Итальянская опера

Детская энциклопедия

Сюжеты для либретто

Всегда интересно, какое произведение послужило первоисточником к той или иной опере. Часто это известные романы, поэмы или повести. Например, «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Пушкина, «Кармен» Мериме, «Война и мир» Толстого и пр. Но нередко такие произведения оказываются сильно изменены в угоду оперной специфике. Бывает, что исчезают или добавляются действующие лица, смещаются акценты, меняются даже характеры героев, основная идея. Из-за этого упрекают композиторов, будто они искажают первоисточник. Но это незаслуженный укор, ведь композитор с либреттистом создают своё отдельное произведение, и часто оно оказывается ярче литературной основы.

Есть в истории оперы сюжеты, которые воплощались в музыке чаще других. Например, сюжет про Орфея и Эвридику послужил основой для самых первых опер. Здесь и «Эвридика» Якопо Пери, и «Эвридика» Дж. Каччини, Клаудио Монтеверди со своим «Орфеем», а позже К. В. Глюк с «Орфеем и Эвридикой».

«Орфей и Эвридика» Рубенса

А вот мотивы «Сцены из жизни богемы» Анри Мюрже можно встретить в «Богеме» Пуччини и Леонкавалло, а затем и в оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра».

Рыцарь печального образа, созданный Сервантесом, фигурирует в операх «Дон Кихот» Массне, «Дон Кихот на свадьбе Гамачо» Сальери и Телемана, «Дон Кихот в Сьерра Морене» Франческо Бартоломео Конти, «Дон Кихот» Вильгельма Кинцля, «Санчо Панса на своем острове» Филидора.

Многими любимый сюжет про горбуна и цыганку из «Собора парижской богоматери» Гюго в том или ином виде предстаёт в операх «Эсмеральда» Луизы Бертен (кстати, либретто написал сам Гюго!), «Эсмеральда» Даргомыжского, «Эсмеральда» Артура Горинг Томаса, «Нотр-Дам» Франца Шмидта. Так и хочется добавить сюда мюзикл «Нотр-Дам де Пари» Риккардо Коччанте на либретто Люка Пламондона…

Кстати, без Виктора Гюго не было бы у нас «Эрнани» Верди (трагедия «Эрнани, или Испанская честь»), «Риголетто» (пьеса «Король забавляется»), «Джоконды» Понкьелли (пьеса «Анджело, тиран Падуанский»), «Лукреции Борджиа» Доницетти (одноимённая пьеса) и многих других.

Александр Сергеевич Пушкин был неисчерпаемым источником вдохновения для русских композиторов. Его произведения послужили основой для опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама» Чайковского, «Алеко», «Скупой рыцарь» Рахманинова, «Дубровский» Направника, «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Римского-Корсакова и других.

Про влияние Уильяма Шекспира на европейскую музыку можно писать отдельные диссертации. Одни только Ромео с Джульеттой фигурируют как минимум в пяти операх (Гуно, Беллини, Дзандонаи, Штейбельт, Зутермайстер). Историю Отелло воплощали Верди и Россини (а у Верди ещё «Фальстаф» и «Макбет»).

По произведениям Фридриха Шиллера было написано около 56 опер! Это «Вильгельм Телль» Россини, «Мария Стюарт» Доницетти, «Жанна д`Арк» Верди и «Орлеанская дева» Чайковского, «Разбойники», «Луиза Миллер» и «Дон Карлос» Верди и другие.

Коктейль Россини: рецепт и его воплощение

Готовить его нужно с любовью и по всем правилам. Хотя бы в знак уважения к композитору, с таким трепетом относившемуся к кулинарии. Первым шагом к получению напитка является приготовление клубничного пюре. Свежие ягоды, из расчета 75 граммов на бокал, моются, отцеживаются через дуршлаг и промокаются бумажным полотенцем. Из них делается воздушная кашица с добавлением нескольких капель сока лимона, которая ставится в холод хотя бы на час. Если клубника попалась несладкая, допускается добавление сахара в момент введения сока.

Далее пюре перекладывается в высокий фужер и доливается игристым вином. В идеале должны использоваться «Спуманте брют», «Просеко», «Асти», но вкуса не испортит и хорошее шампанское – полусухое или брют. Объем вина – около 120 миллилитров. Коктейль Россини перемешивается стиром, край украшается клубничкой, можно добавить льда. Наслаждение подано!

Либреттисты-драматурги и поэты

Конечно, история сохранила много имён выдающихся либреттистов, которые не были композиторами. Они существенно повлияли на развитие оперы.

Прежде всего нужно назвать Пьетро Метастазио (1698-1782). Он был прославленным итальянским либреттистом и драматургом, на тексты которого писали Вивальди, Гендель, Хассе, Глюк, Моцарт, Кальдара и многие другие. Собственно, его либретто имеют огромную ценность и отдельно от музыки. Он уделял много внимания психологизму характеров, что подготавливало оперную реформу Глюка.

Пьетро Метастазио

А вот ведущим деятелем этой оперной реформы был Раньери де Кальцабиджи (1714-1795). Итальянский драматург и поэт написал для Глюка три оперных либретто («Орфей и Эвридика», «Альцеста» и «Парис и Елена»). Если кратко, реформа предполагала, чтобы музыка служила драме, не прерывая ход действия и не нарушая его многочисленными колоратурными ариями и бессмысленной демонстрацией голоса.

Среди других имён, которые нужно знать, несомненно, Феличе Романи (1788-1865). К числу наиболее известных опер по его сюжетам относят оперы «Пират», «Капулетти и Монтекки», «Пуритане», «Сомнамбула», «Норма» Беллини; «Анна Болейн», «Лукреция Борджиа», «Любовный напиток» Доницетти; «Турок в Италии», «Бьянка и Фальеро» Россини; «Король на час» Верди и другие.

Кстати, любимым либреттистом Джузеппе Верди был Франческо Мария Пьяве (1810-1876). Он выполнял все требования композитора, и тот его очень ценил. Вместе они создали 10 опер, среди которых «Эрнани», «Макбет», «Риголетто», «Травиата», «Симон Бокканегра» и «Сила судьбы». А вот либретто для «Отелло» и «Фальстафа» написал для Верди другой композитор Арриго Бойто (1842-1918). Он был талантливым писателем, поэтом и переводчиком. На его счету не только тексты для Верди, но и свои две оперы «Мефистофель» и «Нерон», а также либретто «Джоконды» Понкьелли.

Арриго Бойто и Джузеппе Верди

Возможно, в это трудно поверить, но у опер «Лючия ди Ламмермур» Доницетти и «Луизы Миллер» Верди один либреттист – Сальваторе Каммарано (1801-1852). В общей сложности он работал с Доницетти над восьмью операми, а с Верди на четырьмя. К сожалению, Каммарано умер, не дописав последнего акта «Трубадура», и заканчивал оперу уже поэт Леоне Бардаре.

У Моцарта тоже был свой ценный автор Лоренцо да Понте (1749-1838). Итальянский либреттист и переводчик написал 28 либретто для опер 11 композиторов. Конечно, вершиной его творчества признаны либретто к моцартовским операм «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так поступают все».

Лоренцо да Понте

Для Пуччини в основном писали итальянские драматурги Джузеппе Джакоза (1847-1906) и Луиджи Иллика (1857-1919), причём в соавторстве. Они с Пуччини подарили нам «Богему», «Мадам Баттерфляй», «Манон Леско» и «Тоску». А Иллика создал ещё либретто к опере «Валли» Альфредо Каталани и «Андре Шенье» Умберто Джордано и другие.

В русской опере тоже были свои светила среди либреттистов. Взять хотя бы брата П. И. Чайковского. Модест Ильич Чайковский (1850-1916) автор либретто для опер «Пиковая дама» и «Иоланта», а также «Дубровский» Эдуарда Направника, «Франческа да Римини» Сергея Рахманинова и др.

А вот с Н. А. Римским-Корсаковым работал Владимир Иванович Бельский (1866-1946). Он участвовал в редактировании текста оперы «Садко», написал несколько сцен, создал либретто опер «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Итальянская опера

История итальянской оперы довольно обширна и может быть темой отдельной книги. В данной статье мы остановимся на формировании и развитии только классической итальянской оперы.

Всем известно, что родиной оперы является Италия. Как самостоятельный жанр она появилась в 16 веке. И постепенно с течением времени распространилась по всей Европе. Первый оперный театр был открыт в Италии в 17 веке, и он стал первым в мире театром такого рода. Интересным является тот факт, что первоначальное название оперы было «драма для музыки». Сама эта идея зародилась в эпоху Возрождения во Флоренции, в небольшом кружке, заседания которого проводились в домашней обстановке. Эта будущая итальянская опера представляла соединение музыки, поэзии, драматургии и театральной живописи.

17 век в итальянской опере отмечен творчеством двух композиторов: Алессандро Скарлатти (1660—1725) и Клаудио Монтеверди (1567—1643). Заслугой К. Монтеверди является то, что он начал создавать именно реалистическую музыкальную драму, отличающуюся сильными характерами. Драматическое содержание постепенно уходит на второй план и в опере все большее значение начинает играть само исполнение. 18 век ознаменован пышным расцветом вокального искусства. Именно А. Скарлатти положил начало неаполитанской школе, в которой музыка начала господствовать над текстом. В этот период появляются знаменитые итальянские певцы, которые стали известны своими голосами и вокальным мастерством, под названием bel canto. Однако популярность исполнителей отрицательно сказалась на творчестве композиторов, так как музыка постепенно теряла свое первоначальное значение, вытесняемая «вокальными изысками».

Неаполитанская школа стала известна также еще и тем, что именно из нее вышли два известных направления итальянской оперы — так называемая «серьезная» опера (опера seria) и комическая опера (опера buffа). И если первая постепенно теряла свои позиции, то вторая развивалась с невероятной силой. Эта итальянская комическая опера выросла из комедийных сцен, которыми были полны оперы того времени; другим ее источником были основанные на народных говорах комедии, исполнявшиеся обычно с незамысловатыми песенками. При этом опера buffа нередко показывала на сцене занимательные приключения из жизни современников, высмеивала пороки и тем самым пародировала жанр «серьезной» оперы, основу которого составляли длинные и порой бессодержательные арии. Однако на протяжении своего развития опера buffa изменялась и заимствовала отдельные элементы из «серьезной» оперы. Но жанры эти продолжали сосуществовать раздельно до XIX века включительно.

Итальянская опера XIX века стала известна благодаря композиторам данной эпохи, которые отказались от традиционных мифологических сюжетов и обратились к человеку, к его внутреннему миру. Именно этот период развития оперы связан с именем Джоаккино Россини. Он положил начало новой национальной школе, и опера buffa достигла при нем наивысшего расцвета.

Творчество Россини и его последователей — Винченцо Беллини (1801—1835) и Гаэтано Доницетти (1797—1848)—это, пожалуй, лучшие достижения итальянского оперного искусства в первой трети XIX в. Эти композиторы обогатили итальянскую оперу, используя прекрасные мелодии, близкие к народной песне. Кроме того, они смогли выявить лучшие стороны певцов.

Следующий этап в развитии итальянской оперы приходится на творчество Джузеппе Верди (1813—1901). Он стремился, как можно более реалистично показать характеры и ситуации и постоянно искал новые формы выражения. Самым важным для него была основная идея, которой должен был подчиняться текст и музыка.

Либреттисты во Франции

Жюль Барбье (1825-1901) переработал пьесу, которую написал в соавторстве с Мишелем Карре (1821-1872) «Сказки Гофмана» для оперы Оффенбаха. Случилось это после смерти Карре, а вот при его жизни два поэта плодотворно работали в тандеме и написали либретто к «Гамлету» и «Миньоне» Амбруаза Тома, к «Фаусту» и «Ромео и Джульетте» Шарля Гуно, к «Ловцам жемчуга» Жоржа Бизе.

Другим невероятным тандемом были Анри Мельяк (1831-1897) и Людовик Галеви (1834-1908), подарившие нам текст «Кармен» и пять оперетт Оффенбаха, включая «Периколу» и «Прекрасную Елену». Любопытно, что Мельяк и Галеви написали пьесы, положенные в основу легендарных оперетт. Это «Новогодний вечер» — предшественник «Летучей мыши» Штрауса и «Атташе посольства» — основа для «Весёлой вдовы» Легара.

Эжен Скриб

Нельзя не назвать и одного из самых популярных драматургов XIX века во всём мире — Эжена Скриба (1791-1861). Скриб автор либретто к операм Мейербера «Роберт-Дьявол», «Гугеноты», «Африканка»; к операм Обера «Фра-Дьяволо», «Немая из Портичи» и другим; к опере Фроманталя Галеви «Жидовка». И что примечательно, он же автор пьес, на основе которых мы теперь имеем «Сицилийскую вечерню» и «Бал-маскарад» Верди, «Сомнамбулу» Беллини, «Любовный напиток» Доницетти, «Адриану Лекуврёр» Франческо Чилеа.

Процесс приготовления коктейля Россини:

Традиционно коктейль «Россини» начинают готовить с клубничного пюре. Настоятельно рекомендуем пюре ручной работы из свежей клубники, но никак не консервированное и тем более не джем.

Свежую клубнику промыть под проточной водой, слить на дуршлаг, промокнуть полотенцем и просушить. Затем ягоды перемолоть в электрическом блендере. Готовое пюре поставить в холодильник минимум на 1 час. Можете попробовать пюрировать мороженую клубнику, она особенно хороша.

В самом конце добавить в пюре лимонный сок и сахар (опционально). Размешать.

Коктейль «Россини» готовится по методу shake&strain. В шейкер насыпается крупно колотый лед, затем в соотношении 1 к 2 клубничное пюре и игристое вино. Смесь нужно аккуратно встряхнуть до полного охлаждения. Готовый «Россини» сцедить в бокал для шампанского.

На дно бокала положить одну крупную ягоду клубники, предварительно несколько раз наколотую зубочисткой (так вкуснее). Бокал украсить фруктами. Пить через трубочку.

Посуда для коктейля: Champagne stemware (флют)

Интересные факты:

Почитателям коктейлей «Мимоза» и «Беллини» клубничный «Россини» наверняка придется по душе. Он если не станет соперником двум классическим вкусам, так уж точно превратит их в святую троицу.

Популярный ныне клубничный микс появился не так уж давно. В середине 20 века слабоалкогольную смесь под названием «Россини» впервые подали в знаменитом венецианском Harry’s Bar. Напиток нарекли в честь итальянского композитора Джоаккино Россини, известного во всем мире творца духовной и камерной музыки.

Неопытные бармены частенько заменяют клубничное пюре джемом. Из-за этой необдуманной манипуляции вкус коктейля получается слишком сладким, даже приторным, что непременно убавляет удовольствия от питья. Дешевого вкуса «Россини» можно добиться, если свежее пюре из клубники заменить консервированным. Не делайте подобных ошибок, иначе испортите свою репутацию и пошатнете репутацию заведения, в котором работаете.

В некоторых европейских барах можно встретить «Россини», приготовленный по методу stir в бокале для смешивания.

Классический рецепт коктейля «Россини»

Чтобы сделать «Россини» в домашних условиях, возьмите:

  • 100 мл качественного игристого вина, желательно итальянского бренда «Prosecco»;
  • 50 мл свежей или замороженной клубники;
  • 3-4 капли свежего выжатого сока лимона;
  • сахарный сироп;
  • 3-4 кубика льда.

Пошаговый рецепт «Россини»:

  1. Свежие ягоды вымойте, высушите, оторвите чашелистики. Если плоды замороженные, достаньте их из морозильника, пусть оттают.
  2. Сделайте ягодное пюре. Лучше для этого использовать блендер.
  3. Пюрированную клубнику поставьте на час на полку холодильника, так как напиток должен получиться прохлаждающим.
  4. В охлажденное пюре добавьте лимонный сок. Влейте сахарный сироп по вкусовым предпочтениям. Хорошо размешайте.
  5. Лед бросьте в шейкер. Следом влейте клубничное пюре и алкогольный напиток.
  6. Пару раз встряхните шейкер.
  7. Перелейте коктейль в бокал.

Опера-сериа

Вплоть до XIX в. ведущие партии в операх-сериа («серьезных операх») исполняли мужские сопрано, и лишь позднее им на смену пришли тенора. Опера-сериа была весьма далеким от реальной жизни действом, а ее сюжеты — как правило, эпизоды из античной истории в вольной трактовке — поражают современную аудиторию своей искусственностью. Однако именно в этом жанре итальянская опера завоевала всю Европу, где практически все спектакли исполнялись на итальянском языке. Даже немец Гендель и великие реформаторы оперы Глюк и Моцарт писали музыку на итальянские либретто. Лишь во Франции сформировалась собственная национальная традиция, основы которой заложил Жан Батист Люлли. Впрочем, и он начинал свой жизненный путь во Флоренции под именем Джованни Баттиста Лулли.

музыка Italian opera

Luciano Pavarotti

395 292 слушателя

Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии, будучи сыном Фернандо Паваротти — пекаря и певца, и Адель Вентури —…

Giuseppe Verdi

523 835 слушателей

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в селе Ронколе, расположенном близ городка Буссето и в 25 километрах от Пармы. Верди рос в…

Andrea Bocelli

659 554 слушателя

Итальянский оперный певец Андреа Бочелли родился в 1958 году в Ладжатико в провинции Тоскана. Несмотря на слепоту, он стал одним из…

Giacomo Puccini

384 681 слушатель

Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини (итал. Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini; 22 декабря 1858, Лукка —…

Gioacchino Rossini

416 645 слушателей

Джоаккино Антонио Россини (итал. Gioachino Antonio Rossini; 29, 02, 1792 — 13, 11, 1868) — итальянский композитор, автор нескольких десятков опер.…

2 222 слушателя

Вики-статьи пока нет.

Leyla Gencer

2 909 слушателей

Leyla Gencer was a world-renowned Turkish soprano opera singer.Known as «La Diva Turca» (The Turkish Diva) and «La Regina» (The Queen) in the…

Vincenzo Bellini

69 472 слушателя

Сын Розарио Беллини, руководителя капеллы и учителя музыки в аристократических семействах города, Винченцо закончил Неаполитанскую…

2 466 слушателей

Вики-статьи пока нет.

Gaetano Donizetti

119 403 слушателя

Гаэтано Доницетти (итал. Gaetano Donizetti; 29 ноября 1797 — 8 апреля 1848) — выдающийся итальянский композитор .

Готовился сперва быть…

Franco Corelli

23 076 слушателей

Франко Корелли (итал. Franco Corelli) настоящее имя — Дарио Корелли 8 апреля 1921, Анкона, Италия — 29 октября 2003, Милан, Италия) —…

Vittorio Grigolo

32 927 слушателей

Витторио Григоло (род. 19 февраля 1977, Ареццо , Италия) итальянский певец. Витторио Григоло Григоло родился в Ареццо, но вырос в Риме. Он…

1 808 слушателей

Вики-статьи пока нет.

Licia Albanese

Личия Альбанезе (итал. Licia Albanese; род. 22 июля 1913, Бари, Королевство Италия) — итало-американская оперная певица XX века (сопрано).…

Pietro Mascagni

195 978 слушателей

МАСКАНЬИ, ПЬЕТРО (Mascagni, Pietro) (1863–1945), итальянский оперный композитор, родился 7 декабря 1863 в Ливорно. Руководитель и дирижер…

Mario Lanza

110 158 слушателей

Марио Ланца (настоящее имя Альфредо Арнольдо Кокоцца), американский тенор, киноактер. Родился 31 января 1921 года в Филадельфии, в семье…

4 544 слушателя

Вики-статьи пока нет.

José Carreras

103 359 слушателей

Хосе Каррерас (р. 5 декабря 1946, Барселона, Испания)испанский певец (тенор). Вырос в крайней нищете, усугубленной разорением страны в…

Mirella Freni

21 153 слушателя

Мирелла Френи — итальянская оперная певица (сопрано).

Родилась 27 февраля 1935 в г.Модена, Италия.С детства знакома с Лучано Паваротти (их…

Amelita Galli-Curci

6 233 слушателя

Амелита Галли-Курчи (итал. Amelita Galli-Curci, урождённая Амелита Галли; 18 ноября 1882, Милан, Италия—26 ноября 1963, Ла Холье, США) —…

Ruggiero Leoncavallo

6 239 слушателей

Руджеро Леонкавалло (итал. Ruggero Leoncavallo; 23 апреля 1857, Неаполь — 9 августа 1919, Монтекатини) — итальянский композитор.

Немножко истории

Что Россини – величайший итальянский композитор, знают, наверное, все. А вот его кулинарные таланты и склонность к гурманству известны далеко не каждому. Между тем автор музыки к «Отелло» и «Севильскому цирюльнику» прекрасно разбирался в винах и является автором многих признанных рецептов. Он считал, что хорошая кухня и музыка произрастают из единых корней. Среди поваров даже ходит шутка, что он стал бы известнейшим гастрономом 19-го века, если бы не успел к тому времени прославиться как композитор.

Коктейль Россини придуман отнюдь не им. Появился он только в середине 20-го столетия и впервые опробовался в Венеции, в знаменитом Harry’s Bar. Слабоалкогольный микс был назван в честь композитора поклонником его талантов – как музыкальных, так и кулинарных.

Романтики

На последователей Россини оказал глубокое влияние романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре, почитавшее высшими ценностями борение страстей и крайний индивидуализм.

Подлинным трагическим шедевром стала опера Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» (1835) по мотивам романа В. Скотта «Ламмермурская невеста». А эпизод воображаемого венчания обезумевшей Лючии с погибшим возлюбленным стал, пожалуй, самой знаменитой «сценой безумия» в истории оперы. Подобные сцены были весьма популярны в романтических операх, где неизменно бушевали трагические страсти.

Отдавая должное романтическим страданиям, итальянцы не потеряли вкуса к комической опере; тот же Доницетти мастерски работал в обоих жанрах, оставив потомкам около 70 опер. Его современник Винченцо Беллини умер в молодые годы, успев создать лишь несколько признанных шедевров, в том числе «Норму» (1831), действие которой вполне в духе романтизма и происходит в среде галльских друидов, ведущих борьбу с римскими завоевателями. Доницетти и Беллини были мастерами бельканто (дословно «прекрасное пение»). От орнаментального стиля эпохи кастратов бельканто отличается изысканным лиризмом, которому мастер способен придать глубину подлинного чувства.

Турнедо «Россини»: почему так называется и как готовится

Одно из наиболее известных блюд, «изобретенных» композитором имеет забавную историю, связанную с происхождением названия. Будучи на обеде в парижском Cafe Anglais, трепетно относившийся к кулинарии Россини затребовал приготовления блюда под своим наблюдением. Повар был вынужден готовить в помещении, которое просматривалось из-за стола, где ждал обеда композитор. Издерганный придирками и поучениями маэстро, шеф возмутился, на что тот ответил ему: «Et alors, tournez le dos!» В переводе это значит: «Раз так, поворачивай назад». Последние два слова и артикль и породили имя «турнедо Россини».

Опера-буффа

К середине XVIII века с оперой-сериа стала соперничать опера-буффа, или комическая опера. В этом веселом музыкальном спектакле с быстрой сменой событий действовали простые люди в обычных житейских ситуациях, и, даже попадая в нелепые или затруднительные положения, персонажи проявляли реальные эмоции (не в пример высокопарным излияниям в опере-сериа). В опере-буффа высмеивались всем знакомые пороки, скажем, жадность и тщеславие. Предложив зрителю совершенно иную традицию, опера-буффа тоже получила значительное распространение за пределами Италии, а во Франции даже спровоцировала памфлетную «войну буффонов». В этом жанре работали блестящие композиторы Перголези, Паизиелло и Чимароза.

В XVIII в. четкая грань между серьезной и комической оперой постепенно стерлась, и в серьезной опере начали появляться комические персонажи и эпизоды. С развитием ансамблей, в которых разные персонажи, ведя общую мелодию, одновременно выражали разные чувства, ария утратила свои ведущие позиции. Эти и ряд других перемен придали опере большую гибкость и драматизм. К 1800 г. подошла к закату эпоха кастратов, хотя в исполнении солиста — теперь, как правило, женщины (примадонны) — по-прежнему звучали сложнейшие виртуозные арии, популярность которых иногда даже затмевала славу их исполнителя!

Верди

Величайшим итальянским оперным композитором был Джузеппе Верди, проживший долгую 87-летнюю жизнь и создавший целый ряд бессмертных произведений — от «Оберто» (1830) до «Фальстафа» (1893). Верди — выходцу из бедной крестьянской семьи — удалось найти богатого покровителя, согласившегося оплачивать его учебу. Но Миланская консерватория, не выявив в юноше таланта, отказала ему в приеме, и добиваться успеха ему пришлось упорным трудом и частными уроками.

С первых же шагов композиторской карьеры Верди испытал несколько тяжких ударов — провал ранних произведений, а затем смерть жены и двоих детей. Одно время он был, казалось, готов навсегда забросить сочинительство, но, к счастью, один благосклонный импресарио показал ему либретто (литературный текст) «Набукко». Вдохновленный героическим сюжетом, Верди тотчас взялся за дело, и в 1842 г. состоялась премьера новой оперы. Своим огромным успехом она была отчасти обязана знаменитому хору «Va pensiero», в котором плененные в Вавилоне иудеи тоскуют по утраченной родине. Итальянцы усмотрели здесь намек на собственное угнетенное положение под властью Австрии, и в последующих операх Верди то и дело появлялись сцены со скрытым патриотическим смыслом.

След в музыке

За 50 лет жизни Доницетти создал 74 оперы! Это необыкновенная продуктивность для композитора. Но при столь масштабном объеме работ, качество его произведений было столь же впечатляющим.
Он с легкостью овладевал национальными музыкальными особенностями самых различных стран и воплощал их в своем творчестве. Итальянская, французская и даже русская традиции занимают в списке его творений свое значимое место. К примеру, композитор часто обращается к истории Великобритании, что выразилось в появлении таких мировых шедевров, как оперы «Анна Болейн», «Мария Стюарт». Умение тонко прочувствовать национальный характер народа, правильно оценить трагедию отдельного его представителя сделали этого человека покорителем множества сердец преданной публики.
 

https://youtube.com/watch?v=1awn68K4ZG0

 
Как автор, Доницетти очень скрупулезно подходил к выбору тематики своих произведений. Стараясь следовать за образованным обществом, он использовал в своей работе творчество В. Гюго, А. Дюма, В. Скотта, Дж. Байрона.
Это обеспечило многообразие психологических жанров его произведений. Есть и социальные драмы, среди которых наиболее ярко показала себя «Линда ди Шамуни» — одна из поздних работ венецианского композитора (1842 г.). Есть и героико-исторические произведения («Осада Кале», «Торквато Тассо», уже упомянутая «Мария Стюарт»), и глубокие лирико-драматические оперы («Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка»), и даже трагедии («Лукреция Борджиа»). Но наиболее весомый вклад Доницетти сделал за счет жанра buffa. Его комические оперы («Дон Паскуале», «Дочь полка»), фарсы («Сумасшедшие по заказу») стали отражением его искрометного итальянского характера.
Необыкновенный мелодический дар этого воспитанника романтической оперной школы Италии, глубокая поэтика и изощренная театральность, превратили его произведения в вечный памятник итальянскому гению. Его трагические произведения до сих пор ставятся на оперной сцене, а неповторимая буффонада Доницетти – лучшее, что смогла предложить миру итальянская опера.

Рецепт коктейля Россини

Коктейль обладает тонким клубничным кисло-сладким вкусом, свежестью, выглядит нарядно! Назван он в честь итальянского композитора и появился не так давно, в середине 20в.

Традиционно приготавливается из свежей клубники со льдом, но хочу предложить более бюджетный (хотя от этого не менее вкусный) вариант с замороженной клубникой, мы облегчим себе жизнь и тем, что не понадобится добавлять в коктейль льда — поскольку клубнику будем использовать прямо из морозилки.

Состав и пропорции:

  • игристое вино (просекко) – 120 мл;
  • ягоды клубники – 75 г;
  • лимонный сок – 2-3 капли;
  • сахар – по вкусу;
  • лед в кубиках – по желанию.

В классическом итальянском рецепте в качестве игристого вина используется просекко (prosecco), но его можно заменить любым более-менее качественным игристым вином: шампанским, асти, кавой, креманом и т.д. Некоторые бармены используют не белое, а розовое вино, считая, что оно лучше сочетается с клубникой, но это уже отступление от традиционного рецепта.

Игристое вино и клубничное пюре должны быть хорошо охлаждены, в противном случае в шейкер нужно будет добавить лед. Однако таяние льда будет разбавлять коктейль водой, что в данном случае нежелательно.

Пропорции вина и клубничного пюре можно менять по своему усмотрению.

«Per aspera ad astra»

Доменико Гаэтано Мария Доницетти появился на свет 29 ноября 1797 года в Ломбардии, Бергамо. Семья была очень небогата (отец – сторож, мать – ткачиха), и только удачное стечение обстоятельств позволило мальчику успешно пройти обучение в музыкальной школе Симона Майра, после чего он, как лучший ученик, поступил в Болонский музыкальный лицей у Станислао Маттеи.
Свою карьеру в качестве композитора Доницетти начал в 1818 году. Активно приступив к творческому процессу, он сразу «взял быка за рога»: что ни год – то новое произведение выходит на подмостки оперных сцен. Неудивительно, что уже к 1824 году о молодом композиторе заговорили

Наследник Россини, соперник Беллини, будущее итальянской оперы! Каких только эпитетов он не был удостоен! Впрочем, внимание толпы не мешало молодому человеку сосредоточиться на своих жизненных целях. В 1828 году он успешно женился, а с 1831 года к музыканту приходит поистине мировая слава

Он даже получает профессорскую (а потом и директорскую) должность в консерватории Неаполя (1834-1839 гг.).
В 1835 году умирает основной соперник Доницетти – Винченцо Беллини. Написав по заказу Реквием на его смерть, композитор, казалось бы, получает возможность расслабиться – весь музыкальный мир Италии теперь у его ног. Но, увы, за величайший талант жизнь стребовала высокую цену. После его феерического успеха одно за другим приходят печальные новости. Сперва неудачные роды жены, после которых пара теряет возможность иметь детей. Потом смерть отца и матери, а напоследок и смерть супруги, которая так и не оправилась после смерти ребенка. Казалось бы, такой каскад несчастий должен сломать тонко чувствующую личность Доницетти, но внутренняя сила натуры не позволила ему пасть – чувство ответственности перед окружающими людьми заставляет композитора работать еще усерднее.
Оправившись, за каких-то 10 лет он смог создать еще, как минимум, 4 мировых шедевра и получить значимый пост придворного композитора в Вене (1842 г.). Но в это же время в голове предупредительно прозвонил колокольчик – пора… Начавшиеся приступы головной боли привели за собой психологическое заболевание и вскоре (1844 г.) Доницетти вынужден был отойти от музыкальной деятельности. А 8 апреля 1848 года его не стало.

Знаменитые теноры

Энрико Карузо, Андреа Бочелли, Лучано Паваротти, Франко Корнелли, Джованни Мартинелли, Марио Ланца, певвицы Рента Тебальди, Мария Канилья, Калудиа Муцио, Аделина Патти – это лишь небольшой список невероятных теноров в итальянской опере разных лет.


Фото: Pirlouiiiit / Wikimedia Commons

К XIX веку это музыкальное направление почти полностью сформировалась и продолжило шествовать по сценам мира. Оперные театры стали важнейшими культурными очагами, и многие из них, такие как Ла Скала в Милане, «Театр Коммунале», Сан-Карло и Римская опера многие годы остаются самыми лучшими в мире.

Также насладиться итальянской оперой можно в 60 действующих театрах по всей Италии. В большинстве крупных городов есть театры, куда можно достать билет и насладиться великолепным исполнением и чудесной музыкой.

Правда нужно сказать, что купить билет на концерт тоже бывает не так просто, так как любителей этого вида искусства довольно много. Порадуют туристов и фестивали, которые проходят летом и осенью в нескольких городах Италии. В следующем нашем материале мы расскажем вам о календаре праздников в Италии, где вы узнаете о предстоящих событиях и сможете посмотреть их даты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: