Даниэль франсуа эспри обер

Премьера пятой симфонии алексея рыбникова в кзч | belcanto.ru

Премьера Пятой симфонии Алексея Рыбникова в КЗЧ

26.05.2005 в 14:49, количество просмотров:
1696

Симфонию как жанр пытались хоронить не раз. Однако композиторы, в том числе весьма известные, продолжают к нему обращаться. Другое дело, что премьеры новых симфоний крайне редко вызывают сколько-нибудь широкий интерес. В данном случае дело обстояло иначе.

Имя Алексея Рыбникова ассоциируется у большинства с такими произведениями, как «Юнона» и «Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», с музыкой к огромному количеству кинофильмов. Не столь широко известна «Литургия оглашенных» — интереснейшая опера, постановка которой в начале 90-х самим автором, имевшим тогда свой театр, стала большим художественным событием. Еще менее известно, что Рыбников — автор нескольких симфоний

Но вот перед нами его Пятая симфония «Воскрешение мертвых», мировая премьера которой в рамках фестиваля «Черешневый лес» изначально позиционировалась как одно из главных событий последнего и привлекла к себе широкое внимание. У Концертного зала имени П.И.Чайковского вовсю спрашивали лишние билеты

Организаторы фестиваля, очевидно, имея в виду двойственную жанровую природу произведения, дали этому проекту название «Оратория жизни» (в симфонии использованы тексты из Ветхого Завета и Апокалипсиса, исполняемые на четырех языках — иврите, латыни, греческом и русском). Можно ли и вправду говорить о симфонии применительно к произведению, в котором музыки для хора и солистов заметно больше, нежели собственно оркестровой? Впрочем, после Тринадцатой и Четырнадцатой симфоний Шостаковича вряд ли имеет смысл задаваться подобными схоластическими вопросами. И уж во всяком случае, сочинение Рыбникова оснований именоваться так имеет куда больше, нежели представленная нам полгода назад Симфония «Властелин колец» Говарда Шора. В отличие от безразмерного опуса Шора, симфония Рыбникова хотя бы до некоторой степени отвечает канонам жанра, ибо состоит из четырех частей и продолжается ровно час. Единственное их сходство состоит в том, что в обоих случаях в основу легла музыка, написанная прежде для фильма (в данном случае документального фильма Павла Чухрая «Дети из бездны», созданного в рамках проекта Фонда Стивена Спилберга «Выжившие в катастрофе»). Но если замысел Шора строился на вполне понятном стремлении использовать массовую популярность фильма, то здесь об этом не могло быть и речи, ибо кино документальное на таковую в принципе не рассчитано. Для Рыбникова саундтрек к фильму стал лишь первым шагом на пути к реализации давно зревшего замысла, возникшего вскоре после «Литургии оглашенных» и в определенной степени ее продолжающего.

Рыбников вообще продолжает в своей симфонии традиции духовной музыки крупных форм. В ней можно услышать отголоски баховских «Страстей», вердиевского «Реквиема», но вместе с тем и симфоний Густава Малера, собственно духовной музыки не писавшего. И очень трудно узнать композитора, работавшего в более популярных жанрах. Этой музыке явно не грозит участь разойтись на шлягеры, она требует хорошо подготовленной аудитории. И первоклассных исполнительских сил.

В этом отношении Алексею Рыбникову повезло не в пример больше, чем многим и многим его коллегам. Пятую симфонию исполнили Национальный филармонический оркестр России под управлением Теодора Курентзиса, хор Новосибирского оперного театра (ведущий хормейстер Вячеслав Подъельский) и хор «Древнерусский распев» п/у Анатолия Гринденко. Во многом именно благодаря таланту и мощной энергетике Курентзиса все они предстали как одно целое. Труднейшее сочинение было представлено на высочайшем уровне и слушалось на едином дыхании. Среди солистов особое впечатление производила Алиса Гицба.

Новая концепция Зала Чайковского допускает любые пространственные метаморфозы, что пришлось необычайно кстати в весьма густонаселенной симфонии Рыбникова. Расположение оркестра на специальном помосте в центре зала оказалось необычайно выигрышным для столь масштабного полотна, не просто улучшая звучание, но и усиливая воздействие на аудиторию.

Дмитрий Морозов

На фото: Алексей Рыбников

Аудиокниги автора

25 ч. 52 мин. 25 сек.
18+

4.5

5
(
2

голоса
)

Дана Арнаутова, Евгения Соловьева #3 Грани безумия. Том 2

14 ч. 31 мин. 19 сек.
18+

Оцените книгу

Дана Арнаутова #2 Подари мне пламя. Белая ворона

12 ч. 25 мин. 14 сек.
18+

3

5
(
3

голоса
)

Дана Арнаутова #1 Подари мне пламя

19 ч. 08 мин. 01 сек.
16+

Оцените книгу

Дана Арнаутова #3 Сердце морского короля

14 ч. 07 мин. 04 сек.
16+

Оцените книгу

Дана Арнаутова #2 Избранная морского принца

25 ч. 23 мин. 17 сек.
18+

2.7

5
(
3

голоса
)

Дана Арнаутова, Евгения Соловьева #3 Грани безумия. Том 1

12 ч. 25 мин. 22 сек.
18+

Оцените книгу

Дана Арнаутова #1 Страж морского принца

8 ч. 40 мин. 09 сек.
16+

5

5
(
2

голоса
)

Александр Михайлович Дружинин, Александр Райн, Анастасия Абросимова, Анна Пейчева, Анна Якунина, Глеб Леонидович Кащеев, Дана Арнаутова, Джон Раттлер, Катерина Ромм, Саша У Городские легенды

11 ч. 59 мин. 22 сек.
16+

Оцените книгу

Дана Арнаутова, Евгения Соловьева #1 Двойная звезда. Том 1

15 ч. 41 мин. 04 сек.
16+

Оцените книгу

Дана Арнаутова, Евгения Соловьева #1 Двойная звезда. Том 2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: