Кто заставил петь эсмеральду?

Эсмеральда (опера)

Романсы Даргомыжского

Портрет Даргомыжского

Оперные достижения были еще далеко впереди, и вехами на пути к ним стали романсы Даргомыжского, в которых ощущалась любовь и чуткость к поэзии, умение передать в музыке не только общее настроение стихотворения, но и своеобразие стиля поэта. Таковы романсы «Юноша и дева» на слова Пушкина или «Мне грустно» на слова Лермонтова. В этом монологе-размышлении о судьбе любящей женщины каждая фраза, каждая интонация наполнена драматизмом, и можно сказать, что это уже шаг к опере. Еще один шаг сделан в песне «Мельник» (на стихи Пушкина) — в комической сценке, рисующей ссору жены с подвыпившим мужем.

[peckplayer id=”2″ sound=”http://propianino.ru/wp-content/uploads/2013/08/Dargomyzhskiy-Pushkin-Yunosha-i-deva.mp3″]

Верно передавая интонации естественной речи, Даргомыжский создал в этом небольшом произведении два живых, контрастных характера: тяжелодума-мельника и его бойкой, разбитной жены.

Не менее важной ступенью к созданию оперы было и накопление жизненных и художественных впечатлений. Даргомыжский был наблюдательным художником, он чутко подмечал особенности характера человека и проявление их не только в поступках и словах, но и в манере поведения, жестах, интонациях речи.. Осенью 1844 года Даргомыжский отправился в путешествие по Западной Европе, занявшее более полугода

Осенью 1844 года Даргомыжский отправился в путешествие по Западной Европе, занявшее более полугода

Дольше всего пробыл он в Париже в центре европейской музыкально-театральной жизни. Он познакомился с видными музыкантами, посещал театры и концерты. Но не меньший интерес вызывали в нем жизнь, быт, нравы Парижа. Он охотно посещал, например, судебные заседания, где перед ним проходили различные характеры и судьбы, развертывались невыдуманные жизненные драмы. Изучение правды жизни было ступенью к правде в искусстве.

Осенью 1844 года Даргомыжский отправился в путешествие по Западной Европе, занявшее более полугода. Дольше всего пробыл он в Париже в центре европейской музыкально-театральной жизни. Он познакомился с видными музыкантами, посещал театры и концерты. Но не меньший интерес вызывали в нем жизнь, быт, нравы Парижа. Он охотно посещал, например, судебные заседания, где перед ним проходили различные характеры и судьбы, развертывались невыдуманные жизненные драмы. Изучение правды жизни было ступенью к правде в искусстве.

Краткая биография Даргомыжского

Александр Сергеевич Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжский — основоположник реалистического направления в музыке. Это русский композитор, разработавший метод воспроизведения интонаций речи с помощью мелодизированного речитатива. Александр Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в селе Троицкое в Тульской губернии. Его отец был правителем канцелярии в коммерческом банке.

Мальчик не разговаривал до пяти лет. Его голос сформировался поздно и был высоким и немного хрипловатым. В 1817 году Даргомыжские переехали в Петербург. Здесь Александр познакомился с музыкой. Его учительницей была Луиза Вольгеборн, а затем — Адриан Данилевский. На протяжении трех лет с Александром занимался немецкий композитор Франц Шоберлехнер. Дополнительно Даргомыжский приходил на уроки пения к Бенедикту Цайбигу. Достигнув мастерства, юноша выступал на благотворительных концертах в качестве пианиста.

В 1827 году Александр поступил на государственную службу. Он быстро продвигался по карьерной лестнице. Александру нравился оперный театр. Даргомыжский часто музицировал дома. В 1835 году он познакомился с композитором М. Глинкой. С ним ему посчастливилось поиграть на фортепиано в четыре руки. Михаил Глинка передал юному композитору свои конспекты.

После знакомства с Глинкой Даргомыжский захотел самореализоваться. Изначально он выбрал драму «Лукреция Борджиа», но дело продвигалось медленно. Композитор изменил свое решение и начал работать над оперой «Эсмеральда». В 1841 году он закончил оркестровку и перевод. После этого композитор передал работу в дирекцию Императорских театров. Своей премьеры опера ждала несколько лет. Премьера прошла в московском Большом театре. Вскоре о ней забыли.

Автор сложно пережил неудачу с оперой «Эсмеральда». Он начал давать уроки пения женщинам и не брал с них денег. Также композитор создал несколько романсов, которые впоследствии стали популярными. К примеру, «Лилета», «Шестнадцать лет».

В 1843 году Даргомыжский уехал за границу. Он побывал в Германии, Франции, Австрии. В это время Александр Сергеевич познакомился с Анри Вьетаном, Джакомо Мейербером. В 1845 году композитор возвратился в Россию. Его заинтересовал музыкальный фольклор. Элементы такого творчества проявились в произведениях «Лихорадушка», «Мельник».

В 1848 году Даргомыжский начал работать над оперой «Русалка». Он взял сюжет из одноименной трагедии Пушкина. Премьера оперы состоялась в 1856 году в Петербурге. Критик А. Серов написал на нее положительную рецензию. Это придало уверенности автору.

В 1859 году композитор вступил в Русское музыкальное общество. Он был одним из его руководителей. Даргомыжский решил написать новую оперу. Он выбрал третью «Маленькую трагедию» Пушкина под названием «Каменный гость». У композитора начался творческий кризис. Он снова уехал в Европу. Возвратившись на родину, Даргомыжский снова взялся за «Каменного гостя».

Александр Даргомыжский умер 17 января 1869 года в Санкт-Петербурге. Его опера «Каменный гость» осталась незавершенной. По завещанию композитора оперу завершил Цезарь Кюи. Александра Сергеевича похоронили на Тихвинском кладбище. В 1961 году на могиле известного композитора установили памятник. Это фигура пастушка, который держит в руках свирель.

Музыка[править]

Музыка Даргомыжского представляла законченный тип большой романтической оперы. Она в первую очередь красива.

Кроме того, увлеченный характерами персонажей Гюго, Даргомыжский ввел психологические акценты в свое произведение, показывая различные типы человеческих характеристик.

Нельзя забывать, что «Эсмеральда» была первым крупным произведением начинающего композитора. Впоследствии, повзрослев и став знаменитым композитором, он сам признавал собственные музыкальные просчеты, а какие-то музыкальные фразы вообще называл «неважными». «Музыка неважная, часто пошлая, как то бывает у Галеви или Мейербера; но в драматических сценах уже проглядывает тот язык правды и силы, который впоследствии старался я развить в русской своей музыке», — писал Даргомыжский в 1859 году в письме к певице Любови Беленицыной.

Композитор и музыкальный критик А. Н. Серов, поначалу восхищавшийся оперой Даргомыжского, через некоторое время счел ее неинтересной.

«Необходимость решать сложные музыкально-драматургические задачи при отсутствии гибкой, развитой техники сочинения не могла не сказаться на опере в целом. Она отличается неровностью. Наряду с моментами, выделяющимися своей впечатляющей силой и яркостью выражения, многое в „Эсмеральде“ бледно, ординарно, а часто и беспомощно», — констатирует музыковед М. Пикелис.

Постановки[править]

Лишь спустя три года, когда русская оперная труппа возобновила свои представления в столице, «Эсмеральда» Даргомыжского была показана впервые и в Петербурге. Произошло это 29 ноября 1851 г. в помещении Театра-Цирка.

Но в это время театральный мир России заполнило другое произведение по известному роману Гюго: Жюль Перро показал 21 декабря 1848 года один из величайших своих балетов — «Эсмеральду» с Фанни Эльслер в главной партии. Этот балет затмил собою все остальные театральные постановки.

Не сходила со сцены и пьеса «Эсмеральда, или Четыре рода любви».

Эти спектакли явственно конкурировали с оперой Даргомыжского. Тем не менее и опера «Эсмеральда» не снималась с репертуара петербургской музыкальной труппы, время от времени она звучала то в Александринском театре (тогда это не был только драматический театр), то в Театре-цирке, но большого успеха опера не знала и в репертуаре не задерживалась. «Чем больше я наблюдаю, что происходит вокруг меня, тем больше я испытываю желание предать полному забвению мои музыкальные намерения»,— писал Даргомыжский С. Монюшко в январе 1850 года.

Ситуацию исправил выдающийся оперный певец Петербургской императорской труппы О. А. Петров, выбрав «Эсмеральду» Даргомыжского для своего бенефиса в четверг 29 ноября 1851 года в Александрийском театре. Он исполнял партию Клода Фролло, а Леон Леонов, как и на премьере в Москве — пел Феба. Москвичку Семенову заменила молодая петербургская певица А. А. Латышева, в это время беременная и потому не могшая исполнять роль в полную силу. В результате опера прошла с большими музыкальными сокращениями, но тем не менее она напомнила о своем существовании. А в последующие годы целый ряд певцов брал ее для собственных бенефисов, в том числе и благополучно родившая певица А. А. Латышева.

Афиша оперы «Эсмеральда» в бенефис П. Булахова (1859 г.; слева) и сцена из спектакля в МАЛЕГОТ (1958 г.; справа; на фото проставлен 1858 год — это ошибка)

24 сентября 1853 года в Александрийском театре вновь зазвучала «Эсмеральда» Даргомыжского. В спектакле обозначились признаки возросшего внимания к русской опере. Постановка танцев была поручена знаменитому Жюлю Перро, автору одноименного балета. Роль Феба исполнил молодой тенор П. П. Булахов. По общему свидетельству современников, Латышева, Петров и Булахов отлично пели свои партии, создав яркие сценические образы. Только теперь опера познала настоящий успех, но и в этот раз он оказался недолгим.

Последнее прижизненное возобновление оперы Даргомыжского в Петербурге прошло в 1860-м году.

Лишь в 1958 году опера «Эсмеральда» основательно вернулась на сцену — премьера состоялась на сцене Ленинградского Малого оперного театра.

Ныне опера «Эсмеральда» Даргомыжского признается классикой музыкальной культуры.

Поэма для оперного театра

Мрачным думам предаётся архидьякон Клод Фролло. Бездна отчаяния толкает его на занятия чародейством. В роковую минуту он увидел юную Эсмеральду — и грешная страсть охватила его. Он готов взывать к тёмным силам, лишь бы девушка принадлежала ему. Он осознает глубину своего падения, но бессилен совладать с собой.

Гюстав Брион, «Клод Фролло», иллюстрация к «Собор Парижской Богоматери» Гюго, 1877 г.Фото: ru.wikipedia.org

Клод вновь посмотрел на площадь — и лицо его исказилось страшным гневом. Посреди веселящейся толпы он увидел горбатого звонаря Квазимодо. Народ чествует его как короля шутов — первого по уродству. В ярости Клод Фролло подзывает ослушника и даёт ему пощёчину.

Впрочем, архидьякон соглашается забыть всё, но при одном условии. Пусть провинившийся звонарь поможет похитить прекрасную девушку-цыганку. Забитый, затравленный Квазимодо готов на любую низость и жестокость ради мимолётного расположения своего господина.

Эсмеральда зовёт на помощь. Оправившись от ужаса, встречается взглядом со своим спасителем — капитаном Фебом де Шатопером. Она зачарована красавцем-незнакомцем. Он же не прочь затеять новое приключение — он привык «порхать с цветка на цветок»! И даже дарит наивной девушке роскошный шарф — не беда, что это подарок его невесты Флер де Лис.

На площади Квазимодо избивают плетьми. Никому не жаль его. И только Эсмеральда даёт страдальцу воды и облегчает его мучения. Квазимодо поражён милосердием девушки — она первая отнеслась к нему с состраданием, хотя он был готов причинить ей зло. В озлобленной душе обездоленного горбуна просыпается благородство. Квазимодо даёт клятву: всегда быть защитой Эсмеральде. Он теперь не оставит её ни в какой беде!

Кадр из к/ф «Собор Парижской Богоматери», 1956 г.Фото: kinopoisk.ru

Феб в таверне веселится с друзьями. Произошла неприятная сцена, когда Флер увидела свой шарф на цыганке. Но дело можно уладить потом! А пока не стоит беспокоиться о таких пустяках! Однако чувствует, что к Эсмеральде испытывает нечто большее, чем просто увлечение.

Друзья шутят: если смерть придёт, то что? «Мы и ей нальём», — с легкомысленным смехом отвечает Феб. Но тут его настигает незнакомец в монашеском одеянии. Он пытается предотвратить встречу Феба и Эсмеральды. Нетрудно догадаться, что это Клод Фролло. Что ж — если свидание неизбежно, пусть его прервёт кинжал!

Эсмеральда с восторгом смотрит на Феба. Он сам не узнаёт себя — ведь прежде знал лишь мимолётную страсть. Но девушка-простолюдинка пробудила совсем иные чувства. Однако ей страшно — неясные предчувствия не отпускают её. Как будто в ответ на её тревогу Клод ударяет кинжалом Феба.

В убийстве обвинена Эсмеральда. Она ждёт казни. Теперь только смерть подарит ей успокоение. Но появляется Клод Фролло. Пусть несчастная решает — жить ей или умереть! Стоит лишь ответить на его любовь — и она спасена! А нет — её ждут муки казни. Эсмеральда с ненавистью отталкивает его.

Толпа ждёт кровавого зрелища — казни цыганки. Но на площадь выбегает Квазимодо — он полон решимости укрыть Эсмеральду в соборе. Клод решительно заявляет, что нет ей убежища в храме — она неверная! Но Квазимодо не отступает! Впервые толпа с восхищением смотрит на него.

Эме де Лемуд, «Квазимодо спасает Эсмеральду», иллюстрация к «Собор Парижской Богоматери» Гюго, 1844 г.Фото: Общественное достояние

Внезапно появляется Феб. Он, пережив сильные потрясения, осознал, что Эсмеральда — его истинная любовь, и он спасёт её. Он указывает на Клода Фролло как на своего убийцу. Но слишком поздно произошло перерождение. Феб умирает — рана внезапно открылась. Он смыл кровью всё недостойное, что было в его душе.

Эсмеральда чувствует, что жизненные силы оставляют её, и угасает рядом с возлюбленным. Клод ни слова не говорит в своё оправдание, признаётся в преступлениях и отдаёт себя в руки правосудия — пусть это будет искуплением! Безутешный Квазимодо оплакивает умершую Эсмеральду.

Опера «Русалка»

Первым зрелым произведением Даргомыжского стала опера «Русалка» на сюжет драмы Пушкина. История покинутой девушки, бросившейся в реку и превратившейся в русалку, была известна в десятках вариантов. Мы можем найти ее в народных сказках, романтических балладах, в сценических произведениях. В начале XIX века в Петербурге с огромным успехом шла волшебная опера Ф. Кауэра — С. Давыдова «Леста, днепровская русалка».

Опера Даргомыжского «Русалка»Мельник из оперы «Русалка»

Пушкин разработал традиционный сюжет по-своему. Романтическая сказка превратилась у него в реалистическую драму, в которой явственно прозвучала тема социального неравенства. Именно это и привлекло Даргомыжского. Его опера оказалась созвучной самым передовым устремлениям середины XIX века, когда в русском и западноевропейском искусстве все сильнее звучал протест против социальной несправедливости, царящей в обществе.

В музыке «Русалки» примечательнее всего ансамбли, где показаны действующие лица в их взаимоотношениях, в столкновениях. Таков, например, дуэт Князя и Мельника в третьем действии. В отличие от традиционных оперных дуэтов, где голоса гармонично сливаются, это свободно развивающаяся драматическая сцена. Музыка чутко передает все, что происходит в душе несчастного старика, потерявшего дочь, в его сознании, то спутанном, то проясняющемся.

Старый капрал

Хочу правды

Драматургом и чутким психологом Даргомыжский был не только в опере, но и в романсах. В некоторых его романсах, являющихся своего рода песнями сценками, действуют не отвлеченные лирические герои, а живые, конкретные персонажи, наделенные характерным обликом. поведением, манерой речи. В письме к своей ученице Даргомыжский писал однажды: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

И действительно, композитор всегда стремился найти и передать в мелодии живую интонацию человеческой речи, выражающую чувство, наполняющее слова. Такова песня «Старый капрал» на слова Беранже в переводе Василии Курочкина. Композитор назвал это произведение «драматической песней», и оно действительно воспринимается почти как оперный монолог. Немногими, но очень меткими штрихами обрисован характер старого солдата — суровый, прямой, непреклонный.

На слова Беранже написана и песня «Червяк». В ней звучит живая интонация речи униженного маленького человека, не привыкшего говорить во весь голос. Такие персонажи, внешне комичные, но вызывающие сочувствие к себе, не редкость в литературе тех лет. Мы найдем их и у Гоголя («Шинель», «Записки сумасшедшего»), и у Достоевского («Бедные люди»). Но в музыке это было совсем новым и смелым словом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: