Правовой
Юридический формализм, также известный как концептуализм, трактует закон как математику или науку. Формалисты считают, что таким же образом математик или ученый идентифицирует соответствующие аксиомы, применяет их к данным и систематически достигает очевидной теоремы, судья определяет соответствующие правовые принципы, применяет их к фактам дела и логически выводит правило, которое будет регулировать исход спора. Судьи выносят соответствующие правовые принципы из различных источников правовой власти, включая государственные и федеральные конституции, уставы, положения и прецедентное право.
Например, большинство государств приняли законодательство, запрещающее судам проверять завещание, которое не было подписано двумя свидетелями. Если суду предъявлено несколько завещаний на одно и то же имущество, и только одно из этих завещаний было засвидетельствовано не менее чем двумя лицами, суд может оперативно вывести правильное юридическое заключение формальным образом: каждое, подписанное менее чем двумя свидетелями, не будет иметь юридической силы.
Формалисты также полагаются на индуктивные рассуждения для разрешения правовых споров
Принимая во внимание, что дедуктивное рассуждение включает применение общих принципов, которые приводят к конкретному правилу применительно к фактам дела, индуктивные рассуждения начинаются с ряда конкретных правил, за ними следует более широкий правовой принцип, который может применяться к сопоставимым правовым спорам в будущем
Английский юрист сэр Эдвард Кокс был одним из первых, кто популяризировал формальный подход к закону. Кокс считал, что общий закон (закон логический) был «своеобразной наукой судей». Общий закон, считал Кокс, представляет собой «искусственное совершенство разума», полученное посредством «длительного изучения, наблюдения и опыта». Кокс также считал, что только юристы, судьи и другие, обученные в законодательстве, могут полностью понять и применить этот самый высокий метод рассуждения.
Лангделл продолжил развитие правовых взглядов Кокса в Соединенных Штатах во второй половине девятнадцатого века. Лангделл сравнивал изучение права с исследованием науки и предположил, что классы юридической школы являются лабораториями юриспруденции. Судебные рассуждения, по мнению Лангделла, параллельны рассуждениям, используемым в геометрических доказательствах. Он призвал профессоров права классифицировать и устраивать правовые принципы по тому же основанию, как таксономист организует жизнь растений и животных. Лангделл сформулировал то, что сохранилось в ортодоксальной школе мысли в юриспруденции США на протяжении всего двадцатого века.
С начала 1970-х годов профессор Рональд М. Дворкин был главным сторонником формалистического подхода с некоторыми незначительными вариациями. Хотя Дворкин прекращает явно сравнивать закон с наукой и математикой, он утверждает, что закон лучше всего объяснить как рациональную и сплоченную систему принципов, которую судьи должны применять с честью. Принцип добросовестности требует, чтобы судьи обеспечивали равное отношение ко всем судам, представляющим юридические претензии. Применение этого принципа, утверждает Дворкин, приведет к «правильному ответу» во всех случаях, даже к случаям, представляющим узловатые и полемические политические вопросы.
Формализм
В формализм это способ проведения исследования, который состоит из точного и аккуратного использования научного метода или набора формул.
Формализм также может заключаться в восприятии определенных объектов исследования с учетом только формального аспекта, то есть структуры или организации содержания.
Что касается этих двух определений, в рамках определенных дисциплин существуют школы или направления, которые являются формалистическими. Например: Русский формализм, формализм в архитектуре, формализм в этике.
Примеры формализма
- Формализм в теории искусства. Это направление в искусстве, которое заключается в создании или изучении пластического искусства с учетом формы, а не содержания. Другими словами, то, как выполняется работа, важнее ее идеи или концепции. Кроме того, есть теоретики, которые утверждают, что содержание изучается, но всегда подчинено форме.
-
Русский формализм. Это литературная теория, впервые задуманная как таковая, предлагающая изучить и определить границы того, что является специфические для литературы (литературность) и что отличает ее от других типов текстов или выступления. Согласно этой теории, различие было связано с литературной формой, потому что это единственное использование языка, которое способно вызвать отчуждение в восприятии объекта.
instagram story viewer - Формализм в архитектуре. Это архитектурная тенденция, предполагающая, что форма конструкции, то есть эстетический дизайн, важнее функции. Например, размещение окон может определяться симметрией (формальный аспект), а не столько их использованием (функция).
- Формализм в этике (философии). Эта теория предполагает, что этическое действие соотносится с рациональным законом, то есть что действие человека является определяется формальными аспектами (намерение человека), а не материальными аспектами (сам факт и его последствия).
- Формализм в законе. Это направление философии права, связанное с позитивизмом и предполагающее, что все законы действительны только потому, что они являются законами. Тогда судебная система является полной и действенной и может ответить на все проблемы, возникающие в отношении правосудия.
- Формализм в математике. Это направление философии математики, которое утверждает, что математика может работать на абстрактном уровне, то есть могут использоваться только символы, без необходимости, чтобы эти символы имели ссылку в реальность. Для этой теории важна форма этих символов, то есть правила их использования, а не сущность, которую они представляют.
Формализм в искусстве
В этой области проявление формализма представляет собой фактический отрыв художественной формы от содержания. Форма в этом случае выступает в качестве единственно ценного элемента искусства. Фактически создание произведений искусства становится банальным формотворчеством.
Следует отметить, что такой формализм в искусстве начал проявляться уже в академическом направлении в XIX веке. Наибольшее распространение он получил в ХХ веке в буржуазном искусстве. Эти тенденции можно легко обнаружить в кубизме, кубофутуризме, дадаизме, леттризме, абстрактном искусстве, поп-арте и оп-арте, антитеатре и театре абсурда. Историки искусства считают, что формализм – такое проявление кризиса буржуазного сознания.
В этот период теоретики искусства старательно пытаются обосновать формалистический подход. При этом искусство начинают подавать как «игру формы». Его пытаются представить как способ, позволяющий создавать «чистые» эстетические ценности, которые никак не связаны с нравственным, политическим, жизненно практическим содержанием.
Марксистско-ленинская эстетика и литературная художественная критика выступали против различных проявлений формализма – эстетизма, теории и практики так называемого чистого искусства, искусства для искусства. Акцент делался на то, что формализм, пренебрегающий содержанием, исключает возможность социальной активности искусства, становясь формальным, искусство не только не может оказывать влияние на людей, но и теряет всю свою художественную ценность.
Близкие по значению слова
Обрядность — соблюдение установленных внешних правил, действий (в том числе воплощающих религиозные (мистические) представления) и упование на них.
Фарисейство — проявление чрезмерного внимания к букве закона в ущерб сути.
Волокитство — проволочка; намеренно медленное, сопровождающееся излишними формальностями исполнение дела.
Крючкотворство — намеренное использование мелочей и различных формальностей для затягивания и запутывания дела, придирки.
Педантизм — строгий в выполнении всех требований, чрезмерно точный, аккуратный.
Бюрократизм. Канцелярщина — излишний формализм в ведении дел в ущерб сути дела.
Формы проявления
- Формальная проверка оборудования перед работой, транспорта перед выездом (Главное, чтобы пропустили, или чтобы начать работать).
- Внешнее, показное соблюдение правил техники безопасности: проезжаем возле ГАИ — накидываем ремень («Раз так положено, для вида»).
- Обучение или выполнение каких-либо заданий без понимания сути, лишь бы получить документ о прохождении обучения (например, учеба ради диплома).
- Формализм в работе: работать ради того, чтобы не уволили, выполнять задания или писать материалы только ради того, чтобы пройти по конкурсу на должность и т. д.
- В общении — формальные ответы на вопросы, только бы отстали. Например, «Как дела?» — «Нормально».
- Поддакивание — часто проявляется с близкими, когда человек говорит «да, да», даже не вслушиваясь в то, что ему говорят. Вариант: человек для вида как бы слушает другого, а сам одним глазом в это время косится в телевизор или компьютер.
- Формальное выполнение обязанностей в семье: приготовить еду, принести зарплату, выстирать вещи — без тепла друг к другу. «Я свое дело делаю, что от меня ещё нужно?»
- В отношениях взрослых детей к пожилым родителям: «дежурные» визиты или звонки, чтобы только не обижались.
- Формализм в воспитании детей: накормили, одели, в школу (садик) отвели — «А зачем вообще с ребенком заниматься (общаться)?» Проверка дневников один раз в неделю («Только бы хорошие оценки приносил, да в школу не вызывали»).
- Показное соблюдение правил поведения (дома или при посторонних людях) только лишь потому, что «так положено», чтобы выглядеть «культурным человеком», чтобы не вызвать осуждения и т. д. Например:
- Формальное, только из вежливости, приглашение людей в гости («Ну, заходите к нам, как будет время») или вопрос о здоровье, делах («Надо же спросить для порядка.»)
- Уступать место пожилым людям в транспорте не из заботы о них, а, только внешне соблюдая приличие, (при этом про себя ворчать, что пришлось встать)
- Произнесение вежливых слов («Спасибо», «Доброе утро», «Спокойной ночи») просто потому, что так положено («мимоходом бросить»).
- Накрывать обеденный стол из нескольких блюд «по всем правилам», независимо от потребностей людей (нужно ли им все это съесть) — потому что «так принято вести себя хорошей хозяйке».
- Навязывание гостям угощения (ну съешьте ещё вот это, пожалуйста) или ещё чего-то (например, вовсе не нужных им тапочек) — потому что «так принято принимать гостей».
- Формальное присутствие на собрании коллектива, чтобы не показаться хуже других («все равно от меня ничего не зависит, решения пусть принимают другие, просто посижу»).
- Формальное проведение деловых встреч с людьми («Это же не мое личное, главное — провести «как надо»).
- Выполнение любой работы, не вдумываясь в нее («Так проще», «Сказали — делаю», «Надо делать — будем делать»).
- Формальный подход к организации своей жизни вообще: у человека есть установка на определенную внешнюю форму существования — что должно быть «только так» (например, «машина, квартира, двое детей»), и он старается построить свой образ жизни именно так, иначе «жизнь не состоялась» и другие.
Механизм формирования ошибки
Формализм возникает всегда там, где нет интереса к делу, вдумчивости, творчества. В его основе лежит ошибочное мнение: «Нужно делать все, как принято, как говорят, чтобы быть хорошим, тогда не будет проблем». Человек стремится соблюсти все правила, нормы, инструкции, говорить так, как заведено, чтобы внешне соответствовать существующим порядкам, традициям, при этом не вникая в суть дела. Например, человек проводит выходные, отпуск, отмечает праздники «как принято» — «Если все так делают, то значит это хорошо, нормально. Будем отмечать как все, мы что хуже».
К формализму обычно приводит лень: человеку неохота вникать в смысл дела или ситуации, поэтому он выполняет положенное «просто так» («Есть дело, вот и делаю»). Человек недооценивает ситуацию, ему кажется, что она настолько не важна, что в ней достаточно формального поведения, и ничего особо ценного (для чего бы требовался творческий подход) в ней нет. Например, мужчина оценивает время, проведенное с ребенком, как «потерянное зря» («ведь столько можно было за это время на работе сделать!») Студент «учится» (зубрит перед зачетами, лишь бы сдать) и думает, что только зря просиживает часы в ВУЗе, а лучше бы погулял.
В этих случаях человек не видит смысл происходящего: во многих делах, выполняемых формально, ему предоставляется уникальная возможность для приобретения нового опыта, друзей, умений.
Также легкомысленно, не задумываясь о последствиях своих действий и не предусматривая, человек совершает ответственные действия формально: «Кому какая разница, что написано в документах — это же просто отписка»
Например, при составлении важного договора или заявления человек не вдумывается в особенности ситуации и пишет по образцу (который к реальной ситуации не совсем подходит)
Из-за непредусмотрительности человек формально следует правилам техники безопасности — «Зачем пристегивать ремень, это же совершенно лишнее? Пусть так лежит для вида».
Когда человек безразличен к смыслу, он не стремится различать хорошее или плохое, верное и неверное действие, решение
Для него главное — делать, остальное не важно, ведь существует надзор начальника, есть определенные правила («Мое дело — исполнять», «Мне за это платят»), а остальное не важно
Безразличие к близким, к их мнению, состоянию, проблемам (лень вникать в их дела и настроение — «проще ничего не знать») — причина формализма в семье, когда человек говорит близким (особенно, детям) «да, да, конечно», потому что что-то нужно ответить или только для того, чтобы поддержать разговор.
Корысть приводит к тому, что человек выполняет все только потому, чтобы быть замеченным и улучшить свое положение. Большое значение придается форме, а не содержанию дела.
Таким образом, выполняя работу «для галочки» или имитируя участие в делах, человек привыкает к формализму и использует этот подход во многих сферах жизни.
Формализм в математике
В основаниях математики выделяют четыре основных направления – эффективизм, интуиционизм, логицизм и формализм. Основоположник последнего – Д. Гильберт. Им была поставлена задача, относящаяся к обоснованиям математики, которая получила название программы Гильберта.
Во-первых, значительную часть математических абстрактных объектов следует рассматривать в качестве идеальных конструкций, для которых отсутствует точная интерпретация во внешнем мире. Они являются своего рода интеллектуальными орудиями, которые используют, работая с реальными объектами.
Во-вторых, все методы работы с идеальными конструкциями должны быть формализованы. Таким образом исключается возможность использования интуиции и обращение к смыслу и содержанию, то есть математика должна представлять собой исчисление.
В-третьих, вводится понятие математического формализма – частного случая реальных объектов. Именно с ними должна работать математика, используя максимально простые (финитные) методы.
В процессе развития наблюдалось сближение формализма и логицизма, которые в настоящее время часто рассматриваются как одно направление. Несмотря на это, можно выделить методологические отличия, которые разделяют формализм и логицизм, а также формализм и наивный платонизм.
Мотивы и альтернатива
Мотивы (заблуждения, установки) | Альтернатива |
«Надо говорить и делать, как написано, вникать — время терять». | Если вникнуть в изучаемое дело, появится интерес, а затем желание и видение, как сделать так, чтобы быть максимально полезным себе и другим, затратив при этом меньше времени и сил. |
«Если во все вдумываться — с ума сойдешь, надо просто делать и не думать». | Понимание смысла дела помогает сделать его быстрее, эффективнее, с интересом, понять, надо делать или нет, увидеть другие варианты. Обдумав, человек получает качественнее результат во всем. |
«Не стоит это того, чтобы вникать -можно просто формально отделаться». | Любой обретенный навык, любое понятое и освоенное дело или процесс может пригодиться в будущем, расширяет возможности человека и дает большую уверенность в своих силах. Чем больше мы понимаем и умеем, тем проще решать последующие жизненные задачи. |
«Главное соблюдать все традиции, праздники, потому что так принято, чтобы не отличаться от других, чтобы быть хорошими». | Человека и его жизнь определяет не форма, а содержание; не то, как он провел праздник и следовал всем традициям, а то каким смыслом наполнил время — в чем стал лучше. |
Формализма в педагогике
Для концепции дидактического формализма характерна переоценка субъективно-процессуального аспекта образовательного и воспитательного процесса. Это направление развивалось Э. Шмидтом, А. А. Немейером, И. Песталоцци, Я. В. Давидом, А. Б. Добровольским. Его сторонники считали, что обучение является средством развития способностей и познавательных интересов обучающихся. В основу их принципов было положено высказывание Гераклита:
Таким образом, если подумать, что такое формализм, формальное в педагогике, то следует в первую очередь обратить внимание на то, что в качестве главной цели обучения рассматривали положение, согласно которому сначала необходимо было воспитывать «правильность мышления учеников», то есть заниматься формальным образованием. В качестве основных предметов рассматривали математику и классические языки (греческий и латынь)
Недостаток этой концепции связан с тем, что интеллект не может развиваться только благодаря использованию так называемых инструментальных предметов. Для полноценного развития и образования необходимы различные учебные дисциплины.
Вред
- Когда в общении люди поддакивают лишь для «поддержания разговора», общение становится неинтересным (ни самому человеку, ни его собеседникам).
- Формальное отношение членов семьи друг к другу приводит к тому, что люди начинают искать интересы только вне семьи. Например, подростки, видя формализм родителей по отношению к ним и друг к другу, уходят искать «более теплую компанию». Дети в такой семье вырастают нечуткими, незаботливыми, не умеют «вкладывать душу в дело». Супруги, формально выполняя семейные обязанности, устают друг от друга и начинают жаловаться друзьям на «неудачную семейную жизнь».
- Формализм при работе с техникой приводит к травмам, несчастным случаям, катастрофам. Формальная проверка оборудования или транспорта приводит к гибели людей из-за вовремя не обнаруженной неисправности (по бумажке -— все в порядке, а на деле — автобус неисправен).
- Имитируя деятельность, человек потом сталкивается с результатом своего некачественного труда. Например, человек построил печку на даче по просьбе близких — лишь бы внешне выглядело, что она стоит. Когда понадобилось её протопить и погреться, оказалось, что она не работает (неправильно собрана), пришлось мерзнуть.
- Имитация трудовой деятельности, причастности к делу формирует в человеке равнодушие, безразличие, безответственность, небрежность, отсутствие старания, радения. Такой человек не дорожит отношениями, делом, которым занимается.
- Когда делаешь дела формально, жизнь кажется скучной и унылой.
- Выстраивая свою жизнь согласно традициям, стереотипам, принятым в обществе, отмечая все праздники («Потому что все так делают, так принято»), человек тратит драгоценное время своей жизни на искусственный сценарий.
- В погоне за формой человек забывает о содержании, поэтому на первый взгляд хорошие начинания не приносят никаких плодов. Например, мужчина решил улучшить отношения в семье — больше проводить время с семьей. Жена и дети ему остаются неинтересны. Он для галочки ведет их в кафе, на прогулку, в зоопарк, а сам продолжает «жить в своем мирке».