Деловой клуб для промышленников и купцов
Глядя на здание филармонии, сегодня уже трудно себе представить, что когда-то оно было построено не только и не столько для симфоний и серенад, сколько для деловых переговоров и солидных сделок. Ведь изначально задумано было это здание в 1913 году как Деловой клуб для промышленников и купцов, а построено по проекту архитектора Константина Бабыкина как раз к 1917 году. Клуб был примечателен фасадом в стиле «модерн» и спроектированным внутри клуба городским концертным залом. Недоделанные из-за революционной смуты внутренние работы возобновились в 1920 году, а открылся клуб для посетителей только в октябре 1926 года. С купцами и промышленниками к тому времени было уже туговато, поэтому клуб перешёл в ведение советских инженерно-технических работников и работников народного хозяйства.
Марк Израилевич Паверман
В первые годы существования Делового клуба на его сцене выступали такие знаменитости, как Сергей Лемешев, Иван Козловский и Леонид Утесов, проводили свои первые сезоны Театр юного зрителя и Театр музыкальной комедии. Здесь выступал с докладом нарком просвещения Анатолий Луначарский (позже в областной газете появилась его статья «Город в лесах» со свежими впечатлениями от активно развивающегося Свердловска – в ней кроме прочего, был и восторженный отзыв о здании Делового клуба) и читал свои стихотворения Владимир Маяковский. А в апреле 1934 года в зале Делового клуба состоялся первый концерт симфонического оркестра Радиокомитета под управлением Марка Павермана – именно на базе этого оркестра и была создана два года спустя Свердловская филармония.
История создания
Государственная концертная организация «Свердловская областная филармония» стала третьей филармонией, появившейся в стране – после Московской и Ленинградской (а кто-то ещё сомневается, что мы всегда были третьей столицей!). Первый её сезон был открыт 29 сентября 1936 года. Концертный зал Свердловской филармонии окончательно и бесповоротно, с первых сезонов зарекомендовал себя как ведущая концертная площадка города (фраза «В Свердловске исполняется впервые» мелькала в программках симфонических концертов с завидной регулярностью), остаётся таковым и по сей день. В 1973 году в филармонии появился «король инструментов» — самый настоящий немецкий орган (с 2002 года органистом является Тарас Багинец), а в мае 1998 года концертной организации «Свердловская государственная филармония» было присвоено звание «Академическая».
«Король инструментов» — орган. Автор фотографии: Георгий Мамарин
Паверман, Марк
Дата рождения
1907
Дата смерти
1993
Профессия
дирижёр
Страна
СССР
Советский дирижёр, народный артист РСФСР (1961). Прежде чем стать дирижером, Паверман прошел основательную музыкальную подготовку. С шести лет начал он учиться игре на скрипке в своем родном городе — Одессе. После Октябрьской революции юный музыкант поступил в Одесскую консерваторию, носившую тогда неблагозвучное название Муздрамин (Музыкально-драматический институт), где занимался теоретико-композиторскими дисциплинами с 1923 по 1925 год. Ныне его имя можно увидеть на золотой Доске почета этого вуза. Лишь затем Паверман решился посвятить себя дирижированию и поступил в Московскую консерваторию, в класс профессора К. Сараджева. За годы учебы (1925—1930) он проходил также теоретические предметы у А. В. Александрова, А. Н. Александрова, Г. Конюса, М. Иванова-Борецкого, Ф. Кенемана, Е. Кашперовой. В период обучения способный студент впервые встал за дирижерский пульт. Это случилось весной 1927 года в Малом зале консерватории.
Сразу после окончания консерватории началась профессиональная деятельность Павермана. Сначала он прошел по конкурсу в симфонический оркестр «Советской филармонии» («Софил», 1930), а потом работал в симфоническом оркестре Всесоюзного радио (1931—1934).
В 1934 году в жизни молодого музыканта произошло событие, на долгие годы определившее его артистическую судьбу. Он отправился в Свердловск, где принял участие в организации симфонического оркестра областного Радиокомитета и стал его главным дирижером. В 1936 году этот коллектив был преобразован в симфонический оркестр вновь созданной Свердловской филармонии.
С тех пор прошло более тридцати лет, и все эти годы (за исключением четырех, 1938—1941, проведенных в Ростове-на-Дону), Паверман возглавляет Свердловский оркестр. Неузнаваемо изменился и вырос коллектив за это время, превратившись в один из лучшю оркестров страны. С ним выступали все ведущие советские дирижеры и солисты, здесь прозвучало множестве разнообразных произведений. И вместе с оркестром рос и мужал талант его главного дирижера.
Имя Павермана знают сегодня слушатели не только Урала, но и других областей страны. В 1938 году он стал лауреатом Первого Всесоюзного конкурса дирижеров (пятая премия). Немного найдется городов, где не гастролировал дирижер — самостоятельно или со своим коллективом. В обширном репертуаре Павермана — множество произведений. Среди лучших достижений артиста, наряду с симфониями Бетховена и Чайковского, произведения Рахманинова, который принадлежит к числу любимых авторов дирижера. Огромное число крупных сочинений впервые прозвучало в Свердловске именно под его управлением.
Программы концертов Павермана ежегодно включают и многие произведения современной музыки — советской и зарубежной. Почти все, что создано за последние десятилетия композиторами Урала — Б. Гибалиным, А. Моралевым, А. Пузеем, Б. Топорковым и другими, — входит в репертуар дирижера. Паверман пезнакомил свердловчан также с большинством симфонических произведений Н. Мясковского, С. Прокофьева Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, М. Чулаки и других авторов.
Велик и многогранен вклад дирижера в строительство музыкальной культуры советского Урала. Все эти десятилетия он совмещает исполнительскую деятельность с педагогической. В стенах Уральской консерватории профессор Марк Паверман воспитал десятки оркестровых и хоровых дирижеров, успешно работающих во многих городах страны.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

























