Биография
Генрих Нейгауз родился 12 апреля 1888 года в Елисаветграде.
Его мать, Ольга Михайловна (ур. Марцелина Блюменфельд), была из австрийской еврейской семьи, приходилась старшей сестрой знаменитому композитору, пианисту и дирижёру Феликсу Блуменфельду. Но немецкое происхождение отца, музыуального педагога Густава Нейгауза, привело к тому, что Генрих Густавович всю жизнь в глазах властей был немцем, что привело к аресту и ссылке во время Второй мировой войны.
Начальное музыкальное образование получил от отца, основателя местной музыкальной школы. Начал солные выступления в возрасте 9 лет. В 1904 г. выступал с успехом в Дортмунде на Вестфальськом музыкалном фестивале и в других городах Германии, исполняя произведения Ф. Шопена и Р. Штрауса.
По окончании гимназии учился у пианиста Л. Годовского в Берлине в 1906 г. Там он учился также композиции у П. Юона. Позже он поступил в Венскую музыкальную академию (учился в 1912-14 гг.). В 1915 г. окончил экстерном Петроградскую консерваторию.
В 1916-18 гг. преподавал в Тифлисском музыкальном училище. Вернувшись домой, Нейгауз работал в местном отделе просвещения. В 1919-22 гг. был профессором Киевской консерватории. Среди учащихся – Т. Гутман, Н. Перельман, В. Разумовская. Поддерживал творческие связи с Ф. Блуменфельдом.
Вместе со своим троюродным братом, известным польским композитором К. Шимановским, Генрих Нейгауз основал камерное общество, читал лекции. Проводил интенсивную концертную деятельность. В первый раз исполнил ряд произведений К. Шимановского. Играл также многие произведения классических композиторов и современного в то время Скрябина. Играл в ансамблях с Ф. Блуменфельдом, В. Горовицем, Д. Карпиловским, С. Козолуповым, П. Коханьским, С. Тарновским. Он был исполнителем романтического направления.
В 1922 г. Нейгауз стал профессором Московской консерватории (в 1935-37 гг. директор). Основал исполнительскую школу. Среди его учеников – С. Рихтер, , Эммануил Гросман, Берта Маранц, Эмиль Гилельс, Яков Зак, Анатолий Геккельман, Евгений Либерман, Леонид Брумберг, Раду Лупу.
Доктор искусствоведения (1940). В 1942–43гг., будучи выслан из Москвы, был профессорм Киевской консерватории, эвакуированной в Свердловск.
В 1920-50-х гг. много гастролировал. Народный артист РСФСР (1956).
Нейгауз написал много статей о музыке. Автор книг «Искусство фортепианной игры» (1958), «Размышления. Воспоминания. Дневники». «Избранные статьи. Письма к родителям» (1975; обе – Москва). Школа Нейгауза продолжила известные традиции фортепианного искусства.
С 1981 г. функционирует мемориальный музей Нейгауза в музыкальной школе в бывшем Елисаветграде (ныне г. Кропивницкий).
В 1988 году на доме, где родился Генрих Нейгауз, была установлена памятная табличка. В 2012 г. перед зданием Кировоградского музыкального училища (ныне колледж) установлен памятник Нейгаузу (скульптор В. Цисарик).
Внук Нейгауза — Генрих Нейгауз младший — также стал пианистом и жил с семьёй в Ариэле, Израиль.
Детство и юность
Генрих Нейгауз родился в музыкальной семье. Его отец был директором музыкальной школы в Елисаветграде. Получив музыкальное образование в Германии, Густав Вильгельмович Нейгауз стал пианистом, педагогом, композитором и музыкальным теоретиком. Разумеется, музыкальное воспитание сына он взял на себя. Однако методы преподавания и фортепианной игры отца вызывали отторжение у маленького Генриха. Поэтому в вопросах пианизма он пытался разобраться самостоятельно. В детские годы Генриха Нейгауза наибольшее музыкальное влияние на него оказал его дядя Феликс Блуменфельд.
Отец относился к творческим поискам сына крайне неодобрительно. Отсюда возникла двойственность отношения к музыке у маленького мальчика. В своих воспоминаниях Генрих Нейгауз пишет о своем взгляде «на музыку как на нечто в высшей степени прозаическое», и одновременно о том, как она вызывала у него «страшный восторг, слезы, детские потрясения». Сухое немецкое воспитание отца конфликтовало с тонкой душевной организацией маленького музыканта. В восемь лет Генрих Нейгауз уже начал импровизировать за инструментом, чуть позже – стал записывать собственную музыку. В десять лет начались первые публичные выступления, а в шестнадцать он уже с успехом гастролировал по Германии, давая сольные концерты и концерты в сопровождении симфонического оркестра.
Образование
Чуть позже Нейгауз отправился в Берлин – совершенствовать свое музыкальное мастерство. В 1906-1907гг он учился у пианиста-виртуоза Годовского, а в 1910 поступил в Берлинскую музыкальную академию и прошел там полный курс занятий композицией под руководством профессора Юона. Но от композиторской деятельности Нейгауз вскоре отказался, усомнившись в своих возможностях и решив посвятить себя исполнительскому мастерству.
В 1914 году Генрих Нейгауз блестяще окончил Школу мастерства при Венской музыкальной академии, совершил несколько концертных поездок по Германии и Австрии, а после вернулся в свой родной город.
К слову, сам музыкант не был доволен своим образованием. Он вспоминал: «Надо было послать меня в Московскую консерваторию, а меня послали к Годовскому», жалел о том, что у него не было хорошей русской школы фортепианной игры. Свои проблемы в области техники Нейгауз также объяснял отсутствием систематического образования. Общего образования он тоже не получил: Нейгауз ежегодно сдавал экзамены гимназического курса, не посещая учебного заведения. Сделаться по-настоящему образованным и эрудированным человеком ему помогли природная одаренность, впечатления от зарубежных поездок, тяга к знаниям и готовность воспринимать все новое и неизвестное. Генрих Нейгауз превосходно разбирался в изобразительном искусстве и литературе, интересовался философией и естественными науками, свободно владел немецким, английским, французским, итальянским, польским и украинским языками. А кроме того, близко дружил с лучшими представителями интеллигенции того времени: музыкантами, художниками, поэтами.
Дальнейшая судьба
Душевный порыв в сочетании с интеллектом — вот что, по мнению Нейгауза, должно присутствовать в игре каждого пианиста
В 1922 году Нейгауз стал преподавателем Московской консерватории, сначала в качестве профессора класса специального фортепиано, после – в качестве заведующего кафедрой. Авторитет Генриха Густавовича в музыкальном мире постоянно рос: особая манера исполнительства в сочетании с педагогическим талантом давала удивительные результаты.
В 1941 году Нейгауз был арестован. Его обвиняли в поддержании отношений с немцами. После полугодового заключения на Лубянке и долгих ходатайств учеников и почитателей Нейгауз был отправлен в ссылку на Урал. Там, в городе Свердловске, он два года преподавал в консерватории. Его возвращение в Москву стало настоящим триумфом: первый концерт реабилитированного профессора превратился в огромное музыкальное событие с неистовыми аплодисментами.
До середины 50-х годов Генрих Густавович Нейгауз вел активную концертную деятельность, записал несколько граммофонных пластинок с лучшей музыкой всех времен. И сегодня мы можем услышать в его исполнении музыку Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, Скрябина, Прокофьева, Дебюсси. Однако из-за болезни правой руки Нейгаузу становилось все сложнее играть – в день отмечания своего 70-летия он дал последний концерт в Большом зале Московской консерватории – и более уже не выходил на сцену.
Интересные факты
1. о необходимости переименований
Как-то раз на занятиях со студентами Генрих Густавович Нейгауз с совершенно серьезной миной высказал свое недоумение по поводу того, что фортепиано названо именно «форте-пиано».
— Ведь основное его отличие от своего предка клавесина состоит не в том, что на нем можно играть, «громко-тихо», это и клавесин умеет, — продолжал учитель. — Главное отличие состоит в том, что на пианино возможны процессы усиления и уменьшения силы звука. Значит, пианино совершенно необходимо переименовать в «граве чембало кон крещендо э диминуэндо»!
2. уроки мастера
Однажды Нейгауз решительно сказал своим ученикам:
— Товарищи! Ну почему нас называют пианистами?! Ведь в наше время абсолютно все играют громко, значит, они не пианисты, а «фортисты». Пианисты сегодня — большая редкость!.. Есть великие мастера, такие как Рихтер, эти мастера совсем не пианисты, а «крещендо-диминуэндисты»! Но таких мало…
3. красотка за роялем
Восхищаясь красотой одной из участниц Международного конкурса им. Чайковского в Москве (однако весьма посредственной пианисткой), кто-то сказал:
— Посмотрите, это же вылитая Венера Милосская!
— Да, — подтвердил Нейгауз, — вот только еще для большего сходства руки бы ей оторвать…
4. виноват, но все-таки гений!..
Нейгауз много лет дружил с поэтом Борисом Пастернаком. Когда любвеобильный Пастернак увел у Нейгауза жену, тот в ярости ударил неверного друга по голове тем, что под руку попалось, а под руку ему попался толстенный клавир оперы Мейербера «Гугеноты»…
Пастернак, пошатнувшись, закрыл голову руками, а насмерть перепугавшийся за поэта, которого он считал гениальным, Нейгауз в ужасе бросился к нему с криком:
— Борис, прости! Я не хотел повредить твою замечательную голову!
5. надо похвалить!
Однажды за ужином Нейгауз предупредил своих гостей:
— У меня, знаете ли очень добросовестная и старательная домработница! Она сегодня целый день пекла для нас пирожки и теперь наверняка ждет похвалы. Необходимо громко поговорить о том, какие вкусные пирожки, чтобы она услышала…
Один поэт возразил:
— Но пирожки — так себе…
— Ну так что ж! Ведь и ваши стихи так себе. Однако их печатают, кто-то читает, кому-то они нравятся, критики вас хвалят. И вы хвалите! — приказал Нейгауз.
6. любитель золота
Нейгауз был «совой» и любил заниматься по ночам, засыпая лишь под утро. С его привычкой вести уединенный образ жизни близким приходилось считаться, но особенно тяжело приходилось посторонним. Мало кто не впадал в недоумение при виде вечно молчащего музыканта, который за целый день мог не проронить ни слова, кроме одной фразы:
— Слово — серебро, молчание — золото…
7. затворник
Лето пианист обыкновенно проводил на даче. Во время своих занятий Нейгауз не терпел никого не только в комнате, где стоял инструмент, но и вообще на даче! А по поводу своего затворничества он любил повторять чье-то изречение:
— Наши худшие враги — это наши лучшие друзья, отнимающие у нас столько времени.
8. три дня
Нейгауза спрашивает газетный корреспондент:
— Скажите, неужели пианист А непременно должен упражняться ежедневно?
— Да, непременно.
— Но почему?
— Если взять меня, то если я не упражняюсь один день, я сразу же это чувствую, если два дня — это чувствуют мои пальцы, а если три дня не сажусь за рояль — это чувствует публика…
9. провидец
Пианист, обожавший хвастаться своими успехами, причем всегда их преувеличивавший, как-то, встретив Нейгауза, гордо сказал:
— А знаете ли вы, Генрих Густавович, сколько мне заплатили за запись на радио?
— Знаю, — кивнул Нейгауз. — Половину той суммы, что вы хотите мне назвать…
Жизнь и карьера
Нейгауз родился в Елизаветграде , входившем в состав Российской империи , известном с 2016 года как Кропивницкий , на территории современной Украины . Хотя оба его родителя были учителями игры на фортепиано , в основном он был самоучкой. Основное влияние на его раннее художественное развитие оказал Кароль Шимановски , его сосед и двоюродный брат через его мать Ольгу, «Марту», урожденную Блюменфельд. Самого Шимановского обучал отец Генриха, Густав Нейгауз. Еще одно сильное влияние оказал его дядя, Феликс Блюменфельд, на то, что последний приехал в местный дом своей сестры. Он также получал уроки у Александра Михаловского . В возрасте одиннадцати лет Нейгауз впервые выступил на публике, исполнив импровизированный спектакль и несколько вальсов Фредерика Шопена . В 1902 году он дал сольный концерт в Елисаветграде с 11-летним Мишей Эльманом, а в 1904 году дал концерты в Дортмунде , Бонне , Кельне и Берлине . Впоследствии он учился у Леопольда Годовского в Берлине и с 1909 года до начала Первой мировой войны принимал участие в его мастер-классах в Венской музыкальной академии .
В 1912 году Нойгауз посетил концерт в Берлине, на котором Артур Рубинштейн исполнил премьеру фортепианной сонаты № 2 Шимановского, и оставил предсмертную записку, в которой говорилось, что концерт дал ему понять, что он никогда не добьется успеха как композитор или пианист и что он не мог продолжать жить и собирался умирать во Флоренцию в Италии . Шимановский и Рубинштейн поспешно последовали за Нейгаузом во Флоренцию и выследили его до больницы, где он был в безопасности и выздоравливал после того, как порезал себе запястье в отеле.
В 1914 году Нейгауз начал преподавать в Елизаветграде, а затем в Тбилиси и Киеве, где подружился с Владимиром Горовицем . После временного паралича Нейгауз был вынужден прекратить концертную карьеру и вместо этого обратился к преподаванию. В 1922 году он начал преподавать в Московской консерватории, где в 1932 году помог создать знаменитую Московскую центральную музыкальную школу для одаренных детей. Кроме того, с 1934 по 1937 год он также был директором Московской консерватории. Когда в 1941 году немцы подошли к Москве. , он был заключен в тюрьму по подозрению в том, что является немецким шпионом, но через восемь месяцев освобожден под давлением Дмитрия Шостаковича , Эмиля Гилельса и других. Его ученики там включен Яков Зак , Святослав Рихтер , Гилельс, Виктор Ересько , Анатолий Ведерников , Тихон Хренников , Галина Мелихова , Евгений Малинин , Лев Наумов , Тамара Гусев , Маргарит Федоров , Рышард Бакст , Теодор Гутман , Вера Горностаева , Александр Слободяник , Леонид Брумбергом , Игорь Жуков , Олег Boshniakovich , Антон Гинзбург , Валерий Кастельского , Gérard Фреми , Зденек Гнат , Элисо Вирсаладзе , Алексей Любимов , Алексей Наседкин , Владимир Крайнев , Берта Maranz , Евгений Могилевский , Амалия Байбуртян , Раду Лупу , Валентина Каменикава , Виктор Деревянко , Вера Разумовская , Нина Светланова , Борис Петрушанский и Юрий Кречковский .
Нейгауз скончался в Москве 10 октября 1964 года.