использованная литература
Примечания
Цитируемый источник
- Бальдини, Габриэле (1970), (перевод Роджера Паркера, 1980), История Джузеппе Верди: Оберто до Un Ballo in Maschera . Кембридж и др .: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29712-5
- Бадден, Джулиан (1984), Опера Верди, Том 1: От Оберто до Риголетто . Лондон: Касселл. ISBN 0-304-31058-1
- Чусид, Мартин, (ред.) (1997), Средний период Верди, 1849–1859 , Чикаго и Лондон: University of Chicago Press. ISBN 0-226-10658-6 ISBN 0-226-10659-4
- Кимбелл, Дэвид (2001), в Холдене, Аманде (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam, 2001. ISBN 0-14-029312-4
- Осборн, Чарльз (1969), Полная опера Верди , Нью-Йорк: Da Capo Press, Inc. ISBN 0-306-80072-1
- Паркер, Роджер (1998), « Луиза Миллер » в Стэнли Сэди, (ред.), Словарь оперы New Grove , Vol. 3. С. 80–82. Лондон: Macmillan Publishers, Inc. ISBN 0-333-73432-7 ISBN 1-56159-228-5
- Филлипс-Матц, Мэри Джейн , Верди: биография , Лондон и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993 ISBN 0-19-313204-4
Другие источники
- Де Ван, Жиль (перевод с Джильды Робертс) (1998), Театр Верди: создание драмы через музыку . Чикаго и Лондон: Чикагский университет Press. ISBN 0-226-14369-4 (в твердом переплете), ISBN 0-226-14370-8
- Госсетт, Филип (2006), Дивы и ученый: Выполнение итальянской оперы , Чикаго: University of Chicago Press. ISBN 0-226-30482-5
- Каллберг, Джеффри (1991), Луиза Миллер , критическое издание с полной партитурой. Чикаго и Милан: Издательство Чикагского университета и Г. Рикорди. ISBN 0-226-85312-8 (University of Chicago Press), ISBN 88-7592-045-1 (G. Ricordi & C.).
- Мартин, Джордж, Верди: его музыка, жизнь и времена (1983), Нью-Йорк: Додд, Мид и компания. ISBN 0-396-08196-7
- Паркер, Роджер (2007), Руководство New Grove по Верди и его операм , Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press. ISBN 978-0-19-531314-7
- Пистоне, Даниэль (1995), Итальянская опера девятнадцатого века: От Россини до Пуччини , Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-82-9
- Той, Фрэнсис (1931), Джузеппе Верди: его жизнь и творчество , Нью-Йорк: Кнопф
- Уокер, Франк, Человек Верди (1982), Нью-Йорк: Кнопф, 1962, Чикаго: University of Chicago Press. ISBN 0-226-87132-0
- Варрак, Джон и Уэст, Юэн, Оксфордский словарь оперы Нью-Йорка: OUP: 1992 ISBN 0-19-869164-5
- Верфель, Франц и Стефан, Поль (1973), Верди: Человек и его письма , Нью-Йорк, Венский дом. ISBN 0-8443-0088-8
История выступлений
Мариетта Газзанига, оригинальная Луиза
Сеттимео Мальвецци, оригинальный Родольфо
19 век
Премьера 8 декабря 1849 года была хорошо принята, хотя для Верди опыт общения с властями в Опере Сан-Карло в Неаполе заставил его поклясться никогда не ставить там ни одной оперы. На самом деле, он никогда не делал этого, несмотря на то, что изначально написал для этого дома « Un bal in maschera» .
В Италии после премьеры Луизу поставили в Риме в 1850 году, а в Венеции, Флоренции и Милане снова до 1852 года. Премьера в США была поставлена труппой Кэролайн Ричингс в Театре Уолнат-Стрит в Филадельфии 27 октября 1852 года с Кэролайн Ричингс в спектакле «Себастьян». заглавная роль. Затем 3 июня 1858 года состоялась первая британская презентация в Театре Ее Величества в Лондоне .
20 век и далее
Хотя Луиза Миллер не так популярна, как наиболее часто исполняемые произведения Верди, такие как « Риголетто» , «Травиата» или « Аида» , ее довольно часто можно увидеть на сценах мировых оперных театров.
После первых шести спектаклей в сезоне 1929/30 в Метрополитен-опера в Нью-Йорке опера не давалась там до 1968 года при Томасе Шипперсе . Луизой звали Монтсеррат Кабалье , Родольфо Ричард Такер , Миллер Шерилл Милнс , Вальтер Джорджио Тоцци и Вурм Эцио Флагелло . С тех пор Метрополитен неоднократно возрождал эту работу.
Известные возрождения включают выступления Кабалье в Гран Театре дель Лисеу в январе 1972 года и в Театре Ла Скала в мае 1976 года. Катя Риччарелли исполнила заглавную партию вместе с Лучано Паваротти несколько раз в те годы, особенно в Сан-Франциско и снова в Турине. с Хосе Каррерасом . В 1978 году опера была представлена в Королевском оперном театре Ковент-Гарден, также с Риччарелли в главной роли. Лучано Паваротти исполнил роль Родольфо в оригинальной постановке; в более поздних сезонах Риччарелли повторил главную роль с тенором Хосе Каррерасом, за ним последовали Пласидо Доминго, а затем Карло Бергонци.
Эту оперу поставили три оперные труппы, которые планируют представить все оперы Верди: Опера Сарасота в 1999 году как часть «Цикла Верди»; театр Парма в октябре 2007 года в рамках своего текущего «Фестиваль Verdi»; и ABAO в Бильбао, Испания, в 2012 году в рамках серии «Viva Verdi». Paris Opéra в Бастилии оперы представил работу с Ана Мария Мартинес и Рамон Варгас , как Луизы и Родольфо соответственно на 8 марта 2008.
В апреле – мае 2010 года в новой постановке Цюрихского оперного театра были Барбара Фриттоли в роли Луизы, Фабио Армилиато в роли Родольфо и Лео Нуччи в роли Миллера. В 2012 году постановки были показаны в трех городах Германии, включая Берлин, Штутгарт и Мюнхен, а также Мальмё в Швеции. В 2013 году опера была представлена труппой Израильской оперы в Тель-Авиве, Немецкой оперой на Рейне в Дуйсбурге и Дюссельдорфе, а также в Будапеште. Опера Сан-Франциско открыла свой 93-й сезон в сентябре 2015 года исполнением оперы.
Оперы. Все произведения
- Балет Ромео и Джульетта
- Беллини — Норма
- Бородин — Князь Игорь
- Вагнер — Валькирия
- Вагнер — Гибель богов
- Вагнер — Золото Рейна
- Вагнер — Летучий голландец
- Вагнер — Лоэнгрин
- Вагнер — Тангейзер
- Вебер — Вольный стрелок
- Верди — Аида
- Верди — Бал-маскарад
- Верди — Дон Карлос
- Верди — Зигфрид
- Верди — Луиза Миллер
- Верди — Макбет
- Верди — Набукко
- Верди — Риголетто
- Верди — Травиата
- Верди — Трубадур
- Верди — Фальстаф
- Гендель — Оттон
- Гершвин — Порги и бесс
- Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
- Глинка — Руслан и Людмила
- Глюк — Орфей и Эвридика
- Гуно — Фауст
- Даргомыжский — Русалка
- Доницетти — Дон Паскуале
- Доницетти — Любовный напиток
- Доницетти — Лючия ди Ламмермур
- Жизель
- Жорж Бизе — Кармен
- Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
- Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
- Корсар
- Лебединое озеро
- Леонкавалло — Паяцы
- Масканьи — Сельская честь
- Моцарт — Волшебная флейта
- Моцарт — Дон Жуан
- Моцарт — Похищение из сераля
- Моцарт — Свадьба Фигаро
- Мусоргский — Борис Годунов
- Мусоргский — Хованщина
- Мюзикл Кошки
- Пуччини — Богема
- Пуччини — Джанни Скикки
- Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
- Пуччини — Манон Леско
- Пуччини — Принцесса Турандот
- Пуччини — Тоска
- Рахманинов — Алеко
- Римский-Корсаков — Золотой петушок
- Римский-Корсаков — Псковитянка
- Римский-Корсаков — Садко
- Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
- Римский-Корсаков — Снегурочка
- Римский-Корсаков — Царская невеста
- Россини — Севильский цирюльник
- Рубинштейн — Демон
- Рыбников — Юнона и Авось
- Спящая красавица
- Тристан и Изольда
- Чайковский — Евгений Онегин
- Чайковский — Иоланта
- Чайковский — Пиковая дама
- Чайковский — Чародейка
- Чайковский — Щелкунчик
Музыка
Джулиан Бадден подводит итоги сильных сторон этой оперы и демонстрирует, как она принимает множество новых измерений, основываясь на нескольких вещах: относительно более длительные сроки завершения пьесы, тот факт, что Верди заранее сделал наброски некоторых музыкальных произведений. , возможность «позволить вновь обретенным парижским элементам ассимилироваться в его итальянском стиле», в результате чего «лучшее из этого установило новый стандарт в вердианской опере»
Он демонстрирует, как в третьем акте «чувствительная партитура, гибкость музыкальных форм, возрастающая важность роли, которую Верди отводит оркестру … позволяют ему написать два длинных речитатива диалога (Луиза и Миллер; Луиза и Родольфо)
). из этих двух дуэтов, Дэвид Kimball отмечает , что они «лучше проиллюстрировать привычки Верди вылепляя музыкальные формы , чтобы соответствовать драматической цели», хотя Паркер немного квалифицирует это, заявив , что он видит важность оперы среди тех письменного предварительного Риголетто как существа не столько «из-за формальных экспериментов, сколько из-за контроля над традиционными музыкальными формами, особенно с большим дуэтом». В этом отношении он считает его похожим на Il trovatore .
Что касается общей важности Луизы , Бальдини заявляет, что:
- По художественной ценности опера сопоставима только с « Набукко» , « Эрнани» и « Макбет» . Короче говоря, это четвертая опера Верди, к которой можно отнестись совершенно серьезно: к этому моменту он написал четырнадцать.
Другой музыкальный пример был отмечен Бадденом (см. выше): Верди не хотел устанавливать обычную стретту в конце второго акта (но, в то же время, он согласился с либреттистом, который хотел, чтобы акт завершился музыкой. что «должно ускориться к анимированному финалу»). В музыкальном плане Бадден отмечает, что Верди согласился и:
- Завершается в три этапа монтажа; но это не что иное, как обычная стретта. Нет и оперной модели для этого типа концовки. Верди пошел дальше примера своих итальянских предшественников, позволив оригинальной драме диктовать свои формальные идеи.
Записи
Год | Луиза, Родольфо, Миллер, Федерика, граф Вальтер, Вурм | Дирижер оперного театра и оркестра | Этикетка |
---|---|---|---|
1951 г. | Люси Келстон , Джакомо Лаури-Вольпи , Сципио Коломбо , Мити Труккато Пейс, Джакомо Ваги , Дуилио Баронти | Марио Росси , Хор и оркестр RAI | Opera d’Oro Cat: 1429 год |
1964 г. | Анна Моффо , Карло Бергонци , Корнелл МакНил , Ширли Верретт , Джорджио Тоцци , Эцио Флагелло | Фаусто Клева , оперный хор и оркестр RCA Italiana | Аудиодиск: RCA Red Seal Cat: 88875073462 |
1975 г. | Монтсеррат Кабалье , Лучано Паваротти , Шерилл Милнс , Анна Рейнольдс , Боналдо Джайотти , Ричард ван Аллан | Питер Мааг , Лондонский оперный хор, Национальная филармония | Аудио компакт-диск: Архив искусств Кат. |
1979 г. | Катя Риччарелли , Пласидо Доминго , Ренато Брусон , Елена Образцова , Гвинн Хауэлл , Владимир Ганзаролли | Лорин Маазель , Королевский оперный театр, Хор и оркестр Ковент-Гарден | |
1979 г. | Рената Скотто , Пласидо Доминго , Шерил Милнс , Жан Крафт , Боналдо Джайотти , Джеймс Моррис | Джеймс Левин , оркестр и хор Метрополитен-опера (Живая запись выступления 20 января) | DVD: Deutsche Grammophon Cat: DG 073 4027 и B0007070-09 |
1988 г. | Джун Андерсон , Таро Ичихара , Эдвард Томаджян, Сусанна Ансельми, Пол Плишка , Ромуальд Тесарович | Маурицио Арена , Опера де Лион оркестр и хор и Опера де Монпелье Хор | VHS: Home Vision LUI-01 (NTSC); Polygram 079262-3 (PAL) DVD: Kultur Video |
1991 г. | Априле Милло , Пласидо Доминго , Владимир Чернов , Флоренс Кивар , Поль Плишка , Ян-Хендрик Рутеринг | Джеймс Левин , оркестр и хор Метрополитен-опера | Аудио компакт-диск: Sony Classical 48073 |
2006 г. | Дарина Такова , Джузеппе Саббатини , Дамиано Салерно, Урсула Ферри, Арутюн Котчинян, Александр Виноградов |
Маурицио Бенини , оркестр и хор Ла Фениче |
DVD: Naxos Cat: 2.110225-26 |
2007 г. | Фиоренца Седолинс , Марсело Альварес , Лео Нуччи , Катарина Николич, Джорджио Суриан, Рафал Сивек | Донато Рензетти, оркестр и хор Teatro Regio di Parma |
DVD: до мажор Кат: 722904 |
2012 г. | Олеся Головнева, Люк Роберт, Владислав Сулимский, Ивонн Фукс, Тарас Штонда, Ларс Арвидсон | Михаэль Гюттлер, оперный хор и оркестр Мальмё |
DVD: Arthaus Musik Cat: 101688 |
2018 г. | Марина Ребека , Иван Магри, Джордж Петин , Юдит Кутаси, Марко Мимица, Анте Еркуница | Иван Репушич, Münchner Rundfunkorchester , Chor des Bayerischen Rundfunks | CD: BR Klassik , Кат .: 900323 |
Верди. Опера «Луиза Миллер»
Трагическая мелодрама в 3 действиях. Либретто по драме Шиллера «Коварство и любовь» написано С. Каммарано.
Первое представление состоялось 8 декабря 1849 года в Неаполе.
Действующие лица:
Миллер, отставной солдат, баритон
Луиза, его дочь, сопрано
Граф Вальтер, бас
Родольфо, его сын, тенор
Вурм, секретарь Вальтера, бас
Герцогиня Федерика, меццо-сопрано
Первое действие — «Любовь». Первая картина. Луиза, дочь старого отставного солдата Миллера, любит Родольфо, сына владетельного графа Вальтера. Ни Луиза, ни ее отец не подозревают, что Родольфо — сын графа. Для них он — простой крестьянин Карло. Родольфо отвечает Луизе горячей и искренней любовью. Миллер, однако, не верит искренности Карло. Смутные подозрения тревожат старика. Сердце его полно мрачных предчувствий. Беспокойство старого солдата было не напрасным. Секретарь графа Вальтера — безжалостный и коварный Вурм тоже влюблен в Луизу. Ненавидя Родольфо, он сообщает Миллеру, что Карло — сын графа, собирающийся обольстить и обмануть Луизу. Миллер в глубоком отчаянии. Он запрещает дочери встречаться с Родольфо.
Вторая картина. К графу должна прибыть его племянница — герцогиня Федерика. Детство и юность провела она вместе с Родольфо и до сих пор глубоко любит своего двоюродного брата. Отец Федерики насильно выдал дочь замуж за герцога Остгеймского, теперь герцог умер, Федерика осталась вдовой. Граф Вальтер пригласил ее к себе, чтобы договориться о свадьбе. Сопровождаемая пышной свитой, герцогиня приезжает в замок, чтобы сочетаться браком с Родольфо.
Граф Вальтер уже предупрежден секретарем Вурмом о том, что Родольфо любит Луизу. Разгневанный старик решил сурово наказать Миллера и его дочь, а сына силой заставить жениться на герцогине. Однако сам Родольфо открывает Федерике тайну своей любви к Луизе и отказывается от брака. Оскорбленная герцогиня клянется отомстить Родольфо.
Третья картина. К дому старого Миллера приходит Родольфо — он вынужден открыть Луизе и ее отцу свое настоящее имя. Юноша старается успокоить любимую, уверяя, что графский титул не послужит препятствием к браку. — Я переменил имя, но сердце у меня все то же,— говорит он Луизе. Родольфо не боится отца — ему известна тайна графа. Если пригрозить ее разоблачением, отец вынужден будет сменить гнев на милость.
В дом Миллера является сам граф. Узнав, что сын упорствует в своем намерении жениться на Луизе, граф вызывает солдат и приказывает отправить старика Миллера в тюрьму. Когда такая же участь угрожает и Луизе, Родольфо решается на крайнюю меру. Сын владеет тайной, тщательно скрываемой от всех. Чтобы получить графский титул и наследство, Вальтер с помощью Вурма убил своего брата. Угроза Родольфо обнародовать эту тайну заставляет графа отказаться от ареста Луизы.
Второе действие — «Коварство». Первая картина. Отец Луизы томится в тюрьме. Ему грозит смерть. Чтобы спасти жизнь отца, Луиза согласна с требованием Вурма написать письмо Родольфо и оклеветать себя перед любимым. Она пишет, что хотела стать женой графа ради его титула и богатства, что любит Вурма и собирается выйти за него замуж. Много слез и страданий стоило бедной девушке ужасное письмо, вынужденный обман навсегда разлучит ее с любимым. Но жизнь отца для Луизы дороже собственного счастья.
Вторая картина. Письмо Луизы попадает в руки Родольфо. Несчастный юноша поверил ему, он примиряется с отцом, дает согласие на брак с герцогиней. Но это только на словах. В душе у него созрело другое решение — он убьет Луизу и умрет вместе с ней.
Третье действие — «Яд». Старик Миллер освобожден из тюрьмы. Он не знает, какой страшной ценой куплена его свобода. Охваченная отчаянием и ужасом, Луиза решает покончить жизнь самоубийством.
Появляется Родольфо. Прежде чем убить изменницу и умереть самому, он хочет услышать из ее уст страшную правду: значит, Луиза не любила, а обманывала его? Девушка, связанная клятвой, данной Вурму, подтверждает все, что было написано в письме. Родольфо наполняет кубок ядом и осушает его. Второй кубок с отравой он предлагает выпить Луизе Перед лицом наступающей смерти Луиза считает себя освобожденной от клятвы и открывает Родольфо всю правду. Влюбленные умирают.