Настоящий талант
Вацлав родился семье польских балетных танцовщиков, поэтому не удивительно, что он продолжил профессию родителей. С детства мальчик занимался танцами и впервые выступил на сцене в пятилетнем возрасте, исполнив гопак в Одесском театре.
После окончания школы Вацлав с легкостью поступил в Петербургское балетное училище. Там старомодный танцовщик Николай Легат рассмотрел талант молодого артиста и взял над ним шефство. После получения диплома Вацлава приняли в престижный «Мариинский театр», где быстро занял положение премьера. Несмотря на огромный талант и такую успешную карьеру, в январе 1911 года руководство со скандалом уволило Нижинского, так как императорская семья сочла его костюм неприличным.
Поговаривают, что между театральным деятелям Сергеем Дягилевым и Вацлавом Нижинским была интимная связь, благодаря которой долгое время танцовщик участвовал в «Русском сезоне» и жил припеваючи, так как обеспеченный Дягилев оплачивал все его расходы. В 1913 году во время южноамериканских гастролей Вацлав познакомился на корабле с венгерской аристократкой Ромолой Пульской. 10 сентября он сошел с ней на берег и тайно женился. Дягилев был в ярости и изгнал танцовщика из труппы, лишив его всяческого обеспечения. Артист сильно расстроился, но все же некоторое время был счастлив. У супругов родилось двое детей – дочери Кира и Тамара.
Вацлав хотел создать собственную труппу и поставить антрепризу. Ему удалось собрать 17 человек и поставить спектакль. Гастроли успехом не увенчались, и закончилось все финансовым крахом. Это буквально добило танцовщика, привело к нервному срыву и к началу душевной болезни.
Изобретения
Он все больше и больше погружался в себя, закрываясь в собственном мире. Много гулял. К сожалению, у него начались галлюцинации. Ваца старался в тоненьких тетрадях записывать все свои мысли.
Но болезнь Вацлава Нижинского принесла много технических открытий. Он был первым, кто предложил идею создания шариковой ручки (незатупляющийся карандаш). Ваца создал очиститель лобовых стекол для автомобилей. Также ему удалось составить концепцию устройства, которое отпугивает птиц.
К сожалению, семья не успела запатентовать эти изобретения. А некоторые считали их вовсе странными и нерациональными.
На фото Нижинский справа.
ПОДОНКИ МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ
Естественно, что кроме тех, кто боготворил танцовщика, были и те, кто ему люто завидовал. В училище одноклассники однажды уговорили Вацлава показать, как высоко он может прыгнуть, предложив перелететь через тяжелый пюпитр для нот. Установили высоту. Когда Нижинский отвернулся, маленькие подонки подняли планку, натерли пол мылом. Вацлав разбежался, с налету врезался в пюпитр животом и потерял сознание. В больнице он пять дней не приходил в сознание, врачи говорили — надеяться можно только на чудо. Оно свершилось, Нижинский выжил…
В начале своей службы в Мариинском театре Нижинский, не будучи первым танцовщиком, пользовался огромным успехом не только у зрителей, но и у балерин, желавших танцевать с этим юным богом. Мужская часть труппы воспринимала подобное весьма остро. Среди тех, кто особенно бесился, был Николай Легат, постоянный партнер первой дамы петербургского балета, всесильной Матильды Кшесинской. Кшесинская, собираясь на гастроли в Париж, решила взять с собой не Легата, а Нижинского Легат, прознав об этом, не находил себе места от злости.
И заработала интрига. Для начала усиленно распространяли слух о нетрадиционной сексуальной ориентации Нижинского. Балетные «мужики», подковыривая молодого танцовщика, предложили ему сходить в публичный дом, где бы он на деле доказал свою мужественность. Все было спланировано заранее. Нижинский, наивный ребенок, поддался на провокацию. Там от девочек он заразился гонореей. С гастролей в Париж Нижинский слетел, вместо него туда поехал Николай Легат.
Несколько позже, Нижинский — европейская знаменитость — отказался танцевать в Мариинке «Жизель» вместе с Кшесинской, а предпочел ей Тамару Карсавину, более молодую и не такую закостенелую классичку, как Матильда Феликсовна. Кшесинская, в то время находившаяся в интимных отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем, пришла в ярость, обещая отомстить танцовщику. Что и выполнила.
Это случилось 24 января 1911 года на спектакле «Жизель», куда съехался весь Петербург. Была там и вдовствующая императрица Мария Федоровна с великими князьями. В первом отделении Нижинский появился в костюме, созданном по эскизу Бенуа, не похожем на традиционный — когда поверх трико надевали короткие штанишки. Нижинский же вышел только в трико и коротком, чуть ниже талии колете с прикрепленным к бедру кармашком-сумочкой. После спектакля великий князь Андрей Владимирович передал, что вдовствующая императрица Мария Федоровна приказала уволить Нижинского за неприличный костюм, в котором он появился на сцене. Что и было сделано. Но, как оказалось впоследствии, подобного приказа Мария Федоровна не отдавала, все было сделано руками великих князей. Но эти руки, бесспорно, направляла интриганка Матильда Кшесинская.
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ
Публичная оферта о заключении договора пожертвования денежных средств
1. Настоящая Публичная оферта о заключении договора пожертвования денежных средств (далее – «Оферта») является официальным предложением Автономной некоммерческой организации Центр Андриса Лиепы по развитию проектов и программ в области культуры и просвещения «Андрис Лиепа Продакшн» (далее – «Организация») заключить договор пожертвования денежных средств (далее также – Договор) с неопределенным кругом физических лиц являющихся гражданами Российской Федерации (далее – «Жертвователь») на условиях и в порядке, предусмотренных настоящей Офертой.
2. Акцептом настоящей Оферты признается перечисление Жертвователем денежных средств на расчетный счет Организации при условии указания в платежном поручении в графе «Назначение платежа» следующей информации: «Передача Пожертвования в соответствии с условиями Публичной оферты на содержание Организации и ведение ее уставной деятельности». Акцепт настоящей Оферты Жертвователем равносилен заключению договора пожертвования в письменной форме на условиях, изложенных в оферте, и означает, что Жертвователь ознакомился и согласен со всеми условиями настоящей Оферты.
3. Принимая условия настоящей Оферты, Жертвователь подтверждает добровольный и безвозмездный характер пожертвования.
4. Данное предложение является публичной офертой в соответствии с положениями п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ.
5. Публичная оферта вступает в силу со дня, следующего за днем размещения ее на сайте Организации в сети Интернет по адресу: https://www.andrisliepa.com.
6. Оферта действует бессрочно. Организация вправе отозвать Оферту в любое время без объяснения причин. В Оферту могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на сайте. Недействительность одного или нескольких условий предложения не влечет недействительности всех остальных условий предложения.
7. Местом заключения Договора является город Москва, Российская Федерация.
8. Согласно условиям Оферты, Жертвователь безвозмездно в качестве добровольного пожертвования в целях содержания Организации и ведения ее уставной деятельности передает Организации собственные денежные средства путем перечисления на расчетный счет Организации. Сумма пожертвования определяется Жертвователем самостоятельно.
9. Соглашаясь с настоящей Офертой, Жертвователь дает согласие на получение писем на указанный им адрес электронной почты, подтверждающих совершение платежа.
10. Жертвователь по своему усмотрению вправе выбрать разовое пожертвование или ежемесячное пожертвование в сумме, определяемой Жертвователем.
12. Датой совершения пожертвования считается дата поступления денежных средств от Жертвователя на счет Организации.
13. Организация вправе в любое время до передачи ей пожертвования отказаться от его получения.
14. Если использование Пожертвования на цели, указанные в пункте 8 Оферты становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, пожертвование может быть использовано по другому целевому назначению лишь с согласия Жертвователя. Использование пожертвования не в соответствии с указанным Жертвователем назначением дает право Жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены Пожертвования.
15. В соответствии с Федеральным законом «О защите персональных данных» № 152-ФЗ, принимая условия настоящей Оферты, Жертвователь дает свое согласие на обработку своих персональных данных любыми не запрещенными законом способами для целей исполнения Договора. Организация не передает персональные данные третьим лицам. Согласие действует в течение срока действия Договора, а также в течение 3 (трех) лет с даты его прекращения и может быть отозвано путем направления Одаряемому письменного уведомления в свободной форме не менее чем за 10 календарных дней до момента отзыва согласия.
16. Предоставляемые Жертвователем персональные данные (имя, фамилия, адрес электронной почты, номер банковской карты) является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению. Данные банковской карты Жертвователя передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на сайте: https://www.andrisliepa.com.
17. Реквизиты Организации:
Полное название: Автономная некоммерческая организация Центр Андриса Лиепы по развитию проектов и программ в области культуры и просвещения «Андрис Лиепа Продакшн»
Сокращенное название: АНО «Андрис Лиепа Продакшн»
ИНН/ КПП 7733337350/773301001
ОГРН 1197700003016
Расчетный счет 40703810038000013599
ПАО Сбербанк г. Москва
БИК 044525225
Кор. счет 30101810400000000225
Автор книги: Вацлав Нижинский
Бог – Нижинский
Много легенд существует в мире о великих и знаменитых. Одна из них почти сто лет будоражит умы не только профессионалов и любителей балета, но даже людей, не причастных к этому виду искусства. Это миф о Вацлаве Нижинском – «Боге танца», «первом танцовщике мира и премьере Русских сезонов в Париже», гении и страдальце
Его странная личность всегда вызывала интерес и пристальное внимание. О нем пишутся романы, повести, исследования, пьесы. Снимаются художественные фильмы и телепередачи, ставятся драматические и балетные спектакли, которые, правда, посвящены не столько творчеству, сколько его трагической судьбе
Утверждены многочисленные премии и конкурсы имени Вацлава Нижинского. Годами специалисты по крупицам собирают материалы, чтобы, по возможности, реконструировать его утерянные балеты. А коронные партии Вацлава – Юноша в «Шопениане», Призрак розы и Петрушка в одноименных балетах, сегодня являются украшением репертуара лучших танцовщиков мира. Да и приступая к воплощению партии графа Альберта в «Жизели», сыгравшей роковую роль в судьбе самого Нижинского (его костюм графа, созданный по эскизам А. Бенуа, стал поводом для изгнания танцовщика из Мариинского театра в 24 часа в результате придворно-театральных интриг), серьезные исполнители всегда изучают его мистико-религиозную концепцию партии. Хотя Вацлав Нижинский покинул землю полвека назад, память о нем жива до сих пор…
Снимаются художественные фильмы и телепередачи, ставятся драматические и балетные спектакли, которые, правда, посвящены не столько творчеству, сколько его трагической судьбе. Утверждены многочисленные премии и конкурсы имени Вацлава Нижинского. Годами специалисты по крупицам собирают материалы, чтобы, по возможности, реконструировать его утерянные балеты. А коронные партии Вацлава – Юноша в «Шопениане», Призрак розы и Петрушка в одноименных балетах, сегодня являются украшением репертуара лучших танцовщиков мира. Да и приступая к воплощению партии графа Альберта в «Жизели», сыгравшей роковую роль в судьбе самого Нижинского (его костюм графа, созданный по эскизам А. Бенуа, стал поводом для изгнания танцовщика из Мариинского театра в 24 часа в результате придворно-театральных интриг), серьезные исполнители всегда изучают его мистико-религиозную концепцию партии. Хотя Вацлав Нижинский покинул землю полвека назад, память о нем жива до сих пор…
Рассказ о жизни Вацлава Нижинского – это прежде всего рассказ о легендарной славе русского балета. В то время именно Россия была цитаделью балетного искусства., сберегла наследие предшественников. Но уже в первые два десятилетия нашего века центробежные силы истории разбросали по миру ее прекрасных солисток и премьеров. За границей прошла и большая часть до боли короткой карьеры Вацлава Нижинского. Его Родина, как всегда, была себе верна – пророк отечеству вовсе не нужен. Тем более гениальный, намного опередивший свое время. Оказавшись в силу ряда обстоятельств за рубежом, он страстно мечтал о возвращении в Петербург. Но дорога туда ему, невольному эмигранту, была заказана. Вацлаву часто снился этот сказочный город. Летний сад, где он любил гулять в школьные годы. Ледяные горки на Неве, с которых мчался с бешеной скоростью. Обожаемая мать, которой писал каждый день. Сестра, его самый лучший друг и самый родственный по духу человек. Всю сознательную жизнь сам Нижинский был бесконечно одиноким. По сути, жил в каком-то иллюзорном мире, порой с трудом устанавливая контакт с окружающими…
Вацлав фомич нижинский tamara nijinskaya. Нижинский вацлав фомич — биография. Вацлав Нижинский: Неприличный эгоист Нежинский танцор не страдал шизофренией
Вацлав Нижинский родился в 1889 году в Киеве в семье польских балетных танцовщиков Томаша Нижинского и Элеоноры Береды. Вацлав и его сестра Бронислава пошли по стопам родителей. О старшем брате Станиславе известно немного — с детства он страдал психическим заболеванием и до 1918 года он находился в одной из психиатрических лечебниц Петербурга. Кроме того, известно, что бабушка Вацлава Фомича страдала хронической депрессией, что, в конечном счете, привело к полному отказу от еды и скоропостижной смерти.
В 1907 году Нижинский начал карьеру в труппе Мариинского театра
Вскоре после ухода к молодой любовнице отца семейства, Элеонора вместе с детьми в поисках заработков переехала в Санкт-Петербург. Еще в раннем детстве все эти обстоятельства повлияли на характер будущей звезды балета — у него стали проявляться черты шизофрении, он рос замкнутым и необщительным. К учебе, кроме танцев, он был абсолютно равнодушен — все домашние задания за него выполняла сестра. Однако, это не помешало ему в 1907 году успешно начать карьеру в балете. Вацлава приняли в труппу Мариинского театра, где довольно быстро он становится примой.
Нижинский танцевал уже в то время с такими звездами сцены как Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская. В 1911 году его неожиданно увольняют за довольно откровенный облегающий костюм, выполненный по эскизам Бенуа специально для постановки «Жизели», который якобы не понравился присутствовавшим в тот вечер представителям царской семьи. По другой версии, к его успеху приревновала Анна Павлова, которая славилась эгоцентричным характером и отказывалась делиться с кем бы то ни было лаврами. Без работы Вацлав Фомич оставался недолго, вскоре он присоединился к труппе Сергея Дягилева, известного балетного деятеля, имя которого уже прогремело на всю Европу со своими «Русскими сезонами». Этот период принято считать наиболее плодотворным в творчестве Нижинского и расцветом его карьеры.
Нижинский поставил в 1912 г. «Послеполуденный отдых Фавна» Дебюсси
Не секрет, что у Нижинского и Дягилева были интимные отношения, чему немало поспособствовала мать Вацлава Элеонора, которая не видела ничего плохого в бисексуальных наклонностях сына ради его же продвижения и знакомства с влиятельными людьми из мира искусства. Сам Дягилев крайне ревновал Нижинского к женщинам, с которыми он тоже имел отношения, регулярно посещая публичные дома. Вацлав имел полную свободу творчества и неограниченные финансовые возможности, однако в личной жизни чувствовал себя как птица в золотой клетке своего импресарио. Абсолютно не приспособленный к самостоятельной жизни Нижинский был полностью зависим от своего покровителя — Дягилев отгораживал от частых нападок критиков, которые считали его за нелюдимый и замкнутый характер сродни инопланетному существу.
Первой попыткой Нижинского в качестве хореографа можно считать постановку «Послеполуденного отдыха Фавна» на музыку Дебюсси, которую он осуществил в 1912 году. Танцором он был куда более выдающимся, чем хореографом, за советом он все равно прибегал к Дягилеву. Авангардную постановку с угловатыми движениями и необычной хореографией сочли слишком смелой и она не имела большого успеха. Та же участь ждала вторую постановку Нижинского «Весна священная» на музыку Стравинского с костюмами, сшитыми по эскизам Рериха. Хаотичные и грубые движения, завязанные на стихийности, вырвавшейся на свободу, не были поняты тогдашней публикой. Очевидно, что между Нижинским и Дягилевым назревал конфликт — зависимость Вацлава от своего покровителя тяготила его. И вскоре, во время гастролей по Южной Америке произошел неожиданный поворот — Вацлав женится на малоизвестной венгерской балерине Ромоле Пульски. Узнав о женитьбе своего протеже, Дягилев в гневе незамедлительно отправляет ответное письмо, в котором сухо сообщает, что в его услугах больше не нуждается.
Болезнь и смерть
Первые отголоски явного психического заболевания случились еще во время обучения в Петербургском балетном училище. В характере артиста начали проявляться какие-то странности, и его даже обследовали в клинике для душевнобольных. Возможно, это были первые признаки наследственной болезни, которые через несколько лет проявились в полном объеме.
Неудачи собственной антрепризы после увольнения из театра Дягилева серьезно отразились на душевном здоровье без того неустойчивого Вацлава.
Последний раз Нижинский появился на сцене 26 сентября 1917 года, в балете «Видение розы». Затем он с семьей перебрался в Швейцарию, где ему было легче жить и размышлять о новой системе записи танца. Именно в новом доме Вацлав создал свою книгу (которая была напечатана только после 1950 года) и начал мечтать о собственной школе танца. Но его мечтам не суждено было осуществиться.
Врачи поставили артисту диагноз «шизофрения» и закрыли его в клинике для душевнобольных. Периодически танцовщик то проходил очередной курс лечения, то возвращался домой. В 1945 году Нижинского неожиданно обнаружили в Вене, где он танцевал среди советских солдат. Вацлав начал с упоением общаться с соотечественниками, хотя до этого длительное время просто молчал.
Умер артист в апреле1950 года в психиатрической лечебнице. Нижинскому исполнился 61 год. Причиной смерти стала болезнь почек.
Movies
Directed by Tony Richardson, the screenplay was written by Edward Albee. The film was to star Rudolph Nureyev as Vaslav, Claude Jade as Romola and Paul Scofield as Diaghilev, however producers Albert R. Broccoli and Harry Saltzman canceled the project and it was left unfinished.
Nijinsky (1980)
Directed by Herbert Ross, starring George de la Pena as Vaslav, Leslie Browne as Romola, Alan Bates as Diaghilev and Jeremy Irons as Fokhine. Romola Nijinsky had a writing credit for the film.
The Diaries of Vaslav Nijinsky (2001)
Directed and written by Paul Cox. The screenplay was based directly on Nijinksy’s diaries and read over related imagery. The subject matter included his work, his sickness, and his relationships with Diaghilev as well as his wife.
Дягилев – театральный деятель и антрепренер (1899–1929).
В 1899 руководил на сцене Мариинского театра постановкой балета Л.Делиба Сильвия, которая закончилась неудачей . Пытаясь обновить сценографию балета, в 1901 был уволен за подрыв академических традиций.
Также по теме:
БАЛАНЧИН, ДЖОРДЖ
С 1907 организовывал ежегодные выступления русских музыкантов, т.н. «Русские сезоны за границей»: первым стал сезон «Исторических русских концертов», в которых выступили Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов , А.К.Глазунов , Ф.И.Шаляпин совместно с артистами и хором Большого театра , дирижировал Артур Никиш, непревзойденный интепретатор Чайковского. С этих концертов началась мировая слава Шаляпина. Неслыханный успех подвигнул Дягилева на подготовку другого сезона – русской оперы. Создал комитет под председательством А.С.Танеева , и в 1908 представил в Париже шедевры русской музыки: оперу Борис Годунов с участием Ф.И.Шаляпина в декорациях А.Я.Головина , сцены из опер: Руслан и Людмила М.И.Глинки, Ночь перед Рождеством , Снегурочка , Садко и Царь Салтан Н.А.Римского-Корсакова.
В Петербурге приступил к подготовке третьего, балетного сезона. В комитет по подготовке вошли хореограф М.М.Фокин , художники А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.А.Серов , балетный критик В.Я.Светлов, чиновник Императорского Двора В.Ф.Нувель, большой знаток балета статский советник, генерал Н.М.Безобразов. Комитет работал под патронажем великого князя Владимира Александровича, президента Российской Академии Художеств. Был утвержден репертуар из балетов М.М.Фокина ( Шехерезада Н.А.Римского-Корсакова, Клеопатра А.С.Аренского, Павильон Армиды Н.Н.Черепнина, сцены Половецких пляскок из оперы А.П.Бородина Князь Игорь ). С помощью М.Ф.Кшесинской получил субсидию. Создается труппа из молодежи, интересовавшейся хореографией М.М.Фокина ( А.П.Павлова , Т.П.Карсавина ), А.Р.Больм, А.М.Монахов, В.Ф.Нижинский , из Москвы приглашены В.А.Коралли, Е.В.Гельцер , М.М.Мордкин). Но ссора с могущественной Кшесинской и смерть Владимира Александровича осложнили подготовку. Нужно было обладать большими организаторскими способностями, чтобы возродить сезон, он нашел новых покровителей, французских меценаток Мисию Серт, графиню де Грюффиль и др. Оперно-балетный Сезон 1909 все же состоялся и длился два месяца. Русский балет очаровал всех оригинальностью хореографии, высоким уровнем исполнительского мастерства, танцем кордебалета, блестящей живописью декораций, эффектными костюмами. Каждый спектакль представлял собой изумительное по красоте и совершенству единое художественное целое. Открытием Дягилева стал Нижинский, огромный успех снискали Павлова и Карсавина, сразу же получившие предложения от ведущих театров мира. С 1909 дягилевские сезоны стали ежегодными и получили название «Русских сезонов за границей» (до 1913 они были чисто балетными, с уходом Фокина, Нижинского, Павловой вновь стали оперно-балетными). Поставлены оперы М.П.Мусоргского Борис Годунов , Хованщина , Псковитянка и др. Примером удачного объединения оперы и балета стала опера Римского-Корсакова Золотой Петушок (1914), куда были включены балетные сцены в постановке М.Фокина. С 1910 труппа приобретает интернациональный характер, в нее вливаются известные в будущем танцовщики Патрик Кей (Антон Долин), Элис Маркс (Алисия Маркова), Идрис Станнус (Нинет де Валуа), Мари Рамбер и др. В 1911 сформировал собственную труппу, получившую название «Русский Балет Сергея Дягилева» в 1913, которая гастролировала в Лондоне, Риме, Милане, Мадриде, Барселоне, Лозанне, Берлине, городах Америки. После начала первой мировой войны в 1914 переводит антрепризу в Нью Йорк, в 1917 труппа распалась, т.к. большая часть осталась в США. Дягилев возвращается в Европу и создает новую труппу, которая существовала до 1929. За годы работы труппа поставила более 20 балетов, в том числе 8 балетов Стравинского , открыв его музыку западной публике, способствовала возрождению балета в Европе, где он существовал на подмостках мюзик-холлов, и Америке, где классического балета не было. Новаторское по характеру оформление балетных и оперных спектаклей, выполненное А.Н.Бенуа, Л.С.Бакстом, А.Я.Головиным, Н.К.Рерихом , Н.С.Гончаровой и др. художниками, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие мировой сценографии . Успех «Русского балета» удерживался на завидном уровне в течение многих лет. Режиссер труппы С.Л.Григорьев писал: «Завоевать Париж трудно. Удерживать влияние на протяжении двадцати сезонов – подвиг».
Как выглядит могила Вацлава Нижинского
Памятник на могилке установили спустя много лет благодаря директору благотворительного фонда Игорю Махаеву. Он рассказал, что после смерти Сержа Лифаря за могилой Вацлава некому было ухаживать. Когда Игорь приехал поклониться праху Вацлава, он просто не мог найти место его захоронения. С трудом он все же узнал, где покоится Нижинский, и дал слово поставить ему достойный памятник.
К слову, на следующий год могилу уже должна были уничтожить. Кладбище дорогое, более 10 лет за обслуживание никто не платил. Годовая стоимость могилы за год составляла 200 франков. Игорь заплатил за 50 лет, и обратился в мэрию Парижа со своей идеей памятника. Его предложение было принято.
На Родине Махаев объявил конкурс, в рамках которого было сделано 3 проекта. Победил проект Олега Абазиева. Деньги на изготовление и установку выделила семья французского коммерсанта с русскими корнями.
Надгробие представляет собой задумчивого петрушку, который сидит на своем барабане. Есть надпись: «Усыпальница Нижинского» на французском языке. В качестве прототипа были использованы фотографии Нижинского в гриме Петрушки, сделанные в студии во время тура «Русских балетов» в далеком 1911 году.
Проявление болезни
Со временем Ромола начала замечать в муже некоторые изменения. Болезнь Вацлава Нижинского начала проявляться не сразу. Сначала он стал вегетарианцем и полностью отказался от мяса. А силы-то нужны были для исполнения таких тяжелых танцев. С новой диетой Вацлав ослаб и стал раздражительным.
Далее Нижинский начал подрожать идеологии Льва Толстого. Хотел бросить всё и уехать жить в глухую Сибирскую деревню. Ромола, конечно же, была против, потому что у них подрастает дочь. И нужно зарабатывать деньги на обеспечение семьи.
Потом на него повлияло “непонимание со стороны публики”. Все хотели увидеть знаменитые прыжки Нижинского. А Вацлав хотел, чтобы оценили “глубину души его танца”.
С женой начался разлад. Потому что ему вдруг пришло в голову, что любовное соитие нужно лишь для продолжения деторождения. Соответственно, их отношения дали трещину.
ПОЦЕЛУЙ ШИНШИЛЛЫ
Вторым мужчиной в жизни танцовщика стал Сергей Павлович Дягилев. Вальяжному, импозантному, барственному, с седой прядью в темных волосах, за что его прозвали Шиншиллой, Дягилеву для осуществления его великих замыслов нужен был такой танцовщик, как Нижинский. К тому же он влюбился в это летающее чудо с раскосыми, ориентальными глазами. А Нижинскому, нежному и мягкому, необходим был покровитель, подобный Дягилеву, в котором соединились бульдожья хватка, бешеное тщеславие, гениальное понимание театра. Этот союз двух перевернул весь двадцатый век, и даже в конце столетия многое, чем мы сегодня восхищаемся, было предложено ими.
Правда, во время первого визита Дягилева в дом к Нижинским произошел неприятный эпизод. У них жила маленькая ручная птичка, которую не запирали в клетке. И вдруг за чаем это нежнейшее создание с открытым клювом и поднятыми перьями злобно накинулось на Дягилева. Потрясенная происшедшим мать Нижинского советовала сыну быть поосторожнее с Дягилевым, считая, что он приносит несчастье. Но чуть позже Дягилев сумел очаровать мать Вацлава. Сам же Нижинский очень быстро попал под магнетическое влияние личности Дягилева и его художественных идей. А на пальце Вацлава сверкало уже не золотое кольцо с бриллиантом, а массивное платиновое кольцо с сапфиром от Картье – первый подарок Сергея Павловича.
ГОЛУБОГЛАЗАЯ БЛОНДИНКА
Ближе к 1913 году отношения между Дягилевым и Нижинским — и сексуальные, и творческие — надломились. Дягилев был недоволен хореографией Нижинского. А в быту танцовщик позволял себе такие вольности, которые Дягилев пережить не мог, Можно представить, что испытывал Дягилев, когда узнавал, что его Ваца бывает у проституток, или когда застал его и Огюста Родена, спящими в обнимку в мастерской скульптора. Все это было не по нервам. Дягилев искал Нижинскому замену. Нижинский тоже порядком утомился, он закатывал Дягилеву сцены, даже бил его.
В этот момент и появляется молодая голубоглазая блондинка. Ее упрямству и целеустремленности можно позавидовать. Дочь известной в Венгрии драматической актрисы Эмилии Маркуш, обеспеченная и весьма самоуверенная Ромола де Пульски вела себя покруче, чем агент 007. Девушке приглянулась самая яркая драгоценность русского балета — Нижинский, и она решила ее заполучить, прекрасно понимая, кто законный хозяин этой драгоценности. Если очень хочется, то почему и нет?
Ромола вела себя так осторожно и хитро, что даже ревнивое око Дягилева не смогло ничего заподозрить. Она добилась того, что ей предложили место танцовщицы на время гастролей по Южной Америке. Присутствие в труппе позволяло Ромоле попадаться на глаза Нижинскому
Но замкнутый, недоступный, окруженный заботами Дягилева Нижинский не обращал на нее внимания
Присутствие в труппе позволяло Ромоле попадаться на глаза Нижинскому. Но замкнутый, недоступный, окруженный заботами Дягилева Нижинский не обращал на нее внимания.
Наконец Нижинский остается один, без Дягилева. Это происходит во время путешествия к берегам Южной Америки. Когда Дягилев, которому цыганка нагадала в детстве смерть на воде, панически ее боявшийся, в последний момент отказался плыть, Ромола была вне себя от радости: «Это мой шанс. Двадцать один день в океане и без Дягилева. К тому времени, как мы прибудем в Южную Америку, у меня будет роман с «малышом» — так называла она Нижинского. Который продолжал ее не замечать, даже не здоровался с ней, хотя Ромола была ему представлена. Ее представляли ему вновь, и он снова ее не узнавал.
Вацлав Нижинский в балете «Жизель» 1910
Но вот однажды… Была прекрасная лунная ночь, из гостиной доносились звуки танго. Нижинский стоял в углу палубы, прислонясь к поручням и обмахиваясь маленьким черным веером, украшенным позолоченной розой. Ромолу в очередной раз представили ему
Желая обратить на себя внимание, она снимает с пальца кольцо и передает Нижинскому: «Мой отец привез его из Египта. Это талисман, и он приносит удачу». Нижинский подержал кольцо на ладони, а затем надел Ромоле на палец:
Нижинский подержал кольцо на ладони, а затем надел Ромоле на палец:
«Я уверен, оно принесет вам счастье». Ночь Ромола провела в молитвах о Нижинском. Наутро, а шел шестнадцатый день путешествия, к Ромоле подошел барон Гинцбург и сообщил: «Ромола Карловна, поскольку Нижинский не может говорить с вами сам, он просил меня узнать, согласны ли вы выйти за него замуж?» Ромола расплакалась, подумав, что над ней издеваются, но вечером она ответила: «Да».
Тёща
Все родственники и друзья Ромолы, особенно ее матушка, были против Нижинского. Ведь во время Первой мировой войны негоже было держать русского у себя дома. Их отказывались обслуживать даже слуги.
Вацлав не мог найти подходящего места для тренировок. В театры его не пускали, а летняя терраса виллы была вымощена камнем
Молодая пара все больше уделяла внимание воспитанию дочери Киры
Из воспоминаний жены:
Теща ненавидела своего зятя. Она и ее слуги обвиняли Вацлава во всех грехах. Сломался нагреватель, стены покрылись плесенью, потерялась кошка – во всем виноват был именно он.
Нижинский очень скучал без искусства. И старался занять себя разработкой новых балетов. Он сам придумывал движения, музыку, рисовал эскизы костюмов и наброски декораций.
Все вечера проводил за разработкой системы для записей танцев. Но вот однажды утром за молодой парой пришли военные и обвинили Вацлава в том, что он разрабатывает шпионский план.
Приложив большие усилия, Нижинским удалось доказать, что это лишь записи по искусству. Как они выяснили потом, “сдала” их мать Ромолы из-за собственной неприязни к зятю.
Прыжок
Уникальность Вацлава Нижинского как танцора заключалась в умении превосходно прыгать. Он слово парил над землей, застывая воздухе на несколько секунд. Ему с легкостью давались любые технически трудные пируэты.
У юного танцовщика были достаточно мускулистые ноги. Мышцы на бедрах были натянуты как луки. Его сильные руки с легкостью поднимали партнершу и подбрасывали в воздух.
В нем гармонично соединялись пластичность, невесомость и техническое совершенство. Итальянский виртуозный хореограф Энрико Чекетти, который служил в Мариинке в те годы, был настоящим учителем для Нижинского.
Артист Вацлав Нижинский всегда был разным. В каждой роли он преподносил себя нового. В нем менялось все: выражение лица, прическа, цвет кожи и даже рост.
Нижинский день за днем шлифовал свое мастерство и азы профессии балетного артиста. Но в глубине души понимал, что танец имеет более многозначную функцию. Ему хотелось открытий и реформ.