«Мы за ценой не постоим» (1970), «Бери шинель» (1975)
Я недаром объединил две эти песни вместе, несколько нарушив хронологию цикла, ибо все они принадлежат перу Булата Окуджавы.
История первой композиции напрямую связана со знаменитым фильмом «Белорусский вокзал» (1970). Фильм начинался с встречи четырёх бывших фронтовых друзей на похоронах своего однополчанина. После чего четвёрку ждали различные передряги и испытания, призванные проверить крепость их былого военного братства…
Так появились замечательные строчки, изображающие выжженное и изрытое войной поле боя, где не осталось ничего живого, кроме солдат, которые буквально «врастают в землю тут».
Удивительно, но в постсоветские годы нашлись «интеллектуалы», прицепившиеся к строчке «Мы за ценой не постоим». Подобные придирки всегда начинаются с рассуждений о «напрасных жертвах», затем плавно перетекают в пресловутое «забросали трупами» и закономерно заканчиваются утверждениями вроде: «Надо было сдать Ленинград немцам». Ну, да Ницше им судья… Вернёмся к песне.
Изначально планировалось, что Окуджава сочинит только текст, а музыку напишет композитор кинокартины — Альфред Шнитке. Однако Окуджава был уже опытным бардом, поэтому, работая над текстом, одновременно придумал и мелодию. Без далеко идущих планов — просто так легче сочинялось.
Во время демонстрации песни перед Смирновым и Шнитке Окуджава заявил, что исполнит её пока на свою мелодию, а потом уже полностью передаст во власть профессионального композитора. Забавно, что режиссёру песня показалась не слишком удачной, а вот Шнитке понравилась. Ничего менять композитор не стал, лишь сделал оркестровую аранжировку для инструментала, который звучит в конце фильма и сопровождает документальные кадры возвращения солдат с войны на Белорусский вокзал.
Что касается собственно песни, то она также звучит ближе к концу в сцене, где четвёрка друзей приходит в гости к Рае — медсестре своего «10-го непромокаемого батальона», и просит исполнить их любимую фронтовую песню.
Сцену переснимали несколько раз. Ведь по замыслу режиссёра во время её исполнения плакать должны были только мужчины. Однако и Нина Ургант, играющая Раю, несколько раз не могла сдержать слёз. Именно под гитару в исполнении актрисы люди впервые и услышали слова:
Хотя на моей пластинке песня называлась «Мы за ценой не постоим», сейчас она чаще выходит под другим названием — «Нам нужна одна победа». Впоследствии песню исполняли и другие певцы — например, Эдуард Хиль или сам Окуджава.
К следующей песне — «Бери Шинель» — Булат Шалвович написал только слова, а композитором выступил Валентин Левашов. Это было горькое обращение солдата к своему павшему товарищу:
Первоначально песня была написана для к-ф «От зари до зари» (1975). Там она звучит в необычном месте — в… ресторане, где её исполняет ресторанный певец Савелий (актёр Борис Иванов).
Второе — более яркое — рождение «Бери шинель» пережила два года спустя. Неожиданно Левашову позвонил из Киева Леонид Быков, снимавший фильм «Аты-баты, шли солдаты»…
Тогда Левашов предложил Быкову компромиссный вариант: пусть он найдёт для фильма другого композитора, а их с Окуджавой просто упомянет. Так в фильме и появилась странные титры: «Композитор — Георгий Дмитриев, песня — Б. Окуджавы и В. Левашова».
В «Аты-баты…» песня звучит в эпилоге фильма, где кадры гибели ефрейтора Святкина, вставшего на пути танка, перемежаются со сценами на кладбище из послевоенного времени. Недаром Быков сократил оригинальный текст, начав сразу с четвёртого куплета: «А ты с закрытыми очами…».
На сайте памяти Леонида Быкова пишут, что в фильме песню исполнил Эдуард Хиль, хотя лично мне кажется, что это не его голос (послушайте другие исполнения песни Хилем). Что касается моей пластинки, то там «Бери шинель» пел Иосиф Кобзон.
«Последний Бой» (1971)
В 1971 году на экраны вышла последняя часть пятисерийной эпопеи «Освобождение» — фильм «Последний штурм». В этом фильме роль лейтенанта Ярцева сыграл Михаил Ножкин — известный более как автор слов знаменитого хита «Последняя электричка».
Вот режиссёр Юрий Озеров и попросил Ножкина написать какую-нибудь подходящую песню для своего «лихого и весёлого» персонажа. Первая предложенная песня оказалась слишком «лихой»:
Столь оскорбительный для генералов текст, конечно, никто не одобрил. И тогда родилась другая песня более соответствующая теме штурма Берлина…
Ножкин написал песню от и до — и слова, и музыку. И сам же исполнил её на экране под гитару. Звучит песня в сцене, когда советские солдаты «квартируются» в одной из берлинских квартир. Во время исполнения песни звонит телефон. Трубку поднимает хозяйка дома — старая немка — и происходит забавный диалог с комендантом Берлина:
Четвёртой на моей пластинке была песня «День Победы». Но о ней — в заключительной части цикла…
P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.
История песни
Название | Синева |
Описание | «Синева» в исполнении ансамбля ВДВ «Голубые береты» |
Мужество и отвага.Воинское братство.Горечь потерь и радость встреч.Всем десантникам посвящается. Песня»Синева» поют » Голубые береты».Все видео
«Синева» изначально была просто стихотворением за авторством ст. л-та Алёхина, опубликованным в газете 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в начале 70-х гг. В 1973 году, в 357-м гвардейском парашютно-десантном полку дивизии, при поддержке заместителя командира по политической части был создан вокально-инструментальный ансамбль «Голубые береты» (Не путать с ансамблем ВДВ «Голубые береты», образованным в середине 80-х гг.). Музыканты, в ходе подбора репертуара ансамбля изучали различную литературу, в том числе подшивку дивизионной газеты «Гвардеец». На глаза гвардейцам попалось стихотворение Юрия Алёхина. Соло-гитарист Иван Здравков через несколько дней сочинил мелодию к тексту. Собравшись на очередную репетицию музыканты подкорректировали мелодию и ко Дню ВДВ 2-го августа 1973 года на концерте в гарнизонном Доме офицеров станции Боровуха-1 впервые прозвучала песня «Синева». Принята она была на ура.
Впервые на телевидении, песня была исполнена в эфире телепередачи «Служу Советскому Союзу» в начале 80-х гг.
В 1988 году «Синева» вышла в альбоме «Память» тогда ещё самодеятельного, а ныне ансамбля ВДВ «Голубые береты» (Позже, уже после назначения «Голубых беретов» штатным ансамблем ВДВ, «Синева» выйдет также в других альбомах и сборниках «Голубые береты — лучшие песни»).
Долгое время текст песни «гулял» по солдатским альбомам, перепевался на слух и естественно были неизбежные при этом потери текста.
Не считая публикации в дивизионной газете «Гвардеец», песня была впервые опубликована во всесоюзной официальной военной печати в журнале «Военные знания» в 1989 году
Текст песни «Гудки тревожно загудели»
Гудки тревожно загудели,Народ бежит густой толпой,А молодого коногонаНесут с разбитой головой.
– Прощай, Маруся плитовая,И ты, братишка стволовой,Тебя я больше не увижу,Лежу с разбитой головой.
– Ах, то был ярый коногонщик,Я ухажерочка твоя,Тебя убило здесь на шахте,А я осталася одна.
По окончанию войны Леонид Луков снял кинокартину «Большая жизнь. Вторая серия», продолжающий сюжетную линию первого фильма. Макар Лаготин предстал в образе положительного героя и вновь спел песню о коногоне.
Песня о коногоне известна в многочисленных вариациях. Единственно верного, «канонического» варианта не существует. Далее одна из версий слов произведения.
Интересные факты про войну 1941-1945. Маскировка Кремля
Все мы видели кадры с легендарного военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. Однако мало кому известно, что всего через месяц после начала войны были приняты меры по маскировке Московского Кремля – в целях недопущения его обнаружения с воздуха. Красную площадь заставили макетами домов из дерева и фанеры. Золотые купола перекрасили в тёмный цвет, кресты с них убрали. На мавзолей Ленина был натянут специальный чехол, превративший его в трёхэтажный дом.
Замаскированный Кремль
Из дерева и фанеры были изготовлены макеты домов, которыми заставили Красную площадь. Здания Кремля имитировали под жилые дома. Золотые купола перекрасили в темный цвет, а кресты сняли. На крышах ближайших домов серой краской прочертили полосы, с высоты кажущиеся лётчикам автодорогами. Огней и светящихся красных звёзд не зажигали.
Великая Отечественная война — кратко, годы 1941-1945. История песни «Бери шинель, пошли домой»
Песни военных лет — это особая летопись своего времени, берущая начало с самого 1941 года. Великая Отечественная война, если возможно говорить о ней кратко, представляет собой грозную веху в истории нашей страны, в которой смешались боль утрат и радость победы. Годы ВОВ уже давно минули, но песни военных лет звучат сегодня так же, как тогда, потрясая сердца и наполняя их верностью своей Отчизне. История Великой Отечественной войны неразрывно связана с песенными произведениями, которые слагались обо всем, что происходило в тылу и на фронте, что призывало к подвигу и согревало души. У каждой из таких композиций своя судьба, своя история. Одной из самых ярких и суровых песен в годы ВОВ стала, пожалуй, «Священная война». Впервые она была исполнена для бойцов, уходящих на фронт с Белорусского вокзала. Все люди замерли, настолько велико было потрясение.
Одними из основных переломных этапов в ходе Великой Отечественной войны стали Битва за Москву и победа под Москвой, о чем также сложено немало песен. Песни военных лет — это не только марши, но и лирические произведения. Так, для фильма «Два бойца» в 1943 году композитор Н. Богословский и поэт В. Агатов создали «Темную ночь», ставшую одной из наиболее любимых песен тех лет. Она была написана практически за сутки, на следующий день уже был снят киноэпизод. Песни военных лет согревали и поддерживали не только солдат, они помогали их матерям, женам, детям
Важно, что по окончании войны, ее тема по-прежнему тревожит. Многие авторы, наделенные талантом, пишут музыкальные произведения, посвященные тем нелегким годам. К примеру, любимая многими «Бери шинель, пошли домой» была написана Б
Окуджавой и В. Левашовым спустя 30 лет после Великой Победы. Несмотря на это, многие фронтовики считают, что эта песня наиболее полно передает ощущения, которые владели солдатами в победном мае 1945. Тогда же Р. Рождественским и М. Фрадкиным было написано замечательное произведение «За того парня»
К примеру, любимая многими «Бери шинель, пошли домой» была написана Б. Окуджавой и В. Левашовым спустя 30 лет после Великой Победы. Несмотря на это, многие фронтовики считают, что эта песня наиболее полно передает ощущения, которые владели солдатами в победном мае 1945. Тогда же Р. Рождественским и М. Фрадкиным было написано замечательное произведение «За того парня».
Аккорды и слова песни
Основной перебор, которым исполняется «Бери шинель» от Булата Окуджавы, это чередование басовой ноты и двух струн.
Б – 3-2-3 Б – 3-2-2
Во втором куплете начинается бой, который мы назовем «марш».
↓ — ↓ ↓ — ↓
Каждую стрелочку «Бери шинель пошли домой» и ее аккорды для гитары следует играть отрывисто. Этот прием называется стаккато. Получается, что после каждого удара мы слегка приглушаем струны, приподнимая пальцы левой ладони.
С третьего куплета, где текст песни: «К золе и пеплу наших улиц» мы продолжаем маршеобразный бой. Можно добавить дополнительные элементы.
↓ — ↓ — ↓ — ↓↓↓↓
Это все те же удары вниз, но первые три из них мы делает стаккато, а последние четыре быстро подряд, без паузы между ними.
Проигрыш
В начале есть небольшой проигрыш, который повторяет мелодию припевной строки. Вы можете исполнить его и на одной гитаре. В основном используется указательным средний и безымянный пальцы.
e|—————————5—3—————————5—3——————|
B|1-1-1-0-0——4-7————1-1-1-0-0——-4-7—————————|
G|—————————————————————————|
e|5-5-5-5-5—-3————————————————————-|
B|——————-7—5-3—0———0-3-0-2————————————|
G|——————————————————0-0-7—4———————-|
Am E7
А мы с тобой, брат, из пехоты,
Am
А летом лучше, чем зимой,
A7 Dm
С войной покончили мы счеты —
G7 C A7
С войной покончили мы счеты —
Dm E7 F
С войной покончили мы счеты —
B7 E7 Am
Бери шинель, пошли домой!
Am E7
Война нас гнула и косила,
Am
Пришел конец и ей самой.
A7 Dm
Четыре года мать без сына —
G7 C A7
Четыре года мать без сына —
Dm E7 F
Четыре года мать без сына —
B7 E7 Am
Бери шинель, пошли домой!
Am E7
К золе и к пеплу наших улиц
Am
Опять, опять, товарищ мой,
A7 Dm
Скворцы пропавшие вернулись —
G7 C A7
Скворцы пропавшие вернулись —
Dm E7 F
Скворцы пропавшие вернулись —
B7 E7 Am
Бери шинель, пошли домой!
Am E7
А ты с закрытыми очами
Am
Спишь под фанерною звездой.
A7 Dm
Вставай, вставай, однополчанин, —
G7 C A7
Вставай, вставай, однополчанин, —
Dm E7 F
Вставай, вставай, однополчанин, —
B7 E7 Am
Бери шинель, пошли домой!
Am E7
Что я скажу твоим домашним,
Am
Как встану я перед вдовой?
A7 Dm
Неужто клясться днем вчерашним —
G7 C A7
Неужто клясться днем вчерашним —
Dm E7 F
Неужто клясться днем вчерашним —
B7 E7 Am
Бери шинель, пошли домой!
Am E7
Мы все — войны шальные дети,
Am
И генерал, и рядовой,
A7 Dm
Опять весна на белом свете —
G7 C A7
Опять весна на белом свете —
Dm E7 F
Опять весна на белом свете —
B7 E7 Am
Бери шинель, пошли домой!
Варианты текста
Оригинал (1970) | В исполнении ансамбля ВДВ «Голубые береты» (1988) | В сборнике «Из пламени Афганистана» (1990) | Из сборника стихов поэта, барда Сергея Ильёва (1972) |
---|---|---|---|
Расплескалась синева, расплескалась, расплескалась по глазам, по беретам… Даже в сердце синева завязалась, зацвела своим заманчивым цветом. За дюралевым бортом гул моторов. Синева блестит на крыльях, как смазка. Ты из племени людей, о которых не одна ещё расскажется сказка. Помнишь, в детстве на коврах-самолётах мы открыли неземные маршруты… И теперь нашлась нам в небе работа,- наполняем синевой парашюты. У десантника особая гордость, у десантника — особая слабость: дерзновенная и стойкая твердость, неизбежная и буйная радость. Если в небо посылают, как в дело, отметай свои былые сомненья. Значит, всё-таки оно полетело, полетело в синеву вдохновенье. Расплескалась синева, расплескалась, по тельняшкам разлилась, по погонам Я хочу, чтоб наша жизнь продолжалась по гвардейским, по десантным законам! | Расплескалась синева, расплескалась, По тельняшкам разлилась, по беретам, Даже в сердце синева затерялась, Разлилась своим заманчивым цветом. За дюралевым бортом шум моторов, Синева лежит на крыльях, как краска. Ты не бойся синевы, не утонешь, Это сказочная быль, но не сказка. Помнишь в детстве на коврах-самолётах Неизвестные открыли маршруты А теперь нашлась нам в небе работа Синевою наполнять парашюты. А теперь нашлась нам в небе работа Синевою наполнять парашюты. Расплескалась синева, расплескалась, По петлицам разлилась, по погонам, Я хочу чтоб наша жизнь продолжалась, По суровым, по десантным законам. Я хочу чтоб наша жизнь продолжалась, По суровым, по десантным законам. | Расплескалась синева, расплескалась. По беретам голубым, по тельняшкам. Даже в сердце синева расплескалась, Разлилась твоим чарующим взглядом. Оживает над землей шум моторов, Синева плеснет на мир свои краски. Ты не бойся синевы, не утонешь, Это сказочная быль, а не сказка. В раннем детстве на коврах-самолётах Мы открыли в синей дали маршруты. А теперь нашлась нам в небе работа Синевою наполнять парашюты. Расплескалась синева, расплескалась. По тельняшкам разлилась, по погонам. Я хочу, чтоб наша жизнь продолжалась По десантным, по гвардейским законам. | Расплескалась синева, расплескалась. По тельняшкам разлилась, по беретам. Только в сердце синева задержалась, Голубым своим заманчивым светом. Даже в сердце синева затерялась, Разлилась своим заманчивым светом. В раннем детстве на коврах-самолётах Мы познали неземные маршруты, А теперь нашлась и в небе работа — Синевою наполнять парашюты. А теперь нашлась нам в небе работа — Наполняем синевой парашюты. За дюралевым бортом рёв моторов И потоки рвут брезент на запаске.Не пугайся синевы, не утонешь, Это сказочная быль, а не сказка. Ты не бойся синевы, не утонешь, Это — сказочная быль, а не сказка. Окунись ты в синеву с головою И навек душой останешься с нами. Манит в бездну синева за собою, Необъятный мир потрогать руками. Это счастье, что мы можем с тобою Необъятный мир потрогать руками. Расплескалась синева, расплескалась, По петлицам разлилась, по погонам. Я хочу, чтоб наша жизнь продолжалась По гвардейским, по десантным законам. Я хочу, чтоб наша жизнь продолжалась По гвардейским, по десантным законам! |