной драматургической линией развития. В основе цикла лежит принцип жанровой трансформации темы, что стало впоследствии типичным приемом романтиков. Заурядный вальс Диабелли преображается у Бетховена то в торжественный марш, то в острое скерцо, то в музыку глубокого размышления, то в величественный хорал, то в импровизацию или фугу. Эти выразительные образы, каждый раз в новом вариационном изменении образуя перекрестные интонационные связи, с нарастающим драматизмом проходят через весь цикл:
В. Конен
- Фортепианное творчество Бетховена →
- Фортепианные сонаты Бетховена →
- Концерты Бетховена →
Вариaции для фортепиано:
9 вариаций на тему марша Э. К. Дреслера (c-moll, WoO 63, 1782)
6 лёгких вариаций на тему швейцарской песни (F-dur, WoO 64, ок. 1790)
24 вариации на тему ариетты «Venni Amore» Ригини (D-dur, WoO 65, 1790)
12 вариаций на тему менуэта из балета «La Nozze disturbato» Гейбеля (C-dur, WoO 68, 1795)
13 вариаций на тему ариетты «Es war einmal ein alter Mann» из зингшпиля «Красная шапочка» («Das rote Käppchen» Диттерсдорфа, A-dur, As-dur, WoO 66, 1792)
9 вариаций на тему из оперы «Мельничиха» («La Molinara», Дж. Паизиелло, A-dur, WoO 69, 1795)
6 вариаций на тему дуэта из той же оперы (G-dur, WoO 70, 1795)
12 вариаций на тему русского танца из балета «Лесная девушка» («Das Waldmädchen» P. Враницкого, A-dur, WoO 71, 1796)
8 вариаций на тему из оперы «Ричард Львиное Сердце» Гретри (C-dur, WoO 72, 1796-1797)
10 вариаций на тему из оперы «Фальстаф» А. Сальери (B-dur, WoO 73, 1799)
6 вариаций на собств тему (G-dur, WoO 77, 1800)
6 вариаций (F-dur, op. 34, 1802)
15 вариаций с фугой на тему из балета «Творения Прометея» (Es-dur, op. 35, 1802)
7 вариаций на тему англ. пеcни «God save the King» (C-dur, WoO 78, 1803)
5 вариаций на тему англ песни «Rule Britannia» (D-dur, WoO 79, 1803)32 вариации на собственную тему (c-moll, WoO 80, 1806)33 вариации на тему вальса А. Диабелли (C-dur, op. 120, 1819-1823) 6 вариаций для фортепиано или с сопровождением флейты или скрипки на темы 5 шотландских и одной австрийской народных песен (ор. 105, 1817-1818)10 вариаций на темы 2 тирольских песен 6 шотландских, украинских и русских народных песен (ор. 107, 1817-1818) и др.
Navigation etc.
Beethoven Piano Sonatas | |
|
|
3 часть, Alegretto moderato (C-dur)
Музыка финала ( как и 1 часть С — dur ) окрашена в ясные, жизнерадостные тона и сочетает поэтич. пасторальность с могучим напором жизненной энергии. Это самое грандиозное их всех 5 — ти частных рондо, пронизанное «сквозным» развитием от нежного образа утренней зари, пробуждающейся и расцветающей природы (1-ое проведение рефрена) к картине буйного народного веселья и восторженного ликования в коде.
Простенькийнародныйтанец,положенныйвосновурефрена, превратился у Бетховена в тему удивительной красоты: она появляется на рр в высоком регистре на мягком фигурационном фоне сопровождения, с трелями. Ее ясная диатоника расцвечивается контрастами одноименных ладов ( С — с ). Тема рефрена чередуется с двумя минорными эпизодами рондо (один в параллельном, другой в одноимен. миноре). Оба имеют характер элергичного народного танца, контрастируя основной теме низким регистром и мощным f. Очень большая связующая часть от 2го эпизода к 3 проведению рефрена говорит осимфонизацииформырондо.Помасштабуихарактеруразвитияона соизмерима с сонатной разработкой (развивает интонации рефрена).
Огромная кода (Prestissimo), включающая элементы концертных каденций, поднимает развитие на новую, высшую степень, раскрывая идею слияния человека с природой. Тема рефрена превращается в коде в стремит. народный танец.
General Information
Work Title | Piano Sonata No.5 |
---|---|
Alternative. Title | The Little Pathetique |
Name Translations | Piano Sonata No. 5; Klaviersonate Nr. 5; Sonata para piano n.º 5; Sonate pour piano nº 5 de Beethoven; Sonata per pianoforte n. 5; ピアノソナタ第5番; Pianosonate nr. 5; V Sonata fortepianowa Beethovena; Соната для фортепиано № 5; Соната для фортепіано № 5; סונאטה מס’ 5 של בטהובן; Sonata per a piano núm. 5; Πιάνο Σονάτα No. 5; Pianosonaatti nro 5 (Beethoven); 피아노 소나타 5번; 第5號鋼琴奏鳴曲 (貝多芬) |
Name Aliases | Piano Sonata No. 5 in C Minor, Op. 10, No. 1; Pianosonate nr. 5 (Beethoven); Sonata para piano n.º 5 en do menor, Op. 10, n.º 1 |
Authorities | |
Composer | Beethoven, Ludwig van |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | Op.10 No.1 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | ILB 166 |
Key | C minor |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 3 movements:
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1795–97 ca. |
First Publication. | 1798 — Vienna: Joseph Eder |
Dedication | Gräfin Anna Margarete von Browne |
Average DurationAvg. Duration | 16-18 minutes |
Composer Time PeriodComp. Period | Classical |
Piece Style | Classical |
Instrumentation | piano |
Discography | |
External Links | Wikipedia article |
Extra Information | called «Little Pathétique» because of its similarities to Piano Sonata No.8, Op.13 |
Состав
Соната состоит из четырех частей, ее исполнение длится немногим менее 20 минут:
- Аллегро
- Адажио
- Менуэтто; Аллегретто
- Престиссимо
Первая часть: Аллегро
Первая часть, в (), написана в форме сонаты . Первая тема является арпеджио восходящей, который напоминает о первых мерах в финале 25 — е симфонии из Моцарта . Вторая тема, в А — бемоль мажор, сопровождается на на октаву в восьмом . Завершается выставка двумя кодеттами, состоящими из двух серий нисходящих гамм ля-бемоль мажор. Развитие начинается с начальной темы, на этот раз ля-бемоль мажор, но в основном это вторая тема, которую мы находим там, фа минор. Повторная экспозиция мало отличается от экспозиции, за исключением того, что она остается в фа минор. Кода короткая.
Вторая часть: Адажио
Вторая часть открывается лирической темой 3/4 фа мажор. За ним следует анимированный переходный отрывок ре минор, затем отрывок до восьмых до мажор. Затем первая тема возвращается в орнаментированной форме. Движение заканчивается фа-мажорной вариацией ранее услышанной части до-мажор.
Третья часть: Менуэтто; Аллегретто
Третья часть — менуэт фа минор классической формы. Он состоит из двух повторяющихся частей, за которыми следует трио фа мажор также в двух повторяющихся частях. Движение заканчивается возвращением к первой теме.
Четвертая часть: Престиссимо
Четвертая часть похожа на первую в сонатной форме фа минор и 2/2. Выставка сопровождается беспрерывными тройками восьмых нот. Первая тема основана на трех аккордах, сыгранных стаккато в четвертной ноте . Переходный отрывок приводит к столь же живой, но более лиричной теме до минор. Аккорды первой темы возвращаются, чтобы завершить выставку. Пока мы ждем начала разработки, в A flat появляется совершенно новая тема. Затем следует ретрансляция на основе первой темы. Повторная выставка посвящена первой и второй темам фа минор. Нет кода, кроме простого нисходящего арпеджио — тройными восьмыми нотами — чтобы завершить пьесу.
Обратите внимание на близость темы к песне Poupée de Wax, кукле звука, написанной Сержем Генсбуром .
1 часть, Allegro con brio (C-dur)
Звучание главной темы сонатного Allegro I части подобно разноликим голосам самой жизни. Настойчивая аккордовая репетиция в низком регистре, в которую вплетаются краткие гаммообразные мотивы с форшлагами – гениальная фактурная находка Бетховена. В сочетании с небывалой интенсивностью тонального развития (целая «радуга» красок, удивительно свежих, неожиданных, благодаря терцовым и большесекундовым сдвигам — напр. С — GВ — F), «разгорающимися» crescendo это дает ощущение неоглядного пространства, приволья.
В п. п. на смену токкатности является песенность, близкая народной музыке. Замедляется движение, дыхание становится более глубоким, спокойным. Фактура приобретает черты торжеств.хорала. В целом, побочная воспринимается как обобщенный образ радости, светлой гармонии, упоения жизнью.
Тональность побочной — Е — dur ( в Rp — А — dur). С С — dur’oмгл. партии они находятся в красочном терцовом соотношении (что будет типично для романтиков).
Интересная особенность сон. формы 1 части — двойное экспонирование тем: и гл. и п. п. излагаются по 2 раза, во втором проведении фактурно варьируются. Это сближает сонату с жанром концерта, напоминая сопоставление «оркестр — солист».
Разработка развивает мотивы гл. темы и триольную фигурацию из побочной. Сохраняется динамичный напор и энергия, но муз. краски становятся более темными (в основном, за счет частых отклонений в минорные тональности). Большая кода еще раз проводит обе темы, причем гл. с элементами мотивного развития.
другие песни от: Л. В. Бетховен
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:14Л.В.БетховенСкрипка и орган(Классная музыка от души)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:59Л.В.БетховенРеквием по мечте
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:49Л. В. Бетховенлунная саната
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:19Л.В. БетховенРеквием (лакримоза)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
07:35Л. В. Бетховен5 симфония ч.1; «Мотив судьбы» (Allegro con brio); piano
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:43Л.В. БетховенМелодия из музыкальной шкатулки
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:38Л.В.Бетховен.симфония №9, 4 часть, Ода к радости.
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:59Л.В. БетховенЛунная соната (№14)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
07:21Л.В. БетховенСоната №14 Лунная (ч.3)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:24Л.В.БетховенМой звонок на урок в С№ 24
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
00:28Л.В. БетховенУвертюра «Эгмонт» Вступл.1 тема
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
00:57Л.В. Бетховен«Эгмонт» Гл. п.
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:14Л.В.БетховенСкрипка и орган
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
08:16Л.В. Бетховенсоната №23 ‘Аппасионата’ ч.3 Allegro ma non troppo
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:03Л.В. БетховенБуря (Соната для фортепиано N17)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:09Л.В.БетховенСоната №14, часть 2 Allegretto
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:14Л.В.БетховенСоната №14, часть 1 Adagio sostenuto
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:43Л.В.БетховенФортепиано: Генрих Нейгауз. Сочинение: op. 27 № 2, соната—фантазия № 14, «Лунная соната» 1 часть — A
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
07:31Л. В. Бетховенсимфония №5 (mix)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:24Л.В. БетховенСурок (музыка из детства)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:19Л.В. БетховенРеквием
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:14Л.В.БетховенАнгелы и Демоны
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:12Л.В. БетховенЭрцгерцог (Heifetz, Rubinstein, Feuermann «Трио на миллион долларов») из «Кафки на пляже»
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
10:44Л.В.Бетховен«Крейцерова соната» (Adagio sostenuto)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:19Л.В Бетховенсоната№1,часть первая
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:43Л.В. Бетховен14 — Апассионата
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:59Л.-В. БетховенСимфонія №5 до мінор, ч.1 (Allegro con brio) — Так доля стукає в двері…
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:53Л.В. БетховенАппасионата (Современная обработка)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:27Л.В.БетховенЛунная соната (Metall Core cover)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:09Л.В. БетховенК Элизе
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:15Л.В.БетховенК Элизе
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
08:43Л. В. БетховенЛЯ Мажорная Симфония №7, часть 2: Аллегретто.
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
08:25Л. В. Бетховен«Эдмонд», Увертюра, op. 84
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:01Л. В. БетховенСоната — фантазия №14 Лунная соната — 1 часть (Adagio sostenuto)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:34Л.В.БетховенБез названия
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
07:30Л.В.БетховенСимфония №5, часть 1
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:31Л.В.БетховенРондо. Аллегро ма нон троппо
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:29Л.В. БетховенСоната №14 Лунная (ч.1)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
15:05Л.В.БетховенСимфония № 9 — ч.1
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
10:26Л. В. БетховенСимфония №9
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
24:31Л. В. БетховенСимфония № 9, 4ч. Presto («Ода к радости»)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
15:17Л.В.БетховенСимфония №9
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
11:44Л.В.БетховенСимфония №9 — часть 2
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
10:26Л.В.БетховенСимфония №9( из к/ф » Адский бункер»)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
08:33Л.В. БетховенК Элизе
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:38Л.В.БетховенЛунная соната — в обработке
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:07Л.В.БетховенЛунная соната, часть 1
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
07:24Л. В. БетховенСоната для ф-но №14 (Лунная)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:29Л. В. БетховенЛунная соната ч.1 (в исполнении Святослава Рихтера)
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:50Л. В. БетховенСоната для фортепиано № 14 до-диез минор, op. 27, № 2 («Лунная»).
Контекст
Соната для фортепиано н о 1 является первой сонатой опубликованного Бетховена, но молодой Людвиг уже сочинил три маленькие сонат для курфюрста из Кельна, между и , в то время как он был еще в Бонне . Эти три пьесы до сих пор известны как Сонаты курфюрста и являются одними из самых первых его сочинений (WoO 47).
Эта соната была написана одновременно с n костями 2 и . Эти три произведения являются одними из первых значительных страниц Бетховена, которому на момент публикации было двадцать пять лет. Композитор посвятил их Йозефу Гайдну, который был его учителем с ноября 1792 года по январь 1794 года . Критики и публика тепло приветствовали их, а их приверженцев чуть меньше: «У вас нет недостатка в таланте, но вам все еще нужно учиться», — сказал бы Гайдн Бетховену, который только что сыграл для него сонаты . Мы знаем, что отношения между двумя мужчинами не всегда были легкими, и что Гайдн с трудом переносил дерзость и недисциплинированность своего ученика.
Краткое знакомство с сонатами «Опус 10»
Известно, что десятый опус состоит из трех фортепианных сонат, главной новизной которых была их «трехчастность» (за исключением Сонаты №7). Для тех, кто не понял, напоминаем, что предыдущие 4 фортепианные сонаты были четырехчастными.
Примерным периодом работы над сочинением этих сонат считается 1795—1798 годы, однако мы точно знаем, что опубликованы они были в венским издателем Йозефом Эдером в 1798 году (по одним данным в июле, а по другим — в сентябре).
Соната №5 (Опус 10 №1)
Итак, пятая соната «до минор» как уже говорилось, является трехчастной. Ознакомиться с ней можно, просмотрев видео ниже.
- Часть 1: Allegro molto e con brio (сначала видео)
- Часть 2: Adagio molto (начало на видео «6:02»)
- Часть 3: Prestissimo (начало в видео: «14:31»
Произведение получало разные оценки критиков, причем, весьма противоположные. Одни критики (их было большинство) высказывались весьма негативно, в то время, как другие чуть ли ни восхищались им. В любом случае произведение мало кого оставило равнодушным.
Мнение критиков сошлось в одном — мало кто теперь говорил о творческой несостоятельности Бетховена, как композитора. Мало кто теперь искал в произведении стиль Моцарта и Гайдна, ибо с первых нот было понятно — произведение является чисто «бетховенским».
Соната №6 (Опус 10, №2)
Следующая соната, «Фа мажор», самая короткая из трех сонат, опубликованных под «десятым опусом». Ее суммарная продолжительность составляет около 11-14 минут.
Однако краткость продолжительности произведения совершенно не говорит о ее «затерянности» на фоне остальных произведений.
Здесь мы наблюдаем абсолютно другую картину, нежели в предыдущей сонате. Теперь вместо драматизма и напряжения мы видим весьма хорошее настроение и даже какую-то игривость.
Правда, веселое настроение первой части сменяется «минорными» переживаниями во второй. Но в финале веселье снова возвращается. Кстати, финал именно этой сонаты многие критики считали одним из наиболее интересных творений первых сонат Бетховена.
Опять же, соната является трехчастной — ознакомиться с ней можете на видео ниже.
- Часть 1. Allegro (сначала видео)
- Часть 2. Allegretto (начинается в 5:09)
- Часть 3. Presto (начинается в 9:12)
Обратите внимания: в этой сонате отсутствует медленная часть, что весьма необычно для Бетховена. Мнения критиков по поводу данной сонаты, как и предыдущей, были очень разными, но известно, что сам композитор очень любил эту работу.
Соната №7 (Опус 10, №3)
Седьмая соната «Ре мажор» является самой длинной среди всех сонат десятого опуса — ее продолжительность составляет приблизительно 24 минуты.
Во многом это является следствием четырехчастности данного произведения, в отличие от трехчастности двух предыдущих сонат:
Часть 1. Presto (начало в 00:24)Часть 2. Largo e mesto (начало в 07:41)Часть 3. Menuetto: Allegro (начало в 18:30)Часть 4. Rondo: Allegro (начало в 21:24)
Музыковеды, изучавшие данную сонату часто подчеркивают, что «Седьмая соната» — это именно то произведение, при исполнении которого пианисту необходимо учитывать все оттенки, штрихи и другие мелочи, отмеченные композитором.
Navigation etc.
Beethoven Piano Sonatas | |
|
|
Navigation etc.
Beethoven Piano Sonatas | |
|
|
Navigation etc.
Beethoven Piano Sonatas | |
|
|