Что такое могучая кучка

«могучая кучка»: состав (5 композиторов)

Деятельность сообщества

Состав Могучей кучки был представлен М. Балакиревым, М. Мусоргским, А. Бородиным, Н. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи. Члены творческого содружества находились под влиянием своего идейного вдохновителя – художественного критика и литератора В. Стасова. Он же выступал в качестве главного немузыкального консультанта.

Название кружка впервые появилось в работе Стасова «Славянский концерт г. Балакирева», увидевшей свет в 1867 г. В этой статье Стасов восхищался поэтическими талантами, умениями немногочисленной группы творцов. Участники объединения выдвинули и название «Новая русская музыкальная школа», представляя себя в качестве главных наследников творческих традиций М. Глинки.

В качестве ключевой цели деятельности они представляли воплощение русских национальных идей в музыкальных произведениях

Поскольку деятели искусства обратились к поиску истоков отечественной культуры, то они стали обращать огромное внимание на народные темы в искусстве

Главные идеологи Могучей кучки Стасов и Балакирев провозгласили основные национально-эстетические принципы, к реализации которых и приступили участники кружка. Однако степень их вовлеченности и последовательности были неодинаковыми. Если М. Мусоргского можно назвать самым последовательным в решении поставленной задачи, то в наименьшей степени к этому стремился Ц. Кюи.

Члены Балакиревского кружка регулярно осуществляли записи образцов отечественного музыкального фольклорного искусства, а затем тщательно исследовали его

Внимание уделялось и русскому церковному пению. Результаты они воплотили в своих работах, представлявших камерный и крупный жанр. Особенно это ярко проявилось в операх

Творческий поиск велся и в сфере драматургии, жанров, отдельных категорий, присущих музыкальному языку

Особенно это ярко проявилось в операх. Творческий поиск велся и в сфере драматургии, жанров, отдельных категорий, присущих музыкальному языку.

На собраниях творческого сообщества все встречи были весьма оживленными, но протекали исключительно в дружеской и творческой среде. На встречи приходили писатели А. Григорович, А. Писемский, И. Тургенев. Посещали их И. Репин и М. Антокольский. Интерес к деятельности Могучей кучки проявлял и П. Чайковский.

Балакиревский кружок в начале 70-х гг. перестал быть сплоченной группой единомышленников. В итоге кружок прекратил существование, оставив заметный след в развитии искусства.

Тесты по предметам

  • Тест по обществознанию
  • Тест по истории
  • Тест на грамотность по русскому
  • Тест по литературе
  • Тест по биологии
  • Тест по географии

Другие тесты

  • Короткий тест по обществознанию
  • Тест по терминам в обществознании
  • Тест на перенос слов по русскому
  • Тест по Второй мировой войне
  • Тест по истории СССР
  • Тест по Всемирной истории
  • Тест по Царской Руси
  • Тест по Удельной Руси
  • Тест по современной истории России

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География
  • Экономика

Сервисы

  • Математические калькуляторы
  • Демоверсии ЕГЭ по всем предметам
  • Демоверсии ОГЭ по всем предметам
  • Списки литературы онлайн
  • Расписание каникул

Онлайн-школы

  • Умскул
  • Фоксфорд
  • Тетрика
  • Skypro
  • Учи Дома

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Детские и юношеские годы

Дата рождения маэстро – 6 января 1835 года. Он родился в Вильнюсе. Глава семейства был родом из Франции. Он служил Наполеону. Во время военных действий отец Цезаря получил сильное ранение. Он принял решение не возвращаться на Родину. Вскоре отец Цезаря поселился в Вильнюсе. Там он нашёл себя в роле преподавателя французского языка. В жёны он себе взял дочь знатного архитектора.

Кюи радовал родителей тягой к музыке и искусству. Уже в пятилетнем возрасте, он на слух мог воспроизвести услышанные мелодии. Игре на фортепиано его научила родная сестра, а вскоре с Цезарем занимались уже профессиональные учителя музыки.

Затем талантливый мальчик поступил в местную гимназию. Здесь он познакомился с творчеством Шопена. Под влиянием произведений маэстро молодой Кюи сочиняет мазурку, которую посвящает в честь скончавшегося педагога. Когда Монюшко впервые услышал произведения Кюи, то согласился бесплатно давать ему уроки игры на гармонике. Меньше, чем через год он уже идеально играл на инструменте.

В начале 50-х годов Цезарь стал студентом местного инженерного училища. Спустя 4 года он занял должность прапорщика. На закате 50-х годов молодой человек окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. В душе он жил только музыкой, но пока довольствовался малым.

Вскоре Кюи стал преподавателем фортификации, а затем занял должность полковника. Ему удалось построить блистательную карьеру, и стать уважаемым человеком.

Великая пятерка

Как возникло это творческое содружество, объединившее пятерых великих русских композиторов — М. А. Балакирева и Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакого? Необходимо добавить, что в какой-то период «Могучая кучка» состав имела более расширенный. В нее входили менее известные широкой публике, особенно современной, композиторы А. С. Гуссаковский, H. H. Лодыженский и Н. В. Щербачёв. Они вышли позднее из Балакиревского кружка и вообще отошли от композиторской деятельности. Поэтому принято считать, что членами «Новой школы» были только пять композиторов, во Франции их так и называли — «Группа пяти», или «Пятерка». Сами основные члены кружка считали себя наследниками великих русских композиторов М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского.

Компромисс Чайковского с пятеркой

В XIX веке в России появились великие отечественные композиторы-классики. Самыми значительными из этих композиторов были группа «Пятерка» (Милий Балакирев, Цезарь Куй, Модест Мусоргский, Николай Римский Корсаков, Александр Бородин) и Петр Ильич Чайковский. Пятерка и Чайковский находились на вершине двух совершенно разных школ мысли о будущем музыки в России.

Этими школами были националисты, группа, которая поддерживала Пятерку, и Консерватории, группа, которая поддерживала Чайковского. Поскольку каждая из сторон стремилась подорвать друг друга и доказать, что их методики создания музыки превосходны, по иронии судьбы все сводилось к компромиссу между каждой школой мысли, который привел к возникновению русской музыкальной идентичности.

Важно понимать исторический контекст этого соперничества, чтобы понять его значение

Гении долго не уживаются

Распалась «Могучая кучка» по нескольким причинам. Так, отстранился Балакирев, который переживал глубокий душевный кризис, ушел в Академию Римский-Корсаков, которого Мусоргский и Балакирев считали перебежчиком, хотя благодаря именно ему идеи «кучкистов» не пропали, а воплотились в творчестве композиторов-членов Беляевского кружка. У Бородина, кроме музыки, была еще и химия. Творчество «Могучей кучки» не просто оставило глубокий след в русской музыке, оно ее коренным образом изменило. В ней появилась национальная характерность, размах и народность (в произведениях было много народных сцен). Абсолютно все представители этого музыкального объединения, спаянные общей идеей, были людьми яркими и талантливыми. Творчество их пополнило сокровищницу не только русской, но и мировой музыки.

http://www.classicalmusicnews.ru/articles/mighty-handful-10-facts/http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/moguchaya-kuchka-istoriya-vklad-i-znachenie-v-russkoy-muzyikalnoy-kulturehttp://www.syl.ru/article/201399/new_moguchaya-kuchka-sostav-kompozitorov

Население

Уже к концу 18 века Российская Империя была крупнейшей страной мира по площади. Ее масштабы были такими, что гонец, которых направили во все уголки страны сообщить о смерти Екатерины 2, прибыл на Камчатку спустя 3 месяца! И это при том, что гонец скакал практически 200 км ежедневно.

Россия была также самой многочисленной по населению страной. В 1800 году в Российской Империи проживало порядка 40 миллионов человек, большинство из которых в европейской части страны. За Уралом проживало чуть менее 3 миллионов. Национальный состав страны был пестрым:

  • Восточные славяне. Русские (великороссы), украинцы (малороссы), белорусы. Долгое время, практически до самого конца Империи, это считался единый народ.
  • Эстонцы, латвийцы, латыши и немцы проживали в Прибалтике.
  • Финно-угорские (мордва, карелы, удмурты и т.д.), алтайские (калмыки) и тюркские (башкиры, татары и т.д.) народы.
  • Народы Сибири и Дальнего Востока (якуты, эвены, буряты, чукчи и т.д.).

По ходу становления страны в ее подданстве оказались часть казахов и евреев, живших на территории Польши, которые после ее распада отошли России.

Основным сословием в стране были крестьяне (порядка 90%). Другие сословия: мещанство (4%), купечество (1%), а остальные 5% населения распределялись между казачеством, духовенством и дворянством. Это классическая структура аграрного общества. И действительно – основное занятие Российской Империи было сельское хозяйство. Не случайно все показатели, которыми так любят гордиться сегодня приверженцы царского режима, связаны с сельским хозяйством (речь идет об импорте зерна и сливочного масла).

К концу 19 века в России проживало 128,9 млн человек, из которых 16 млн жили в городах, а остальные в селах.

Дебют маэстро

Вскоре состоялась презентация дебютной оперы Цезаря. Речь идёт о произведение «Кавказский пленник». Отметим, что представленная опера была написано в русле тенденций, знакомых публике по «Русалке». Это произведение тонко намекало, что на создание «Кавказского пленника» Цезаря вдохновила французская опера.

Реформаторские начинания в драматической музыке отлично вылились в опере «Вильям Ратклиф». Маэстро приступил к сочинению музыкального произведения ещё в начале 60-х годов. Он хотел слить воедино текст и музыку. Композитор тщательно подошёл к разработке вокальных партий, применив в них мелодичный и певучий речитатив, а также симфоничность оркестрового сопровождения.


César Cui (Цезарь Кюи): Биография композитора

Представленное произведение в конечном результате открыла новый этап в развитии русской оперы. Хотя на самом деле «Вильям Ратклиф» не имеет под собой национального отпечатка. Банально, но факт. Оркестровка стала слабой стороной представленной оперы. Когда «Ратклиф» планировали поставить в театре Санкт-Петербурга, то Кюи просил публику только об одном – не посещать спектакль. Он понимал слабые стороны, и хотел оставить свою репутацию чистой.

Так опера «Ратклиф», которую он мечтал поставить на сцене, была презентована публике только спустя три десятка лет. Маэстро тщательно поработал над произведением, чтобы донести до публики идеальное звучание. Подобная же участь постигла «Анджело».

Много музыкальных произведений Кюи было адресовано детской аудитории. Он создал целых ряд незабываемых композиций, в которых нашлось место для шалостей, загадочности и волшебству. Оперы для детей были легки, но в то же время они притягивали сложностью мелодии. Они написаны простым, но понятным для детской аудитории языком.

В число самых востребованных детских опер маэстро следует отнести:

  • «Снежный богатырь»;
  • «Красная Шапочка»;
  •  «Кот в сапогах»;
  •  «Иванушка-дурачок».

Особенности творчества композиторов «Могучая кучка»

В творчестве всех пятерых преобладают народные, сказочные мотивы, часто встречаются сюжеты из истории России – композиторы постоянно ищут нравственные идеалы в исконных началах. В связи с этим, важнейшей опорой для них была народная песня (и русская, и восточная) – они собирали старинные крестьянские напевы, в которых видели корни национального русского мышления. Далее мотивы обрабатывались и воплощались в их творчестве. Кроме того, Балакирев и Римский-Корсаков собрали песни в отдельный сборник – «Сорок русских народных песен» (1860).

Что касается интонационной выразительности, «кучкисты» опирались на творчество Александра Сергеевича Даргомыжского. В его операх «Каменный гость» и «Русалка», как считали члены содружества, наиболее точно и ясно выражаются идеи, «слова». Даргомыжский, как и Глинка, был для них отцом-основателем музыкальной культуры России.

Практически всем произведениям «кучкистов» свойственны:

  • размах,
  • большие размеры,
  • эпическая широта.

В камерном же творчестве ярко проявил себя только Бородин. Однако в фортепианной литературе выделились Балакирев («Исламей») и Мусоргский («Картинки с выставки»).

Главным противником «Могучей кучки» была академическая школа, а особенно – Петербургская консерватория, которую возглавлял в то время А.Г. Рубинштейн. Члены содружества критиковали «консерваторов» за то, что те слишком тщательно следуют традициям и не признают других путей развития музыки в России, в том числе и национально-народных. Однако со временем конфликт сглаживался, и в 1871 году Римский-Корсаков даже стал профессором Петербургской консерватории.

История содружества и его последователи

«Могучая кучка» распалась в средине 1870-х годов. Причин этому было много: как лежащих на поверхности (отстранённость Балакирева из-за душевного кризиса), так и более глубоких (творческие расхождения между «кучкистами»: например, Мусоргский и Балакирев сочли Римского-Корсакова перебежчиком и предателем). Это, в общем-то, неудивительно: такие гении не могли долго находиться в одной группе, каждому был необходим индивидуальный творческий рост.

Но с распадом «Могучей кучки» никуда не пропали их идеи – ещё многие русские композиторы создавали свои произведения под их влиянием. Благодаря Римскому-Корсакову, кучкистская деятельность стала активно развиваться в Петербургской консерватории. Появился «беляевский кружок», возглавлял который сам композитор. По словам Римского-Корсакова, «беляевский кружок» нельзя считать абсолютным продолжателем «балакиревского кружка», ведь

«…кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, а кружок Беляева — периоду спокойного шествия вперёд; «балакиревский» был революционный, «беляевский» же —прогрессивный…».

Среди композиторов, творящих на рубеже веков, продолжателями традиций «Могучей кучки» можно по праву считать Александра Глазунова, Анатолия Лядова, Александра Гречанинова и многих других.

Значение «Могучей кучки» для русской музыки и культуры

Сложно переоценить музыкальный вклад творчества «Могучей кучки» в русскую музыку.

В их операх впервые:

  • стала ярко видна национальная характерность,
  • появились размах и народно-массовые сцены.

Композиторы стремились к яркости, стремились донести до народа свои идеи через запоминающиеся образы и эффектные картины.

Произведения «Могучей кучки» или «великой пятерки» русских композиторов вошли в мировую музыкальную сокровищницу.

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (1844-1908)

Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки».Римский-Корсаков является автором 15 опер, 3 симфоний, симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки. Подробнее о его творчестве читайте в отдельной статье.Родился в городе Тихвин Новгородской губернии в дворянской семье, известной своими традициями службы на флоте. Получил домашнее образование, в том числе музыкальное. Учился в Морском кадетском корпусе, где по-настоящему увлёкся музыкой.В 1862 г. умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году он познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.

И. Репин. Портрет В. Стасова

Тесно с «Могучей кучкой» был связан В. Стасов, он сыграл важную роль в выработке общих идейно-эстетических позиций сообщества, в формировании и пропаганде творчества отдельных её членов. С 1864 г. систематически выступал в печати Кюи, музыкально-критическая деятельность которого во многом отражала взгляды и тенденции, присущие всей «Могучей кучке». Эти позиции находят отражение и в печатных выступлениях Бородина, Римского-Корсакова.Собрания сообщества протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере, они часто встречались с писателями А. Григоровичем, А. Писемским, И. Тургеневым, художником И. Репиным, скульптором М. Антокольским.В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Отчасти это было вызвано тяжёлым душевным кризисом Балакирева и его отходом от активного участия в музыкальной жизни. Но главная причина распада «Могучей кучки» – во внутренних творческих расхождениях.Центр кучкистской деятельности и идеологии переместился в классы Петербургской консерватории, где преподавал Римский-Корсаков, а с середины 1880-х годов в «беляевский кружок», где Римский-Корсаков в течение почти 20 лет был признанным главой и лидером.Митрофан Петрович Беляев (1836-1903) был русским лесопромышленником, музыкальным издателем и меценатом, объединившим многих выдающихся музыкантов. С 1884 г. Беляев устраивал у себя дома в Петербурге еженедельные музыкальные вечера камерной музыки, положившие начало объединению выдающихся музыкальных деятелей, в дальнейшем известного как Беляевский кружок.

И. Репин. Портрет М.П. Беляева (1886)Со второй половины 80-х годов в составе беляевской «Могучей кучки» появляются другие музыканты (А. Глазунов, Н. Соколов). Новый состав кружка определил и новое лицо «послекучкистов»: гораздо более ориентированное на академизм и открытое множеству влияний, прежде в рамках «Могучей кучки» считавшихся недопустимыми. Беляевцы испытывали на себе массу «чуждых» воздействий и имели широкие симпатии, начиная от Вагнера и Чайковского, и кончая «даже» Равелем и Дебюсси. Но, хотя беляевский кружок и был преемником «Могучей кучки», он не представлял уже собой единого эстетического целого, руководствующегося единой идеологией.Многие русские композиторы конца XIX-первой половины XX вв. продолжали традиции «Могучей кучки»: Антон Аренский, Александр Глазунов, Александр Гречанинов, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Василий Калинников, Анатолий Лядов, Сергей Ляпунов, Николай Черепнин и др.

Участники «Могучей кучки»

«Могучая кучка», «Новая русская музыкальная школа», «Русская пятерка», «Балакиревский кружок» — всё это — названия одного и того же союза композиторов, объединившихся в своих творческих убеждениях, формировавшегося на протяжении нескольких лет в столице Российской Империи Санкт-Петербурге (исследователи приводят период с конца 1850-х по начало 1860-х годов). Удивительно, но за весь период своего существования содружество практически не меняло свой состав, настолько сплоченными и вдохновленными совместным творчеством были его члены.

Основоположники кружка

Рассказ об этой уникальной композиторской унии стоит начать с краткого повествования обо всех ее участниках и основателе. В этот перечень попали широко известные деятели музыкального искусства, которые стояли у истоков этого творческого тандема:

  1. Милий Алексеевич Балакирев. Именно этот уроженец Санкт-Петербурга, проводивший все детство на берегу Волги, стал основателем прославившегося на всю Россию и за ее пределами кружка. С самого юношества подававший большие надежды Балакирев прославился своей любовью к народным песням, которые ему доводилось слышать в деревне, а также демократическими взглядами в музыке. Милий Алексеевич болел за внедрение в творческий мир всего нового, но не без народного многоголосия и восточных мотивов, ставших основой его фантазии «Исламия». Именно с момента его встречи с идейным единомышленником Стасовым, которая состоялась в 1856 году, и ведет свой отсчет легендарная «Русская пятерка».
  2. Цезарь Антонович Кюи. Невзирая на то, что этот автор был наименее известен из всего звездного коллектива, именно он был самым ярым сторонником этого союза, поставившим такие интересные оперы, как «Анджело» и «Вильям Ретклиф». Внушительный вклад Кюи внес и в постановку детской оперы, будучи необычайно задушевной и поэтичной личностью. В то же время нельзя не отметить ту жесткость, с которой композитор воспринимал некоторые новаторские идеи своих соратников, будь то нерешенные диссонансы Бородина или постановка «Борис Годунов» Мусоргского (к ней Кюи даже написал разгромную рецензию). Он же стал ярым противником создания Римским-Корсаковым нового союза композиторов после распада «кучки».
  3. Модест Петрович Мусоргский. Пожалуй, самый радикальный член сообщества, авторству которого принадлежит такое гениальное произведение, как «Борис Годунов». Практически во всех работах композитора главной темой являлся русский народ со всей прилагающейся проблематикой общества и сословий, откуда и их ярко выраженная социальная направленность. Среди главных достижений — введение романсов и прочей словесной песенности, не использованных ранее ни одним другим композитором.

Римский-Корсаков и Бородин

Чуть позже формирующийся кружок пополнился новыми участниками, которые также внесли свою лепту в его деятельность. Самый молодой из них стал последователем союза, продолжив дело своих единомышленников даже после его распада. Этими двумя новичками оказались:

  1. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Благодаря своему знакомству с Балакиревым стал участником кружка в 18 лет, что самым благоприятным образом повлияло на все последующие произведения автора. «Золотой петушок», «Садко», «Снегурочка» — оперы композитора пропитаны не просто русским духом, а самой настоящей сказочностью, являющейся неотъемлемой частью культуры. Из особенностей его работ стоит выделить не применявшуюся ранее разбивку на 11 четвертей, позволяющей справляться с поставленными задачами как дирижерам, так и оперным исполнителям.
  2. Александр Порфирьевич Бородин. Недаром говорится, что талантливый человек талантлив во всем, ведь, помимо музыки, этот замечательный композитор подавал большие надежды в химии. Наиболее знаменитым творением этого гения стала симфония, получившая название «Богатырская». Также Бородин долгое время работал над созданием оперы «Князь Игорь», правда, ему так и не удалось закончить свое дело, в результате чего оно перешло по наследству Римскому-Корсакову и Глазунову. Из музыкально-технических особенностей — введение диссонансов, которые Бородин специально оставлял «нерешенными», получая за это шквальную критику и обвинения в профессиональной безграмотности даже от своих соратников.

Несмотря на то, что руководить коллективом доводилось Балакиреву, его идейным вдохновителем и постоянным консультантом практически во все времена оставался писатель и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов. Именно в докладе идеолога о «Могучей кучке», составленного после прослушивания концерта руководителя группы Балакирева, было впервые упомянуто ее название, впоследствии ставшее наиболее известным.

Занятия с Балакиревым

Здесь он познакомился со студентом военно-инженерной академии Цезарем Кюи, страстно увлеченным музыкой. Они играли в четыре руки Шумана, Бетховена, Шуберта, показывали свои музыкальные зарисовки. Серьезно писать музыку стало возможным после знакомства с Милем Балакиревым, профессиональным музыкантом, в будущем известным композитором, который сыграл основополагающую роль в биографии Мусоргского.

Краткая встреча сблизила их. Они были ровесниками. Модест попросил Балакирева о том, чтобы заниматься с ним композицией. Тот согласился. С этого времени Мусоргский постигал науку сочинения музыки, о которой мечтал. Балакирев объяснял Модесту фактуру и форму музыки, значение оркестровки, давал задания сочинять небольшие произведения: скерцо, сонаты, перелагать для фортепиано симфонии, отрывки из опер.

Русский талант

Композитором, более всего разделявшим их взгляды и последовательно внедрявшим их в жизнь, был Модест Петрович Мусоргский (1839—1881). Наиболее удаленным от остальных участников был Цезарь Антонович Кюи (1835—1918), хотя пришел он в группу первым. Этих пятерых композиторов объединяли не только регулярные встречи и беседы — они систематически собирали, изучали и систематизировали русский музыкальный фольклор с целью воплощения национальной самобытности в своих произведениях. Понятно, что сюжеты эти композиторы России брали из русской истории. А новаторство их распространялось и на форму музыкальных произведений, и на гармонию и ритмику.

The Five’s Stylization

An atmosphere of deep discussion, collaboration and sometimes conflict forged the music compositions of The Mighty Handful. The group’s goal was to establish a Russian national sound.

The hallmarks of the Russian sound that the group strove to create include:

  • parallel intervals — fifths, fourths and thirds, tritones, and tonal «mutability»
  • the ability of the harmony to move from a major key to its parallel minor or back again.

This last quality is a distinct characteristic of Russian folk song.

Other musical features include:

  • an emphasis on Orientalism
  • imitative sounds of Russian life
  • Romanticism
  • heterophony
  • whole tone scale
  • pentatonic scale.

Вот мой топ-5 (по хронологии, а не по значимости):

Иван III

1). Иван III. Дедушка Ивана Грозного. Этот по-настоящему могущественный монарх умудрился объединить раздробленную Русь под эгидой Москвы, создал мощную армию и перестал платить дань Золотой Орде. Женился на племяннице сверженного турками императора Византии, тем самым поставив новообразованное Русское государство в один ряд с мощнейшими империями Европы. Первый господарь Руси, во многих европейских документах именовался как царь (от слова цезарь). Просто странно, почему современные школьники про него так мало знают, а ведь, по сути, благодаря ему и появилась Россия на карте мира.

2). Иван IV Грозный. Первый русский царь официально. Превратил Россию в империю, завоевав три татарских ханства – Казанское, Астраханское и Сибирское. Впервые дал турецкой армии по мордасам в битве под Молодями в 1572 году, причем ни один османин из этой армии обратно на родину так и не вернулся — все полегли в битве. Иван Грозный основал не только пресловутую Опричнину, но и развил довольно обширную морскую торговлю со странами Европы через порты Архангельск на Белом море и Кола (предшественник Мурманска) на Кольском полуострове. Кстати, Архангельск был создан по его указу, Кола же по его указу также превратилась в мощный по тем временам торговый порт.

3). Петр I Великий. Ну, вклад этого монарха России в развитие нашего Отечества общеизвестен, поэтому не считаю нужным распространяться особо о его заслугах. Следует только добавить, что Петр I стал первым Императором России, однако на нем династический род Романовых и пресекся по мужской линии, потому что его дочь Елизавета Петровна, во-первых, потомства не дала, а, во-вторых, династия считается по мужской линии, а не по женской.

4). Екатерина II Великая. Вклад этого российского монарха тоже общеизвестен, несмотря на то, что она была немкой, а не русской. В основном Россия в этот период значительно обогатилась в культурном отношении, но и в деле создания империи Екатерине трудно кого-то противопоставить. Можно вспомнить Крым, Аляску, Польшу и многие другие территории, которые влились в состав России. А то, что ее последователи эти территории профукали – не ее в этом вина.

5). Сталин, Иосиф Виссарионович. Кто скажет, что этот человек не был монархом в полном понимании этого слова – пусть первый кинет в меня камень. Это был самый настоящий царь России и ее император. В первую очередь он сделал для России то, чего не сделал ни один его предшественник – он вывел ее в разряд мировых лидеров, и впереди были только США

Неважно, какими методами это было достигнуто, главное – результат получился ошеломляющим

Вот такой у меня топ-5 русских монархов, думаю, что он самый объективный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: