Violin Concerto No. 2 (g-moll), Op. 63
Композитор
Сергей Прокофьев
Год создания
1935
Дата премьеры
01.12.1935
Жанр
концертные
Страна
СССР
Второй скрипичный концерт — последнее произведение Сергея Прокофьева, созданное перед окончательным возвращением в СССР. В это время композитор разъезжал с гастролями по миру и одновременно сочинял концерт — главная тема первой части была написана в Париже, первая тема второй части — в Воронеже, окончательно закончен концерт был в Баку, и премьера была дана в Мадриде.
Концерт полон счастливых мелодических находок — это типично прокофьевское творение, как в смысле эмоционально-образной направленности — от тончайшей лирики до озорства, гротеска, сарказма, так и в смысле использованных средств (характерная интервалика, неистощимая ритмическая изобретательность, темброво-колористические новшества, гармоническая терпкость, четкость формы). Музыка концерта поистине театральна — некоторые его моменты напоминают поздние балеты Прокофьева, особенно «Золушку». Концерт начинается с простой мелодии скрипки, связанной с русской народной музыкой, вторая часть — замечательное Анданте, в финале заметные испанские мотивы — главная тема рондо сопровождается при каждом своём появлении треском кастаньет.
Премьера концерта состоялась в Мадриде 1 декабря 1935 года. На премьере присутствовал сам автор, скромно сидевший в первом ряду зала местного музыкального общества. Симфоническим оркестром Мадрида дирижировал Эдуардо Фернандес Арбос, известный в те годы испанский маэстро, солировал на скрипке друг композитора Робер Соэтан, которому, кстати, и было посвящено это сочинение. Едва стихли аплодисменты, маэстро Арбос пригласил на сцену русского композитора. Сергей Сергеевич явно не ожидал приглашения. Он заметно смутился. Но, справившись с охватившим его волнением, встал, машинально дотронулся до галстука, словно проверяя, на месте ли он, медленно, будто нехотя, поднялся на сцену. В зале снова вспыхнули аплодисменты. Раздались возгласы: «Браво! Браво!» Прокофьев умоляющим жестом тщетно пытался успокоить публику.
Второй концерт для скрипки с оркестром написан Сергеем Прокофьевым для французского скрипача Робера Соэтана, который прожил ровно 100 лет и 88 из них концертировал. Прокофьев вспоминал в «Автобиографии»: «Писался концерт в самых разных странах, отражая тем мою кочевую концертную жизнь: главная партия первой части написана в Париже, первая тема второй части – в Воронеже, инструментовка закончена в Баку, первое исполнение состоялось в декабре 1935 года в Мадриде».
Композитор и скрипач вместе объездили с гастролями немало стран, включая Португалию, Марокко, Алжир и Тунис.
Кочевая жизнь не сказалась на цельности музыкальной композиции. Концерт написан в новом тогда для Прокофьева неоклассическом стиле, с явно выраженным стремлением к простоте и ясности. Оркестровка прозрачна, даже аскетична: первая часть открывается мелодией скрипки, лишенной всякого аккомпанемента. Романтическая вторая часть напоминает волшебные балетные Adagio Прокофьева. Виртуозный финал отличается энергией и юмором: в коде соло скрипки сопровождают… контрабасы и большой барабан. В конце этой части Прокофьев ввел кастаньеты – вероятно, подумав о приближавшейся мадридской премьере.
Анна Булычева, mariinsky.ru
Прокофьев. Первый скрипичный концерт →
Записи
- Бостонский симфонический оркестр, дирижёр Ш. Мюнш, солист Я. Хейфец; дирижёр Э. Лейнсдорф, солист Н. Перльман
- Нью-Йоркский филармонический оркестр, дирижёр Д. Митропулос, солист 3. Франческатти; дирижёр Бургос, солист Н. Мильштейн; дирижёр Л. Бернстайн, солист И. Стерн
- Оркестр Национальной филармонии (США), дирижёр К. Кондрашин, солист Я. Хейфец; то же, солист Л. Коган
- Оркестр романской Швейцарии, дирижёр Э. Ансерме, солист Р. Риччи
- 1956 — ГСО, дирижёр К. П. Кондрашин, солист Л. Б. Коган, фирма «Мелодия» Д 3190-1
- 1958 — Лондонский филармонический оркестр под управлением Альчео Галльера, солист Давид Ойстрах
- 1966 — Лондонский симфонический оркестр под управлением Геннадия Рождественского, солист Г. Шеринг, фирма «Мелодия» Д 17535-6
Примечания
- ↑ , Комментарии. К письму 401, с. 546.
- , Глава шестая. Поездка на Родину. Последние годы за границей, с. 326.
- ↑ , Глава IX. Возвращение, с. 375.
- , Глава X. Темы новой жизни, с. 408.
- , 401. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 15 ноября 1935 года, Париж, с. 440.
- , 404. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 3 декабря 1935 года, Фес, с. 443.
- , Комментарии. К письму 409, с. 547.
- , Комментарии. К письму 415, с. 548.
- , 420. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 29 января 1938 года, с. 454.
- , Комментарии. К письму 420, с. 550.
- , Глава X. Темы новой жизни, с. 411.
- , Глава шестая. Поездка на Родину. Последние годы за границей, с. 328.
- . Государственный академический Мариинский театр. Дата обращения: 25 апреля 2017.
- . Каталог советских пластинок. Дата обращения: 26 апреля 2017.
- . Каталог советских пластинок. Дата обращения: 26 апреля 2017.
Премьера и исполнения
Памятная табличка в честь премьеры концерта на здании Монументального театра в Мадриде, установленная в 1992 году
Первое исполнение концерта планировалось провести в Париже осенью 1935 года, но оно было перенесено на февраль следующего года. Премьера состоялась в Монументальном театре в Мадриде 1 декабря 1935 года и была тепло встречена публикой, о чём С. С. Прокофьев писал Н. Я. Мясковскому: «Концерт вообще как будто удался. Внешний успех тоже был очень большой — музыка как-то сразу дошла».
Премьера концерта в Париже прошла 15 февраля 1936 года под управлением Шарля Мюнша, солист Робер Соэтан. На совместных гастролях Прокофьева и Соэтана концерт неоднократно исполнялся под управлением автора — 2 декабря 1936 года в радиоконцерте в Брюсселе и в январе 1938 года в Лондоне.
В СССР сочинение впервые было исполнено на авторском концерте композитора в 20 ноября 1937 года в Москве солистом Б. Фишманом под управлением автора, когда в программу также вошли Четвертая симфония и вторая сюита «Ромео и Джульетта». В США первым исполнителем концерта стал Яша Хейфец в 1937 году. Давид Ойстрах начал пропагандировать это сочинение Прокофьева с 1943 года.



























