Трудный характер
Иоганнес Брамс прославился не только своими удивительными по красоте музыкальными произведениями. Он также был известен как обладатель характера:
- мрачного;
- угрюмого;
- сложного.
Как-то близкий друг Брамса, скрипач Ременьи, «по большому блату» привёл к Листу своего друга. Тот был королем музыкального мира в Германии. Но Брамс отнесся к нему довольно равнодушно. А также он не стал скрывать, что его не тронуло и творчество маэстро. Мастер, естественно, был в негодовании.
Шуман также стремился привлечь максимум внимания к Брамсу. Он писал рекомендательные письма и направлял их в Лейпциг, где находились видные издатели. Несмотря на такую поддержку, одно из своих произведений Брамс посвятил Кларе. Вторую сонату он написал в честь друга Иоахима. То есть в честь покровителя, тратившего на него свое время и силы, он не написал ни слова.
В 1869 году Брамс был подвергнут жесткой критике. Стали появляться сообщения в прессе с нелестными отзывами о нем. Это произошло во многом благодаря стараниям завистливого Вагнера. Иоганнес когда-то испортил отношения с ним. Композитор был очень требователен к себе и своему творчеству. Ему не нравились произведения, написанные в ранний период, а потому он уничтожил многие из них.
Ранние года
Широко признанный одним из величайших композиторов 19-го века и одним из ведущих музыкантов эпохи романтизма, Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в Гамбурге, Германия.
Он был вторым из троих детей Иоганны Хенрики Кристиан Ниссен и Иоганна Якоба Брамса. Музыка была введена в его жизнь в раннем возрасте. Его отец был двойным басистом в Гамбургской филармонии, а молодой Брамс начал играть на фортепиано в возрасте семи лет.
К тому времени, когда он был подростком, Брамс был уже опытным музыкантом, и он использовал свой талант, чтобы зарабатывать деньги в местных гостиницах, в борделях и вдоль городских доков, чтобы облегчить часто трудные финансовые условия его семьи.
В 1853 году Брамса представили известному немецкому композитору и музыкальному критику Роберту Шуману. Двое мужчин быстро сблизились, и Шуман увидел в своем младшем друге большую надежду на будущее музыки. Он назвал Брамса гением и публично похвалил «молодого орла» в известной статье. Добрые слова быстро сделали молодого композитора известной личностью в мире музыки.
Но этот музыкальный мир тоже был на распутье. Композиторы-модернисты, такие как Ференц Лист и Рихард Вагнер, ведущие лица «Новой немецкой школы» осудили более традиционные звуки Шумана. Это был звук, основанный на органической структуре и гармонической свободе, взятый из литературы для вдохновения.
Для Шумана и, в конечном счете, Брамса, этот новый звук был явной снисходительностью и сводил на нет гений композиторов, таких как Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен.
В 1854 году Шуман заболел. В знак своей тесной дружбы с наставником и его семьей Брамс помогал жене Шумана, Кларе, управлять ее домашними делами. Историки музыки считают, что Брамс вскоре влюбился в Клару, хотя она, похоже, не ответила ему взаимностью. Даже после смерти Шумана в 1856 году они остались друзьями.
В течение следующих нескольких лет Брамс занимал несколько различных должностей, в том числе дирижер женского хора в Гамбурге, куда он был назначен в 1859 году. Он также продолжал писать свою собственную музыку. Его выход включал «Струнный секстет си-бемоль мажор» и «Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре минор».
Трудный характер
Иоганнес Брамс прославился не только своими удивительными по красоте музыкальными произведениями. Он также был известен как обладатель характера:
- мрачного;
- угрюмого;
- сложного.
Как-то близкий друг Брамса, скрипач Ременьи, «по большому блату» привёл к Листу своего друга. Тот был королем музыкального мира в Германии. Но Брамс отнесся к нему довольно равнодушно. А также он не стал скрывать, что его не тронуло и творчество маэстро. Мастер, естественно, был в негодовании.
Шуман также стремился привлечь максимум внимания к Брамсу. Он писал рекомендательные письма и направлял их в Лейпциг, где находились видные издатели. Несмотря на такую поддержку, одно из своих произведений Брамс посвятил Кларе. Вторую сонату он написал в честь друга Иоахима. То есть в честь покровителя, тратившего на него свое время и силы, он не написал ни слова.
В 1869 году Брамс был подвергнут жесткой критике. Стали появляться сообщения в прессе с нелестными отзывами о нем. Это произошло во многом благодаря стараниям завистливого Вагнера. Иоганнес когда-то испортил отношения с ним. Композитор был очень требователен к себе и своему творчеству. Ему не нравились произведения, написанные в ранний период, а потому он уничтожил многие из них.
Истории любви
Клара Шуман было особенным человеком в жизни Брамса. Впервые он встретил её в 1853 году. Она настолько впечатлила композитора, что тот смог сохранить свои чувства к ней на протяжении всей жизни. Но глубокое почтение к её супругу не позволяло ему предпринять каких-либо особых действий. Примечательно, что муж и жена регулярно упоминали в своём дневнике Иоганнеса. Он восхищался женщиной, которая была старше его на 14 лет. Он любил их с Робертом детей, а его воспринимал как пример для подражания.
Буря эмоций, которые он испытывал к замужней даме, вылилась в балладу «Эдвард». Несмотря на множество испытаний, отношения между Кларой и Иоганнесом остались платоническими. Композитор умер ровно через год после смерти женщины. Это было словно подтверждением того, что в ней он видел некий источник жизни. Когда возлюбленной не стало, это потрясло музыканта до глубины души. В описанный период он сочинил четвёртую симфонию, которая считается одним из его выдающихся произведений.
Это было самое сильное чувство в жизни Йоганнеса, но не единственное. Как-то, будучи в Гёттингене, Брамс встретил удивительную женщину, обладательницу редкого сопрано. Звали её Агата фон Сибольд. Подогреваемый страстью, он посвящал ей свои произведения.
V
Variations and Fugue on a Theme by HandelVariations on a Hungarian Song, Op.21 No.2 (Вариации на венгерской песни, Op.21 No.2)Variations on a Theme by Haydn (Вариации на тему Гайдна)Variations on a Theme by Robert Schumann, Op.23 (Вариации на тему Роберта Шумана, Op.23)Variations on a Theme by Robert Schumann, Op.9 (Вариации на тему Роберта Шумана, Op.9)Variations on an Original Theme, Op.21 No.1 (Вариации на оригинальную тему, Op.21 No.1)Vier ernste Gesänge (Четыре серьезные песни)Violin Concerto (Концерт для скрипки)Violin Sonata No. 1 (Соната № 1)Violin Sonata No. 2 (Соната № 2)Violin Sonata No. 3 (Соната № 3)
Иоганнес Брамс. Основные произведения (7)
Произведения упорядочены по с учетом популярности (узнаваемости) — от наиболее популярных к менее популярным.
В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.
-
№ 1: Иоганнес Брамс «Венгерский танец № 5»
ТОП-100Народный рейтинг: 353100
Венгерские танцы являются одними из самых популярных работ Брамса. В оригинале сборник был составлен для фортепиано в 4 руки.
-
№ 2: Иоганнес Брамс «Колыбельная»
ТОП-100Народный рейтинг: 251072
Колыбельная из сборника немецких народных песен «Волшебный рог мальчика».
-
№ 3: Иоганнес Брамс «Венгерский танец № 1»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 139140
-
№ 4: Иоганнес Брамс «Венгерский танец № 6»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 86403
-
№ 5: Иоганнес Брамс «Симфония № 4»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 50196
Первая часть начинается как бы с полуслова, словно из пустоты возникает певучая элегическая мелодия; затем вторгается «тема фанфар», отделяя друг от друга две лирические темы — главную и побочную.
-
№ 6: Иоганнес Брамс «Скрипичный концерт ре мажор»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 46541
Единственный скрипичный концерт Брамса был сочинен летом 1878 года в Пертшахе – небольшом городе на юге Австрии.
-
№ 7: Иоганнес Брамс «Симфония № 3. Poco allegretto»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 33829
Третья часть симфонии — Poco allegretto — наиболее популярна и широко используется в песнях, фильмах, сериалах. Фрэнк Синатра «Take My Love» (1951), Марио Ланца «The Song Angels Sing» (1952) и многие другие.
#
10 Leichte Stücke nach Liedern (10 легких пьес для песен)12 Deutsche Volkslieder, WoO 35 (12 Немецкие народные песни, WoO 35)12 Lieder and Romances, Op.44 (12 Лидер и романсов, Op.44)13 Canons, Op.113 (13 Каноны, Op.113)14 Deutsche Volkslieder, WoO 34 (14 немецких народных песен, WoO 34)15 Romanzen aus L. Tiecks Magelone, Op.3315 Volkskinderlieder, WoO 312 Gigues, WoO 42 Motets, Op.29 (2 Мотеты, Op.29)2 Sarabandes, WoO 5 (2 сарабанды, WoO 5)28 Deutsche Volkslieder, WoO 32 (28 Немецкие народные песни, WoO 32)3 Duets, Op.20 (3 Дуэты, Op.20)3 Intermezzi (3 интерлюдии)3 Motets, Op.110 (3 Мотеты, Op.110)3 Quartets, Op.31 (3 квартета, Op.31)3 Quartets, Op.64 (3 квартета, Op.64)3 Sacred Choruses, Op.37 (3 Священные Хоры, Op.37)3 Songs, Op.42 (3 Песни, Op.42)4 Ballades and Romances, Op.75 (4 баллады и романсы, Op.75)4 Duets, Op.28 (4 дуэта, Op.28)4 Duets, Op.61 (4 дуэта, Op.61)4 Gesänge, Op.70 (4 песни, Op.70)4 Lieder, Op.46 (4 Лидер, Op.46)4 Lieder, Op.96 (4 Лидер, Op.96)4 Quartets, Op.92 (4 квартета, Op.92)4 Songs, Op.17 (4 Песни, Op.17)4 Songs, Op.43 (4 Песни, Op.43)49 Deutsche Volkslieder, WoO 33 (49 Немецкие народные песни, WoO 33)5 Duets, Op.66 (5 дуэтов, Op.66)5 Lieder, Op.106 (5 Лидер, Op.106)5 Lieder, Op.107 (5 Лидер, Op.107)5 Lieder, Op.41 (5 Лидер, Op.41)5 Lieder, Op.47 (5 Лидер, Op.47)5 Lieder, Op.49 (5 Лидер, Op.49)5 Lieder, Op.94 (5 Лидер, Op.94)5 Poems, Op.19 (5 Стихи, Op.19)5 Romances and Songs, Op.84 (5 Романсы и песни, Op.84)5 Songs, Op.71 (5 Песни, Op.71)5 Songs, Op.72 (5 Песни, Op.72)5 Studies, Anh.1a/151 Exercises, WoO 6 (51 Упражнения, WoO 6)6 Lieder and Romances, Op.93a (6 Лидер и романсов, Op.93a)6 Lieder, Op.85 (6 Лидер, Op.85)6 Lieder, Op.86 (6 Лидер, Op.86)6 Lieder, Op.97 (6 Лидер, Op.97)6 Songs, Op.3 (6 песен, Op.3)6 Songs, Op.6 (6 Песни, Op.6)6 Songs, Op.7 (6 Песни, Op.7)7 Fantasien, Op.1167 Lieder, Op.48 (7 Лидер, Op.48)7 Lieder, Op.62 (7 Лидер, Op.62)7 Lieder, Op.95 (7 Лидер, Op.95)8 Klavierstücke, Op.76 (8 пьес для фортепиано, Op.76)8 Lieder and Romances, Op.14 (8 Лидер и романсов, Op.14)8 Lieder and Songs, Op.57 (8 Лидер и песни, Op.57)8 Lieder and Songs, Op.58 (8 Лидер и песни, Op.58)8 Lieder and Songs, Op.59 (8 Лидер и песни, Op.59)9 Lieder and Songs, Op.32 (9 Лидер и песни, Op.32)9 Lieder and Songs, Op.63 (9 Лидер и песни, Op.63)9 Songs, Op.69 (9 Песни, Op.69)
V
Variations and Fugue on a Theme by HandelVariations on a Hungarian Song, Op.21 No.2 (Вариации на венгерской песни, Op.21 No.2)Variations on a Theme by Haydn (Вариации на тему Гайдна)Variations on a Theme by Robert Schumann, Op.23 (Вариации на тему Роберта Шумана, Op.23)Variations on a Theme by Robert Schumann, Op.9 (Вариации на тему Роберта Шумана, Op.9)Variations on an Original Theme, Op.21 No.1 (Вариации на оригинальную тему, Op.21 No.1)Vier ernste Gesänge (Четыре серьезные песни)Violin Concerto (Концерт для скрипки)Violin Sonata No. 1 (Соната № 1)Violin Sonata No. 2 (Соната № 2)Violin Sonata No. 3 (Соната № 3)
P
Piano Concerto No. 1 (Концерт для фортепиано № 1)Piano Concerto No. 2 (Концерт для фортепиано № 2)Piano Quartet No. 1 (Фортепианный квартет № 1)Piano Quartet No. 2 (Фортепианный квартет № 2)Piano Quartet No. 3Piano Quintet (Фортепианный квинтет)Piano Sonata No. 1 (Соната для фортепиано № 1)Piano Sonata No. 2 (Соната для фортепиано № 2)Piano Sonata No. 3 (Соната для фортепиано № 3)Piano Trio in A major (Фортепианное трио ля мажор)Piano Trio No. 1 (Фортепианное трио № 1)Piano Trio No. 2 (Фортепианное трио № 2)Piano Trio No. 3 (Фортепианное трио № 3)Prelude and Fugue, WoO 10 (Прелюдия и фуга, WoO 10)Prelude and Fugue, WoO 9 (Прелюдия и фуга, WoO 9)Psalm 13, Op.27 (Псалом 13, Op.27)
Роберт и Клара Шуман
В 1853 году по рекомендации знакомого Иоганнес поехал в Дюссельдорф. Там он впервые услышал Роберта Шумана, игра которого потрясла его до глубины души. Он предложил в ответ сыграть перед ним несколько своих сочинений. С этих самых пор в доме нового друга он стал желанным гостем. Жена Роберта Клара была его единомышленницей. Было бы справедливо заметить, что они играли роль творческой четы. Молодой композитор 2 недели общался с ними, и на протяжении всего этого времени Шуман делал всё, чтобы поддержать нового друга. Он рассказывал о нём в высших музыкальных кругах, чтобы о молодом даровании узнало как можно больше человек.
Прошло несколько месяцев, и Брамс решил вернуться в родной Гамбург. Он активно помогал родителям и одновременно с этим расширял круг знакомых. В этот период он встретил Ханса фон Бюлова. Он имел репутацию уважаемого дирижера и пианиста. Весной 1854 года он исполнил на публике одно из сочинений Брамса.
Брамс очень хотел остаться в родном городе, получить там хорошую работу и остаться в этих местах навсегда. Но ему так ничего выгодного и не предложили. По этой причине в 1862 году мужчина поехал в Вену, надеясь покорить своими музыкальными талантами австрийскую столицу. Действительно, здесь его ждало всеобщее признание. Но, несмотря на это, он продолжал мечтать о продолжении карьеры в Гамбурге. В дальнейшем ему приходилось признать, что долгая рутинная работа ему не подходит. Такая должность отвлекала его от творчества. Из-за этого он периодически покидал текущее место, задерживаясь на нём самое большее 3 года.
Биография
Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в гамбургском квартале Шлютерсхоф, в семье контрабасиста городского театра — Якоба Брамса. Семья композитора занимала крохотную квартирку, состоящую из комнаты с кухней и крошечной спальни. Вскоре после рождения сына родители переселились на Ультрихштрассе.
Первые уроки музыки Иоганнесу дал отец, который привил ему навыки игры на различных струнных и духовых инструментах. После мальчик обучался игре на фортепиано и теории композиции у Отто Косселя (нем. Otto Friedrich Willibald Cossel).
В десять лет Брамс уже выступал на престижных концертах, где исполнял партию фортепиано, что давало ему возможность совершить турне по Америке. Косселю удалось отговорить родителей Иоганнеса от этой идеи и убедить их, что мальчику лучше продолжить обучение у педагога и композитора Эдуарда Марксена, в Альтоне. Марксен, педагогика которого основывалась на изучении произведений Баха и Бетховена, быстро понял, что имеет дело с необыкновенным дарованием. В 1847, когда умер Мендельсон, Марксен сказал другу: «Один мастер ушел, но другой, более крупный, идёт ему на смену — это Брамс».
В четырнадцать лет — в 1847 году Иоганнес окончил частное реальное училище и впервые выступил публично как пианист с сольным концертом.
В апреле 1853 года Брамс отправляется в гастрольную поездку с венгерским скрипачом Э. Ременьи.
В Ганновере они встретились с другим известным скрипачом, Йозефом Иоахимом. Тот был поражён мощью и огненным темпераментом музыки, которую Брамс показал ему, и два молодых музыканта (Иоахиму было тогда 22 года) стали близкими друзьями.
Иоахим дал Ременьи и Брамсу рекомендательное письмо к Листу, и они отправились в Веймар. Маэстро проиграл с листа некоторые сочинения Брамса, и они произвели на него столь сильное впечатление, что он тут же захотел «причислить» Брамса к передовому направлению — Новонемецкой школе, которую возглавляли он сам и Р. Вагнер. Однако Брамс устоял перед обаянием личности Листа и блеском его игры.
30 сентября 1853 года, по рекомендации Иоахима, Брамс познакомился с Робертом Шуманом, к высокому дарованию которого питал особенное благоговение. Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, уже слышали о Брамсе от Иоахима и тепло приняли молодого музыканта. Они пришли в восторг от его сочинений и стали самыми стойкими его приверженцами. Шуман весьма лестно отозвался о Брамсе в критической статье в своей «Новой музыкальной газете».
Брамс прожил в Дюссельдорфе несколько недель и направился в Лейпциг, где его концерт посетили Лист и Г. Берлиоз. К Рождеству Брамс прибыл в Гамбург; он покинул родной город безвестным учеником, а вернулся артистом с именем, о котором в статье великого Шумана было сказано: «Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени».
Брамс питал нежную симпатию к Кларе Шуман, которая была на 13 лет старше. Во время болезни Роберта он посылал любовные письма его жене, однако так и не решился сделать ей предложение, когда она овдовела.
Первое произведение Брамса — Соната fis-moll (op. 2) 1852 год. Позже написана соната C-dur (op. 1). Всего 3 сонаты. Также есть скерцо для фортепиано, фортепианные пьесы и песни, изданы в Лейпциге в 1854 году.
Постоянно меняя своё местопребывание в Германии и Швейцарии, Брамс написал целый ряд произведений в области фортепианной и камерной музыки.
В осенние месяцы 1857—1859 годов Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде.
В 1858 году снял для себя квартиру в Гамбурге, где по-прежнему жила его семья. С 1858 по 1862 год руководил женским любительским хором, хотя мечтал о месте дирижера Гамбургского филармонического оркестра.
Летние сезоны 1858 и 1859 годов Брамс провёл в Гёттингене. Там он познакомился с певицей, дочерью университетского профессора Агатой фон Зибольд, которой серьёзно увлёкся. Однако, как только речь зашла о браке, отступил. Впоследствии все сердечные увлечения Брамса носили мимолётный характер.
для ансамбля инструментов
квинтеты
2 квинтета для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели: № 1 (F-dur, ор. 88, 1882), № 2 (G-dur, ор. 111, 1890), квинтет для фортепиано, 2 скрипки, альта и виолончели (f-moll, ор. 34, 1861-64), квинтет для кларнета, 2 скрипок, альта и виолончели (h-moll, ор. 115, 1891);
квартеты
3 фортепианных квартета: № 1 (g-moll, ор. 25, 1861), № 2 (A-dur, ор. 26, 1861), № 3 (c-moll, ор. 60, 1855-74), 3 струнных квартета: № 1 (c-moll, ор. 51, около 1865-73), № 2 (а-moll, ор. 51, № 2, 1873), № 3 (B-dur, ор. 67, 1875);
трио
3 фортепианных трио: № 1 (H-dur, ор. 8, 1854; 2-я редакция 1889), № 2 (C-dur, ор. 87, 1880-82), № 3 (c-moll, ор. 101, 1886), трио для фортепиано, скрипки и валторны (Es-dur, ор. 40, 1856), трио для фортепиано, кларнета и виолончели (а-moll, ор. 114, 1891);
сонаты для скрипки и фортепиано
№ 1 (G-dur, ор. 78, 1878-79), № 2 (A-dur, ор. 100, 1886), № 3 (d-moll, ор. 108, 1886-88);сонаты для виолончели и фортепиано№ 1 (e-moll, ор. 38, 1862-65), №, 2 (F-dur, ор. 99, 1886);сонаты для кларнета и фортепиано№ 1 (f-moll, ор. 120, 1894), № 2 (Es-dur, ор. 120, 1894), Скерцо (c-moll, для сонаты, сочинено совместно с Р. Шуманом и А. Дитрихом, без ор., 1853);
для фортепиано в 2 руки
3 сонаты: № 1 (C-dur, ор. 1, 1852- 1853), № 2 (fis-moll, ор. 2, 1852), № 3 (f-moll, ор. 5, 1853), Скерцо (es-moll, ор, 4, 1851); вариации: 16-на тему Р. Шумана (fis-moll, ор. 9, 1854), на собственную тему (D-dur, ор. 21, 1857), на тему венгерской песни (D-dur, ор. 21, около 1855), Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя (B-dur, ор. 24, 1861), Вариации на тему Паганини (а-moll, ор. 35, 1862-63); 4 баллады (ор. 10, 1854); 18 фортепианных пьес (8, ор. 76, № 1- 1871, № 2-7 — 1878; 6 — ор. 118, 1892; 4 — ор. 119, 1892), 2 рапсодии (№ 1 — h-moll и № 2- g-moll, ор. 79, 1879), фантазии (3 каприччио и 4 интермеццо, ор. 116, 1891-92), 3 интермеццо (op. 117, 1892); кроме того, без ор.: 2 жиги (а-moll и h-moll, 1855), 2 сарабанды (a-moll и h-moll, 1855), тема с вариациями (d-moll, из секстета ор. 18, 1860), 10 венгерских танцев (обр. венгерских танцев для фортепиано в 4 руки, 1872), 51 упражнение (cобранные в 1890), гавот (A-dur, гавот X. В. Глюка), 5 этюдов (на соч. Шопена, Вебера и Баха); 8 каденций к фортепианным концертам: И. С. Баха (d-moll), В. А. Моцарта (G-dur, 2 каденции; d-moll, c-moll), Бетховена (G-dur, 2 каденции; c-moll);
для фортепиано в 4 руки
Вариации на тему Шумана (Es-dur, ор. 23, 1861), 16 вальсов (ор, 39, 1865), Песни любви -вальсы (ор. 52-а, обработка ор. 52, 1874), Новые песни любви — вальсы (ор. 65-а, обработка ор. 65, 1877), Венгерские танцы (4 тетради, всего 21 танец, изданы 1869-1880, есть переложения для одного фортепиано);
для 2 фортепиано
соната (f-moll, ор. 34-в, 1864), Вариации на тему И. Гайдна (ор. 56-в, обработка этих же вариаций для оркестра ор. 56-а, 1873);
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 марта 2008.
- Брамс, Иоганн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑
- ↑ . Дата обращения: 17 июня 2010.
- «Иоганесс Брамс» // Сто великих композиторов. М.: Вече, Автор-составитель Д. К. Самин
- Max Kalbeck, Johannes Brahms, 2nd-4th ed., 4 vols. (Berlin, 1912-21; Tutzing, 1976), vol. 1, 35,196,255.
- Walter Frisch, Kevin C. Karnes. Brahms and his World. Princeton University Press, 2009. ISBN 1400833620 p.53-54
- Kottick, Edward L. and George Lucktenberg p.15
- «Ich habe einen schönen Flügel von Streicher. Er hat mir eben neue Erningenschaften dadurch inittheilen wollen(…)» August, 1887. Litzmann, Clara Schumann, ein Kunstlerleben, vol. 3, 493-94
- Kalbeck, Brahms, vol. 2, 409. Otto Biba, Johannes Brahms in Wien (Vienna, 1983)
- August, 1887. Litzmann, Berthold, 1906. Clara Schumann, ein Künstlerleben. Leipzig: Breitkopf & Härtel, vol 3, pp.493–94.
- Дом располагался на ближайшей к зданию музея улице Шпекштрассе
- , с. 475—476.
- Никитин Б.С. . www.rulit.me. Дата обращения: 26 августа 2017.
- «Брамс и идея камерной музыки», 1990
Биография композитора
Гений музыкального мира Йоганнес Брамс (Johannes Brahms) появился на свет 7 мая 1833 года. Он родился в Гамбурге, в одном из наиболее бедных кварталов. Его отец был музыкантом, а мать — экономкой. Отец успел даже заполучить отдельные награды благодаря своей непревзойденной игре на духовых и струнных инструментах. Вероятно, непонимание со стороны родителей заставило его более чутко относиться к проявлениям таланта у двух сыновей — Фрица и Иоганнеса (или Йоханнеса, как его еще называют). Он был искренне рад тому, что у них обнаружили способности к музыке.
У младшего из отпрысков соответствующие особенности проявились ещё в 7 лет. Это сподвигло отца направить ребёнка к пианисту, который был по совместительству его другом. Отто Коссель обучал мальчика игре на фортепиано. А также будущий композитор развивал тут способность чувствовать сущность музыки.
Спустя 3 года обучения Йоганнес наконец смог выступить на публике. Тогда он представил людям фортепианный концерт Моцарта. Коссель переживал за здоровье своего талантливого ученика, а потому, несмотря на выгодное предложение о гастролях в Америке, мужчина настоял на том, чтобы отказаться от них. Вместо этого они вдвоём направились к Эдварду Марксену. К тому времени это был лучший учитель музыки в Гамбурге. Он был поражён игрой парня, а потому предложил бесплатное обучение.
Семья Брамса испытывала в тот период бедственное положение, поэтому согласилась на это.
Венский период
В 1862 г. Иоганнес возглавляет Певческую школу в Вене. В следующие годы выступает в качестве музыканта и дирижера хора, гастролирует по миру. В 1865 г знакомится с Вагнером, который сначала симпатизировал ему. Но скоро отношения сильно изменились. Это стало причиной газетной войны между «вагнерианцами» и «брамсианцами». Дебаты между двумя «партиями» значительно повлияли на музыкальную жизнь Германии 1870-х годах.
Пик творчества длится у композитора до 1890 г. В это время появились его основные произведения:
- Концерт для скрипки соч.77.
- Три сонаты для пианино.
- Четырехчастный Второй концерт для пианино соч.83.
- Песни для голоса Feldeinsamkeit.
- Вторая соната для виолончели соч.99.
В 1880 г. Иоганнес знакомится со знаменитым дирижером и музыкантом Бюловым, который тогда руководит Майнингенским оркестром. Силами последнего осуществили премьеру Четвертой симфонии. Все лето Брамс обычно отдыхал на курорте, где работал в основном над инструментальными и камерными произведениями.
В 1891 г. Иоганнес решает оставить сочинение музыкальных композиций, но через время передумывает. В период 1891—1894 гг. он пишет:
- Квинтет для струнных и кларнета соч.116.
- Трио для виолончели и пианино соч.113.
- Несколько пьес для фортепьяно.
- Сонаты для пианино и кларнета соч.119.
Иоганнес Брамс. Основные произведения (7)
Произведения упорядочены по с учетом популярности (узнаваемости) — от наиболее популярных к менее популярным.
В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.
-
№ 1: Иоганнес Брамс «Венгерский танец № 5»
ТОП-100Народный рейтинг: 390827
Венгерские танцы являются одними из самых популярных работ Брамса. В оригинале сборник был составлен для фортепиано в 4 руки.
-
№ 2: Иоганнес Брамс «Колыбельная»
ТОП-100Народный рейтинг: 280129
Колыбельная из сборника немецких народных песен «Волшебный рог мальчика».
-
№ 3: Иоганнес Брамс «Венгерский танец № 1»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 160158
-
№ 4: Иоганнес Брамс «Венгерский танец № 6»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 93637
-
№ 5: Иоганнес Брамс «Симфония № 4»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 57683
Первая часть начинается как бы с полуслова, словно из пустоты возникает певучая элегическая мелодия; затем вторгается «тема фанфар», отделяя друг от друга две лирические темы — главную и побочную.
-
№ 6: Иоганнес Брамс «Скрипичный концерт ре мажор»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 55695
Единственный скрипичный концерт Брамса был сочинен летом 1878 года в Пертшахе – небольшом городе на юге Австрии.
-
№ 7: Иоганнес Брамс «Симфония № 3. Poco allegretto»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 34694
Третья часть симфонии — Poco allegretto — наиболее популярна и широко используется в песнях, фильмах, сериалах. Фрэнк Синатра «Take My Love» (1951), Марио Ланца «The Song Angels Sing» (1952) и многие другие.
Примечания[править | править код]
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 марта 2008.
- Брамс, Иоганн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑
- ↑
- «Иоганесс Брамс» // Сто великих композиторов. М.: Вече, Автор-составитель Д. К. Самин
- Max Kalbeck, Johannes Brahms, 2nd-4th ed., 4 vols. (Berlin, 1912-21; Tutzing, 1976), vol. 1, 35,196,255.
- Walter Frisch, Kevin C. Karnes. Brahms and his World. Princeton University Press, 2009. ISBN 1400833620 p.53-54
- Kottick, Edward L. and George Lucktenberg p.15
- “Ich habe einen schönen Flügel von Streicher. Er hat mir eben neue Erningenschaften dadurch inittheilen wollen(…)” August, 1887. Litzmann, Clara Schumann, ein Kunstlerleben, vol. 3, 493-94
- Kalbeck, Brahms, vol. 2, 409. Otto Biba, Johannes Brahms in Wien (Vienna, 1983)
- August, 1887. Litzmann, Berthold, 1906. Clara Schumann, ein Künstlerleben. Leipzig: Breitkopf & Härtel, vol 3, pp.493–94.
- Дом располагался на ближайшей к зданию музея улице Шпекштрассе
- , с. 475—476.
- Никитин Б.С. . www.rulit.me. Дата обращения: 26 августа 2017.
- «Брамс и идея камерной музыки», 1990
Вена становится домом Брамса
В 1863 году Брамс вышел из своего добровольного затворничества и дал концерт в Вене, с целью донести свои песни до австрийской общественности. Там он встретился с Рихардом Вагнером. Хотя Брамс выступал в прессе с критикой Вагнера, каждый из композиторов по-прежнему был способен получать удовольствие от работы другого. Иоганнес получил должность дирижера хоровой академии (Singakademie) в Вене, которая стала домом до конца жизни композитора. Опыт работы с женскими хорами стал основой для написания ряда новых хоровых произведений, лучших для своего времени.
В 1863 году Брамс вышел из своего добровольного затворничества и дал концерт в Вене
Мать Брамса умерла в 1865 году. В память о ней Иоганнес пишет «Немецкий реквием» (Ein Deutsches Requiem). Эта работа, основанная на библейских текстах, впервые была представлена в Бремене в страстную пятницу 1869 года. После этого она звучала по всей Германии, прокатилась по Европе и достигла России. Именно Реквием стал произведением, поставившим Брамса в первый ряд композиторов 19 века.
Став, по мнению публики, преемником Бетховена, композитор должен был соответствовать высокой чести. В 1870-х годах он сосредотачивает усилия на произведениях для струнного квартета и симфониях. В 1973 году Брамс написал Вариации на тему Гайдна. После этого он почувствовал, что готов приступить к завершению Симфонии №1 (До минор). Премьера симфонии состоялась в 1876 году и прошла весьма успешно, но композитор пересмотрел ее, изменив одну из частей перед публикацией.
Отдых для композитора был возможностью писать
После первой симфонии последовал ряд крупных работ, а известность произведений Брамса распространилась далеко за пределы Германии и Австрии. Концертные туры по Европе значительно способствовали этому. Имея достаточное количество средств для обеспечения родных, молодых музыкантов и ученых, работы которых он поддерживал, Брамс покидает пост дирижера «Общества друзей музыки» и почти полностью посвящает себя композиции. В концертных турах он исполнял исключительно свои произведения. А лето проводил в путешествиях по Австрии, Италии и Швейцарии.
В концертных турах он исполнял исключительно свои произведения
В 1880 году университет Бреслау (ныне университет Вроцлава в Польше) присвоил Брамсу почетную степень. В знак признательности композитор составил Торжественную увертюру, основанную на студенческих песнях.
С каждым годом рос багаж произведений композитора. В 1891 году, в результате знакомства с выдающимся кларнетистом Рихардом Мюльфельдом, Брамс загорается идеей написать камерную музыку для кларнета. Подразумевая Мюльфельда, он сочиняет «Трио для кларнета, виолончели и фортепиано», большой «Квинтет для кларнета и струнных» и две сонаты для кларнета и фортепиано. Эти работы идеально подходят по структуре к возможностям духового инструмента, а к тому же изящно адаптированы под него.
Последняя из опубликованных работ «Четыре серьезные песни» (Vier ernste Gesänge ) становится точкой в его карьере, одновременно являясь ее вершиной. Работая над этим произведением, Брамс думал о Кларе Шуман, к которой питал нежные чувства (в то время состояние её здоровья сильно покачнулось). Она умерла в мае 1896 года. Вскоре и Брамс вынужден был обратиться за медицинской помощью.
В марте 1897 года на концерте в Вене публика последний раз смогла видеть автора, а 3 апреля Иоганнес Брамс умер. Похоронен композитор рядом с Бетховеном и Францем Шубертом.
Жизнь в Вене
В начале 1860-х Брамс совершил свой первый визит в Вену, а в 1863 году он был назначен директором хоральной группы Singakademie, где он сосредоточился на исторических и современных произведениях а капелла.
Брамс, по большей части, пользовался постоянным успехом в Вене. К началу 1870-х годов он был главным дирижером Общества друзей музыки. Он также руководил Венским филармоническим оркестром в течение трех сезонов.
Его собственная работа также продолжалась. В 1868 году, после смерти его матери, он закончил «Немецкий реквием», композицию, основанную на библейских текстах и часто упоминаемую как одно из самых важных произведений хоровой музыки, созданных в 19 веке. Многослойное произведение объединяет смешанный хор, сольные голоса и законченный оркестр.
Вклад Брамса тоже легок. Его произведения этого периода включали вальсы и два тома «Венгерские танцы» для фортепианного дуэта.