Как проходило обучение
В древнем Риме уроки шли всю неделю каждый день. Учебный год начинался в марте месяце. С наступлением дня уроки начинались и завершались уже вечером. В древнем Риме обычно школы располагались не в отдельных постройках. Комнаты для них как правило нанимались в домах, магазинах, термах (общественных банях) и отгораживались занавесками.
Преподаватель обычно располагался за кафедрой. Дети сидели на табуретках, все школьные принадлежности они раскладывали у себя на коленях. Бумага была очень дорогая, поэтому ученики писали чаще специальными палочками на досках, покрытых воском. В первых классах ученики, не научившиеся пока писать, учили задания наизусть. Бумага, сделанная из тростника, как в Египте, обычно использовалась грамотными детьми, делавших мало ошибок или выполнявших задания вообще без них. Счет велся с помощью камешков, на специальных счетах. Чернила делались из разных веществ, например, из сажи.
https://youtube.com/watch?v=8HhIJIK-0Ow
Тривиальные школы Древнего Рима
В школах Древнего Рима царили достаточно суровые законы. Тривиальные школы представляли собой низшую образовательную ступень. В эту школу ходили дети от 7 до 12 лет, родители которых были недостаточно обеспечены, чтобы нанять учителей для домашнего воспитания. Более богатые семьи выбирали домашнее образование. Эти школы могли посещать дети обоих полов.
В школах учили грамоте и счету. Тривиальные школы были не государственными, а частными, родителям приходилось платить за обучение своих детей, но плата была достаточно низкой. В одной группе обычно насчитывалось от 15 до 20 человек. В школах не было единой программы, учредителем такой школы мог быть любой человек с образованием. Ученики слушали своего учителя, повторяли за ним информацию, делали пометки на глиняных табличках. Счёту детей обучали с помощью камешком.
В школах очень тщательно следили за порядком и дисциплиной, существовали телесные наказания. Учебный год обычно начинался в марте. Выходных у учеников не было, занятия проводились 7 дней в неделю, но зато существовало много государственных и религиозных праздников в дни которых ученики не посещали школу. Когда наступала жаркая пора, занятия в школах прекращались, и наступали так называемые каникулярии.
Второе поколение Римской школы
После 1930 года, вместо упадка и забвения, Римская школа возродилась с помощью других художников. «Второе поколение» развивалось в 1930-х годах и достигло пика вскоре после Второй мировой войны. Среди участвовавших во второй волне были такие художники, как Роберто Мелли, Ренато Марино Маццакурати, Гульельмо Джанни, Ренцо Веспиньяни и так называемые тоналисты во главе с Коррадо Кальи, Карло Леви, Эмануэле Кавалли и Капогросси, которые все стремились к деятельности » Galleria della Cometa «.
Позже к ним присоединились: Фаусто Пиранделло (сын Нобелевской премии Луиджи), Ренато Гуттузо, братья Афро и Мирко Басальделла, Леонсильо Леонарди, Раффаэле Фрументи, Санте Монахеси, Джованни Омиччоли и Тоти Шиалоя .
Влияния
Римская фреска блондинка девица, читающая текст, Помпейский четвертый стиль (60-79 гг.), Помпеи, Италия
До 3 века до нашей эры. римская система образования была тесно связана с римским социальным институтом patria potestas, в котором отец выступал в качестве главы семьи (отец ), и имел, согласно закону, абсолютное право контроля над своими детьми. Обязанностью отца было дать образование своим детям, и если он был не в состоянии выполнить эту обязанность, эту задачу брали на себя другие члены семьи. Только в 272 г. до н.э. с захватом Тарент, аннексия Сицилия в 241 г. до н.э., а период после Первая Пуническая война что римляне подверглись сильному влиянию греческой мысли и образа жизни и нашли свободное время для изучения искусств.
В III веке до нашей эры греческий пленник из Тарент названный Ливий Андроник был продан в рабство и нанят в качестве наставника для детей своего господина. Получив свободу, он продолжил жить в Риме и стал первым школьным учителем (частным репетитором), который следовал греческим методам обучения и переводил Гомер с Одиссея на латинский стих в Сатурнианский метр.
Поскольку Рим рос в размерах и могуществе, после Пунические войны, важность семьи как центральной ячейки римского общества стала снижаться, и с этим упадком, старая римская система образования, которую осуществляли отцы семейства, также пришла в упадок. Новая образовательная система стала больше ориентироваться на ту, с которой столкнулись римляне с выдающимися греческими и эллинистическими центрами обучения, такими как Александрия позже
Это становилось литературной образовательной системой.
Положение греков было идеальным для основы литературного образования, поскольку они были обладателями великих произведений Гомер, Гесиод и Лирические поэты архаической Греции. Отсутствие литературного метода обучения в римской жизни было связано с тем, что Рим был лишен какой-либо национальной литературы. Военное искусство было всем, на что Рим мог позволить себе потратить время на изучение. Оставшееся время римляне, не ведя войны, посвящали сельскому хозяйству. Заботой Рима было выживание, будь то защита или господство. Так продолжалось до появления Энниус (239–169 до н. Э.), Отец римской поэзии, что всплыла всякая национальная литература.
В то время как римляне переняли многие аспекты греческого образования, две области, в частности, считались пустяком: музыка и спорт. Для греков музыка была основой их образовательной системы и напрямую связана с греческими Paideia. Mousike охватывает все области, находящиеся под контролем Музы, сопоставимо с сегодняшними гуманитарными науками
Область, которую многие римляне считали неважной, соответствует нашему современному определению музыки. Для греков умение играть на музыкальном инструменте было признаком цивилизованного, образованного человека, и благодаря образованию во всех сферах жизни мышь считалось, что душа может стать более умеренной и развитой
Римляне не разделяли этой точки зрения и считали изучение музыки путем к моральному разложению. Однако они приняли одну область мышь: Греческая литература.
Для греков легкая атлетика была средством обретения здорового и красивого тела, что было самоцелью и еще больше способствовало их любви к соревнованиям. Однако римляне также не разделяли этой позиции, считая, что легкая атлетика — лишь средство поддержания хороших солдат.
Это иллюстрирует одно из основных различий между двумя культурами и их взглядами на образование: для греков красота или занятие могли быть самоцелью, и практика этой деятельности соответственно приносила пользу. С другой стороны, римляне были более практичны, когда дело касалось того, чему они учили своих детей. Для них, казалось, область изучения была полезной только постольку, поскольку она служила лучшей цели или цели, определенной вне ее самой. Кроме того, до войны они были больше сосредоточены на правительстве и политике, чем на армии и вооруженных силах.
Образование во времена Империи
Рельеф, найденный в Ноймагене около Трира, учитель с тремя учениками (180-185 гг. Н.э.)
В разгар Римской республики, а затем Римская империя, римская система образования постепенно обрела свою окончательную форму. Были созданы формальные школы, которые обслуживали студентов, платящих за обучение; существовало очень мало того, что можно было бы назвать бесплатным государственным образованием. И мальчики, и девочки получали образование, хотя и не обязательно вместе.
В системе, очень похожей на ту, которая преобладает в современном мире, это римская система образования, в которой школы располагались в несколько ярусов
Воспитатель Квинтилианский признали важность как можно более раннего начала обучения, отметив, что «память … не только существует даже у маленьких детей, но особенно сохраняется в этом возрасте»
Римский ученик будет продвигаться по школе так же, как сегодня ученик может перейти из начальной школы в среднюю, а затем в колледж. Их обычно освобождали от учебы во время базарные дни каждый восьмой день в году был своего рода выходным
Прогресс больше зависел от способностей, чем от возраста при этом большое внимание уделяется студенческой Ingenium или врожденный «дар» к обучению, и более негласный акцент на способности студента позволить себе образование высокого уровня
Основы римского воспитания и обучения
Определение 1
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс по формированию у подрастающего поколения норм и правил поведения в обществе, а также передаче накопленного поколениями опыта.
К воспитанию и обучению детей в Древнем Риме относились ответственно практически с момента создания государства.
Древний Рим представлял собой державу, которая состояла из нескольких провинций. Государство было достаточно богатым. Помимо богатства денежного, Древний Рим был богат художественными произведениями, философскими трудами, математическими открытиями и т.п. Все это говорит о том, что народ Древнего Рима был образованным. Процесс обучения и воспитания детей начинался практически с самого рождения.
Ведущую роль в формировании и развитии личности юного римлянина играла его семья. Именно на семью была возложена обязанность по созданию фундамента необходимых знаний и умений, овладению ребенком нравственных и культурных норм, общепризнанных правил поведения. Семейные традиции были достаточно крепки. Отношение к семье, как первичному институту, со стороны государство было уважительно. Семьи, которые славились своими выдающимися членами, были почитаемы и уважаемы в римском обществе.
В основу обучения и воспитания детей была заложена религия, при этом роль жреца в семье выполнял отец. Каждая римская семья считала, что ей покровительствует большое количество богов. Главой семьи был отец, он обладал неограниченной властью. У матери были несколько меньшие права, однако она занимала почетную роль в воспитании детей, а именно девочек.
Девочки и девушки семьи находились под неусыпным контролем матери до самого момента их замужества. Мать учила их вести домашнее хозяйство, готовить еду, убираться, шить и т.д. Воспитанием мальчиков и юношей до 16-ти лет занимался отец. Вместе с ним они изучали порядок ведения полевых работ, осваивали искусство владения оружием. Особенностью было то, что все это время мальчики и юноши должны были носить длинные волосы.
Не всегда отношения в семье были идиллическим, что естественно отрицательно сказывалось на воспитании детей. Особенно негативно на формирование личности оказывали расправы над рабами в присутствии детей, увлечения и измены материй во время длительного отсутствия отцов. Вопрос о том, как этого избежать постоянно поднимался на государственном уровне. Со временем его решение нашлось в создании специально организованных учреждений, которые бы целенаправленно занимались воспитанием и обучением детей. Таким заведениями стали школы, суть организации которых римляне позаимствовали у греков.
В период расцвета Римской Империи семья уступает свои позиции государственной системе образования. Возврат к семейному воспитанию отмечается в период заката Империи, именно в это время вновь ведущей стала подготовка подрастающего поколения непосредственно в семье.
Грамматические школы Древнего Рима
Грамматические школы были престижнее чем тривиальные, они тоже имели некого владельца, поэтому обучение было в этих школах платным. Дети обучались в основном индивидуально. Грамматические школы посещали дети от 12 до 16 лет. Основными дисциплинами в грамматических школах были:
- латинский язык
- греческий язык
- римское право
- грамматика
- риторика
Замечание 1
В римском образовании считалось что каждый предмет должен быть общественно полезным, то есть готовить человека для активной военной, политической или социальной деятельности.
Римское образование имело строгий школьный канон. Этот канон определял содержание образовательного процесса, формы его осуществление и образовательные методы. В школе дети изучали так называемые «свободные искусства», эти дисциплины признавались знатными сословиями. Они в свою очередь противопоставлялись так называемым «механическим искусствам», которым обучали будущих ремесленников и рабочих людей.
В список «свободный искусств» входили девять дисциплин:
- риторика
- диалектика
- грамматика
- арифметика
- геометрия
- астрономия
- музыка
- медицина
- архитектура
Позднее в рамки «свободных искусств» стало входить лишь 7 основных дисциплин. Их все разделили на две группы:
- тривиум
- квадриум
Тривиум, как следует из названия предполагал три дисциплины:
- риторика
- диалектика
- грамматика
Квадриум предполагал четыре дисциплины:
- арифметика
- геометрия
- астрономия
- музыка
использованная литература
- Майкл Чиаппетта, «Историография и римское образование», Журнал истории образования 4, вып. 4 (1953): 149-156.
- ^ Оксфордский классический словарь, под редакцией Саймона Хорнблауэра и Энтони Спофорта, третье издание. Оксфорд; Нью-Йорк: Oxford University Press, 1996.
- Квинтилиан, Квинтилиан по образованию, переведенный Уильямом М. Смейлом (Нью-Йорк: издательство Teachers College Press, 1966).
- Юн Ли Тоо, Образование в греческой и римской древности (Бостон: Брилл, 2001).
- Боннер, Стэнли (2012). Образование в Древнем Риме: от старшего Катона до младшего Плиния, том 5. 2 Парк-сквер, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон: Рутледж. С. 14, 15. ISBN 978-0415689793.
- Дж. Ф. Добсон, Древнее образование и его значение для нас (Купер-сквер: Нью-Йорк, 1963).
- Робин Бэрроу, Греческое и римское образование (Образование Macmillan: Лондон, 1976).
- ^ Ли Ту, Y; Фароки, С.Н. (2001). Образование в греческой и римской античности. Брилл. п. 241. ISBN .
- ^ Уильям А. Смит, Древнее образование (Нью-Йорк: Философская библиотека, 1955).
- Уильям А. Смит, Древнее образование (Нью-Йорк: Философская библиотека, 1955), стр.184.
- ^ Джо-Энн Шелтон, Как это сделали римляне: справочник по римской социальной истории (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1998 г.).
- Плутарх, Жития Аристеида и Катона, переведенный Дэвидом Сансоном (Warminster: Aris & Phillips, 1989).
- ^ Боннер, Стэнли Ф., Образование в Древнем Риме (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1977).
- ^
- Наследие римского образования (на форуме), Нанетт Р. Пакаль, Классический журнал, Vol. 79, No. 4. (апрель — май 1984 г.)
- Роберт А. Кастер, Хранители языка: грамматик и общество поздней античности (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1997).
- Джо-Энн Шелтон. Как сделали римляне: Справочник по римской социальной истории. (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998), стр.100.
Какие предметы преподавали детям в Древнем Риме?
В школах древнего Рима были установлены определенные предметы для усвоения учениками. Также был разработан список вопросов по всем дисциплинам, ответы на которые дети должны были давать по итогам обучения. Это можно назвать наличием школьной программы.
Римский ученый, живший в конце II – первой половине I века до нашей эры Варрон в одном из своих сочинений перечисляет девять основных преподававшихся в учебных заведениях предметов. К ним относились грамматика, арифметика, геометрия, риторика, музыка, астрономия, медицина, диалектика и архитектура. Мальчикам преподавались основы римского права и ведения боевых действий. Девочек учили ухаживать за маленькими детьми, основам медицинских знаний, ведению домашнего хозяйства. Нанимавшиеся с целью давать занятия с ними на дому преподаватели обучали петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Медицинские и музыкальные сведения в большей степени изучались девочками. В результате основными оставались семь дисциплин. Они обычно обозначаются как свободные искусства, поскольку их проходили в школах дети граждан.
Идеи
Спонтанное сотрудничество художников в студии на виа Кавур, по-видимому, было вызвано не какими-либо художественными программами или манифестами, а скорее дружбой, культурным синтезом и необычайным изобразительным единством. Своей твёрдой приверженностью европейскому экспрессионизму они, формально, противопоставили его живописи неоклассического характера, продвигаемой «Возвращением к порядку» в 1920-х годах, которое особенно было сильно в Италии после Первой мировой войны . Первое определение этой художественной группы, по всей видимости, принадлежит Роберто Лонги, который написал о них в газете «Литературная Италия» от 7 апреля 1929 года:
и добавил:
Лонги использовал это определение, чтобы указать на особую работу, которую, по его мнению, эти художники проделали для развития экспрессионизма, отойдя от традиционных арт-движений.
В те годы художник Коррадо Кальи стал одним из основателей арт-группы «Новые римские художники» (итал. nuovi pittori romani), которую критики также относят к Римской школе. Кальи описал распространяющуюся чувствительность и говорил об «Астро ди Рома» (Римская звезда), подтверждая, что это была настоящая поэтическая основа «новых римлян»:
И таким образом, выдвигая на первый план сложную и чётко сформулированную римскую позицию, в отличие от того, что Кальи назвал императивным неоклассицизмом Новеченто. Римская школа предложила «дикий» стиль живописи, выразительный и беспорядочный, экспрессивный и с тёплыми оттенками охры и бордового. Формальная строгость была заменена явно экспрессионистской дальновидностью.
Например, Сципионе воплотил своего рода римский экспрессионизм в стиле барокко, где часто появляются декадентские пейзажи исторического центра Рима в стиле барокко, с изображением священников и кардиналов, выполненных в экспрессивной технике. Подобные темы присутствовали в картинах Раффаэле Фрументи во втором поколении Римской школы, с яркими красными оттенками и мягкими мазками.
Риторические школы Древнего Рима
В Древнем Риме существовали так называемые риторические или как их еще называли ораторские школы. Данные вид учебных заведений был позаимствован римлянами у греков. Эти учреждения посещали те молодые люди, которые ставили перед собой цель в будущем стать общественными или политическими деятелями. В качестве учителей в этих школах преподавали сами известные общественные и политические деятели.
Основными дисциплинами риторических школ были:
- ораторские искусство
- греческая и римская литература
- математика
- геометрия
- астрономия
- право
- философия
Замечание 2
Особое место в процессе обучения уделялось формам ораторского искусства. Ученики постоянно совершенствовали свои навыки публичных выступлений.
Следует отдать должное римским педагогам, так как именно они в целях оптимизации учебного процесса сделали первый шаг к созданию первых учебных пособий и руководств для учителей. Эти учебные пособия первоначально представляли собой авторские трактаты, в которых освещены вопросы ораторского искусства, правовых основ, военного дела, философии, медицины и культуры вообще.
Периодизация развития воспитания и образования в Древнем Риме
В истории древнеримского воспитания принято выделять четыре периода, каждый из которых отражает специфические особенности развития воспитательной образовательной системы, в соответствии с исторической эпохой:
Первый этап. Период раннего римского воспитания (VIII-середина Ш вв.) – характеризуется устойчивыми семейными традициями в воспитании детей.
В данный период основной школой для детей считалась семья. С самых ранних лет воспитанием мальчиков занимался отец, воспитанием девочек – мать. Задача родителей заключалась в том, чтобы передать детям свои знания о мире, стране, истории, общественном устройстве и передать необходимые жизненные умения и навыки.
Именно в этот период предпринимаются первые попытки организовать учебные заведения, которые бы находились в ведении государства. Первые школы были частного характера и размещались в домах римлян.
Второй этап. Период введения греческих школ (сер. III в. – середина I вв. до н.э.) – совпадает с эпохой могущества Древнего Рима.
Начало этого периода характеризуется распространением элементарных школ, введением греческих грамматических школы. Кроме того, этот период связывают с учением Ливия Андроника, который осуществил перевод «Одиссеи» Гомера, чем вызвал неподдельный интерес римлян к греческому языку и литературе.
Обязательными предметами, подлежащими изучению в школах, являются: основы римского права, греческий язык, риторика и грамматика латинского языка. Позже на базе данных школ создаются школы риторов.
Третий этап. Период эллинизации римского воспитания (I в. до н.э. – II в. н.э.) – характеризуется тем, что процессы воспитания и обучения попали под влияние греков.
Воспитательно-образовательным идеалом в этот период являются греческая культура, на первое место выходит всестороннее интеллектуальное развитие. В Древнем Риме организована и функционирует достаточно обширная сеть образовательных учреждений.
В сеть воспитательно-образовательных учреждений входят:
- элементарные школы – обеспечивают первоначальное обучение детей (письмо, грамота, чтение и т.д.);
- грамматические школы – школы, более возвышенного типа, имеющие собственные образовательные программы, включающие в себя семь свободных искусств;
- риторические школы – предоставляющую юношам подготовку для реализации себя в государственной и общественной карьере. В эти школы детей принимали с 15-ти лет, продолжительность обучения зависела от успехов ученика, его способностей и заинтересованности. Основная форма обучения – диспуты.
Развитость сети образовательных учреждений требовала от государства значительных вложений. Это было связано с необходимостью построения помещений для школ, культурно-научных центров и т.д.
Основная особенность системы воспитания и обучения на данном этапе является ее государственный характер. Правительство Рима устанавливает контроль за деятельностью школ, оказывает им помощь в организации и работе, назначает и выплачивает жалование учителям, а также предоставляет им ряд льгот и освобождение от некоторых налогов.
Четвертый этап. Последний этап римского воспитания – характеризуется упадком, связанным с упадком Римской Империи. Падение наблюдается в государственных структурах и обществе, все это не могло не сказаться и на системе образования. Популярность вновь приобретает семейное воспитания и обучение детей.