Музыка
В 1908 два произведения Стравинского – «Фавн и пастушка» и «Симфония ми-бемоль мажор» – были исполнены придворным оркестром. В следующем году на исполнение его оркестрового скерцо попал Сергей Дягилев: он был настолько поражен талантом молодого композитора, что сразу же познакомился с ним и заказал несколько аранжировок для русского балета в Париже. Через год Дягилев вновь обращается к Стравинскому, заказывая музыкальное сопровождение для нового балета «Жар-Птица».
Игорь Стравинский и Сергей Дягилев
Премьера прошла летом 1910: невероятный успех мгновенно превратил Стравинского в самого одаренного представителя нового поколения музыкальных авторов. «Жар-Птица» стала началом плодотворной совместной работы Игоря и труппы Дягилева. Уже следующий сезон открывается балетом «Петрушка», с партитурой Стравинского и великолепным Вацлавом Нижинским в главной роли.
Окрыленный успехом, композитор задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913 в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стала «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальную постановку. Свидетели говорили, что танцорам не было слышно оркестра – такой сильный гул был в зале.
Вацлав Нижинский в балете Стравинского “Петрушка”
С этого дня Стравинского называли композитором той самой «Весны священной» и деструктивным модернистом. Игорь покидает родной город, вместе с женой и детьми в 1910 году обосновывается во Франции.
Однако Первая мировая войны свела на нет «Русские сезоны» в Париже, и щедрые гонорары закончились. В 1914 чета Стравинских оказывается в Швейцарии практически без средств к существованию. В те времена он часто обращается к русским народным мотивам, сказкам.
К этому времени музыка, которую писал Стравинский, стала более аскетичной, сдержанной, но невероятно ритмичной. В 1914 году он начал работу над балетом «Свадебка», которую удалось окончить лишь в 1923. Она была основана на сельских русских песнях, которые исполнялись на свадьбах и венчаниях. В 1920 в русском стиле было написано последнее шедевральное произведение – «Симфония для духовых».
После из его творчества исчез национальный колорит, и он начал трудиться в стиле неоклассицизма. Далее композитор интерпретирует старинную европейскую музыку и другие интересные исторические стили. С 1924 года Игорь Стравинский прекращает писать и выступает в качестве пианиста и дирижера. По окончании Второй мировой его концерты стали пользоваться особой популярностью.
Портрет Игоря Стравинского
Тогда же возобновляются “Русские сезоны”, но на скромном уровне. Последним балетом, который создали Дягилев и Стравинский, стал «Аполлон Мусагет», премьера которого состоялась в 1928. Через год Дягилев умирает, и труппа распадается.
1926 год – переломный в судьбе Стравинского, он пережил духовную трансформацию, которая, конечно, оказала влияние и на творчество. Религиозные мотивы появляются в его «Царе Эдипе», в кантате «Симфония псалмов». Либретто к этим произведениям создаются на латыни. В 1939 его приглашали в Гарвардский университет в Америку, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика».
В пятидесятые годы в Европе появляется авангард, который отверг любимый Стравинским неоклассицизм, и Стравинский переживает музыкальный кризис. Большая депрессия, в которой находился Игорь, окончилась несколькими экспериментальными работами: «Кантата», «Памяти Дилана Томаса».
Работать он продолжал, несмотря на инсульт, до 1966 года, последним произведением стал «Реквием». Это невероятно тонкое произведение, написанное композитором в 84 года, стало свидетельством великого таланта и неиссякаемой энергии Стравинского.
Краткая биография
В 1902 г. Стравинский познакомился с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, который предложил одарённому юноше частные уроки. На протяжении 5 лет Игорь занимался у знаменитого композитора. Также он часто бывал на музыкальных вечерах, проходивших в доме Римского-Корсакова. В 1905 г. молодой человек окончил университет и решил полностью посвятить себя музыке. В 1907 г. Стравинский под руководством Римского-Корсакова закончил своё первое большое произведение – симфонию. В апреле 1907 г. на бесплатном концерте в Петербурге состоялась премьера симфонии Стравинского. А чуть позже публике была представлена сюита «Фавн и пастушка»
Оба сочинения были приняты очень тепло
На молодого композитора обратил внимание известный театральный деятель Сергей Дягилев. Он предложил Стравинскому написать балет для парижских «Русских сезонов»
В 1910 г
в Париже состоялась премьера балета «Жар-птица» в постановке М. Фокина. Балет имел невероятный успех и принёс славу молодому композитору. На следующий год Стравинский написал для труппы Дягилева балет «Петрушка». Главную роль исполнял ведущий танцовщик труппы Вацлав Нижинский. Представлен балет был в парижском театре «Шатле», а затем с неизменным успехом прошли премьеры и в других европейских городах. В Париже Стравинский познакомился и подружился с композиторами-новаторами Эриком Сати, Клодом Дебюсси, Морисом Равелем. В 1913 г. состоялась премьера 3-го балета, написанного Стравинским для «Русских сезонов». «Весна священная» была принята публикой неоднозначно, её либо превозносили, либо ругали за оригинальную постановку и смелую музыку. С началом Первой мировой войны Стравинский с семьёй уехал в Швейцарию. Там он написал оперу «Соловей» по сказке Андерсена, стилизованное произведение «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» для музыкального театра, музыкально-сценическое произведение «История солдата» на основе сказок Афанасьева. В 1914 г. Стравинский начал работу над комической оперой «Свадебка» на основе народных текстов. Закончил он это произведение в 1923 г. В 1919 г. композитор сочинил новый балет для Дягилева – «Пульчинелла». С этого балета начался неоклассический период в творчестве мастера. К произведениям этого периода относятся: фортепианный концерт (1924), опера «Царь Эдип» (1927), балет «Поцелуй феи (1928), «Симфония псалмов» (1930) и др. В 1920 г. композитор с семьёй переезжает во Францию. Там он сближается с группой французских композиторов («Шестёрка»). В Россию Игорь Фёдорович решил не возвращаться. В 1922 г. к Стравинскому в Париж переехала его мать. В этом же году вышла камерная опера «Мавр». Она была воспринята в целом как неудача композитора, но были и положительные отзывы. В 1924 г. состоялся дебют Стравинского в качестве пианиста. В 1933 г. популярная русская актриса и танцовщица Ида Рубинштейн и французский писатель Андре Жид заказали композитору мелодраму «Персефона». В 1934 г. Стравинский получил французское гражданство. В 1935 г. была издана книга мемуаров музыканта. В 1937 г. в Нью-Йорке состоялась премьера балета Стравинского «Игра в карты». В 1939 г. композитор переехал в США, а в 1945 г. получил американское гражданство. В Америке он много работал, там были написаны, в частности: опера «Похождения повесы», балет «Орфей», несколько симфоний и концертов для оркестра. С середины 1950-х гг. Стравинского увлекают библейские сюжеты. Он пишет вокально-инструментальные композиции: «Священное песнопение», «Плач пророка Иеремии», «Потоп» и ряд других. В 50-60-х гг. Стравинский много гастролировал, выступал в качестве дирижёра. В этот период были сделаны авторские аудиозаписи большинства произведений. В 1962 г. по приглашению советских властей композитор посетил СССР и дал несколько концертов. В 1966 г. выходит сочинение «Заупокойные песнопения», ставшее последним крупным произведением автора. С 1959 по 1969 гг. издаётся цикл из 6 книг Стравинского – «Диалоги с дирижером Р. Крафтом». 04.1971 в возрасте 88 лет Игорь Фёдорович Стравинский скончался.
Биография
В 1882 году, 17 июня, родился Игорь Стравинский. Краткая биография родителей композитора даёт представление о том, откуда у мальчика такая тяга к музыке. Отец его – Фёдор Игнатьевич – был оперным певцом, солистом Мариинского театра, заслуженным артистом России. Мать Анна Кирилловна была пианисткой. Она принимала участие в концертах мужа в качестве концертмейстера. Семья принимала у себя в доме артистов, музыкантов и писателей. Частым гостем у Стравинских был Ф. М. Достоевский. С детства приобщался к музыке и Игорь Стравинский. Фото родителей композитора представлено в данной статье.
В 9 лет будущий композитор начал брать уроки игры на фортепиано. Когда Игорь Фёдорович окончил гимназию, родители настояли, чтобы он получил юридическое образование. Будущий композитор учился в Санкт-Петербургском университете и параллельно с этим самостоятельно изучал музыкально-теоретические дисциплины. Его единственной композиторской школой были частные уроки, которые Игорь Фёдорович брал у Николая Андреевича Римского-Корсакова. Под руководством этого великого человека И. Стравинский написал первые произведения. В 1914 году Игорь Фёдорович уехал с семьёй в Швейцарию. Вскоре началась Первая мировая война, из-за которой Стравинские не стали возвращаться в Россию. Через год композитор переехал во Францию. С 1936 года Игорь Фёдорович начал ездить в США на гастроли. После того как началась Вторая мировая война, он переехал на постоянное жительство в Америку. В 1944 году И. Стравинский сделал необычную аранжировку гимна США и исполнил произведение на концерте. За это его арестовали. Ему причитался штраф за искажение гимна. Сам композитор предпочитал не афишировать случившееся и всегда говорил, что на самом деле ничего подобного не было. В 1945 году композитор получил американское гражданство. Скончался Игорь Фёдорович в 1971 году. Причина смерти – сердечная недостаточность. Похоронен композитор в русской части кладбища Сан-Микеле в Венеции.
Игорь Стравинский краткая биография
Игорь Федорович Стравинский краткая биография расскажет Вам о жизни и творчестве русского композитора и дирижера. «Стравинский Игорь» доклад можно дополнить интересными фактами.
Игорь Стравинский краткая биография
Стравинский Игорь Федорович появился на свет в Ораниембауме 17 июня (5 июня) 1882 года в семье оперного певца и пианистки. Род семьи происходит от польских землевладельцев и вначале фамилия звучала так — Сулима-Стравинские. В 9 лет стал обучаться игре на фортепиано.
Стравинский в 1905 году посещал курс лекций юридического факультета, однако выпускных экзаменов не стал сдавать. Через год он получает свидетельство о прослушанных курсах. Стоить отметить, что музыкой в профессиональном плане Игорь Федорович увлекся после обучения в Петербургском университете. Тогда он 5 лет занимался с Николаем Римским-Корсаковым композицией, параллельно пополняя знания во всех сферах музыкального искусства.
Будущий композитор сближается с Сергеем Дягилевым, посещает «Вечера современной музыки», концерты новой музыки пианиста и дирижера Александра Зилоти. Первая музыка Игоря Стравинского была написана для фортепиано. В ней прослеживалось влияние французских импрессионистов и школы Римского Корсакова.
Начиная с 1910 года, композитор проживал то в Париже во Франции, то в России, то в Швейцарии. В период 1914-1920 годов он проживал в Швейцарии. Творчество Игоря Стравинского обратилось к русскому фольклору, который Стравинский умело соединял с модернизмом . Его музыку заказал Дягилев для балетов «Русские сезоны». Первый балет автора «Жар-птица» показали в Париже на сцене «Гранд-Опера» 25 июня 1910 года. Так начался его путь к славе.
В 1920 году Игорь Федорович переезжает во Францию и через 14 лет принял гражданство. Парижский период был очень плодотворным. Он написал оперу-буфф «Мавра», балеты «Поцелуй феи», «Аполлон Мусагет», «Орфей» и «Игра в карты». Также его перу принадлежат опера «Похождения повесы», опера-оратория «Царь Эдип», «Симфония псалмов», мелодрама «Персефона», концерт для скрипки с оркестром и октет для духовых.
Жизнь Игоря Стравинского изменилась в 1939 году: композитор переезжает в США и начинает читать лекции «Музыкальная поэтика» в Гарвардском университете. В 1945 году принимает американское подданство. В 1950 –тых годах он обращается к библейским сюжетам в своем творчестве. Самые значительные произведения «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400 летию», «Агон», «Потоп», «Священное песнопение в честь апостола Марка». Его стиль стал конструктивно нейтральным и более аскетичным.
В 1962 году Министерство культуры СССР пригласило автора известных произведений дать несколько концертов в Ленинграде и Москве. В 1966 году он серьезно заболел. В этот период Игорь Стравинский пишет «Заупокойные песнопения» для камерного оркестра, хора и солистов.
Кроме музыки Игорь Федорович занимался литературоведеньем. Он является автором таких автобиографичных книг как «Диалоги» и «Хроника моей жизни», сборника «Музыкальная поэтика». Свое последнее произведение написал на немецком языке.
Умер Игорь Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке.
Игорь Стравинский личная жизнь
Был женат дважды. В 1906 году композитор венчается с Екатериной Носенко, своей двоюродной сестрой. В браке родилось 4 детей – Федор, Людмила, Святослав и Милена. Жена и дочь Людмила умерли от туберкулеза. Стравинский также заразился туберкулезом, но сумел справиться с болезнью. В 1940 году он женился во второй раз на Вере де Боссе, художнице и актрисе.
Возвращение и уход
В мирное время он много гастролирует, «мотаясь» между континентами. Он выступает как дирижер, делает аудиозаписи своих сочинений, которые и ныне служат для музыкантов эталоном исполнения и интерпретации.
Лишь в 1962 г. он триумфально вернулся на родину. Осенью он выступил дирижером собственных произведений в столице и в Ленинграде. Восторгу публики и критиков не было предела…
Последней работой великого новатора стала камерная трактовка песен австрийского композитора Гуго Вольфа. Но судя по незавершенным произведениям и музыкальным эскизам, Игорь Фёдорович до конца дней отдавался напряженному творческому труду.
Скончался И.Ф. Стравинский вследствие сердечной недостаточности 6 апреля 1971 года. Похоронили его поблизости могилы Дягилева на одном из венецианских кладбищ. Там же похоронен Иосиф Бродский.
Примечания[править | править код]
- Ныне город Ломоносов
- История города Ломоносова
- Закольцевалось
- Виталий Аблицов «Галактика Украина», Украинская диаспора: выдающиеся фигуры. — Киев, 2007. — С.50-51.
- Жан Кокто «Петух и Арлекин». — М.: «Прест», 2000. — С. 79. — 224 с.о книге
- «Stravinsky Liable to Fine». New York Times. 1944-01-16. Archived from the original on 2011-08-23. Retrieved 2010-06-22.
- «Mass. Gen. Laws ch. 249, § 9». Archived from the original on 2011-08-23.
- According to Michael Steinberg, Liner notes to Stravinsky in America, RCA 09026-68865-2, the police «removed the parts from Symphony Hall.»The Musician as Interpreter. — Penn State Press. — ISBN о книге page 50
- . — University of California Press. — ISBN о книге, page 152
Новые публикации
Знай наших! Юрий Лисянский и его кругосветное плавание 19.08.2023
250 лет исполнилось выдающемуся русскому мореплавателю, капитану шлюпа «Нева» во время первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 гг. Юрию Фёдоровичу Лисянскому. Хотя он оказался в тени своего товарища и главы экспедиции И. Ф. Крузенштерна, его вклад в успешное завершение морской кругосветки, пожалуй, не менее значителен.
Нескучный русский. Рай, земля обетованная, элизиум, эдем… 18.08.2023
Известное выражение «земля обетованная» закрепилось в речи как обозначение места, куда люди мечтают и стремятся попасть, потому что там нет печалей и голода, всего в изобилии, а находящиеся там счастливцы ни в чём не знают нужды.
Знай русский! Выбражуля, плацкарт, консерва – слова вне нормы 18.08.2023
Предлагаем рассмотреть ещё несколько лексем, которые встречаются в речи, но не соответствуют нормам литературного русского языка. К примеру, слово плацкарт, содержащее в себе сразу две ошибки: грамматическую и лексическую.
Кругосветка по правилам. Как житель Тамбова пересёк все континенты на велосипеде 17.08.2023
Велопутешественник из Тамбова Александр Осипов проехал на своём велосипеде уже более 70 тысяч километров – он объехал вокруг Земли и пересёк все континенты. О своей любви к путешествиям Александр рассказал «Русскому миру».
Холм чести 17.08.2023
20 августа в армянском городе Гюмри в тринадцатый раз пройдут памятные мероприятия на главном историческом месте – историко-мемориальном комплексе «Холм чести». В августе 2010 года мемориал открыли два президента – Дмитрий Медведев и Серж Саргсян.
Антон Дельвиг: лучший друг Пушкина, автор «Соловья», ленивый гений… 17.08.2023
Русский поэт и публицист, лучший друг Пушкина, Антон Антонович Дельвиг родился ровно 225 лет назад – 6 (17) августа 1798 г. Всего на год старше Пушкина, он закончил свой земной путь на несколько лет раньше. По словам Александра Сергеевича, «жизнь его богата не романтическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым, чистым разумом и надеждами».
«Выстраивать оборону против лжи». Издана книга «Украинские преступления против человечности (2022 – 2023)» 16.08.2023
Издание, уверены его авторы, станет одним из свидетельств на будущих процессах по делам о преступлениях неонацистов на Украине.
Знай русский! Главным образом, главным делом – нужны ли запятые? 15.08.2023
Сегодня рассмотрим случаи применения на письме слова главное, которое может употребляться как самостоятельно, так и в составе выражений главным делом, главным образом.
Credits
New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:
Igor Stravinsky history
The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:
History of «Igor Stravinsky»
Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.
ReferencesISBN links support NWE through referral fees
- Adorno, Theodor W. Philosophy of Modern Music. London; New York: Continuum Intl Pub Group 1980, ISBN 0826401384
- Craft, Robert. Stravinsky: Glimpses of a Life. New York: St Martins Press, 1993. ISBN 0312088965
- Craft, Robert. Stravinsky: Chronicle of a Friendship. New York: A.A. Knopf, 1972. ISBN 0394476123
- Joseph, Charles M. Stravinsky Inside Out. Yale University Press, 2001. ISBN 978-0300075373
- Joseph, Charles M. Stravinsky and Balanchine, A Journey of Invention. Yale University Press, 2002. ISBN 978-0300087123
- Kavanugh, Partick. Spiritual Lives of the Great Composers. Grand Rapids, MI: Zondervan, 1992. ISBN 0310208068
- Kundera, Milan. Testaments Betrayed: An Essay in Nine Parts. Harper Perennial, 1995. ISBN 978-0060927516
- Kuster, Andrew. Stravinsky’s Topology. Lulu, 2005. ISBN 978-1411664586
- Lambert, Constant. Music Ho! A Study of Music in Decline. 94–94 and 101–105, New York: Charles Scribner’s Sons, 1936. OCLC
- Mitchell-Culver, Ann G. Theodor Adorno’s Philosophy of Modern Music: Evaluation & Commentary. Ann Arbor: University of Michigan microfilms, 1973. OCLC
- Slonimsky, Nicolas. Lexicon of Musical Invective: Critical Assaults on Composers Since Beethoven’s Time. WA: University of Washington Press, 1978. ISBN 0295785799.
- Stravinsky, Igor. Poetics of Music in the form of six lessons. (from the Charles Eliot Norton lectures delivered in 1939-1940). Harvard College, 1942. English translation by Arthur Knodell and Ingolf Dahl. Harvard University Press, 1970. ISBN 0674678559.
- Stravinsky, Igor. An Autobiography. W.W. Norton & Company, 1998. ISBN 978-0393318562
- Stravinsky, Igor, and Robert Craft. Conversations with Stravinsky. ISBN 0520040406
- Taruskin, Richard. Stravinsky and the Russian Traditions: A Biography of the Works Through Mavra. University of California Press, 2016. ISBN 978-0520293496
- Taruskin, Richard, and Piero Weiss. Music in the Western World-A History in Documents. Belmont, CA: Wadsworth Group, 1984. ISBN 0028729005
- Volta, Ornella. Satie seen through his letters. London; New York: Marion Boyars Ltd. 1994. ISBN 071452980X
- White, Eric Walter. Stravinsky. The composer and his works. University of California Press, 1985. ISBN 978-0520039858
Творчество[править]
Деление творчества Стравинского на периоды достаточно условно.
Русский периодправить
Игорь Стравинский, 1900 год
Фантазия для оркестра «Фейерверк» написана в 1908 году. Это первое значимое произведение Игоря Стравинского, не считая тех, что он писал на пороге юности. Стравинский написал её к свадьбе дочери своего учителя Римского-Корсакова. Сам Николай Андреевич не успел оценить это произведение, так как был тяжело болен и скончался через три дня после свадьбы дочери 8 июня 1908 года. «Погребальную песнь» была написана в память о великом учителе и была исполнена зимой 1909 года в Большом зале Петербургской консерватории. Музыка к балету «Жар-Птица» была написана по заказу Сергея Дягилева для сезона «Русских балетов» в Парижской опере весною 1910 года. Стравинский с большим увлечение работал над балетом, написанную музыку он частями отдавал Михаилу Фокину, который сразу начинал постановку танца. Именно с «Жар-Птицы» начинается известный творческий путь русского композитора Серебряного века.
Балет «Петрушка» был написан в 1911 году. Произведение написано перед предстоящей долгой работой над «Весной священной», и Стравинскому захотелось написать легкое произведение — развлечься. Балет «Весна Священная» был поставлен 29 мая 1913 года в Париже. Стравинский в различных формах и вариациях использует русский стиль в своих произведениях. Этот период жизни и творчества Стравинского условно называют русским периодом, он длился с 1908 года по 1923 год.
Неоклассицистский периодправить
Урсула Боэс и Игорь Стравинский, 1963 год
Неоклассицистский период творчества Стравинского длился примерно 30 лет, с 1923 года по 1953 год. При этом началом нового периода можно считать балет «Пульчинелла», написанный в 1920 году на музыку Джованн Перголези. Премьера состоялась в Париже в Гранд-Опера в мае 1920 года. В России балет поставили впервые в 1926 году в Ленинградском театре оперы и балета. Постановщиком балета был Федор Лопухов. Работа над оперой-буфф «Мавра» была закончена в 1922 году, основой оперы послужила поэма «Домик в Коломне» Александра Сергеевича Пушкина.
Стравинский создает цикл произведений в неоклассическом стиле: балеты, оперы, симфонии. Произведения написанные в это период: оперы «Царь Эдип» (1927 год) и «Похождения повесы» (1951 год), балеты «Аполлон Мусагет» (1928 год), «Поцелуй феи» (1928 год), «Игра в карты» (1937 год), «Балетные сцены» (1944 год), «Орфей» (1947 год). Премьера балета «Аполлона Мусагета» состоялась в Вашингтоне 27 апреля 1928 года, а премьера балета «Поцелуй феи» состоялась уже в ноябре 1928 года. На создание балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского вдохновила музыка Петра Чайковского, на создание «Аполлона Мусагета» — легенды о боге Аполлоне. Костюмы для этого спектакля создавала сама Коко Шанель.
Стоит добавить, что в неоклассический период Стравинский написал оркестровые, хоровые, вокальные, камерные произведения, несколько произведений для фортепиано. Все произведения были скорее фундаментальными, нежели камерными. Последним произведение неоклассицизма стала опера «Похождения повесы», которая была поставлена в Венеции самим Стравинским в 1951 году. В России премьера оперы состоялась в 1978 году в Покровском театре.
В период неоклассицизма Стравинский написал ряд симфоний: «Симфония псалмов» (1930 год), «Симфония in С» (1940 год) и «Симфония в трех частях» (1945 год).
Поздний периодправить
Этот этап творчества пропитан духовной тематикой. Этот этап условно попадает на период с по 1968 годы и пропитан духовной тематикой. «Священное песнопение» (1955 год), «Плач пророка Иеремии» (1958 год), «Заупокойные песнопения» (1967 год), музыкальное представление «Потоп», священная баллада «Авраам и Исаак» (1963 год). Также в этот период были написаны — «Памяти Дилана Томаса» для тенора и инструментального ансамбля (1954 год), балет «Агон» (1957 год), «Движения» для фортепиано с оркестром (1960 год), «Вариации» для оркестра памяти Олдоса Хаксли (1964 год).
Музыка
В 1906 г. Игорь Стравинский создал свои первые произведения – «Фавн и пастушку» и «Симфонию ми-бемоль мажор», которые были исполнены симфоническим оркестром. Знаменитый театральный деятель Сергей Дягилев, высоко оценил талант молодого композитора.
В результате Дягилев предложил Стравинскому сотрудничество. За последующие 3 года биографии парень написал три балета: «Жар-Птица», «Петрушка» и «Весна священная», которые сделали его всемирно знаменитым.
С того момента Игорь имел репутацию одного из самых ярких представителей музыкального импрессионизма. В 1910 г. он решает покинуть Россию и вместе с супругой и детьми обосноваться во Франции. Когда разразилась Первая мировая войны (1914-1918) он начал испытывать финансовые трудности, поскольку в это непростое время музыка была не такой востребованной как раньше.
Стравинский в молодости
В 1914 г. Игорь вместе с семьей переезжает в Швейцарию, где также переживает очень непростые времена. В данный период биографии он обращается к русскому фольклору. Тогда же он работал над сочинением балета «Свадебка», который был завершен к 1923 г.
За 3 года до этого Стравинский стал автором последнего выдающегося произведения, созданного в русском стиле – «Симфония для духовых». Далее он увлекся неоклассицизмом. С 1924 г. он оставил композиторскую деятельность, начав выступать как пианист и дирижер.
После окончания Второй мировой войны (1941-1945) его концерты возымели большой успех и востребованность. Одновременно с этим были возобновлены «Русские сезоны» Дягилева. Стоит заметить, что последним совместным балетом Стравинского и Дягилева, стал «Аполлон Мусагет» (1928).
К тому времени биографии Игорь Стравинский переживал духовное переосмысление. В его творчестве начинают прослеживаться религиозные мотивы, которые наглядно видны в «Царе Эдипе» и «Симфонии псалмов». Он давал концерты в разных странах, включая США, где также выступал с лекциями.
В 50-е годы в Европе начинает набирать обороты авангард, который не был принят любимым Стравинским неоклассицизмом. Вследствие этого мужчина переживал творческий кризис. Его затяжная депрессия окончилась такими новаторскими работами как «Кантата» и «Памяти Делана Томаса».
В 1966 г. Игорь Федорович перенес инсульт, однако все равно продолжал активно работать. Его последним произведением стал «Реквием», который был им написан в 84-летнем возрасте. Мастер работал почти во всех музыкальных жанрах того времени: камерная, инструментальная и вокальная музыка, оперы, балеты, симфонии, кантаты и т.д.
Русский стиль
Именно под руководством Римского-Корсакова Стравинский написал свои первые произведения. Это были скерцо и соната для фортепиано, а также сюита для голоса с оркестром, которая известна под названием «Фавн и пастушка». Прошло немного времени, и Дягилев предложил ему создать балет для постановки в «Русских сезонах», что должны были проходить в Париже.
После этого Игорь Стравинский продолжил работать с труппой Дягилева, и в течение трех лет сотрудничества написал для него три балета. Так появились произведения Стравинского, которые принесли ему известность во всем мире. Это были «Жар-птица» 1910, «Петрушка» 1911 и «Весна священная» 1913 года. После оглушительно успешной парижской премьеры «Жар-птицы», состоявшейся 25 июня 1910, Стравинский в одночасье стал известен как чрезвычайно одаренный композитор нового поколения. Эта работа показала, насколько полно он усвоил яркий романтизм и оркестровую палитру своего учителя. Кроме того, после “Жар-птицы” Стравинский познакомился со многими известными парижскими знаменитостями, в частности, сблизился с Дебюсси, с которым они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза.
На видео – балет “Петрушка” 1997 года (в роли Петрушки – А. Лиепа):
https://youtube.com/watch?v=sY-SIRvyHgI
Все это время Стравинский живет не то в России, не то во Франции – так часто он ездил в Париж, предпочитая на родине проводить лишь лето.
Супруга Игоря Стравинского Екатерина Носенко была из родной Волыни
Перед самым началом Первой мировой войны он поехал в Швейцарию за часами, да так там и остался. Началась война, за ней последовала революция в России, оборвавшая всякую надежду на возвращение в отечество. Поэтому ближайшие четыре года Игорь Стравинский проводит в Швейцарии, куда раньше выезжал с семьей – женой Екатериной Носенко и двумя детьми – лишь на зиму.
К 1914 году Стравинский исследует более сдержанные и строгие, хотя и не менее трепетные, ритмические виды музыкальной композиции. В его музыкальных произведениях последующих лет преобладают наборы из коротких инструментальных и вокальных отрывков, основанных на разнообразных русских народных текстах и идиомах, а также на рэгтайм (жанр американской музыки, популярной в 1900-1918 гг.) и других стилистических моделях Западной или популярной танцевальной музыки.
Молодой Игорь Стравинский
Именно в Швейцарии он пишет оперу «Соловей» и «Историю солдата». В то же время он знакомится с Эриком Сати, чья манера написания музыки приводит Стравинского в восторг. Так что тот факт, что Сати оставил заметный след в творчестве Стравинского, был вполне естественным.