Жизнь
Шарль Гуно, сын художника Франсуа-Луи Гуно (1758–1823) и пианистки Виктуар, урожденной Лемашуа, в раннем возрасте получал уроки музыки от своей матери. После посещения лицея Сен-Луи в Париже до 1835 года он сначала учился частным образом у Антона Райхи , богемского композитора, а с 1836 года в Парижской консерватории у Жака Фроменталя Галеви , Жана-Франсуа Лесуэра и Фердинандо Паера . В 1839 году он получил Римскую премию за свою кантату « Фернан» и отправился в Италию, чтобы познакомиться с музыкой старых мастеров, особенно Палестрины . В 1842 году он уехал из Рима в Вену и вернулся в Париж в 1843 году через Берлин и Лейпциг, где встретил Феликса Мендельсона Бартольди и его сестру Фанни Хенсель .
По возвращении Гуно стал дирижером, хормейстером и органистом в церкви Этранжерских миссий в Париже. В то время он действительно хотел стать священником, поэтому с 1846 по 1848 год он изучал богословие в Сен-Сюльпис . Реквием, который он начал писать в том году, так и остался незаконченным, потому что тем временем он отказался от приказа. Еще одна причина, по которой он не дал клятвы, заключалась в том, что его больше тянуло к музыке. После 1848 года он больше обратился к оперной композиции. При поддержке певицы Полины Виардо он получил либретто оперы « Сапфо» от Эмиля Ожье , исполнение которой, однако, не имело успеха ни в Париже, ни в Ковент-Гардене в Лондоне в 1851 году . В 1852 году он женился на Анне Циммерманн (1829–1907), дочери преподавателя фортепиано консерватории. С 1852 по 1860 год Гуно был директором Orphéon de la Ville de Paris, крупнейшего мужского хора в городе. В 1854 году он закончил оперу La nunne sanglante , но и в этом не добился успеха. В 1858 году он сочинил Ле Медичен malgré lui по одноименной комедии Мольера, также без особого успеха. Только его опера « Фауст» 1859 года принесла ему прорыв как уважаемого композитора и до сих пор считается его шедевром. Премьера состоялась 19 марта 1859 года в Театре Лирик в Париже. (В Германии эту оперу часто ставят под названием « Маргарет» , чтобы подчеркнуть отличие Гете от « Фауста» .) Гуно стал одним из самых уважаемых представителей типично французской лирической оперы , хотя большинство из его двенадцати опер больше не входят в программу. Cегодня. Годом позже состоялась премьера его оперы « Филемон и божья» ; год спустя он выпустил La Colombe . От великого князя Людвига III. В 1861 году он получил «Золотую медаль за заслуги перед наукой, искусством, промышленностью и сельским хозяйством» Гессена за выдающуюся работу. Это побудило его не допустить разрыва цепи успеха. В 1862 году он завершил оперу «Рейн де Саба», а в 1864 году состоялась премьера его весьма удачного произведения « Мирей» . Затем он завершил этот творческий период оперой « Ромео и Джульетта» (первое исполнение состоялось 27 апреля 1867 года в Театре Лирик в Париже).
Из-за франко-прусской войны 1870/71 года он жил в Лондоне с 1870 по 1874 год, где основал Хор Гуно , который позже стал Королевским хоровым обществом . Многочисленные оратории и хоровые произведения являются выражением его работы как хорового дирижера и композитора. В преклонном возрасте глубоко религиозный Гуно снова обратился к церковной музыке. Его оратории сделали его богатым человеком, но их лирический стиль, граничащий с сентиментальным, быстро позволил о них снова забыть. Его Méditation сюр — ле 1er прелюдия де Баха хорошо известно , мелодия , что он писал для скрипки и фортепиано в 1852 году для прелюдии мажор из первой части Хорошо темперированного клавира по Иоганна Себастьяна Баха и в 1859 году с текстом Ave Maria . Это Ave Maria фон Бах / Гуно является одним из самых популярных произведений классической музыки по всему миру.
В более поздних операх Cinq Mars (1877), Polyeucte (1878) и Le tribut de Zamora (1881) ему не удалось развить успешные годы до франко-германской войны.
Шарль-Франсуа Гуно умер в Сен-Клу под Парижем в 1893 году, когда работал над реквиемом.
Работы (подборка)
Оперы
-
Сафо (1851)
O ma lyre immortelle (Sapho) в исполнении Эрнестины Шуман-Хейнк (запись 1909 г.)
- La nun sanglante (1854).
- Лекарь поневоле (нежелающие врачи) , на основекомедиис таким же названием по Мольеру (1858)
- Фауст (Маргарет) (1859)
- Philémon et Baucis (Филимон и Бавкида) (1860)
- Коломб (1860)
- La Rein de Saba (Царица Савская) (1862)
- Мирей (1864)
- Ромео и Джульетта (Ромео и Джульетта) (1867)
- Чинк Марс (1877)
- Polyeucte (1878, после того, как Корнель трагедии «сек того же имени 1642, на основании мученической отчета о Санкт — Полиевкт )
- Le tribut de Zamora (Дань Заморы) (1881)
Музыкальное сопровождение
- Улисс (1852)
- Le bourgeois gentilhomme (Гражданин как дворянин) (1852)
- Les deux reines (1872)
- Жанна д’Арк (1873)
- Священные драмы (1893)
Оратории и кантаты
- Тоби . Маленькая оратория (1854)
- Храм гармонии . Кантата (1862)
- A la frontière . Кантата (1870)
- Галлия: плач . Мотет (1871)
- Жезю-сюр-ле-Лак-де-Тибериад . Сценная библиотека (1874 г.)
- La Rédemption . Духовная трилогия ( Бирмингемский триеннале музыки , 1882 г.)
- Mors et vita . Духовная трилогия (1885, Бирмингемский трехлетний музыкальный фестиваль)
соответствовать
- Месса брев до мажор (1845) (Месса № 5 aux séminaires / № 7 aux chapelles)
- Mass brève et salut до минор op.1 (1846)
- Месса до минор (Mass No. 1 aux Orphéonistes) (1853)
- Mass solennelle de Ste-Cécile соль мажор (Сесилия Масс ) (1855)
- Mass brève № 6 aux cathédrales (Месса № 2 «Aux sociétés chorales» соль мажор, 1862)
- Mass brève pour les morts фа мажор (Реквием) (1872–1873)
- Missa angeli custodes до мажор (1873)
- Месса Sacré-Coeur de Jésus до мажор (1877)
- Месса соленнель № 3 «Пакеты ми-бемоль мажор» (1883)
- Месса на память о Жанне д’Арк фа мажор (1887)
- Месса № 4 по интонации католической литургии соль минор (1888)
- Messe de St-Jean, d’après le chant grégorien (1888)
- Mass dite de Clovis, d’après de chant grégorien до мажор (1891)
- Реквием до мажор (1891)
Оркестровые произведения
- Симфония No 1 ре мажор (1855)
- Симфония No. 2 ми-бемоль мажор (1855)
- Похоронный марш для марионетки ре минор (1873)
- Свадебный марш No. 2 ля мажор (1882)
- Фантазия на тему русского национального гимна (1885)
- Le rendez-vous . Сюита вальса ре мажор (1847?)
- Симфония № 3 до мажор (фрагмент)
Камерная музыка
- Свадебный марш № 1 до мажор для 3-х тромбонов и органа (1882)
- Маленькая симфония для духовых инструментов (1885)
- Струнный квартет No 3 ля минор (1890)
Прочие работы
Многочисленные другие хоровые произведения, фортепианные, фортепианные и другие инструментальные произведения.
Гуно также сочинил сегодняшний гимн Ватикана, см. Inno e Marcia Pontificale .
Широкой публике также известна тематическая мелодия американского телесериала « Альфред Хичкок представляет» , в которой цитируется основная тема из «Похоронного марша марионетки» Гуно «Похоронный марш марионетки».
Gounod’s guitar
During the spring of 1862, Gounod was taking a holiday in northern Italy, and on the evening of April 24 wandered alone by the picturesque shores of lake Nemi. He was attracted by the sound of far-off music floating on the stilly air, and, looking in the direction from whence it proceeded, saw an Italian peasant passing, singing his native melodies to the accompaniment of his guitar. Gounod’s attention was immediately arrested, and so enchanted was he by the musical performance, that for some distance he unconsciously followed the singer, and then at length ventured to speak to him. Said the composer of the immortal Faust to an intimate friend: «I was so enraptured that I regretted I could not purchase the musician and his instrument complete; but this being an impossibility, I did the next best thing—I bought his guitar and resolved to play it as perfectly as he did.» So great an impression did this incident make on Gounod, that upon returning to his hotel he immediately inscribed in ink on this guitar, «Nemi, 24 Aprile, 1862,» in memory of the happy occasion. This inscription, written there by the master, may be seen placed on the unvarnished table just beneath the bridge.
Примечания и ссылки
- В настоящее время Hauts-de-Seine .
- Выписка из книги актов гражданского состояния 11- го округа Парижа (1818 г.): «тысяча восемьсот восемнадцатый год, восемнадцатый день июня, три часа дня. Перед нами, Антуан-Мари Fieffé, заместитель мэра одиннадцатого округа, действующего в качестве регистратора актов гражданского состояния, появился Франсуа-Луи Гуно, художник в возрасте шестидесяти, жил в Париже, место Сент — -André-де-Arts, п о 11, район Медицинской школы, которая подарила нам ребенка мужского пола, родившегося вчера в четыре часа утра, вышеупомянутые остатки его заявлений и Виктуар Лемашуа, его жены, вышли замуж в Руане (Сен-Инферьер) около двенадцати лет назад, которому в детстве он заявил, что хочет дать имя Шарль-Франсуа. Указанное заявление и представление, сделанные в присутствии Николаса Флери, софитера, пятидесятилетнего, живущего в том же доме, первого свидетеля, и Мишеля Вайценеггера, портного, сорока шести лет, оставшихся вышеупомянутых останков, второго свидетеля. И пусть отец и свидетели подписывают с нами это свидетельство о рождении после прочтения. Подпись: Гуно, Флери, Вайценеггер, Фиффе. Реестр исчез во время но он цитируется в Гуно (1818-1893), его жизни и его работах, согласно неопубликованным документам, стр. 43.
- История Парижской панели воздает ему, на пересечении с улицей сахарным .
- Согласно Ж. Ленотру, Ле Тюильри, стр. 69, Франсуа-Луи Гуно был сыном королевского меблировщика, проживавшего в Тюильри.
- Коллекции Музея романтической жизни ).
- .
- Пол Скудо, « Музыкальное обозрение: Царица Савская », Обзор двух миров ,15 марта 1862 г., стр. 506 и последующие.
- Камилла Белэг, « Шарль Гуно », Revue des deux mondes ,1895 г., стр. 795 ( читать онлайн )
- .
- ↑ и Илер, Валье Жизнь в сердце XIX — го века французский, христианской семьи, 16 июня 2018 года, стр. 41 год
- .
- .
- Комедия № 18; цитируется по Стивену Хюбнеру: «Опера Гуно», стр.92.
- Ксавье Модандр, L’Europe des hymnes в их историческом и музыкальном контексте, Париж, Мардага,1996 г.
- Директор школы-интерната Пасси с 1855 по 1883 год.
Biography
Gounod was born in Paris, the son of a pianist mother and an artist father. His mother was his first piano teacher. Under her tutelage, Gounod first showed his musical talents. He entered the Paris Conservatoire, where he studied under Fromental Halévy and Pierre Zimmermann (he later married Anne, Zimmermann’s daughter). In 1839, he won the Prix de Rome for his cantata Fernand. He was following his father: François-Louis Gounod (d. 1823) had won the second Prix de Rome in painting in 1783. During his stay of four years in Italy, Gounod studied the music of Palestrina and other sacred works of the sixteenth century; these he never ceased to cherish. Around 1846-47 he gave serious consideration to joining the priesthood, but he changed his mind before actually taking holy orders, and went back to composition. During that period, he was attached to the Church of Foreign Missions in Paris.
In 1854, Gounod completed a Messe Solennelle, also known as the St. Cecilia Mass. This work was first performed in its entirety in the church of St. Eustache in Paris on Saint Cecilia’s Day, 22 November 1855; from this rendition dates Gounod’s fame as a noteworthy composer.
During 1855 Gounod wrote two symphonies. His Symphony No. 1 in D major was the inspiration for the Symphony in C, composed later that year by Georges Bizet, who was then Gounod’s 17-year-old student. In the CD era a few recordings of these pieces have emerged: by Michel Plasson conducting the Orchestre national du Capitole de Toulouse, and by Sir Neville Marriner with the Academy of St. Martin in the Fields.
Fanny Mendelssohn, sister of Felix Mendelssohn, introduced the keyboard music of Johann Sebastian Bach to Gounod, who came to revere Bach. For him, The Well-Tempered Clavier was «the law to pianoforte study…the unquestioned textbook of musical composition». It inspired Gounod to devise a melody and superimpose it on the C major Prelude (BWV 846) from the collection’s first book. To this melody, in 1859 (after the deaths of both Mendelssohn siblings), Gounod fitted the words of the Ave Maria, resulting in a setting that became world-famous.
Gounod wrote his first opera, Sapho, in 1851, at the urging of a friend of his, the singer Pauline Viardot; it was a commercial failure. He had no great theatrical success until Faust (1859), derived from Goethe. This remains the composition for which he is best known; and although it took a while to achieve popularity, it became one of the most frequently staged operas of all time, with no fewer than 2,000 performances of the work having occurred by 1975 at the Paris Opéra alone. The romantic and melodious Roméo et Juliette (based on the Shakespeare play Romeo and Juliet), premiered in 1867, is revived now and then but has never come close to matching Faust ’s popular following. Mireille, first performed in 1864, has been admired by connoisseurs rather than by the general public. The other Gounod operas have fallen into oblivion.
From 1870 to 1874 Gounod lived in England, at 17 Morden Road, Blackheath. A blue plaque has been put up on the house to show where he lived. He became the first conductor of what is now the Royal Choral Society. Much of his music from this time is vocal, although he also composed the Funeral March of a Marionette in 1872. (This received a new lease of life in 1955 when it was first used as the theme for the television series Alfred Hitchcock Presents.) He became entangled with the amateur English singer Georgina Weldon, a relationship (platonic, it seems) which ended in great acrimony and embittered litigation. Gounod had lodged with Weldon and her husband in London’s Tavistock House.
He performed publicly many times with Ferdinando de Cristofaro, a mandolin virtuoso living in Paris. Gounod was said to take pleasure in accompanying Cristofaro’s mandolin compositions with piano.
Later in his life, Gounod returned to his early religious impulses, writing much sacred music. His Pontifical Anthem (Marche Pontificale, 1869) eventually (1949) became the official national anthem of Vatican City. He expressed a desire to compose his Messe à la mémoire de Jeanne d’Arc (1887) while kneeling on the stone on which Joan of Arc knelt at the coronation of Charles VII of France. A devout Catholic, he had on his piano a music-rack in which was carved an image of the face of Jesus.
He was made a Grand Officer of the Légion d’honneur in July 1888. In 1893, shortly after he had put the finishing touches to a requiem written for his grandson, he died of a stroke in Saint-Cloud, France.
Биография
17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки, пианистки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра.
В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию, чему предшествует изучение гармонии и контрапункта у Антонина Рейха. Здесь он учился у Фроманталя Галеви, Жан-Франсуа Лесюёра и Фердинандо Паэра, передавших ему отточенную композиторскую технику
И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трёхголосный «Agnus Dei».
В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины.
По возвращении в Париж, в —1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В —1848 годах Гуно посещает курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Одно время живёт в кармелитском монастыре и носит сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.
Он обращается к опере, так как считает, что только театр даёт возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы — «Сафо» — состоялась в 1851 году. Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха.
В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий.
Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. В 1857 году Гуно был на грани серьёзного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.
В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали её новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причём первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошёл пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.
В 1859 году Гуно написал мотет Ave Maria, основой для которого послужила 1-я прелюдия до-мажор из сборника ХТК И.С. Баха. Мотет, когда был окончательно оформлен в завершенное произведение для сопрано, оркестра, органа и клавира, имел невероятный успех. И остаётся популярнейшим музыкальным сочинением Ave Maria Баха-Гуно.
В начале 1860-х годов Гуно сочинил две комические оперы — «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую» (1862) и «Мириэль»(1864).
Последнее значительное художественное достижение Гуно — опера «Ромео и Джульетта». Её премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом — в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей.
Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», год), он отошёл от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений — две оратории: «Искупление» (), «Смерть и жизнь» (). В это время Гуно занимается литературно-критической деятельностью.
Последние годы жизни Гуно провёл в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.
Шарль Гуно умер 18 октября 1893 года в Сен-Клу. Похоронен на парижском кладбище Отой.
Приложения
Библиография
- Жерар Конде, Шарль Гуно , биография и полный каталог, Файяр, 2009 г.
- Joel-Мари Fauquet (направление) ( прив. Joel-Мари Fauquet) Музыкальный словарь во Франции в XIX — го века , Париж, Fayard ,2003 г., 1405 с. ( ISBN 2-213-59316-7 ) , стр. 523.
- Ив Брюлей , Шарль Гуно , Париж, редактор Bleu nuit, колл. «Горизонты»,2015 г., 176 с. ( ISBN 978-2-35884-044-6 ).
Inno e Marcia Pontificale , сочиненная Шарлем Гуно, которая в 1949 году заменила Gran Marcia Trionfale в качестве государственного гимна Ватикана .
Внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы, связанные с музыкой :
- Ресурсы изобразительного искусства :
- Ресурсы, связанные с шоу :
- Аудиовизуальные ресурсы :
- (ru) База данных фильмов в Интернете
- Ресурсы исследования
Выученная Франция
:
- (де) в онлайн-каталоге Немецкой национальной библиотеки (DNB) .
Ноты
- Бесплатные ноты Шарля Гуно в рамках Международного проекта музыкальной библиотеки.
- Бесплатные ноты Шарля Гуно в хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Шесть прелюдий и фуг для фортепиано (+ Гавот для фортепиано + 15 подготовительных этюдов к Баху Алексиса Шове), изд. Жан-Филипп Наварр , мюзикл Les Presses du Collège, 2016 (ISMN 979-0-707101-01-8).
Оперы Шарля Гуно |
|
---|---|
Сафо (1851) • Кровавая монахиня (1854) • Доктор вопреки самому себе (1858) • Фауст (1859) • Филимон и Бавкида (1860) • Ла Коломба (1860) • Царица Савская (1862) • Мирей (1864) • Ромео и Джульетта (1867) • Синк-Марс (1877) • Полиевк (1878) • Трибьют де Самора (1881) • Мэтр Пьер (en) (1878, завершено Камилем Сен-Сансом в 1904 году) |