Мадригал

Мадригал

Мадригалы в Англии

Особой подражаемости набирает этот жанр песенного творчества в Англии. Со временем для англичан мадригал становится национальной формой музыки, им начинают интересоваться очень многие представители этой страны. К концу 16 века в Англии издавались почти все композиции этого жанра, написанные итальянскими мастерами. Известным переводчиком итальянских мадригалов на английский язык стал хозяин лондонской гостиницы по фамилии Лонг. Позже он не просто переводил мадригалы, но и печатал ноты для них. После этих изданий к рассматриваемому нами жанру стали обращаться следующие английские мастера: Бёрд, Доуленд, Морли, Уилби, Уилкс и другие композиторы.

Английские сочинения ничем не уступали итальянским. Многие семейства после обеда имели традицию раздавать гостям ноты и всем вместе петь мадригалы. С помощью этого жанра английское общество достигло высокого музыкального развития.

Главные композиторы

Полный список см .:

Переходный период :

  • Филипп Вердело (1470-1532)
  • Констанцо Феста (ок. 1480-1545)
  • Бернардо Пизано (1490-1548)
  • Франческо Кортеччиа (1502-1571) 3 книги мадригалов
  • Жак Аркадель (ок. 1505-1568) 250 мадригалов
  • Себастьяно Феста

Классический период:

  • Адриен Уилларт (ок. 1490-1562)
  • Андреа Габриэли (ок. 1510-1586) более 250 мадригалов
  • Никола Вичентино (1511-1576) 2 книги мадригалов
  • Сиприен де Роре (c.1516-1565) 5 книг мадригалов
  • Филипп де Монте (1521-1603) более тысячи мадригалов, разделенных на 33 книги
  • Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (ок. 1525-1594) 133 мадригала
  • Ролан де Лассус (1532-1594) мадригалы на итальянском, немецком и французском языках
  • Алессандро Стриджио (ок. 1540-1592) 7 книг мадригалов
  • Франсиско Леонтаритис

Поздний период:

  • Жак де Верт (1535-1596) 9 книг мадригалов
  • Луццаско Луццаски (ок. 1545-1607) 7 книг мадригалов
  • Лука Маренцио (ок. 1553-1599) 400 мадригалов в 12 книгах
  • Карло Джезуальдо (1566-1613) 6 книг мадригалов
  • Клаудио Монтеверди (1567-1643) 9 книг мадригалов
  • Сигизмондо д’Индия (c.1582-c.1629) 8 книг мадригалов
  • Антонио Чифра (1584-1629) книга мадригалов

Концерты мадригалистов с инструментами:

  • Джулио Каччини (ок. 1545-1618)
  • Орацио Векки (1550–1605)
  • Ганс Лео Хасслер (1564-1612) несколько книг
  • Адриано Банкиери (1568-1634)
  • Генрих Шютц (1585-1672)
  • Иоганн Герман Шайн (1586-1630)

Школа английского языка:

  • Уильям Берд (ок. 1543-1623)
  • Томас Морли (ок. 1557-1602) около 200 мадригалов
  • Томас Томкинс (1572-1656) книга мадригалов
  • Джон Уилбай (1574-c.1638) 2 книги мадригалов
  • Томас Велкс (c.1575-1623) 3 книги мадригалов
  • Орландо Гиббонс (1583-1625) и его брат Эллис (1573-1603) некоторые части мадригалов
  • Джон Фармер работал с 1591 по 1601 год.

Производные формы

Драматический мадригал

Примерно в году полифонический мадригал пришел в упадок. Figuralism позволяет все формы свободы мелодической, ритмической и гармонической и результатов в общем движении к драматизации. Его также называют диалоговым мадригалом или мадригалской комедией , он аналогичен уровню интриги Комедии дель арте , но остается по существу музыкальным, не являясь объектом сценического представления. Эта форма будет оставлена ​​после 1630 года в пользу оперы.

Композиторами этого направления являются Орацио Векки , автор « Амфипарнассо» , Адриано Банкиери , Джованни Кроче и Алессандро Стриджио , отец либреттиста Монтеверди .

Духовный мадригал

По окончании Трентского собора в 1563 году была опубликована книга вокальной музыки Musica spirituale — Libro primo di canzon emadrigali a cinque voci, в которой использовались процедуры профанного мадригала на библейских или морализаторских текстах.

Среди этих произведений следует упомянуть « Лагриме ди Сан-Пьетро » Роланда де Лассуса , цикл из двадцати духовных мадригалов. Эта форма будет особенно использоваться немецкими композиторами.

Концертант Мадригал

Оказывается , в начале XVII — го  века до одного или двух высоких частот голоса и континуо . Таким образом, история мадригала пересекает появление арии , ариозо и оперы .

Мадригал в русской поэзии

Как вид «интимного» жанра мадригал был представлен в русской дворянской поэзии 17-18 веков. Самым ярким автором был Александр Пушкин. Многим известны его , посвященные Наталье Гончаровой, написанные в этом стиле. Постепенно все прелести данного жанра продемонстрировали читателю такие русские поэты, как И. И. Дмитриев, Сумароков, М. Ю. Лермонтов, К. Н. Батюшков. Вместе с французскими манерами и языком русское общество стало принимать стихотворное направление.

В 1828 году Иван Сленин в Санкт-Петербурге напечатал книгу «Опыт русской антологии». В неё он включил мадригалы таких известных русских поэтов, как Дельвиг, Сомов, Туманский, Пушкин. Второстепенными поэтами, которые также прибегали к данному жанру, были: А. Нахимов, А. Измайлов, М. Милонов, Н. Остолопов. Во времена серебряного века русской литературы к жанру мадригала обратился Николай Гумилёв.

Контекст

В начале XVI — го  века, гуманизм способствует появлению новой формы музыки

Люди эпохи Возрождения эмансипировали себя от церкви, и музыканты уделяли выражению светских чувств такое же внимание, какое уделяли религиозным чувствам.. Пьетро Бембо (1470-1547).

Пьетро Бембо (1470-1547).

Это развитие объясняется несколькими факторами:

Во-первых, возобновившийся интерес к стихам на итальянском языке под влиянием теорий (около 1505 г.) Пьетро Бембо , кардинала-гуманиста, и благодаря покровительству маркизы Мантуанской, Изабель д’Эсте обновила стихи Петрарки и его подражателей. Бембо настаивает на звучании и месте слов в стихах, на уточнении текста, который должен затрагивать более серьезные темы и иметь более свободную форму.

Во-вторых, Италия приветствует все больше и больше франко-фламандских композиторов, которых привлекает культурное развитие католической церкви и возможность получить должности при аристократических дворах или в церковных учреждениях. Эти композиторы являются мастерами полифонического стиля духовной музыки , а также светских песен, очень отличных от более простых итальянских жанров. Для некоторых мадригал — это реакция национальных чувств на спекуляции научной музыки .

Наконец, изобретение печатного станка в предыдущем столетии и печатное издание первых нот способствовали изменению литературных и музыкальных вкусов и их распространению по Европе и другим социальным кругам.

Примечания и ссылки

  1. 11 книг фроттолей, опубликованных Оттавиано Петруччи между 1504 и 1514 годами, показывают постепенное изменение поэтического вдохновения — Жан и Брижит Массен в истории западной музыки .
  2. Музыка от Elisabeth Бриссоном опубликованы на Белин , 1993.
  3. ↑ et (ru) Словарь музыки и музыкантов New Grove , Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ( ISBN  1-56159-174-2 )
  4. и А история музыки от Люсьен Ребатет , Роберт LAFFONT издания , 1969
  5. История музыки под руководством Роланда-Мануэля в библиотеке Pléiade
  6. ↑ and Науки о музыке Марка Онеггера, Editions Bordas , ( ISBN  2-04-027020-5 )
  7. ↑ и « Музыкальный словарь » Марка Виньяла , Larousse editions , 2005 г.
  8. Томас Мор написал в 1516 году в своей « Утопии» : «(…) вся их музыка, исполняемая на органе или других инструментах, или человеческим голосом, настолько хорошо имитирует и выражает естественные страсти, что звук настолько хорошо адаптирован к материалу, вид и форма их мелодии дают так много возможности услышать то, о чем они поют, что она чудесно движется, проникает и зажигает сердца слушателей ».
  9. Помимо Петрарки, широко используются тексты Данте , Ариосто и Тассо.
  10. ↑ и (en) Новый Гарвардский музыкальный словарь , изд. Дон Рэндел, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1986. ( ISBN  0-674-61525-5 )
  11. Филипп Вендрикс ссылается на смерть Вердело в 1565 году — Словарь музыки эпохи Возрождения , издания Minerve , 1994
  12. ↑ и История западной музыки Жана и Брижит Массен, издания Fayard , 1985 г.
  13. Вичентино писал в 1555 году: «Музыка, созданная на основе текста, не имеет другой цели, кроме как выразить его смысл, страсти и чувства посредством гармонии … Когда композитор хочет написать грустную музыку, он будет использовать медленные движения и второстепенные созвучия. Если он хочет делать счастливую музыку, это будет с быстрым движением и большими созвучиями. »
  14. То, что Монтеверди обозначит как переход от «  prima prattica  » к «  seconda prattica  », новые отношения между музыкой и поэзией, которые имеют приоритет
  15. Автор девяти книг мадригалов.
  16. Англосаксы также используют термины словесной живописи, что можно перевести как искусство изображения словами.
  17. И наоборот, Жерар Гефен в « Истории английской музыки» оценивает английское мадригалское производство в несколько тысяч произведений, но также подчеркивает большое разнообразие форм и сложность отличить мадригал от эйра.
  18. Тысяча произведений — Музыкальные науки
  19. Мы можем процитировать Франциско и Педро Герреро, двух Матео Флеча, Хуана Васкеса и Жана Брудье.
  20. Музыкальный перевод смыслового содержания текста
  21. В прологе к «Амфипарнассо» Векки заявляет: «Это шоу понимается разумом там, где оно проходит через уши, а не через глаза … Вот почему я представляю персонажей на воображаемой сцене и сплетаю действия, которые могут быть только с последующим слушанием. »
  22. Словарь музыки эпохи Возрождения Филиппа Вендрикса, Minerve editions, 1994

Литературные мадригалы

В 17 веке немного другое значение стал приобретать мадригал. Примеры стихов свидетельствуют о том, что он стал более похож на эпиграмму, только не высмеивал, а восхвалял кого-то. Чаще всего объектом таких произведений становились женщины. С тех пор мадригалом стало считаться небольшое стихотворение, которое содержит игру слов, комплименты и не имеет строгих правил.

Подобные стихотворения писались в случаях лёгкого увлечения какой-то особой. Они небольшие, не должны превышать 14 строк. Мадригал не включает в себя выражений искренних чувств, главное — нежно передать кокетливую похвалу. Дама будет приятно польщена, но всерьёз эту похвалу не воспримет. С помощью таких опусов можно играть во влюблённость, не более.

Позже мадригал стали считать пошлым, так как огромное количество этих стихов вело к фальши и неискренности. Но многие аристократические салоны внедряли в своей практике их использование. Мадригал — это жанр, который помогал передать напыщенность данных заведений. Подобные стихотворения должны были демонстрировать галантность, безукоризненный вкус и хорошие манеры автора.

Часто сочинители мадригалов реальные имена заменяли условными, например: Лила, Селила, Амина, Алина. Нужно отметить, что составлялся не только мадригал женщине, но и близкому человеку, частному или государственному лицу.

За пределами Италии

Английский Мадригал

Уильям Берд .

Альфонсо Феррабоско Тот Элдер , в службе королевы Елизаветы I повторно Англии в 1560-1570 годах, написал много частей в виде мадригала, что делает его популярным и вдохновляя имитацию местных композиторов. В то же время поэзия на английском языке развивалась в форме сонетов. В году Николас Йонге опубликовал Musica Transalpina , сборник итальянских мадригалов Феррабоско и Маренцио, который пользовался большой популярностью и положил начало популярности английского мадригала . Рассчитывая на такой же успех, Йонге в 1597 году опубликовал второй сборник Musica transalpina .

Уильям Берд , самый известный английский композитор того времени, ненадолго поэкспериментировал с этой формой, не называя ее, сочинив несколько светских песен в стиле мадригал, а затем быстро вернулся к духовной музыке .

Самыми влиятельными мадригалистами, чьи произведения сохранились до наших дней, являются Джон Беннет , Томас Морли , Томас Велкс и Джон Уилбай . Морли — единственный, кто передал нам сочинения на стихи Шекспира . Его стиль мелодичен, прост и популярен среди хоров а капелла . У Уилби невысокая постановка, но его мадригалы отличаются от итальянских предшественников выразительностью и хроматичностью. Weelkes также делает выразительную, а иногда и хроматичную музыку. Он также показывает мастерство в церковной музыке. Но вскоре он впал в алкоголизм и депрессию.

Английские мадригалы, часто от 3 до 6 голосов, были сочинены до конца 1620-х годов, на смену позднему айру и речитативу , характерным для стиля барокко. Несмотря на то, что английская школа мадригалов считается популярной и качественной, производство относительно невелико. Филипп де Монте, например, написал больше мадригалов, чем все английские композиторы вместе взятые.

Другие страны

В Германии и Нидерландах некоторые композиторы используют итальянский мадригал или пишут светские произведения на немецких текстах , на полпути между канцонетой и мадригалом, или на голландском языке . В этой передаче участвуют Лассус в Мюнхене и Монте в Вене. Еще в 40 и 50 XVII — го  века , мадригалы слов голландских поэтов были написаны, среди других Schuyt и Padbrué .

В Испании некоторые авторы практикуют мадригал на итальянских или испанских текстах. Однако за пределами Каталонии термин мадригал оставался неизвестным и был заменен термином cancion.

Во Франции итальянский мадригал известен и ценится, но очень немногие композиторы приняли его, даже если Лассус издал несколько мадригалов в Париже на французском языке .

Характеристики

По сути, это вокальная полифоническая форма a cappella , не сопровождаемая инструментами, однако использование допускает замену голосов инструментами. Количество голосов может варьироваться от 2 до 8 (чаще от 3 до 5). В отличие от строфической музыки того времени, большинство мадригалов написано на качественные стихи, без повторов и рефренов. Они адаптируются к смыслу текста и лучше всего выражают чувства каждой строчки с помощью описательной музыки .

Первые образцы жанра датируются 1520-ми годами . Хотя главный центр производства остается Италия, мадригалы также сделаны в Англии и Германии к концу XVI — го  века и в начале XVII — го .

Мадригал — это медленная эволюция популярных форм, в частности фроттоля и производных от него форм стработто и барзеллетта , обогащенных стилем мотета, в котором все голоса имеют одинаковое значение. Этому способствует появление качественной поэзии на итальянском языке. Но на мадригал также влияют французские песни и полифонический стиль мотета, привезенный в Италию франко-фламандскими композиторами, поселившимися на полуострове.

Мадригал, наряду с немецкой ложью и французской песней, является важнейшей формой светской музыки эпохи Возрождения. Он достиг своего пика во второй половине XVI — го  века и спадов в начале XVII — го , когда другие формы, такие как вокальной соло, становятся популярными. После года он сливается в кантату , дуэт, а сольный мадригал заменяется арией под влиянием зарождающейся оперы .

Наконец, мадригал завершает установление тональной системы, и в году теоретик Зарлино устанавливает правила для мажорного и минорного совершенного аккорда.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )

Жанры от классической музыки

Списки жанров
Не танцевальные жанры
  • Ария
  • Ариетта
  • Aubade
  • Баллада
  • Кантата ( хор )
  • Канцона
  • Каприччио
  • Хоровой
  • Концерт ( гроссо )
  • Развлекательная программа
  • Изучение
  • Изысканный
  • Фуга
  • Экспромт
  • Изобретение
  • Солгал
  • Мадригал
  • Март ( похороны )
  • Мелодия ( французский )
  • Масса
  • Мотет
  • Ночной образ жизни
  • Оратория
  • Открытие
  • Партита
  • Страсть
  • Прелюдия
  • Речитатив
  • Реквием
  • Рапсодия
  • Ricercare
  • Романтика
  • Рондо
  • Серенада
  • Соната
  • Симфония ( Концертанте )
  • Tiento
  • Токката
  • Могила
  • Вариация
Танцы
  • Немецкий
  • Болеро
  • Пьяный
  • Чакона
  • Текущий
  • Форлейн
  • Gaillarde
  • Гавот
  • Джиттер
  • Loure
  • Менуэт
  • Мюзетт
  • Пассакалия
  • Паспид
  • Павана
  • Польский
  • Ригодон
  • Сарабанда
  • Бубен
  • Тарантелла
  • Вальс

Значение слова

Начиная с 14 по 17 век данному музыкально-литературному направлению было дано следующее определение. Мадригал — это короткое музыкально-поэтическое творение, имеющее любовно-лирическую составляющую. Вначале оно было рассчитано на исполнение 2-3 голосами под музыкальное сопровождение. Позже его стали исполнять 5 и более участников без использования музыки.

Детищем данного жанра стала Италия. Тексты для прекрасных мадригалов творили такие мастера, как Торкватто Тассо, Франческо Петрарка, Данте, Сакетти. В основном эти маленькие произведения исполнялись грустно, печально, тоскливо. Но иногда встречались послания оживлённые и радостные. Начиная с 16 века мадригалом стали называть небольшое стихотворение в виде комплимента.

Считается, что происхождение слова «мадригал» имеет провансальские корни. Если mandre — это «пастух», а gal — «жалоба», то получается «пастушья жалобная песня». Некоторые считают, что название происходит от слова materialia, означающего светское пение. А в переводе с латинского matricale, где mater означает «мать», мадригал приобретает значение песни, исполняемой на материнском (родном) языке. Текст самого древнего такого произведения был написан в 1300 году и хранится в библиотеке Ватикана. В начале 16 века представитель венецианской школы Адриан Виллаерт впервые сделал художественную отделку мадригала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: