Семья, учеба и первые постановки Д. Баланчина
Джордж Баланчин родился 23 января (10 января по ст.ст.) 1904 года в Санкт-Петербурге. Будущий хореограф и балетмейстер появился в семье музыкантов: его отец — Мелитон Антонович Баланчивадзе (1862/63-1937) был грузинским композитором, народным артистом Грузии (1933). Одним из основоположников грузинской профессиональной музыки. Опера «Тамара Коварная» (1897; 3-я редакция под названием «Дареджан Коварная», 1936), первые грузинские романсы и др. Брат: Андрей Мелитонович Баланчивадзе (1906-1992) — композитор, народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1986).
В 1914-1921 годах Джордж Баланчин обучался в Петроградском театральном училище, в 1920-1923 также в Консерватории. Уже в училище ставил танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании его приняли в кордебалет петроградского Театра оперы и балета. В 1922-1924 ставил танцы для артистов, объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет» («Valse Triste», музыка Яна Сибелиуса, «Ориенталия» Цезаря Антоновича Кюи, танцы в сценической интерпретации поэмы Александра Александровича Блока «Двенадцать» с участием студентов Института Живого Слова). В 1923 году поставил танцы в опере «Золотой петушок» Николая Андреевича Римского-Корсакова в Малом оперном театре и в пьесах «Эуген Несчастный» Эрнста Толлера и «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу.
В труппе С. П. Дягилева
В 1924 году Д. Баланчин гастролировал в Германии в составе группы артистов, которые в том же году были приняты в труппу «Русский Балет Сергея Павловича Дягилева». Здесь Баланчин сочинил в 1925-1929 годах десять балетов и танцы во многих операх театра Монте-Карло. Среди работ этого периода — спектакли разных жанров: грубоватый фарс «Барабау» (музыка В. Риети, 1925), спектакль, стилизованный под английскую пантомиму «Триумф Нептуна» , конструктивный балет «Кошка» французского композитора Анри Соге (1927) и др.
В поставленном им балете «Блудный сын» Сергея Сергеевича Прокофьева (1929) ощущалось влияние Всеволода Эмильевича Мейерхольда, балетмейстера и режиссера Н. М. Фореггера, Касьяна Ярославовича Голейзовского. Впервые черты будущего «стиля Баланчина» выявились в балете «Аполлон Мусагет», в котором хореограф обратился к академическому классическому танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия неоклассицистской партитуры Игоря Федоровича Стравинского.
Legacy and Death
In addition to ballet, Balanchine choreographed Hollywood movies and Broadway musicals. He is known for his connection to Igor Stravinsky; Balanchine created many ballets to his work, some in collaboration with the composer. He made more than 465 works, which have been performed by nearly every ballet company in the world.
Balanchine created plotless ballets, where the dancing upstaged glitz and storytelling. His work never featured a star, as he believed the performance should outshine the individual. He is credited with developing the neo-classical style distinct to the 20th century. Balanchine served as the artistic director of the New York City Ballet until his death, on April 30, 1983, in New York City.
Life in America: ‘The Nutcracker’
After the Ballet Russes collapsed, Balanchine created the company Les Ballets in 1933. Following a performance, American dance aficionado Lincoln Kirstein approached Balanchine about collaboration and the two began a 50-year creative partnership, co-founding the School of American Ballet in 1934. The following year, the professional company known as the American Ballet emerged, becoming the official company of New York’s Metropolitan Opera until 1936.
In 1946, Kirstein and Balanchine co-founded a company that would become the New York City Ballet. Balanchine served as artistic director of the company, based out of New York State Theater at Lincoln Center. He produced more than 150 works for the company, including «The Nutcracker.» While money was tight, Balanchine presented the dancers in practice clothes instead of ornate costumes.
Примечания
- . Аргументы и Факты (23.01.2016).
- ↑ .
- Шумахер Э. Жизнь Брехта. — М.: Радуга, 1988. — С. 90.
- Шумахер Э. Жизнь Брехта. — М.: Радуга, 1988. — С. 75.
- . Дата обращения: 6 июля 2008.
- .
- С.Волков. Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным. М.: Эксмо, 2002. С. 162
- В. М. Гаевский. Дивертисмент. — 1981. — С. 292-314.
- Мейсон Карри. Режим гения. Распорядок дня великих людей = Daily Rituals How Artists Work. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 302 с. — ISBN 978-5-9614-4415-5.
- . Дата обращения: 24 декабря 2018.
- . Дата обращения: 13 февраля 2019.
- . www.theaterhalloffame.org. Дата обращения: 10 июля 2020.
- . Sputnik Грузия. Дата обращения: 10 июля 2020.
Портрет хореографа
Музыка и ее интерпретация являются краеугольным камнем его творчества: «балет — это прежде всего вопрос темпа и пространства: пространство, ограниченное сценой, время, предоставляемое музыкой».
Баланчин во Флориде в 1942 году.
Духовный сын Мариуса Петипа , Баланчин является частью классической традиции и обращается к школьным ступеням, выходящим за их пределы. Для его стиля характерны экстримальность, динамичность, точность, энергичность движений, комбинации сложных или даже акробатических шагов, скорость исполнения. Он отстаивает формальную красоту, стремящуюся к чистоте, техническую виртуозность, превосходящую мастерство исполнителей, и он предоставляет превосходство танцору.
Под покровительством царской семьи
Старший сын композитора Мелитона Баланчивадзе, которого звали «грузинским Глинкой», появился на свет 23 января 1904 года. Семья жила в доме на Суворовском проспекте.
В воспоминаниях Георгия сохранились его детские прогулки по большому шумному городу. Бонна водила детей к «Прудкам» на углу Греческого проспекта и улицы Некрасова, на Поклонную гору, в Зоологический сад.
В книге «Страсти по Чайковскому» Соломона Волкова он рассказывал, как, совершая променад по набережной Невы, он с нетерпением ждал, когда прогремит полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости.
В 9-летнем возрасте мать отвела Георгия и его сестру Тамару на пробы в балетную школу. Какого было удивление родителей, когда их сын прошел строгий отбор в главную школу Императорского балета. Правда, рассказывая об этом, Баланчин часто употреблял выражение, что родители его «засунули» в это учебное заведение.
Он не скрывал, что очень тосковал, не видя ни отца, ни матери. Когда они перебрались в Финляндию, в Лунатиокки, иногда по воскресеньям его забирала к себе тетка, которая жила в Петербурге.
— вспоминал он.
Стоит отметить, что ученики Императорского Санкт-Петербургского Театрального училища находились в заведении на полном содержании за счет царской казны. Они носили голубые мундиры, их воротнички и фуражки украшали золотые лиры.
Перевозили воспитанников на каретах, на облучке которых сидели люди в ливреях. После революции все это исчезло. Воспитанников до спектаклей стали подвозить на линейках – длинных открытых дрожках. Позже отменили и их. Школу стало нечем топить, а учеников – нечем кормить. Но до революции все было иначе.
— пояснял Георгий Мелитонович.
В его память врезала встреча с Николаем II. Как-то после балета «Конек-Горбунок», который очень нравился императору, детей, принимавших участие в постановке, лично представляли царской семье. Царь, немного картавя, спрашивал у ребят, как у них дела. Те, шаркнув ногой, отвечали:
Баланчину запомнились светлые выпуклые глаза императора, его невысокий рост, а также роскошные одежды императрицы Александры Федоровны и красота юных дочерей Николая II.
На память в тот вечер ученикам подарили фарфоровые кружки с императорскими вензелями и шоколад в серебряных коробочках.
«Я жил в трех разных Петербургах»
Говоря о Петербурге своей юности, Джорж Баланчин называл его оригинальным, ни на что не похожим. По его словам, этот город был для него неотделим от личности поэта Александра Пушкина:
Джордж Баланчин: «Мы все петербуржцы – все те, кто воспитались в этой школе. Потому что мы были придворной школой». Фото – Commons.wikimedia.org
Будучи молодыми людьми, воспитанники школы с девушками летом убегали, чтобы насладиться белыми ночами. Они смотрели на сфинксов у Академии художеств, доходили до Петропавловской крепости. Позже хореограф признавался, что, играя музыку Чайковского, иногда вспоминал петербургские белые ночи.
– говорил он.
Жизнь Баланчина в Америке
После смерти Дягилева (1929) Д.М. Баланчин работал для программ ревю, в Датском Королевском Балете, в основанной в 1932 труппе «Русский Балет Монте-Карло». В 1933 году он возглавил труппу «Балле 1933», в числе постановок — «Семь смертных грехов» (текст Бертольта Брехта, музыка К. Вайля) и «Странница» (музыка австрийского композитора Франца Шуберта). В этом же году по приглашению американского любителя искусств и мецената Л. Керстайна он переехал в Америку.
В 1934 году Джордж Баланчин совместно с Керстайном организовал в Нью-Йорке Школу американского балета и на ее основе — труппу «Американ Балле», для которой им были созданы «Серенада» (музыка Петра Ильича Чайковского; в редакции 1940 — один из самых известных балетов хореографа), «Поцелуй феи» и «Игра в карты» Стравинского (оба 1937), а также два самых знаменитых балета из его репертуара — «Кончерто барокко» на музыку Иоганна Себастьяна Баха (1940) и «Балле Эмпериаль» на музыку Чайковского (1941). Труппой, получившей после ряда переименований название «Нью-Йорк Сити Балле» (с 1948), Баланчин руководил до конца своих дней, и за эти годы она исполнила около 150 его произведений.
К 1960-м годам стало очевидно, что США обладают благодаря Баланчину собственной национальной классической балетной труппой и репертуаром, известным во всем мире, а в Школе американского балета сформировался и национальный стиль исполнения.
Новаторство Джорджа Баланчина
Репертуар Баланчина-хореографа включает постановки разных жанров. Им созданы двухактный балет «Сон в летнюю ночь» (музыка Феликса Мендельсона, 1962) и трехактный «Дон Кихот» Н. Д. Набокова (1965), новые редакции старых балетов или отдельных ансамблей из них: одноактная версия «Лебединого озера» (1951) и «Щелкунчик» (1954) Чайковского, вариации из «Раймонды» российского композитора Александра Константиновича Глазунова (1961), «Коппелия» Лео Делиба (1974).
Однако наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца: сюиты, концерты, инструментальные ансамбли, реже симфонии. Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Д. Баланчин обнаружил новые возможности, заключенные в этой системе, развил и обогатил ее.
Около 30 постановок было осуществлено Джорджем Баланчиным на музыку Стравинского, с которым он был в тесной дружбе с 1920-х годов на протяжении всей жизни («Орфей», 1948; «Жар-птица», 1949; «Агон», 1957; «Каприччио», вошедшее под названием «Рубины» в балет «Драгоценности», 1967; «Концерт для скрипки», 1972, и др.).
Неоднократно обращался он к творчеству Чайковского, на музыку которого были поставлены балеты «Третья сюита» (1970), «Шестая симфония» (1981) и др. В то же время ему была близка и музыка современных композиторов, для которой надо было искать новую стилистику танца: «Четыре темперамента» (музыка немецкого композитора Пауля Хиндемита, 1946), «Айвезиана» (музыка Чарлза Айвза, 1954), «Эпизоды» (музыка австрийского композитора и дирижера Антона фон Веберна, 1959).
Форму бессюжетного балета, построенного на классическом танце, Баланчин сохранял и тогда, когда искал в балете национальную или бытовую характерность, создавая, например, образ ковбоев в «Симфонии Дальнего Запада» (музыка Х. Кея, 1954) или большого американского города в балете «Кому какое дело?» (музыка Джорджа Гершвина, 1970). Здесь классический танец представал обогащенным за счет бытовой, джазовой, спортивной лексики и ритмического рисунка.
Наряду с балетами Баланчин ставил много танцев в мюзиклах и фильмах, особенно в 1930-1950-х годах (мюзикл «На пуантах!», 1936, и др.), оперные спектакли: «Евгений Онегин» Чайковского и «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки, 1962 и 1969).
Балеты Баланчина идут во всех странах мира. Он оказал решающее влияние на развитие хореографии 20 века, не порывая с традициями, но смело обновляя их. Воздействие его творчества на русский балет усилилось после гастролей его труппы в СССР в 1962 и 1972 годах.
Джордж Баланчин скончался 30 апреля 1983 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Окленд, в Нью-Йорке.
Интересные факты
- Баланчин старался не пропускать выборы — он ценил возможность высказать своё мнение. Он любил обсуждать политические вопросы и жалел, что этикет не позволяет говорить о политике во время ужинов.
- Баланчин был членом Суда присяжных, к чему относился с большой ответственностью. Его первым заседанием было дело против универмага Bloomingdale’s.
- Баланчин нередко использовал слоганы из телевизионной рекламы в уроках и репетициях.
- Он любил сам стирать (в квартире была установлена небольшая стиральная машинка) и гладить свои рубашки. По собственному признанию хореографа, большую часть работы он делал именно в то время, когда гладил.
Избранные постановки
Год | Премьера | Название балета | Композитор | Декорации и костюмы | Первые исполнители | Дирижёр | Труппа | Илл. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
17 июня, Париж,Театр Гёте-лирик | Песнь соловья(фр. Le Chant du rossignol) | Игорь Стравинский | Анри Матисс | Русский балет Дягилева | ||||
11 декабря, Лондон,Колизеум | Барабо(фр. Barabau) | Витторио Риети | Морис Утрилло(д. вып. князем Шервашидзе) | Леон Войциковский, Серж Лифарь, Алиса Никитина, Александра Данилова, Тамара Жева | Русский балет Дягилева | |||
19 мая, Париж,Театр Сары Бернар | Пастораль(фр. Pastorale) | Жорж Орик | Педро Прюна(д. вып. князем Шервашидзе) | Фелия Дубровская, Тамара Жева, Серж Лифарь, Тадеуш Славинский | Русский балет Дягилева | |||
3 июня, Париж,Театр Сары Бернар | Чёртик из табакерки(англ. Jack in the Box) | Эрик Сати | Андре Дерен(д. вып. князем Шервашидзе) | Станислав Идзиковский, Александра Данилова, Любовь Чернышёва (?) | Русский балет Дягилева | |||
3 декабря, Лондон,Театр Лицеум | Триумф Нептуна(фр. Le Triomphe de Neptune) | Лорд Бернерс | князь Шервашидзе (д.)Педро Прюна (к.) | Александра Данилова, Серж Лифарь, Лидия Соколова, Михаил Фёдоров, Любовь Чернышёва, Вера Петрова, Татьяна Шамье, Джордж Баланчин, Константин Черкас | Русский балет Дягилева | |||
30 апреля,Опера Монте-Карло | Кошка(фр. La chatte) | Анри Соге | Наум ГабоАнтуан Певзнер (сценография и скульптуры) | Алиса Никитина, Серж Лифарь | Русский балет Дягилева | |||
12 июня, Париж,Театр Сары Бернар | Аполлон Мусагет(фр. Apollon musagète) | Игорь Стравинский | Андре Бошан(д. вып. князем Шервашидзе)Шанель (к., 1929) | Серж Лифарь, Алиса Никитина, Любовь Чернышёва, Фелия Дубровская | Русский балет Дягилева | |||
16 июля, Лондон,Театр Его Величества |
Боги-нищие(фр. Les Dieux mendiants;
англ. The Gods Go A-Begging) |
Г.-Ф. Гендель | Лев Бакст (д. из «Дафниса и Хлои»)Хуан Грис (к. из «Искушения пастушки») | Александра Данилова, Леон Войциковский, Любовь Чернышёва, Фелия Дубровская, Константин Черкас | Русский балет Дягилева | |||
7 мая,Опера Монте-Карло | Бал(фр. Le Bal) | Витторио Риети | Джорджо де Кирико | Александра Данилова, Антон Долин, Андрей Бобров, Фелия Дубровская, Леон Войциковский, Джордж Баланчин, Евгения Липковская, Серж Лифарь | Русский балет Дягилева | |||
21 мая, Париж,Театр Сары Бернар | Блудный сын(фр. Le fils prodigue) | С. С. Прокофьев | Жорж Руо(д. вып. князем Шервашидзе, к. — Верой Судейкиной) | Серж Лифарь, Михаил Фёдоров, Фелия Дубровская, Элеанора Марра, Наталия Браницкая, Леон Войциковский, Антон Долин | Русский балет Дягилева | |||
7 июня, Париж,Театр Елисейских Полей | Моцартиана | П. И. Чайковский (сюита для оркестра № 4 «Моцартиана», 1887) | Кристиан Берар (д., к. и занавес) | Людовик Матлинский и Люсьен Кульберг, Тамара Туманова и Роман Ясинский | «Балет—1933» | |||
1 марта, Нью-Йорк,театр Адельфи | Серенада | П. И. Чайковский (Серенада для струнного оркестра) | Гастон Лоншан (д.), Жан Люрса (к.) | Шандор Хармати | «Американский балет» | |||
Нью-Йорк | Балюстрада | Игорь Стравинский (Концерт для скрипки с оркестром) | Павел Челищев | |||||
20 ноября, Нью-Йорк | Четыре темперамента | Пауль Хиндемит | Курт Селигман | Уильям Доллар, Джорджия Хайден, Танакиль Леклерк и другие | Леон Барзен, пианист — Николаc Копейкин | «Балетное общество» | ||
28 июля, Париж,Гранд-опера | Хрустальный дворец | Жорж Бизе(Симфония № 1, до мажор, 1855) | Леонор Фини | Лисетт Дарсонваль и Александр Калюжный, Тамара Туманова и Роже Ритц, Мишлен Барден и Мишель Рено, Мадлен Лафон и Макс Боццони | Роже Дезормьер | Балет Парижской оперы | ||
26 ноября, Нью-Йорк,Городской центр музыки и драмы | Тема с вариациями | П. И. Чайковский(финал сюиты № 3, 1884) | Вудман Томпсон (к. изготовлены Каринской) | Алисия Алонсо, Игорь Юшкевич | Макс Гоберман | Театр балета | ||
27 ноября, Нью-Йорк,Городской центр музыки и драмы | Жар-птица | Игорь Стравинский | Марк Шагал (1945, для Мясина) | Мария Толчиф, Франсиско Монсьон, Патриция Макбрайд, Эдвард Бигелоу | Леон Барзен | Нью-Йорк Сити балет | ||
17 января, Нью-Йорк,Городской центр музыки и драмы | Звёзды и полосы | марши Джона Филиппа Соуза в оркестровке Херши Кея | Дэвид Хейс (д.), Варвара Каринская (к.) |
Аллегра Кент, Диана Адамс, Мелисса Хейден, Роберт Барнет, Жак д’Амбуаз |
Нью-Йорк Сити балет | |||
5 февраля, Нью-Йорк,Театр штата Нью-Йорк | Кого это волнует? | музыка Джорджа Гершвина в оркестровке Херши Кея | Джо Милзинер (д.), Варвара Каринская (к.) | Жак д’Амбуаз, Патриция Макбрайд, Марни Моррис, Карин фон Арольдинген | Роберт Ирвинг | Нью-Йорк Сити балет |
Карьера
Русский балет
В году Дягилев назначил Баланчина балетмейстером труппы, уполномочив его разработать собственную хореографию. В то же время он начал тесное сотрудничество с Игорем Стравинским, с которым создал более тридцати балетов . Между 1924 годом и смертью Дягилева19 августа 1929 г., хореограф ставит девять балетов, а также несколько других менее значимых хореографий. К сожалению, будучи жертвой серьезной травмы колена, которая ограничивает его движения, он должен решить положить конец своей танцевальной карьере.
После смерти Дягилева «Русские балеты» распались. Баланчин монтировал балеты для Cochran Revues в Лондоне , затем стал приглашенным балетмейстером в Королевском датском балете в Копенгагене и создал Les Créatures de Prométhée для Парижской оперы, где он работал с Клодом Бесси , которому тогда было 14 лет. Больной, он рекомендует замену, Лифаря как балетмейстера . Он вернулся в качестве балетмейстера в Ballets Russes, когда они обосновались в Монте-Карло под названием Ballets Russes de Monte-Carlo . Он поставил для них три балета: « Котильон» , «Согласие» и «Буржуа джентильхомм» .
Баланчин снова покинул Ballets Russes, когда Рене Блюм передал труппу полковнику де Базилю и основал свою собственную компанию Les Ballets 1933 при финансовой поддержке Эдварда Уильяма Фрэнка Джеймса и его друга и бывшего секретаря Бориса Кохно в качестве совета. Компания была распущена через два месяца в 1933 году, но Баланчин успел разработать несколько новых хореографий на музыку Бертольда Брехта , Курта Вайля , Дариуса Мийо и Анри Соге . Он также сотрудничал с художником и декоратором Павлом Челичева .
После выступления в балетной труппе 1933 года покровитель искусств Линкольн Кирстейн встретил Баланчина, имея скрытый мотив попросить его создать труппу в Соединенных Штатах . Последний принимает и эмигрирует в октябре 1933 года .
Соединенные Штаты
Прибыв в США, Баланчин настоял на том, чтобы его первым проектом было создание балетной школы. С помощью Линкольна Кирстайна и Эдварда М.М. Варбурга Школа американского балета открывает свои двери в2 января 1934 г., закрепив за собой балет в Соединенных Штатах и привлекая таких танцоров, как Жак д’Амбуаз , ведущий танцор New York City Ballet в течение почти тридцати лет. Его ученики представляют премьеру балета « Серенада», поставленного им в Варбурге . На протяжении 1930-х и 1940- х годов , несмотря на свою работу в Американском балете, он ставил хореографию для бродвейских сцен в сотрудничестве с такими известными людьми , как Ричард Роджерс , Лоренц Харт и Вернон Дьюк . Он восхищается Фредом Астером, который, по его словам, был « самым интересным, самым изобретательным, самым элегантным танцором на сегодняшний день … Вы найдете немного Фреда Астера в танцевальной манере каждого — пауза здесь, движение там. В этом была оригинальность Астера » .
В году Баланчин создал профессиональную танцевальную труппу, которую назвал «Американский балет», которая начала выступать в Метрополитен-опера . В 1936 году Баланчин поставил только балет « Орфея и Эвридика» по одноименной опере, а в 1937 году — вечерний танец на музыку Игоря Стравинского .
Джордж Баланчин в амстердамском аэропорту Схипхол , 24 августа 1965 года.
В году его компания переехала в Голливуд . Он снимает двухэтажный дом вместе с Копейкином на Норт-Фэйрфакс-авеню недалеко от Голливудского бульвара. Труппа была переименована в American Ballet Caravan и гастролировала по Северной и Южной Америке . Она исчезнет через несколько лет. Баланчин был постоянным хореографом Русского балета Монте-Карло с по 1946 год .
В году с щедрой помощью Линкольна Кирстайна он основал новую танцевальную труппу — Ballet Society . После нескольких успехов и нескольких неудач Центр Нью-Йорка предложил ему в году стать резидентом танцевальной труппы под названием New York City Ballet . В году Баланчин поставил балет « Щелкунчик» , который труппа исполняет каждый год на Рождество и который стал очень прибыльной традицией в США для многих танцевальных коллективов .
Он не возвращался в тогдашнюю Советскую Россию до 1972 года , во время гастролей New York City Ballet в Ленинграде по инициативе кировского режиссера Олега Виноградова. Из-за цензуры ему пришлось отказаться от проведения вечера, посвященного собственным произведениям Баланчина. Виноградов напишет позже: «этот проект» не встретит понимания компетентных органов. На протяжении многих десятилетий нас держали в стороне от шедевров мировой культуры »…
В году Джордж Баланчин получил премию Кеннеди-центра за первый год его создания.
Танцы за еду
После революции жизнь в городе изменилась. Когда к власти пришли большевики, в Мариинский театр стали ходить матросы и солдаты. Баланчин вспоминал, как они стучали каблуками в такт музыке, щелкали семечки и сидели на барьерах лож, свесив ноги. Но вскоре им надоела эта забава. К тому же театр не отапливался, там было очень холодно.
Балерины стали болеть воспалением легких, мечтая уехать за границу. В какой-то момент театр даже собирались закрыть, но народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский не дал совершить такую ошибку.
Несмотря на то, что спектакли продолжали показывать публике, артисты получали за это очень небольшие деньги. В итоге, чтобы как-то свети концы с концами, они брались за любую подработку, составляли концертные труппы, в которых пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах.
Выступать будущему легендарному хореографу приходилось даже в цирке Чинизелли:
По словам Баланчина, особой популярностью в те годы пользовался у зрителей матросский танец. Несмотря на то, что артисты Императорской балетной школы были вынуждены изображать, будто они забираются на воображаемую мачту или натягивают паруса, они старались делать это профессионально, так как от этого зависело, получат ли они еду.
Джордж Баланчин в балете “Дон Кихот” Фото – Commons.wikimedia.org
Его жизнь изменилась в 1924 году, когда он уехал на гастроли из России и уже не вернулся в страну. Как-то в одном из интервью он признался, что его часто спрашивают, кто он по национальности.
– отвечал он.
Кстати
«Не хватает движения столицы»: Алессандро Каггеджи о своих мечтах и чужих страхах
Вкус к классике
Никита Ксенофонтов – дипломант «Бенуа де ла Данс» 2023 года
Академия Русского балета имени Вагановой отмечает 285 лет
Запись тела и тело записи
Игра в старину