Максим пастер

Уильям шекспир (william shakespeare) | belcanto.ru

Награды и премии

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (27 октября 1978 года)
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1983 год) — за оперу «Мария Стюарт», поставленную на сцене ЛМАТОБ
  • Народный артист РСФСР (26 марта 1987 года)
  • Премия Правительства Петербурга (1995 год)
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года (10 июня 2002 года) — за симфоническую поэму «Петербургские видения», фортепианный концерт «Еврейская рапсодия», Симфониетту, концерт для виолончели с оркестром
  • Царскосельская художественная премия (2002 год)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (4 июня 2008 года) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность
  • Международная премия «Балтийская звезда» за развитие и укрепление гуманитарных связей между странами Балтийского региона (2009 год)
  • Премия имени Шостаковича (2010 год)
  • Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (2011 года) — за заслуги в области культуры и многолетнюю творческую деятельность
  • Медаль Министерства культуры Чеченской республики «За высокие достижения» (2012 год)
  • Премия имени Чайковского (2015 год)
  • Премия Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства за 2015 год (за достижения в области композиторского искусства) (25 мая 2016 года) — за создание оратории «Час мужества» для меццо-сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра на стихи Анны Ахматовой
  • орден Почёта (12 июня 2017 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Командорский крест ордена Заслуги (Польша)

Основные сочинения

Оперы    «Виринея» (1965—1967)    «Мастер и Маргарита» (1970—1972)    «Мария Стюарт» (1978—1980)    «Гамлет» (1990—1991)    «Видения Иоанна Грозного» (1993—1995)    «Царь Иксион» (1993—1995)    «Король Лир» (2000—2001)    «Антигона» (2008)Балеты    «Икар» (1965—1970)    «Принцесса Пирлипат» (2001)    «Волшебный орех» (2003)Сочинения для оркестра    Тридцать симфоний    «Карнавальная увертюра» (1957)    Сюита «Юмористические картинки» (1957)    Концертная сюита для скрипки с оркестром (1958)    Концерт-буфф для камерного оркестра (1964)    Концерт для оркестра, трёх электрогитар и солирующих инструментов (1973)    «Драматическая песнь» (1973)    «Праздничная музыка» для балалайки, ложек и оркестра (1975)    «Симфонический мотет» (1975)    «Тихая музыка» (1981)    Концерт для гобоя и камерного оркестра (1987)    «Славянский концерт» для органа и струнных (1988)    «Петербургские видения» (1994)    Симфониетта (1996)    «Еврейская рапсодия» (Первый концерт для фортепиано с оркестром; 1997)Вокально-симфонические сочинения    Реквием для солистов, хора и оркестра (2004)

Сочинения для хора Весна пришла Песни вольницы Польские строфы Лирические строфы Прощание с другом Монологи Веселые песни Голос из хора Две русские песни (1968), Северные пейзажи (сл. В. Рождественского, 1969), Вечерняя музыка (без cл., 1973), Я скажу тебе с последней прямотой (сл. О. Мандельштама, 1974), Четыре русские песни (1974), концерт «Тихий Дон» (на cл. казачьих песен, 1977), Два хора на сл. А. Пушкина (1979), хоры на cл. Ф. Тютчева, А. Фета, Б. Окуджавы, А. Чепурова, С. Орлова (1983—1986). Четыре стасима из трагедии Софокла «Эдип в Колоне»

Камерные сочинения    Соната для скрипки и фортепиано    Соната для виолончели и фортепиано    Сюита для альта и фортепиано в 4 частях    «Три грации» для альта и фортепиано    «Диалоги» для духового квинтета    «Антифоны» для струнного квартета    Фортепианный квинтет (для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано)Романсы и песни    «Ангел» на стихи М.Лермонтова (1942 год)

для голоса и ф-п:

циклы: Весна пришла (сл. японских поэтов и из японской нар. поэзии, 1958),

Польские строфы (сл. А. Слонимского, 1963),

Лирические строфы (сл. Е. Рейна, 1964),

Прощание с другом (вок. сцена, cл. из «Эпоса о Гильгамеше», 1966),

Шесть романсов на cл. А. Ахматовой (1969),

Четыре стихотворения О. Мандельштама (1974),

Десять стихотворений А. Ахматовой (1974),

песни на cл. М. Цветаевой (1985);

романсы на cл. Ф. Тютчева (1985),

романсы на cл. М. Лермонтова (1986)Фортепиано    Интермеццо памяти Брамса (1980)

    24 прелюдии и фуги (1994)

    Соната (1962),

    Три грации (сюита в форме вариаций, 1964),

    Детские пьесы (1970),

    Колористическая фантазия (1972),

    Капельные пьески (дет., 1973)

музыка к драм. спектаклям

в т. ч. «Ревизор» Н. Гоголя (Ленинград, Большой драм. т-р им. М. Горького, 1972),

«Тихий Дон» по М. Шолохову (Ленинград, Большой драм. т-р им. М. Горького, 1972),

«Романтики» Э. Ростана (Ленингр. т-р комедии, 1974);

Музыка к кинофильмам    1965 — Перед судом истории    1966 — Республика ШКИД    1967 — Таинственная стена    1968 — Интервенция    1972 — Моя жизнь    1973 — О тех, кого помню и люблю    1975 — Иван и КоломбинаНаиболее известные ученики    Александр Колкер,    Владимир Мигуля,    Владимир Сапожников,    Анатолий Затин,    Аркадий Томчин,    Александр Радвилович,    Антон Танонов,    Елена Иготти,    Евгений Васильев,    Владислава Малаховская    Ирина Васильева (сопрано, Мариинский театр)    Хоссейни, Мехди (Иранский композитор)    София Левковская    Олег Ларионов    Настасья Хрущёва

< Предыдущая   Следующая >

Библиография

  • Милка А. П. Сергей Слонимский : Монограф. очерк. — Ленинград ; Москва : Сов. композитор, 1976. — 110 с. : ил., нот.; 21 см.
  • Рыцарева М. Г. Композитор Сергей Слонимский. — Л., 1991.
  • Сергей Слонимский — собеседник. Сост. Е. Б. Долинская, М. Г. Валитова. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Санкт-Петербург : Композитор, 2015. — 192, с., л. ил., портр., факс.; 21 см; ISBN 978-5-7379-0834-8 : 500 экз.
  • Зайцева Т. А. Композитор Сергей Слонимский  : портрет петербуржца / Татьяна Зайцева. — Санкт-Петербург : Композитор, 2009. — 39, с. : ил., портр.; ISBN 978-5-7379-0406-7
  • Умнова И. Г. С. М. Слонимский. Литература о жизни и творчестве : справочник / И. Г. Умнова, Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф. истории рус. музыки. — М., 2005 (ЦОП ФГОУ ВПО МСХА им. К. А. Тимирязева). — 210 с.; 20 см; ISBN 5-9675-0049-9 (в обл.)
  • Вольные мысли : К юбилею С. Слонимского / . — СПб. : Композитор, 2003 (ООО Тип. Правда 1906). — 612, с., л. цв. ил., портр. : нот., факс.; 21 см; ISBN 5-7379-0218-8 (в пер.)
  • Равикович Л. Л. Хоры A Cappella Сергея Слонимского. — Красноярск : Красноярская государственная академия музыки и театр, 2010.
  • Курч О. О. Симфонии С. Слонимского  : (монографический очерк) / О. О. Курч ; М-во культуры РСФСР, Ленинградская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. — Ленинград : , 1989. — 100 л.; 31 см.
  • Умнова И. Г. Литературное творчество композитора Сергея Слонимского  : монография / И. Г. Умнова ; М-во культуры Российской Федерации, ФГОУ ВПО «Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств». — Кемерово : Изд-во КемГУКИ, 2010. — 186, с. : табл.; 21 см; ISBN 978-5-8154-0177-8
  • Умнова И. Г. Симфонические искания С. М. Слонимского в контексте его музыковедческой деятельности / Умнова И. Г. ; М-во культуры Российской Федерации, Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — Москва : , 1995. — 39 л.; 29 см.
  • Зинина Е. Л. «Мария Стюарт» С. Слонимского. Вопросы оперной драматургии / М-во культуры СССР, Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — Москва : , 1985. — 54 л.; 30 см.
  • Гаврилова Л. В. Некоторые черты композиционной драматургии современной советской исторической оперы (на примере творчества С. Слонимского) / Л. В. Гаврилова ; М-во культуры РСФСР, Красноярский гос. ин-т искусств. — Красноярск : , 1988. — 40 л. : нот.; 30 см.
  • Валитова М. Г. Стиль поздних симфоний С. М. Слонимского : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Валитова Марина Галиевна; . — Москва, 2019. — 231 с. : ил.
  • Варядченко Н. С. Камерно-вокальная лирика С. Слонимского в свете традиций русского классического романса XIX века. Проблемы структуры и композиции : исследование / Наталья Варядченко. — Санкт-Петербург : Астерион, 2008. — 174 с. : ил., ноты, табл.; 29 см; ISBN 978-5-94856-489-0
  • Науменко Т. И. Музыкальная проза как грамматическая категория вокальной музыки последних десятилетий (на примере творчества Э. Денисова, Н. Сидельникова, С. Слонимского) / Науменко Татьяна Ивановна ; Гос. музыкально-пед. ин-т им. Гнесиных, Каф. гармонии и сольфеджио. — Москва : , 1988. — 28 л.; 31 см.

Биография

Родился в Ленинграде в семье писателя Михаила Слонимского и Иды Исааковны Каплан-Ингель.

Заниматься композицией начал в возрасте 11 лет частным образом с В. Я. Шебалиным. В 1945—1950 годах учился игре на фортепиано у С. И. Савшинского и композиции у Б. А. Арапова и С. Я. Вольфензона, затем — в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова у О. А. Евлахова (композиция) и В. В. Нильсена (фортепиано). В 1958 году окончил аспирантуру под руководством Т. Г. Тер-Мартиросяна.

С 1959 года до конца жизни преподавал в консерватории музыкально-теоретические дисциплины, с 1967 года — композицию. Принимал участие в фольклорных экспедициях, собирал русские народные песни.

Кандидат искусствоведения (1963), профессор (1976), член СК СССР. Академик Российской академии образования.

Как педагог воспитал многих известных советских и российских композиторов.

Умер 9 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге после продолжительной болезни. 13 февраля прошло прощание в Доме композиторов и отпевание в Николо-Богоявленском морском соборе. Похоронен на Комаровском кладбище.

В 2020 году имя было присвоено детской школе искусств № 2 Санкт-Петербурга.

В Эрмитажном театре состоялся вечер, посвященный 90-летию со дня рождения Сергея Слонимского

Концерт памяти выдающегося композитора прошел 1 октября, в Международный день музыки

Фото: https://pixabay.com

Инициаторами вечера стали Всемирный клуб петербуржцев, членом которого был Сергей Слонимский, и Международный центр современной классической музыки имени Сергея Слонимского.

Открывая встречу, доктор искусствоведения, профессор Андрей Денисов отметил, что Серей Слонимский на себе прочувствовал все перипетии профессии композитора: «Поэтому его мир необъятен и все жанры ему подвластны».

Профессор подчеркнул, что Сергей Михайлович никогда не боялся иметь собственное мнение. А «в центре его внимания всегда был человек, личность».По мнению искусствоведа, тот факт, что концерт памяти великого композитора проходит именно 1 октября, в Международный день музыки, далеко не случаен. Поэтому очень уместно будет вспомнить слова Слонимского, который говорил: «Музыка – это язык души человеческой».

Затем на сцену вышли Михаил Гаврилов (баритон) и Иван Александров (фортепиано). Они исполнили «Приветственный кант Всемирному клубу петербуржцев», написанный Слонимским на слова Алексея Емельянова. И балладу на стихи Иосифа Бродского «На смерть Жукова» – произведение, которое из-за своей сложности доступно не каждому певцу и потому исполняется крайне редко.

«Музыка Сергея Михайловича требует от исполнителя колоссальной техники, большого диапазона, если говорить о вокалистах. Поэтому певцов, которые исполняют его музыку, так мало. У меня, например, сегодня диапазон почти в две октавы. Это глобальное, мощное и сложное сочинение», – поделился Михаил Гаврилов.

Он более десяти лет был знаком с мастером. И тот всегда доверял ему исполнение своих сочинений, в том числе и премьеры.

«Нас познакомила Ирина Александровна Шарапова, профессор консерватории. Я исполнил несколько его романсов, и после этого он стал меня приглашать в свои концерты», – рассказал певец.

Он считает: несмотря на то, что музыка Слонимского сложная, для людей она понятна на уровне эмоций и чувств. «Она трогает сердца и доходит до души каждого», – уверен он.

В праздничном концерте принял участие Камерный оркестр Санкт-Петербургской консерватории с дирижером Дмитрием Савенковым. Особую реакцию и бурные овации вызвал «Концерт для гобоя и камерного оркестра». Зрители по достоинству оценили игру музыкантов и мастерство солиста Дугара Дамбаева, который исполнил партию гобоя. Как известно, это был любимый инструмент композитора, его даже называли «голосом самого Слонимского».

Во втором отделении состоялась премьера документального фильма «Сергей Слонимский – портрет на фоне эпох», созданного по инициативе филармонического общества.

Ученик Сергея Слонимского Виктор Высоцкий, выступивший автором сценария и режиссером, рассказал о необычном замысле фильма, где он, как автор, много лет знавший композитора, позволил себе говорить от первого лица. В картине звучит много воспоминаний о композиторе его друзей, коллег и учеников. В ленте много хроники, воссоздающей атмосферу Ленинграда 1960-х годов и напоминающей о принадлежности композитора к шестидесятникам.

«Учителям надо отдавать дань», – отметил Виктор Высоцкий. И подчеркнул, что эта картина – приношение Сергею Слонимскому.

William Shakespeare

Дата рождения
23.04.1564
Дата смерти
23.04.1616
Профессия
писатель
Страна
Англия

Английский драматург. Творч. наследие Ш. с кон. 18 в. питает собой музыкальный, в частности балетный, театр. Действенность драматургии Ш., масштабность образов, сложность и многогранность психологически разработанных характеров, а также идейно-философская глубина его произведений продолжают привлекать композиторов и хореографов.

Балеты по произв. Ш.: «Антоний и Клеопатра» (1761, Штутгарт или Людвигсбург, балетм. Ж. Ж. Новер; комп. Р. Крейцер, 1808, Париж, балетм. Ж. Омер; 1828, балетм. А. Кортези; комп. Э. Л. Лазарев, 1965, Кишинёв, балетм. М. Н. Лазарева; на муз. С. С. Прокофьева, 1971, Милан, балетм. У. Дель’Ара), «Макбет» (на муз. М. Локка в аранжировке Бартелемона, 1785, Лондон, балетм. Ш. Ле Пик; 1802, балетм. Ф. Клерико; 1816, балетм. Г. Джоя; комп. К. Шалль, 1816, Копенгаген, балетм. В. Галеотти; комп. Ч. Пуньи, 1830, Милан, балетм. Л. Анри; на муз. Р. Штрауса, под назв. «Макбеты», 1969, Милан, балетм. М. Пистони; комп. К. В. Молчанов, 1980, Фрунзе, балетм. У. О. Сарбагишев; Большой театр, балетм. В. В. Васильев), «Ромео и Джульетта» (комп. Э. Луцци, 1785, Венеция; под назв. «Джульетта и Ромео», 1787, балетм. Беретти; комп. Шалль, 1811, Копенгаген, балетм. Галеотти; 1833, балетм. Джоя; также балеты комп. К. Ламберта, Л. Шписа, Ф. Дилиуса, Прокофьева; на муз. П. И. Чайковского, Г. Берлиоза и др.), «Гамлет» (комп. и балетм. Клерико, 1788, Венеция; комп. В. Р. Галленберг, 1816, Париж, балетм. Анри; также балеты комп. Б. Блахера, Н. П. Червинского, Р. К. Габичвадзе и на муз. Чайковского, Ф. Листа, Д. Д. Шостаковича, У. Уолтона, А. Копленда, А. П. Исакова и др.), «Отелло» (комп. Галленберг, 1808, Неаполь, балетм. Анри; 1818, Милан, балетм. С. Вигано на муз. Дж. Россини и собств.; также балеты комп. Блахера, А. Д. Мачавариани, Я. Гануша, М. Тирье и на муз. Г. Пёрселла, Листа, Дж. Крама и др.). Среди др. балетов: «Кориолан» (1776-77, балетм. Дж. Канциани; комп. Й. Вейгль, 1804, Милан, балетм. Вигано), «Буря» (комп. Ж. Шнейцхоффер, 1834, Париж, балетм. Ж. Коралли; под назв. «Миранда», 1838, Лондон, балетм. Ф. Тальони; комп. М. Типпетт, 1964, Лондон, балетм. А. Хоуард), «Укрощение строптивой» на муз. Д. Скарлатти в аранжировке Алвина, 1954, «Балле де л’Этуаль» балетм. М. Бежар; комп. О. Флосман, 1961, Литомержице, балетм. В. Унтермюллерова; на муз. Д. Скарлатти в аранжировке К. Х. Штольце, 1969, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко), «Двенадцатая ночь, или Как вам угодно» (на муз. Дж. Фрескобальди, 1937, Балле Рамбер, балетм. А. Тюдор; на муз. Э. Грига, 1942, Ливерпул, «Интернэшонал балле», балетм. Хоуард), «Сон в летнюю ночь» (1846, амер. труппа Р. Рисли; комп. П. Джорца, под назв. «Шекспир, или Сон в летнюю ночь», 1855, балетм. Казати; также балеты на муз. Ф. Мендельсона), «Много шума из ничего» (под назв. «Любовью за любовь»; комп. Т. Н. Хренников, 1976, Большой театр, балетм. В. Боккадоро), «Виндзорские проказницы» (комп. В. А. Оранский, 1942, Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер и И. В. Курилов). По мотивам сонетов Ш. пост. балеты «Этот сладостный гром» на муз. Д. Эллингтона (1959, Зап. Берлин, балетм. П. Лакот) и «Образы любви» Тренчелла (1964, Лондон, балетм. К. Макмиллан).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

Публикации

Опера Андре Чайковского «Венецианский купец» прозвучала в Лондоне 27.07.2017 в 12:31

На мировой премьере оперы «Зимняя сказка» в Лондоне 12.03.2017 в 21:48

Шекспировская тема на Глайндборнском фестивале (operanews.ru) 29.08.2016 в 20:09

Мировая премьера «Короля Лира» Сергея Слонимского 20.06.2016 в 18:01

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: