Творческое наследие
Доменико Чимароза, автор около 80 опер, является одним из ведущих представителей оперы-буффа; завершение развития этого жанра во второй половине XVIII века является заслугой Чимарозы и Джованни Паизиелло. В его лучших операх, и в частности в «Тайном браке», с большим художественным вкусом совмещены комедийная фабула и сценический лиризм, их музыка напевна и использует народные песенные традиции, в то же время будучи богато инструментована и демонстрируя элементы развивающегося симфонизма. Чимарозе принадлежит первенство во введении заключительных ансамблей в конце актов, подытоживающих развитие событий к этому моменту.
В вокально-инструментальное наследие Чимарозы также входит значительное число кантат (в том числе популярная кантата «Капельмейстер», пародирующая современные ему методы репетиций оперных постановок), месс и ораторий (среди которых наиболее известны «Юдифь» и «Триумф религии»), а среди его инструментальных произведений — 40 клавесинных сонат и концерт для двух флейт.
Список произведений, исполненных при жизни композитора
Список приводится по энциклопедическому словарю «Музыкальный Петербург»
- , Неаполь — опера-буффа Le Stravaganze del conte («Причуды графа»); бурлеск Le Magie di Merlino e Zorastro («Чудеса Мерлина и Зорастро»)
- , Неаполь — опера-буффа La Finta parisina («Мнимая парижанка»)
- , Неаполь — опера-буффа Armida immaginaria («Мнимая Армида»)
-
- Неаполь — оперы Le stravaganze d’amore («Причуды любви») и Gli Amanti comici («Комичные любовники»)
- Рим — опера L’Italiana in Londra («Итальянка в Лондоне»)
- , Рим — опера Donne rivale («Женщины-соперницы»)
- , Рим — оперы Il Pittore parigino («Парижский художник») и Alesandro nelle Indie («Александр в Индии»)
-
- Неаполь — оперы La Ballerina amante («Влюбленная балерина») и L’Eroe cinese («Китайский герой»)
- Рим — опера L’Amor constant («Постоянная любовь»)
- Милан — опера La Circe («Цирцея»)
-
- Неаполь — опера Chi d’altrui si veste presto si spoglia («Чужим добром не разживешься»)
- Рим — опера I dui baroni di Rocca Azzura («Два барона из Рокка Аццура»)
-
- Венеция — опера L’Olimpiade
- Неаполь — опера Il Credulo («Легковерный»)
- Рим — опера I Matrimoni inaspettati («Неожиданные женитьбы»)
- Флоренция — опера La Vanita delusa, o sia Il Mercato di Malmantile («Обманутое тщеславие, или Рынок в Мальмантиле»)
- Милан — опера Due supposti conti («Два мнимых графа»)
- , Неаполь — опера Il Marito geloso («Ревнивый муж»)
-
- Неаполь — оперы Il Credulo и L’Impresario in angustie («Импресарио в нужде»)
- Санкт-Петербург — опера-буффа L’Amor constant
-
- Неаполь — опера Il Fanatico burlato («Сварливый фанатик»)
- Санкт-Петербург — Missa pro defunct
- , Санкт-Петербург — опера-сериа La Vergine del Sole («Дева Солнца») и 2 драматические кантаты
- , Санкт-Петербург — на русском языке представлены оперы Le Donne rivali («Две невесты») и Dui baroni di Rossa Azzura («Два барона»), на итальянском — опера-сериа Cleopatra
- , Париж — L’Italiana in Londra
- , Санкт-Петербург — опера La Serenata non preveduta («Непредвиденная серенада»)
- , Вена — оперы Il Matrimonio segreto («Тайный брак»), La Calamita dei cuori («Сердечное бездействие»)
- , Вена — опера Amor rende sagace («Любовь даёт благоразумие»)
- , Неаполь — опера Le Astuzie femini («Женские хитрости»)
- , Рим — опера I Nemici generosi («Великодушные враги»).
- , Неаполь — опера Gli Orazi ed I Curiazi («Горации и Куриации»)
- , Санкт-Петербург — оперы Chi deel’altrui si veste presto si spoglia и I Nemici generosi
- , Неаполь — Патриотический гимн
- , Венеция — опера Artemisia
Репутация
Джонсон и Лазаревич пишут, что репутация Чимарозы при его жизни достигла высоты, непревзойденной до расцвета Россини, и он продолжал высоко цениться в 19 веке. Эжен Делакруа предпочитал музыку Чимарозы музыке Моцарта. Он писал о Il matrimonio segreto: «Это само совершенство. Ни один другой музыкант не обладает такой симметрией, этой выразительностью и чувством уместности, этой веселостью и нежностью и, прежде всего,… несравненной элегантностью». Стендаль писал, что Чимароза, Моцарт и Шекспир были единственными страстями его жизни. Для Стендаля Чимароза был «Мольером композиторов», и он утверждал, что видел Il matrimonio segreto более 100 раз.
Гектор Берлиоз, ненавидевший итальянскую оперу, не был его поклонником. : «Я должен бросить к дьяволу уникальное и бесконечное« Матримонио Сегрето », которое почти так же утомительно, как« Женитьба Фигаро », но не столь музыкально». Роберт Шуман был впечатлен «абсолютно мастерской» оркестровкой Чимарозы, но немного иначе. Эдуард Ханслик похвалил Чимарозу за прекрасную ловкость, мастерскую композиционную манеру и хороший вкус. «Солнечный свет — вот правильное выражение для музыки Чимарозы».
Работы
Хотя Чимароза написал значительное количество инструментальных материалов. и церковной музыки, он был и остается самым известным благодаря своим операм. Он был известен своей способностью как композитор, хотя он часто повторно использовал материал, как это было обычно в его время, и нанимал помощников для выполнения рутинных задач, таких как сочинение речитативов. В статье о Чимарозе в «Словаре музыки и музыкантов Гроува» (2001) Дженнифер Э. Джонсон и Гордана Лазаревич пишут, что он поднялся над посредственностью некоторых либретто, которые он поставил и создал музыку, «наполненную легкостью, элегантность и утонченность ».
Чимароза избегал жесткости традиционного da capo aria и писал сольные номера, состоящие из более гибких частей, с изменениями темпа, размера и тональности, чтобы отразить слова его либреттистов. Джонсон и Лазаревич отмечают, что эта свобода формы передает спонтанность и гибкость. Арии Чимарозы часто ускоряются в заключительной части в стиле cabalettas. В отличие от вокальных пьес, он часто писал довольно простые арии в стиле каватин. Особенность его партитур — выдержанное сочинение для слаженных голосов. По словам статьи Grove:
Одной из сильных сторон Чимарозы было создание остроумных и ярких ансамблей. Il matrimonio segreto, ансамблевая опера в стиле Моцарта «Свадьба Фигаро», состоит из восьми арий, четырех дуэтов, трех трио, квартета, квинтета и двух финалов с участием всех шести персонажей.
Гармонично Чимароза не был новаторский, оставаясь довольным традиционными диатоническими условностями. По мнению Джонсона и Лазаревича, его музыкальные силы заключаются в «богатстве его мелодического изобретения, блеске и энергии его ритмических и мелодических мотивов и его постоянно живом сопровождении».
Подход Чимарозы к оркестровке. развивался за его карьеру. Его ранние работы обычно написаны для струнных, гобоев, валторн и труб, а иногда и для фаготов и флейт. В этих пьесах функция оркестра — незаметно поддерживать голоса. За четыре года, проведенные в Санкт-Петербурге, он начал использовать кларнеты и более полно и богато оркестровать. Пример Джонсона и Лазаревича Il matrimonio segreto, в котором большой оркестр «дает цвет и демонстрирует независимый мотивный и ритмический материал, служащий комментарием к действию».
Чимароза написал ряд сонат для фортепиано, которые были обнаружены в рукопись 1920-х гг.; Было заявлено, что количество произведений составляет более 80 одночастных произведений, но считается, что многие из них действительно могут быть связаны друг с другом как трехчастные произведения. Произведение, которое иногда называют «Концертом для гобоя » Чимарозы, на самом деле является произведением Артура Бенджамина 1949 года, состоящим из аранжировок частей из сонат.
Первичные работы
Доменико Чимароза оставляет 110 произведений, в том числе около шестидесяти световых опер, в основном комических.
- Концерт для гобоя с оркестром (на самом деле это аранжировка австралийца Артура Бенджамина в 1942 году из сонат для клавесина Чимарозы).
- Le stravaganze del сказка (1772 г., Неаполь)
- La finta parigina (1773 г., Неаполь)
- I sdegni per amore (1776 г., Неаполь)
- I matrimoni in баллон (1776 г., Неаполь)
- La frascatana nobile (1776 г., Неаполь)
- I tre amanti (Рим 1777 г.)
- Il fanatico per gli antichi romani (1777 Неаполь)
- Armida immaginaria (1777 г., Неаполь)
- Gli amanti comici, o sia La famiglia in scompiglio (1778, Неаполь)
- Il ritorno di Don Calandrino (1778 Рим)
- Stravaganze d’amore (1778 Неаполь)
- Il matrimonio per industrial (1778? Неаполь?)
- La Concessina (1778 Болонья)
- Il matrimonio per raggiro (1778/9? Рим?)
- L’italiana in Londra (1779 г., Рим)
- Федеративная федерация (1779 г., Неаполь)
- Ле дает rivi (1780 г., Рим) [ et al. ]
- Кахо Марио (1780 г., Рим)
- I finti nobili (Неаполь 1780 г.)
- Il falegname (1780 г., Неаполь)
- Avviso ai maritati (1780? Неаполь)
- Il capriccio drammatico (1781? Турин)
- Il pittor parigino (1781 г., Рим)
- Алессандро Нелл’Инди (1781 г., Рим)
- Комбютный любовник дает ди Пунто (Неаполь, 1781 г.)
- Джунио Бруто (1781 Верона)
- Джаннина и Бернардоне (1781 Венеция)
- Il convito (carn. 1782, Венеция)
- Amor costante (Рим 1782 г.)
- L’eroe cinese (13.8.1782, Неаполь)
- La ballerina amante (Неаполь, 1782 г.)
- La Circe (1783 г., Милан)
- I due baroni di Rocca Azzurra (1783 г., Рим)
- La villanella riconosciuta (Неаполь 1783 г.)
- Орест (13.8.1783 Неаполь)
- Жакет Chi dell’altrui si presto si spoglia (1783 г., Неаполь)
- Il vecchio burlato (1783 Венеция)
- I matrimoni impensati (Рим 1784 г.)
- Apparenza inganna, o sia La villeggiatura (1784 г., Неаполь)
- La vanità delusa (Флоренция 1784 г.)
- L’Olimpiade (Лицензия 10.7.1784)
- I due supposti conti, ossia Lo sposo senza moglie (1784 Милан)
- Artaserse (26.12.1784 Турин)
- Il barone burlato (1784 г., Неаполь)
- Li finti conti (Турин 1785 г.)
- I fratelli papamosche (1785 Турин)
- Говорящая статуя (1785 Корреджо)
- Il marito disperato (1785 г., Неаполь)
- La donna semper al suo peggior s’appiglia (1785 г., Неаполь)
- Il credulo (1786 г., Неаполь)
- Le trame deluse (Неаполь 1786) [l’Amor Contraato ; Ли раггири скоперти]
- Импресарио в ангюсти (1786 г., Неаполь) Этот небольшой шедевр представляет собой триптих с двумя предыдущими.
- La baronessa stramba (Неаполь 1786 г.)
- Gli amanti alla prova (Неаполь 1786 г.)
- Пунито- самозванец (1786/7 Турин)
- Missa pro defunctis ( Реквием ), 1787 г.
- Володимиро (1787 Турин)
- Il fanatico burlato (Неаполь 1787 г.)
- La felicità inaspettata (3.1788 Санкт-Петербург)
- La vergine del sole (1788? Санкт-Петербург)
- La scuffiara (1788)
- Клеопатра (8.10.1789, Санкт-Петербург)
- Il matrimonio segreto (7 февраля 1792 г. Вена)
- Софи и Дорваль ()
- Il matrimonio per susurro ()
- La calamità dei cuori (1792/3 Вена)
- Contrattempi (1793 Бонн)
- Амор делает прозорливым (1.4.1793 Вена)
- I traci amanti (19.6.1793 Неаполь)
- Astuzia femminili (26 августа 1794 г. Неаполь)
- La pupilla astuta (Неаполь 1794 г.)
- La serva innamorata (Неаполь 1794 г.)
- Пенелопа (1795 Неаполь)
- Le nozze in garbuglio (1795 мессина )
- Impegno superato (1795 г., Неаполь)
- La finta ammalata (1796 Лиссабон)
- I nemici generosi (1796 г., Рим)
- Gli Orazi ed i Curiazi (1797 Венеция)
- La Morte di Assalonne (? Флоренция, Оратория)
- Ахилл ал’асседио ди Троя (1797 г., Рим)
- Неосмотрительная удача (1797 г., Рим)
- Artemisia regina di Caria (1797 Неаполь)
- Аттилио Реголо (1797 Реджо)
- Le nozze di Lauretta (1797? Турин)
- L’apprensivo raggirato (1798 Неаполь)
- Il Secretto (1798 Турин)
- Семирамида (1799 г., Неаполь)
- Это сказки о белл’аморе ()
- L’arte contro d ‘ arte (Карн. Александрия 1800 г.)
- Артемизия (carn.1801, Венеция)
- Il nuovo podestà (Bologna spr.1802)
- Тито Веспазиано (1821 Лиссабон)
- La discordia fortunata ()
- Ajo nell’imbarazzo ()
- Дает vendicate ()
- Кавалер дель денте ()
- Ла Молинара (инк.)
- 88 сонат для клавесина
- Увертюра из оперы «Тайный брак» в переложении для клавесина (органа или фортепиано), Вена, Каппи , Капуя, Эсармония 2010
- Sinfonia in si maggiore per 2 oboi, 2 corni e archi
- Sinfonia in re maggiore (attribuita reed Йозефу Мысливечеку )
- Концерт для фортепиано с оркестром для фортепиано с оркестром си бемоль маджоре
- Концерт для двух оркестров с оркестром соль маджоре (1793)
- Сестетто соль маджоре для фортепиано, фаготто, 2 скрипки, альт и виолончель
- Сестетто фа маджоре для фортепьяно органзато, арпа, фаготто, скрипка, виола да гамба и виолончель
- 6 квартетти (ре маджоре, соль маджоре, ду маджоре, фа маджоре, ду маджоре, минор) на флауто, скрипку, альт и виолончель
Примечания, ссылки и источники
Примечания
- Спектакль был вдохновлен одной из картин в Уильям Хогарт с Брак А-ля-мода, написанная в середине 1740-х гг.
- В последние годы жизни Стендаль немного пересмотрел свою оценку Чимарозы, обнаружив, что его больше привлекает гармоничное богатство и непредсказуемость Моцарта и Россини.
Рекомендации
- ^ Росси и Фаунтлерой, стр. 15 и 17.
- Росси и Фаунтлерой, стр. 17
- ^
- ^
- ^ Холден, стр. 180
- Перуджини, третья страница раздела, озаглавленного «Les mariages (presque) secrets: la famille Cimarosa de Domenico, à Cecilia, Gaetana, aux deux Costanze, à Paolo et Raffaele»
- ^
- ^
- Осборн, стр. 170
- Цитируется в Райли, стр. 46
- ^
Источники
- Холден, Аманда (1997) . . Лондон: Penguin Books. ISBN 978-0-14-051385-1.
- Осборн, Ричард (2007). (второе изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518129-6.
- Райли, Чарльз А. (2001). Аристократия и современное воображение. Ганновер, Нью-Гэмпшир: Университетское издательство Новой Англии. ISBN 978-1-58465-151-2.
- Росси, Ник; Талмейдж Фаунтлерой (1999). Доменико Чимароза: его жизнь и его оперы. Вестпорт: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-30112-4.