Fritz Reiner
Дата рождения
19.12.1888
Дата смерти
15.11.1963
Профессия
дирижёр
Страна
США
«Дирижерская профессия требует от артиста разнообразнейших качеств музыканта и человека. Ты должен обладать природной музыкальностью, безошибочным слухом и неумолимым чувством ритма. Ты должен знать характер различных инструментов и технику игры на них. Ты должен знать языки. Ты должен обладать солидной общей культурой и разбираться в других искусствах — в живописи, в скульптуре, поэзии. Ты должен пользоваться авторитетом, и, наконец, ты должен быть столь жесток к самому себе, чтобы при всех обстоятельствах ровно в назначенный час становиться за пульт, хотя бы перед этим пронесся ураган или случилось наводнение, железнодорожная катастрофа или просто ты заболел гриппом».
Эти слова принадлежат Фрицу Райнеру — одному из крупнейших дирижеров XX столетия. И вся его долгая творческая жизнь служит подтверждением их. Качествами, перечисленными выше, он сам обладал в полной мере и потому всегда был примером для музыкантов, для своих многочисленных учеников.
По происхождению и школе Райнер был европейским музыкантом. Профессиональное образование он получил в родном городе — Будапеште, где среди его учителей был Б. Барток. Дирижерская деятельность Райнера началась в 1910 году в Любляне. Позже он работал в оперных театрах Будапешта и Дрездена, быстро завоевав признание публики. С 1922 года Райнер переехал в США; здесь его слава достигла зенита, здесь он добился высших артистических триумфов. С 1922 по 1931 год Райнер возглавлял симфонический оркестр города Цинциннати, с 1938 года по 1948 руководил Питсбургским оркестром, затем пять лет стоял во главе театра «Метрополитен-опера» и, наконец, последние десять лет жизни занимал пост главного дирижера Чикагского оркестра, который оставил за несколько месяцев до смерти. Все эти годы дирижер много гастролировал по Америке и Европе, выступал в лучших концертных залах, в театрах «Ла Скала» и «Ковент-Гарден». Кроме того, около тридцати лет он преподавал дирижерское мастерство в филадельфийском Институте Кертиса, воспитав несколько поколений дирижеров, среди которых Л. Бернстайн.
Как и многие артисты его поколения, Райнер принадлежал к немецкой романтической школе. Его искусство характеризовали широкий размах, экспрессия, яркие контрасты, кульминации огромной силы, титанический пафос. Но наряду с этим Райнеру как дирижеру подлинно современному были присущи и другие качества: великолепный вкус, понимание различных музыкальных стилей, чувство формы, точность и даже скрупулезность в передаче авторского текста, тщательность в отделке деталей. Мастерство его репетиционной работы с оркестром вошло в легенду: он был предельно немногословен, музыканты понимали его намерения по лаконичным движениям рук.
Все это позволяло дирижеру с равным успехом интерпретировать совершенно различные по характеру произведения. Он захватывал слушателя и в операх Вагнера, Верди, Бизе, и в монументальных симфониях Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера, и в блестящих оркестровых полотнах Равеля, Рихарда Штрауса, и в классических произведениях Моцарта и Гайдна. Искусство Райнера дошло до нас запечатленным на многие пластинки. Среди его записей — блестящая обработка сюиты вальсов из «Кавалера роз» Штрауса, сделанная самим дирижером.
Л. Григорьев, Я. Платек
Записи
Брамс Иоганнес. Концерты для фортепиано с оркестром. Записи в mp3 (classic-music.ru)
Чайковский Пётр. Концерты и концертные пьесы. Записи в mp3 (classic-music.ru)
литература
- Стефан Джагер (ред.): Книга дирижеров Атлантиды. Энциклопедия. Atlantis-Musikbuch Verlag, Цюрих 1985, ISBN 3-254-00106-0 .
- Музыкальный лексикон Брокгауза-Римана . Под редакцией Карла Дальхауса, Ганса Генриха Эггебрехта. Атлантис-Шотт, Цюрих, Майнц, 1995, том 4, стр. 29f., ISBN 3-254-08397-0 .
- Ален Пари: Лексикон исполнителей классической музыки ХХ века . dtv / Bärenreiter, Мюнхен / Кассель, 1992, ISBN 3-423-03291-X , стр. 593f.
- Филип Харт: Фриц Райнер — Биография . Издательство Северо-Западного университета, Эванстон 1994, ISBN 0-8101-1125-X .
- Кеннет Морган: Фриц Райнер. Маэстро и Мартине . University of Illinois Press, Балтимор 2010, ISBN 978-0-252-07730-2 .
Жизнь и карьера
Райнер родился в Будапеште , Австро-Венгрия, в светской еврейской семье, проживавшей в районе Пешт города. После предварительного изучения права по настоянию своего отца, Райнер продолжил изучение фортепиано, фортепианной педагогики и композиции в Академии Ференца Листа . В течение последних двух лет его учителем по игре на фортепиано был молодой Бела Барток . После ранних встреч в оперных театрах Будапешта и Дрездена (с июня 1914 по ноябрь 1921), где он работал в тесном сотрудничестве с Рихардом Штраусом , он переехал в Соединенные Штаты в 1922 году, чтобы занять пост главного дирижера Симфонического оркестра Цинциннати . Он оставался до 1931 года, став натурализованным гражданином в 1928 году, затем начал преподавать в Институте Кертиса в Филадельфии, где его учениками были Леонард Бернстайн и Лукас Фосс . Он дирижировал Симфоническим оркестром Питтсбурга с 1938 по 1948 год и сделал несколько записей с ними для Columbia Records , затем провел несколько лет в Метрополитен-опера , где в 1949 году дирижировал исторической постановкой Саломеи Штрауса с болгарским сопрано Любой Велич в оркестре. заглавную роль, и американская премьера Игоря Стравинского «S повесы в 1951 году он также провел и сделал запись знаменитого 1952 Метрополитен — опера производства Бизе » s Кармен , в главной роли Взлет Стивенс . В том же году постановку транслировали по замкнутому телевидению . На момент своей смерти он готовил новую постановку Метрополитена Götterdämmerung» Вагнера .
В 1947 году Райнер появился на камеру в фильме « Карнеги-холл» , в котором он дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром, когда они аккомпанировали скрипачу Яше Хейфецу в сокращенной версии первой части скрипичного концерта Чайковского . Десять лет спустя Хейфец и Райнер записали полный стерео концерт Чайковского для RCA Victor в Чикаго .
С момента его приезда в Цинциннати создание музыки Райнера было в основном ориентировано на Америку. Но после Второй мировой войны он начал заметно увеличивать свою европейскую активность. Когда в 1953 году он стал музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра, он приобрел международную репутацию. По общему мнению, десять лет, которые он провел в Чикаго, ознаменовали вершину его карьеры, и сегодня они лучше всего запомнились благодаря многочисленным записям, которые он сделал в оркестровом зале Чикаго для RCA Victor с 1954 по 1963 год. Первый из них — Эйна. Жизнь героя от Рихарда Штрауса -occurred 6 марта 1954 года и был одним из первых RCA это использовать стереофонический звук . Его последние концерты в Чикаго состоялись весной 1963 года.
Одна из его последних записей, выпущенный в специальном Ридерз Дайджест бокс — сет, было выступление Брамса « Симфония № 4 , записанный с Королевским филармоническим оркестром в октябре 1962 года в лондонском » s Кингсуэй Hall . Эта запись была позже переиздана на LP Quintessence и на компакт-диске Chesky. 13 и 16 сентября 1963 года, Райнер провела группа нью — йоркских музыкантов в Гайдн «s Симфония № 101 ре мажор ; за этим последовало 18 сентября и 20, 1963, сессии , посвященные Гайдна «ы Симфония № 95 до минор .
Он также появился с участниками Чикагского симфонического оркестра в серии телепередач на чикагском WGN-TV в 1953–54, а также в более поздней серии общенациональных синдицированных программ под названием « Музыка из Чикаго» . Некоторые из этих спектаклей выпущены на DVD. Видео ясно демонстрируют его суровое, дисциплинированное поведение, но в конце пьесы Райнер поворачивался к публике и улыбался им, кланяясь.
Личная жизнь
Райнер был трижды женат (один из них на дочери Этельки Герстер ) и имел трех дочерей. Его здоровье ухудшилось после сердечного приступа в октябре 1960 года. Он умер в Нью-Йорке 15 ноября 1963 года в возрасте 74 лет.