Вибрафон

История изобретения и развития вибрафона

Область применения в музыке

Роль виброфанов в музыке стала шире. От сольных выступлений до вливаний в общие основы.

Виброфон нашел широкое применение в джазе и поп-музыке.30 Он получил широкую известность после того, как его использовал джазовый певец Луи Армстронг. Первая запись в студии была создана с помощью этого инструмента. Это была композиция «Your Memories». Позже другие исполнители стали использовать виборофон.

Как сольный инструмент виброфан начал использоваться с 1938 года, когда зазвучали джазовые композиции квартета «Goodman Jazz Quartet» Бенни Гудмана.

Впервые виброфон для оркестровой музыки применил австрийский музыкант Альбан Берг в Опере Лулу в 1937 году. Виброфоны в академических произведениях использовали и другие композиторы — Б. Бриттин, И. Стравинский, С. Шостакович. Библейские партии были включены в ноты балета и оперы, оркестровых композиций.

В 1960-х годах Г. Бертон из Jazzmen-Virtuos сочинял в атмосфере с двумя молоточками в руках. Вслед за ним другие музыканты стали осваивать более сложные техники, доведя их число до шести.

Этот инструмент используется для создания саундтреков к фильмам. Вибрирующие звуки создают оригинальное музыкальное сопровождение. Некоторые из известных саундтреков — это музыкальные дорожки к таким фильмам, как «Альфред Хичкок», «451 градус по Фаренгейту». Кроме того, известная песня «Commercial Imbibing» была записана с использованием звука виброфона.

Конструкция инструмента

Конструкция корпуса схожа с ксилофоном, но имеет различие. Разница заключается в клавиатуре. Клавиши расположены на специальной дощечке с колесами на днище. Электромотор реагирует на нажатия клавиш и активирует лопасти, действие которых влияет на вибрирующий звук. Вибрация создается перекрытием трубчатых резонаторов.

Инструмент обладает демпфером. Деталь предназначена для глушения и смягчения играемого звука. Демпфер управляется педалью, расположенной в нижней части вибрафона.

Клавиатура металлофона изготовлена из алюминия. Отверстия вырезаны по всей длине клавиш до конца. Звук извлекается ударами молоточков по клавишам. Число молоточков — 2-6. Различаются формой и твердостью. Наиболее распространенная форма с круглой головкой. Чем тяжелее молоточек, тем громче и звонче будет звучать музыка.

Стандартный строй — диапазон из трех октав, от F до среднего C. Диапазон в четыре октавы также распространен. В отличие от ксилофона вибрафон не транспонирующий инструмент. В 30х годах прошлого века производители выпускали сопрано металлофоны. Тембр звучания сопрано-версии — C4-C7. Модель «Deagan 144» была уменьшенной, в качестве резонаторов был использован обычный картон.

История вибрафона

Первый музыкальный инструмент под названием «Vibraphone» поступил в продажу в 1921 году. Выпуском занималась американская компания Leedy Manufacturing. Первая версия металлофона имела много мелких отличий от современных моделей. К 1924 году инструмент получил достаточно широкое распространение. Популяризации способствовали хиты «Gypsy Love Song» и «Aloha Oe» эстрадного исполнителя Луиса Френка Чиа.

Популярность нового инструмента привела к тому, что в 1927 году компания J.C. Deagan Inc решает разработать похожий металлофон. Инженеры Deagan не стали полностью копировать строение конкурента. Вместо этого были представлены значительные улучшения конструкции. Решение использовать алюминий вместо стали как материал для клавиш улучшило звучание. Регулировка строя стала удобнее. В нижнюю часть была установлена педаль демпфера. Версия Deagan быстро обошла и заменила предшественника.

В 1937 году произошла очередная модификация конструкции. Новая модель «Imperial» отличалась диапазоном в две с половиной октавы. Дальнейшие модели получили поддержку электронного вывода сигнала.

Область применения в музыке

Роль вибрафона в музыке широка: от сольного исполнения до вливания в общий тональный фон.

Вибрафон нашел широкое применение в джазовой и эстрадной музыке. В 30-ые гг. он получает большую известность после его применения джазовым певцом Луи Армстронгом: была сделана первая студийная запись с использованием данного инструмента. Это была композиция «Memories of you». После этого вибрафон стали использовать также другие исполнители.

В качестве сольного инструмента вибрафон стал использоваться с 1938 года, когда на нем зазвучали джазовые композиции квартета «Goodman Jazz Quartet» Бенни Гудмена.

Первым из композиторов вибрафон для оркестровой музыки применил австрийский музыкант Альбан Берг в 1937 году в опере «Лулу». Другие композиторы также использовали вибрафон в академических произведениях – Б. Бритен, И. Стравинский, С. Шостакович. Вибрафонные партии включались в нотные записи балетов и опер, композиции для оркестров.

В 60-ых годах джазмен-виртуоз Г. Бертон исполнял на вибрафоне композиции, держа в руках по два молоточка. Вслед за ним сложными техниками стали овладевать другие музыканты, доведя количество до шести.

Инструмент используется в создании саундтреков к кинофильмам. Вибрирующее звучание создает оригинальное сопровождение. Одни из известных саундтреков – музыкальные дорожки к фильмам Альфреда Хичкока, «451 градус по Фаренгейту» и др. Также с применением звуков вибрафона записана знаменитая песня «Подмосковные вечера».

Звучание вибрафона

Инструмент имеет характерное вибрирующее звучание, которое обеспечивается резонаторами на электромоторчике. С помощью педали-демпфера можно делать звук приглушенным или продлевать его на определенный период. Когда педаль приподнята, звучание приглушено. Когда нажата, то звук вибрафона после удара может затухнуть по прошествии 8-10 секунд.

Извлекаемые звуки имеют широкий диапазон. На их разнообразие влияет мастерство исполнителя и количество используемых ударных элементов. Также тембр зависит от формы головки и твердости молоточка – от металлического звука до мягкого звучания. Громкий и звонкий звук получается от тяжелого молоточка. Использование большего их количества позволяет разнообразить композиции и исполнять сложные партии.

История вибрафона

Считается, что первый в мире вибрафон прозвучал в начале 20-го века, а именно в 1916 году. Герман Винтерхоф, американский мастер из Индианаполиса, проводил эксперименты с музыкальным инструментом маримбой и электрическим мотором. Он хотел добиться совершенно нового звучания. Но преуспеть в этом удалось только в 1921 году. Именно тогда, впервые звучание нового инструмента услышал, известный в то время, музыкант Луи Франк, и сразу же влюбился в него. Инструмент, не имевший в то время названия, помог Луи записать произведения «Gypsy Love Song» и «Aloha ‘Oe». Благодаря этим двум произведениям, которые можно было слышать на радиостанциях, в ресторанах и других общественных заведениях, инструмент без названия, приобрел огромную славу и популярность. Его начали изготавливать и выпускать сразу несколько компаний, причем название у каждой из них было своим, одни придумали вибрафон, другие вибрахарп.

На сегодняшний день, инструмент получил название вибрафон, и собирается во многих странах, таких как Япония, Англия, США и Франция.

В оркестре вибрафон впервые прозвучал в 1930 году, благодаря легендарному Луи Армстронгу, который услышав неповторимое звучание, не смог пройти мимо. Благодаря оркестру, была записана и зарегистрирована первая аудиозапись со звучанием вибрафона, в известном и по сей день произведении под названием «Memories of you».

После 1935 года, вибрафонист Лайонел Хэмптон, который играл в оркестре Армстронга, переходит в известную джаз группу «Goodman Jazz Quartet», и знакомит исполнителей джаза с вибрафоном. Именно с этого момента, вибрафон стал не только ударным инструментом в исполнении оркестра, но и отдельной единицей в джазе, благодаря коллективу Гудмана. Вибрафон стали использовать в качестве отдельно звучащего музыкального инструмента. По окончании Второй Мировой войны, он покорил сердца не только джазовых исполнителей, но и слушателей, сумев полностью закрепиться на мировых сценах.

До 1960 года, игра на инструменте производилась двумя палочками с шариками на концах, затем, известный исполнитель Гари Бертон решил поэкспериментировать, стал играть четырьмя, вместо двух. После использования четырех палочек история вибрафона стала меняться на глазах, в инструмент будто вдохнули новую жизнь, он зазвучал новыми нотами, стал более насыщенным и интересным в исполнении. С помощью такого способа, можно было играть не только легкую мелодию, но и ставить целые аккорды.

В современной истории, вибрафон считается многогранным инструментом. На сегодняшний день, исполнители способны играть на нем шестью палочками одновременно.

Устройство инструмента

По своей основе инструмент напоминает клавишные – пианино или фортепиано. Но звуки извлекаются не нажатием пальцев, а ударами специальными молоточками. Этим он похож на ксилофон, но имеет некоторое различие.

Внешне вибрафон представляет собой раму, установленную на колесики. Габариты конструкции громоздкие, вес инструмента составляет около 60 кг.

На верхней, трапециевидной части рамы расположены металлические пластины разной длины. Чаще всего они изготавливаются из алюминия. Пластины располагаются в 2 ряда, и, в отличие от ксилофона, находятся на одном уровне. По всей их длине вырезаны отверстия.

Снизу каждой пластины находится усиливающий звучание резонатор, представляющий собой металлическую трубку. Он имеет отверстия, которые регулируются с помощью небольшого электромотора. Техническое устройство реагирует на нажатие клавиш и двигает лопасти, которые перекрывают трубчатые резонаторы. В результате звук начинает вибрировать.

Вибрафоновые молоточки состоят из резиновой головки, обернутой пряжей или шнуром, и рукоятки, чаще всего деревянной, но возможно также использование стекловолокна и нейлон. Для разнообразия звучания форма головки может быть разной, но наиболее часто используется круглая.

Молотки сконструированы таким образом, что при ударе сразу отскакивают и не гасят вибрацию пластин.

В нижней части рамы корпуса имеется педаль, подобная фортепианной. На некоторых моделях используется также педаль эффектов, подобно той, которая используется на электрогитаре.

Производители

На протяжении 1930-х и 1940-х годов каждый производитель привлекал своих последователей в различных областях, но виброфоны Deagan были моделями, предпочитаемыми многими из нового класса профессиональных джазовых исполнителей. Диган заключил соглашения о поддержке со многими ведущими игроками, включая Лайонела Хэмптона и Милта Джексона . Компания Deagan прекратила свою деятельность в 1980-х годах, и ее товарный знак и патенты были куплены Yamaha . Yamaha продолжает выпускать ударные инструменты на основе разработок Дигана.

Массер M-55 Pro Vibe, флагман виброфона линии Массер, в играется профессионалами и в школах вокруг Соединенных Штатов

В 1948 году Клер Омар Мюссер , дизайнер в Deagan, основал компанию Musser Mallet . Компания Musser продолжает производить виброфоны как часть Ludwig Drum Company и многими считается отраслевым стандартом.

По состоянию на 2020 год существует множество производителей вибрафонов, которые производят виброфоны с диапазонами до 4 октав (C3 – C7). В список входят Adams, Bergerault, DeMorrow, Majestic, Malletech, Marimba One, Musser, Premier и Yamaha.

История

Бывшая штаб-квартира JC Deagan, Inc. в Чикаго, где Генри Шлютер изобрел вибрафон. Сейчас (2008 г.) дом компании Century Mallet Instrument Service.

Примерно в 1916 году производитель инструментов Герман Винтерхофф из Leedy Manufacturing Company начал экспериментировать с эффектами « vox humana » на трехоктавной (FF) стальной маримбе . Прикрепив мотор, он мог создавать эффекты вибрато, отсюда и название « вибрафон ». Этот инструмент продавался компанией Leedy Manufacturing Company в США, начиная с 1924 года. Однако этот инструмент значительно отличался от инструмента, который сейчас называется вибрафоном. Вибрафон Leedy не имел педального механизма и имел стержни из стали, а не из алюминия. Вибрафон Лиди стал популярным после того, как он был использован в новых записях « Aloha ‘Oe » и «Gypsy Love Song» в 1924 году исполнителем водевиля Луи Франком Чиха.

Лайонел Хэмптон играет на вибрафоне в 1946 году

Популярность инструмента Лиди привела к тому, что конкурент JC Deagan, Inc. , изобретатель оригинальной стальной маримбы, на которой был основан дизайн Лиди, попросил своего главного настройщика Генри Шлютера разработать аналогичный инструмент в 1927 году. Однако вместо того, чтобы просто копировать В дизайне Leedy Schluter внес несколько значительных улучшений: изготовление стержней из алюминия вместо стали для более «мягкого» звука, корректировка размеров и настройка стержней для устранения диссонирующих гармоник в дизайне Leedy (дальнейшее смягчение звука) , а также введение демпферной планки с ножным управлением, позволяющей музыкантам играть на ней более выразительно. Дизайн Шлютера стал более популярным, чем дизайн Лиди, и стал шаблоном для всех инструментов, которые теперь называются « вибрафон» .

Однако, когда Диган начал продавать инструмент Шлютера в 1928 году, они назвали его « вибраарфой» . Поскольку это имя было зарегистрировано под торговой маркой Deagan, другие производители были вынуждены использовать более раннее название « вибрафон » для своих инструментов с новым дизайном.

Использование вибрафона в джазе популяризировал Лайонел Хэмптон , джазовый барабанщик из Калифорнии. На одной записи с лидером группы Луи Армстронгом Хэмптона попросили сыграть на вибрафоне, оставленном в студии. В результате в 1930 году была записана песня « Воспоминания о тебе », которую часто считали первым экземпляром импровизированного соло на вибрафоне.

Первыми классическими композиторами, использовавшими вибрафон, были Альбан Берг , который широко использовал его в своей опере « Лулу» в 1935 году, и Уильям Грант Стилл , который использовал его в своем произведении « Каинтак» в том же году. Хотя вибрафон не так широко использовался в сфере классической музыки, его часто можно услышать в театральной музыке или фильмах, например, в « Вестсайдской истории» Бернштейна .

Первоначальная цель вибрафона заключалась в том, чтобы добавить к большому арсеналу звуков ударных, используемых оркестрами водевиля для создания новых эффектов. Это использование было быстро подавлено в 1930-х годах, когда он превратился в джазовый инструмент. С 2020 года он сохраняет свое использование в качестве джазового инструмента и зарекомендовал себя в качестве основного ударного клавишного инструмента, часто используемого для сольных партий, в камерных ансамблях и в современных оркестровых композициях.

Классические произведения с вибрафоном

Оркестр маримбистов и вибрафонистов начала 1940-х гг.

Хотя вибрафон преимущественно использовался для джазовой музыки, многие классические пьесы были написаны с использованием этого инструмента либо в качестве солиста, либо с выдающейся партией. Известные работы включают:

  • Ферде Грофе : Люкс Гранд-Каньон (1931)
  • Альбан Берг : Лулу (1935)
  • Рой Харрис : Симфония № 3 (1939)
  • Мортон Гулд : Harvest , для вибрафона, арфы и струнных (1945)
  • Дариус Мийо : Концерт для маримбы, вибрафона и оркестра, соч. 278 (1947)
  • Бенджамин Бриттен : Весенняя симфония (1948–1949)
  • Ральф Воан Уильямс : Антарктическая симфония (Симфония № 7) (1952)
  • Алан Ховхенесс : Цветущий персик , музыкальное сопровождение к пьесе Клиффорда Одетса , для кларнета, альт-саксофона, литавры, тамтама, вибрафона, глокеншпиля, арфы и челесты, соч. 125 (1954)
  • Ральф Воан Уильямс : Симфония № 8 (1955)
  • Пьер Булез : Le marteau sans maître для контральто и шести инструменталистов, с выдающейся партией для вибрафона (1955)
  • Бенджамин Бриттен : Принц пагод (1957)
  • Зигфрид Финк : Концерт для вибрафона с оркестром (1958–59)
  • Карлхайнц Штокхаузен : Припев , для фортепиано, вибрафона и челесты (1959)
  • Уильям Уолтон : Симфония № 2 (1960)
  • Леонард Бернштейн : симфонические танцы из Вестсайдской истории (1961)
  • Жан Барраке : Концерт для вибрафона, кларнета и шести инструментальных групп (1962–68)
  • Рене Лейбовиц : Тройные каприсы для вибрафона op.70 (1966)
  • Игорь Стравинский : Песни Реквиема (1966)
  • Мечислав Вайнберг : Пассажир (1968)
  • Дмитрий Шостакович : Симфония № 14 (1969)
  • Дмитрий Шостакович : Симфония № 15 (1971)
  • Алан Ховхенесс : Spirit Cat , сюита для сопрано, вибрафона и маримбы, соч. 253 (1971)
  • Бенджамин Бриттен : Смерть в Венеции (1973)
  • Стюарт Сондерс Смит : серия Links , 11 работ (1975–1994)
  • Томаш Свобода : Утренняя молитва , для четырех перкуссионистов, соч. 101 (1981)
  • Томаш Свобода : Трио в стиле барокко , для вибрафона, электрогитары и фортепиано, соч. 109 (1982)
  • Стив Райх : Секстет , для четырех перкуссионистов и двух клавишников (1984–1985)
  • Франко Донатони : Омар (1985)
  • Пьер Булез : » … explosante-fixe … «, версия для вибрафона и электроники (1986)
  • Мортон Фельдман : Для Стефана Вольпа для хора и двух виброфонов (1986)
  • Филипп Манури : Solo de vibraphone (1986)
  • Лиор Навок : V5 — для вибрафона и струнного квартета (1994)
  • Эммануэль Сежурне : Концерт для вибрафона с оркестром; Концерт для вибрафона и фортепиано (1999)
  • Карлхайнц Штокхаузен : Strahlen для вибрафона (опционально с глокеншпилем) и десятиканальной электронной музыки (2002)
  • Карлхайнц Штокхаузен : для вибрафона (2003)
  • Гил Шохат : Тир и Иерусалим (2003)
  • Уильям П. Перри : Джеймстаунский концерт (2008)
  • Гил Шохат : Детские мечты (2010),
  • Луиджи Морлео : Диритти: Концерт без ограничений для вибрафона и струнного оркестра (2013)
  • Томми Виг : Концерт для арфы с оркестром (2013)
  • Фабиан Мюллер : Концерт для вибрафона с оркестром (2014)
  • Паскаль Шумахер : Концерт Windfall для вибрафона с оркестром (2016)

Роль в музыке

С момента появления вибрафон стал важной составляющей джазовой музыки. В 1931 году мастер перкуссии Лайонел Хэмптон записал композицию «Les Hite Band»

Считается, что это первая студийная запись с вибрафоном. Позже Хэмптон стал участником группы «Goodman Jazz Quartet», где продолжил использование нового металлофона.

Австрийский композитор Альбан Берг первым задействовал вибрафон в оркестровой музыке. В 1937 году Берг поставил оперу «Лулу». Французский композитор Оливье Мессиан представил ряд партитур с использованием металлофона. Среди работ Мессиана «Туарангалила», «Преображение Иисуса Христа», «Святой Франциск Ассизский».

Российский композитор Игорь Стравинский написал «Requiem Canticles». Композиция характера интенсивным использованием вибрафона.

В 1960х популярность обрел вибрафонист Гари Бертон. Музыкант отличился новаторством в звукоизвлечении. Гари разработал технику игры четырьмя палочками одновременно, по 2 на руку. Новая техника позволила играть сложные и разнообразные композиции. Такой подход изменил мнение о инструменте, как о несколько ограниченом.

История создания

Первая атмосфера появилась в США. Он был разработан немцем Винтерхофом, который работал над созданием инструмента с 1916 по 1921 год. Мастер долго экспериментировал с инструментами маримбы, изменяя и дополняя конструкцию; одним из вариантов было присоединение электромотора и получение другого звука. В результате был изобретен виброфон-виброфон. Это единственный ударный инструмент с таким техническим устройством. Ранние модели несколько отличаются от современных. Например, не было педального дермпфера, а клавиши не были сделаны из алюминия. В дальнейшем конструкция виброфана неоднократно менялась, делая его более удобным и более приспособленным к звучанию.

В настоящее время производство виброфонов хорошо развито. Инструмент производится известными компаниями в разных странах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: