Личная жизнь
Энрико производил невероятное впечатление на женщин. Когда его карьера только начиналась, юноша намеревался жениться на дочери руководителя театра. Но в последний момент он передумал, сбежал с церемонии с балериной. Спустя некоторое время музыкант познакомился со своей коллегой Адой Гиачетти. Она была старше его на десять лет, но разница в возрасте не помешала бурному роману.
Вскоре после знакомства влюблённые начали жить в гражданском браке. За 11 лет супруга родила четверых сыновей. Из них остались в живых только Родольфо и Энрико, названные в честь персонажей «Риголетто». Женщина пожертвовала карьерой ради семьи, но Карузо не захотел остепениться. Он регулярно флиртовал, хотя и не изменял Аде. В итоге жена не выдержала, она сбежала с водителем семьи.
Тенор разозлился на возлюбленную, в отместку он начал встречаться с её младшей сестрой. Гиачетти подала в суд с требованием вернуть украденные драгоценности, она не собиралась мириться с бывшим мужем. Закончилась эта история тем, что Аде удалось добиться от супруга выплаты ежемесячного пособия.
В возрасте 45 лет Энрико встретил свою первую официальную жену. Ею стала дочь американского миллионера Дороти Парк Бенжамин. Она была младше супруга на 20 лет. Отец отказывался давать благословение на их союз, он даже лишил дочь наследства. В это время музыкант сходил с ума от ревности. Он хотел откормить жену до такого состояния, чтобы её не считали привлекательной другие мужчины.
Последнее появление Карузо на сцене датируется 24 декабрем 1920 годом. Он сильно заболел из-за перенесённой аварии, поэтому вернулся в Италию. Тенор умер от плеврита 2 августа 1921 г., его похоронили в Неаполе. Отпевание происходило в церкви Сан-Франческо-ди-Паола. После смерти мужа Дороти издала две книги о его жизни. Они были написаны в 1928 и 1945 гг., состояли преимущественно из любовных писем от певца для любимой супруги.
Основные этапы творческой карьеры Enrico Caruso
Точкой отсчёта, «звездным часом» в завоевании сцены стало исполнение партии Энцо в опере «Джоконда» в 1897 г. в Палермо. Однако триумфальное восхождение завершилось не менее яркой неудачей.
Излишняя самонадеянность или нежелание расставаться с деньгами для оплаты услуг клакеров привели к тому, что публика не оценила по достоинству выступление.
Энрико, разочаровавшись в
неаполитанской аудитории, отправился в гастрольный тур по другим странам и
городам Италии. Первым пунктом назначения стала далекая и неизведанная Россия.
Именно зарубежные выступления прославили певца.
В 1900 году он
вернулся на малую родину. В качестве знаменитого исполнителя оперных партий
выступал уже на сцене в легендарном «Ла Скала».
Вскоре Карузо вновь
отправился в турне. Давал концерты в Лондоне, Берлине, Гамбурге и других
европейских городах.
Enrico Caruso (Энрико Карузо): Биография артиста
Но настоящий фурор его
волшебный голос произвел на американских любителей оперного жанра. Впервые спев
в Метрополитене-опере (г. Нью-Йорк) в 1903 г., исполнитель почти на 20 лет стал
главным солистом театра. Продолжить головокружительную карьеру помешала болезнь
и внезапная смерть певца.
Самые известные арии и
песни в исполнении Энрико Карузо:
- «Любовный напиток» — Неморино.
- «Риголетто» — Герцог.
- «Кармен» — Хосе.
- «Аида» — Радамес.
- «Паяцы» — Канио.
- O Sole Mio.
Enrico Caruso (Энрико Карузо): Биография артиста
Энрико Карузо (Enrico Caruso)
Возраст: 150
Энрико Карузо (Enrico Caruso). Родился 25 февраля 1873 года в Неаполе (Королевство Италия) — умер 2 августа 1921 года в Неаполе. Итальянский оперный певец (тенор).
Энрико Карузо родился в городе Неаполь.
Рос в бедной многодетной семье.
Родители хотели, чтобы Энрико стал инженером, но он выбрал карьеру музыканта. В раннем детстве пел в церковном хоре.
Когда Энрико было 15 лет, умерла его мать, и он стал зарабатывать на жизнь, выступая на церковных праздниках. Занимался пением с частными преподавателями.
Дебютировал как певец в Неаполе 16 ноября 1894 года в театре «Нуово» в опере Морелли Друг Франческо.
Затем выступал во многих городах Италии.
В 1897 году исполнил в Палермо партию Энцо («Джоконда» Понкьелли), которая принесла ему широкую известность.
В 1900 году он впервые выступил на сцене миланского театра Ла Скала — спел партию Неморино в «Любовном напитке» Доницетти.
В 1902 году дебютировал в лондонском театре Ковент-Гарден — Герцог в «Риголетто» Верди.
Самая большая слава певца связана с нью-йоркским театром Метрополитен-опера, ведущим солистом которого он был с 1903 по 1921 год.
Карузо был одним из первых среди оперных певцов, зафиксировавших основную часть своего репертуара на граммофонных пластинках. Энрико обладал голосом неповторимого тембра, в котором естественное баритональное, бархатистое звучание нижнего и среднего регистров сочеталось с блестящими теноровыми верхами.
Карузо с равным успехом исполнял партии лирического и драматического плана, преимущественно в операх Верди (Герцог, Манрико в «Трубадуре», Ричард в «Бале-маскараде», Радамес в «Аиде») и композиторов-веристов (Канио в «Паяцах» Леонкавалло и др.).
Был первым исполнителем ролей Федерико («Арлезианка» Чилеа, 1897), Лориса («Федора» Джордано, 1898), Джонсона («Девушка с Запада» Пуччини, 1910).
В концертном репертуаре Карузо основное место занимали неаполитанские песни.
Enrico Caruso — Una Furtiva Lagrima
Скончался утром 2 августа 1921 года в Неаполе в возрасте 48 лет от гнойного плеврита. Тело было забальзамировано и на протяжении длительного времени выставлялось для всеобщего обозрения в стеклянном саркофаге.
После его смерти в его честь была изготовлена гигантская восковая свеча на средства благодарных ему людей. Эта свеча должна была зажигаться раз в год перед ликом Мадонны. Установлена она была в Америке в церкви Св. Помпея. По расчётам, при этом условии свечи должно было хватить на 18 веков. Стоимость свечи была 3700 долларов.
В 1929 году по настоянию его вдовы, Дороти Карузо, был захоронен в каменной гробнице.
Энрико Карузо, наряду с такими итальянцами, как Анна Маньяни, Рената Тебальди, Софи Лорен, Бернардо Бертолуччи, Андреа Бочелли, Артуро Тосканини и Лиция Альбанезе имеет звезду на Hollywood Walk of Fame.
Личная жизнь Энрико Карузо:
Был в долгих отношениях с Адой Гиачетти. Во время отношениях у пары родились: Энрико Карузо, Родольфо Карузо, Gloria Grazianna, Victoria America Caruso. Через 11 лет после начала романа пара рассталась, и Ада попыталась через суд получить значительную часть состояния Карузо.
В 1918 году женился на Дороти Парк Бенджамин. Через год у супругов родилась дочь Глория. Во время гастролей муж и жена обменивались романтическими письмами, часть из которых вошла в мемуары, написанные Дороти после смерти Карузо.
Их отношениям посвящен музыкальный фильм «Великий Карузо», снятый американским режиссером Ричардом Тропом в 1951 году. Роль тенора исполнил актер и певец Марио Ланца.
Энрико Карузо и Дороти Парк Бенджамин
В Villa Caruso di Bellosguardo в Ластра-а-Синья 25 февраля 2012 года был открыт Музей Карузо. Музей собирает семейные реликвии и предметы быта, принадлежавшие великому тенору.
Итальянский певец Лучо Далла посвятил ему песню, известную во всем мире. Песня была написана в Сорренто, в гостинице, в которой Карузо остановился перед тем, как внезапно заболел и скончался спустя несколько часов.
В честь него назван астероид (37573) Энрикокарузо.
Citazioni di Arrigo Boito[modifica]
- A Milano, non a Lima.
- Come ti vidi m’innamorai, e tu sorridi perché lo sai.
- Ebro è Otel, ma Amleto è orbe.
- Il tizzo acceso fin che arde fuma; | simile, o mesto amico, al nostro cuore | che in pianto si consuma | fin che arde l’amore. || Lascia dunque che s’alzi e che s’esali | questa nube di duol cotanto intenso; | essa abbraccia i tuoi mali | come grani d’incenso. || Sii in te stesso al par d’un vaso sacro | d’olocausto, di fede e di speranza; | vedi, il fumo pare acro, | ma il turibolo danza. || Non ispegner per tema o per ristoro | quell’incendio divin che ti fa egro, | non far che il carbon d’oro | si muti in carbon negro. || Anzi affronta gli spasmi ed il martiro, | cerca nell’ansia del tormento occulto | dopo il duol del sospiro | l’estasi del singulto; || troverai qualche vero. È la tempesta | esultazione a chi non sa temerla, | e sulla duna resta | dopo l’onda la perla. || Piangi, medita e vivi; un dì lontano | quando sarai del tuo futuro in vetta | questo fiero uragano | ti parrà nuvoletta. || *** || Oggi volli per te cantar la vita, | ma la dolce canzon sul metro mio | torna fioca e smarrita | per troppo lungo oblio. || Torva è la Musa. Per l’Italia nostra | corre levando impetuösi gridi | una pallida giostra | di poeti suicidi. || Alzan le pugna e mostrano a trofèo | dell’Arte loro un verme ed un aborto | e giuocano al palèo | colle teste di morto. || Io pur fra i primi di cotesta razza | urlo il canto anatemico e macabro, | poi, con rivolta pazza, | atteggio a fischi il labro. || Praga cerca nel buio una bestemmia | sublime e strana! e intanto muor sui rami | la sua ricca vendemmia | di sogni e di ricami. || Dio ci aiuti, o Giovanni, egli ci diede | stretto orizzonte e sconfinate l’ali; | ci diè povera fede | ed immensi ideali. || E il mondo ancor più sterile, o fratello, | ci fa quel vol di pöesia stupendo, | e non trovando il Bello | ci abbranchiamo all’Orrendo. || Dio ci aiuti! Su te sparga l’ulivo, | sparga la pace e le benedizioni, | sii sulla terra un vivo | felice in mezzo i buoni. || A me calma più piena e più profonda; | quella che splende nell’orbita d’una | pupilla moribonda, | mite alba di luna. (A Giovanni Camerana., pp. 796-798)
- Ora e per sempre addio, sante memorie!
Литература
- Булыгин А. К. Карузо М.: Молодая гвардия, 2010. 438 с. (Жизнь замечательных людей : сер. биогр.; вып. 1264).
- Ильин Ю., Михеев С. Великий Карузо. СПб.: Глаголъ, 1995. 264 с.
-
Торторелли В.
Энрико Карузо / Пер. с итал. Н. В. Вишневской; Общая редакция И. И. Мартынова. — М
.: Музыка , 1965. — 176, с. — 75 000 экз. - Фучито С., Бейер Б. Дж. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо / Пер. с нем. СПб.: Композитор, 2004. 56 с.
- Энрико Карузо на сцене и в жизни / пер. с англ. П.П.Малькова; общая редакция М.П.Малькова. — М
.: Аграф, 2002. — 480 с. — (Волшебная флейта). — 1500 экз.
— ISBN 5-7784-0206-6 . - Мальков М.П. /Энрико Карузо на сцене и в жизни:М.Аграф, 2002, стр.450-460.
- Bolig, J. R. Caruso records: a history and discography. Mainspring Press, 2002. 216 p.
- Caruso, Dorothy. Enrico Caruso: His Life and Death, with discography by Jack Caidin. Grant Press, 2007. 316 p.
- Caruso D., Goddard, T. Wings Of Song. New York, 1928. 220 p.
- Caruso, Enrico, Jr. Caruso’s Caricatures. Dover Publications, 1993. 214 p.
- Caruso, Enrico, Jr. My Father and My Family (Opera Biography Series, № 2). Amadeus Press, 2003. 488 p.
- Fucito, Salvatore. Caruso and the Art of Singing. Dover Publications, 1995. 224 p.
- Gara, Eugenio, Caruso: Storia di un emigrante. Milan: Rizzoli, 1947. 281 p.
- Gargano, Pietro & Cesarini, Gianni. Caruso, Vita e arte di un grande cantante. Longanesi, 1990. 336 p.
- Gargano, Pietro. Una vita una leggenda. Editoriale Giorgio Mondadori, 1997. 159 p.
- Greenfield, Howard S. Caruso: An Illustrated Life. Trafalgar Square Publishing, 1991. 192 p.
- Jackson, Stanley. Caruso. Stein And Day Publishers. New York, 1972. 302 p.
- Key P. V. R., Zirato В., Enrico Caruso: A Biography. Boston: Little, Brown, and Co, 1922. 459 p.
- Michele, Mary di. Tenor of Love: A Novel. Penguin Canada, 2004. 336 p.
- Mouchon, Jean-Pierre. Enrico Caruso: His Life and Voice. Gap, France: Editions Ophrys, 1974. 74 p.
- Robinson, Francis. Caruso His Life in Pictures. With discography by John Secrist. N. York and London Studio Publications, inc., 1957. 159 p.
- Scott, Michael. The Great Caruso. Northeastern University Press, 1989. 322 p.
- Vaccaro, Riccardo. Caruso. Edizioni Scientifiche Italiane, 1995. 466 p.
- Ybarra, T. E. Caruso: the Man of Naples and the Voice of Gold. New-York: Harcourt, Brace and Company, 1953. 315 p.
Энрико Карузо: краткая биография
Родился Энрико 1873 года в районе Сан-Джованьелло на окраине Неаполя. Его родители Марчелло и Анна Мария Карузо были щедрыми и открытыми людьми, хотя достаточно бедными. Мальчик рос в промышленном районе, жил в двухэтажном доме и с самых детских лет пел в местном церковном хоре. Его образование ограничилось только начальной школой. Позже, после внезапной смерти матери, певческий талант пришлось использовать с целью заработка: со своими композициями Энрико довольно длительное время выступал на улицах Неаполя.
Один из таких концертов стал судьбоносным: талантливого юношу заметил и пригласил на прослушивание педагог школы вокала Гульельмо Верджине. Вскоре Энрико начал серьезно заниматься музыкой с известным педагогом и дирижером Винченцо Ломбарди, впоследствии организовывавшим дебютные концерты молодого исполнителя в ресторанах и барах курортных городов Неаполя. Постепенно к Энрико пришла популярность. Его концерты всегда посещало большое количество людей, а после выступлений подходили известные представители итальянской культуры и предлагали певцу сотрудничество.
Значение для культуры и истории
Природные вокальные данные Э. Карузо при всей исключительности требовали от него постоянной работы над собой. Благодаря трудолюбию и настойчивости, постоянным упражнениям по придуманной оперным певцом методике его голос приобрёл покоривший современников тембр.
Итальянский тенор в совершенстве владел техникой дыхания, интонирования, безупречной культурой исполнения. Сугубо индивидуальный тембр его голоса сочетал мягкие, бархатистые баритональные нижние и средние регистры с выразительными теноровыми верхами.
В оперном вокальном искусстве рубежа XIX-XX вв. Э. Карузо реализовал необычную интерпретацию сценических образов со страстным характером, передал всю глубину их эмоциональных переживаний. После перенесённой в 1909 году операции на связках, голос Э. Карузо приобрёл новые вокальные нюансы. Он несколько утратил пластичность, но по-прежнему оставался неподражаемым в выражение импульсивности чувств.
В начале XX в. Э. Карузо первым из оперных певцов стал исполнять аранжировки неаполитанских народных песен. В его концертный репертуар входили такие канцоны, как Torna a Surriento, O sole mio, Santa Lucia. Много сделал Э. Карузо и для популяризации оперного искусства. Он стал одним из первых профессионалов, уделявших время записи грампластинок. С этой же целью Э. Карузо снялся в нескольких немых художественных фильмах, сыграв самого себя.
Память о теноре увековечена в произведениях искусства. Ему посвятил песню Л. Далла, К. де Лутио написал поэму «Энрико Карузо», Р. Торп снял кинофильм «Великий Карузо», а К. Мори сериал «Карузо, голос любви».
Оперный певец ‒ один из немногих итальянцев, в честь которого есть звезда на голливудской Аллее славы. В 2012 году в городке Ластра-а-Синья на бывшей вилле открылся мемориальный музей. Имя Э. Карузо можно обнаружить и за пределами Земли. В честь него названы один из астероидов и кратер на Меркурии.
10 фактов из жизни Энрико Карузо
Современному любителю музыки великий певец Энрико Карузо может быть известен разве что по песне Лучио Дала «Памяти Карузо». Однако не смотря на это Карузо до сих пор он считается одним из самых талантливых и популярных оперных певцов, которых когда-либо знал музыкальный мир. Попробуем освежить нашу помять подборкой из 10 фактов о жизни и творчестве прославленного тенора.
- Знаменитый певец Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в Неаполе. Родился он в семье рабочих, отец Марчелло Карузо и мать Анна Мария Бальдини-Карузу. Семья жила не очень богато, маленький Карузо рос в бедном промышленном районе в двухэтажном доме.
- Первый раз знаменитый тенор Энрико Карузо вышел на сцену в своем родном городе Неаполе в марте 1895 году. Но настоящий успех к певцу пришел только спустя два года в Палермо, после того как он исполнил партию Энцо. Потом Карузо довелось выступать в Милане в театре «Ла Скала» и в Лондоне. Но настоящая слава ждала Энрико в Нью-Йорке, где он стал ведущим солистом в «Метрополитен-опера» с 1903 по 1920 год. Благодаря этому его гонорары возросли от первоначальных 15 итальянских лир до 2500$ за каждое выступление.
- Энрико Карузо обладал голосом, который никого не оставлял равнодушным. Многие выдающиеся композиторы того времени боролись за право работать с Карузо. Даже Джакомо Пуччини, когда первый раз услышал голос певца, назвал его посланником Бога.
- Все кому довелось стать партнером по сцене певца Энрико Карузо, оставались в полном восторге от тенора. Например, певица из России В.И. Павлоская-Боровик, которая играла с Карузо в «Кармен», была потрясена умелым перевоплощением певца в образ Хосе.
- Энрико Карузо, который является обладателем превосходного тенора, имел также и безупречный вкус. Тенор всегда предпочитал исполнять произведения исключительно на языке подлинника. Певец считал, что никакой перевод не может донести до зрителей всех задумок композитора. Карузо очень любил исполнять оперы французских композиторов.
- Любопытен тот факт, что Энрико Карузо совсем не имел выдающихся актерских способностей, и в этом его не один раз упрекали завистники и педанты. Но за знаменитого тенора вступился Федор Шаляпин , который гневной тирадой отразил подобные высказывания: «За те ноты, ту кантилену, ту фразировку, которой обладает великий певец, вы обязаны простить ему все».
- Невероятным фактом является то, что именно Энрике Карузо стал одним из первых певцов, исполняющих оперу, который записывался на граммофонные пластинки. Он записал примерно 500 дисков с более чем 200 оригинальных произведений. Миллионным тиражом разошлись записи с операми «Смейся, паяц!» и «Паяц».
- Знаменитый певец Энрико Карузо имел не только превосходный голос, еще одним из его талантов было сочинение собственных произведений. Его творения это «Серенада», «Старые времена» и «Сладостные муки». Также Карузо превосходно играл на многих музыкальных инструментах, имел дар карикатуриста. Ему принадлежит статья «Как нужно петь».
- Жизнь Энрико Карузо была далеко не безоблачной. Кроме феноменальной популярности он имел много неприятностей в жизни. Во время его спектакля был взрыв в театре, тенор подвергался вымогательству суммой в 50000$, его особняк грабили. Помимо этого Карузо имел постоянные нападки со стороны прессы в виде разгромных статей.
- 2 августа 1921 года мир потерял великого певца и композитора Энрико Карузо, он скончался от гнойного плеврита. Его похоронили в Неаполе. Немного позже после похорон Карузо, туда на помин его души была прислана восковая огромная свеча, которую заказали Американские больницы, приюты и интернаты которым певец не однократно оказывал помощь. Эту свечу зажигают один раз в год перед ликом Помпейской Мадонны. Этой свечи хватит на более 400 лет.
Детство и юность
Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в итальянском Неаполе в бедной семье. Он был третьим сыном многодетных родителей, выжившим в младенчестве. В мемуарах, посвященных жизни певца, был интересный факт, согласно которому его мать родила 21 ребенка – 20 мальчиков и 1 девочку. Эта легенда, озвученная вдовой тенора и некоторыми его друзьями, была впоследствии опровергнута биографами и исследователями.
Отец Карузо, работавший механиком и литейщиком, считал, что сын должен стать продолжателем профессии. В возрасте 11 лет Энрико отдали в ученики к инженеру, который строил городские фонтаны и привлекал мальчика к этому процессу.
По настоянию матери Карузо посещал школу и получил базовое образование под присмотром местного священника. Он научился красиво выводить буквы и цифры, изучил техническое черчение и начал петь в церковном хоре. Голос мальчика был настолько хорош, что он и окружающие задумались о том, что ему следовало оставить проектирование и строительство и начать музыкальную карьеру.
Мать Энрико поддержала стремление сына к творчеству. После ее смерти в 1888 году Карузо нашел работу уличного певца в Неаполе и, чтобы заработать деньги для поддержки семьи, начал выступать в местных кафе и на вечеринках.
В молодости тенор давал концерты на итальянских курортах, что приносило неплохой доход. Он прошел обязательный курс военной подготовки, по окончании которого утвердился в мысли, что музыка была единственным, чем он хотел заниматься.
Как начинался путь
Пробиваться Энрико пришлось среди талантливых итальянских теноров, среди которых первоклассными вокалистами были 360 артистов. Если бы не случай, Карузо не смог бы мечтать о столь замечательной карьере. Меломан той эпохи, Морелли, поставил за свой счет оперу, в которой Энрико исполнил партию старого отца. Его сына изображал тенор шестидесяти лет. Голос «отца» звучал настолько ярко, что Карузо заметили и пригласили петь в итальянской труппе, отправляющейся выступать в Каире.
Работал Энрико с упоением, исполняя партии любой сложности, даже в условиях отсутсвия времени на репетиции. В этом случае вокальная партия прикреплялась на спину стоящей впереди партнерши.
Будучи беззаботным юношей, Карузо не сохранил первый большой гонорар, прокутив его вместе с танцовщицами из варьете.
Далее последовали путешествия по городам и странам. В Сицилии Карузо прославился выходом на сцену в опьяневшем состоянии, когда он комично перепутал слова партии. В Ливорно он выступает, исполняя партию пуччиниевских «Паяцев». А в Милане выступает в роли русского Бориса, графа из оперы Джордано.
Критики восхищались им безмерно. Карузо стал для них несравненным оперным певцом. В 26 лет Энрико выступал в опере Травиата, приехав на подмостки петербургского театра. Русские зрители встретили его столь тепло, что смутили начинающего великого артиста. Отвечая на бурю оваций, он клялся, что благодарить за впечатления стоит не его талант, а труд Верди.
После нашей страны, Энрико переплывает через океан ради выступлений в Буэнос-Айресе. После этого выступает в римских и миланских театрах. Исполняемые им партии «Любовного напитка» были столь пронзительны, что однажды Тосканини, известный дирижер, сказал Карузо, что однажды его голос принесет мировую славу.
Arrigo Boito
Дата рождения
24.02.1842
Дата смерти
10.06.1918
Профессия
композитор, писатель
Страна
Италия
Бойто известен прежде всего как либреттист — соавтор последних опер Верди и лишь во вторую очередь как композитор. Не став ни продолжателем Верди, ни подражателем высоко ценимого им Вагнера, Бойто не примкнул и к нарождавшемуся в Италии в конце XIX века веризму с его интересом к обыденной жизни и малой форме. Несмотря на длительность творческого пути, он не только остался в истории музыки как автор единственной оперы, но и действительно до конца жизни так и не завершил вторую.
Арриго Бойто родился 24 февраля 1842 года в Падуе, в семье художника-миниатюриста, но воспитывался у матери, польской графини, оставившей к тому времени мужа. Рано обнаружив интерес к музыке, он в одиннадцать лет поступил в Миланскую консерваторию, где проучился восемь лет в классе композиции Альберто Мадзукато. Уже в эти годы проявилась его двойная одаренность: в написанных в консерватории кантате и мистерии Бойто принадлежал текст и половина музыки. Он увлекся немецкой музыкой, не слишком распространенной в Италии: вначале Бетховеном, позднее — Вагнером, став его защитником и пропагандистом. Консерваторию Бойто закончил с медалью и денежной премией, которую потратил на путешествия. Он посетил Францию, Германию и родину матери Польшу. В Париже произошла первая, еще мимолетная, творческая встреча с Верди: Бойто оказался автором текста его Гимна наций, созданного для выставки в Лондоне. Возвратившись в конце 1862 года в Милан, Бойто погрузился в литературную деятельность. В первой половине 1860-х годов выходят его поэмы, статьи о музыке и театре, а позднее — романы. Он сближается с молодыми писателями, называвшими себя «Растрепанными». Их творчество пронизано мрачными настроениями, чувствами надломленности, опустошенности, идеями разрушения, торжества жестокости и зла, что отразилось затем в обеих операх Бойто. Такой взгляд на мир не помешал ему в 1866 году присоединиться к походу Гарибальди, боровшегося за освобождение и объединение Италии, хотя участия в сражениях он не принимал.
Важнейшая веха в жизни Бойто — 1868 год, когда в миланском театре Ла Скала состоялась премьера его оперы «Мефистофель». Бойто выступил одновременно как композитор, либреттист и дирижер — и потерпел сокрушительный провал. Обескураженный происшедшим, он отдается либреттистике: пишет для Понкьелли либретто «Джоконды», которая стала лучшей оперой композитора, переводит на итальянский «Армиду» Глюка, «Вольного стрелка» Вебера, «Руслана и Людмилу» Глинки. Особенно много сил он уделяет Вагнеру: делает переводы «Риенци» и «Тристана и Изольды», песен на слова Матильды Везендонк, а в связи с премьерой «Лоэнгрина» в Болонье (1871) пишет открытое письмо немецкому реформатору. Однако увлечение Вагнером и неприятие современной итальянской оперы как традиционной и рутинной сменяется пониманием истинного значения Верди, которое переходит в творческое сотрудничество и дружбу, длившуюся до конца жизни прославленного маэстро (1901). Этому способствовал известный миланский издатель Рикорди, представивший Верди Бойто в качестве лучшего либреттиста. По предложению Рикорди в начале 1870 года Бойто закончил для Верди либретто «Нерона». Занятый «Аидой», композитор отверг его, и с 1879 года Бойто сам начал работу над «Нероном», однако сотрудничество с Верди не прервал: в начале 1880-х переделал либретто «Симона Бокканегры», затем создал два либретто по Шекспиру — «Яго», на которое Верди написал лучшую свою оперу «Отелло», и «Фальстаф». Именно Верди побудил Бойто в мае 1891 года вновь приняться за отложенного надолго «Нерона». 10 лет спустя Бойто опубликовал его либретто, что стало крупным событием в литературной жизни Италии. В том же 1901 году Бойто добился триумфального успеха как композитор: в Ла Скала состоялась новая постановка «Мефистофеля» с Шаляпиным в главной роли, под управлением Тосканини, после чего опера обошла весь мир. Над «Нероном» композитор работал до конца жизни, в 1912 году принялся за V акт, предложил главную роль Карузо, который в последней миланской премьере «Мефистофеля» пел Фауста, но оперу так и не завершил.
Умер Бойто 10 июня 1918 года в Милане.
А. Кенигсберг
Публикации
О том, как в Венской опере исполнили один немецкий шедевр одного великого итальянца 23.10.2021 в 12:38
«Гамлет» Франко Фаччо на Брегенцском фестивале (operanews.ru) 15.08.2016 в 21:17
«Мефистофель» Бойто в Мюнхене (operanews.ru) 30.11.2015 в 21:21
Мефистофель и Фауст в Праге (operanews.ru) 09.02.2015 в 21:47
К 100-летию дебюта Шаляпина в «Ла Скала» 25.12.2002 в 14:49