Музыка
Когда Ференцу исполнилось 12 лет он вместе с отцом отправился в Париж для поступления в консерваторию. Однако ему было отказано в поступлении только потому, что в данном заведении могли обучаться исключительно французы.
Отец и сын решили не покидать Париж, поэтому были вынуждены зарабатывать средства путем концертной деятельности Листа. В скором времени подросток начал писать свои первые музыкальные произведения. В 14-летнем возрасте он стал автором оперы «Дон Санчо, или Замок любви», которая была поставлена на сцене «Grand Opera» в 1825 г.
Через пару лет не стало отца Ференца, смерть которого он пережил крайне тяжело. Около 3-х лет он находился в депрессии, отойдя от музыки. После этого он решил создать «Революционную симфонию», которая бы состояла из революционных песен.
В данный период биографии Лист познакомился с легендарным Паганини, игра которого приводила его в восторг. Он был настолько ослеплен игрой скрипача, что задался целью усовершенствовать свою технику на пианино. Парень отказался от выступлений и начал оттачивать на фортепиано сложные каприсы Паганини.
В итоге Ференцу удалось достичь высочайшего мастерства в фортепианном переложении исполнения данных композиций. Стоит заметить, что на мастерство его игры оказал значительное влияние Шопен, который так и не успел увидеть расцвет таланта Листа.
Любопытно, что в одном из писем Шопен признавался, что хотел бы «похитить у Ференца манеру исполнения его собственных этюдов». С каждым годом Лист приобретал все большее признание, вследствие чего у него появлялось много знаменитых друзей, включая Дюма-отца, Гюго и Жорж Санд.
В середине 1830-х годов композитор увлекся педагогической деятельностью, которой занимался до конца жизни. Во время пребывания в Швейцарии он создавал сборник пьес «Годы странствий». В тот момент биографии его концертное творчество уже не было так востребовано как раньше, поскольку жители Женевы проявляли интерес к игре другого виртуоза – Сигизмунда Тальберга.
В Италии Ференц Лист впервые в мировой истории организовал сольный концерт, без участия других музыкантов. Именно тогда, европейцы начали разграничивать салонные и концертные мероприятия. 1840-е годы стали пиком его творчества.
Лист посетил множество стран, где ему оказывали бурный прием. Интересен факт, что после одного выступления к нему подошел его главный оппонент Тальберг, который поздравил Ференца и признал его превосходство над собой.
За годы творческой биографии Лист стал автором 647 сочинений, созданных в разных жанрах. Во всех его работах прослеживается новаторство, поиск новых решений, богатство фантазии, смелость и субъективный взгляд на искусство. Он сделал множество открытий в сферах гармонии, мелодики, формы и фактуры.
Помимо этого, Ференц стал основоположником новых жанров – рапсодии и симфонической поэмы. Он знаменит собственными Венгерскими рапсодиями, которые относятся к числу самых ярких и оригинальных его сочинений. Примечательно, что мастер верил в силу искусства, с помощью которого можно овладевать сознанием масс и противостоять злу.
В зрелые годы биографии Лист давал открытые уроки у себя дома, за которые никогда не брал платы. Он также написал несколько книг и массу статей, в которых рассматривал глобальные вопросы той эпохи.
Веймарский период (1847 — 1861)
Это наиболее плодотворный период творческой деятельности Листа, когда получили окончательное воплощение его самые значительные творческие замыслы. В Веймаре были созданы 12 (из 13) симфонических поэм. Это новый жанр романтической программной музыки, вдохновленный поэзией, драматургией или живописью: «Что слышно на горе», «Мазепа», «Прелюды», «Идеалы», «Тассо», «Прометей», «Гамлет», «Битва гуннов»и т.д.. Тогда же появились 2 программные симфонии «Фауст» и «Данте», новые редакции 2х фортепианных концертов, «Этюдов высшего исполнительского мастерства» и «Этюдов по каприсам Паганини», «Утешения», «Траурное шествие», два тома «Годов странствий», соната си минор, 15 Венгерских рапсодий (из 19-ти), песни, Гранская месса и другие сочинения.
Небывалый размах получает просветительская деятельность Листа. Под его управлением на сцене Веймарского театра были поставлены 43 оперы — от Глюка и Моцарта до Верди и Вагнера, причем 8 — впервые в мире. Он исполнил все симфонии Бетховена, различные сочинения Шуберта и Берлиоза, Шумана и Глинки, многих других композиторов. К их исполнению писал пояснения и большие статьи, иногда совместно с Каролиной, в которых излагал свои взгляды на пути развития музыки. Стремясь поддерживать современных музыкантов-новаторов, Лист устраивал специальные «музыкальные недели», посвященные творчеству того или иного композитора (неделя Берлиоза, неделя Вагнера и пр.). Он боролся с обветшавшими традициями, рутиной.
Благодаря Листу маленький Веймар превратился в один из культурных центров Германии. Вокруг него группируются друзья, ученики — пианисты, композиторы, которые съезжаются в Веймар со всей Европы. Один из них, выдающийся дирижер и пианист Ганс фон Бюлов становится мужем младшей дочери Листа Козимы.
Однако консервативная веймарская публика совсем не понимала новаторских устремлений Листа. Концерты посещались плохо (симфония «Гарольд в Италии» исполнялась перед пустым залом). Положение композитора осложняла правовая неупорядоченность его личной жизни – Каролине, несмотря на все усилия, так и не удалось получить развод, поэтому Лист не мог вступить с ней в законный брак . Его тяжелое душевное состояние усугубила смерть сына и старшей дочери.
Ференц Лист — Музыка
Ференц Лист
Подготовил
Тимохин Александр
Брянск 2000
Ференц Лист
Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в
местечке Доборьян (область Шопрон).
Это было одно из поместий известных венгерских князей Эстергази,
имя которых связанно с историей жизни и других великих музыкантов, таких как
Гайдн, Шуберт. Выдающееся дарование композитора обнаружилось довольно рано.
Первые шаги в музыке Лист делал под руководством отца, а приехав в Вену брал
уроки у ученика Бетховена Карла Черни, а также у известного итальянского
композитора Антонио Сальери. Приехав в Париж
композитор попадает в бурный круговорот музыкальной жизни. Огромную роль для
Листа сыграли его встречи и общение в музыкальной столице с выдающимися
музыкантами — Никколо Паганини, Гектором Берлиозом и
Фредериком Шопеном. Потрясенный гениальной игрой итальянского скрипача
Паганини, ее необычайным блеском, яркостью, романтической красочностью, и
необузданным темпераментом, Лист, уже успевший к тому времени завоевать славу
маэстро фортепиано, с новым жаром занялся фортепианной
игрой и поставил перед собой цель достигнуть в этой области мастерства, равного
мастерству Паганини.
Лист добился поставленной цели.
Многие нити связывают этих двух наиболее выдающихся в исполнителей своего времени:
поразительный виртуозный блеск, как правило, не являющийся самоцелью, а
служащий средством раскрытия содержания исполняемого произведения;
декоративность и красочность, вызывающая ассоциации с звучностью симфонического
оркестра или отдельных его инструментов. Годы 1839 — 1847 отмечены беспримерной
по своему размаху концертной деятельностью Листа почти во всех странах Европы.
Эти непрерывные концертные поездки, сопровождающиеся сплошным триумфом,
доставили Листу огромную славу, любовь и популярность. С 1848 — 1861 композитор
живет в Веймаре. В эти годы Лист больше, чем прежде, сосредоточился на
композиторском творчестве. Лучшие и значительные произведения Листа,
произведения вполне созревшего художника, в которых наиболее полно и законченно
выражено его миросозерцание, созданы именно в этот веймарский
период. В области симфонии Лист вводит новый жанр одночастной симфонической
поэмы, ставшей излюбленной в творчестве композиторов разных стран и получивший
большое развитие и оригинальное творческое претворение в русском классическом
симфонизме второй половины 19 в. (симфонические картины, поэмы, фантазии Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского, Глазунова. Исполнительству Листа был свойственен грандиозный размах и
пафос, приподнятость и вместе с тем необычайная поэтическая картинность. Этими
же качествами отличается фортепьянная музыка Листа. Именно раскрытию
поэтического образа в лучших произведениях Листа подчинены все разнообразные
приемы фактуры и музыкального языка — мощные аккорды во всех регистрах, каскады
виртуозных пассажей, певучая кантилена. Специфической особенностью фортепьянной
звучности во многих произведениях Листа является оркестральность,
что также находится в тесной связи с его исполнительским творчеством. Как
известно, игра Листа поражала богатством красок, тембровых оттенков. Песни Листа не принадлежат к основной линии
его творчества. Однако в вокальной лирике 19 в. они занимают значительное
место, и лучшие песни Листа составляют украшение репертуара камерных певцов. В
жанре вокальной лирики композитора решается одна из ведущих проблем его
творчества вообще: задача органичной связи между образами поэтическими и
музыкальными.
В последние годы жизни творчество
Листа стало менее интенсивным в количественном соотношении. В музыке этого периода
преобладают впечатления о поездке в Рим и связанные с ней сочинения в области
духовной музыки. До конца своих дней
Лист сохранял творческую силу и душевБайрейт,
чтобы послушать оперы Вагнера “Парсифаль“ и “Тристан
и Изольда“. Заболев воспалением легких, Ференц Лист
умер в Байрейте 31 июля 1886 года.
Последние годы жизни
В 60-х годах ХIХ века Лист уехал в Рим, где принял малый постриг в церковнослужители Римской католической церкви, он исполнял ряд литургических служений в должности аколита. Отныне его стала интересовать только духовная музыка, это отразилось и на его творчестве, в это период он написал:
- ораторию «Легенда о Святой Елизавете»;
- реквием;
- ораторию «Христос»;
- четыре псалма;
- венгерскую коронационную мессу.
В 1875 году в Венгрии была создана Высшая школа музыки, Листа избрали её президентом, и он снова начал заниматься преподавательской деятельностью.
Его средняя дочь Казима к тому времени уже была женой знаменитого композитора Вагнера. Когда её муж скончался в 1883 году, в память о нём Казима стала устраивать Байройтские фестивали, где ставились написанные мужем оперы в полном соответствии с композиторским замыслом. На эти мероприятия она всегда приглашала отца. В 1886 году во время очередного фестиваля в Байройте Ференц подхватил простуду. Позже простуда прогрессировала в воспаление лёгких. Самочувствие с каждым днём становилось всё хуже, появились боли в сердце, отекли ноги. Композитор уже не мог двигаться без посторонней помощи.

19 июля 1886 года состоялось его последнее выступление, меньше чем через две недели, 31 июля, музыканта не стало.
Его имя носит венгерская Национальная музыкальная академия в Будапеште и главный международный аэропорт Венгрии.
Его знаменитые «Венгерские рапсодии» спустя сто лет прозвучали в мировом кинематографе – в оскароносных сериях знаменитых мультфильмов «Том и Джерри» и «Багс Бани», а также в музыкальной советской комедии «Весёлые ребята».
Последний период творчества
Как и в юности, в годы разочарования композитор ищет утешение в религии. Летом 1863 года он поселяется в монастыре под Римом. Здесь его посещает Папа Римский, они беседуют о реформе церковной музыки.
Два года спустя приходит известие о смерти генерала Витгенштейна, и ничто больше не мешает браку с Каролиной, но она отказывается от брака. Вскоре (в апреле 1865 года) Лист принимает сан аббата.
Духовный сан не помешал активной творческой деятельности Листа. В начале 60-х годов он заканчивает ряд произведений духовного содержания. Наиболее значительное среди них – оратория «Легенда о Святой Елизавете», премьера которой состоялась в Пеште. Вскоре была закончена вторая оратория – «Христос» – и написана «Венгерская коронационная месса». Из сочинений светской музыки в Риме были созданы два широко известных фортепианных этюда – «Шум леса» и «Хоровод гномов», «Испанская рапсодия», а также множество фортепианных транскрипций.
Последние 17 лет жизни Лист делит между Римом, Веймаром и Будапештом. Он окружен всеобщим поклонением, в Веймар к нему приезжают многие музыканты, в том числе Бородин, Кюи, Глазунов.
Укрепляются связи композитора с родиной. В 1872 году возникает венгерское Листовское общество, с небывалым размахом празднуются торжества, посвященные 50-летию творческой деятельности Листа. Ему вручают золотой лавровый венок и медаль, выбитую по поводу этого события, а через некоторое время он получает от одного из любителей музыки чайный сервиз, 12 чашек которого украшены темами Венгерских рапсодий. В 1875 году, после длительных хлопот Листа, в Будапеште открывается Музыкальная академия (ныне она носит его имя). Он становится ее почетным президентом и ведет класс фортепиано.
К наиболее значительным сочинениям позднего периода (70 – 80-е годы) следует отнести «Третий год странствий», второй и третий «Мефисто-вальсы», «Мефисто-польку», последние венгерские рапсодии (16–19), 13-ю симфоническую поэму «От колыбели до могилы».
Смерть Листа, подобно всей жизни, свидетельствовала о благородстве его натуры. В свое время его дочь Козима и Вагнер, которого он считал лучшим другом, пошли на открытый скандал. Не дождавшись официального развода с Бюловым, Козима забрала детей, из которых последняя – Изольда – была дочерью Вагнера, и уехала к нему. Она порвала все отношения с отцом и не виделась с ним пять лет. Теперь же, в июле 1886 года, когда Вагнера уже не было в живых, Козима попросила отца приехать в Байрёйт — присутствовать на спектаклях «Тристана и Изольды», чтобы своим авторитетом подчеркнуть дело Вагнера. Заболев воспалением легких, Ференц Лист скончался в Байрёйте 31 июля 1886 года.
Немецкое название – Райдинг
После Черни Лист не имел других преподавателей по фортепиано
Любопытно, что этот бюрократический отказ санкционировал директор консерватории – итальянец Л. Керубини
У него же, несколькими годами спустя, обучался Берлиоз
Позже Лист сделал переложение «Каприсов» Паганини
в октябре 1861 года Лист вслед за Каролиной приехал в Рим, чтобы в день своего 50-летия обвенчаться в церкви Сан-Карло, где все уже было готово к праздничной церемонии. Но его ждал неожиданный удар: накануне вечером к княгине Витгенштейн явился посланец церкви с известием, что венчание должно быть отложено по протесту ее родственников. Она в отчаянии отказалась от бесплодной борьбы и стала вести затворническую жизнь, все больше погружаясь в религию.
Иногда его именуют вторым веймарским периодом
Соната си минор
Сонату си минор Лист создал в 1853 году, в пору высшего расцвета своей композиторской деятельности. Резко оборвав в 1847 году карьеру пианиста-гастролера (кстати, последний его концерт состоялся в России в Елизаветграде), Лист вскоре обосновался в небольшом, но прославленном своими культурными традициями немецком городе Веймаре.
Здесь, не отвлекаясь на концертные поездки, он всецело сосредоточился на своем композиторском творчестве и за период немногим больше десятилетия создал множество произведений, в том числе две программные симфонии, симфонические поэмы, фортепианные концерты.
Большинство этих произведений, и в первую очередь крупные, связаны программными замыслами и являются интерпретацией целого ряда литературных первоисточников (Данте, Шиллер, Шекспир, Гете, Байрон и другие). Не избежал программной трактовки и жанр сонаты: например, соната-фантазия «По прочтении Данте». Со многими образами этой сонаты и еще больше с образами и общей концепцией симфонии «Фауст» и некоторыми симфоническими поэмами перекликается Соната си минор. Но никакой программы, никакого литературного заглавия автор ей не предпослал. Это не случайно.
Вслушиваясь в Сонату, изучая ее, постигая особую глубину ее драматизма и искренность высказывания, можно догадаться, что в ней Лист выразил наиболее сокровенные идеи и чувства, личный взгляд на жизнь и предназначение человека, быть может, на свою собственную судьбу. В ней отражена жизнь по-романтически бурная, с ее взлетами и падениями, борьбой и мечтаниями, светлыми надеждами и страшными разочарованиями. Мне хочется интерпретировать Сонату именно в этом ключе, подчеркивая трагическую концепцию этого сочинения.
По своему строению Соната ближе симфоническим поэмам: это большое одночастное произведение, в котором налицо некоторые черты сонатно-симфонического цикла. Об этом напоминают известная обособленность, жанрово-образная самостоятельность отдельных разделов.
Соната начинается темой-эпиграфом. Это глубокое, мрачное раздумье. Вступительная тема одновременно является лейтмотивом — постоянным суровым напоминанием о жгучих проблемах жизни, о ее обреченности. Героически устремленная, звучащая в мощных октавах главная тема наталкивается на своего антипода — мрачную, зловеще стучащую фразу в басу (ее часто сравнивают со смехом Мефистофеля). Дальнейшее развитие изображает как будто схватку этих враждебных друг другу образов, из которых героический заряд пока выходит победителем. Закрепляя светлое, торжественное состояние души, звучит еще одна — грандиозная гимническая тема.
На этих четырех исходных музыкальных образах строится все дальнейшее развитие огромного произведения. Но они, в типичной для Листа манере, преобразуются, порой создавая варианты, образно противоположные исходным. Так, лирически обаятельная тема первого большого раздела Сонаты (ее экспозиция) оказывается трансформацией мефистофельской фразы, которая теперь звучит неторопливо и очень напевно. Еще одна самостоятельная тема, полная светлой мечтательности, возникает уже как эпизод в середине Сонаты. Появление темы-эпиграфа возвращает развитие музыки к прежним драматическим коллизиям.
Наиболее впечатляющим является последний раздел Сонаты: в момент напряженной кульминации, когда даже тема-эпиграф приобретает активную устремленность, а аккордовая тема звучит особенно широко и грандиозно, происходит внезапный срыв, и после паузы как грустное воспоминание еще раз проходит тема эпизода. Непрерывный, стучащий ритм в басу подчеркивает торжество злых сил. От прежней героической темы остаются лишь слабые отзвуки. И тогда снова возникает тема-эпиграф. Роковой круг замкнулся…
Но не этим кончается Соната. Короткое послесловие в виде трех просветленных хоральных аккордов выражает, быть может, веру в добро, которое находится за пределами ограниченной жизни одного человека.
Sonata h-moll, S.178
Композитор
Ференц Лист
Год создания
1853
Жанр
фортепианные
Страна
Венгрия
Ференц Лист посвятил фортепиано два крупных произведения в духе «симфонических поэм»: Фантазию-сонату «После чтения Данте» («По прочтении Данте») (1849) и сонату h-moll (1852—1853). Обычный сонатный цикл предстает в них «сжатым» в одночастную композицию, которая вбирает в себя, в виде относительно самостоятельных разделов формы, отдельные части цикла; в основе произведения лежит группа тем, которые, трансформируясь, приобретают нередко противоположный образный смысл; развитие свободно и основано на резком столкновении разнохарактерных тем.
Схема строения h-moll’ной сонаты:
Экспозиция
Вступление
Главная партия (h-moll), состоящая из двух контрастных тем
Побочная партия (D-dur), также состоящая из двух тем (Grandioso и Cantando espressivo)
Заключительная партия
Разработка
Ее центральные моменты образуют:
Andante sostenuto — эпизод в сонатной форме, заменяющий медленную часть цикла (Fis-dur);
Фугато (b-moll) на темах главной партии сонаты, заменяющее скерцо цикла
Реприза
Главная партия (h-moll)
Побочная партия (H-dur)
Заключительная партия (Quasi presto)
Кода
Первая тема побочной партии (H-dur)
Тема медленного эпизода (H-dur)
Темы главной партии
Тема вступления
Такая сложность формы обусловлена философской насыщенностью и необычностью содержания сонаты. Оно получило отражение в богатом тематизме, многообразно трансформирующемся в процессе развития.
Загадочная тема вступления, в ниспадающем движении которой использованы две увеличенные секунды, ассоциируется с излюбленными романтиками образами судьбы, рока:
Две темы главной партии: волевая, энергичная, с решительным «возгласом» первая и вторая — в глубоких басах, насмешливая, ироническая — прямо перекликаются с образами «Фауст-симфонии», воплощая раздвоенность души «героя» сонаты:
Позднее эти темы звучат в одновременности.
Контрастна группа побочных тем: первая — торжественная, гимническая, просветленная, в мощных аккордах устремляющаяся ввысь; вторая — лирическая, певучая, трепетная, родственная любовным образам Листа. И в то же время оказывается, что эта «тема любви» не что иное, как трансформация иронической «мефистофельской» темы главной партии! На ней строится и заключительная партия, но здесь данная тема приобретает энергичный, уверенный, маршевый характер:
Трансформации подвергается и «фаустовская» тема главной партии: в среднем разделе побочной она звучит как умиротворенный, лирический ноктюрн, а в коде предстает надломленной, безвольной, словно изнемогшей в неравной борьбе — в ней уже не слышно ни порывов, ни стремлений, а только неразрешимый вопрос.
Неизменной на протяжении сонаты остается лишь «роковая» тема вступления. Она появляется в важных, переломных моментах, разделяя мятущуюся главную партию и светлую, торжественную побочную; экспозицию и разработку; медленный лирический эпизод с новой песенной темой и «мефистофельское» фугато; репризу и коду. Этой загадочной темой завершается выдающееся по глубине замысла творение Листа.
М. Друскин
Фортепианное творчество Листа →
Главные особенности бетховенского симфонического метода
- Показ образа в единстве противоположных, борющихся друг с другом элементов. Бетховенские темы часто строятся на контрастных мотивах, образующих внутреннее единство. Отсюда их внутренняя конфликтность, которая служит предпосылкой напряженного дальнейшего развития.
- Огромная роль производного контраста. Под производным контрастом понимается такой принцип развития, при котором новый контрастный мотив или тема, является результатом преобразования предыдущего материала. Новое вырастает из старого, которое переходит в собственную противоположность.
- Непрерывность развития и качественных изменений образов. Развитие тем начинается буквально с самого начала их изложения. Так, в 5 симфонии в I части нет ни одного такта собственно экспозиции (за исключением «эпиграфа» – самых первых тактов). Уже на протяжении главной партии начальный мотив разительно преображается – он воспринимается одновременно и как «роковой элемент» (мотив судьбы) и как символ героического сопротивления, то есть противостоящего року начала. Чрезвычайно динамична и тема главной партии «Героической» симфонии, которая также сразу дается в процессе бурного развития. Вот почему при лаконизме бетховенских тем – партии сонатных форм весьма развернуты. Начавшись в экспозиции, процесс развития охватывает не только разработку, но и репризу, и коду, которая превращается как бы во вторую разработку.
- Качественно новое единство сонатно-симфонического цикла, по сравнению с циклами Гайдна и Моцарта. Симфония становится «инструментальной драмой», где каждая часть является необходимым звеном единого музыкально-драматургического «действия». Кульминацией этой «драмы» является финал. Ярчайший образец бетховенской инструментальной драмы – «Героическая» симфония, все части которой связаны общей линией развития, направленной к грандиозной картине всенародного торжества в финале.
Говоря о симфониях Бетховена, следует подчеркнуть его оркестровое новаторство. Из новшеств:
- фактическое формирование медной группы. Хотя трубы по-прежнему играют и записываются вместе с литаврами, функционально они с валторнами начинают трактоваться как единая группа. К ним присоединяются и тромбоны, которых не было в симфоническом оркестре Гайдна и Моцарта. Тромбоны играют в финале 5 симфонии (3 тромбона), в сцене грозы в 6-й (здесь их только 2), а также в некоторых частях 9-й (в скерцо и в молитвенном эпизоде финала, а также в коде).
- уплотнение «среднего яруса» заставляет наращивать вертикаль сверху и снизу. Сверху появляется флейта пикколо (во всех указанных случаях, кроме молитвенного эпизода в финале 9-й), а снизу – контрафагот (в финалах 5 и 9 симфонии). Но в любом случае флейт и фаготов в бетховенском оркестре всегда по две.
Продолжая традиции и поздних симфоний Моцарта, Бетховен усиливает самостоятельность и виртуозность партий почти всех инструментов, включая трубу (знаменитое соло за сценой в увертюрах «Леонора» №2 и №3) и литавры. Партий струнных у него нередко бывает реально 5 (контрабасы отделяются от виолончелей), а иногда и больше (игра divisi). Солировать, исполняя очень яркий материал, могут все деревянные духовые, в том числе фагот, а также валторны (хором, как в трио скерцо 3 симфонии, или отдельно).
C-dur, D-dur, Es-dur («Героическая»), B-dur, c-moll, F-dur («Пасторальная»), A-dur, F-dur, d-moll.
Бетховен предназначал свои симфонии для исполнения в открытых концертах-академиях (они проходили обычно либо перед Рождеством, либо во время Великого поста, когда в театрах были запрещены сценические представления).
Самые знаменитые – «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора № 1», «Леонора « 2». «Леонора № 3».
Годы странствий (1835 – 47)
Начинается новый период в жизни Листа. В течение четырех лет (1835—1839) он живет в Швейцарии и Италии, преподает в только что основанной Женевской консерватории, выступает как музыкальный писатель (совместно с графиней д’Агу). Особенно волнует его положение музыканта в буржуазном обществе. Лист размышляет об этом в письмах, в серии статей под характерным названием «О положении художников и об условиях их существования в обществе». Затем последовали «Письма бакалавра музыки», посвященные вопросам программности, синтезу искусств. Рождается его «Альбом путешественника» — сборник фортепианных пьес, навеянных природой и бытом Швейцарии, который затем был переработан в «Годы странствий» (I том) – одно из значительных, новаторских произведений Листа.
В конце 1839 года Лист расстается с графиней д’Агу. Начинаются его «годы странствий». Это пик пианистической карьеры Листа. Бесчисленные гастрольные поездки приносят ему мировую славу. В Венгрии его приветствуют как национального героя. Венгерский сейм прерывает работу, чтобы послушать его игру. На родине Лист живо интересовался народной музыкой, слушал игру цыганских оркестров, записывал народные песни, изучал фольклорные сборники. Все это послужило основой для создания нескольких тетрадей «Венгерских национальных мелодий и рапсодий», которые позднее превратились в популярные Венгерские рапсодии.
На протяжении восьми лет Лист объездил все страны Европы, в т.ч. трижды побывал в России (в 1842, 1843 и 1847 годах), познакомился с Глинкой, которого высоко оценил, пропагандировал его оперу «Руслан и Людмила», сделал транскрипции Марша Черномора, «Соловья» и др. Прием был восторженным.
В Бонне по инициативе Листа были организованы музыкальные торжества в связи с открытием памятника Бетховену. Он выступил как пианист, дирижер и композитор, и все доходы от концерта пошли на установку памятника.
Осенью 1847 года, после третьей поездки в Россию, где Лист выступал в городах Украины, он решил завершить свою концертную деятельность. Этому предшествовали некоторые обстоятельства личной жизни Листа. В Киеве он познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн. Дочь богатого польского помещика, выданная в 17 лет за известного русского генерала, она была несчастлива в браке. Несколько месяцев, проведенных Листом в украинском имении Витгенштейн, привели к рождению глубокого чувства. Каролина вслед за Листом покинула Россию, мечтая соединиться с ним навсегда после расторжения брака. Они поселились в Веймаре, где Лист получил пост руководителя придворной капеллы.





























