32 Variations (c-moll)
Композитор
Людвиг ван Бетховен
Год создания
1806
Жанр
фортепианные
Страна
Германия
Список сочинений Бетховена →
32 вариации на оригинальную тему – одно из крупнейших произведений Людвига ван Бетховена для фортепиано соло. Написанное в 1806 г., оно относится к весьма плодотворному периоду жизни композитора. В те годы Бетховен создал «Крейцерову сонату», оперу «Фиделио», Симфонию № 3 «Героическую», фортепианную Сонату № 23, получившую позднее заглавие «Аппассионата». Творчество Бетховена в этот период носит ярко выраженную героико-драматическую направленность, захватывая даже такие жанры и формы, для которых прежде подобный круг образов нельзя было назвать характерным. Одна из таких форм – вариации.
32 вариации на оригинальную тему – произведение трагедийное, основанное на драматической контрастности, подобно его сонатам и симфониям. В то же время композитор предстает здесь как глубокий мыслитель – не случайно в юности Бетховен записался на философский факультет университета в Бонне и в течение всей жизни интересовался трудами философов. Конструкция вариаций предельно рациональна и логична. Вариации, составляющие цикл, можно подразделить на два типа – полифонические с остинатным басом и гомофонно-гармонические (в этом можно усмотреть своеобразное преломление идеи противостояния двух миров – «старого и нового»).
Структура цикла, состоящего из темы и тридцати двух вариаций, имеет черты, роднящие его с сонатным циклом. В цикле можно выделить четыре раздела. Первый из них, охватывающий тему и вариации с первой по одиннадцатую, соответствует сонатной экспозиции. Группу вариаций с двенадцатой по двадцать вторую включительно можно уподобить разработке. Вариации с двадцать третьей по тридцатую могут быть уподоблены репризе. И, наконец, последние две вариации являют собою подобие коды. Каждая из этих групп имеет собственную кульминацию, к которой приводит постепенное нарастание, начинающееся от нюанса p.
Однако в цикле выделяются и другие группы. Например, первые три вариации характеризуются фигурациями сходного типа, излагаемыми поочередно в одной руке, в другой, а затем в обеих. Александр Борисович Гольденвейзер настаивал, что здесь нельзя менять темп (что делают некоторые исполнители) – это нарушает единство небольшой группы вариаций. Следующие три вариации объединяются по иному принципу: дуольное движение во второй вариации этой маленькой группы обрамляется триольным в первой и третьей. Своеобразно сгруппированы вариации с седьмой по одиннадцатую: в седьмой и восьмой излагается мелодия на фоне фигураций, подобную фактуру имеют десятая вариация и следующая за нею одиннадцатая. Эти две пары разделены девятой вариацией, где на фоне остинатного баса возникают интонации вздоха. В двенадцатой тема приобретает характер спокойный, даже некоторую хоральность. Затем идут две пары сходных друг с другом вариаций.
Сходство с разработкой особенно сильно в последующих шести вариациях, начиная с семнадцатой – контрапунктической, имитационной. В восемнадцатой встречается гаммаобразное движение, в следующей сопоставляются контрастные нюансы. В двадцатой в правой руке предстает аккордовое изложение темы на фоне триольного сопровождения в левой, в двадцать первой – наоборот. Вариация двадцать вторая – каноническая.
В двадцать третьей в звучании фортепиано появляются поистине оркестровые краски: движение в аккомпанементе ассоциируется со струнными, а хоральное изложение мелодии – с духовыми. Двадцать четвертая напоминает первые три вариации, а двадцать пятая – четвертую. Маленькую группу образуют двадцать пятая и двадцать шестая – в обеих присутствует изложение двойными нотами. Очень ярко звучит двадцать седьмая, а двадцать восьмая – напротив – очень спокойно. Двадцать девятая начинается триольным движением в обеих руках, потом в левой возникают октавы, разделяемые паузами и исполняемые на staccato. Тридцатая представляет собою исключительно спокойный хорал. В тридцать первой тема проводится на pp вплоть до появления гаммаобразного движения. Разнообразен материал последней вариации: на основе краткого вопрошающего мотива возникает своеобразный «монолог», приводящий к мощному, гимническому апофеозу.
- Вариации Бетховена →
- Фортепианное творчество Бетховена →
Piano Variations
Композитор
Людвиг ван Бетховен
Жанр
фортепианные
Страна
Германия
Список сочинений Бетховена →
Фортепианное наследие Бетховена, помимо сонат, содержит более двадцати циклов вариаций, три сборника багателей, четыре рондо, около сорока мелких фортепианных пьес, в том числе множество бытовых танцев (вальсы, лендлеры, экосезы, менуэты). Первое место среди этих произведений занимают вариации.
Бетховен начинал свое фортепианное творчество с вариаций («9 вариаций на марш Дресслера») и ими же кончил его («33 вариации на вальс Диабелли»). После сонаты это была наиболее излюбленная им форма.
В детских и юношеских вариациях, сочинявшихся преимущественно на темы популярных арий, Бетховен еще подражал своим предшественникам; он почти не выходил за рамки орнаментирования темы. Но в дальнейшем, начиная с «15 вариации с фугой» Es-dur (op. 35, 1802) на тему контрданса из балета «Прометей», Бетховен дает новую, углубленную трактовку этого старинного инструментального жанра.
«32 вариации» (1806–1807) на собственную тему принадлежат к числу самых выдающихся фортепианных произведений Бетховена. Содержательность этого цикла во многом предопределена его замечательной темой, бетховенской по своему мощному и суровому трагизму и вместе с тем имеющей глубокие исторические корни. Она впитала в себя некоторые характернейшие выразительные средства, которые еще начиная с XVII столетия сложились для изображения трагических образов (прием хроматического нисходящего basso ostinato, типичного для пассакалии, чаконы или арии lamento, ритм сарабанды, см., например, «Crucifixus» из мессы h-moll Баха):
В процессе варьирования тема подвергается существенным изменениям. В композиции всего цикла нет и следа механического чередования эпизодов. В нем обнаруживается сонатная драматическая конфликтность, сонатное нагнетание и даже очертания сонатной формы (это произведение во многом предвосхитило пассакалию Четвертой симфонии Брамса).
Еще более монументальны «33 вариации на вальс Диабелли» (1823) — одно из наиболее выдающихся фортепианных произведений позднего бетховенского стиля. Это своеобразный цикл из тридцати трех миниатюр, резко контрастных между собой, но связанных определенной драматургической линией развития. В основе цикла лежит принцип жанровой трансформации темы, что стало впоследствии типичным приемом романтиков. Заурядный вальс Диабелли преображается у Бетховена то в торжественный марш, то в острое скерцо, то в музыку глубокого размышления, то в величественный хорал, то в импровизацию или фугу. Эти выразительные образы, каждый раз в новом вариационном изменении образуя перекрестные интонационные связи, с нарастающим драматизмом проходят через весь цикл:
В. Конен
- Фортепианное творчество Бетховена →
- Фортепианные сонаты Бетховена →
- Концерты Бетховена →
Вариaции для фортепиано:
9 вариаций на тему марша Э. К. Дреслера (c-moll, WoO 63, 1782)
6 лёгких вариаций на тему швейцарской песни (F-dur, WoO 64, ок. 1790)
24 вариации на тему ариетты «Venni Amore» Ригини (D-dur, WoO 65, 1790)
12 вариаций на тему менуэта из балета «La Nozze disturbato» Гейбеля (C-dur, WoO 68, 1795)
13 вариаций на тему ариетты «Es war einmal ein alter Mann» из зингшпиля «Красная шапочка» («Das rote Käppchen» Диттерсдорфа, A-dur, As-dur, WoO 66, 1792)
9 вариаций на тему из оперы «Мельничиха» («La Molinara», Дж. Паизиелло, A-dur, WoO 69, 1795)
6 вариаций на тему дуэта из той же оперы (G-dur, WoO 70, 1795)
12 вариаций на тему русского танца из балета «Лесная девушка» («Das Waldmädchen» P. Враницкого, A-dur, WoO 71, 1796)
8 вариаций на тему из оперы «Ричард Львиное Сердце» Гретри (C-dur, WoO 72, 1796-1797)
10 вариаций на тему из оперы «Фальстаф» А. Сальери (B-dur, WoO 73, 1799)
6 вариаций на собств тему (G-dur, WoO 77, 1800)
6 вариаций (F-dur, op. 34, 1802)
15 вариаций с фугой на тему из балета «Творения Прометея» (Es-dur, op. 35, 1802)
7 вариаций на тему англ. пеcни «God save the King» (C-dur, WoO 78, 1803)
5 вариаций на тему англ песни «Rule Britannia» (D-dur, WoO 79, 1803)32 вариации на собственную тему (c-moll, WoO 80, 1806)33 вариации на тему вальса А. Диабелли (C-dur, op. 120, 1819-1823) 6 вариаций для фортепиано или с сопровождением флейты или скрипки на темы 5 шотландских и одной австрийской народных песен (ор. 105, 1817-1818)10 вариаций на темы 2 тирольских песен 6 шотландских, украинских и русских народных песен (ор. 107, 1817-1818) и др.
Variations for violin and piano
Композитор
Людвиг ван Бетховен
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Германия
Список сочинений Бетховена →
Людвиг ван Бетховен создал не так много произведений для виолончели, как для фортепиано, но его творческое наследие для этого инструмента не исчерпывается сонатным жанром. Ряд его творений для этого инструмента написан в одной из излюбленных музыкальных форм Бетховена – вариационной. Одно из них написано в 1796 г. в Берлине, где композитор находился в рамках гастрольного тура. Именно тогда были созданы виолончельные сонаты Op. 5, и тогда же он создал еще одно сочинение для фортепиано и виолончели – Двенадцать вариаций на тему «See the Conquering Hero Comes» из оратории Георга Фридриха Генделя «Иуда Маккавей» (возможно, в Берлине он только начал работать над вариациями, а завершены они были позже). Композитор посвятил произведение княгине Кристине Лихновской – супруге мецената князя Лихновского, в доме которого он жил в 1793-1795 гг. Не исключено, что тема была предложена бароном Готфридом ван Свитеном – большим поклонником творчества Генделя.
Тема Генделя имеет симметричную структуру с отклонением в минор, которое Бетховен подчеркивает в первой вариации. Во второй виолончель выделяет широкие мелодические ходы в теме, поддерживаемая повторяющимися нотами в фортепианном аккомпанементе. В третьей вариации фортепианная партия играет особенно важную роль. Четвертая вариация – первая из двух минорных. В пятой и шестой вариациях инструменты находятся «на равных», музыкальный материал «делится» между ними, подготавливая активную виолончельную седьмую вариацию. Форма темы почти исчезает в восьмой. За спокойной девятой вариацией следует взволнованная десятая. Одиннадцатая вариация весьма сложна технически. В двенадцатой вариации изменяется ритмическая основа темы благодаря смене размера на 3/8.
В 1798 г. Бетховен создает вариационный цикл на моцартовскую тему. Музыка Моцарта была очень популярна в Вене в то время, в качестве темы Бетховен избрал арию Папагено «Ein Mädchen oder Weibchen» («Найти подругу сердца»). В этом виртуозном произведении примечателен поиск необычных сочетаний виолончели и фортепиано. Два контрастных раздела арии Папагено объединены Бетховеном в длинной теме. В первой вариации виолончель не участвует, предоставляя фортепиано «высказаться» в изящных фигурациях. Во второй мелодическое начало сосредотачивается в партии виолончели, но в третьей фортепиано вновь «перехватывает инициативу». В четвертой вариации разворачивается диалог между инструментами, начинающийся «золотым ходом валторны» у виолончели. Максимальной независимости партии инструментов достигают в пятой вариации. В следующих четырех тема подвергается наиболее серьезным преобразованиям, от нее остаются только гармонические контуры. В десятой – фа-минорной вариации появляется пунктирный ритм. В той же тональности изложена лирическая одиннадцатая. В двенадцатой вариации происходит переход от двухдольности к трехдольности. Кода отмечена смелыми гармоническими сочетаниями.
По прошествии трех лет Бетховен создает еще один вариационный цикл для такого же инструментального состава на тему из той же оперы, и вновь речь шла о номере, связанном с тем же персонажем – на этот раз композитор обратился к дуэту Папагено и Памины «Когда чуть-чуть влюблен мужчина». В Семи вариациях на тему «Bei Männern welche Liebe fühlen» из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» для виолончели и фортепиано раскрывается множество оттенков лирического чувства – меланхоличность и нежность, восторженность и смущение.