Оперетта оффенбаха «орфей в аду»

Оперетта оффенбаха «прекрасная елена»

Литература

  • Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты. — Л.: Искусство, 1975. — 136 с.
  • Кракауэр З. Жак Оффенбах и Париж его времени. — М.: Аграф, 2000. — 416 с. — ISBN 5-7784-0095-0
  • Соллертинский И. И. Оффенбах. — М.: Гос. музык. изд-во, 1962. — (Библиотечка любителя музыки).
  • Трауберг Л. З. Жак Оффенбах и другие. — М.: Искусство, 1987.
  • Янковский M. О. Оперетта.. — Л.-М.: Искусство, 1937.
  • Ярон Г. М. О любимом жанре. — М.: Искусство, 1960.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ОФФЕНБАХ Жак в ЭЕЭ
ar:جاك أوفنباخ
ast:Jacques Offenbach
bar:Jacques Offenbach
be:Жак Афенбах
bg:Жак Офенбах
bs:Jacques Offenbach
ca:Jacques Offenbach
ceb:Jacques Offenbach
cs:Jacques Offenbach
cy:Jacques Offenbach
da:Jacques Offenbach
el:Ζακ Όφενμπαχ
eo:Jacques Offenbach
et:Jacques Offenbach
fa:ژاک افنباخ
fi:Jacques Offenbach
fur:Jacques Offenbach
fy:Jacques Offenbach
gl:Jacques Offenbach
gv:Jacques Offenbach
hr:Jacques Offenbach
hu:Jacques Offenbach
hy:Ժակ Օֆենբախ
ia:Jacques Offenbach
id:Jacques Offenbach
io:Jacques Offenbach
is:Jacques Offenbach
ja:ジャック・オッフェンバック
jv:Jacques Offenbach
ka:ჟაკ ოფენბახი
ko:자크 오펜바흐
ku:Jacques Offenbach
la:Iacobus Offenbach
lb:Jacques Offenbach
li:Jacques Offenbach
lt:Jacques Offenbach
lv:Žaks Ofenbahs
nl:Jacques Offenbach
no:Jacques Offenbach
oc:Jacques Offenbach
pag:Jacques Offenbach
pl:Jacques Offenbach
pms:Jacques Offenbach
pt:Jacques Offenbach
qu:Jacques Offenbach
ro:Jacques Offenbach
scn:Jacques Offenbach
sh:Jacques Offenbach
sk:Jacques Offenbach
sl:Jacques Offenbach
sr:Жак Офенбах
sv:Jacques Offenbach
sw:Jacques Offenbach
th:ฌัก ออแฟนบัก
tr:Jacques Offenbach
tt:Жак Оффенбах
vi:Jacques Offenbach
vls:Jacques Offenbach
vo:Jacques Offenbach
zh:雅克·奥芬巴赫
zh-min-nan:Jacques Offenbach

***

Возможность выбора почти всегда кажется скрытой угрозой для любителей всего традиционного. Для современной театральной индустрии самая страшная личина «Гофмана» — это зеркало. В зеркале отражается удивленный зритель и огромное количество мраморных памятников за его спиной, с надписями «Парсифаль», «Отелло», «Пиковая дама» и прочими репертуарными названиями. С первого взгляда и не понять, что это — музей или кладбище?

«Сказки Гофмана» чудесным образом обращают время вспять. Сначала миру является плод коллективного творчества нескольких театров, очень сильно отличающийся от первоначальной идеи, но, несомненно, практичный и сценичный. И только после того как на несообразности уже вполне традиционной версии укажет именно режиссер, а не музыканты, на свет появится реконструкция авторских планов. Внезапная смерть Оффенбаха даст его последней опере волю к игре и поиску. Волю к жизни.

«Гофман» предлагает законную оперную свободу не из-под полы, а вполне открыто. E aperto a tutti quanti.

Поджанры

Сценические произведения Оффенбаха (за исключением двух опера Die Rheinnixen и Сказки Гофмана ) в англоязычных источниках часто называют опереттами, хотя только 16 из них были обозначены как операторы композитора. Оффенбах вызвал еще 8 Opérette Bouffe, и есть сингл «opérette fantastique». Всего 24 комические оперы, и 24 оперы буфф вместе с 2 ‘opéras bouffes féeries ‘.

Другие второстепенные поджанры включают Опера Буффон (5), музыкальный буффоннери (3), Saynète (2) pièce d’occasion (2) и ревю (2). Оффенбах придумал названия для некоторых отдельных произведений: «Музыкальная антропофагия», «Музыкальная шинуазри», «Комедия ариетт», «Эльзасская беседа», «Легенды бретон» и «Наполитанские песни». Также есть по одному из следующих; ‘fantasie musicale’, ‘Опера Феери ‘,’ tableau villageois ‘и’ valse ‘.

Что такое оперетта

Само слово «оперетта» с итальянского — уменьшительное от «опера». Она представляет собой музыкально-театральный жанр, соединяющий слово, музыку, сценическое действие и хореографию. Похожие черты присущи и предшественникам оперетты: ранним комическим операм, немецким зингшпилям, испанским сарсуэлам, итальянской комедии масок и даже ярмарочному театру.

Тематика оперетты в целом легче, чем у оперы. Чаще всего это комические, даже фарсовые сюжеты, местами сатирические, что называется, на злобу дня. Конечно, здесь много романтики, и как правило в конце зрителей ждет «хэппи энд». В центре внимания тенор и сопрано (хотя вместо тенора часто поет баритон), как главная любовная пара. Обычно есть и второстепенная пара, комичная, для контраста с главной. Вокруг этих двух пар, а также остальных второстепенных персонажей и будет развиваться история.

В оперетте есть хоры, под номера которых на сцене танцует кордебалет. Кроме того, часть либретто здесь не поется. Прежде чем переходить от одного музыкального номера к другому, певцам даны разговорные диалоги, которые продвигают сюжет вперёд. Иногда их сопровождают тихие мелодии, словно фон. Сольные номера — это легко запоминающиеся песни или арии. Не менее важны и любовные дуэты обеих пар, а также трио, квартеты и другие ансамблевые номера.

Оперетта на французском языке

Происхождение

Оперетта была впервые создана в Париже, Франция, в середине 19 века, чтобы удовлетворить потребность в коротких легких произведениях в отличие от полнометражных развлечений все более серьезных. комическая опера. К этому времени «комическая» часть названия жанра стала вводить в заблуждение: Жорж Бизе с Кармен (1875 г.) является примером комическая опера с трагическим сюжетом. Определение «комик» означало нечто более близкое к «гуманистическому», предназначенное для изображения «реальной жизни» более реалистичным образом, представляя трагедию и комедию рядом друг с другом, как Шекспир сделал столетия назад. С этим новым смыслом комическая опера доминировал на французской оперной сцене после упадка Tragédie Lyrique. Истоки французской оперетты начались, когда комические актеры исполняли танцы и песни перед толпами людей на ярмарках на сценах под открытым небом. В начале XVIII века эти артисты стали исполнять шуточные пародии на известные оперы. Эти постановки сформировали оперетту как жанр казуальной музыки, возникший из комическая опера возвращаясь к более простой форме музыки. Многие ученые спорили о том, какого композитора следует считать изобретателем оперетты; Жак Оффенбах или же Эрве. Делается вывод, что Эрве завершил фундамент, а Оффенбах усовершенствовал и развил эту форму искусства до концепции оперетты, какой мы ее знаем сегодня. Поэтому «Оффенбаха считают отцом французской оперетты, как и Эрве».

Известные композиторы

Афиша возрождения Orphée aux enfers

Эрве был певцом, композитором, либреттистом, дирижером и художником-постановщиком. В 1842 году он написал одно действие. Opérette, L’Ours et le pachaна основе популярных водевиль к Эжен Скриб и X. B. Saintine. В 1848 году Эрве впервые появился на парижской сцене. Дон Кихот и Санчо Панса (после Сервантес ), который можно считать отправной точкой новой традиции французского музыкального театра. Самые известные работы Эрве — это Гуно пародия Le petit Faust (1869) и Мам’зель Нитуш (1883).

Жак Оффенбах несет наибольшую ответственность за развитие и популяризацию оперетты, которую также называют оперы буфф или же оперетты— придавая ему огромную популярность в Вторая Империя и потом. В 1849 году Оффенбах получил разрешение на открытие Театра парижских буфетов, театральной труппы, предлагавшей программы из двух или трех сатирических одноактных скетчей. Компания была настолько успешной, что позволила растянуть эти скетчи на вечер. Однако постановки Оффенбаха были ограничены префектурой Парижа, которая указала тип разрешенного представления: «пантомимы с участием не более пяти исполнителей, одноактные комические музыкальные диалоги для двух-трех актеров и танцевальные номера, не более более пяти танцоров; хоры были строго запрещены ». Эти правила определили то, что стало называться опереттой: «небольшое простое оперное произведение, не имевшее трагических последствий и предназначенное для развлечения публики». Два других французских композитора, Роберт Планкетт и Чарльз Лекок, последовал модели Оффенбаха и написал оперетты Les Cloches de Corneville (Колокола Нормандии) и La Fille de Madame Angot (Дочь мадам Анго). Две оперетты считались большим хитом.

Политические ограничения, наложенные на Оффенбаха и парижского театра, были постепенно сняты, и оперетта приобрела широкую популярность. Самые ранние одноактные пьесы Оффенбаха включали Les deux aveugles, Le violoneux и Ба-та-клан (весь 1855 год) преуспел, его первая полнометражная оперетта, Orphée aux enfers (1858 г.), был безусловно самым успешным. Она стала первой репертуарной опереттой и ставилась сотни раз по всей Европе и за ее пределами. Наследие Оффенбаха прослеживается в опереттах конца XIX века и в последующий период, поощряя Штраус Младший принести жанр в Австро-Венгрию. Оффенбах также побывал в США и Англии, обучая музыкантов более чем 100 опереттам, которые он написал при жизни. Это международное путешествие привело к появлению сильных национальных школ в обеих странах. Однако к 1870-м годам популярность Оффенбаха снизилась. Публика больше интересовалась романтическими опереттами, показавшими «изящество и изысканность» позднего романтизма. Это включало Месседжер оперетта Вероник и Луи Ганн с Les Saltimbanques. В 20-м веке французская оперетта стала еще более непривлекательной, поскольку международная публика обратилась к англо-американским и венским опереттам, которые продолжали развивать эту форму искусства в эпоху позднего романтизма.

Стилизация

Театры в англоязычных центрах использовали музыку Оффенбаха для создания пастиччо в течение 1860-70-х гг. Многие из этих произведений были сделаны на либретто, совершенно неизвестное Оффенбаху. В Вене также были примеры повторного использования его музыки, и эта практика продолжалась и в 20 веке. Примеры включают:

  • Сигарета, слова Дж. Д’Арси, 9 сентября 1876 г., Театр Глобус, Лондон
  • Сорок подмигиваний, английская версия Une nuit blanche
  • Румяна Роза, слова Д’Арси
  • Банный цирюльник, слова Фарни
  • Der Goldschmied von Toledo, в основном с использованием музыки из Der Schwarze Corsar
  • Самая счастливая девушка в мире, слова Э. Я. Харбург, бродвейский мюзикл 1961 года
  • Христофор Колумб, слова Дона Уайта, записанные в Лондоне в 1977 г. Опера Рара

Le Carnaval des Revues и Les hannetons включают уже существующие партитуры, но были созданы при Оффенбахе и включают в себя некоторую новую музыку.

Творческая карьера[править]

С 1835 года для заработка принялся играть в театральных оркестрах и выступать в салонах со своими произведениями (танцы, сентиментальные романсы), концертировал по Германии и Британии, однако большого успеха не имел. Позднее выступал вместе с такими выдающимися пианистами, как Антон Рубинштейн, Ференц Лист и Феликс Мендельсон.

В 1839 году дебютировал в «Пале-Рояль» в Париже как театральный композитор, автор музыки к водевилю «Паскаль и Шамбор», после чего гастролировал (преимущественного с собственными сочинениями) как виолончелист и дирижер по Франции и Германии. Как композитор стал приобретать известность своими переложениями басен Лафонтена на музыку.

В 1844 году с успехом дирижировал в Лондоне.

В 1847 году был назначен дирижёром в Театре-Франсэ (Théâtre français).

В 1849 году получил место капельмейстера в Théâtre français; к этому времени относится его первый сценический успех, благодаря «Chanson de Fortunio», написанной для пьесы Альфреда де Мюссе «Chandellier».

В −1955 годах — дирижер и композитор в «Комеди Франсез».

В −1861 годах — директор собственного театра «Буфф-Паризьен». В 1855 году и появляется жанр оперетты: Жак Оффенбах открыл маленький театр «Буфф-Паризьен» и поставил там целый ряд небольших оперетт.

В 1858 году были сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более 4 персонажей и ставить только одноактные пьесы, и тогда Оффенбах ставит масштабный спектакль «Орфей в аду». К этому времени Оффенбах, тяготевший к иносказанию («Басни Лафонтена», ), шутке (дуэт «Монах-нелюдим», ), пародийной буффонаде («Двое слепых», ), пришёл к созданию комедийного многоактного музыкального представления, в котором объединил форму комической оперы с традициями демократической театральной сатиры и фривольного юмора концертной эстрады. За «Орфеем» последовало примерно 100 оперетт (всего Оффенбах написал 102 произведения для сцены, в том числе 98 оперетт и 2 оперы), из которых наибольшую популярность получили следующие: «Женевьева Брабантская» (), «Песенка Фортунио» (), «Прекрасная Елена» (), «Синяя Борода» (), «Парижская жизнь» (), «Великая герцогиня Герольштейнская» (), «Перикола» (), «Трапезундская принцесса» () и «Разбойники» (). Под влиянием Оффенбаха Иоганн Штраус основал центр опереточного искусства в Вене.

В этих опереттах, зачастую созданных вместе с либреттистом Людовиком Галеви, соавтором которого был Эктор Кремьё, а с 1861 года — Анри Мельяк, любой сюжет — мифологический («Орфей в аду»), легендарно-исторический («Женевьева Брабантская»), сказочный («Синяя борода»), псевдоисторический («Великая герцогиня Герольштейнская») или основанный на реальности («Парижская жизнь») — служил канвой для сатиры над буржуазно-аристократической Францией эпохи императора Наполеона III, над её бытом и нравами, политической жизнью и претенциозным искусством (включая сатиру на музыкальные штампы большой оперы Джакомо Мейербера).

Изящной иронией проникнута музыкальная ткань оперетт Жака Оффенбаха (интонационно близкая городскому фольклору Франции), с чередованием шуточных и лирических арий и ансамблей с бравурными галопами и зажигательным канканом.

В 1866 году Оффенбах оставил антрепризу, и его оперетки стали появляться на других сценах («Varietés», «Palais Royal» и др.).

Le mariage aux lanternes

Композитор
Жак Оффенбах
Дата премьеры
10.10.1857
Жанр
оперетты и мюзиклы
Страна
Франция

Оперетта Жака Оффенбаха в одном действии. Пьеса М. Карре и Л. Баттю.

Первое представление состоялось 10 октября 1857 года в Париже.

Содержание излагается по русскому переводу Б. Тимофеева.

Действующие лица:

Гильом, молодой крестьянин; Дениза, девушка-сирота, его воспитанница; Катрин и Фаншетта, крестьянки.

Действие происходит во Франции в 1830—40-е годы.

«Помолвка при фонарях», ранняя оперетта Оффенбаха, начала свою сценическую жизнь в 1857 году. Однако история ее создания началась в 1853 году, когда композитор написал свою вторую музыкально-сценическую пьесу — миниатюрную комическую оперу «Сокровище Матюрена». Композитор не имел тогда возможности поставить ее на сцене, и состоялось лишь концертное исполнение. После того как в 1855 году Оффенбах открыл собственный театр, он получил эту возможность.

Маленькие бульварные театры типа оффенбаховского «Буфф-Паризьен» имели право ставить пьесы, в которых принимало участие не более четырех действующих лиц. «Помолвка при фонарях» удовлетворяет этому условию. Однако композитор умело извлекает максимум выразительности и разнообразия из предоставленных ему средств. В оперетте семь вокальных номеров: терцет, разнохарактерные дуэты, квартеты. Музыка ее отличается изящной простотой, порою даже наивностью. Это тонкая стилизация патриархально-идиллической обстановки сохранившегося исстари крестьянского быта.

Первое действие

Сельская местность, крыльцо крестьянского дома, неподалеку от него — большое дерево. На скамье под ним грустит Дениза. Входит Гильом и сразу же дает ей уйму поручений. Их сцена «Что скажет дядя Ипполит» по существу монолог Гильома, сопровождаемый односложными репликами девушки. Дениза принимается за работу, а Гильом добродушно объясняет публике: он вовсе не строгий хозяин, но Дениза последнее время очень грустна и ведет с кем-то тайную переписку… А глупости из девичьей головы можно выбить только работой, усталостью. Молодой крестьянин не хочет признаться себе, что попросту ревнует.

Соседки Гильома Катрин и Фаншетта — молодые вдовы. Они очень дружны и делятся тайнами: каждая подозревает Гильома в неравнодушии к ней. Назревает ссора, но потом вдовушки решают, что сосед их недоcтоин, и переходят к воспоминаниям. Звучит их дуэт «Ах, как меня муженек мой любил». Появляется подвыпивший Гильом. Катрин и Фаншетта подшучивают над ним. Гильом признается, что хочет жениться и даже написал об этом дяде Ипполиту, от которого полностью зависит, но ответ что-то задерживается. В эту минуту вбегает Дениза с долгожданным письмом. В терцете Гильома и соседок «Итак, Гильом, что же в этом письме» выражается общее нетерпение и любопытство.

«Дарю я тебе ценный клад, — читает крестьянин. — Ты найдешь его ровно в полночь под большим деревом…» Гильом счастлив: ведь разбогатев, он сможет жениться! Вдовушки, вдохновленные новостью, наперебой ухаживают за ним. Гильом велит Денизе принести вино и стаканы. Весело звучит квартет «Если ты закончил работу». Совершенно опьянев, Гильом смачно целует обеих соседок и, напевая, уходит. Катрин и Фаншетта обвиняют друг друга в непозволительном кокетстве. Сварливый дуэт «Вот нахалка! Просто жалко ей ответить взглядом» переходит в драку.

Близится полночь. С письмом в руке из дома выходит Дениза. Дядя Ипполит написал и ей, притом очень загадочно: «Желаю тебе найти хорошего мужа. Когда пробьет полночь, будь на скамье под большим деревом…» Но ведь ей не нужен неизвестно кто. Она любит Гильома, а тот даже не смотрит на нее, увлеченный то ли Катрин, то ли Фаншеттой, то ли обеими сразу…

Колокол возвещает полночь. Дениза садится на скамью. С разных сторон появляются Гильом с фонарем и лопатой, Катрин и Фаншетта, тоже с фонарями. Звучит канонический квартет «Слышу звон старинной башни» — ясный, пасторальный, в духе музыки Моцарта. Гильом начинает копать, вдовы настороженно следят за ним. Усталая Дениза ничего не видит — она задремала. Неожиданно Гильом замечает ее. Он слышит, как во сне девушка называет его любимым. Счастливый Гильом подходит поближе и видит письмо в руке Денизы. Он читает его и понимает, что Дениза и есть тот клад, который предназначил ему дядюшка Ипполит. Девушка просыпается, и Гильом торжественно объявляет, что нашел клад. Вдовушки бросаются к нему с требованием своей доли: ведь клад нашелся на общей земле… Но Гильом смеется над ними: этим кладом нельзя делиться! И сообщает о своей помолвке. Радостным финалом «Всех зовем на нашу свадьбу» заканчивается спектакль.

Л. Михеева, А. Орелович

Рекомендации

Примечания
  1. Информация в таблице взята из Lamb 1992, pp. 655–658, если не указано иное.
  2. Кек, Жан-Кристоф (перевод Джона Тейлора Таттла). Оффенбах, произведение, насчитывающее более 600 работ. Буклет-эссе для «Симфонической баллады», CD 476 8999, Universal Classics France, 2006.
  3. ^ Йон 2000, стр. 760–762
  4. Генцль К. Жак Оффенбах. В: Энциклопедия музыкального театра. Блэквелл, Оксфорд, 1994.
  5. Гаммонд 1980, стр. 147.
  6. Премьера состоялась в Мангейме 7 февраля 1919 года, а затем в Вене (1920), Эдинбурге и Лемберге (1922). Включено в список: Loewenberg A. Летопись оперы. Лондон, Джон Колдер, 1978.
  7. Йон, Жан-Клод. Жак Оффенбах. Издательство Gallimard, Париж, 2000 г.
Источники
  • Гаммонд, Питер (1980). Offenbach. Лондон: Faber & Faber. ISBN  0-571-11147-5
  • Баранина, Андрей (1992). «Оффенбах, Жак» в В Словарь оперы New Grove, изд. Стэнли Сэди, т. 3. С. 653–658. Лондон: Макмиллан. ISBN  0-333-73432-7
  • Йон, Жан-Клод (2000). Жак Оффенбах. : Галимар. ISBN  978-2-07-074775-7.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: