Круг жанров
Рихард Штраус писал музыку во всех жанрах, кроме духовных. Творческая удача сопутствовала ему в опере (15) и балете (2), симфонической музыке (14 сочинений, в том числе 7 симфонических поэм и 4 симфонии, включая ранние) и произведениях для голоса (около 150 песен и романсов, преимущественно на стихи немецких поэтов XIX века, хоровые сочинения). Есть у него музыка к драматическим спектаклям, камерные ансамбли и несколько инструментальных концертов.
По всеобщему признанию, наивысшие достижения Штрауса связаны с оперой и программной симфонической поэмой. Оперный жанр наиболее полно отразил его творческую эволюцию. Прочно усвоив сложившиеся оперные традиции (прежде всего Вагнера), Р. Штраус создал оригинальные образцы как трагедийной («Саломея, Электра»), так и комической оперы («Кавалер розы», Арабелла», «Молчаливая женщина», «Интермеццо»). Оперы «Ариадна на Наксосе», «Елена Египетская», «Дафна», «Любовь Данаи», возникшие под впечатлением поездки в Грецию, посвящены образам античности.
Замечательного партнера и единомышленника во взглядах на оперу Штраус нашел в лице своего либреттиста Гуго фон Гофмансталя (1874-1929). Талантливый австрийский драматург, автор ряда известнейших в свое время пьес (в том числе и «Электры»), Гофмансталь был человеком разносторонне одаренным: юрист и ученый-филолог, поэт и военный, искусствовед и дипломат. Сам Штраус неоднократно провозглашал его гениальным поэтом.
Смерть
Рихард Штраус прожил долгую жизнь. Смерть застала его на 86-м году. Композитор был слаб и дряхл. Его организм сильно износился из-за усердной работы. Часто давали знать о себе слабость и больное сердце. Иногда Штраус даже терял ясность сознания. Причина смерти композитора оказалась естественной в силу его возраста. 8 сентября 1949 года он скончался.Могила Рихарда Штрауса
Музыку композитора Рихарда Штрауса во всем мире считают образцом позднего немецкого романтизма. Его называют оркестровым гением, его симфонические поэмы и оперы пережили столетия. В ноябре 1933 года Геббельс назначил аполитичного композитора президентом Немецкой музыкальной палаты. И Штраусу пришлось принять это назначение, ведь его невестка была еврейкой, и он стремился таким образом защитить ее, своего сына и внуков…
https://youtube.com/watch?v=Mslia9mGHDo
Детство и юность
Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Отец Рихарда был выходцем из простолюдинов, сумевшим добиться признания и положения благодаря таланту валторниста. Он стал первым учителем сына. Мать мальчика была дочерью богатого пивовара и также располагала хорошим образованием и склонностью к музыке. В ее роду были оперные артисты.Рихард Штраус в детстве
В 4 года Рихард начал занятия на фортепиано, а к 6 знал нотную грамоту. К этому периоду относятся первые авторские произведения. Штраус-младший обожал музыку, учился ей с удовольствием и с таким же наслаждением занимался творчеством. Методики, которые передавал отец, казались юноше устаревшими, и он занимался поиском новых веяний.
На репетициях придворного оркестра Штраус-младший изучал теорию музыки и оркестровки благодаря протекции отца. Кроме того, он занимался дома и изучил гимназический курс. Затем в Мюнхенском университете будущий композитор знакомился с историей искусства и философией.
Дирижер Фридрих Майер давал Штраусу уроки гармонии и объяснял анализ форм. Участвуя в любительском оркестре, Рихард пробовал знания на практике и создавал первые композиторские эксперименты. Его талант был столь очевиден, что поступать в консерваторию не было необходимости.
Symphony music
Композитор
Рихард Штраус
Жанр
симфонические
Страна
Германия
Основные жанры творчества Рихарда Штрауса — симфоническая поэма и опера.
Одночастные поэмы Штрауса, отличающиеся блестящей оркестровкой, нередко с монотематическим развитием, применением лейтмотивов и трансформацией тем, представляют собой развитие этого жанра, введённого Ф. Листом. Характерные для поэм портретность, конкретность образов, театральность и свободное применение изобразительных приёмов во многом идут от традиций Г. Берлиоза.
В основе ряда симфонических поэм Штрауса лежат образы мировой литературы. Первая из них — поэма «Макбет» по У. Шекспиру (1-я редакция, 1887) отличается суровым, мрачным колоритом.
Широко известна поэма «Дон Жуан» по Н. Ленау (1889), ведущая идея которой — непостоянство как следствие стремления к идеалу. Образы её ярки и красочны, музыкальное развитие захватывает стремительностью.
В поэме «Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля» (1896) композитор взял за основу немецкий вариант легенды (отсутствует тема освободительной борьбы Нидерландов с Испанией). Это самое популярное оркестровое произведение Штрауса; композитор передаёт приключения героя в развитии двух тем, непрестанно меняющих характер.
Поэму «Дон Кихот» по М. Сервантесу (1897) композитор назвал «фантастическими вариациями на тему рыцарского характера». Сочинение завершается грустной насмешкой над человеческой восторженностью.
Образы и идеи обобщающего значения композитор черпал также и в некоторых философских учениях. Поэма «Смерть и просветление» (1889) посвящена вечной проблеме жизни и смерти и связана с философией А. Шопенгауэра; «Так говорил Заратустра» по Ф. Ницше (1896) представляет собой попытку передать средствами музыки некоторые аспекты одноименного философского сочинения. В этом произведении композитор обратился к сложной системе лейтмотивов, использовал оркестр увеличенного состава и орган.
Поэма «Жизнь героя» (1898) имеет автобиографический характер, о чём свидетельствует введение тем из других сочинений композитора.
Автобиографическая тема разработана также в одночастной «Домашней симфонии» (1903), где героический характер мужчины и капризный чарующий женский образ дополнены портретом ребёнка (тембр гобоя д’амур), законченная в 1915 «Альпийская симфония» по существу тоже является программной симфонической поэмой. Она продолжает линию 6-й, «Пасторальной», симфонии Бетховена и с блеском передаёт красоту зримого мира.
Последнее симфоническое произведение Рихарда Штрауса — этюд для 23 струнных солирующих инструментов «Метаморфозы» (1945) — может быть названо траурной одой, элегической поэмой; в музыке его развивается мотив из темы траурного марша 3-й, «Героической», симфонии Бетховена.
О. Т. Леонтьева
Сочинения для оркестра:
симфонии —
d-moll, 1880
f-moll, 1884Домашняя симфония (Sinfonia domestica, 1903)Альпийская симфония, для большого оркестра и органа (1915; нов. ред. без органа, 1934)
симфонические поэмы —
Макбет (по У. Шекспиру, 1887; 2-я ред. 1890)Дон Жуан (по Н. Ленау, 1889; обр. для балета Ф. Аштона, пост. 1948)
Смерть и просветление (1889)Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля (1896; обр. для балета В. Ф. Нижинского, пост. 1916)
Так говорил Заратустра (1896)Дон Кихот (фантастические вариации, 1897)Жизнь героя (1898)
симфоническая фантазия «Из Италии» (1887)
Торжественная музыка для большого оркестра (1892)
Торжественная прелюдия (для большого оркестра и органа, к открытию венского Концертхауза, 1913)
Японская торжественная музыка (1940)
Легенда об Иосифе (симфонический фрагмент для оркестра, 1947)
сюиты —
Мещанин во дворянстве (1918; ред. в виде одноактного балета, пост. 1944)
Танцевальная сюита из фортепианных пьес Куперена (1923; нов. ред. 1941; то же в виде балета под назв. «Отзвучавшие празднества»)
Сбитые сливки (1932)
Кавалер розы (1945)
Метаморфозы (этюд Adagio, для 23 струнных солирующих инструментов, 1945)
Концертная увертюра (1883) и другие
Личная жизнь
Свою любовь Рихард Штраус встретил в 1887 году, выступая дирижером оперы «Гензаль и Гретель». В постановке была занята артистка Паулина Мария де Ана, в которую без памяти влюбился композитор. Выступая ее покровителем, он предложил артистке партию в опере «Гунтрам».Рихард Штраус и Паулина Мария де Ана
Паулина обладала непростым характером. Несмотря на это, в 1894 году состоялась ее свадьба с Рихардом Штраусом. Брак сопровождали скандалы, провоцируемые женой. Штраус был счастлив в личной жизни и стойко переносил ее невзгоды. После ссор с супругой его часто посещало вдохновение, поэтому он считал Паулину музой. Для нее автор написал несколько песен, которые вознесли исполнительницу на пьедестал славы. Но это не уменьшало склонности Паулины ревновать мужа и устраивать сцены.Рихард Штраус и Паулина Мария де Ан
Несмотря на непростые отношения, у пары были дети. В 1896 году родился наследник композитора Франц Штраус. Его появлению на свет посвящена «Домашняя симфония».Рихард Штраус с женой и сыном
Но любимый сын не снизил градус вспыльчивости Паулины. Она открыто нелестно отзывалась о муже, критиковала его на публике, демонстрировала непутевый характер в обществе и дерзила влиятельным особам. Штраус души в ней не чаял, хотя и стал жертвой вспыльчивости.Рихард Штраус с родителями и сыном
Однажды получив записку о якобы начавшихся отношениях мужа на стороне, певица развелась с ним. После этого Штраус ни с кем не жил, так как всю жизнь любил одну женщину и продолжал посвящать ей свои произведения. Рихард Штраус с женой и сыном