Творчество
С 1918 года Гершвин больше не нуждался в ресторанных подработках, отпала нужда в частных уроках, он занимался тем, что ему нравилось, и получал за это деньги – Джордж писал музыку для бродвейских мюзиклов. Он работал в качестве композитора с джаз-бэндом Пола Уайтмена. За год он писал до 10 мюзиклов, многие из песен приобретали огромную популярность.
Так появилась «Рапсодия в блюзовых тонах». В феврале 1924 года на премьеру пришла слишком разномастная публика, в первом ряду сидели именитые люди в мире музыки: Рахманинов, Годовский, Стравинский. Успех был ошеломительный, рапсодия нокаутировала зрителей, а к Гершвину пришла настоящая слава.
А там, где слава, там и материальное благосостояние. Семья Гершвинов купила на 103-авеню дом в 5 этажей и отправилась в трёхлетнее путешествие по Европе. Джордж сам продумал весь маршрут, поездка началась с Лондона, потом был Париж, и закончилось путешествие в Вене.
По возвращении из Европы у Гершвина на руках уже была набросана симфоническая поэма «Американец в Париже».
Премьера прошла в филармоническом обществе Нью-Йорка. А через три года «Американец в Париже» звучал в Куинс-холле в Лондоне. Успех был грандиозным, после чего симфоническая поэма вошла в постоянный репертуар многих мировых оркестров.
Музыка и стиль композитора Джорджа Гершвина сочетает в себе сразу многое:
- симфоническую классику;
- современные негритянские ритмы;
- народный фольклор;
- оригинальную мелодию;
- экспрессию;
- резкие ритмы.
С приобретением мировой известности Джордж предложил своему старшему брату Айре стать соавтором его мюзиклов и песен. Айра с удовольствием согласился, но взял себе псевдоним Артур Фрэнсис (это два имени их младшеньких брата и сестры), он считал, что Гершвин в мировой музыке должен быть один – Джордж.
Их творческий союз получился очень плодотворным, братья создали около 20 мюзиклов для Бродвея и кино. Более востребованного дуэта в то время не было. Особенно триумфальным получился мюзикл «Lady, Be Good», одну композицию из него назвали лучшей любовной балладой ХХ века.
Детство, юность, творчество
Родился 26 ноября в семье еврейских переселенцев в Бруклине. Отец, Моррис Гершвин, в США владел рестораном. Музыкальностью родители не отличались. У Гершвинов было 4 детей, и все были связаны с музыкой. Яков — второй сын. На протяжении жизни сотрудничал со старшим братом Айрой — поэт песенник. Джордж в детстве был неуравновешенным и неуправляемым хулиганом, мог стать гангстером, подворовывал и постоянно встревал в драки — никаких надежд не подавал.
В 11 лет, когда старшему брату купили пианино и под впечатлением игры на скрипке одноклассника Макса Розенцвейга, Яков начал самостоятельно постигать азы игры на пианино. Спустя год родители наняли учителя для Джорджа.
Чарльз Хамбитцер — первый учитель познакомил Якова с фортепианной классической музыкой, ранними работами Арнольда Шенберга и произведениями Равеля и Дебюсси.
Незабываемое впечатление получил после прослушивания классической «Мелодии» А. Рубинштейна, обработанной в регтайм — танцевальная музыка, популярная в США в период с 1900 по 1918, напоминала марш — предшественница джаза.
Образования в учебном заведении Гершвин не получил. До всего доходил сам. На своем творческом пути композитор никогда не переставал обучаться и совершенствовал навыки и методы. Завязал знакомства с известными деятелями искусства того времени, такими как, например, композитор и профессор Иосиф Моисеевич Шиллингер, который разработал математический алгоритм для сочинения музыки.
В 14 лет устроился в «Тин Пэн Элли» на работу. Для посетителей Яков играл на пианино.
1914 г. — премьера первого произведения
Не увенчалась успехом, но привлекла внимание Зигмунда Ромберга, который использовал музыку Гершвина. Так Гершвин появился на Бродвее и дебютировал как композитор с песней «Swanee», которая впервые прозвучала в мюзикле «Синдбад».
В 18 лет Джордж создал первую оперетту
Композитора привлекали новые направления. Написал песню «Когда вы захотите», которую замечательно исполнила Софи Такер.
Когда Гершвину было 19 в его талант поверил Макс Дрейфус — глава Хармса. Еженедельно выплачивали автору вознаграждение.
1918 год — первый успех. Песня «В нем что-то есть» стала шлягером и переиздавалась еще 10 лет.
Сочинил первую одноактную оперу в 1922 г. — «Голубой вагончик».
Яков пишет для Бродвея (куплеты и мюзиклы).
Пол Уайтман в 1924 г. предложил композитору сотрудничество. В этот период написана «Rhapsody in Blue» для фортепиано с оркестром. На премьере присутствовал сам Рахманинов. Успех был ошеломительный.
В 1928 г. создает симфонию «Американец в Париже» после трехгодичного творческого турне по Европе. Грандиозным был успех в Лондоне, но сердце композитора Д. Гершвина рвалось в Париж. Джордж желал поскорее познакомиться с известным французским композитором Морисом Равелем, музыкой которого он всегда восхищался — она привлекала композитора необычайной и неповторимой гармонизацией. Париж впечатлил Джорджа не только музыкой, но и достопримечательностями. Волнующая и незабываемая атмосфера французской столицы отразилась в поэме композитора «Американец в Париже», где он объединил классику, джаз и фольклор. Успех был грандиозным. Мнения критиков разделились. Одни считали ее «приторной и вульгарной», другие — «радостной и притягательной».
Сочинил «Second Rhapsody» в 1931 г.
В 1932 году был удостоен Пулитцеровской премии за шоу «Of Thee I Sing».
На основе реальных событий создана балладная пьеса «Porgy and Bess» (Порги и Бес) — опера амбициозная по роману Д. Хейуорда принесла Д. Гершвину всемирную славу. В работе над многоактной оперой от композитора потребовалось более глубокого проникновения в тайны музыкальной классики — Гершвин обогатил давно устоявшийся жанр, использовал банджо и африканские барабаны. Он создал новый ни на что не похожий стиль. Премьера баллады состоялась в 1935 г. в Бостоне. «Порги и Бес» имела огромный успех и вошла в десятку лучших американских произведений всех времен. Нет в мире джазмена, который не знал бы «Колыбельную Клары».
1936 год — переехал в Голливуд и подружился с Арнольдом Шенбергом. Сочинил песни для 3‐х фильмов.
Начались головные поли и головокружения. Многие полагали, что это следствие переутомления и игры в гольф, но в 1937 году врачи диагностировали онкологическое заболевание. В клинике «Седарс Синай» Якову удалили опухоль, но было уже поздно. Умер 11 июля.
Гершвин Джордж: биография успеха
Казалось бы, творческая удача благоволит молодому Гершвину. Но путь успеха и славы даже для талантливых людей тернист и сложен. Пять лет работы на Бродвее в качестве автора либретто не принесли Гершвину желаемого успеха. Дело было во многих обстоятельствах — от неудачных, невыразительных сюжетов до неспособности продюсеров сделать шоу востребованным. В этот период композитор Джодж Гершвин пополнил свою биографию оперой «Голубой понедельник». Выпущенное в свет в 1922 году это произведение не стало уникальным и неповторимым, но оно показало потенциал Гершвина. Именно в этом году один из знаменитых композиторов и музыкантов Америки начала 20 века Берил Рубинштейн назвал молодого автора «великим», увидев в его творчестве искру гениальности, требующую развития.
С того момента творчество Джорджа Гершвина, его биография наполнились успешным созиданием всемирно любимой музыки.
Джордж Гершвин в 10 лет
Джазовая эпоха в Америке славится действительно выдающимися музыкантами. В список талантливых, и даже гениальных, композиторов заслуженно входит Джордж Гершвин. Музыкант прожил яркую, но короткую жизнь.
Обретение музыки
Мальчик с детства был очарован музыкой. Даже катаясь на коньках, он мог замереть на месте, услышав красивую мелодию. Более всего его манил джаз, но и классика ему тоже нравилась. Однажды в школе выступал Макс Розенцвейг: он играл на скрипке «Юмореску» А. Дворжака. Музыка покорила будущего композитора. Он долго ждал скрипача после концерта, а не дождавшись, отправился к нему домой. Позже они подружились, и именно Макс открыл Джорджу мир музыки. У Розенцвейга в доме он слушал музыку и учился на слух играть на фортепиано.
Родители очень обрадовались, узнав, что у сына появился сильный интерес в жизни и явные способности. Они записали его в музыкальную школу, но систематические занятия, сольфеджио и гаммы категорически не нравились Джорджу. Он так и не получил музыкального образования. Но все же в мире появился новый самобытный музыкант – Гершвин Джордж, биография которого теперь уже была неразрывно связана с творчеством. Только Чарльзу Хамбицеру удалось найти общий язык с юношей. Он давал ему уроки игры на пианино, порекомендовал специалистов по гармонии и оркестровке.
Детство
Джордж появился на свет 26 сентября 1898 года. Это произошло в Америке, в Нью-Йоркском районе Бруклине. Имя, которое он получил при рождении, – Яков.
Его родители имели еврейское происхождение, и ещё задолго до появления детей эмигрировали в Америку. Папу Джорджа звали Мойше Гершовиц, переехав в США ему пришлось поменять имя на Моррис Гершвин, он эмигрировал из Санкт-Петербурга в 1890 году. Работал Моррис сапожником на фабрике по производству женской обуви. Мама Джорджа, Роза Брускина (дочь скорняка), переехала в Америку из Одессы чуть раньше своего будущего мужа.
Всего в семье Гершвинов родилось четверо детей, Джордж был вторым. Жили они небогато, в небольшой квартирке в деревянном доме. По сравнению с другими детьми, Джордж был совершенно несносный и капризный. Когда начал обучение в школе, то к знаниям особо не тянулся, чем сильно расстраивал мать, которая мечтала видеть своих детей учителями.
Зато во дворе он лучше всех мальчишек катался на коньках, даже получил звание чемпиона улицы. Но друзья часто замечали такие моменты, когда Джордж как будто переставал замечать всё, что происходит вокруг, уходил в себя. Причиною этому была музыка. Он мог услышать красивую мелодию и замереть прямо посреди катка.
В 8-летнем возрасте Джорджа глубоко впечатлил во время школьного концерта игравший «Юмореску» Марк Розенцвейг, который в будущем стал известным в Америке скрипачом. Маленький Гершвин полтора часа ждал музыканта под проливным дождём, а когда узнал, что тот давно ушёл через другой ход, побежал к Розенцвейгу домой.
Джордж подружился с Марком, стал бывать у него дома, где больше всего его привлекло фортепиано. Именно Марк открыл для Джорджа таинственный мир музыки; бывая у него в гостях, мальчик слушал много произведений, больше всего ему нравились классика и джаз. Гершвин сам обучался игре на музыкальном инструменте, подбирая по слуху популярные мелодии.
К тому времени старший брат Джорджа Айра уже учился в музыкальной школе. Но каково было удивление родителей, когда они обнаружили, насколько младший сын преуспел в самостоятельном овладении фортепиано, что оставил позади старшего. Тогда они поняли, что отдавать в музыкальную школу надо и Джорджа.
Гершвин Джордж
Джордж Гершвин: образец джазовой музыки
Джордж Гершвин, непревзойденный мастер исполнения и сочинения джазовой музыки, по праву считается одним из лучших композиторов в истории Соединенных Штатов Америки. В своей музыке, по словам самого композитора, он старался передать дух свободы, бурлящую энергию американцев того времени.
Краткая биография
Как практически все население Америки, состоящее из волн эмиграции разных периодов и их потомков, Джордж Гершвин не является исключением. Он родился 26 сентября 1898 года в семье еврейского эмигранта из России, настоящее имя композитора – Янкель Гершовиц.
Детство Джордж провел в районе Ист-Сайд в Нью-Йорке. Родители не подозревали, какой музыкальный талант заложен в их озорном малыше, пока не купили пианино, предназначенное для занятий старшего брата Джорджа (всего в семье было четверо детей).
Взяв несколько уроков музыки у разных педагогов, Гершвин посвящает свою юность ежедневным многочасовым импровизациям за инструментом. Игнорируя мнение родителей, шестнадцатилетний будущий композитор устраивается на работу продавцом нот в музыкальный магазин. Он с удовольствием играет для посетителей на пианино, установленном в магазине, и мечтает попробовать себя в сочинении музыки.
Через два года состоялся композиторский дебют Гершвина: его музыка прозвучала на эстраде одного из music-холлов на Бродвее. Дебют вышел удачным, Гершвина заметила не только публика, но и нью-йоркские продюсеры. Одно из произведений Гершвина, — песня «Swanee», — вошла в мюзикл «Синдбад», прозвучала в одном из фильмов и была многократно издана на пластинках.
Расцвет творчества
В 1919 году состоялась премьера мюзикла «Ла Ла Люсиль», музыка которого была полностью основана на сочинениях Гершвина, а в последующие шесть лет композитор создал музыку к сорока с лишним спектаклям. Слава композитора быстро нашла Гершвина, но тот не собирался останавливаться на достигнутом. По словам самого Джорджа, гениального «самоучки», он мечтал стать «настоящим композитором». Гершвин не стесняется просить об уроках композиции знаменитых современников: Стравинского, Шенберга, Равеля, оттачивает игру на фортепиано.
С 1920 по 1924 года Гершвин неустанно работает, ежегодно сочиняя десятки произведений, среди которых — опера «Blue Monday». Тяготение композитора к джазовой музыке и блюзу ярко проявляется в совместной деятельности с джаз-бэндом Пола Уайтмена. Именно для этого музыкального коллектива Гершвин сочиняет гениальную «Рапсодию в стиле блюз». На премьере, прошедшей с оглушительным успехом, присутствовал сам Рахманинов.
Джаз. Блюз
Последующее творчество Гершвина – яркое свидетельство окончательно сложившегося музыкального стиля композитора. Наиболее известные сочинения данного периода творчества:
- Фортепианный концерт (1925);
- оркестровое сочинение «Американец в Париже» (1928), навеянное путешествиями в Европу;
- Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром (1931);
- Кубинская увертюра (1932).
Все эти произведения объединяет интересное органичное сочетание негритянского джаза, эстрадной музыки и некоторых форм европейской классики.
Помимо сочинения классических произведений, Гершвин с успехом пишет музыку для Голливуда и театральных представлений. В 1932 году композитор получает Пулитцеровскую премию (впервые премию вручили за музыкальную постановку), а в 1935 году проходит премьера самого масштабного произведения Гершвина – опера «Порги и Бесс».
К сожалению, жизнь знаменитого композитора оказалась коротка: в 1932 году у Гершвина проявились симптомы опухоли головного мозга. Проведенная операция оказалась безуспешной, и 11 июля 1937 года Джордж Гершвин, не приходя в сознание скончался.
Вернуться в галерею славы
Вернуться на главную
Слава и признание
Настоящая слава пришла к Гершвину в 1924 г., после написания «Рапсодии в блюзовых тонах», настоящей жемчужины своего творчества, для фортепьяно с оркестром, исполненной автором с оркестром под управлением П. Уайтмена (1890–1967). Это сочинение, в котором элементы джаза, негритянского фольклора и легкой развлекательной музыки сочетаются с блестящим фортепьянным письмом в стиле Ф. Листа и С. Рахманинова, стало своего рода мостом между так называемой легкой и академической музыкой. «Рапсодия» входит в число самых исполняемых концертов для фортепьяно с оркестром (наряду с концертами Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена и т. д.) и в репертуар лучших пианистов мира. Гершвин написал также концерт для фортепьяно с оркестром (1925), в котором джазовые гармонии и интонации сочетаются с традициями французских импрессионистов, и три прелюдии для фортепьяно (1923–26), в одной из которых (Второй) заметны мелодические еврейские интонации. В академическом жанре Гершвин создал также симфоническую сюиту «Американец в Париже» и «Кубинскую увертюру».
В 1924 году Гершвин создал мюзикл «Lady, Be Good!», который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было «Of Thee I Sing», 1931; за него они получили Пулитцеровскую премию, впервые присуждённую музыкальной постановке.
Главное произведение Гершвина — опера «Порги и Бесс» (1934–35), построенная на негритянских интонациях и ритмах (без использования прямых цитат). Несколько мелодий из оперы, использованных нью-йоркскими джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций, стали одними из самых популярных джазовых тем; одна из них — колыбельная «Песня о лете» — является неотъемлемой частью джазового репертуара.
Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Porgy and Bess», 1935, поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы.
В 1936 г. Гершвин переехал в Голливуд, где подружился с А. Шёнбергом (высоко оценившим талант Гершвина) и стал писать музыку для кино. Он написал песни для трех фильмов.
В начале 1937 года у него обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Гершвина помещают в Лебенен-клинику, где он умер утром 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции по удалению опухоли.
Для стиля Гершвина характерны динамическая контрастность музыкальных образов, юмор или сатирический гротеск, сочетание традиций негритянского фольклора и джаза с принципами симфонизма. Мелодии песен Гершвина уникальны сочетанием самобытности и почти полным растворением в негритянских мелодиях и гармониях. Иногда в музыке Гершвина ощущается влияние канторского пения, хотя еврейская тема в его творчестве практически отсутствует — в ранний период он безуспешно пытался получить заказ на музыку для спектаклей на идиш в Национальном театре на 2-й авеню Нью-Йорка, а в 1929 г. не был реализован уже заключенный договор на написание оперы «Диббук» для нью-йоркской «Метрополитен–опера».
Жизненный путь
В 1914 году молодой Гершвин поступает на работу в качестве аккомпаниатора в музыкальное издательство.
В 1915 году Джордж знакомится с музыкантом Чарльзом Хамбицером, ставшим ему добрым другом и наставником. Тот советует ему хороших учителей и дает множество идей для творчества.
В 1916 году выходит первое произведение Джорджа как автора
Произведение не произвело большого впечатления на публику, но привлекло внимание режиссёров и продюсеров с Бродвея. Параллельно молодой человек много работал, играя в ресторанах.
Февраль 1918 года ознаменован в жизни Джорджа знакомством с Максом Дрейфусом, возглавлявшим музыкальное издательство
Молодому композитору и пианисту предложили работу с оплатой в 35 долларов в неделю, о чем тот не думал и мечтать. Единственное, что от него требовалось – это писать музыку.
В 1920-е годы Джордж Гершвин все чаще появляется в газетах и журналах, его имя начинают узнавать.
Зимой 1924 года Гершвин совместно с Фредом Грофом, который был аранжировщиком в оркестре Уайтмена, работали над созданием «Рапсодии в блюзовых тонах».
12 февраля 1924 года состоялась премьера рапсодии, где сам автор выступал в роли пианиста. Это было новое слово в музыке. Успех был неизбежен.
Первый большой успех композитора на Бродвее состоялся в 1924 году. Он представил мюзикл «Леди, будь добра!» в соавторстве со своим братом Айрой Гершвином. Айра написал для постановки все тексты.
В 1925 году Гершвин покупает большой пятиэтажный дом в Нью-Йорке на заработанные деньги и отправляется покорять Европу. В своей поездке он пишет симфоническую поэму «Американец в Париже». Со временем это произведение вошло в постоянный репертуар оркестров со всего мира.
В 1926 году к Джорджу приходит идея написания оперы «Порги и Бесс», однако ее написание откладывается.
В марте 1932 года братья начинают работу над оперой. На это уходит 20 месяцев. Окончательный вариант оперы был создан уже на репетициях постановки, накануне премьеры.
1932 год также ознаменовался получением Пулитцеровской премии братьями Гершвин за мюзикл Of Thee I Sing». Это была первая премия, присужденная постановке.
30 ноября 1935 года состоялась премьера «Порги и Бесс». Аплодисменты не смолкали около 15 минут. Однако, несмотря на успех оперы, финансовые вложения братьев не были оправданы.
В 1936 году композитор отправляется в Голливуд для работы над музыкой к фильму «Давайте потанцуем». За эту музыку он получит премию «Оскар», но уже посмертно.
В начале 1937 года у Джорджа были найдены симптомы опухоли головного мозга. Он начал отключаться прямо на сцене во время концерта с оркестром под руководством Пьера Монте из Франции. К этому привели годы работы над великой оперой. Постепенно композитор стал нервным и раздражительным. Врачи рекомендовали ему отдохнуть от музыки, однако он не мог себе представить жизни без нее.
Несмотря на все лечение и попытки медиков спасти композитора, 11 июля 1937 года он скончался, немного не дожив до своих тридцати девяти лет. Похоронили музыканта и композитора в пригороде Нью-Йорка на кладбище «Вестчестер Хилз». Так как композитор не оставил после себя семьи, все наследство получила его мать. Дальнейшие поколения получали прибыль от его произведений до 2007 года, когда исполнилось 70 лет с его смерти. По оценкам специалистов Джордж Гершвин оказался одним из самых богатых композиторов.
Сочинения
Музыкальные спектакли
- Ля-ля, Люсиль (La, la, Lucille, 1919)
- Будьте добродетельны(достойными), леди (Lady, be good, 1924),
- Пусть гремит оркестр (Strike Up the Band, 1927),
- Безумная (Girl Crazy, 1930),
- О тебе я пою (Of Thee I Sing, 1931).
Оперы
- 135-я улица (135th Street, 1923),
- Порги и Бесс (Porgy and Bess, 1935; либретто Д. Хейворда, стихи Айры Гершвина) со знаменитой арией Summertime.
Инструментальные произведения
- Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром (Rhapsody in Blue, 1924)
- Порги и Бесс, симфоническая картина
- Американец в Париже (An American in Paris, 1928),
- Вторая рапсодия (Second Rhapsody)
- Кубинская увертюра (Cuban Overture)
- 3 прелюдии для фортепиано
- Сюита «На скорую руку» (Ambulatory Suite)
- Симфоническая Сюита «Кэтфиш-Роу» (на темы из оперы «Порги и Бес»)(Catfish-Row)
- Концерт для фортепиано с оркестром F-dur (Concerto in F)
- 2 вальса в До-миноре
- Вариации на тему песни «Я ощущаю ритм» (для фортепиано и джазового оркестра) (Variations «I Got Rhythm»)
Интересные факты
- Одним из хобби Гершвина было рисование.
- Гершвин был влюблен в актрису Полетт Годдар, жену великого Чарли Чаплина.
- Айра Гершвин, работавший с братом под псевдонимом Артур Френсис, использовал для его создания имена своих брата и сестры.
- В 1985 году братья Гершвины были награждены Золотой медалью Конгресса.
- Образ композитора был также создан в приключенческом телесериале 1992–1993 гг «Хроники молодого Индианы Джонса» (сыграл Tom Beckett) — серия «Скандал 1920-го».
В Нью-Йорке существует театр Гершвина, названый в честь Джорджа Гершвина и его брата Айры Гершвина.
Личная жизнь
Джордж Гершвин всю жизнь переживал из-за недостатка своего музыкального образования и еженедельно тратил большое количество времени на совершенствование своего образования и заполнения пробелов. К тому же он часто страдал от нервных срывов и мучился с желудком. Это привело к регулярному посещению психотерапевта и строгой диете.
При всем этом он был довольно веселым и жизнелюбивым человеком. Слава и деньги поддерживали вокруг него поток прекрасных женщин. Женщин также привлекала его приятная внешность. Когда ему не хватало внимания дам, которые сами вешались на шею, он шел в публичный дом.
Любовные похождения композитора вошли в историю. Ему приписывали адюльтеры с красивейшими женщинами его времени.
Одной из больших его привязанностей была ученица Александра Белых.
На протяжении десяти лет он был в связи с Кей Свифт, которая являлась композитором и давала ему советы по части музыки. Однако, даже не смотря уход Кей от законного супруга, они с Джорджем так и не оформили свои отношения. Говорят, что в их разрыве была виновата мать Джорджа, мечтавшая видеть в роли невестки только девушку еврейских кровей. Джордж посвятил возлюбленной песню.
С Кей Свифт
Несмотря на большое количество романов и бурную личную жизнь, композитор так и не смог составить свое личное счастье. До конца жизни его истинной страстью была музыка.