Среди балетов[править]
- 1755: Coronazione di Apollo e Dafne (Турин)
- 1755: Feste di Bacco (Турин)
- 1763 — «Ясон и Медея» композитора Ж.-Ж.Родольфа, постановка Новерра, Штутгарт — Ясон
- 1767: Médée et Jason (Вена), возобновление балета Новерра. С этим балетом была связан большая часть творчества Г. Вестриса — он неоднократно исполнял роль Ясона в разных переносах постановки Новерра (в том числе в первой в Штутгарте на музыку Родольфа 11 февраля 1763) и сам повторял эту постановку: в 1767 — в Вене; в 1770 он повторил постановку Новерра в Париже в Королевской академии музыки, но на музыку композитора Ла Борда (среди исполнителей: Ясон — он сам, Медея — М. Аллар (мать общего сына с Гаэтано Вестрисом будущего выдающегося танцора Огюста Вестриса), Креуза — М. Гимар); в 1775 — там же в Парижской академии музыки Г. Вестрис повторил постановку, но с музыкой Родольфа и Бертона (фр. Pierre Montan Berton); в 1780 — вновь повторил ту же постановку; в 1804 — ещё один повтор в Париже в театре Парижской оперы, но балетмейстеров двое: П. Гардель и Г. Вестрис;
- 1771: Le Prix de la valeur (Париж)
- Борей — «Галантная Индия» Рамо
- Ринальдо — «Ринальдо и Армида» Кино и Люлли (позже постановщик)
- 30 декабря 1773 — «Цефал и Прокрис» (Céphale et Procris), музыка А.Гретри (Королевская опера при Версальском дворце)
- 1773: Эндимион (Endymion) — «Сила любви» Бернара, собственная постановка (Париж, Парижская Опера)
- 1781: Ninette à la cour (Лондон)
- 1781: Les Caprices de Galatée (Лондон)
- 1786: «Птичье гнездо» (Le Nid d’oiseau), собственная постановка (Париж)
- 1791: «Смерть Геркулеса» (La Mort d’Hercule) композитора Ж.-Ж.Родольфа, постановка Новерра (Лондон), затем сам повторил постановку Новерра
- 1791: La Fête du seigneur (Лондон)
и мн.др.
Дальнейшая история миниатюры[править]
Балетная миниатюра «Вестрис» вошла в репертуар Михаила Барышникова прочно.
В 1974 году артист, поехав на гастроли с Большим театром в Канаду, решил обратно в СССР не возвращаться, связав свою дальнейшую сценическую судьбу с США, где не раз и с неизменным успехом исполнял мини-балет «Вестрис», ставший классикой современного балетного искусства.
«Вестрис», исполнитель Денис Матвиенко, 29.06.11. Вечер балетов Якобсона, Санкт-Петербург
Позже «Вестриса» исполняли в Красноярском театре оперы и балета, где номер входил в программу «Вечное движение». А 1996 году за этот же номер III премию на Втором Международном конкурсе «Майя» в Санкт-Петербурге получил Андрей Иванов, артист того театра, который когда-то, в 1969 году, возглавил Леонид Якобсон — Санкт-Петербургского академического театра балета «Хореографические миниатюры», ныне получившего второе название: театр имени Леонида Якобсона.
В 2009 году хореографическому номеру «Вестрису» исполнилось 40 лет, и театр имени Леонида Якобсона решил отметить юбилей этого выдающегося мини-балета включением в свою концертную программу «Короли танца». Новыми исполнителями этого бессмертного хореографического шедевра — с разрешения вдовы балетмейстера Ирины Якобсон — стали танцовщики Денис Матвиенко и Иван Васильев.
Конкурс[править]
Почтовая марка «Первый международный конкурс артистов балета» 1969 г.
Миниатюра предназначалась для выступления Михаила Барышникова на Первом международном конкурсе артистов балета, проходившем 11 — 23 июня 1969 г. в Москве в помещении Большого театра. Советский Союз готовился к событию серьезно, была даже выпущена соответствующая почтовая марка.
Молодой артист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова Михаил Барышников, которому исполнился 21 год, тоже готовился к конкурсу серьезно. Его танцевальный номер ставил выдающийся балетмейстер Леонид Якобсон, как раз в те годы начавший выходить из опалы, которой подвергался до того: партийных властей не устраивало в выдающемся мастере всё: от характера до национальности (какая-то она у него нерусская!), а главное — его талант, который шел вразрез с прямыми указаниями вышестоящих товарищей по производству классического балета
Но всё в жизни проходит — прошла и опала на Л. В. Якобсона, который был привлечен к такому важному государственному событию, как проходивший в Москве первый международный конкурс артистов балета.
Музыку Леонид Якобсон заказал молодому композитору, тоже ленинградцу, Геннадию Банщикову. Художник костюма — Татьяна Бруни.
Миниатюрный балет, длящийся всего около семи минут, получил название «Вестрис».
Вестрис[править]
Танцовщик Гаэтано Вестрис (1729—1808), прозванный в свое время «богом танца», за прошедшие к тому времени полтора века не только не был забыт, его имя вознеслось, став символом изящества и изысканности хореографического искусства. Неграмотный итальянский деревенский увалень своими артистическими па и красивыми позами поразил великосветский Париж настолько, что само его имя стало синонимом благородных манер. Во времена Гаэтано Вестриса балет не обладал тем набором акробатических элементов, который существует в наше время. Балет в те далекие времена включал комплекс красивых телодвижений, пластичности — даже не всегда выражая определенный психологический образ — само искусство балетного спектакля только закладывалось танцевальными реформами Новерра.
Прославились в танцевальном искусстве также брат Гаэтано Вестриса Анджиоло Вестрис и их старшая сестра Тереза Вестриc.
Не менее знаменитым танцовщиком стал и сын Гаэтано Вестриса и танцовщицы Мари Аллар Огюст Вестрис, продлив символ фамилии. Огюст Вестрис получил тот же титул, что и его отец — «бог танца». Сама фамилия Вестрис прославилась в балетном искусстве, причем первенство принадлежало мужской части семьи.
Таким образом, само название балетной миниатюры «Вестрис» говорило само за себя: Леонид Якобсон ставил виртуозный изящный мужской танец. А в честь какого из Вестрисов — отца Гаэтано или сына Огюста (некоторые авторы трактуют образ как собирательный танцовщика-виртуоза XVIII века), — определилось название, можно спорить, а можно и не спорить — потому что это не имеет значения.
Биография
Отец Томмазо Марин Ипполито Вестри был человеком весьма небогатым и дать детям какое-то образование был не в состоянии; в семье выросло семеро детей, трое из которых стали знаменитыми балетными артистами: Тереза — старшая сестра Гаэтано, он сам и его младший брат Анджиоло.
Первой в семье на балетное поприще вышла Тереза, которая столь успешно выступала в Европе, что привлекла внимание коронованных особ Австрии, причем внимание это не ограничивалось только любовью к балетному искусству. Тереза была замешана в интимных связях с высокопоставленным лицом, чем вызвала недовольство императрицы Марии-Терезии, в результате красавице балерине пришлось срочно покинуть Австрию
Поскитавшись по европейским театрам, Тереза Вестри осела в Париже, куда и вызвала в 1747 году младших братьев, Гаэтано и Анджиоло. С этого времени началась балетная карьера будущего выдающегося танцора.
Гаэтано был учеником Луи Дюпре, одного из самых значимых французских балетных танцовщиков, учился в парижской Королевской академии музыки, там же в 1749 году состоялся его дебют в партии Матроса («Карнавал и безумие»). В 1751 году получил звание солиста балета Королевской музыкальной академии. В скором времени он переделал свою фамилию на французский лад, добавив в конце букву s — Vestris — Вестрис.
Г. Вестрис был великолепным актёром, мимом и мастером танца. Он был одним из первых танцоров, выходивших на сцену без маски, и своей выразительной мимикой дополнял воздействие музыки и движения.
Его успех был столь феноменальным, что его прозвали «богом танца». Исполнительское искусство Вестриса отличалось величественностью и благородством, критика отмечает, что он внёс много нового в танец, придав движениям большую свободу. В 1751 году он уже так прославился, что говорил о себе: «Есть только три великих человека в Европе — Фридрих II Прусский, Вольтер и я». Слава Гаэтано Вестриса превзошла всех его партнеров и даже его педагога. Его приглашали в качестве учителя в богатые семьи, где он обучал дам высшего общества, как надо изящно поклониться королю на приемах. С 1753 года был членом Французской королевской академии танцев.
При этом сам прославленный танцор оставался совершенно необразованным человеком, даже неграмотным — так во всяком случае отмечает Д. М. Трускиновская в своей книге «100 великих мастеров балета». Его безграмотность была столь же феноменальной, как и его балетная слава, его высказывания передавались из уст в уста и становились анекдотами. Так, однажды в 1774 году Парижская опера ставила оперу Глюка «Ифигения в Авлиде», и композитор получил задание сочинить дополнительные танцевальные фрагменты. Вестрис потребовал завершить оперу чаконой, и никакие исторические доводы не действовали — Вестрис просто не знал, что в Древней Греции ещё не было чаконы, регламентировав: «Там не была чаконы — тем хуже для них». Тем не менее значимость этого танцора была столь велика, что композитору пришлось сдатьcя и согласиться на чакону по настоянию Вестриса.