Влияние на музыкальную культуру
Если бы не короткая жизнь (по мнению некоторых современников, на трагический конец повлияла вредная привычка), Максим Созонтович Березовский мог бы создать еще много великолепных духовных произведений. Его музыка, вопреки убеждению самого автора, была широко востребована, и даже сама императрица всячески ратовала за сохранение традиций русской духовной музыки.
Соединяя в своем творчестве классические итальянские каноны с русским церковным пением, композитор оставил после себя немногочисленное, но прекрасное наследие. Отличительные черты его музыки — соединение богослужебных текстов, русского канта, гимнического распева и в некотором роде даже народной песни. Полифоническая строгость письма и великолепное владение многоголосным письмом напоминает авторов барокко. Музыка, созданная Березовским, повлияла впоследствии на творчество таких известных композиторов, как А. Гречанинов и С. Рахманинов.
Не отвержи мене во время старости
Так называется самое знаменитое из сохранившихся произведений композитора. До старости ему было не суждено дожить. Он покончил с собой, перерезав себе горло. По другой версии — он заболел горячкой и скончался в возрасте 31 года.
Серьезных причин, которые могли бы довести композитора до самоубийства, исследователи толком определить не могут. При дворе его ценили, насколько там вообще могли ценить таланты. С финансовой стороной жизни были, правда, нелады. С личной жизнью — загадочно. Достоверно известно об одной свадьбе, да с именным указом Екатерины II по этому поводу, да еще и с подарком невесте в виде свадебного платья с монаршего плеча: «Императрица «изволила указать… певчему Максиму Березовскому дозволить жениться… на танцевальной девице Франце Ибершерше и притом соизволила… пожаловать ей платье» (цитируется по книге «Болонский академик по прозвищу «Русский». М.С. Березовский». Константина Ковалева-Случевского).
Но куда делась юная «танцевальная девица Франца» — неизвестно. Считается, что Максим Березовский мог быть женат дважды. Однако получилось так, что семейный архив было некому сохранить и передать. Вся надежда сейчас на случайные находки нот композитора — то в Париже находят, то в Ватикане. Рукопись «Не отвержи мене» хранится в Британии. Большая часть огромного наследия Максима Березовского утрачена. Сама биография его полна неточностей, несоответствий и нуждается в бесконечных уточнениях по всем пунктам.
Жизнь и творчество второго глуховского певчия — Дмитрия Бортнянского — сложились более благополучно. И об этом можно прочитать в следующий раз.
Наследие [ править ]
Березовский известен как автор духовных концертов, написанных после возвращения из Италии. Самый популярный среди них — концерт «Не открывай меня в старости». Он соединил в своем творчестве опыт западноевропейской музыкальной культуры того времени с национальными традициями хорового искусства. Вместе с Д. Бортнянским создал хоровой концерт классической формы.
Духовная музыка править
Духовные музыкальные произведения Березовского включают Литургию, стихотворения причастия, хвалебную песню и ряд концертов, из которых сохранилась лишь небольшая часть. Помимо церковнославянских текстов, Березовский использовал тексты на английском (песня прославления) и немецком («Unser Vater»).
Стихи причастия написаны на текстах псалмов преимущественно благодарного характера, большинство из них отличается лирическим воплощением (кроме «Радуйтесь в праведных» и «Славьте Господа с неба» № 3 торжественно-панегирическими образами). Хоровая фактура достаточно разнообразна, одни произведения имеют постоянную гармоническую фактуру (например, «Хвала Господу с неба» № 1), другие сочетают гармоническую с подражанием («На всю землю») или используют полифонию («Блажен тот, кто выбрал »), в частности, фугу (« Слава Господу с неба »№ 2). Еще ярче, чем в литургии, в сакраментальных стихах прослеживается мелодия голосов. Мелодия стихотворений выразительна и разнообразна, часто напоминает типичные инверсии украинских лирических песен.
Духовные концерты занимают видное место в творческом наследии композитора и как жанр возведены на высший музыкально-художественный уровень. Хоровые концерты унаследовали многие черты партийных концертов, включая сочетание аккордов и полифонических текстур, но также вобрали в себя традиции западноевропейской музыки, включая новый гармоничный язык с функционально-гармонической системой. Все концерты представляют собой многочастные циклы, составленные по принципу образного, темпового и текстурного контраста, но объединенные тематической целостностью, которая достигается интонационными связями между крайними частями, а в последнем концерте — на протяжении всего произведения. Самым известным из них является концерт «Не отвергни меня в старости», изданный Придворной капеллой в Санкт-Петербурге в 1842 году .В 2000-е годы благодаря исследовательской деятельности М. Юрченко было опубликовано еще 11 концертов и, таким образом, по состоянию на 2020 год было опубликовано 12 концертов
Опера Демофонте править
Единственная опера композитора, Демофонте , была написана в Италии и поставлена в Ливорно в 1773 году, что сохранилось в статье в местной газете Notizie del mondo. Сохранилось всего 4 арии из этой оперы, что свидетельствует о тесных связях композитора с театральным искусством. Неаполитанская и венецианская оперные школы. Ориентируясь на современные тенденции развития оперного сериала, Березовский проявляет эмоциональность и искренность в своей музыке, чувственную нежность и благородство, мелодическую красоту.
Соната для скрипки и клавесина править
Единственное известное инструментальное произведение Березовского — это Соната для скрипки и клавесина, написанная в Пизе в 1772 году. Рукопись этой сонаты хранилась в Парижской национальной библиотеке, ее нашел музыковед Василий Витвицкий, позже расшифровал М. Степаненко и опубликовал. издательства Музыкальная Украина в 1983 году.
Соната состоит из трех частей, энергичные крайние части контрастируют с медленной серединой. Как и в « Демофонте» , Березовский подражает традициям западноевропейской музыки того времени, ярко проявляя свой лирический талант
Симфония до мажор править
В начале 2000-х благодаря усилиям американского дирижера Стивена Фокса в архивах Ватикана было найдено утраченное произведение Березовского «Симфония до мажор» , известное также в Украине как «Симфония № 1». Эта композиция 1770–1772 годов, как и большинство произведений Березовского, считалась вымершей с XVIII века. После открытия в России она сразу была отнесена к культурному наследию страны и названа «Первой русской симфонией». Украинский дирижер Кирилл Карабыц публично заявил в 2016 году, что это произведение украинского композитора.
Ранние годы
О биографии Березовского известно немногое. История его жизни реконструирована в небольшом романе 1840 года Нестора Кукольника и пьесе Петра Смирнова, поставленной в Александринском театре в Санкт-Петербурге . Многие подробности из этих художественных произведений были приняты как факт, но с тех пор оказались неточными.
Долгое время считалось, что Березовский родился 16 (27) октября 1745 года. Этот год, впервые упомянутый учителем Петербургской придворной капеллы Петром Беликовым, а затем принятый русской лексикографией, не подтвержден никакими документами. . В различных русских и западных источниках XIX века встречаются и другие даты: 1743, 1742 и даже 1725 год.
Его родина является Глухов , теперь небольшой город в Сумской области на Украине . В XVIII веке Глухов служил столицей Казачьего Гетманщины и административным центром Малороссийской губернии . Сегодня в Глухове стоит памятник Максиму Березовскому.
Отец композитора, скорее всего, принадлежал к мелкой знати . Современные потомки Павла Созонтовича Березовского, которого считают братом Максима, связывают происхождение семьи с глуховскими казаками. Сохранился и герб Березовских, свидетельствующий о польском происхождении семьи.
В некоторых источниках Березовского называют выпускником Глуховского музыкального училища. Однако его имя не фигурирует в сохранившихся документах этого учреждения. Поскольку школа в Глухове была единственной в Российской Империи, где готовили певцов для Императорского придворного хора, вполне вероятно, что он провел там по крайней мере часть своего детства.
Авторы XIX века утверждали, что Березовский также получил образование в Киевской духовной академии . В актах и документах Академии, обнародованных в начале ХХ века, упоминаются пять человек с его фамилией, но нет записи о Максиме Березовском.
Ссылки
- Березовский, Максим Созонтович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Храневич К. И. Березовский, Максим Созонтович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Березовский М. С. Хоровые произведения / Сост., ред. и вступ. ст.: М. Юрченко. К., 1989; То же. 1995 (укр. яз.)
- Миницикл как композиционная модель раннеклассического хорового концерта (на примере творчества М. Березовского) // Музыка и время. М., 2013. № 1. С. 15-19
- Сафарова Т. Духовные концерты Максима Березовского. Проблема русской гармонии // Musica Theorica-1. МГК, 1994;
Ссылки [ править ]
Заметки править
- ^ Адлер, Гвидо: Handbuch der Musikgeschichte. Гамбург: Северус Верлаг, 2013. С. 146.
- ^ Биографическая энциклопедия композиторов Грина
- ↑ Максим Березовский (Большая Российская энциклопедия)
- ^ Восемнадцатого века Русская музыка
- ^ Краткая энциклопедия музыки и музыкантов
- ↑ Максим Березовский (Musica Russica)
- ^ фон Риземанн, Оскар: Die Musik in Russland. Г. Олмс, 1975. С. 14.
- ^ Джаффе, Daniel (2012). Исторический словарь русской музыки . Scarecrow Press. п. 60. ISBN 9780810879805.
- ^ Бур, Бертил ван (2012). Исторический словарь музыки классического периода . Scarecrow Press. п. 73. ISBN 9780810873865.
- ^ Wytwycky, Wasyl (2011). «Березовский, Максим» . Интернет-энциклопедия Украины . Проверено 6 апреля 2021 .
- ^ Качановский, Иван; Зенон Э., Кохут; Богдан Ю., Небесио; Мирослав, Юркевич (2013). Исторический словарь Украины . Scarecrow Press. п. 386. ISBN. 9780810878471.
- ^ Субтельный, Орест (2009). Украина: История, 4-е издание . Университет Торонто Пресс. п. 197. ISBN 9781442697287.
- ^ Gordichuk, MM (1977). «Березовский Максим Созонтович» . Украинская советская энциклопедия (на украинском языке). 1 . Киев. п. 412.
- ^ Rouček, Джозеф Слабей, изд. (1949), Славянская энциклопедия , 1 , Философская библиотека, стр. 97, ISBN 9780804605373
- Перейти ↑ Thompson, Oscar (1985), Bohle, Bruce (ed.), The International Cyclopedia of Music and Musicians , Dodd, Mead, p. 193, ISBN 9780396084129
- ^ Затирка, Дональд Дж .; Уильямс, Гермин Вайгель (2003). Краткая история оперы . Издательство Колумбийского университета. п. 527. ISBN 9780231507721.
- ^ Ritzarev (2013), с.13
- ↑ «Максим Березовский: трагедия украинского Моцарта», Екатерина Зоркина,газета «День » (Киев), 16 апреля 2002 г.
- ^ а б Ритцарев (2013), стр.14
- ^ Ritzarev (2013), стр.15
- ^ http://www.bbc.co.uk/programmes/b0100jkn
- ^ Корний Л. История украинской музыки. Том 2.Киев; Харьков, Нью-Йорк: М.П. Коц, 1998. — 188 с.
- ^ Korniy, p.202
- ^ Ноты «Не отвержи мене во время старости четырехголосный концерт для смешан. хора с аккомп. фп. » (1842) — Березовский М.С. — читать бесплатно онлайн, скачать PDF | НЭБ , rusneb.ru Дата обращения 16 мая 2020..
-
^
Максим Березовський. Віднайдені хорові концерти. Частина «А». Концерти чотириголосні // Антологія української духовної музики. Випуск В. — К. : Видавничий дім «Комора», ГО «Український фонд духовної музики», 2018. — 160 с. - ^ Korniy, p.206
- ^ Korniy, с.214
- ^ Rakochi В. (2018) Rukopysy пе horiat, або Symfoniia Do-Мажор Maksyma Berezovskoho . Студии мистетствознавчи. Том 1. С. 45-54
- ^ Симфония Максима Березовского, о которой мечтали с 18 века, впервые прозвучала в Киеве — Zik.ua, 2016, 16 июня
- ↑ Орландо Фигес, Танец Наташи (Пикадор, 2002), стр. 41.
Источники править
- Корний Л. (1998) История украинской музыки. Том 2.Киев; Харьков, Нью-Йорк: М.П. Коц.
- Пряшникова, Маргарита (2003). « Максим Березовский и его светские произведения ». Текст буклета к компакт-диску Максим Березовский (начало 1740-х — 1777 гг.) Pratum Integrum Orchestra
- Энциклопедия Украины, статья о Максиме Березовском
- Ритцарев, Марина (2013), Максим Березовский: Жизнь и творчество композитора. Санкт-Петербург, Композитор, 227 стр. ISBN 978-5-7379-0504-0
- Ритцарев, Марина (1983), композитор М.С. Березовский (Музыка)
- Ритцарев, Марина (2006), Русская музыка восемнадцатого века (Ashgate) ISBN 978-0-7546-3466-9
- Юрченко, Мстислав (2000). Текст буклета к компакт-диску Украинская духовная музыка Том. 1: Максим Березовский
- Юрченко, Мстислав (2001). Текст буклета к компакт-диску Духовная музыка Максима Березовского
Романтическая легенда[]
В Италии Березовский увлекся княжной Таракановой, в салоне которой он играл, и посвятил ей гениальную музыку. Граф Орлов по приказу Екатерины должен был увезти самозванку в Россию. Для этого он разыграл влюбленность в княжну, и сказал ей, что это его чувство вдохновило музыканта. Тараканова чувствовала неладное и не хотела садиться на корабль. Тогда Орлов приказал Березовскому: «Играй!» — и она пошла — это была такая музыка, что не устоять. Дальше была шутовская свадьба, после которой княжну Тараканову посадили в каюте под арест. Потом она попала на каторгу, а царица Екатерина заплатила Березовскому, но сказала: «Музыку эту уничтожь. Я не смогу ее слушать, потому что она посвящена моей сопернице». Березовский запил и покончил с собой.
Личная жизнь композитора
Как и творческая жизнь Максима Созонтовича, личная жизнь также окутана многими тайнами. Достоверно известно, что в 1763 году он женился на балерине кордебалета Францине Юбершер, с которой вместе выступал как оперный певец. Тем не менее, в 1765 году он отбыл в Италию на долгие 9 лет — без нее. Что с ней стало, биографам неизвестно, как танцовщица она не прославилась. После кончины Березовского его деньги были выданы одному из певчих — а не вдове — что свидетельствует о том, что в браке на тот момент они не находились.
Существует романтическая история о знакомстве Максима Созонтовича с княжной Таракановой и его несчастной любви к ней, но, опять же, достоверных исторических сведений об этом нет. Известно лишь, что они были знакомы.
Княжна Тараканова
Княжна Тараканова
На этой постановке оперы Березовского «Демофонт» в Ливорно, рецензия на которую приведена выше, была небезызвестная княжна Тараканова — «претендентка на российский престол», выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. В Ливорно же стояла и эскадра графа Орлова. По одной из версий, ушла эскадра домой вместе с княжной Таракановой и Максимом Березовским. Это, конечно, только версия, которая ничего не объясняет. По версии Кукольника — он встретил своего брата, служившего на одном из кораблей. На самом деле даже год отъезда Березовского точно не установлен. Но так или иначе, Березовский возвращается в Петербург, где наступает самый тяжелый и самый короткий этап его жизни.
Образование
29 июня 1758 г. он был принят певцом в Князь Петр Федорович капелла в Ораниенбауме (ныне известная как Ломоносов ), недалеко от Санкт-Петербурга. Березовский участвовал в итальянских операх, его имя фигурирует в печатных изданиях. либретто опер Алессандро Нелл’Инди к Франческо Араха и La Semiramide riconosciuta к Винченцо Манфредини данное в Ораниенбауме в 1759 и 1760 годах.
В 1762 году он стал певцом итальянской Капелла Санкт-Петербурга Императорский дворец, в котором находился хор дворцовой капеллы. Здесь он учился у певца Н. Гарани и директора Капеллы Ф. Зопписа и, вероятно, у композиторов. Винченцо Манфредини и Бальдассаре Галуппи. Он оставался придворным музыкантом и композитором большую часть 1760-х годов.
В 1763 году Березовский женился на Франциске Убершер (также переводится как Франциска Иберчере), выпускнице театральной школы Ораниенбаума. Об их совместной жизни известно немногое. Когда он умер в 1777 году, композитор получил правительственное поминальное пособие придворному певцу Ю. Тимченко. Это означает, что Березовский был либо разлучен со своей женой, либо овдовел от нее в последние дни своей жизни, поскольку это пособие обычно давалось жене умершего.
Весной 1769 года Березовский был отправлен в Италию для обучения у известного учителя падре. Джованни Баттиста Мартини на Болонская филармоническая академия, которую окончил с отличием. Вместе с однокурсником Йозеф Мысливечек Экзаменационная задача Березовского заключалась в составлении полифонического произведения на заданную тему. Это был экзамен, похожий на тот, который давали его однокурсникам. Вольфганг Амадей Моцарт несколькими месяцами ранее, после чего оба окончили с отличием. Пьеса Березовского для четырех голосов до сих пор хранится в архиве Академии. 15 мая 1771 года он стал членом Академии Филармоники.
Максим Березовский
«Болонский академик по прозвищу „Русский“. М. С. Березовский». Так называется книга-исследование замечательного писателя, телеведущего и путешественника Константина Ковалева-Случевского. Он провел гигантскую исследовательскую работу, благодаря которой среди множества его прочих книг появились книги о Березовском и Бортнянском (последняя — в серии ЖЗЛ).
Максим Березовский (1745 год — 22 марта 1777, Санкт-Петербург) — фигура глубоко трагическая. Долгое время о его жизни было известно только по рассказу драматурга Кукольника. Серьезные исследования начались лишь в 20 веке. Не случайно следы пребывания в Италии некоего композитора Сосновского ищет герой кинофильма А. Тарковского «Ностальгия».
Максим Березовский родился в Глухове, предположительно — в казацкой семье, также предположительно — высшее образование получил в Киево-Могилянской академии. Как человека с выдающимися музыкальными способностями его послали в столицу. (Удивительным образом эта часть его жизни перекликается с жизнью философа Григория Сковороды: та же певческая школа, та же академия, должность певчего в российской столице).
В Санкт-Петербурге М. Березовский пел сначала в придворной опере, затем в итальянской опере в Ораниенбауме (пригород Петербурга). И все это время, начиная с подросткового возраста, Березовский сочинял.
Невозможно сказать, что таланты тогда не ценились. По традиции на несколько лет Березовского отправили в Италию — продолжать совершенствоваться уже в композиторском мастерстве.
«Глубокоуважаемому синьору Антонио Маццони, президенту и профессорам музыки, 15 мая 1771.
Максим Березовский, прозванный Русский, желая быть принятым в качестве композитора и капельмейстера известнейшей филармонической Академии, просит синьора президента и членов филармонической Академии допустить его к испытанию для принятия в Академию…»
(цитируется по книге «Болонский академик по прозвищу „Русский“. М.С. Березовский». Константина Ковалева-Случевского).
А вот как описывает процедуру экзамена Нестор Кукольник: «Березовский и Моцарт в одно время трижды застучали в двери; цензоры выпустили затворников». Однако сдавали важный экзамен они не одновременно, хоть это известно точно.
Болонья тогда — практически центр музыкальной культуры. А звание Болонского академика-композитора давало «путевку в европейскую музыкальную жизнь». Следом за Вольфгангом Амадеем Моцартом Болонским академиком единогласно стал Максим Березовский. С простым прозвищем — «Русский». Для получения этого почетного звания нужно было написать несколько работ. Одна из них и поныне хранится в архивах итальянского города.
Тосковал ли в Италии по родине Максим Березовский — понятно и так. Та самая тоска-ностальгия, которая сквозной темой проходит в фильме Тарковского. Но вот как интересно описывает возможную сцену Кукольник: «Итальянцам не совсем была понятна тоска Березовского, но маленький Моцарт легко понял Максима Созонтовича, он сам думал то же». Многое у Кукольника можно посчитать вымыслом, но и в самой жизни Максима Березовского до сих пор больше тайн, чем твердых установленных фактов.
В Италии же Березовский пишет оперу «Демофонт», вот газетная рецензия на постановку: «Среди спектаклей, показанных во время последнего карнавала, надобно особенно отметить оперу, сочиненную регентом русской капеллы, состоящим на службе у Ее величества императрицы всея России, синьором Максимом Березовским, который соединяет живость и хороший вкус с музыкальным знанием» (Ливорнская газета «Новости света», цитируется по книге «Болонский академик по прозвищу „Русский“. М. С. Березовский». Константина Ковалева-Случевского). Похвала итальянцев в то время — признак высшего, мирового признания. Но наступала пора и других стран.
А дальше — сплошные тайны и легенды.
Спустя годы
Его опера « Демофонте» на итальянское либретто Пьетро Метастазио была поставлена в Ливорно , Италия, и премьера состоялась в феврале 1773 года.
Березовский вернулся в Петербург в октябре 1773 г. (согласно ранним биографиям, он вернулся в 1775 г.). Согласно архивным находкам конца ХХ века, через восемь месяцев Березовский был назначен сотрудником императорского театра и капельмейстером Королевской придворной капеллы. Это была высокая должность для музыканта, которая противоречит мнению о том, что талант Березовского не был оценен по достоинству после его возвращения в Санкт-Петербург. Некоторые источники утверждают, что он покончил жизнь самоубийством в результате депрессии из-за того, что его не приняли по возвращении в Санкт-Петербург. Его первый биограф Евгений Болховитинов сделал это утверждение в 1804 году на основании свидетельств тех, кто знал Березовского. Марина Ритцарева, современный ученый, утверждает, что он не покончил жизнь самоубийством, а скорее всего, внезапно заболел лихорадкой, которая привела к его смерти после развития психического заболевания. Он умер в Санкт-Петербурге 24 марта (2 апреля н.э. ) 1777 г.
Творчество
Наряду с Д.С. Бортнянским Березовский считается создателем классического типа русского хорового концерта (без инструментального сопровождения). Ему принадлежат Литургия святого Иоанна Златоуста (наиболее известная часть — «Верую»), хоровые концерты («Господь, воцарися», «Отрыгну сердце», «Милость и суд», «Слава в вышних Богу», «Не имамы иныя помощи»), причастные стихи («Знаменася на нас», «В память вечную», «Хвалите Господа с небес» и др.). Вершина творчества Березовского в области духовной музыки — хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» (на отдельные стихи псалма 70). Всего атрибуировано 46 его хоровых сочинений, некоторые из которых (по состоянию на сентябрь 2022) не опубликованы.
Значительное влияние на творчество Березовского оказала музыка западноевропейского барокко. В Италии Березовский сочинял, главным образом, салонную музыку в классицистской манере; среди крупных сочинений в «западной» стилистике — опера-сериа «Демофонт» (Ливорно, 1773; сохранились 4 арии) и соната для скрипки и клавесина (1772).