Эмиль гилельс в глазах наших современников*0

Эмиль гилельс - великий музыкант советских времен

Награды и звания

  • Лауреат I Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933, 1-я премия).
  • Лауреат Международного конкурса пианистов в Вене (1936, 2-я премия).
  • Лауреат Международного конкурса имени Изаи в Брюсселе (1938, 1-я премия).
  • Ленинская премия (1962) — за концертно-исполнительскую деятельность.
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за концертно-исполнительскую деятельность.
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (5.11.1947).
  • Народный артист СССР (27.03.1954).
  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 октября 1976 года, орден Ленина и медаль «Серп и Молот») — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения.
  • Три ордена Ленина (15.09.1961, 14.10.1966, 18.10.1976).
  • Орден Трудового Красного Знамени (28.12.1946).
  • Орден Дружбы народов (7.08.1981).
  • Орден «Знак Почёта» (3.06.1937).
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947).
  • Командор ордена Леопольда I (Бельгия, 21.05.1968).
  • Командор ордена «За культурные и художественные заслуги» (Франция, 1967).
  • Премия Роберта Шумана (ГДР, 1973).
  • Брамсовская медаль (Гамбург, 1973).
  • Золотая медаль города Парижа.
  • Почётный член Лондонской королевской академии музыки (1969).
  • Почётный профессор Музыкальной академии Ф. Листа (Будапешт, 1970).
  • Почётный академик Национальной академии «Санта-Чечилия» (Рим, 1980).
  • Введён в Зал славы журнала Gramophone.

Примечания

  1. . Яндекс Дзен | Платформа для авторов, издателей и брендов. Дата обращения: 31 октября 2019.
  2. . Isralike.org (7 декабря 2016). Дата обращения: 31 октября 2019.
  3. cadenza.  (англ.). Cadenza Music Academy. Learn to play the piano by a professional (25 февраля 2019). Дата обращения: 31 октября 2019.
  4.  (англ.). The Vault at Music & Arts (4 мая 2018). Дата обращения: 31 октября 2019.
  5. John von Rhein, Music critic.  (англ.). Chicago Tribune. Дата обращения: 31 октября 2019.
  6. . Classical-Music.com. Дата обращения: 31 октября 2019.
  7. ↑  (англ.). Limelight. Дата обращения: 31 октября 2019.
  8. . sound-unsound.com. Дата обращения: 31 октября 2019.
  9.  (англ.). The Carolina Philharmonic. Дата обращения: 31 октября 2019.
  10.  (англ.). Classic FM. Дата обращения: 31 октября 2019.
  11.  (англ.). Los Angeles Times (15 октября 1985). Дата обращения: 31 октября 2019.
  12. ↑  (англ.). Mail Online (13 августа 2016). Дата обращения: 31 октября 2019.
  13. . Toldot.ru — Иудаизм и евреи. Дата обращения: 31 октября 2019.
  14. . Вікна-Одеса. Дата обращения: 31 октября 2019.
  15. Гордон Г. Эмиль Гилельс. За гранью мифа. — М.: Классика, 2007. — С. 8—9.
  16. . Emil Gilels Foundation. Дата обращения: 31 октября 2019.
  17. . Одеський коледж мистецтв. Дата обращения: 31 октября 2019.
  18. Гордон Г. Б. Эмиль Гилельс и другие. — Екатеринбург, 2010. — С. 5.
  19. Хентова С. М. Эмиль Гилельс. — М., 1967; Гордон Г. Б. Эмиль Гилельс (за гранью мифа). — М.: Классика-XXI, 2007. — С. 176.
  20. Гордон Г. Б. Эмиль Гилельс (за гранью мифа). — М.: Классика-XXI, 2007. — С. 177.
  21. Паперно Д. А. Записки московского музыканта. — М.: Классика-XXI, 2008. — С. 266.
  22. . Новодевичье кладбище. Дата обращения: 31 октября 2019.
  23.  (англ.). www.gramophone.co.uk. Дата обращения: 31 октября 2019.
  24.  (англ.). The Vault at Music & Arts (4 мая 2018). Дата обращения: 31 октября 2019.
  25. . Toldot.ru — Иудаизм и евреи. Дата обращения: 31 октября 2019. : Очевидно назван в память деда, Гирша Янкелевича Гилельса, который умер за два года до рождения внука (в Вильне в 1889 году).
  26. . Сайт Марка Шварцмана. Дата обращения: 31 октября 2019.
  27. . Музей истории организаций и учреждений Роспотребнадзора по городу Москве. Дата обращения: 31 октября 2019.
  28. ↑ . Дата обращения: 4 июля 2014.
  29. Федорович Е., Шварц Ф. Рэйнор Д. Неизвестный Гилельс (готовится к печати)
  30. . Музыкальная энциклопедия онлайн. Дата обращения: 31 октября 2019.
  31.  (англ.). Gramophone. Дата обращения: 2 января 2016.

Как звучит мужество

Каждый великий пианист, как и каждый великий композитор, имеет собственное звучание, характерный почерк, который делает его непохожим на всех остальных. Техника, манера исполнения, вдохновение, виртуозность – все эти качества исходят во многом из характера пианиста, его жизненных взглядов и предпочтений.

«Чудак» Гленн Гульд видел в музыке невыразимо глубокое духовное начало, которое стремился донести слушателю. Дьердь Циффра – человек тяжелейшей судьбы, будто борясь против невзгод, играл невероятно радостно, светло, помогая своей музыкой и другим находить силы пережить жизненные потрясения. Алексей Султанов славился «инфернальным» исполнением, пронизывающим зрителя до костей.

А Эмиль Гилельс – человек серьезный, сдержанный, сильный, воплощал игру суровую, динамичную, мужественную, полную ярких красок, игру, будто становившуюся призывом жить и бороться.

Эмиль Гилельс

Возможно, музыка Гилельса производила такое сильное впечатление в том числе и из-за поведения самого виртуоза: Эмиль всегда был суров, сдержан, абсолютно невозмутим. Он будто знал, что полностью контролирует ситуацию, его образ и его игра действовали в слаженном тандеме, производя неизгладимое впечатление на зрителя.

– заметил Я. И. Ткач о своем юном ученике, когда тому было всего только тринадцать.

Эмиль Гилельс был не только выдающимся виртуозом, обладавшим чуть ли не лучшей техникой среди советских музыкантов, а то и музыкантов всего мира своего периода, он в равной степени был великолепным музыкантом, способным подавать классику в присущей только ему одному строгой, но впечатляющей манере.

– так высказывался об игре Эмиля другой известный виртуоз Яков Мильштейн.

Эмиль Гилельс

Игра Гилельса была воплощением советской эпохи – могучей, сдержанной, суровой и мужественной, полной динамики и страстного призыва жить, творить, созидать, искать и утверждать свое место в жизни.

Такая манера исполнения не потеряла своей актуальности и сейчас, когда существует множество направлений музыки, преследующих тот же эффект.

Как ни странно, игра Гилельса вполне могла бы превзойти современные техно, RnB, дабстеп и прочие «энергичные» направления музыки именно способностью дать человеку волю к жизни, внутреннюю силу и энергию.

К счастью, наследие Гилельса сохранилось в записях концертов, студийных пластинках, в виде сотен материалов, перенесенных на современные носители и, следовательно, доступных для тех, кто хочет знать, как выглядит по-настоящему мужественная музыка.

Биографические сведения

В 1921–1929 гг. учился у Я.И. Ткача, в 1929–1935 гг. — в Одесской консерватории по классу профессора Берты Рейнгбальд (1897–1944). В 1935–38 гг. совершенствовался в аспирантуре у профессора Г.Г. Нейгауза в Школе высшего мастерства при Московской консерватории.

Впервые выступил перед публикой в мае 1929 года. В 1931 г. участвовал во Втором Всеукраинском конкурсе пианистов, в 1933 г. победил в Первом Всесоюзном конкурсе пианистов. Лауреат международных конкурсов пианистов в Вене (1936, 2-я премия) и Брюсселе (имени Э. Изаи, 1938, 1-я премия). С 1930-х гг. Гилельс — один из лидеров советской фортепьянной школы.

С 1938 г. Гилельс преподавал в Московской консерватории (с 1952 г. — профессор). Среди его учеников — В. Афанасьев, М. Мдивани, И. Жуков, И. Смородинова и Феликс Готлиб. Возглавлял жюри по специальности «фортепиано» на первых четырёх Международных конкурсах им. П. И. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970).

Осенью 1943 года дал концерты в блокадном Ленинграде. В 1945 году сформировал фортепианное трио вместе с Леонидом Коганом (скрипка) и Мстиславом Ростроповичем (виолончель), а в 1947 — впервые выступил с концертами за рубежом (одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции и странах Скандинавии.

В 1953 г. Гилельс отказался подписать коллективное письмо советских евреев, осуждавшее «врачей-вредителей».

С начала 1950-х гг. Гилельс начал регулярно гастролировать на Западе и вошел в мировую исполнительскую элиту, с триумфом выступая в музыкальных столицах мира, с лучшими оркестрами и ведущими дирижерами.

В 1955 пианист дебютировал на американской сцене, исполнив Первый фортепианный концерт Чайковского с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом. В 1960—1970-х годах Гилельс был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год.

В 1973 г. он был удостоен Премии Роберта Шумана (ГДР). В 1981 году после одного из концертов в Амстердаме у него случился инфаркт, от которого ему так и не удалось полностью оправиться. Несмотря на это, он вернулся к концертной деятельности. Последнее выступление Гилельса состоялось в сентябре 1985 в Хельсинки.

Гилельс — один из самых выдающихся музыкантов в истории музыки. Его исполнение отличалось ярким индивидуальным почерком, глубочайшее проникновение в музыку сочеталось с совершенной техникой и звуком исключительной красоты. Репертуар Гилельса был необычайно широким и включал практически всю фортепьянную литературу от И. С. Баха и Д. Скарлатти до музыки 20 века.

Особыми достижениями Гилельса были интерпретации виртуозных сочинений Ф. Листа (запись фантазии на темы из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» стала сенсацией), сочинений К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и М. Вайнберга.

Гилельс играл и записывал сочинения Д. Кабалевского, Ф. Пуленка, П. Владигерова. Особое место в репертуаре Гилельса занимал Л. Бетховен, чьи концерты для фортепьяно с оркестром Гилельс многократно исполнил и дважды записал. В последние годы жизни Гилельс записывал все сонаты Бетховена, но не успел завершить эту работу.

Гилельс был не только ярким солистом, но и тонким камерным музыкантом. Среди его партнеров были скрипачи Л. Коган, Елизавета Гилельс (сестра Гилельса), виолончелист М. Ростропович, квартеты имени Л. Бетховена, имени А. Бородина и «Амадеус», пианисты Я. Зак (1913–1976), Елена Гилельс.

Гилельс получил звание народного артиста СССР (1954), был лауреатом Сталинской (1946) и Ленинской (1962) премий; почетным членом Лондонской королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии имени Ф. Листа (Будапешт, 1970), Национальной академии «Санта Чечилия» (Рим, 1980). Получил несколько советских и западных орденов.

Баловень судьбы

Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе 6 октября 1916 года, застав закат Российской империи, зарю революции и немного предвосхитив советскую эпоху, подарившую ему всемирную славу.

Эмиль происходил из еврейской семьи: отец Григорий был рабочим, мать Эсфирь посвящала себя заботе о семье и доме. Как друзья, так и биографы Гилельса замечают, что он получил достаточно хорошее, но крайне суровое воспитание, родители его были людьми довольно жесткими, что, несомненно, отразилось и на характере музыканта.

Рано ощутив страсть к музыке и любовь к сцене, маленький Эмиль даже сподвигал детей из соседних дворов разыгрывать театральные представления по написанным им пьесам.

Еще до завершения обучения Гилельс стал победителем первого всесоюзного конкурса музыкантов

Первым учителем музыки Гилельса был Я. И. Ткач, благодаря урокам которого уже к 13 годам Миля сумел блеснуть своими талантами на публике, дав концерт, завершившийся бурными овациями.

Затем была Одесская консерватория, куда примерно в те же годы вопреки стараниям отца – преподавателя музыки так и не поступил своенравный Святослав Рихтер, также живший в Одессе.

А технического совершенства молодому виртуозу помог добиться уже в Москве легендарный Генрих Нейгауз, и тут стоит опять упомянуть Святослава Рихтера, ибо, несмотря на все выдающиеся успехи Гилельса, именно Рихтера – «строптивого» пианиста – Генрих Густавович называл своим любимым учеником.

С другой стороны, талантами Гилельса восхищался сам Рубинштейн, познакомившийся с виртуозом во время учебы того в Одессе.

Еще до завершения обучения Гилельс прославился как вдохновенный интерпретатор и яркий музыкант, он стал победителем первого всесоюзного конкурса музыкантов, а затем сумел выиграть несколько престижных европейских конкурсов. А дальше были только слава, успех, признание и яркая линия жизни пианиста, пронизавшая всю Советскую Эпоху.

Жены и возлюбленные

Казалось бы, суровый и сдержанный, Гилельс вряд ли мог особенно ярко проявлять свои чувства. Однако его жизненная история обозначена яркими моментами, связанными с женщинами.

Эмиль Гилельс и его жена Фаризет Хуцистова

Не обошлось и без трагедий – первая жена маэстро пианистка Роза Тамаркина, с которой его свели военные годы, когда Гилельс много выступал по СССР (в том числе в блокадном Ленинграде), рано ушла из жизни, оставив музыканта, не миновавшего порог тридцати лет, вдовцом.

В суровые военные годы случился и бурный роман Гилельса с Боней Гиршберг – латвийской еврейкой, коммунисткой, успевшей отсидеть срок за активную политическую работу и потерявшей почти всю семью в фашистских лагерях.

Боня и Эмиль встретились во время визита виртуоза в Киров, где эмигрантка, почти не знавшая русского, работала медсестрой в чине младшего лейтенанта. Между ними разгорелось горячее чувство, продлившееся несколько лет и затронувшее не только этих двоих, но и большинство известных музыкантов того времени, через которых Эмиль передавал свои чувственные и вдохновенные письма Боне.

Свадьбы не вышло – Гиршберг «испугалась» тяжелого нрава пианиста и не смогла связать с ним свою жизнь, она вышла за военного хирурга, с которым счастливо провела остаток жизни.

А Гилельс не менее счастливо связал свою жизнь с поэтессой и восторженной почитательницей его таланта Фаризет Хуцистовой, сумевшей оставить нам потрясающе систематизированный архив из более чем 11 тысяч документов о жизни Гилельса.

Мемориальная доска Эмилю Гилельсу

Эмиль Гилельс ушел из жизни 14 октября 1986 года в Москве, пережив от “а” до “я” всю великую советскую эпоху, но наверное к счастью, не увидев распада страны. Он был любимцем Сталина, Хрущева, Брежнева, самым талантливым и почитаемым музыкантом страны. Герольдом СССР, впервые из советских музыкантов допущенным играть в США.

Он был ярким и мужественным виртуозом, его потрясающее исполнение Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и Прокофьева навсегда вошло в копилку мирового музыкального фонда. Он был человеком столетия, оставившим миру огромное музыкальное наследие.

Кстати

«У рояля то же, что было и раньше»

Пианистка, которой посвящал стихи Иосиф Бродский, выступит в Петербургской филармонии

Выставка «Нина Дорлиак. Песнь Сольвейг» открылась в Москве

«Декабрьские вечера» в 2023 году посвятят испанскому искусству

Фестиваль фортепианной музыки имени Эмиля Гилельса пройдет в Москве

Станислав Корчагин: «Однажды мне приснился Рахманинов»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: