Николай дилецкий — nikolay diletsky

Nikolay diletsky

ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович

Страница 1 из 6

ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович (1630 (?) – после 1723 (?) гг.) – музыкальный деятель, автор произведений в партесном стиле и «Мусикийской грамматики» – первого трактата по теории музыки, заложившего фундамент русской и украинской музыки Нового времени. Биографические данные о нём скудные и не всегда имеют документальное подтверждение. Дату рождения (1630 г.) привёл Франсуа-Жозеф Фетис (1784–1871 гг.) во «Всеобщей биографии» (1897 г.) на основании сведений, полученных от Петра Егоровича Беликова (1793–1859 гг.) – инспектора Придворной певческой капеллы. Композитор дьякон Иоанникий Коренев (ум. прибл. в 1681 г.), известный защитник новой многоголосной музыки, автор полемического трактата «Мусикия» (впоследствии помещённого вместе с трактатом Н.П. Дилецкого в одну рукопись «О пении Божественном по чину мусикийских согласий», 1681 г.), называл его «жителем града Киева». Наиболее достоверны данные титульных листов списков теоретического труда Н.П. Дилецкого. В 1675 г., после окончания иезуитской академии в Вильно, Н.П. Дилецкий поднёс магистрату напечатанное сочинение «Золотая тога» (судя по обширному титулу, приведённому Каролем Эстрейхером в «Библиографии польской», панегирического содержания). В том же году Н.П. Дилецкий закончил теоретический трактат на польском языке. В 1677 г. был в Смоленске и создал другую редакцию трактата «Грамматика мусикийская», выполненную по заказу думного дьяка Тимофея Литвинова. Затем переехал в Москву и поселился в доме И. Коренева. Н.П. Дилецкий перевёл на русский язык смоленскую редакцию «Мусикийской грамматики» (1679 г.) и создал наиболее полную редакцию по заказу Григория Дмитриевича Строганова, одного из богатейших промышленников России. Хоры, которые содержались Г.Д. Строгановыми в Усолье и в Москве, славились певчими, среди них были такие выдающиеся мастера, как Степан Голыш и Иван Лукошко (впоследствии архимандрит Исаия; рубеж XVI и XVII вв.). Сам Г.Д. Строганов входил в круг наиболее образованных людей своего времени, был любителем партесного пения и держал украинских «вспеваков». После 1681 г. судьба Н.П. Дилецкого неизвестна. В связи с этим интересна рукопись 1723 г. «Граматика музикальна» (на украинском языке), опубликованная в 1970 г. Александрой Сергеевной Цалай-Якименко (род. в 1932 г.). Ни в содержании, ни в тексте труда значительных отличий от протографа нет (несколько больше полонизмов, есть отрывки и стихи на польском языке, акцентирован светский элемент в примерах). Ввиду того что трактат написан от первого лица, А.С. Цалай-Якименко считает несомненным, что Н.П. Дилецкий лично участвовал в создании этой рукописи и, следовательно, был жив в 1723 г. (окончательно этот вопрос пока не решён). «Мусикийская грамматика» – самое достоверное свидетельство о состоянии украинской и русской музыкальной культуры в 1670–1680 гг. С одной стороны, этот трактат соответствует практике хорового пения в новом стиле, утвердившейся с начала XVII в. на Украине и стремительно распространявшейся в Московской Руси. С другой – он отражает европейскую музыкальную теорию своего времени и содержит сведения о монодической традиции.

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Литература

  • Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. — М.: Искусство, 1993. — 255 с. — 30 000 экз.
  • Герасимова-Персидская Н. А. // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М.: Православная энциклопедия, 2007. — Т. XIV. — С. 694—698. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
  • Дилецкий, Николай Павлович // Большая российская энциклопедия / Гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2007. — Т. 8. — С. 749. — 768 с. — ISBN 978-5-85270-338-5.
  • Протопопов В. В. // Русская мысль о музыке в XVII веке / В. В. Протопопов. — М.: Музыка, 1989. — 94 с. — 4000 экз.
  • Финдейзен Н. Ф. // Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века. — М.Л.: Госиздат, Музсектор, 1928. — Т. 1/3. — С. 325—336. — 364 с.
  • Jensen C. R. A theoretical work of late seventeenth-century Muscovy: Nikolai Diletskii’s Grammatika and the earliest circle of fifths // JAMS 45 (1992), pp. 305–31.

Notes

  1. Jensen 1992, 310.
  2. Jensen 1992, 311.
  3. Jensen, Grove.
  4. Jensen 1992, 309.
  5. Jensen 1992, 310: «Oleksandra Tsalai-Iakimenko and Oleksandr Zelin’skii, «‘More neprebrannoe’ (Novoznaidenii avtograf tvoru Mikoli Dilets’koho),» Zhovten’ no. 7 (1966): 109-I6, suggested that Diletskii died in the third decade of the 18th century, based on their belief that Muzei ukrainskoho mistetstva 87/510804, dated 1723, is an autograph. They propose a correspondingly later birth date, in the 1650s. This hypothesis, taken up in their later works, was refuted in Vladimir Goshovskii and I.A. Durnev, «K sporu o Diletskom,» Sovetskaia muzyka no. 9 (1967): 138.»
  6. ^ Jensen 1992, 307.
  7. Jensen 1992, 312.
  8. Jensen, Grove. Johann David Heinichen described the circle of fifths in a 1728 treatise.
  9. List of works taken from: «Mykola Dyletskiy: Sacred Works», Kyiv Chamber Choir. 2003, Atlantik (Атлантик), CCK 11-2; CCK 11-3.

Life

A sample page from Idea grammatiki musikiyskoy (Moscow, 1679). Click image for details.

Little is known about Diletsky’s life. A remark by Ioannikii Trofimovich Korenev, a fellow theorist who describes him as a resident of Kiev, is considered evidence of the Diletsky’s Ukrainian origins. Korenev’s statement is probably reliable, as he and Diletsky apparently were well acquainted. However, the date and even the year of birth are not known, and no details on Diletsky’s early life have surfaced. He must have moved to Vilnius before 1675, because that year his Toga zlota («The golden toga») was published there. The text is now lost, but it is known that it was written in Polish, and the surviving title page indicates that it was probably a panegyrical pamphlet. He also wrote here now lost musical treatise, apparently in Polish, as some sources indicate. This treatise is first mentioned in Grammatika musikiyskago peniya (1677). The Idea grammatikii musikiiskoi (1679) is described as a translation of the Vilnius work in its title page.

After Vilnius, Diletsky lived in Smolensk, where in 1677 the first survived version of his magnum opus, Grammatika musikiyskago peniya («A grammar of musical song»), was written. He then moved to Moscow, where the subsequent two versions of the work appeared in 1679 and 1681. Nothing further is known about Diletsky’s life, and it is generally assumed that he died shortly afterwards. His date of birth is projected from this hypothesis.

Жизнь

Образец страницы из Идея грамматики музыкальной (Москва, 1679). Щелкните изображение, чтобы узнать подробности.

О жизни Дилецкого известно немного. Замечание Иоанника Трофимовича Коренева, коллеги-теоретика, который описывает его как жителя Киев, считается свидетельством украинского происхождения Дилецкого. Заявление Коренева, вероятно, достоверно, поскольку он и Дилецкий, видимо, были хорошо знакомы. Однако дата и даже год рождения неизвестны, и никаких подробностей о ранней жизни Дилецкого не всплыло. Он, должно быть, переехал в Вильнюс до 1675 г., потому что в этом году его Тога злота («Золотая тога»). Текст сейчас утерян, но известно, что он был написан на польском языке, и сохранившийся титульный лист указывает на то, что это, вероятно, был панегирик брошюра. Некоторые источники указывают, что он написал по крайней мере еще один музыкальный трактат, находясь в Вильнюсе, который сейчас утерян: этот трактат впервые упоминается в Грамматика музыкиискаго пения (1677 г.), а Идея грамматики музыкальной (1679) описывается как перевод работы Вильнюса на титульном листе.

После Вильнюса Дилецкий жил в Смоленск, где в 1677 году появилась первая сохранившаяся версия его великого опуса, Грамматика музыкиискаго пения («Грамматика музыкальной песни»). Затем он переехал в Москву, где следующие две версии произведения появились в 1679 и 1681 годах. О жизни Дилецкого больше ничего не известно, и принято считать, что он умер вскоре после этого. Его дата рождения прогнозируется на основе этой гипотезы.

Work

Circle of fifths in Idea grammatikii musikiyskoy (Moscow, 1679)

Although several of his compositions survive, Diletsky’s fame rests chiefly on his composition treatise, Grammatika musikiyskago peniya (A Grammar of Music), which was the first of its kind in Russia. The three survived versions bear different names, but the content is roughly the same with some important differences. The treatise is in two parts. The first teaches the rudiments of music theory, «relying heavily on Western terminology and theoretical precepts, especially the hexachord», and the second teaches composition of a cappella concertos, a genre that came to Russia through Ukraine and of which Diletsky was one of the first exponents. Diletsky provides a wide variety of examples, both from his own work, including an 8-voice setting of the Divine Liturgy that he composed in Smolensk specifically to illustrate the «Grammatika», and from that of contemporary Western composers, particularly the Poles Marcin Mielczewski and Jacek Rózycki. Apart from the tremendous influence it had on subsequent generations of Russian church composers, the Grammatika is of particular interest for having the first known description of the circle of fifths, one that antedates Western examples by several decades.

Заметки

  1. Дженсен 1992, 310.
  2. Дженсен 1992, 311.
  3. Дженсен, Гроув.
  4. Дженсен 1992, 309.
  5. Jensen 1992, 310: «Александра Цалай-Якименко и Александр Зелинский», «Море непребранное», «Жовтень № 7 (1966): 109–116», предполагает, что Дилецкий умер в третье десятилетие XVIII века, исходя из их веры в автограф «Музея украинского общества 87/510804», датированного 1723 годом. Они предлагают соответственно более позднюю дату рождения, 1650-е годы. Эта гипотеза, принятая в их более поздних работах, была опровергнуты в: Владимир Гошовский и И.А. Дурнев, «К спор о Дилецком», Советская музыка № 9 (1967): 138. »
  6. ^ Дженсен 1992, 307.
  7. Дженсен 1992, 312.
  8. Дженсен, Гроув. Иоганн Давид Хайнихен описал круг пятых в трактате 1728 года.
  9. Список произведений взят из: «Николай Дылецкий: Духовные дела», Киевский камерный хор. 2003, Атлантик (Атлантик), CCK 11-2; CCK 11-3.

ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович — Страница 5

Страница 5 из 6

В контексте партесной музыки второй половины XVII в. произведения Н.П. Дилецкого отличаются ясной структурной логикой, уравновешенностью и формы и фактуры. Отказ от излишеств (впрочем, более характерных для позднейшего времени) определяет его стиль как барочный по форме, а по характеру, скорее, «классический» – в том смысле, в каком это определение применимо и к музыке позднего Ренессанса. Вершиной творчества Н.П. Дилецкого исследователи считают Воскресенский канон. В нём отражена возродившаяся традиция «песненного» канона: он распет полностью, имеет месодии: после четвёртой песни – тропарь «Богоотец убо Давид», после шестой – стихира «Воскрес Исус от гроба», после девятой – эксапостиларий «Плотию уснув» и припев (тропарь) «Христос воскрес из мертвых». В каноне особенно ярко проявилась сфера светской – танцевальной, кантовой – интонации. Литургии имеют смешанный текст – частично старый, частично «справленый», различны по полноте: обе 8-голосные заканчиваются «Достойно и праведно есть», а в 4-голосной имеется ещё ряд песнопений: «Един Свят», «Видехом свет истинный» и причастный стих «Хвалите Господа с небес». По мнению исследователей, музыке Н.П. Дилецкого свойственны прозрачность и чистота аккордового звучания, красота диатонической гармонии (более всего в мажорных произведениях, которые все написаны в G-dur миксолидийском – при строгой функциональности кадансов), красочность последований в миноре (особенно в концерте «Прийдите, людие»). Сфера минорной диатоники (всегда в a-moll) своеобразно раскрыта в 4-голосной литургии, ближе других произведений стоящей к многоголосию на знаменный первоисточник и отличающейся проникновенностью и особой внутренней сосредоточенностью. В ней, как и в минорном концерте «Прийдите, людие», ладовые сферы отчётливо символичны и контрастны. В мажорных произведениях минор почти не используется, тем более как элемент музыкальной риторики. У Н.П. Дилецкого в драматургии масштабной формы гармония играет меньшую роль, чем метр и фактура. За исключением Препорциальной литургии, полностью выдержанной в торжественном «перфектном» метре 3/2, в композициях Н.П. Дилецкого основным является двухдольный метр. Контрастирующая трёхдольность, как правило, связанная с аккордовой фактурой и по преимуществу полнозвучная, выполняет функцию несущих арок. Главным выразительным и формообразующим средством (как это присуще и музыке Ренессанса) являются возможности многоголосия – многообразие сменяющейся фактуры, оживлённость имитаций, в том числе сквозных, обилие канонических секвенций и бесконечных канонов (особенно в двуххорном изложении), органичное использование кантового трёхголосия. Всё это создаёт динамичную, подвижную ткань, стереофоничность звучания (как перезвон колоколов) благодаря двуххорности. Н.П. Дилецкий широко пользовался принципом повторности – наиболее ярким показателем музыки нового стиля, вызывавшим резкую критику со стороны ревнителей старой традиции.

<< Первая < Предыдущая 5 Следующая > Последняя >>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: