Нина михайловна стуколкина

Нина михайловна стуколкина

Nina Stukolkina

Дата рождения
26.08.1905
Дата смерти
03.03.1999
Профессия

балерина, педагог

Страна
СССР

Заслуженная артистка РСФСР (1956). Окончила Петроградское хореографическое училище в 1922 (ученица О. Преображенской, Е. Гердт, М. Романовой, А. Монахова, И. Кшесинского). Артистка ГАТОБа — Театра им. Кирова в 1922-58.

Первая исполнительница партий: Стеша («Родные поля»), Уличная танцовщица («Медный всадник»), фламенко («Лауренсия»), Персидка (опера «Хованщина», балетм. Р. Захаров), краковяк (опера «Иван Сусанин»); др. партии: Сванильда; Береника («Египетские ночи»), Мерседес, Уличная танцовщица («Дон Кихот»), Комсомолка («Золотой век»), Тереза («Пламя Парижа»), Айша («Гаянэ»), Служанка трактира («Ромео и Джульетта»), Эфиопская принцесса («Золушка»); характерные танцы: уральский, вост., укр., рапсодия («Конек-Горбунок»), сарацинский, вост., венг., панадерос («Раймонда»), чардаш, исп. («Лебединое озеро»), цыганский, болеро («Дон Кихот»), исп., вост. («Щелкунчик»), еврейский («Египетские ночи»), половецкие пляски (опера «Князь Игорь»), зоронго (опера «Кармен») и др.

В 1950-58 педагог труппы Театра им. Кирова, в 1958-69 — ЛХУ, в 1953-58 — Театра муз. комедии, в 1960-64 и в 1971-73 балетмейстер-репетитор Минского театра, в 1968-71 — Театра им. Навои, в 1978-83 — Чувашского муз. театра.

Стуколкина была одной из ведущих характерных танцовщиц Театра им. Кирова. Ее танец — страстный, порой самозабвенный, но в то же время пластичный и тонкий по рисунку — всегда пользовался успехом у зрителя. «Исполнительница многих характерных партий,— пишет о Стуколкиной В. Красовская,— она блистала в одной. Никто, кроме нее, не срывал таких рукоплесканий пляской Мерседес в «Дон Кихоте». Высокая, угловатая, с сурово-замкнутым лицом, она начинала первый ход по сцене, сдерживая закипавшую страсть, и в несколько мгновений доводила ее до экстатического порыва. В сполохах оранжево-красной юбки ноги бешено рассекали, дробили напевный мотив; руки метались, взбивая воздух; прямой, напряженно натянутый торс переламывался в талии пополам; запрокидывалось лицо, все так же неподвижное и словно побледневшее в рассыпавшихся черных волосах…»

Сочинения: Четыре экзерсиса.— М., 1972; Самобытное искусство.— В кн.: Симфония гор. Фрунзе, 1969; Воспоминания.— В кн.: Л. М. Лавровский. М., 1983; Замыслы.— Иск-во и жизнь, 1940, № 10; Победа актеров.— Ленингр. правда, 1941, 12 янв.

Литература: Шмырова Т. Н. М. Стуколкина .— Л., 1957; Смольский Б. Белорусский музыкальный театр.— Минск, 1963; Чурко Ю. Белорусский балет.— Минск, 1966; Михайлов М. Молодые годы ленинградского балета.— Л., 1978; Чернова Н. От Гельцер до Улановой.— М., 1979; Волынский А. «Сильфида».— Жизнь иск-ва, 1922, № 17; Бродерсен Ю. «Сильфида».— Вестник т-ра и иск-ва, 1922, № 25; Соллертинский И. «Иван Сусанин» в Гос. театре оперы и балета им. С. М. Кирова.— Иск-во и жизнь, 1939, № 8; Кремшевская Г. 35 лет служения балету.— Театр. Ленинград, 1957, № 41; Алексеева Т. Прекрасной юности пора…— Сов. балет, 1982, № 6; Степанюк А. Страницы календаря: Н. М. Стуколкина.— Там же, 1985, № 5.

А. Деген, И. Ступников

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: